Третье пятикнижие составляют книги, написанные стихами: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст его же и Песнь Песней его же. Четвертое пятикнижие — пророческое: двенадцать пророков, как одна книга, Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил; наконец, две книги Ездры, соединяемые в одну, и Есфирь. Παναρετος же, т. е. книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по–еврейски, а внук его Иисус, сын Сираха, перевел по–гречески, хотя они назидательны и прекрасны, но не входят в (это) число и в ковчеге не хранились. Книги Нового Завета — следующие: четыре Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых Апостолов, записанные евангелистом Лукою; семь соборных посланий: одно — Иакова, два — Петровых, три — Иоановых и одно Иудино; четырнадцать посланий Апостола Павла, Апокалипсис евангелиста Иоанна, Правила святых Апостолов, (собранные) Климентом. Глава XVIII (91) О речениях, употребляемых о Христе. Речений, употребляемых о Христе — четыре рода. Одни приличествуют Ему до вочеловечения; другие — в соединении (естеств), третьи — после соединения, четвертые — после воскресения. Речений, (приличествующих Христу) до вочеловечения, имеется шесть видов. Первые из них обозначают нераздельность естества и единосущие с Отцем, как напр.: Аз и Отец едино есма (Иоан. X, 30). Видевый Мене, виде Отца (Иоан. XIV, 9). Иже во образе Божий сый (Фил. VI, 6) и подобные им. Вторые речения обозначают совершенство ипостаси, как напр.: Сын Божий и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3) Велика совета Ангел, чуден Советник (Иса. IX, 6) и тому подобные. Третьи обозначают взаимное проникновение ипостасей, как напр.: Аз во Отце и Отец во Мне (Иоан. XIV, 10), и неразлучное пребывание (одной ипостаси в другой), как напр. (выражения): слово, премудрость, сила, сияние. Ибо слово — в уме (я разумею слово в его сущности), а также и премудрость, сила — в сильном, сияние — в свете пребывают неразлучно, изливаясь из них  . Четвертые обозначают, что Христос — от Отца, как Своего Виновника, напр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

195. Вопрос странника. Какие обязанности должны соблюдать жены по отношению в своим мужьям? Ответ старца Вонифатия. 1-е. Жены должны любить своих мужей и угождать им во благое и по воле Божией; 2-е. Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей; 3-е. Должны к своим мужам благоговейны быть: жена да боится своею мужа (Ефес. гл. 5); впрочем, страх сей с любовью должен быть сопряжен; 4-е. Должны повиноваться своим мужьям: жены, повинуйтесь своим мужам, якоже подобает о Господе, говорит апостол Павел ( Кол. 3:18 ). 196. Вопрос странника. Где отечество для христианина? Ответ старца Вонифатия. Для христианина отечество есть небо, где слава Отца Небесного, Которому он молится: Отче наш, иже еси на небесех; где преславный дом Его, в котором обители многи суть, где град великий, святый Иерусалим, имущ славу Божию: и град не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его и светильник ему Агнец ( Апок. 21:22, 23 ). 197. Вопрос того же странника. Где находится наследство христиан? Ответ старца Вонифатия. Как отечество христиан есть небо, так наследство их на небе. Там они наследят, по Писанию, жизнь вечную (Мат. гл. 19); наследят обители Отца Небесного (Иоан. гл. 14); наследят пребывание со Христом, да видят славу Его (Иоан. гл. 17); наследят венец нетленный, венец правды, венец жизни, венец славы, наследят царство и славу Божию. .( 1Петр. 5:4 ; 2Тим. 4:8 ; Апок. 2:10 ; 1Сол. 2:12 ). 198. Вопрос странника. Что значит: верую во единого Бога? Ответ старца Вонифатия. Верую во единого Бога, значит: верую во святую Троицу, как говорит св. Афанасий: «вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице и Троицу в единице почитаем». О сей-то великой истине напоминает нам Символ веры словами: верую во единаго Бога Отца. В Бога Отца веруем потому, что веруем и в Сына Божия, от Отца рожденного, и в Духа Святого, от Отца исходящего. 199. Вопрос странника. Для чего бывают при крещении восприемники? Ответ старца Вонифатия. Для того, чтобы поручиться пред Церковью за веру крещаемого, а по крещении принять его в свое попечение, для утверждения его в вере. (См. Дион. Ареп. о Вер. Иерарх. глава 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

127. Волгская – Владимирская , женская община, при гор. Волгске, Саратовской губ. Учреждена в 1866 г. с богадельною при ней на уступленной городским обществом земле и на капиталы, пожертвованные мещанкою Леонтьевою 24.032 руб. и тит. совет. Матвеемым 13.165 руб., а также особо приобретенным земельн. участком. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 128. Волосов или Власов – Николаевский , мужской, ныне приходские церкви села Волосова, Владимирской губ. и уезда, Богословской волости, в 16 вер. к зап. от Владимира, при рч. Колочке. О нем упоминается в XIV ст., и, по преданию, основан на месте древнего языческого капища Волоса; несомненно же существовал в XV ст. В 1764 г. в него были переведены иноки Царево-Константиновского мон. в г. Владимире, причем он положен во 2-м классе. В 1843 г. монастырь причислен к Боголюбову мон. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 608; VI, 648; Ратшин, 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.”, 1817 г., 126; “Полн. собр. закон.”, 1843 г., XVIII, ст. 17421; “Владим. сборн.”, 1857 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32; 1856 г., 14 (описание); 1861 г., 26, (синодник); 1868 г., 42 (церкви в упразд. Волосове мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (об упразднении); “Акты Арх. Эксп.”, 1, 139 (Ж. гр. 1504, 1506, 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсуд. намест. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 670, 4 (Цареконстантинов), 700, 21 (Волосов-Николаевский); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16, 363 (послание митроп. Даниила игум. Пафнутию с брат.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 487, 156 (Меновая 1514 г.; игум. Дементий); III, 128, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1516 г.; игум. Дементий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 460 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 262 (с 1724 по 1727 г. к нему был приписан Козмин м-рь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., 41 (село Чурилово состояло в 1679 г. в вотчине патриаршего домового Никол. Власова м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1865 г., т. I, вып. I, 104 (евангелие 1544 г., с надписью Ионы, хиротонисанного в 1522 г. во епис. Рязанские).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Благ. Иоан. рус. 82, а слав. 50). 165 Что апостолы до дня пятидесятницы были только врачами тел, то это подтверждает и св. Златоуст, говоря о них следующее: «сначала делает (Христос) их только врачами тел, дабы после доверить им важнейшее врачевание душ». (Злат. Мф. т. VII бес. 32, стр. 351). 166 «Не будем говорить одно, a думать другое, потому что это – ложь», говорит св. Златоуст. (т. XII, Евр., бес. 19, стр. 165). 167 «Яко видесте очи мои спасение твое, говорил св. Симеон богопр., еже еси уготовал пред лицем всех людей». ( Лук. 1:30–31 ). «И та (Анна прор.) в той час представши исповедашеся Господеви и глаголаша о нем всем чающим избавления во Иерусалиме» (стих. 38) «Иоанн у6о крести крещением покаяния, людям глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса». ( Деян. 19:4 ). 172 Усов привёл только 81 зач. Мф., но ему следовало бы самому прочитать и другим указать на IX, гл. 44–5; XVIII , гл. 31–34; Лук.; IX, 9–10 Мр. и др., в которых говорится, что апостолы хотя и слышали слова Христовы о воскресении, но не понимали их и не знали, «что есть, еже из мертвых воскреснути». ( Мр. 9:10 ). 173 Слову «неверие», которое употребляется в разных значениях, Усов в приложении к апостолам придал не подобающее и преувеличенное значение. Для уяснения сего выпишем несколько мест из писания, в которых употреблено слово «неверие», чтобы видеть: в одинаковом ли значении употребляется слово «неверие», или нет? «Ученици, читаем в евангелии, Исусови единому реша, почто мы не возмогохом изгнати его (беса). Исус же рече им, за неверствие ваше». (Мф. зач. 72, – XVII, 19–20; снеси 1Тим. 1:13 ), «Неверием отломишася» (иудеи, не поверившие Христу; Рим. 11:20 снес. Мр. 6:6 ). «Видим яко не возмогоша внити за неверствие» (иудеи в землю обетованную. Евр. 3:19 ). Одно ли и тоже значение имеет слово «неверие», употреблённое в писании относительно апостолов и иудеев? Конечно, нет, потому что «неверствие» апостолов не было отрицанием возможности изгонять бесов, так как они и сами их изгоняли и прочие творили чудеса, a потому их неверие должно назвать маловерием, хотя и употреблено слово «неверствие» .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

157–190, ноябрь, стр. 305–342, декабрь, стр. 466–506, его же: „Употребление и изучение Библии в России“, Прав. Обозр., 1868, ч. XXVII, 10–11, стр. 145–180, 252–270; „Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV века до настоящего времени“, Прав. Обозр., 1869. стр. 190–211, 538–577, 597–822; сл. также ст. проф. Ф. Г. Елеонского, „Библия в России“, Прав. Богослов. Энциклоп., под ред. проф. А. П. Лопухина , С.-Петербург, 1901, т. III, стр. 526–544. – Об экзегетических трудах отцов Церкви см., кроме Селлье, Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, превосходную работу Фесслера Institutiones Patrologiae, 2 in-8°, Inspruck, 1850; 2 изд. Jungmann’a, 1890; Фесслер говорит o всех церковных писателях до св. Григория Великого включительно; La patrologie ои histoire littérarie des trois premires sicles de l’Eglise chrétienne, посмертный труд Möhler " a, опубликованная F. X. Reimhmayer’oм, с немецкого и переведена на французский J. Сонеп’ом, 2 Париж, 1843. Алцога, Патрология, франц. перевод аббата Belem (t. 1. Bibliomheque théologique du XIX sicle), in-4°, Париж, 1877. H. Kihn, Encyklopädie und Methodologie der théologie, in-8, Фрибург, 1892, p. 199–217. [Русская литература: архиеп. Филарета Гумилевского , „Исторнческое учение об отцах Церкви“, 3 тома, 2 изд., С.-Петербург, 1882; проф. Д. В. Гусева , „Чтения по патрологии“. Выпуск 1, 1896 (Введение о веке мужей апостольских); выпуск II (Период христианской письменности с половины и до начала IV века), 1898, Казань.]. 708 Бл. Иеронима, Praef. in Malach., t. XXV, col. 1541; св. Васил. Вел. Бес. III на Шестодн., 9, t. XIX, col. 73; св. Иоан. Злат. Бес. XIII на Быт., t. LXIII, col. 108; бл. Августина, De Gen. ad. litt., 1. VIII, 1, n°4, t. XXXIV, col. 373; De Civ. Dei XIII, 21, t. XLI, col. 394; св. Евстафия, De Engastrimytho, 21, t. XVIII, col. 56; сл. Mélanges bibliques, 2 ed., p. 32. 710 См. Dictionnaire de la Bible, t. I, col. 683. [Об александрийской школе на русском языке см. диссертацию В. Н. Дмитриевского, „Александрийская школа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

б) аа) Выражение «Св. Дух от Отца чрез Сына исходит» обыкновенно возводится исторически к Оригену , который Св. Духа причисляет к категории тех всех, которые произошли чрез Слово ( Иоан. 1, 3 ). В действительности уже у Тертуллиана (adv. Ргах. n. 4) читаются слова: «Не отынуду произвожу я Сына, а из существа Отца. Не отынуду [сущим] полагаю я Духа, как от Отца чрез Сына. Смотри же поэтому, не ты ли разрушаешь единоначалие». «Filium non aliunde deduco sed de substantia Patris – – – Spiritum non aliunde puto quam a Patre per Filium. Vide ergo ne tu potius monarchiam destruas». Здесь Тертуллиан учение  οединоначалии,  ο единстве христианского Бога, обосновывает на истине единосущия трех Ипостасей. Субординационизм не управляет мышлением Тертуллиана в данном месте. bb) В символе св. Григория чудотворца читаем: «Един Бог Отец Слова живого, премудрости [само]сущей и силы и вечного образа, совершенный родитель совершенного, Отец Сына единородного. «Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, образ и выражение божества, Слово действенное, мудрость, содержащая состав всего, и сила, зиждущая все творение; истинный Сын истинного Отца, невидимый невидимого, нетленный нетленного, бессмертный бессмертного и вечный вечного. И един Дух Святый, от Бога бытие имеющий и чрез Сына явившийся, образ Сына совершенного совершенный, жизнь – причина живущих, святой источник, святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, который над всем и во всем, я Бог Сына, который чрез все. Троица совершенная» и т. д. «Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа» и т. д. Лучшее издание греческого подлинника и переводов – в С. Р. Caspari.Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel (Christiania 1879), S. 10. 1 – 17. 34 – 36. – После слов: «и чрез Сына явившийся» во всех наличных греческих текстах (древнейший кодекс Paris, graec. 1084 saec. X) читаются Слова:  δηλαδ τος νθρποις, «то есть [вернее: «само собою разумеется " ] людям». Каспари говорит: «по всей вероятности эти слова неподлинны». Их нет ни в латинском переводе Руфина (древнейшая рукопись – Reichenauer (Carlsruher) cod. XVIII (saec. X), ни в сирской передаче b cod. Brit. Mus. Add. 18,815 saec. circa IX. – Притом  δηλαδ очевидно неестественно в символе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Впрочем, сказанное мною относится не вообще к богачам, пользующимся богатством по надлежащему, но к скупым и сребролюбивым людям, которые заботятся не о нужном, но о пресыщении чрева, о вине и других подобных мерзостях, тогда как в доме бедном заботятся только о строгой жизни. Вот почему Христос никогда не входил в блистательный дом, но был в доме мытаря, начальника мытарей и рыбаря, оставя царские палаты и тех, которые облекались в дорогие одежды. Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставя его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LXXXIV И се, един от сущих со Иисусом простер руку, извлече нож свой, и удари раба архиереова, ур е за ему ухо. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: вси бо приемшии нож, нож е м погибнут! Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца моего, и представит Ми вящше, неже дванадесяте легеона ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти? (Мф. XXVI, 51-54) И се, един от сущих со Иисусом простер руку, извлече нож свой, и удари раба архиереова, ур е за ему ухо. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: вси бо приемшии нож, нож е м погибнут! Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца моего, и представит Ми вящше, неже дванадесяте легеона ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти? (Мф. XXVI, 51-54) 1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. XVIII, 10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисусовы носили ножи? А что они носили их с собою, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

И отвечает опять весь народ: «ξιος» – трижды. И приводит первый архиерей хиротонисуемого и лобызает он святой престол, а первый архиерей, взявши святое евангелие, восходит на амвон и читает евангелие: «От Иоанна... Речь Господь пришедшим к нему иудеом: Аминь, аминь глаголю вам, не входяй дверми во двор овчий...» Конец: «И будет едино стадо, и един пастырь» ( Иоан.10:1–16 ). «Мнолетним да соделает Бог господина нашего (имя рек), богочтимаго, на престоле великаго города Александрии, многая лета». И говорит весь народ: «Аминь. Да будет – Γνοιτο, да будет, да будет». «От славы к славе восходя, воспеваем Тебя, Спасителя душ наших». «Еще Господу помолимся». Народ: «Господи помилуй». «Главы наша... Владыко Господи Боже сил, иже кафолическую Твою Церковь честною кровью единороднаго Твоего Сына составивый... Аминь». Потом первый епископ говорит: «Благословен Господь, – се ты соделался совершенным архиереем и патриархом». И возглашает клир: «ξιος» – трижды. Равно и все архиереи говорят это благословение – один за другим однажды и целуют его (патриарха) Затем берут архиереи кадильницу (τ θυμιατν) и идут все к патриаршему месту с фимиамом, и берет патриарх честной крест, и бывает вход, и все клирики поют впереди его (патриарха) песнь: «Вся подает Дух Святый»... «Во имя Господне благословите, святии». «Благослови, владыко». Один архиерей говорит: «Сый благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Народ: «Аминь». «Утверди, Боже, царей наших». Потом благословляет патриарх и делает отпуст. Совершена хиротония патриарха», заканчивается чин, 177 который вполне ясен по своему составу в сопоставлении с аналогичными чинами 178 . Что касается чина интронизации или возведения александрийского патриарха на престол, то он описывается в такой последовательности. Патриарх в день интронизации, обыкновенно в воскресенье или в великий праздник, совершает божественную литургию, в сослужении трех митрополитов, уже интронизованных, при чем народ стоит спокойно (σχως) в храме. Когда священники причащаются, присутствующие митрополиты приступают к совершению интронизации 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

На соборах русской Церкви вопрос о каноне не поднимался. У русских богословов XVIII в. было некоторое колебание в его решении. Довольно резко осуждали авторитет неканонических книг Феофан Прокопович (Христ. Прав, богословие), Ириней Фальковский (Догмат. Богословие. 1795 г.), Сильвестр Лебединский (Compend. theol. classicum. 1799 г.), автор «Догматик. Христ. Православной Вост. Церкви» (М. 1831 г.). Более благоприятный взгляд с частыми цитациями их высказывали: Стефан Яворский , Димитрий Ростовский . Более определенный и единодушный взгляд на них стали высказывать русские богословы со времени митр. Филарета. В Катихизисе митрополита Филарета и во Введении архим. Макария ветхозаветный канон ограничен еврейским каноном, неканонические ветхозаветные книги признаны полезными и назидательными, назначенными для чтения оглашенных. Согласно постоянной церковной практике, эти книги всегда помещались в славянских изданиях Библии: в Геннадиев-ском, Острожском и Елизаветинском. В русском переводе по благословению Св. Синода они также всегда помещаются, кроме изданий, назначаемых для Британского библейского общества. Приведем дословно выдержку из катихизиса, из отдела «о Священном Писании в особенности». Вопр.: Сколько священных книг Ветхого Завета? – Святый Кирилл Иерусалимский , святый Афанасий Великий и святый Иоанн Дамаскин считают их двадцать две, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке. Афан. Посл. 39 о празд.; Иоан. Дамаскин. Богосл. Кн. 4, гл. 17. Вопр.: Почему достойно внимания счисление евреев? – Потому что, как говорит апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской. Рим. 3, 2 . Вопр.: Как же исчисляют ветхозаветные книги святый Кирилл и святый Афанасий? – Следующим образом: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) Иисуса Навина, 7) книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, как две части одной книги, 9) третья и четвертая книга Царств, 10) первая и вторая книги Паралипоменон, 11) книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому наименованию, книга Неемии, 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст его же, 17) Песнь Песней его же, 18) книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

133 Жертвы, храм и синагоги остались в своем прежнем состоянии; даже праздничных благочестивых путешествий не запрещали Римляне, хотя народ во множестве собиравшийся в Иерусалиме нередко был опасен для общественного спокойствия; они только усиливали полицейский надзор в такие праздничные дни ( Мф. 27:27 ). – Высший суд в делах религии по свидетельству Иосифа Arch. XVI, 10.; XIX, 4.; XX, 1. римские императоры оставили за Синедрионом; суд принадлежал и синагогам по Новому Завету ( Иоан. 9, 22, 34. 12. 42. 43 ). Синедриону уступлено было даже право смертной казни в делах религии ( Иоан. 18, 31 ; Деян. 23:11 ), хотя исполнение ее, без предварительного утверждения римского прокуратора, не было предоставлено ему. Кроме того, прокураторы удерживали за собою право определения на высшие иерархические должности, напр. должность первосвященника как из политических целей, так и по корыстолюбие, вследствие чего была такая частая перемена первосвященников, что, по свидетельству Иосифа, в последние 70 лет пред разрушением Иерусалима их перебывало 26; частое удаление от должности первосвященников, о котором упоминает Иосиф, Новый Завет предполагает уже тем, что часто говорит о первосвященниках во множественном числе. Ср Eichhorn там же, s. 75. 134 Во всех сколько-нибудь значительных городах, в Капернауме ( Мф. 8:5 ), Кесарии ( Деян. 10:1 ), Иерусалиме в праздничное и другое время ( Мф. 17, 1 . Деян. 23, 10; 27:1 ), находились римские гарнизоны; упоминается о легионах и когортах императорских ( Деян. 27:1 ), италийских ( Деян. 10:1 ) – ясные следы военного управления в Палестине, основанного на римских началах, как о том свидетельствует Иосиф. На ее жителях лежит тяжелое бремя налогов. Они подвергнуты цензу, который был настоящею податью с имения, и должны платить в Капитолий, как в храм, поголовную подать; их обременяют сверх податей и своевольные взыскания с них сборщиков податей ( Лук. 3,12. 13; 19:8 ). На прокураторах лежала обязанность заботиться о взыскании этих налогов. Чтобы примириться с этими налогами, противными совести иудеев, некоторые признавали императора своим повелителем (ср. Мф. 22, 15 и д), другие говорили, по простоте и суеверию, что готовы подвергнуться скорее всякого рода мучительству, чем признать императора своим владыкою (Ioseph. De bel. Iud. VII, 29). К этому фанатизму возбуждали их зилоты, как напр. Иуда Гавлонит (Ioseph. Archaeol. XVIII, 1; de hello VIII, 3) Ср. Eichhorn там же s. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010