К утру выпал снег и в таком количестве, что жители Белгорода ездили на санях, а образовавшаяся влага от таяния снега поддержала урожай, согнав с полей червя. Это предание доныне живет в пределах Белгородского уезда, и старожилы помнят еще рассказы о нем со стороны своих родителей – свидетелей столь необычайного явления (Журнал «Благовест», 1883 г., 17, сообщение свящ. Александра Чеботарева). В слободе Песках, Изюмского уезда, Харьковской губернии, в двух верстах от уездного города Изюма в местном приходском храме находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Песчанской». История прославления этой иконы связана с жизнью местно чтимого Святителя бывшей Белгородской епархии Иоасафа Горленка. Вот что передается в имеющемся при церкви сказании об этой иконе: В 1754 году Святитель Иоасаф, обозревая свою епархию, в состав которой входила и нынешняя Харьковская губерния, прибыл в город Изюм. Первая церковь , которую он посетил, была Вознесенская, в предместье города, называемом «Замостье». Встреченный духовенством и войдя в притвор, Святитель с изумлением остановился и начал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкой, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел он на св. икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред нею на колени и громко произнес: «Царица Небесная! прости небрежность Твоих служителей, не ведят бо, что творят». Потом, сделав благочинному замечание за такое небрежное отношение к святыне, сказал: «почему этот образ не поставлен в лучшем месте? В сем образе преизобилует особенная благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны», и тут же приказал поставить эту икону в более приличном месте. Благочинный в оправдание заметил, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места. Тогда Святитель, быстро войдя на средину церкви, посмотрел на все стороны и, обратив внимание на большой киот сзади левого клироса, уставленный небольшими иконами из старого иконостаса, сказал: «вот самое приличное место для иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

С 24 июня 1910 года Братству «была предоставлена бесплатная перевозка ежегодно одного вагона предметов и вещей, жертвуемых в пользу Православной миссии на Камчатке и местного православного братства». 18 В июле 1911 года иеромонах Нестор опять едет в Петербург. Обер-прокурором Св. Синода уже был В. К. Саблер, который поддержал все начинания о. Нестора. Он вновь был принят Императором. На этот раз Братство удостаивается чести иметь своим покровителем Цесаревича Алексия. Государь пожаловал иеромонаху Нестору образ преподобного Серафима Саровского . Император благосклонно отнесся к проекту строительства в глухой части Камчатской области – селении Тиличики 19 близ Гижиги, где было лишь восемь корякских юрт, – церкви в честь святителя Иоасафа Белгородского , почитаемого в народе как чудотворца. Просьба была удовлетворена. Великая княгиня Елисавета Феодоровна вручила о. Нестору пожалованное ему от Царской семьи специальное, «иоасафовское», облачение. По инициативе о. Нестора селение переименовали в Иоасафовское. В сентябре 1911 года о. Нестор участвует в открытии мощей святителя Иоасафа Белгородского . Великое торжество, отмеченное многими благодатными явлениями, произвело большое впечатление на о. Нестора, который в письме к архиепископу Евсевию, опубликованному во «Владивостокских епархиальных ведомостях», 20 подробно описал виденное. На торжестве присутствовали Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Вернувшись в столицу, о. Нестор выступает с лекциями о Камчатке, затем выезжает в Москву открывать отдел Братства. Председателем Московского отдела был избран настоятель Чудова монастыря епископ Арсений (Жадановский) . В Москве укрепляется духовная связь о. Нестора с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он совершает богослужения в Марфо-Мариинской Обители Милосердия, созданной Великой княгиней, участвует в освящении храма Обители. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, которая, так же как и о. Нестор, была проникнута стремлением помогать неимущим и страждущим, оказала Братству существенную помощь. Усердием Великой княгини Братство получало большие пожертвования деньгами, медикаментами, перевязочным материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Святитель Иоасаф Белгородский , проповедовавший словом и делом истинную верность Царскому скипетру, вчинен в лик святых 4 декабря 1911 года. На всеподданнейшем докладе и акте освидетельствования мощей Святителя Государь в 10й день декабря 1910 года благоизволил собственноручно начертать: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа Русского. Приёмлю предложение Св. Синода (о канонизации — А. С .) с искренним умилением и полным сочувствием». Материалы для прославления подготовил князь Николай Давидович Жевахов (1874–1947), блестящий церковный публицист, биограф Нилуса и автор безценных «Воспоминаний», полных любви к Церкви, Государю и Православному Отечеству. Его родной брат, Владимир Давидович Жевахов, о котором уже шла речь, будучи хиротонисан во епископа Могилёвского, подвергся аресту и ссылке в Соловецкий концлагерь, где погиб как новый мученик Христов. От епископа Иоасафа (Горленко) к епископу Иоасафу (Жевахову) простирается хождение пред очами Божиими всего лишь одной семейной ветви истинных малороссийских патриотов. Это земное служение и есть сорадование с Государем в надежде. Справедлив афоризм: «У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия». Из молитвы в день прославления Святителя Христова Иоасафа Белгородского : «О великий угодниче Христов, святителю отче наш Иоасафе, скорый помощниче и дивный чудотворче!.. Благослови убо и помилуй, архиерею Истинного Бога, благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича; супругу Его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь Его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника Его, благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, и весь Царствующий Дом. Даруй им утешение сердца, отраду и мир и радость присную о Господе. Во дни жития их сохрани в мире Державу Российскую, слуги Царевы во истине утверди, воинам мужество непоколебимое даруй, и вся люди безпечально сохрани. Изжени всякую крамолу, и крамольных человек лукавая разруши советования, паче же тех самых в покаяние приведи. Величаем тя, святителю отче Иоасафе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

[ 5] Святитель Иосаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (1705-1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. Киев, Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1907-1909. ToмI. Предки Святителя Иосафа. Святитель Иосаф и его сочинения. Жизнь и деятельность Святителя Иосафа. ToмII. Чудеса святителя Иосафа. Предания о Святителе Иосафе. ToмIII. Дополнения к предыдущим томам. Житие святителя Иосафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Чудеса святителя Иосафа. СПб., 1916. [ 6] Сидоровнин Г.П. Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: жизнеописание. М. 2007. http://www.bogoslov.ru/text/1977345.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В Софрониевском монастыре пять каменных храмовых: соборный, в честь Рождества Богородицы, основанный в 1405 году, в честь Благовещения Богородицы, Покровский на святых вратах обители, в честь Вознесения Господня и, наконец, пещерная церковь в честь Рождества Христова. Главную святыню обители составляет Молченская икона Божией Матери. Этот образ чудом явился в 1405 году. Празднование иконе совершается 18 октября. В Софрониевой пустыни есть еще две иконы Иверской Божией Матери. Ежегодно в день 29 апреля совершается крестный ход из пустыни в находящийся в версте от обители скит Иоанна Предтечи в память избавления Государя Императора Николая Александровича от опасности в Японии. При Софрониевой обители существуют больница для монашествующих и богомольцев, гостиница, живописная мастерская, кирпичный завод и много хозяйственных построек. Управляет пустынью архимандрит. Проезд в обитель: через город Путивль до станции того же имени Киево-Воронежской жел. дороги. Троицкий монастырь в Белгороде. Необщежительная Троицкая обитель находится в самом городе Белгороде. Основан монастырь этот сравнительно в недавнее время, в 1838 г., в бывшем архиерейском доме. В обители два храма: соборный, в честь Пресвятой Троицы, и во имя Св. Николая Чудотворца. В Николаевской церкви существует придел во имя Страшного Суда. Под этим приделом в склепе покоится под спудом тело белгородского епископа Иоасафа Горленко, преставившегося 10 декабре 1754 года и почитаемого окрестными жителями. Главную святыню Белгородского монастыря составляют находящаяся в обители чудотворная икона Св. Николая Чудотворца, вменяемая «Ратным»; образ этот чудесным образом явился в селе Устиновке. Ежегодно 5 мая икона носится в крестном ходе в это село, отстоящее в 30 верстах от города. Для паломников при обители есть гостиница. Управляет монастырем архимандрит. Проезд в обитель – до города Белгорода, станции Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. Женские обители Александро-Мариинская община в Щигровском уезде. Александро-Мариинская община находится при селе Ахтырском. Сначала здесь существовала женская богадельня, которая в 1905 году преобразована была в общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Его усердие было почтено призванием к высокому служению Церкви в архиерейском сане. 1 июня 1748 года состоялось наречение его во епископа Белгородского и Обоянского, а 2 июня — хиротония. Эта епархия находилась в то время в запущенном состоянии. Новый иерарх обратил самое строгое внимание на духовенство и усердно противодействовал старообрядческому расколу. Многообразны были подвиги Святителя. В образе простого монаха он тайно занимался благотворитель­ной деятельностью. Перед своей кончиной он посетил место своего рождения, на обратном пути заболел и 10 декабря 1754 года почил на 50-м году жизни. Тело почившего Святителя было перенесено в Белгород и 28 февраля 1755 года было погребено в Троицком кафедральном соборе. Почитание почившего иерарха началось вскоре после кончины. В 1909 году в Белгороде работала по поручению Синода специальная комиссия, которая изучила чудеса от святых мощей Святителя. Канонизация Святителя в 1911 году утвердила народное почитание, продолжавшееся полтораста лет 44 . Очевидец канонизации святителя Иоасафа Белгородского отмечал, что стечение богомольцев “достигало 150 000 человек” 45 . Ниже он пишет: “Минута прославления Святителя и открытия его мощей для всенародного поклонения была настолько необычайна, что редкий из богомольцев мог удержаться от слез, на устах всех слышалась горячая молитва к Святителю” 46 . На торжествах прославления Святителя присутствовала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. В 1913 году праздновалось 300-летие дома Романовых, то есть юбилей избрания на царство боярина Михаила Романова, положившего на­чало новой царской династии в Русском государстве. В этом году совершилась канонизация священномученика Ермогена, Патриарха Московского (†1612; пам. 17 февр.). Он был современником и очевидцем явления в 1579 году в Казани чудотворного образа Богоматери, составил описание явления иконы. В 1592 году из Москвы в Казань было совершено перенесение мощей святителя Германа (†1567; пам. 6 нояб.), вто­рого архиепископа Казанского, скончавшегося в Москве в 1567 году.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

43 Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 5. 44 См.: Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 137–153. Перед канонизацией Святителя был изучен вопрос о его иконном изображении, см.: Об изображении святителя Иоасафа Белоградского на иконах//Прибавления к церковным ведомостям. 1911. 28. С. 1219–1222. 47 Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 82–86. Переписку святых иерархов см. Архимандрит Гавриил. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе. Казань, 1833. С. 55–70. 48 Патриарх Ермоген… С. 59–74. О казанском периоде Святителя см. Священник Г. Богословский. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. Казань, 1892. С. 49–52; Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ея до настоящего времени (1555–1885 гг.).Казань, 1885.С. 3–5. 49 Прот. И. В[осторгов]. Храм на месте блаженной кончины Святейшего Патриарха Гермогена//Прибавления к церковным ведомостям. 1913. 12. С. 524–528. 51 Архиепископ Никон. На память о светлом торжестве//Прибавления к церковным ведомостям. 1913. 21. С. 936–938. 53 В 1714 году Святитель впервые издал в Чернигове свой глав­ный труд “Илиотропион” на латинском языке. В 1888 году он был издан на русском языке в “Черниговских епархиальных ведо­мостях”, затем в 1896 году — отдельной книгой. 54 Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей. Сибирский святитель//ЖМП. 1948. 3. С. 33. 55 Фомин С. В. Последний царский святой. Святой Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. Житие, чудеса, прославление, служба, акафист. СПб., 2003. 56 Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Дневник, статьи, послания). К 40-летию со дня кончины. Новосибирск, 1996. С. 159.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

1.  Казанской губернии, Царевокшайского уезда, крестьянка Ксения Ивановна Егорова, 75 лет; по приводе ее к присяге показала: я, Ксения Егорова, временно проживаю у Н. В. Сапунова, где остановились Шуклины; видела 17 августа, как они приехали с больной дочерью Марией и в помещение внесли ее на руках; и что она вечером едва двигалась, скорчившись и опираясь кистью правой руки о землю, а 18 августа вечером больная, по возвращении из пещеры, уже ходила сама свободно. Крестьянка Ксения Ивановна Егорова, а за нее, неграмотную, расписался Никанор Уколов. 2.  Владелец номеров, где остановились временно Шуклины, Николай Васильевич Сапунов показал тоже, что и крестьянка Ксения Егорова. Николай Васильевич Сапунов, 1911 года августа 19 дня. К присяге приводил Белгородского Свято–Троицкого монастыря Духовник иеромонах Агапий. 1911 года, сентября 6 дня, пришедшая на открытие честных мощей Святителя Иоасафа, крестьянка Курской губернии, Тимского уезда, села Донецкой-Семицы Параскева Евдокимова Гусева, 42-х лет, заявила, что она 22 года страдала кликушеством; в последнее время она чувствовала сильную боль головы, боль под ложечкой и общую слабость во всех суставах. Когда она подходила к мощам Святителя, у нее стало темно в глазах, стало дергать рот и глаза, а затем она потеряла сознание. По заявлению посторонних лиц, кр. Гусева, подходя к мощам Святителя, стала кричать. Но как только ее приложили к мощам, к ней, по собственным ее словам, возвратилось сознание и сразу осенило радостное чувство, и сразу же прекратилась всякая боль головы и всех суставов, и она перестала кричать. Считая себя исцеленной Угодником Божьим Св. Иоасафом, она воздает хвалу Господу, Дивному во святых Своих и слезно благодарит Его Угодника Святителя Иоасафа. Свидетелями сего исцеления были: мещанка г. Ростова Евдокия Егоровна Левченкова, крестьянин г. Курска Григорий Яковлевич Медведев, кр. с. Станового, Мало–Архангельской волости, Орловской губ. Дарья Александровна Сапрыкина (неграмотные), исцеленная неграмотная. Показание отбирал секретарь Курского Епархиального Архиерея Павел Колмаков; свидетели: Левченкова, Медведева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

21 мая 1921 года Когда я эту зиму был в Москве, то приходило и ожидало меня с нетерпением одно семейство: отец, мать, дочь и сын. Последний – мальчик лет двенадцати, очень благонравный, подвержен падучей болезни 13 . Последняя повергает его через четыре дня, если же нет, то на восьмой припадок усиливается вдвое. Нет нужды прибавлять, что тут дело не в падучей, в которой и современные светила медицинской науки ничего не понимают, а в той евангельской причине, о которой указано у Матфея (17, 14) и в параллельных местах. Когда я приехал, мать привела сына ко мне. Я дал масла от Иверской иконы Божией Матери. Велел отслужить водосвятный молебен. Между прочим, интересная подробность: я велел отслужить Божией Матери нашей Печерской, святому Иоасафу и еще некоторым угодникам. А мне эта женщина говорит: – Вчера мой муж плыл на лодке (Волга была в разливе), и вот на лодку натолкнулась плывшая мимо икона святого Иоасафа, Белгородского чудотворца. Он взял ее из воды и поставил на колодчик 14 в часовне. Я велел благословение святого Иоасафа внести в свой (их) дом. ‘Падучая болезнь – эпилепсия. “Колодчик – маленький колодец. Кроме этого, маленькое правильце дал отроку. И вот теперь пришла сестра его с благодарностью: прошли назначенные дни, а припадка не было. По даждь, Господи, и полное выздоровление рабу Твоему. Однако в отношении себя с великим плачем и скорбью скажу словами святых отцов: горе человеку, слава которого знаменитее дел его... За последнее время многие приходят ко мне и благодарят за молитвы – им помогло, и они избавились от одержавших их искушений. Другие просят вновь помолиться. Дела же такие ответственные и важные, что приходишь в ужас, если не в ропот: где же мне умолить за такую массу людей, дать ей осязательные плоды своей молитвы, когда я и за свои грехи еще не умолил Бога. Но это вспыхнувшее настроение вскоре же и прошло, и я успокоился, сказавши себе: «Ты ничто, предоставь делать через тебя силе Божией, как ей угодно, в ответах (советах) и действиях. Если же смущаешься, то приписываешь это себе, что твое тут нечто значит, а поскольку его недостаточно и для себя, то это может повлечь к отчаянию, хотя бы только и в понуждении помысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В связи с беснованием стоит вопрос о так называемой порче. Часто приходится слышать, что вот-де испортили на свадьбе, или говорят: такого-то сглазили, у него дурной глаз... Как смотреть на это? Возможна ли порча? Влияние человека на человека несомненно существует. Ведь часто мы говорим: он повлиял на него, воздействовал... Если есть доброе влияние, то возможно и дурное, которое имеет разные степени, и иной раз такие степени, которые делаются заметными для нас. Если человек злой, если он сдружился с злым духом, то как ему не повлиять дурно на другого? Но можно ли нам бояться порчи и, если уже произведено дурное влияние, то как от него избавиться? Дурной силе нужно стараться противостоять собственной силой духовной, благодатной, которая у каждого христианина есть, нужно христианину всегда ограждаться крестным знамением, молитвою, святыней, постоянной исповедью, причащением Святых Тайн, тогда не так легко и враг нас будет одолевать. Ты согрешил, подпал под власть какой-нибудь страсти, – используй и это во благое. Построй на своем падении чистосердечное покаяние, выработай сокрушенный дух, смиренное чувство. Быть может, прежде ты превозносился своей чистотой, свою непорочностью, а отсюда относился к людям порочным презрительно и с осуждением; теперь же не смей зазирать никого во грехах, свои грехи всегда помни, будь всегда смирен сердцем, тих и кроток. Быть может, прежде ты мало молился, опираясь на свою внешнюю праведность, считал ее одну достаточной без подвигов молитвы и поста; теперь же, когда чувствуешь свою виновность, вооружись молитвой и прежде всего молитвой Иисусовой – этим оплотом от всех наветов вражиих, прилежи и к доброделанию, ибо твердо знай, что вера, по слову апостола, без дел «мертва есть» ( Иак.2:17 ). 4 сентября 1911 года Господь удостоил меня быть самовидцем и свидетелем великого торжества Церкви Православной – присутствовать при открытии мощей святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца. Пред лицом нового печальника за Русь Святую, Богом дарованного, в виду новой твердыни Православия, в Белгороде Богом воздвигнутой, сердце ликовало от умиления и духовной радости. Но в то же время и грустно становилось при воспоминании о тех многих сынах нашей Церкви, которые, подобно блудному сыну, движимые духом непокорства, ушли от своей матери «на страну далече» (См.: Лк.15:11–32 ); вот и теперь, думалось, чужды они этого торжества духовного, не разумеют его, а по недоразумению не признают и новоявленной святыни. Противляясь благодати Божией, не хотят понять они того, что прославление угодников Божиих происходит по особому Божиему смотрению. Это до ясности очевидно для каждого православно верующего, между прочим, и из обстоятельств смерти и дальнейшего хранения останков святителя Иоасафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010