Собственные духовные муз. произведения Л. начал писать на рубеже XIX и XX вв., придя к убеждению, что «в церковной музыке можно наделать чудеса». Подтверждением этой мысли стали его «Десять переложений из Обихода для смешанного хора» (Op. 61), посвященные Е. С. Азееву (изд. в 1907 в С.-Петербурге П. И. Юргенсоном, переизд.: М., 1992), сюда вошли стихира на Рождество Христово «Слава в вышних Богу», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», кондак на Рождество Христово «Дева днесь», тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам», ексапостиларий Великого четверга «Чертог Твой вижду», задостойник на Воздвижение, Херувимская, «Тебе поем» на литургии, причастны «Хвалите Господа с небес» и «Чашу спасения прииму». Авторские переложения Л. стали неотъемлемой частью творческих исканий и достижений представителей Нового направления рус. духовной музыки. К этому периоду относятся его гармонизации и переложения духовных стихов , вошедшие в сборники рус. народных песен, изданные в 1898-1907 гг. В преддверии всероссийского прославления свт. Иоасафа Белгородского, весной 1910 г., Л. написал хор a cappella «Ежечасная молитва святителя Иоасафа Горленко». В том же году хор был опубликован в книге петербургского кружка почитателей свт. Иоасафа, возглавлявшегося прот. Александром Маляревским и кн. Н. Д. Жеваховым , и вошел в несколько следующих изданий наряду с одноименным сочинением В. А. Фатеева (см.: Святитель Иоасаф, еп. Белгородский: Чтение с световыми картинами для школ и народа/Сост.: прот. А. Маляревский. СПб., 1909, 19102, 19113. М., 19122). Созданию на исходе жизни «Ежечасной молитвы...» сопутствовала работа Л. над симфонической картиной «Из Апокалипсиса» (1910-1912), вдохновленной содержанием 10-й главы Откровения св. Иоанна Богослова и образами народной веры, отразившимися в духовном стихе «Страшный Суд», музыкальная тема к-рого цитируется в сочинении. Представление о творчестве Л. дополняют недатированные страницы рукописного наследия композитора: Величание Благовещению Пресв. Богородицы с пометкой «для голоса» (РИИИ КР. Ф. 7 (А). Р. XV. Ед. хр. 7) и одноголосное «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (РНБ ОР. Ф. 449. Ед. хр. 39. Л. 17).

http://pravenc.ru/text/2561100.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.3 из  5) Глава LV. День Св. Иоасафа, 10 декабря 1916 г. Вызов в Царское Село к Ея Императорскому Величеству Было 4 часа дня 10 декабря. Я сидел за письменным столом и был погружен в свои обычные занятия. Раздался телефонный звонок и голос: «сейчас будут говорить с Вами по дворцовому проводу»… Я взволновался, ибо никогда ни с кем не разговаривал по этому проводу. У телефона была А.А.Вырубова, сказавшая мне: «Императрица желает видеть Вас. Приезжайте сегодня к 6 часам вечера во дворец»… «Сомнений нет, – быстро пронеслось в моем сознании, – Распутин обманул меня, отрекшись от Добровольского; нажаловался на меня Императрице, и меня требуют к ответу»… Однако, делать было нечего: быстро собравшись, я поехал в Царское Село. Но странно: я не только не волновался, а, наоборот, чувствовал себя героем; я ехал с гордым сознанием решимости сделать то, чего не удавалось сделать другим. Я хотел сказать Ея Величеству, что не верил никаким сплетням о Распутине, никаким жалобам на вмешательство его в служебные дела министров, пока сам в этом не убедился; я хотел нарисовать картину самочувствия министра, вынужденного делать выбор между долгом к совести и опасением вызвать недовольство Императрицы, и подбирал слова, которые бы сказали, что нельзя создавать таких коллизий, ибо иначе среди министров не останется ни одного честного человека, и министерские портфели будут захвачены такими же проходимцами, как Добровольский… Так я тогда думал; а теперь краснею за свои мысли. Вот до чего был велик гипноз имени Распутина!.. С обычною лаской и чарующей приветливостью встретила меня Императрица и в этот раз. «Вы знаете, кажется, все святые места в России, – сказала мне Государыня, – и Я бы хотела посоветоваться с Вами, прежде чем куда-нибудь поехать… Сначала Я хотела бы, вместе с дочерьми, посетить Новгород, а потом Тихвинский монастырь. Вы, верно, знакомы с Новгородскими святынями: скажите мне, куда Я должна заехать, а Я запишу»… Я вспомнил, что сегодня день Св. Иоасафа, и в словах Ея Величества увидел одно из многочисленнейших чудес Святителя… Я был убежден и громко высказывал свои мысли, доказывая, что Их Величества до той поры не сделают верной оценки Распутина, пока не увидят подлинных старцев и подвижников, пока не предпримут путешествия по святым местам… И я молил Святителя внушить Их Величествам эту мысль и, потому, в словах Государыни Императрицы увидел ответ на просьбу, обращенную к дивному Угоднику Божию.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

IV Через десять лет после описанных событий началась Первая мировая война. Это было еще одно тяжкое испытание для русского народа. Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Николай Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Четвертого сентября 1915 года (по старому стилю), в годовщину прославления святого Иоасафа, чудотворца Белгородского, состоялось общее собрание членов братства святителя Иоасафа. На собрании слово взял никому не знакомый офицер и сказал, что у него есть доклад чрезвычайной важности «и малейшее промедление будет грозить небывалыми потрясениями для всей России... Я не могу молчать... потому что получил от угодника Иоасафа прямое повеление объявить людям волю Бога. Года за два до войны... явился мне в сновидении святитель Иоасаф и, взяв меня за руку, вывел на высокую гору, откуда нашему взору открывалась вся Россия, залитая кровью. Я содрогнулся от ужаса. Не было ни одного города, ни одного села, ни одного клочка земли, не покрытого кровью. Я слышал отдаленные вопли и стоны людей, зловещий гул орудий и свист летающих пуль, зигзагами пересекающих воздух; я видел, как переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю. Картина была так ужасна, что я бросился к ногам святителя, чтобы молить его о пощаде. Но от трепетания сердечного я только судорожно хватался за одежды святителя и, смотря на угодника глазами, полными ужаса, не мог выговорить ни одного слова. Между тем святитель стоял неподвижно и точно всматривался в кровавые дали, а затем изрек мне: «Покайтесь! Этого еще нет, но скоро будет!» После этого дивный облик святителя, лучезарный и светлый, стал медленно удаляться от меня и растворился в синеватой дымке горизонта. Я проснулся. Сон был до того грозен, а голос святителя так явственно звучал, точно наяву, что я везде, где только мог, кричал о грядущей беде, но меня никто не слушал. Наоборот, чем громче я кричал о своем сне, тем громче надо мной смеялись, тем откровеннее называли меня сумасшедшим. Но вот подошел июль 1914 года. Война была объявлена. Такого ожесточения, какое наблюдалось с обеих сторон, еще не видела история. Кровь лилась потоками, заливая всё б ольшие пространства.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Новомученики Каждого письма от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего Рассказывать о том, кем был для нас отец Павел Троицкий, мне придётся немножко издалека. Я с детства воспитывался в атеистической среде, хотя мои родители были очень хорошими людьми, но в Бога они не верили, поэтому я тоже не знал, что есть Бог и был уверен, что Его нет. Архангельская епархия открыла виртуальный музей Новомучеников и исповедников Не выходя из дома, люди смогут посетить недавно открытый в Новодвинске музей Новомучеников и исповедников. В календаре более 1700 новомучеников, а люди практически не почитают их Что нам может дать осмысление подвига новомучеников и исповедников XX века - обсуждение на Рождественских чтениях Новогоднее. Непраздничное Архиепископа Фаддея поместили в тюремную камеру. К уголовникам. Сокамерники издевались над «попом», унижали его. Ставили 65-летнего старика у стены, а сами забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна. Измучив, затолкали под нары. Храму в Строгино переданы личные вещи новомученика Аполлоса (Федосеева) Представители «Комсомольской правды» передали в храм во имя Новомучеников и исповедников Российских в Строгино личные вещи преподобномученика Аполлоса (Федосеева): фотоальбом, параман с крестом, и собственноручно написанную автобиографию. «Русская Голгофа». 12 фильмов о подвиге новомучеников Цикл документальных картин российского историка Феликса Разумовского о подвиге новомучеников XX века Церкви переданы документы дела против епископа Иосафа (Жевахова) Белгородское управление ФСБ России передало представителям Курской митрополии пакет документов репрессированного в 1930-е годы епископа Иоасафа (Жевахова) Священномученик Максим Сандович – первый «российский шпион» Австро-венгерские жандармы с особой жестокостью казнили священника прямо на глазах его беременной жены Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

– …Вчера я имела неудовольствие в очередной раз оценить безвкусицу этой… Великие Княжны были в безобразного цвета платьях, сплошная сумеречность, эти темно-коричневые тона – ужас! Ну и что ж, что Великий Пост! Ох уж эта пещерная ортодоксия! – Зато у Вас, сударыня, все как всегда изумительно. Мой подарок на вашем пальчике блекнет перед всем остальным. Что у нас на вечер? – Сначала мы с баронессой Дановской едем в одно место слух инициировать, как Она спаивает Государя, ну а потом… я, ес-те-ственно ваша, мой юный обожатель!.. – …Привет, слышал, у тебя новое сногсшибательное дело? – Точно. Из Петропавловского собора с гробницы Александра III украдено тридцать два золотых венка. – Эх ты! – Вот тебе и «кудэх-ты»! Сторожа украли. За ночь расплавили и перстни отлили. Продали тут же. Один только расплавить не успели. Взяли их через перекупщика. У него два кольца оставалось, я купил по дешевке. Во, вишь, какое – руки не поднять. Перекупщика брать не за что, а эти сознались. На допросе спрашиваю (двое их): «Что ж это вы Царя так потревожили?» Один отвечает: «А мне, что Царя, что холопа – одна ж…а», а второй говорит, что Царице хотел напакостить, вон, мол, про нее что говорят. Вот такие нынче сторожа у царских гробниц! – А ведь обоих я буду защищать! – Слушай, да вашей адвокатской шайке денег дай, вы и сатану оправдаете? – А если он вам, следователям, денег даст, так вы и ангела засудите, ха-ха-ха!.. – …Нет, вы представляете, на приеме, при всех!.. этот Жевахов, который хлопочет о прославлении Иоасафа Белгородского … кстати, ну сколько можно? Ох, уж эти свя-тые! При Нем уже канонизировано больше, чем за весь прошлый век… Лучше бы Супругу свою манерам поучил, хотя… чему Он может научить, кроме стояния в церкви. Как Она картинно глазки закатывает… Какое на вас очаровательное колечко, княгиня, впрочем, сам ваш пальчик очаровательнее всех колечек, позвольте… – Ну, ну, Ваше Высокопревосходительство… Вадик!.. Ну не так откровенно, мы не одни… – Но когда же мы будем одни?.. Да, так я говорю, этот Жевахов спрашивает Государя, видел ли Он, когда был на канонизации этого старичка Серафима из Сарова… ох уж эти святенькие старички… лучше б конституцию дал, Гришку б убрал, да Свою б в монастырь отдал, где ей самое место… Ну, так видел ли Он Пашу Саровскую?

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

Все перечисленные лица подтвердили правильность взятой Делиевым линии, настаивали на немедленном роспуске прогресс[ивной] группы, на полном бойкоте Лубенского съезда. Они обещали, что добьются и церковного запрещения этого съезда. Контакт между церковными руководящими группами Украины на почве единого фронта против Сов[етской] власти они также приветствовали, санкционируя и почин, и главенство в этом Всеукр[аинского] центра в Киеве под руководством Делиева. Мысль о пополнении кадров руководства организации тайно поставленными епископами они также одобряли, и кандидатуры Гулевича, Козули, Ващинского и Жевахова не встречали их возражений. Они лишь настаивали на предварительном церк[овно]-админ [истративном] утверждении их м[итрополитом] Петром. М[итрополит] Петр, которому я сообщил мнение Брянских, Добронравова, Полянского и Кедрова, согласился с ним» 683 . Судя по рассказу Косткевича, благословение Местоблюстителя на новые епископские хиротонии давалось устное. Не все задуманные доставления удалось сразу осуществить, епископские хиротонии Варлаама (Козули), Феодосия (Димитрия Ващинского) и Иоасафа (Жевахова) состоялись в 1926 г., Порфирия (Поликарпа Гулевича) – только в 1928-м. Но монашеский постриг священника Василия Зеленцова и его рукоположение во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, удалось совершить уже в августе 1925 г. В результате именно епископ Василий сыграл в борьбе с лубенским расколом важнейшую роль, да и не только с лубенским. Уже через полгода, в январе 1926 г., Карин будет информировать Москву, что «за последнее время среди тихоновцев начал выделяться еп[ископ] Василий Зеленцов, недавно рукоположенный упомянутым Дамаскиным и Григорием Полтавским, с согласия всех тихоновских епископов Украины и благословения Крутицкого» 684 . В результате согласованных действий украинских православных епископов, поддержанных Патриаршим Местоблюстителем, успехи лубенских раскольников оказались минимальными, что вынуждены были признать и руководители ГПУ УССР. В отправленном ими в Москву в Секретный отдел ОГПУ «Докладе-сводке по религиозным группировкам на Украине» за июнь 1925 г. было сказано: «По отношению к другим группировкам отдельные тихоновские лидеры ведут активную кампанию против вновь созданной группировки тихоновской автокефалии. Работа главным образом ведется по линии дискредитации епископов, принявших участие в Лубенском Соборе. В сотнях экземпляров по почте рассылаются воззвания и распоряжения Петра Крутицкого о запрещении Иоанникия, Погорилко и Феофила в священнослужении. Дискредитация этой группировки идет, нужно сказать, успешно для тихоновцев при самом активном и ближайшем участии еп[ископа] Дамаскина» 685 . Видно, что епископ Дамаскин не давал Карину покоя, как кость в горле. Осенью 1925 г. он, наконец, смог от него избавиться, но тот успел поставить вместе с архиепископом Григорием еще более «вредного» для ГПУ епископа Василия (Зеленцова).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим Зарубежной Руси Песчанский Образ Матери Божией, второй шаг должен быть сделан каждым, кто в Бога верует. Для сего нужно: 1. Учредить повсеместно комитеты для сбора пожертвований на отпечатание снимков и изготовление икон с чудодейственного обретенного Песчанского Образа в количестве достаточном для того, чтобы каждый русский смог бы за минимальную плату приобрести икону и молиться пред ней. 2. В соответствии с разосланными епархиальной властью циркулярами совершить повсеместно коленопреклоненные молебные пения Песчанскому Образу Богоматери и тем выполнить повеление св. Иоасафа, остающееся и поныне невыполненным. 3. Вырученные от продажи снимков и икон суммы, за покрытием расходов по их изготовлению, направлять в качестве пожертвования Барградскому Подворью Св. Николая , Защитника и Покровителя России. Подворье в Бари, где почивает величайшая святыня русского народа – мощи Святителя Николая, не только не закончено постройкой и переобременено угрожающими ему долгами , но не имеет даже постоянного священника, вследствие чего не совершается богослужение там, где денно и нощно должна была бы возноситься молитва о спасении России. Этот грех нужно загладить. 4. Каждому верующему русскому православному христианину нужно дать обет Богу откликнуться на призыв, когда он последует, о постройке в благодарность за спасение России величественного храма во имя Матери Божией, Песчанский Образ Которой займет в России место равное Ее Казанскому Образу. Теперь же надлежит открыть прием пожертвований на сооружение в Барградском храме Св. Николая киотов для Песчанской иконы Царицы Небесной, Св. Иоасафа Белгородского и Преп. Серафима Саровского . Вот реальные пути спасения России! Будем не только помнить, но откликнемся хотя бы теперь на глас, прозвучавший устами святителя Иоасафа с неба: «Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию!» Имеющие уши слышать, да слышат! Во все концы Европы я разослал приведенную выписку из первого тома своих «Воспоминаний», умоляя издать ее отдельной брошюрой и распространить среди русского беженства, но только один о. архимандрит Ювеналий откликнулся на мой зов, исполнил мою просьбу и снабдил изданную мной брошюрку своими дополнениями, какие мы и приводим.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Вот этот именно Песчанский Образ Богоматери, являвшийся по свидетельству Самой Царицы Небесной источником благодати для всей России , и пришел на помощь нашей Родине в один из самых тяжких моментов ее жизни, в самый разгар войны 1914 года и был… отвергнут . Горделивый человек отвергнул небесную помощь, не поверил Гласу Свыше и отсюда все те бедствия, какие не замедлили обрушиться на Россию и доныне тяготеют над ней. Случилось это таким образом. 4 сентября 1915 года, в годовщину прославления св. Иоасафа, чудотворца Белгородского, в Вознесенском храме Петрограда состоялось обычное архиерейское богослужение, а вечером того же дня – общее собрание членов братства Святителя Иоасафа. Председателем братства после генерал-адъютанта адмирала Д.С. Арсеньева был избран генерал от инфантерии Л.К. Артамонов, а товарищами председателя были протоиерей Маляревский и я. Не помню, что помешало мне быть на общем собрании, которому суждено было не только оставить глубочайший след в моей жизни, но и сделаться поворотным пунктом одного из этапов этой жизни. Вечером 5 сентября явился ко мне протоиерей А.И. Маляревский и, выражая сожаление о моем отсутствии на вчерашнем торжестве, рассказал подробно обо всем, что случилось. «Кончилась обедня, – начал о. Александр, – отслужили мы молебен с акафистом угоднику Божию и разошлись по домам, с тем чтобы собраться вечером в церковном доме на общее собрание. Генерала не было, Вас тоже; открывать собрание пришлось мне. Прочитал я отчет за истекший год, а далее должны были следовать выборы новых членов, речи и доклады, и все, что обычно полагается в этих случаях. Вышло же нечто совсем необычное… Не успел я сойти с кафедры, как заметил, что ко мне пробирается через толпу какой-то военный, бесцеремонно расталкивающий публику и держа в высоко поднятой руке какую-то бумагу… Он очень нервничал и, вплотную подойдя ко мне, спросил меня: – Вы председатель братства Святителя Иоасафа? – Нет, – ответил я, – я товарищ председателя! – Кто же председатель, кто сегодня председательствует? – нетерпеливо и крайне взволнованно спрашивал меня военный.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Предо мною стоял Святитель Иоасаф. Лик Его был Скорбен. “Поздно, – сказал Святитель, – теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле г. Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских… В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей” . Сказав это, Святитель стал невидим, и я очнулся. Это второе видение Угодника Божия было еще явственнее первого, и я не знаю, было ли оно наяву, или во сне… Я, с удвоенною настойчивостью, принялся выполнять это прямое повеление Божие , но в результате меня уволили со службы и заперли в сумасшедший дом… Я бросался то к дворцовому коменданту, то к А.А. Вырубовой, то к митрополитам и архиереям; везде, где мог, искал приближенных Царя; но меня отовсюду гнали и ни до кого не допускали… Меня или вовсе не слушали, или, слушая, делали вид, что мне верят, тогда как на самом деле мне никто не верил, и все одинаково считали меня душевнобольным. Наконец, только сегодня я случайно узнал, что в Петербурге есть братство Святителя Иоасафа… Я забыл все перенесенные страдания, все передуманное и пережитое и, измученный, истерзанный, бросился к вам… Неужели же и вы, составляющие братство Угодника Божия, прогоните меня; неужели даже вы не поверите мне и, подобно многим другим неверам, признаете меня психически больным… Помните, что прошел уже целый год со времени вторичного явления Святителя Иоасафа, что я уже целый год скитаюсь по разным местам, толкаюсь к разным людям, дабы исполнить повеление Святителя, и все напрасно… А война все больше разгорается, и не видно конца; а ожесточение все увеличивается, а злоба с обеих сторон растет… Или и вы, может быть, думаете, что победа зависит от количества штыков и снарядов… Нет, судьбы мира и человека в руках Божиих, и будет так, как повелит Господь, а не так, как захочется людям… Спешите же исполнить повеление Святителя Иоасафа, пока есть еще время его исполнить… Тот, Кто дал такое повеление, Тот поможет и выполнить его… Снаряжайте же немедленно депутацию к Государю; добейтесь того, чтобы святые иконы Матери Божией были доставлены на фронт; и тогда вы отвратите гнев Божий на Россию и остановите кровопролитнейшую из войн, какие видел мир.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Глава I. Только Матерь Божия спасет Россию 4 сентября 1915 года, в годовщину прославления Св. Иоасафа, Чудотворца Белгородского, в Вознесенском храме состоялось обычное архиерейское богослужение, а вечером того же дня – Общее Собрание членов братства Святителя Иоасафа. Председателем братства, после генерал-адъютанта адмирала Д.С. Арсеньева, был избран генерал-от-инфантерии Л.К. Артамонов, а товарищами председателя были протоиерей А.И. Маляревский и я. Не помню, что помешало мне быть на Общем Собрании, какому суждено было не только оставить глубочайший след в моей жизни, но и сделаться поворотным пунктом одного из этапов этой жизни… Вечером, 5 сентября, явился ко мне протоиерей А.И. Маляревский и, выражая сожаление о моем отсутствии на вчерашнем торжестве, рассказал подробно обо всем, что случилось. “Кончилась обедня, – начал о. Александр, – отслужили мы молебен, с акафистом, Угоднику Божию и разошлись по домам, с тем, чтобы собраться вечером в церковном доме на Общее Собрание. Генерала не было, Вас тоже; открывать собрание пришлось мне. Прочитал я отчет за истекший год, а далее должны были следовать выборы новых членов, речи и доклады и все, что обычно полагается в этих случаях. Вышло же нечто совсем необычное… Не успел я сойти с кафедры, как заметил, что ко мне пробирается через толпу какой-то военный, бесцеремонно расталкивая публику и держа в высоко поднятой руке какую-то бумагу… Он очень нервничал и, подойдя вплотную ко мне, спросил меня: “Вы председатель братства Святителя Иоасафа?”.. “Нет, – ответил я, – я товарищ председателя”. “Кто же председатель, кто сегодня председательствует?” – нетерпеливо и крайне взволнованно спрашивал меня военный. “Председательствую я”, – ответил я. “В таком случае разрешите мне сделать доклад братству”, – сказал военный. Я попробовал отклонить это намерение, ибо имя этого военного не значилось в числе докладчиков, я видел его в первый раз, доклада его не читал, а его внешность, возбужденное состояние духа не располагали меня к доверию, и я опасался каких-либо неожиданностей…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010