1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. Той, сказал Он им, воспомянет вам вся (Иоан. XIV, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: завещаю вам завет нов, дая законы моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом (Иерем. XXXI, 31-34; Иоан. VI, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных (2 Кор. III, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачеством. Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание? Чтобы этого не случилось, вникнем тщательнее в то, что написано, и рассмотрим, как дан был ветхий закон, и как — новый завет.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Слово о трезвении, гл. II. Матф. XXIII, 26. Марк. VII, 20, 21, 22, 23. Ответ CCX. Слово LVI. Слово 58. Святого Исихия Слово о Трезвении, главы XXI, XXVIII, CIX, CLXXXII, CLXXXIII. Там же. Там же. Там же. Там же. Святаго Исихия Слово о Трезвении, главы CXV, CLIX. Там же. Иоан. IV, 1, 23, 24. Иоан. V, 13. Устав скитский. Слово I. Святого Исихия Слово о Трезвении, гл. CX, слич. с гл. CIX. Матф. XIX, 21. Марк. X, 21. Иоан. XIV, 2. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие, ч. 2. Лук. XII, 32. Матф. VII, 13, 14. Пс. XCIII, 17, 18. Матф. VII, 14. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2-е. О рассуждении. Блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие, ч. 2 и многие другие Отцы. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие, ч. 4. Лествица. Слово 28, гл. 10. Преподобный авва Дорофей. Житие преподобного Досифея. Преподобный Григорий Синаит. Добротолюбие, ч. 1. О безмолвии о молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие, ч.2. Иоан. XVI, 23. Иоан. XIV, 13, 14. Иоан. XVI, 24. Исаии XII, 2, 3, 4. Исаии XXVI, 8. Псал. XIX, 6, 8. Псал. LXXXIII, 16, 17. Часть 2 Ученик. В чем заключается сила молитвы Иисусовой? Старец. В Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Деяний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, неисцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков. Однажды, вскоре после вознесения Господня на небо, когда все двенадцать Апостолов пребывали еще во Иерусалиме, два из них, Петр и Иоанн, пошли для молитвы в храм Иерусалимский. К вратам храма, называемым красными, ежедневно выносили хромого от рождения, и полагали на помост: хромой не мог ни ходить, ни стоять. Поверженный у врат, страдалец просил у входивших в храм милостыню, которою, как видно, питался. Когда Апостолы приблизились к красным вратам, – хромой устремил к ним взоры, ожидая получить подаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Там мы при посредстве обзора частных обязанностей стремились определить сущность самого служения. Здесь же к определению сущности новозаветного священства мы шли путем уяснения того отношения, какое имеет новозаветное священство к первосвященству Иисуса Христа. Мы видели, что первое есть продолжение последнего, и отсюда, как бы из своего центра, с необходимостью вытекают все частные обязанности и задачи пастырского служения в Христовой Церкви.    и римско-католическая.    Деян. XX:28.    Еф. I:22.    Еф. I:23.    Еф. IV:15 — 16.    Мф. XXVIII, 20.    Иоан. XIV:16.    Рим. V, 9 — 11.    Колос. I:19 — 20.    Мы не входим в настоящий раз в рассмотрение отношений между понятиями: Царство Божие и Церковь. Довольно сказать, что на земле Царствие Божие осуществляется в Церкви и только чрез нее.    Деян. XX:20.    Мф. XVI:18.    Еф. V:25.    Еф. I:22 — 23.    Еф. IV:15 — 16.    2 Корф. V, 18 — 19.    1 Корф. III, 9.    1 Корф. IV, 1.    1 Корф. III, 11.    Еф. I. 21.    Еф. II:20.    Еф. IV:15 — 16.    Еф. II. 20.    Колос. I:20; ср. 1 Корф. IV, I.    Еф. IV:12.    Иоан. XX:21.    Лк. IV:43.    Иоан. XV:15.    Иоан. XV:26; Ioan. XXIII, 37; XVII, 4 — 8 и мн. др.    Иоан. XIV:26.    Иоан. XVI:13.    Иоан. XVI:14 — 15.    Мф. XXVIII, 19; Мрк. XVI:15.    Деян. VI, 2 — 4; 1 Корф. IX, 16.    Мф. III, 3.    Мф. XXVIII, 19.    Лк. XXII:19 — 20; 1 Корф. X, 16; XI, 25.    1 Корф. XI, 26.    Лук. V:21.    Лк. V:24.    Иоан. XX:23; ср. Мф. XVIII, 18; XVI, 19.    Иоан. II:11, 18.    Иоан. X:16.    Иоан. X:14.    Римл. X:14 — 15.    Мф. X, 6.    Лк. Х, 16.    Напр. Иоан. XVII:17 — 19, 22 26.    1 Корф. V, 4 — 5 и др.    Деян. XV:28.    Мф. XXVIII, 20.    Беседы на Еванг. Мф., ч. 3, стр. 530, 531, изд. 1896 г.    Иоан. XIV:16, 26.    Деян. XV:25, 32.    Деян. XX:29 — 31.    1 Тим. 3 глава.    2 Тим. IV, 1 — 8.    Смтр. стр. настоящего сочинения.    Впрочем, при всей ценности для нас подобных, точно поясняющих предмет, терминов, мы в интересующем нас вопросе по преимуществу должны рассматривать учение отцов Церкви со стороны мысли, заключающейся в их словах, а не буквального выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

88 Нет, например, учения о благодати, об оправдании, о святых таинствах, кроме двух: крещения и евхаристии. 89 Каковы трактаты: о свете, огне и о светилах – солнце, луне и звевдах, – о воздухе и ветрах, о водах, о земле, о скорби, страхе, гневе, способности мышления, памяти и под. 91 Каковы: Петр Ломбард, Фома Аквинат и другие. Vid. Prolog, in libr. S. Johann Damasceni de fide orthod., в Лекеневом изд. творений сего Отца. 92 О схоластике см. в церковных историях Мосгейма или Александра Наталиса – века XI, XII, XIII, XIV и XV, а подробнее – Bulaei – Histor. Universitatis Parisiensis, ed. Paris. 1665–1673, в IV томах. 93 Corpus Hist. Bysant. tom. XXI, pag. 208–209, edit. Venet.; Philippi Cyprii – Chronicon eccles. Graecae, pag. 258, 280 и др. Lips. 1687; особенно – Institut. Hist. Eccl. Moshemii – saec. XI, XII, XIII et XIV, in singul. part. II, cap. 1. 94 Список XI века (1069 года) находится в нашей Императорской публичной библиотеке (см. в Опис. рукоп. румянц. музеума стр. 240, Спб. 1842); список XII века – в московской Синодадьной библиотеке (Accurat. codic. Graec. MSS. biblioth. Mosqu. S. Synodi notitia et recensio, edit, a Christ. Frid. de Matthaei, Lips. 1805, T. 1, 376); несколько таких древнейпшх списков разных веков, и писанных большей частью в Константинополе до взятия его турками, находится в венской императорской библиотеке и разных библиотеках Англии (Petri Lambecii Hamburgensis Comment, de Aug. Bibl. Caesar. Windobonensi, ed. 2, studio Kollarii, tom. III, pag. 260, 294 и 303; tom. IV, pag. 269 и 478–479, осо­бенно же tom. V, pag. 2–14 et 535; также – Catalog, librorum manuscript. Angliae et Hiberniae, in unum collect... Oxoniae 1797 – vid. in indic, alphabet, sub vocë Damascenus Johannes). 96 Список XII века, бывший в руках Калайдовича и хранящийся в мос­ковской Синодальной бибдиотеке (Иоан., экз. болгар., стр. 17, 26–28), список XV века – в Румянц. музеуме (Опис. этого муз. Востокова – стр. 508), списки XVI века – в том же музеуме (стр. 236–240), в библиотеке волоколамского мона­стыря (Калайдовича, Иоанн, экз. болгарский, стр. 75), в Императорской публич­ной между рукописями графа Толстова (Опис. этих рукоп. отд. II, 217, стр. 365), списки XVII века – между теми же рукописями (Опис. отд. II, 8, 136, 175 и 249), в библиотеке воскресенского новоиерусалимского монастыря (см. Опис. рукопис. этой библ. в русск. древн. памятниках – Сахарова, выпуск 1, Спб. 1842, стр. 6) и других (см. в Чтениях Императ. моск. Общества Истор. и древн. русск. за 1846 г., статьи: Сильвестр Медведев, отец славяно-русск. библиогр. – стр. XXVII, и вслед за тем: оглавление книг, кто их сложил – стр. 29 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

127. Волгская – Владимирская , женская община, при гор. Волгске, Саратовской губ. Учреждена в 1866 г. с богадельною при ней на уступленной городским обществом земле и на капиталы, пожертвованные мещанкою Леонтьевою 24.032 руб. и тит. совет. Матвеемым 13.165 руб., а также особо приобретенным земельн. участком. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 128. Волосов или Власов – Николаевский , мужской, ныне приходские церкви села Волосова, Владимирской губ. и уезда, Богословской волости, в 16 вер. к зап. от Владимира, при рч. Колочке. О нем упоминается в XIV ст., и, по преданию, основан на месте древнего языческого капища Волоса; несомненно же существовал в XV ст. В 1764 г. в него были переведены иноки Царево-Константиновского мон. в г. Владимире, причем он положен во 2-м классе. В 1843 г. монастырь причислен к Боголюбову мон. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 608; VI, 648; Ратшин, 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.”, 1817 г., 126; “Полн. собр. закон.”, 1843 г., XVIII, ст. 17421; “Владим. сборн.”, 1857 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32; 1856 г., 14 (описание); 1861 г., 26, (синодник); 1868 г., 42 (церкви в упразд. Волосове мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (об упразднении); “Акты Арх. Эксп.”, 1, 139 (Ж. гр. 1504, 1506, 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсуд. намест. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 670, 4 (Цареконстантинов), 700, 21 (Волосов-Николаевский); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16, 363 (послание митроп. Даниила игум. Пафнутию с брат.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 487, 156 (Меновая 1514 г.; игум. Дементий); III, 128, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1516 г.; игум. Дементий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 460 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 262 (с 1724 по 1727 г. к нему был приписан Козмин м-рь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., 41 (село Чурилово состояло в 1679 г. в вотчине патриаршего домового Никол. Власова м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1865 г., т. I, вып. I, 104 (евангелие 1544 г., с надписью Ионы, хиротонисанного в 1522 г. во епис. Рязанские).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Помилуй, Господи, того, кто беден и замучен нищетой, подай богатую им милость, моленья ради святой Богородицы, силою честного креста и святого тридневного воскресения твоего, и славного ради пророка и предотечи Иоанна, и всех ради твоих пророков и апостолов, святителей, и мучеников, и преподобных отцов, и святых жен, и всех святых твоих, собравшихся в Никее святых отцов трехсот и восемнадцати, и святых отцов, поручителей о нашем покаянии — Василия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николы, и святого отца нашего Антония , светильника всей Руси, обещавшегося молиться за нас. Покой, Господи, души рабов своих, правоверных князей наших и епископов, имярек, и всех наших сродников по плоти, имярек. Покой, Господи, души рабов своих, всех православных христиан, умерших по городам и селам и в пустынных местах, в пути и на море. Покой их в месте светлом, с сонмом святых, в ограде благого рая, в жизни бесконечной, в неизглаголанном и немерцающем свете лица твоего. Ибо ты — покой и воскресение усопшим рабам твоим, Христе Боже наш, и славим тебя со Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно. notes Примечания 1 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о работниках в винограднике. См. Мф. 20, 13–15. 2 Ср. 1 Фес. 2. 9—10; 2 Фес. 3. 7–8. 3 Ср. 2 Фес. 3. 10. 4 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о десяти девах. См. Мф. 25. 1—12. 5 Деян. 20. 35. 6 Пс. 40. 2. 7 Мф. 5. 7. 8 Здесь и далее Феодосий имеет в виду события, которые происходили при исходе израильского народа из Египта в землю обетованную. См. Исход. 13. 18–22; 14. 10–12. 9 См. Исход. 14. 21–31. 10 См. Исход. 15. 23–25. 11 См. Исход. 32. 1—14. 12 См. Числ. 20. 1—11. 13 См. Исход. 16. 4, 12–35. 14 Мф. 26. 8–9; ср. Мк. 14. 4–5; Иоан. 12. 4–5. 15 Ср. Иерем. 9. 1. 16 Пс. 114. 5. 17 Пс. 135. 23. 18 Феодор Студит (VIII–IX bb.), игумен Студийского монастыря в Константинополе, с именем которого связывалось сложение Студийского церковно-монастырского устава. Феодосий имеет здесь в виду правила Студийского устава, которыми руководствовались в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав был принят в Киево-Печерском монастыре в первые же годы его существования (см.: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 108; Абрамович Д. И.Киево-Печерський патерик. У 1931. С. 39) и отсюда распространился по всем другим русским монастырям и оставался в обиходе на Руси вплоть до XIV века, когда его сменил Иерусалимский устав. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

42 Boivin, annot. ad hist. Gregor. Vol. hist. Gregor. II, pag. 1284–1285. Hist. Cantacuz. Vol. II, pag. 610–614. Claud. Fleur, hist. Eccl. Тот. XXIII, pag. 537–538, 604, 610. Hist. Cantacuz, Vol. III, pag. 25–27. 104–109. hist. Greg. Vol. II. pag. 786–792. Кедрин. III. часть, стр. 95. 43 Claud; Fleur. Hist. Eccl. T. XXIV, edit. 1758, pag. 80–88. Cantacuz. hist. Tom. XVI, pag. 639 et 640. Hist. Eccl. Fleur. XX, edit. 1779 pag. 57–61. 49 Manuel Calecae de essent. et орегат. Dei advér. Palam. Vid. Bibl. Veter. Patr. ed. Lugd. 1677 Том. XXVI, pag. 329. 50 Biblioth. Coislin. Moutfaucon. ed. 1715. Paris, pag. 150–176. Catalog. Codic. Manuscript. Bibl. Reg. Paris T. II, ed. 1740, pag. 191, 23–38. Annolat. Boivin, ad histor. Gregor. Vid. Hist· Nic. Greg. Vol. II, pag. 1317 in pag. 1115. 51 Manuel. Calecae de essent et operat. Dei Biblioth. Vet. Patr. Tom. 26, pag. 321–344. Demetr. Cyd. advers. Palamam vid. Ptlr. Arcud. opusc. Theolog. pag, 405–443. 52 Biblioth. Coislinian. ed. 1715, pag. 150–176. Fabric. Biblioth, Graec. Vol. X, pag. 454 et seq. Hist, liter. Cave, T. II, Saec. XIV. Sub voce: Gregor. Palamas. – Catalog. Codicum manuscript. Bibl. Regiae T. II, ed. 1740, Paris, pag. 191, cap. 23–38. 54 Издано в свет. Biblioth. Graec. Patr. Auctor. noviss. Franc. Combelis, pars. II. Paris 1672, pag. 172–176. Воскресн. чтен. 1841, стр. 17–21. 63 Dionys. Pelav. de Theolog. dogmat, Tom, II, с. 8, р. 111. Сар. XV, р. 304–306. Manuel. Calec. de essent. et opérat. Dei. Vid. Max. Bibl. Patr. Paris, Тот. XXVI, pag. 337. 64 Иоан. Дамаск, точн. изл. Правосл. Веры. T. III. гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184–188. Максим. Исповед. Disput. cum. Pyrrh. Opp. T. II. pag. 187, 188. an. 1675. 75 Vid. Manuel. Calecae dissert, de essentia et operat. Dei adv. Palam. Biblioth. Max. Vet. Patr. T. 26, pag. 321–344, Dymetr. Cydon. adv. Palam. Vid. Petr. Arcudii, Corcinei opuscul. aurea Theolog. pag. 405–443. 79 Разбираемые здесь десять слов изданы в Москве 1776 года Матфеем Греком и посвящены Евгению Херсонскому Архиепископу. Два слова на Преображение Господне изданы Комбефизием. Vid. Auctorum novissim. Biblioth. Graec. Patr. Cambefis. pars 2, pag. 106–112. Max. Biblioth. Patr. ed. Lugd. Тот. XXVI, pag. 210–214. Одно слово напечатано Воскресн. чт. 1853, 16, стр. 145–147. Эти 12 изданных слов в числе других перечисляет и Монтфавкон в своем Каталоге – Конслинианской Библиотеке. Biblioth. Coislin. pag. 150–154, Codex XCVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Йосиф е починал на 110-годишна възраст, като преди смъртта си заръчал синовете Израилеви да изнесат костите му от Египет. Балсамирали го, както и баща му, според египетската традиция (Бит. 47:12 и следв.). При Изхода от Египет Мойсей изпълнил завета на Йосиф: изнесъл костите му и го погребал в Сихем (Изход 13:19; Иисус Навин 24:32). Извън речника: Лоно Аврамово: Йосиф. Митрополит Йосиф Варненски и Преславски (1898–1988, светско име Иван Лазаров) архиерей на Българската православна църква. Роден в Севлиево. През 1918 г. приема монашеско звание и името Йосиф в Рилския монастир. Завършва Софийската духовна семинария и една година е йеродякон в Рилския манастир. Висше богословско образование получава в Богословския факултет на Софийския университет и в гр. Черновиц (Украина), където получава степента лесансие (доктор) по богословие. Преподава в Свещеническото училище в Черепиш и в Софийската духовна семинария. Протосингел на Неврокопска св. Митрополия от 1930 г. Ръкоположен за архимандрит (1931 г.) и Знеполски епископ (юли 1936 г.). След смъртта на митрополит Симеон Варненски и Преславски (1840–1937), епископ Йосиф е избран за Варненски и Преславски митрополит (26 декември 1937 г.). Почива на 8 ноември 1988 година. Извън речника: Варненски и Преславски митрополит Йосиф. Варненски и Преславски митрополит Симеон Слово К Николай Кавасила (1332 – 1371) – богослов-мирянин, един от най-видните представители на византийската богословско-мистична литература на XIV век, редом със св. Григорий Палама . Син на Солунския архиепископ Нил Кавасила , самият той не приел свещенически сан. Бил секретар в двореца на император Иоан Кантакузин и се подвизавал на дипломатическото поприще. Впоследствие се усамотил в манастир, където се посветил на духовно творчество. Живял по време на апогея на исихастките спорове, Кавасила подкрепил св. Григорий Палама . Основни трудове: «Седем слова за живота на Христос» и «Тълкование на Божествената литургия». В неговите трудове срещаме тълкувание на цялата традиция на св. Григорий Палама , макар че той използва друга терминология.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Он «вселяет­ся верою в сердца» (Еф. 3:17). «Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть «одеянием брачным» (Матф. 22:12), в котором входят на царский брак, и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут в стане, и не принесут из чужой земли: оно частью подается свыше, частно вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: «облецытеся Господом нашим Иисусом Христом» (Рим. XIII:14) «облецытеся во утробы щедрот, благость, смирение, кротость и долготерпение» (Кол. III:12) «Скажи роскошному пиру: не сюда приет небесный Гость, хотя Он и обещал «внити и вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери» (Апок. 3:20). У Него иная пища: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Матф. IV:4). Ему надлежит отверсти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV:23), «Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитесь, «лисы губящия винограды» (Песн. II:15):, мы хотим сохранить Господу вино­града никем не тронутый плод.» С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, «да даст вам , братия, Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце» (Еф. III:16), да, имея «славу внутри» достойны явим­ся славы вечный. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко). Поучение 5-e. Против гордости «Не будем тщеславиться, друг дру­га раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26) I. Есть у нас, слушатели, порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однакож, все мы в большей или меньшей ме­ре имеем: это гордость и тщеславие. Но чем менее примечаем его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине и я, пользуясь настоящим случаем, хочу обратить на него ваше внимание. II. Предметы, наиболее возбуждаю­щие, питающие и поддерживающие нашу гордость, суть: богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость, и наконец жизнь добродетель­ная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010