–  469  –   отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). «Если кто приходит ко Мне и не  возненавидит отца своего и мать, и жену, и детей, и братьев, и притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ib. 26, 27) . И вместе с тем такое последование Себе, или следование за Собою, Иисус признает необходимым условием спасения (Мф. 10, 32–33). Познать Христа, следовать за Ним, исповедовать Его есть дело Божие (ср. Мф. 16, 17)… «И сказали Ему: что делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус сказал им в ответ: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан. 6, 28–29). «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцем Моим небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим небесным» (Мф. 10, 32–33). У синоптиков, как и у Иоанна, Иисус разумеет не только Себя, но и Своих учеников в качестве богоносцев, носителей слова: «принимающий вас Меня принимает, и принимающий Меня принимает пославшего Меня» (Мф. 10, 40 и Иоан. 13, 20); «слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает, а отвергающий Меня отвергает пославшего Меня» (Лк. 10, 11). Поэтому Он и признает, что земле Содомской и Гоморрской будет легче в день суда, чем городу, отвергающему апостолов (Мф. 10, 15; Лк. 10, 12). Таким образом, сознание взаимности, или единства, Сына с пославшим Его Отцом (Иоан. 12, 44–45) служит основанием для нового учения о внутреннем единстве Христа с посланными Им учениками, – учения, которое мы находим в только что приведенных синоптических текстах и у Иоанна: «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино, и да познает мир, что Ты  послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (17, 23). Точно так же, как и Он сам, ученики Его суть «свет миру» (Мф. 5, 14 ср. Иоан. 9, 5). Поэтому ненависть к ученикам есть ненависть мира к Иисусу и к Отцу – «так будет, потому что не познали ни Меня ни Отца» (16, 2–3). Мы имеем здесь целый цикл представлений о единстве     –  470  –   божественной жизни, или о единстве Бога в Отце, в Его посланном Сыне и в обществе посланных Им учеников, исполненных Его Духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вопрос 120. Должно ли отлучаться куда–нибудь, не предуведомив настоятеля? Ответ. Поелику Господь говорит: «Я пришел не Сам от Себя», но «Он послал Меня» (Иоан.7, 28. 29); то не тем паче ли каждый из нас не должен давать себе воли? Ибо кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием, и подлежит суду Господа, Который сказал: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16, 15). И вообще давать себе волю —предосудительно. Вопрос 166. С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди? Ответ. С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо «заповедь» Божия, говорит Господь, «есть жизнь вечная» (Иоан.12,50). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан.4, 34) Отца. Вопрос 169. Если младший брат получил приказ научить чему–нибудь старшего возрастом, то как должен обойтись с ним? Ответ. Как совершающий служение по повелению Владыки Бога: и со страхом, как бы не подпасть суду сказавшего: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48, 10.), и с опасением, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6.). Вопрос 170. Равное ли внимание оказывать должно и к успевающему больше, и к успевающему меньше? Ответ. Что Господь определил об отпущении грехов, сказав: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7,47), и что Апостол постановил о пресвитерах, сказав: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17.); то признаю сообразным соблюдать и в рассуждении всего тому подобного. Вопрос 171. Если низший оскорбляется предпочтением ему благоговейнейшего; то как относиться к нему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вообще весь ветхозаветный обрядовый закон, неисполнение которого влекло за собой даже наказание смертью ( Быт. 17:14 ; Исх. 35:2  и др.), подчинив человека каждой букве его, не спасал человека, не соединял его с Богом. Но «Господь есть Дух, а где Дух Господен, там и свобода» ( 2Кор. 3:17 ), почему «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (ст. 6. См. Рим. 2:28–29 ). «Ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7:6 ). От этой буквы ветхого закона, с его кровавыми жертвами, мы освободились смертью Сына Божия, Спасителя мира. Кровавые жертвы только напоминали ветхозаветным людям о той, великой жертве, которая должна некогда быть принесена за грехи всего мира – о жертве Мессии Христа, «Который к концу веков явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ). У наших святых алтарей не льется уже кровь тельцов и козлов, а приносится духовная жертва истинного Тела и истинной Крови Христовой, очищающих не только тело, а и душу от всякого греха. Об этой новозаветной спасающей духовной жертве и говорил Христос, когда учил Самарянку, что настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу «в духе», т. е. учил, что вместо всевозможных обрядов, «относящихся до плоти», а не до духа, вместо кровавых ветхозаветных жертв, «которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр. 9:11 ), будут приноситься истинными поклонниками духовная жертва Тела а Крови Христовой, принимая которые, они будут очищать свои грехи (Мф. 26:28), для вечной жизни со Христом ( Иоан. 6:56–57 ). Ветхозаветное поклонение Богу не было, в строгом смысле, и истинным, ибо люди тогда еще не знали величайшей истины христианства – Троичности лиц в Боге, они поклонялись только единому Богу, но не выдали ни Сына Божия, ни Духа Святого, Которые открыли Себя людям уже только в Новом Завете ( Иоан. 1:14  и 18; 1Тим. 3:16 ; Лк. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Крест же Христов принес Спасителю не позор, а великую славу: «Отче, говорит Христос, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Иоан. 17:1 ); «не так ли, говорит после Своего воскресения Спаситель, надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» ( Лк. 24:26 ). Крест не только прославил Христа, но послужил орудием и нашего оправдания перед Богом ( 1Пет. 2:24 ) и спасения ( Еф. 2:16 ; Иоан. 12:32 ), Крест Христов, – великий жертвенник, на котором Христос принес Себя в жертву за грехи всего мира ( Евр. 9:28 ; Исх. 30:28–29 ), обагрив и освятив его Своей пречистой Кровью; и сравнивать кощунственно св. Крест безгрешного Христа с виселицей преступника может только человек неверующий, или неумеющий «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ). 8) Нужно Христа почитать, а не крест. 8) Мы почитаем не только Христа, а и орудие совершенного Христом спасения, как и в Ветхом Завете израильтяне почтили не только Давида, победившего Голиафа, но и тот меч, которым он поразил Филистимлянина; и несмотря на то, что этот меч обагрен был кровью язычника, он, как орудие победы над врагом, сохранялся в храме, завернутый в особую одежду, «позади ефода» – священной одежды ( 1Цар. 18:6–7 и 21:9). Тем более достоин почитания крест Христов, как орудие победы над врагом всего рода человеческого – диаволом. 9) Тогда, говорят сектанты, почитайте не только Крест, а и гвозди, и молоток, и первосвященников, и Пилата, и Иуду, и воинов, ибо и они послужили к прославлению Христа. 9) Всякое дело оценивается не только само по себе, но и по той цели, для которой совершается. Первосвященники, Пилат и Иуда, предавшие на смерть Христа, и воины, распявшие Его, имели целью своих действий не славу Христа, а поругание и смерть Его, проявив во всех своих делах нелюбовь к Нему, а диавольскую злобу. Следовательно, они не прославление заслужили, а отвращение и сожаление, как сознательные мучители и убийцы. Что касается других, бывших на Голгофе, орудий страданий и смерти Христа – гвоздей, молотка, тернового венца и проч., то и они для нас великая святыня, как предметы, прикасавшиеся к пречистому Телу Христа и обагренные святой Кровью Его, но мы не чтим их изображений поклонением, ибо о них не было прообразов, как о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

На Его слова: " Отец Мой дает вам хлеб " , они не сказали: умоли Его, чтобы дал; а что? " Подавай нам хлеб " . Хотя Он и не сказал: Я даю, но: " Отец Мой дает " , однако же, из желания пищи, они признали, что и Он может подать ее. Каким же образом, признав, что и Он может подать пищу, они могли потом соблазняться, и притом тогда, как услышали, что Он дает ее? Итак, какая же тому причина? Они услышали, что больше не получат уже пищи, и поэтому опять начали не верить и в оправдание своего неверия представляют то, что Его слово слишком высоко. Поэтому Он и говорит: " вы и видели Меня, и не веруете " , указывая, с одной стороны, на чудеса, с другой, на свидетельства Писаний. " Они " , говорит, " свидетельствуют о Мне " (Иоан.5:39). Еще: " Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня " (5:43). Еще: " как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу " (5:44)? " Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон " (6:37). Смотри, как Он все делает для спасения людей. С тою именно целью Он и присовокупил это, чтобы не показалось, будто Он занимается предметами ненужными и говорит без цели. Что же Он говорит? " Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и Я воскрешу его в последний день " (6:37,40). Но почему Он упоминает и об общем воскресении, в котором будут участвовать и нечестивые, как об особенном даре верующих в Него? Потому, что и речь у Него не просто о воскресении, но именно о таком воскресении. Сказав наперед: " не изгоню " его и не погублю ничего из того, что Он Мне дал. (6:37,39), Он потом уже говорит о воскресении. В воскресение действительно одни будут извержены, как можно видеть из слов: " возьмите его и бросьте во тьму внешнюю " (Матф.22:13), а другие погибнут, как и это видно из слов: " бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне " (Матф.10:28). Таки же образом, слова: живот вечный даю – значат тоже, что слова: " изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения " (Иоан.5:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Подобное неверие происходило, конечно, от обычной человеческой зависти, всегда лукавой. Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на выходцев из своей среды, которые вдруг обнаруживают необыкновенные дарования и становятся выше их. Может быть, товарищи Иисуса по делам житейским и сверстники, с которыми Он постоянно общался, не хотели признать Его необыкновенные способности именно по этой причине. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13:57; Марк. 6:4), — так не должно быть, но так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им. Господь прибавляет к этому, по всей вероятности, народному присловью: «И в доме своем,» имея в виду то, что даже братья Его не веровали в Его Божественность (Иоан. 7:5). Нигде Христос не находил столько противления Себе и Своему учению, как в «отеческом» городе, где даже пытались умертвить Его (Луки 4:28-29). Жалея все эти массы народа, не имеющие пастыря, и не имея возможности всех и всегда водить за Собой, Господь посылает на проповедь им Своих учеников, это послание отличается от того, которое последует за воскресением Христа. Тогда Господь пошлет Апостолов во весь мир проповедовать Евангелие «всей твари» и вводить все народы в Его Царство через таинство крещения, уча вере во Христа. Теперь же Господь послал их только «к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6), то есть к одним евреям. Он повелевает Апостолам проповедовать лишь то, что «приблизилось Царство Небесное» (Матф. 10:7). Эта проповедь подготовительная, поскольку Апостолы еще не облеклись силою Свыше, данной им впоследствии, через сошествие Утешителя — Духа Святого. Господь посылает Апостолов по двое, чтобы они могли поддержать друг друга, и для того, чтобы евреи больше верили их свидетельству, так как закон Моисея гласил, что свидетельство двух есть истинно (Иоан.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Что возможно солнцу, трудно ли для Того, Кому легче зажечь новое солнце на небе, чем человеку зажечь свечу? Этот же пример солнца может объяснить сравнительно и то, как Тело Христово пребывает целым, хотя хлеб в таинстве раздробляется и разделяется непрестанно; ибо возьми зеркало и поставь против солнца, — в нем отразится весь круг солнца; разбей зеркало, и возьми какой угодно из его остатков, и поставь против солнца, — опять увидишь в нем весь круг солнца. Так и Тело Христово, «всегда ядомое и николиже иждиваемое.» Поэтому «с каким благоговением и страхом, с какою чистотою душевною и телесною, мы должны приступать к этому таинству!» «Кто из вас решился бы бросить драгоценную одежду в грязный и гнилой ручей? Осмелитесь ли вы принять драгоценную Кровь Спасителя в сердце, исполненное грехов?» « Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем » (1Кор. 2:28–29). Великие плоды Святого Причащения « Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем » (Иоан. 6:56). И вот, посредством таинства причащения, мы восходим теперь на эту высоту. Ибо кто причащается Тела и Крови Христовой, тот по этому самому уже не может не быть в теснейшем соединении со Христом, не только по духу, но и по плоти. A так как с плотью и кровью Спасителя соединена полнота Божества, то, соединяясь со Христом, мы « соделались причастниками Божеского естества » (2 Пет. 1:4). Какого высочайшего дара удостаиваемся мы ныне! 1. Кто причащается, как должно, Тела и Крови Христовой, тот таинственно насыщается и удовлетворяет духовную жажду свою на целую вечность. « Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда » (Иоан. 6:35). И что странного в этой истине? Не так ли и в обыкновенном употреблении вещей, что кто попробовал чего-либо самого вкусного, y того надолго исчезает охота ко всему прочему, менее приятному. A может ли что другое быть питательнее Тела и Крови Сына Божьего? Когда бы и это божественное брашно не в состоянии было напитать сердца человеческого, то ему вечно пришлось бы алкать и жаждать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

А он, узнав по язвам Пострадавшего, и по предведению – Бога, восклицает: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан. 20:28 ). 6 . Пусть слушают еретики. Если действительно Сын не хочет (этого) и не имеет равного с Отцом достоинства, то почему Он не отклоняет неподобающей Ему чести? Когда Он услышал от некоего: «Учитель благий!», тотчас возразил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Матф. 19:16–17 ), хотя именование «благий» употребляется и между нами. Слышать «благий», по твоему мнению, Он отказался; не гораздо ли больше должен был отказаться принять «Бог» и «Господь»? Там – «учителю благий», и говорит: «Что ты называешь Меня благим?», а здесь – «Господь мой и Бог мой», и не сказал: «Что называешь Меня Господом и Богом?» Но там, так как недостойно Его было обращение (потому что было сказано не «Господь благий», а «учителю благий»), Он отклонил низкое, а здесь славное принял. И здесь укорил, но укорил, напротив, за то, что сказано было поздно. Не за то укорил Господь Фому, что он сказал – «Господь мой», но за то, что сказал это позже (чем следовало). «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( «Яко видев Мя, веровал еси, блажени не видевшии и веровавше») ( Иоан. 20:29 ). Один укорен, а все мы ублажены; конечно, ублажение это простирается на всех нас и на тех, которые после нас, потому что, не испытав чудес лично, но принимая на веру, все мы являемся участниками этого великого и славного блаженства. 7 . От этого повествования, которое мы пробежали сокращенно, перейдем, если вы не утомились обилием сказанного, к другому пророческому изречению. Какому же? «Приидите, взыдем на гору Господню» ( Мих. 4:2 ; ср. Ис.2:3 ), так как с горы Елеонской вознесся Спаситель. «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева». И день этот 2 Бог почтил также соименностью с горой. Там Спаситель вознесся с горы, называемой Елеонской, а здесь произрастает так называемая Масличная роща ( η ελαια), и близостью к городу, и соименностью воспроизводящая древнее повествование. Спаситель возвел учеников Своих на гору Елеонскую близ Иерусалима. Обрати внимание на сходство – и там, и здесь. «Придите, и взойдем на гору Господню». Взойдем желанием и словом, и посмотрим, какие плоды принесло нам спасительное вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010