3:23; ср. Римл. 12:2). С другой стороны, говорится: Бога бойтеся (1 Петр. 2:17). Приити имать Сын человеческий во славе Отца Своего, со ангелы Своими: и тоида воздаст комуждо по деяниям его (Матф. 16:27). Еже сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7). В частности: полагающие удовольствие в различных постыдных делах получат возмездие за беззаконие (2 Петр. 2:13). Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков (Римл. 1:18; ср. 2, 5; Иоан. 3:36). Теснота и скорбь на всяку душу человека творящего злое (Римл. 2:9). Конец служащих греху – смерть (Римл. 6:21, 23; 1, 23). И наоборот: соблюдающий заповеди Божии войдет в жизнь (Матф. 19:17; Иоан. 5:24, 29); и велий наречется в царствии Божием (Матф. 5:19). Кто не ослабеет, тот во время свое пожнет (Гал. 6:9); труд его не будет тощь, т. е., тщетен пред Господем (1 Кор. 15:58). Подвизающимся добрым подвигом соблюдается венец правды (2 Тим. 4:7. 8). Даже напоивший жаждущего чашею воды во имя Христово не погубит мзды своея (Мар. 9, 41). Кратковременное и легкое страдание человека верующего и праведного производит безмерный преизбыток вечной славы (2 Кор. 4:17). Или кому неизвестно ублажение Господом Спасителем в ногорной беседе смиренных, сокрушенных, кротких и т. д. (Матф. 5:3 и д.)? Каждому известно и изображений в евангелии вечного мучения грешников и вечного блаженства праведников.    в) Низшее побуждение в исполнению нравственности закона, А самое низшее побуждение или мотив нравственной жизни состоит в принуждении себя в нравственной жизни не ради духовных и вечных благ, а ради чувственных и временных (т. е. земных), Но и это побуждение не исключено совсем свящ. Писанием. Особенно в ветхом завете богоизбранный народ часто побуждался Моисеем и пророками к верному служению Богу и к исполнению своих обязанностей указанием на ожидающее его в сем случае земное благополучие. И в новом завете говорится, что ищущим царствия Божия и правды Его все земное само собою присоединится (Матф. 6:33). Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Йордан неведнъж се споменава в свещената История. Водите му чудесно се разделили, за да дадат път на евреите (Иис. Нав. 3:14 и следв.); същото се случило и когато пророците Илия и Елисей преминавали през нея (4 Царств. 2:8–14); след като се умил в Иордан, по думите на Елисей, Нееман се очистил от проказа (4 Царств. 5:10–14); на бреговете на Иордан проповядвал Иоан Кръстител и в Иорданските води се кръстил нашият Господ Иисус Христос (Мат. 3:13–17). Йосиф – буквално «Нека Той (Бог) да добави (синове)» – в Стария Завет предпоследният от дванадесетте синове на св. праотец Иаков (Израил) от любимата му жена Рахил (Бит 30:23–24), и последният, който се родил в Месопотамия преди изхода на Иаков от Лаван. Йосиф бил галеник на родителите си, и това възбудило злобна завист у братята му. Първоначално те намислили да го убият, но после продали седемнадесетгодишния Йосиф в робство на пътуващи търговци. Така Йосиф се озовал в Египет (Бит. 37:22:29) и станал един от многото евреи-слуги там между 1900 и 1600 г. преди Христос. По-късно Йосиф бил хвърлен в затвора по обвинение в грях (Бит. 39 гл.), но дарът му да тълкува сънища му помогнал да излезе оттам. Фараонът извикал Йосиф в двореца си, за да изтълкува негов сън, който никой не успял да изтълкува (Бит. 41:14). Съновидението предсказало, че след седем години богат урожай и слава на фараона, ще последват седем изключително бедни години. Силно впечатлен от дара на Йосиф, фараонът го направил втори по положение след себе си в цялото царство (Бит 41:38–46). По-късно братята се сдобрили (Бит. 43–46 глава) и семейството на Йосиф се заселило в Египет, като фараонът им дал добро място за живеене (Бит. 43:34). Йосиф управлявал Египет дълго и успешно. Тук му се родили двама сина – Манасия и Ефрем. Преди смъртта си старият Израил ги осиновил, благословил ги и им дал два дяла между братята. Техните колена са наричани по името на Иосиф ( Числа 13:12; 36:5 ; Втор. 33:13–17 ; Съдии 1:22–23; 3Цар. 11:28 ; От. 7:8), но с тяхно име е наричано северното царство ( Пс. 77:67 и др.) и дори целият израилски народ ( 2Цар. 19:20 ; Пс. 76:16; 79:2; 80:6 ; Ам 5:6 ; Авд. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Одно и то же лицо, смотря по внутреннему расположению свидетелей его учения и дел было предметом столь разноречивых и даже противоречащих мнений и суждений. Очевидно, что оно делалось предметом столь противоречивых суждений потому, что было необыкновенно по своей власти и делам при встрече с современниками. Необычайность власти в учении и делах и новость учения в проповеди и наставлении служили камнем преткновения и соблазна для современников ( Мк.3:5–9 ; Лук.5:21 ; Ин.8:42–59; 6,41.42; 5,17.18 ). Учитель, видоизменявший понимание закона и пророков, разорявший субботу и предания отцов, отпускавший грехи согрешившим и говоривший, что с пришествием его водворилось царствие Божие на земле ( Лук.17:20.21 ), должен быть или действительным божественным посланником, имевшим право учить всему этому, или посягателем на божеские права, богохульником; лжецом и обманщиком ( Мк.2:7 ; Мф.26:65.27,63 ); средины здесь не могло быть ( Деян.5:34–39 ). Таким образом становятся понятными те разделения и разъединения в мнениях иудейского народа, вследствие которых одни из его среды, при первоначальном выступлении Иисуса Христа на общественное служение, во множестве следовали на Ним, желая слушать Его учение и видеть Его дела ( Мф.4:25 ; Лук.6:17 ; Марк.1:37.45; 2,15;3,20 и др.), а другие старались уличить Его в богохульстве, обвинить в нарушении субботы, в преступлении закона и отеческих преданий ( Мк.2:7.18.24; 3,2; 7,5 и др.). Те, которые по своим особым убеждениям не хотели и не могли признать в Нем божественного посланника, вследствие необычайности Его учения и дел, дабы быть правыми в глазах других, должны были причислить Его или к богохульникам ( Мк.2:7 ; Мф.26:65 ), или к людям, стоявшим в связи с темными силами ( Мф.9:34; 12,24 ; Мк.3:22 ) и находившимся вообще в ненормальном состоянии ( Мк.3:21 ; Ин.8:48–52 ); руководившиеся же непредвзятыми взглядами, видя в Его учении и делах проявление высшей божественной силы ( Мф.9:8.33 ; Иоан.7,46 ), считали Его если не самым Христом, то одним из величайших пророков ( Мф.12:23; 16,14 ; Ин.6:14; 7,40.41 ), и желали быть в числе Его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Других из ангелов, т.е. увлеченных во зло первым, Св. Писание называет «ангелами диавола» ( Мф.25:41 ), «духами злобы» ( Еф. 6:12 ), «духами нечистыми» ( Мф.10:1 ), «демонами и бесами» ( Лк.8:33, 35 ). Св. Отцы и учители Церкви, входя в рассуждение о злых духах, главному из них – диаволу приписывают наивысшую по совершенству природу из всех сотворенных духов (Григ. Бог., Кирил. Иерус., Григ. Вел.), и поставляют его по достоинству в числе немногих наивысших из ангельского мира (Григ. Наз., Иоан. Дам.): «в числе духов первоверховных, водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, и именно в числе тех, между которыми распределил Господь управление частями мира» (Догм. Бог . высок. Макар. 311 стр.). «Те места Св. Писания, – замечает преосв. Макарий, – где говорится о диаволе, как отце лжи ( Ин.8:44 ), и сперва согрешившем ( 1Ин.3:8 ), равно и об ангелах его ( Мф.25:41 ; Откр.12:7–9 ), могут служить основанием для такого мнения» (Л). Итак, виновником зла во вселенной было одно из высших Богом сотворенных существ – Ангел, названный в Писании диаволом или сатаною. Говоря о направлении воли и касаясь содержания греха ангела-сатаны, Св. Писание свидетельствует, что он не устоял и не стоит (ουχ ετηκεν) в истине, есть отец лжи, будучи сам весь ложь ( Ин.8:44 ), что – как он, так и другие, увлеченные им духи, не соблюли своего начальства (αρχην) и оставили свое жилище ( Иуд. 6 ), что суд Божий совершился над диаволом за явленную им гордыню и превозношение ( 1Тим.3:6 ) и что начало вообще греха во вселенной есть гордость ( Сир.10:15 ). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что зло явилось во вселенной, как гордыня или надменное самомнение о себе сотворенного Богом высшего духовного существа, отринувшего закон и правду. Сознание своих совершенств, своей внутренней красоты, величия и достоинств разумно-свободным существом не было бы еще злом: такое самомнение было бы лишь опознанием и мысленным в себе утверждением действительного факта, было бы законным актом природы самосознающего разумного существа. Но в этом самосознании воля сознающего могла явить себя двумя направлениями, двумя расположениями и вынаружениями: правдою и неправдою в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Где же тут «умерщвление плоти», ее«проклятие», ее«бесовское происхождение»?!. Где«страх пред наготою тела, как пред чем-то постыдным, прелюбодейным иоскверняющим»?! 30 . Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?! Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?! Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир, как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти и притом к плоти обнаженной, – не таинственно божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир, как утверждение Бога и не Бога, как Творца мира, во всем разнообразии его плоти, возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный или идеальный миропорядок. Ну, а далее?Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, – в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская» 31 ... Тогда-то он впервые узнает, что «наг»и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека, и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении 32 … И если теперь мы пройдем чрез всю историю библейского израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти, как святой, что его религиозное общение с «Божьей тварыо» и со «всей многообразной языческой плотыо» все более и более проявлялось, по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими (Иезеек. 41:19), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9); как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святынею, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3, 21, 9; 22–23 ; Числ. 4, 15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 : Иис. Нав. 24:32 ), как«чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей (Ис. С. Сир. 48–49 ; Ис. 66 ; Пс. 33; 4 . Цар. 23), как заботились Израильтяне о чистотетела, узаконив «различные омовения до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление (Второз. 23:1), как всего себя иплоть и кровь свою–Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной мертвых тел ( Ис. 26:19 ; Иоан. 11:24 ; Лук. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Новозаветное Писание о злых духах    Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых — людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола (Мф. 12:24-29; 1 Иоан. 3:8; Евр. 2:14). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых (Мф. 4:24, 8:16, 9:31; Мк. 1:32-34; Лк. 4:41, 8:2, 11:4). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока (Мф. 17:14-21), дочери хананеянки (Мк. 7:24-29) и двух гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34, Мк. 5:1-19). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их.    Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других.    Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем (Мк. 5:13). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну (Мф. 8:29; Мк. 5:7). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Слово “душа”, употребляемое в разбираемых словах Иисуса Христа, в Библии имеет несколько значений, отличающихся друг от друга. Рассмотрим их. 1. Словом “душа” в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт.1:20). “Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их” (Быт.1:24). Ирод искал души Спасителя — Младенца, то есть Его жизнь. “Умерли искавшие души Младенца” (Матф.2:20). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. “Душу спасти, или погубить” (Мар.3:4). 2. В высшем смысловом значении слова “душа” применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Матф.10:28). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове “душа” когда говорится о сбережении и потере души. “Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её” (Матф.10:39). “Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную” (Иоан.12:25). 4. В Библии слово “душа” также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа” (Деян.4:32). 5. В Библии слово “душа” также используется для обозначения человека, как личности. “И стал человек душею живою” (Быт.2:7). “Душ около трех тысяч” (Деян.2:41).    Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому. “Сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1Кор.15:44). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Безразличных поступков нет. В Св. Писании такое состояние человека, которое можно назвать безразличным, осуждается, как нравственно дурное ( Апок. 3:15–16 ). (См. христ. учение о нравственности Мартенсена т. I, 436 стр.). Глава 7. Жизнь Иисуса Христа, как образец и пример нравственной жизни Идеал нравственного совершенства слово Божие указывает в Самом Боге. ( Мф.5:48 ). Такой идеал необходим для человека: совершенства Божии служат сильнейшим средством к возбуждению в нас добродетели христианской. Душа наша, как образ Божий, должна стремиться к своему Первообразу путем уподобления Ему. Такой идеал нравственного совершенства явил в Себе Самом Сын Божий, сошедший на землю и принявший человеческую плоть. Земная жизнь Иисуса Христа поэтому должна быть образцом нашей нравственной жизни ( I Nemp. 2:21 ; Евр. 12:2 ; Филип. 2:5–6 ). «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите такожде» ( Ин.12:15–17; 12–26 ; Мф.11:29 ). Существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа, высочайшая нравственная свобода и высочайшая любовь. Нравственные совершенства, какие явил в Себе Иисус Христос, описать и достойно оценить выше сил человека, но под руководством слова Божия можно отметить некоторые существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа. Каждое из душевных качеств его представляет для нас недосягаемое совершенство. Слово Божие указывает нам на два свойства Его нравственной жизни: высочайшую любовь и высочайшую нравственную свободу. Иисус Христос проявлял любовь ко всему, что носит образ Божий, особенно к людям. Любовь к Богу выражалась в безусловной покорности Его воле: «снидох с небеси не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин.6:38 ). Мысль Его всегда была обращена к Богу Отцу, даже во время тяжких страданий на кресте. С любовью к Богу в Нем соединялась любовь к людям. Что иное, как не любовь к грешному человечеству, побудило Сына Божия смирить Себя даже до смерти крестной? По этой же любви Он Всего Себя отдал во время земной жизни на служение Своим братьям по плоти: «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити и дать душу свою избавление за многих». ( Мф.20:28 ). Иисус Христос явил высочайшую свободу от грехов и страстей, свободу по· отношению к внешнему миру и по отношению к человеческому обществу. Будучи покорен воле Отца Небесного во время всей земной жизни ( Ин.6:38 ). Иисус Христос был превыше греха; Сам Иисус Христос свидетельствует пред врагами своими: «кто от вас обличит Мя о грехе» ( Ин.8:46 ) и те, при всем своем желании, не могли отыскать ни одного греха. Будучи безгрешным (Иоан. 14:30), Иисус Христос всегда обличал грех в других ( Мф.23 ), Он явил свободу по отношению к внешнему миру. Никакие блага мира внешнего не могли привлечь Его к себе. По отношению к требованиям духовно-телесной природы Своей Иисус Христос являл и другим заповедал во имя высших нравственных интересов, полную свободу ( Мф.6:33 ; Лук. 10:41–42 ; Мф.4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

2 Hartmann Ε. von. Phanomenologie des sittlichen Bewusstseins. Berlin, 1879 (Феноменология нравственного сознания). — 588. 3 2 Езд. 4,41. — 590. 4 Иоан. 14, 2. — 590. 5 См. прим. 2, 3, 4 к с. 252. — 592. 6 Впоследствии мы будем иметь случай показать, что два последние вопроса уже заключаются implicite в первом, то есть что бытие Бога как всеединого необходимо предполагает вечность и свободу человека. 7 См. прим. 12 к с. 265. — 595. 8 Отношение между этими тремя видами неистинного может определяться следующим образом: все неистинное есть вымысел, то есть утверждение субъекта, не имеющее объективного основания; но вымысел может или предлагаться просто как такой (собственно вымысел), или вымысел может утверждаться субъектом для других как истина — в таком случае это будет ложь, или, наконец, вымысел может самим субъектом приниматься за истину — в таком случае это будет заблуждение. 9 необходимое условие (лат.). — 599. 10 См. Hegel в Phdnomenologie des Geistes‚ глава: Die sinnliche Ge- wissheit oder das Dieses und das. Meinen (Werke II r. Band, 2–te. Auflage, Berlin, 1841, Seiten 71 und 72). 11 Гегель. Феноменология духа. Гл.: Чувственная достоверность, или «это» и мнение//Соч. Изд. 2. Берлин, 1841. Т. 2. Рус. пер.: Гегель. Соч. М., 1959. Т. IV. С. 51–52. — 601. 12 Hegel, ibid., 73, 74. 13 Hegel, ibid., 81. 14 Там же. С. 58. — 604. 15 Hegel, ibid., 75, 76. 16 Там же. С. 54. — 606. 17 Hegel, ibid., 76–79. 18 Там же. С. 55–57. — 60S. 19 Hegel, ibid., 79–80. 20 Там же. С. 57–58. — 609. 21 Под реализмом я разумею вообще то воззрение, которое по принципу ограничивает истинное бытие одною внешнею реальностью. Ввиду неустановленности философской терминологии я признаю достаточным это простое указание моего словоупотребления. 22 Против указанной аналогии можно возразить, что названные философы начала новых времен не были представителями чистого натурализма, но со своими натуралистическими философами в значительной мере соединяли мистический и идеалистический элемент; так, Джордано Пруно был пантеист, Патрицци держался идеализма в неоплатонической форме, Ван–Гельмонт (живший несколько позднее, но по характеру своих воззрений, как ученик Парацельза, примыкающий к философам эпохи Возрождения) был последователем мистической алхимии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=986...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010