Но особенно Валаамский монастырь возвысился в это время миссионерскою деятельностию своих иноков далеко за пределами отечества. В половине прошлого столетия русские промышленники открыли Алеутские острова. Промышляя там бобров и других зверей, они вместе с тем располагали полудиких островитян и к принятию православно-христианской веры. Когда все частные промышленники соединились в одну компанию, которая ныне известна под именем Российско-Американской: то агент её, умный и набожный Рыльский купец Григорий Иванович Шелехов, прежде сам обращавший Алеутов к православной вере, вошёл к высшему начальству с представлением об отправлении на Алеутские острова православной духовной миссии. Св. Синод при этом обратил преимущественное своё внимание на Валаамский монастырь и настоятелю его, игумену Назарию, поручил избрать между подчиненными ему иноками миссионеров, требуемых для Алеутки. Выбор о. Назария пал на иеромонаха Иоасафа Болотова, духовного звания, пришедшого на Валаам из ярославских пределов, так как в нём замечены нрав светлый и приятный, кротость и твёрдость духа, увлекательный дар слова с силою убеждения и строгая обдуманность в исполнении предприятий. Иоасаф с радостию изъявил согласие принять на себя трудный апостольский подвиг. В помощь ему назначены были ещё несколько монашествующих Валаамского же монастыря 75 . По именному повелению Императрицы Екатерины Иоасаф сделан был начальником образовавшейся миссии, произведен в архимандриты и, для благолепия при отправлении богослужения, ему были пожалованы митра и наперсный крест, да и вообще вся миссия снабжена всем нужным для священнослужения и проповеди христианства. Все это происходило в конце 1793 года. В следующем 1794 году миссионеры отправились к месту своего назначения и провели в пути целые 9 месяцев. От Петербурга до Охотска ехали они сухим путём, а от Охотска до Кадьяка плыли морем, причём случилась буря и путешественники подвергались крайней опасности. На Кадьяке миссионеры нашли русское поселение и вскоре выстроили церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Вениамин Благонравов 31 мар. 1873 перев. из еписк. Камчатских. Викарии Иркутской Епархии 1. Иоасаф Болотов , епископ Кадьякский, хирот. 10 апр.1799 в Иркутске, но на пути в Американские селения утонул с кораблём. 2. Вениамин Благонравов , епископ Селенгинский, 5 февр. 1862 назначен из архим. Костромского Игрицкого монастыря; хирот. 20 мая; 18 мар. 1868 перев. в епископы Камчатские. 3. Мартиниан Муратовский 18 дек. 1868 назначен из архим. Иркутского Вознесенского монастыря; хирот. 9 февр. 1869. Высочайшим указом 12 янв. 1870 учреждена епархия Якутская; епископу именоваться «Якутский и Вилюйский». 1. Дионисий Хитров возведён из викариев Камчатской епархии. 2. Павел Попов , епископ, 6 мар. 1860 хирот. в викария Якутского, а 9 нояб. 1866 перев. в викария Новоархангельского; с 1870 епископ Енисейский. Монастыри 1 Вознесенский, от Иркутска в 4 верстах, основан в 1672 г.; с 1707 по 1741. Кафедральный, по штатам третьеклассный. [III, 578; VI, 959.] С 19 сент. 1836 первого класса. Строители Герасим , основатель, с 1672; † 20 янв. 1676. Ефрем , 1676–80 (около 4-х лет). Исаия (управлял 14 ½ лет); † 1701. Гермоген … Митрофан (управлял 6 лет). Венедикт Шапошников (3 года). Вениамин Скорняков (7 лет). Иерофей Филимонов (4 года). Иоасаф Мордовский (3 года). После архим. Якутского Спасского монастыря. Против всех этих строителей в подлиннике. помечено: «Из Описания монастыря, СПБ, 1840 г., соч. архим. Никодима. Требует исследования. В Ист. Иер., VI, 972, только четверо первых без дат». Игум. Макарий упом. 13 мар. (sic) 1704; † 1713. Архим. Мисаил , из Селенгинского, 1713–18, обратно в Селенгинский Троицкий. – Антоний Платковский определён 1718 из Тобольска (?), до 18 нояб. 1720. Послан в Пекин и вскоре вызван. В 1729 снова туда-же отправился. Игум. Паисий в 1729 перев. из Посольского монастыря, а 1736 – в Якутский Спасский. Архим. Корнилий Бобровников , с 1736; † в мар. 1746. – Наоанаил 14 апр. 1746 перев. из Селенгинского, а 1754 – в Якутский Спасский. – Синесий Ивановский , с 12 мая 1754; † 11 мая 1787.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память преподобному Серафиму Саровскому совершается дважды в год: 2 января – преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) и 19 июля – обретение мощей (1903). 27-го числа. Преподобный Герман Аляскинский Родился преподобный Герман в Серпухове в благочестивой купеческой семье около 1758 года. С самых юных лет возымел отрок Герман великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троицко-Сергиеву пустынь в окрестностях Петербурга. Прожив в Сергиевой пустыни пять или шесть лет, он перешел в Валаамский монастырь. Всею душою полюбил он величественную Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, в полутора верстах от обители. Подвиги преподобного на Валааме продолжались пятнадцать лет. Это было время расширения пределов России на Север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова. С открытием островов обнаружилась необходимость просветить светом Евангельским их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященнейший митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман. В 1793 году Духовная Миссия, образованная для проповеди христианства и крещения язычников – жителей Аляски и прилегающих к ней островов, отправилась из Петербурга на остров Кадьяк и прибыла на место назначения в 1794 году. Святою ревностию проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство ; была заведена школа для образования новокрещеных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров. Монаху Герману Господь благословил потрудиться в Новом Свете дольше других. Под руководством начальника архимандрита Иоасафа (Болотова) Миссия достигла больших успехов. В 1794 году был освящен первый православный храм Воскресения Христова на острове Кадьяк. В 1799 году архимандрит Иоасаф в Иркутске был хиротонисан во епископа Кадьякского. Возвращаясь из Иркутска, преосвященный Иоасаф со спутниками погиб во время шторма в океане. Старец Герман фактически стал исполнять обязанности начальника «Кадьякской Миссии». Его хотели посвятить во иеромонаха и удостоить сана архимандрита с последующим назначением в Пекин, но инок отказался от повышения и пребывал до конца дней своих простым монахом, исполняя великий подвиг старчества. Преподобный Герман поистине был пастырем добрым и защищал жителей Кадьяка от произвола колонистов и предпринимателей. Православные миссионеры пришли к жителям Аляски и ее островов с проповедью любви и мира и обращались с приходившими к ним жителями, как с братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Еще большее развитие миссионерское дело в Восточной Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове; 1860—1873). Святитель-миссионер значительно улучшил организацию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионерского служения монахов, устроил много новых станов и школ. В 1866 г. заботами архиепископа Парфения было открыто Иркутское отделение Православного Миссионерского общества, в 1870 г. переименованное в Иркутский Комитет Миссионерского общества. Этим комитетом была налажена большая издательская деятельность. С 1867 г. архиепископ Парфений постепенно вводил во всех бурятских храмах богослужение на бурятском языке. К началу XX в. в Иркутской миссии насчитывалось до двадцати станов, а обращенных язычников было около 35 тыс. Миссия оказывала благотворное влияние на быт новообращенных кочевников, приучая их к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая для них школы и благотворительные учреждения. Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христианской проповеди. Правительство не удовлетворяло просьб миссионеров, стремившихся ввести крещеных бурят в управление Степных Дум и этим ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных было намного больше эвенков, якутов и тофаларов (карагасов) , чем бурят. В Забайкальской миссии к 1900 г. насчитывалось 26 станов с 20 школами. При Посольском монастыре были открыты миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня и аптека. В 1893 г. миссионерами Забайкалья было обращено около 10 500 язычников, большинство из которых были грамотны и охотно отдавали в школы своих детей. В память апостольской деятельности архиепископа Парфения один из основанных им станов был назван Парфениевским. В 1793 г. на Аляску была отправлена миссия из иноков Валаамского Спасо-Преображенского и Коневского Рождественского монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). В первый же год (1794) православными миссионерами на о-ве Кадьяк было крещено более 7000 местных жителей. Но первоначальная деятельность миссии была непродолжительной. В 1797 г. архимандрит Иоасаф был вызван в Иркутск и рукоположен там во епископа Кадьякского. В 1799 г., возвращаясь на корабле «Феникс» к месту своего архипастырского и миссионерского служения, Преосвященный Иоасаф вместе со всеми своими спутниками погиб в волнах океана во время бури.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

8.  Онуфрий (Маханов), иеродиак.  Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преп. Сергий и Герман. — СПб.: Царское дело, 2005. 9. Русская Православная Церковь в Северной Америке: Ист. справка. — Джорданвилль: Св. — Троицкий монастырь, 1955. — 224 с. 10.  Поберовский С.  Очерк истории православия в Америке (1794—1867 гг.)//Православная жизнь. — 1994. — 4, 6, 7, 8. 11.  Григорьев Д., прот.  От древнего Валаама до Нового Света: Русская православная миссия в Северной Америке//Записки Русской академической группы в США. — Нью-Йорк, 1988. Т. 21. С. 273—296. Дополнительная литература 12.  Архангелов С. А., свящ.  Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. — СПб.: Т. Б. Сойкин, 1899. 13.  Вениаминов И., прот.  Состояние Православной Церкви в Российской Америке//Памятник трудов православных благовестников Русских с 1793 до 1853 гг./Сост. Ал. Стурдза. — М.: Тип. В. Готье, 1857. 14.  Головушков К. Д.  Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761—1799 гг.). — Тверь, 1894. 15. Очерк из истории Американской Православной Духовной миссии: (Кадьяская миссия, 1794—1837 гг.): К 100-летнему юбилею православия в Америке (1794—1894). — СПб.: Валаамский монастырь, 1894. 16.  Михаил (Чуб), архиеп.  Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. — 1970 11. С. 60—72. 17.  Петров В. П.  Русское православие в Америке/Предисл. С. Г. Федоровой//Этнографическое обозрение. — 1994. — 2. — С. 70—77. 18.  Петров В. П.  Русские в истории Америки. — М.: Наука, 1991. 19. Россия в Калифорнии: Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803—1850: В 2 т. — М.: Наука, 2005. — Т. 1. 20.  Тихменев П. А.  Историческое обозрение образования Российско-американской Компании и действия до настоящего времени. Т. 4. Ч. 1—2. — СПб., 1861—1863. 21.  Уржумцев П. В.  Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. — 1970. 11. — С. 48—50. 22.  Федорова С. Г.  Русское население Аляски и Калифорнии (кон. XVIII в. — 1867 г.). — М.: Наука, 1971.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Известно напр., что Сидерий, епископ палебискский, был рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским, и однако же Афанасий Великий не только признал его в этом сане, но потом, по свидетельству папы Синезия, счел достойным возведения на митрополию птолемаидскую. 229 Точно также Павлин антиохийский поставил Евагрия, своего преемника, один без участия кого-либо из епископов, и Феодорит свидетельствует, что епископы Рима и Антиохии признавали Евагрия истинным епископом и не оспаривали как его собственного рукоположения, так и тех рукоположений, которые потом совершены были им над другими. 230 Известно далее, что св. Автоном, епископ Вифинии, поставил единолично себе преемником некоего Корнилия, что Евсевий самосатский, в царствование Валента, когда было сильное гонение на православных от ариан, одетый в воинское платье, прошел всю Сирию и Киликию, рукополагая единолично не только дьяконов и пресвитеров, но даже и епископов, 231 что тоже самое делали Афанасий Великий , Григорий Назианзин , св. Иоанн Златоуст и некоторые другие знаменитые отцы древне-нераздельной церкви. Мало этого, мы имеем примеры единоличного поставления во епископы в нашей собственной русской церкви. Не перечисляя всех подобного рода примеров, укажем лишь на пример из нашей истории сравнительно очень недавнего времени. В Иркутских епархиальных ведомостях за 1869-й год читаем напр. следующие строки о посвящении Иоасафа Болотова: «10 апреля 1799 года в неделю Ваий американский миссионер архимандрит Иоасаф Болотов был хиротонисан во епископа кадьякского одним иркутским епископом Вениамином». 232 Вообще несомненным можно считать то, что в некоторых отдельных случаях церковь дозволяла и единолично совершенную епископскую хиротонию, не смотря на каноническую неправильность её. Такие отдельные случаи – случаи церковной нужды, для которой, как известно, закон не лежит и в силу которой канонические неправильности в области таинства священства, равно как и в области других таинств, допускались в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В полную силу монастырская жизнь восстанавливается лишь во второй половине XVIII века при игуменах Назарии и Иннокентии. Подвижник из Саровской пустыни, старец Назарий ввёл и в Валаамском монастыре Саровский общежительный устав и этим продолжил традицию, заложенную основателями. Валаам начал даже духовное окормление не только ближних земель и народов, но и дальних. По благословению игумена Назария шесть валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) отбыли на Аляску, где основали Православную миссию. Среди них был и валаамский монах, знаменитый миссионер, преподобный Герман Аляскинский. В августе 1819 года Валаамский монастырь посетил высочайший гость - император Александр I. Он прибыл на остров в лодке, без обычной свиты, предварительно распорядившись, чтобы " встречи никакой не делать " и " принимать как... путешественника " . Царь попросил благословения у всех иеромонахов, " целуя у каждого руку, кланялся всей братии " , монахам же запретил кланяться своей особе. На второй день " император прежде всех изволил прийти к заутрене, когда пономарь едва успел отпереть церковные двери " . Посетив пустыньку одного из отшельников, император " почти ползком прополз под изгородь, говоря: " Ведь я солдат " . А на вопрос одного подслеповатого монаха, не узнавшего царя: " Кто сидит рядом со мною? " - Александр скромно ответил: " Путешественник " . После приезда Александра I на Валаам члены царской фамилии стали часто посещать обитель. По воле царя в Петербурге было учреждено монастырское подворье, обитель получила от казны большую сумму на украшение храмов, был отлит колокол весом в 550 пудов и подвешен на звоннице колокольни главного собора. Этот замечательный памятник эпохи сохранился, и на нём можно прочитать надпись: " Вылит сей колокол на острове Валаам при державе благочестивейшего государя импеатора Александра Павловича и супруге его Елисавете Алексеевне... " . На колоколе был помещён также медальон с рельефным изображением преподобных Сергия и Германа. Не раз посещал монастырь знаменитый святитель Игнатий (Брянчанинов), желавший првести остаток дней в одном из валаамских скитов.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Кроме филиала Православного богословского факультета на территории Оломоуцко-Брненской епархии действует епархиальное духовное училище и двухлетние заочные курсы. В Брно открыта Святовацлавская музыкальная школа. Образовательной деятельностью также занимаются неполитические общественные организации: Православная Академия в Вилемове (Чешская республика) и Православная Академия Словакии в Михайловцах. В их задачи входят богословские и культурные обмены, конференции, семинары, образовательно-воспитательные и культурные программы, издательская деятельность, создание православных СМИ, практическая диакония и благотворительность. Основные издания — «Голос Православия» и «Заповедь святых Кирилла и Мефодия». Выпускается «Православный богословский сборник». 14. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ 14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке 14.1.1. История основания Православной Церкви в Америке Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте связано с освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г.г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Среди членов миссии был священномученик иеромонах Ювеналий и преподобный Герман Аляскинский, ныне почитаемые православные святые. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Успех миссии поставил вопрос о назначении на Аляску самостоятельного епископа, которым стал с титулом «Кадьякский» в 1799 г. архимандрит Иоасаф. Трагическая гибель не позволила ему приступить к архипастырским обязанностям. В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (+1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010