Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Свято-Германовский съезд православной молодежи РПЦЗ состоялся в Джорданвилле 3 января, 2011. Редакция " Правмира " 25 декабря в Свято-Троицком монастыре и духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле открылся ежегодный съезд православной молодежи, посвященный преподобному Герману Аляскинскому 25 декабря в Свято-Троицком монастыре и духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле открылся ежегодный съезд православной молодежи, посвященный преподобному Герману Аляскинскому, сообщает « Седмица.Ру ». Преподобный Герман происходил из купеческой семьи. Уже в шестнадцать лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива. Через пять лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на Валаам, где после различных послушаний устроился на постоянное жительство в лесной пустыни в полуторе верстах от обители. Там, на Валааме, духовным руководителем и наставником будущего миссионера стал саровский старец игумен Назарий. Через пятнадцать лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Под руководством начальника архимандрита Иоасафа (Болотова) Миссия достигла больших успехов. В 1794 году был освящен первый православный храм Воскресения Христова на острове Кадьяк. После гибели в 1799 году главы миссии архимандрита Иоасафа старец Герман фактически стал исполнять обязанности начальника «Кадьякской Миссии». Его хотели посвятить во иеромонаха и удостоить сана архимандрита с последующим назначением в Пекин, но инок отказался от повышения и пребывал до конца дней своих простым монахом. Преподобный Герман поистине был не только пастырем, но и защищал жителей Кадьяка от произвола колонистов и предпринимателей. Православные миссионеры пришли к жителям Аляски и ее островов с проповедью любви и мира и обращались с приходившими к ним жителями, как с братьями. Программа съезда, как сообщил официальный сайт РПЦЗ, состояла из совместных богослужений, лекций, докладов и обсуждений, посвященных различным аспектам православной жизни молодежи. На съезд в Америку прибыли из разных континентов представители молодого поколения православных приходов. Одной из особенностей работы этого молодежного съезда стала организация хора из числа певчих из разных стран мира.

http://pravmir.ru/svyato-germanovskij-se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЬЯКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Нерчинской епархии, создано в 1796 г., упразднено между 1811 и 1815 гг. Основанию вик-ства предшествовала деятельность в 1794-1796 гг. Аляскинской (Кадьякской) миссии в составе не менее 10 чел. во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) (миссия создана указом имп. Екатерины II Алексеевны от 20 июня 1793). Архим. Иоасаф (Болотов) докладывал Иркутскому еп. Вениамину (Багрянскому) , что в 1794-1796 гг. на Кадьякском архипелаге и на Аляске были крещены свыше 6740 местных жителей и обвенчаны более 1573 пар. Вероятно, успехи в миссионерской деятельности послужили основанием для принятия Синодом 4 июля 1796 г. определения об открытии на о-ве Кадьяк викариатства Иркутской епархии. Также предпосылкой данного решения стали поступавшие с 1794 г. обращения в Синод от руководителей Северо-Восточной компании (с 1799 Российско-Американская компания) купцов Г. И. Шелихова и И. И. Голикова об учреждении на Аляске епископской кафедры. Шелихов († 1795) обещал обустроить на Кадьяке архиерейский дом и открыть правосл. уч-ще. Кафедральным храмом К. в. скорее всего должен был стать построенный в 1794-1796 гг. на средства Шелихова и А. А. Баранова деревянный Воскресенский храм миссии на о-ве Кадьяк (освящен в апр. 1796, ныне на его месте находится Воскресенский собор в черте совр. г. Кадьяк, США). Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., Синод повелел «способствуя обращению народов, в части Сев. Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры, с толикими успехами производимой… учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями... из казны нашей по 4030 р. и 70 к. ежегодно. В сей сан епископский посвятить... архимандрита Иоасафа в Иркутске». Хиротония должна быть совершена Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) единолично вслед. удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу было вменено в обязанность заботиться об изучении местным юношеством рус. языка и грамоты, об устройстве новых церквей. Поскольку содержание архиерея и членов Кадьякской миссии брала на себя Северо-Восточная компания, штат архиерейского дома решили не назначать. Архим. Иоасаф прибыл в Иркутск 30 нояб. 1798 г., 10 апр. следующего года он был хиротонисан во епископа Кадьякского. В мае 1799 г. еп. Иоасаф и 11 (по др. данным, 12) сопровождавших его лиц уехали в Охотск, откуда летом того же года отправились на Кадьяк на фрегате «Феникс». Приблизительно в окт. 1799 г. епископ и его спутники погибли в результате кораблекрушения недалеко от о-ва Кадьяк.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (1751/57- 15.11.1836, о-в Еловый (ныне Спрус), Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых). Из благочестивой семьи. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь , проходил различные послушания. 1 нояб 1782 г. принял монашеский постриг с именем Герман. По благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от мон-ря. Г. дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Г. был включен в состав Аляскинской миссии . Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Миссионерская деятельность Г. проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, к-рой заведовал Г. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал Г. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии Г. С 1807 г. он заведовал школой, в к-рой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия. Между 1811 и 1817 гг. в поисках уединения Г. переселился на пустынный о-в Еловый в 2 верстах от о-ва Кадьяк, назвав свою обитель Нов. Валаамом. Г. выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах - занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в к-ром также находилось уч-ще для сирот. Г. учил детей Закону Божию и пению.

http://pravenc.ru/text/164717.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (70) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2016-10-13) Происхождение изображения: Загружено 2016-10-13, анонимно. Описание: С интернет-аукциона. Кошарский Крест. 19 век Размер киота 52 на 47 см. Живописный деревянный крест. --- История обретения Чудотворного Креста Во времена святителя Иоасафа (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря. Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего Чудотворный Кошарский Крест благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото. " Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы " , — пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение. Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова. Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото. А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник. Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец. Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов. В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме г.Белгорода. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Господа Распятие Господа Иисуса Христа " .

http://pravicon.com/image-27952

В XVII в. книгохранителями были: 5 . Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году. 6 . Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он «оставил по себе многи книги своея руки». 7 . Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638). 8 . Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинского протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкого Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частью рукописные. Последние, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., 9 . Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем. 10 . Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частью по месту прежнего их жительства, то, вероятно, здесь разумеется именно эта личность, а не другая. 11 . Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но особенно Валаамский монастырь возвысился в это время миссионерскою деятельностию своих иноков далеко за пределами отечества. В половине прошлого столетия русские промышленники открыли Алеутские острова. Промышляя там бобров и других зверей, они вместе с тем располагали полудиких островитян и к принятию православно-христианской веры. Когда все частные промышленники соединились в одну компанию, которая ныне известна под именем Российско-Американской: то агент её, умный и набожный Рыльский купец Григорий Иванович Шелехов, прежде сам обращавший Алеутов к православной вере, вошёл к высшему начальству с представлением об отправлении на Алеутские острова православной духовной миссии. Св. Синод при этом обратил преимущественное своё внимание на Валаамский монастырь и настоятелю его, игумену Назарию, поручил избрать между подчиненными ему иноками миссионеров, требуемых для Алеутки. Выбор о. Назария пал на иеромонаха Иоасафа Болотова, духовного звания, пришедшого на Валаам из ярославских пределов, так как в нём замечены нрав светлый и приятный, кротость и твёрдость духа, увлекательный дар слова с силою убеждения и строгая обдуманность в исполнении предприятий. Иоасаф с радостию изъявил согласие принять на себя трудный апостольский подвиг. В помощь ему назначены были ещё несколько монашествующих Валаамского же монастыря 75 . По именному повелению Императрицы Екатерины Иоасаф сделан был начальником образовавшейся миссии, произведен в архимандриты и, для благолепия при отправлении богослужения, ему были пожалованы митра и наперсный крест, да и вообще вся миссия снабжена всем нужным для священнослужения и проповеди христианства. Все это происходило в конце 1793 года. В следующем 1794 году миссионеры отправились к месту своего назначения и провели в пути целые 9 месяцев. От Петербурга до Охотска ехали они сухим путём, а от Охотска до Кадьяка плыли морем, причём случилась буря и путешественники подвергались крайней опасности. На Кадьяке миссионеры нашли русское поселение и вскоре выстроили церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викариатство Иркутской епархии – епископство Кадьякское (1796 г.). Христианство на Компанейских островах в Великом океане близ берегов Северной Америки. Русские деятели там: Степан Глотов и Ив. Гр. Шелехов. Открытие Кадьякского викариатства (1796 г.). Трагическая кончина посвященного на кадьякскую кафедру епископа Иоасафа (Болотова) 1799 г. Присоединение Кадьякской области и паствы к Иркутской епархии (1799 г.). В необъятной Сибири остаются, по-прежнему, два епископа. Малочисленность русских епархий и состав их по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла Петровича. VI В 1792 году 8 декабря состоялся второй раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 27 марта 1793 года главнокомандующий русскими войсками в Польше генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников, назначенный генерал-губернатором новоприсоединенных областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от Польши навсегда «всех замыкающихся в нижеописанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу р. Двины, при угле границы Семигалии, откуда, простирайся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск, а оттоль проходя через Кунев между Вышегорода и Награблы близ границы Галиции, с коей смыкаясь простирается по оной до реки Днестра, наконец, спускался всегда по течению сей реки, примыкает к реке Егорлыку – пункту прежней границы в той стороне между Россией и Польшей. 1024 Из огромного пространства новоприсоединенной земли некоторые уезды-поветы и др. земли, по смежности и способности, предположено было присоединить к пограничным с ними русским губерниям – Полоцкой (остаток воеводства Полоцкого, не присоединенный при первом разделе Польши), Могилевской – от новой границы Полоцкой губернии до р. Березины (только без города Бобруйска), Киевской и Черниговской (Мозырский округ и часть воеводства Киевского) и к Екатеринославской (часть Киевского и Брацлавского воеводств).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010