Ибо естество Божие имеет и хлеб жизни, - Того, Кто сказал: Аз есмь хлеб животный (Иоан. 6, 35), и воду живу (Иоан. 4, 10), и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103, 15), и елей радости (Псал. 44, 8), и многообразную пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые Богом. В этом и состоит небесная жизнь души. Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни. Как отчаиваются в больных, когда тело их не может уже принимать пищи, и плачут о них все близкие, друзья, родные и любимые ими: так Бог и святые Ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа и не живут в нетлении. И это, повторяю еще, не просто произносимые слова, но самое дело духовной жизни, дело истины, совершаемое в душе достойной и верной. 12. Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего такого: то плачь, скорби и сетуй; потому что доныне не приобрел еще ты вечного и духовного богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся о нищете своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься в страшном греховном обнищании. И о если бы приобрел кто хотя скорбь сию о нищете своей! О если бы не проводили мы времени в беззаботности, как пресыщенные! Кто скорбит, и ищет, и неотступно просит Господа, тот скорее получит избавление и небесное богатство, как сказал Господь, заключая слово о неправедном судии и о вдовице: кольми паче Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь? Ей, глаголю: сотворит отмщение их вскоре (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

   в) непременно выражается в делах: не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Иоан. 3:18); любяй друга, закон исполни,— любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть (Рим. 13:8. 10). В частности, проникнутый христианской любовью -    г) не обижает ближнего не только делом, но даже словом и мыслью: вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Матф. 7:12); не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (-7, 1—2); всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду: иже бо аще речет брату своему, рака: повинен есть сонмищу: а иже речет уроде: повинен есть геенне огненней (-5, 22);    д) напротив, сам великодушно переносит все оскорбления и прощает за все обиды не только до семи крат, но до семидесяти крат седмерицею (Матф. 18:22); аще тя кто ударить в десную твою ланиту, обрати ему и другую (-5, 39); аще отпущаете человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ваш небесный (-6, 14);    е) всегда милосерд и щедр к ближним своим: просящему у тебе дай: и хотящего от тебе заяти не отврати (Матф. 5:42); благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе (Лук. 6:35); будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (-36);    ж) заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души: молим вы, братие, вразумляйте бесчинные, утешайте малодушные, заступайте немощные, долготерпите ко всем, блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1 Сол. 5:14. 15); да разумеем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. 10:24);    з) и вообще, столько бывает предан ближним своим, что готов, по примеру своего Спасителя, положить за них самую душу свою: сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбим вы,— больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15:12-13).    II. Побуждения, какие предлагает Христианство для того, чтобы отвлечь людей от нечестия и утвердить на пути добродетели, весьма многочисленны и разнообразны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Во-первых, я хочу спросить тебя: знаешь ли ты, какова сила любви? Христос, не упоминая о всех чудесах, которыя имели быть совершены апостолами, сказал: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. XIII, 35); а Павел говорит, что любовь есть исполнение закона (Римл. XIII, 10), и что без нея и дарования не приносят никакой пользы (1 Кор. XIII, 1, 2). Это-то превосходное сокровище, отличительное свойство учеников Христовых, превышающее дарования, я видел крепко насажденным в душе твоей и приносящим обильные плоды. Василий сказал: сознаюсь, что я много забочусь об этом и очень стараюсь соблюдать эту заповедь; но что еще и в половину не исполнил ея, это и сам ты засвидетельствуешь, если, оставив лесть, захочешь говорить истину. Златоуст. Итак я обращусь к доказательствам, - сказал я, - и чем угрожал, то теперь и сделаю, именно докажу, что ты хочешь быть более скромным, чем справедливым. Разскажу одно событие, недавно случившееся, не упоминая о прежнем, дабы кто не подумал, что я стараюсь давностию времени затемнить истину; здесь самая близость времени не позволит мне прикрыть что-нибудь льстивыми словами. 6. Когда один из наших друзей, оклеветанный в проступках дерзости и гордости, подвергался крайней опасности, и тогда, как никто не призывал тебя и сам обвиняемый не просил, ты сам себя ввергнул в опасности. Так было дело; но чтобы обличить тебя и словами твоими, припомню и сказанное тобою. Когда такую ревность твою одни порицали, другие хвалили и превозносили, ты сказал порицателям: " что делать? - иначе не умею любить, как жертвуя душою моею, когда нужно спасти кого-либо из друзей, находящагося в опасности " , повторив, хотя другими словами, но в том же смысле, слова Христовы, которыя Он сказал ученикам, определяя совершенную любовь: больши сия любве, говорил Он, никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. XV, 13). Таким образом, если нет высшей степени любви, ты успел дойти до конца: и делами и словами своими достиг самой вершины ея. Посему я и предал тебя, посему и придумал такую хитрость. Теперь убедил ли я тебя, что не из зложелательства и не с намерением ввергнуть в опасность, но предвидя пользу, я привлек тебя на это поприще? Василий сказал: итак ты думаешь, что для исправления ближних достаточно силы любви? Златоуст. Большею частию, - сказал я, - она весьма может содействовать этой цели; если же ты желаешь, чтобы я привел доказательства и твоего благоразумия, то приступлю и к этому, и докажу, что ты благоразумен более, нежели сколько любвеобилен. Василий, при этом покраснев от стыда, сказал: касающееся меня оставим теперь; я и вначале не требовал от тебя речи об этом; если же ты можешь сказать что-нибудь справедливое для внешних, то я с удовольствием буду слушать. Посему, оставив этот пустой спор, скажи, чем мы оправдаемся пред прочими, как удостоившими тебя чести, так и пред теми, которые с сожалением смотрят на них, как бы на оскорбленных?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Евр. 1:7–9 ). Он же исповедует Царя и Первосвященника Мессию Господом, седящим одесную Иеговы: рече Господь (lehovah) Господеви (Adonai) Моему: седи одесную Мене ( Пс. 109:1 ), каковые слова Иисус Христос относил к Себе ( Мф. 22:41–46 ). Пр. Исаия называет Его Еммануилом (7:14), Богом крепким (евр. El gibbor, Θες σχυρς), Отцом вечности (9:6), и, приготовляя людей к сретению Его, говорит: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (40:3). Пр. Иеремия, предсказывая о Царе, имеющем воссесть на престоле Давида, возвещает, что имя Его – Господь (lehovah) праведен наш (23:6; 33:15–16). Малахия свидетельствует, что чаемый Израилем и грядущий спасти людей есть сам Господь (Adonai – 3:1). В яснейшем же свете божество Мессии И. Христа изображается в новом завете, и прежде всего в учении Самого И. Христа. Неосновательно утверждение рационализма, будто Сам Иисус Христос не учил о Себе, как Сыне Божием по естеству, равном Богу Отцу, не требовал Себе и божеского почитания, а если и называл Себя иногда Сыном Божиим, то только в смысле нравственного единства с Отцом, а не по существу. Правда, наименование «сын Божий“ в переносном смысле часто употребляется в Библии . Сынами Божиими называются здесь все верующие в истинного Бога, родные, так сказать, Божеству по духу, по жизни, – люди, находящиеся в нравственной связи с Божеством (напр. Иоан. 1:12 ; 1Иоан. 3:9 ; Рим. 8:14 ; сн. Ис. 4:24; 63:16 ; Пс. 2:7 ; Иер. 31:9. 20 и др.). Не чужда даже и языческому миру мысль о божественном сыновстве людей ( Деян. 17:28 ). Нередко и Сам Спаситель называл людей сынами Отца небеснаго ( Мф. 5:16. 45. 48 ; Лук. 6:35 ). Когда Он говорил и о Своем собственном лице, то обыкновенно называл Себя не Богом, а только Сыном Отца или Сыном Божиим (напр., Иоан. 9:35; 10:36; 11:4; 3:16 ). Но в устах Иисуса Христа и в приложении к Себе это наименование имело особенный смысл, не нравственный, а метафизический, указывающий на особенное Его отношение к Отцу, на единство по существу и равенство с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким же точно образом, по словам св. отца, мы отнюдь не утверждаем лжи, когда говорим только то, что с необходимостью вытекает из сказанного в Писании 761 . Следовательно, основываясь на словах Писания, необходимо признать и божество Св. Духа, хотя бы оно и не было выражено там буквально и с полной ясностью. Но нельзя сказать и того, что св. Писание говорит о божестве Духа Святого не ясно. Если в нем нет прямого и буквального наименования Духа Святого Божеством, то, с другой стороны, оно представляет целый «рой таких свидетельств, из которых всякому, кто не совсем тупоумен и чужд Духа, ясно видно, что божество Духа открыто в Писании» 762 . Такие свидетельства идут почти от начала и до конца Писания. Так, -говорит Богослов, – «Христос рождается, – Дух предшествует Ему ( Лук. 1:35 ); Христос крещается, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33,34 ); Христос искушается, -Дух возводит Его ( Матф. 4:1 ); Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его... А из имен Божьих Он называется всеми, кроме нерожденности и рождения, из которых одно исключительно должно принадлежать Отцу, а другое – Сыну, чтобы не допустить слияния в Божестве. Возмущаюсь, когда, с одной стороны, представляю богатство имен, а с другой вижу, что противники Духа не стыдятся и такого числа имен. Он называется: Духом Божиим, Духом Христовым ( Римл. 8:9 ), Умом Христовым ( 1Кор. 2:10 ), Духом Господним ( Исх. 61:1 ), самим Господом ( 2Кор. 3:17 ), Духом сыноположения ( Римл. 8:15 ), истины ( Иоан. 14:17 ), свободы ( 2Кор. 3:17 ), Духом премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия ( Ис. 11:2,3 )... Он все наполняет своим существом, все содержит ( Прем. 1:7 )... Он – Дух благий ( Псал. 142:10 ), правый ( Пс. 50:12 ), владычный ( Псал. 50:14 ) – по естеству, а не по усвоению, освящающий, но не освящаемый..., прославляемый (1 Kop. 6:19,20), вместе счисляемый ( Матф. 28:19 )... Он Дух – творец ( Иов. 33:4 ), воссоздающий в крещении ( Тит. 3:5 ) и воскресении ( Римл. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

29 Сюда также относится 68 пс. в нем нет ничего такого, что не относилось бы к Мессии, но есть такое, чего нельзя отнести к Давиду. Новозаветное откровение объясняет о Мессии Иисусе то, что говорится в сем псалме аа) о несправедливой ненависти против страдальца (ст. 5. Иоан. 15, 25 ); бб) о ревности страдальца к дому Божиему (ст. 12. Иоан. 2, 17 ), 30 Мессии объясняют сей псалом таргум иерус. мидраш, тегиллим, согар, песикта, талмуд в отдел. Sanhedrin. См. Michaelis Comm. In pstal. р. 138. Schottgenii Ilorae hebraicae de Messia p. 232. 31 И раввины (Бен-Хаим о мазоре) замечают, что в лучших описках читается: каари В таком случае понятно, почему все переводили зто слово в 3 лице множественного числа 32 Тенслер справедливо замечает против Гуфнагеля, что если бы слова страдальца о язычниках заключали в себе только одни желания его (впрочем противное тому показывает тон речи и прошедшее oakmnj: и тогда не надобно забывать, что невозможнаго не желают. Bemerkung. zu Stellen in Psalmen f 44. 34 Melchita in lalcut Rubeni 2 foi. 90. P. Гупне сказал от имени р. Ахи: на три части разделены все наказания и казни,-одну понесли Давид и патриархи, другую наш род, третью царь Мессия, поскольку говорится (Исаии 53, 5): и Он изязвлен. Тоже в сохаре in genes, f. 29 весьма много других свидетельств у Райм. Мартини Pugio fidei p. 3. dist 3. с. 16. p 2. cap. 9. 11. 12. у Шетиена Hord haebr 6. c. 6. у Эизеименгера d. Entdecktes Iudenthum th. 2. s. 758. см. выше пр. 16. 35 В пособие чит. изяснение 53 главы Исаии в христиан. чтении 1832. 7. 46. Генистенберга Christologie d. а. Test. В. 1. Abth. 2 а. 364. Berlin 1829. 37 Некоторые видят в рабе Иеговы лицо собирательное-народ иудейский или лучшую часть его, или сословие пророков; другие или Исаию или Иеремию. Но а) кроме того, что замечено вообще о рабе Иеговы-б) в частности лицу собирательному нельзя усвоят ь души (53, 11), нельзя хоронить его во гробе и заставлять умирать (ст. 9. 10); при том Исаия называет раба Иеговы мужем скорби, а имя мужа у пророков приписывается лицу неделимому; раб Иеговы страдает за преступления народа, след. не есть самый народ, в) Ни Исаия, ни Иеремия не происходили от корня древа усеченного (53, 2). Первый по преданию родился от царскаго рода бывшего тогда в силе; последний был священник, потомок Аарона, пользовавшагося тогда своими правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И как верх земного блаженства, по понятиям таковых, состоит частью в земных почестях и наслаждениях, а частью, в обладании земными сокровищами: то все их жизненные силы и заботы направлены и стремятся к одним лишь благам житейским и к приобретению их всеми средствами, не исключая и неправедных. Собственно говоря, это не суть мудрые, тем паче, мудрейшие против сынов света. Слишком увлекаясь суетными заботами о мнозе, они навсегда теряют для себя едино на потребу ( Лук. 10:42 ), и таким образом, глаголющеся быти мудри юродеют ( Рим. 1:22 ). Непрерывное кружение в вихре мудрований плотских, – кружение, сопровождаемое и наслаждениями, большей частью плотскими, – препятствует им, не только ходить по духу ( Рим. 8:8 ) и стоять во истинной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 ), но и пользоваться временем ( Еф. 5:16 ; Кол. 4:5 ), и благами века сего так, чтобы ими улучить нескончаемое блаженство в веце оном ( Лук. 20:34,35 ). Неосмысленная и безмерная привязанность к бренному отнимает у них саму возможность, усвоить себе мысли и чувства 6олее истинные и более сообразные с достоинством человека, как существа богоподобного, и таким образом, держит их в состоянии, как бы, непрерывного противления истине Божией. Посему св. Павел, приписывая таковым глубокое омрачение по уму, сердцу и совести ( Рим. 1:21 ; 2Кор. 4:4 ; Тит. 1:15 ), весьма справедливо именует всех их немудрыми ( Еф. 5:15 .), плотскими ( 1Кор. 3:3 ), тьмою и сынами противления ( Еф. 5:6,8 ). Слово свет, у пророков (особенно – Исаии) и в Новом Завете, весьма часто употребляется в понятии благочестия и веры истинного Бога, который, живя во свете неприступном, и Сам есть свет и Отец светов ( Иоан. 1:9 ; 1Иоан. 1:5 ; Иак. 1:17 ). Как Отец светов, Он просвещает всех верующих в Него и словом откровения, и таинственным общением с Ним. ( Иоан. 14:23 ), –просвещает, обогащая их всяким здравым учением и всякой истиной богопознания ( 1Тим. 1:10 ; 1Петр. 2:9 ; 1Иоан. 5:20 ). Просвещаемые таким образом истинные чтители истинного Бога, становятся, в свою чреду, и сами светом для других (Мф. 5:14), то открывая им тайну спасения ( Еф. 3:9 ) и всю волю Божию ( Деян. 20:27 ), то являя перед ними свои добрые дела во славу Божию (Мф. 5:16; 1Иоан. 1:7, 2:9,10 ). Сообразно с сим, под сынами света должно разуметь людей, более преданных занятиям высшим и духовным, – людей, прилежащих науке здравого смысла и откровению, ищущих мудрости истинной, и старающихся сосредоточивать волю свою в воле Божией; короче: людей, верующих во Христа Спасителя мира и живущих по духу веры. Характеризуя сих сынов, света, и сопоставляя их с сынами века сего, тот же Апостол именует их присными Богу ( Еф. 2:19 ), духовными и святыми ( Гал. 6:1 ; 1Кор. 2:2 ), сынами Божиими ( Гал. 3:26 ), и наконец, чадами послушания ( 1Петр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

б) Зависть , которая не только сама враждует, но и возбуждает к вражде других. в) Гордость , которая во всем хочет иметь решительный голос и не терпит противоречий. г) Недоброжелательность , которая пользуется всяким случаем, чтобы раздуть искру вражды и т. д. 2. Чем они сопровождаются? Следствиями самыми печальными; а) Для нашего временного блага : а. нарушением душевного спокойствия, которое так дорого для нас в жизни (Ис. 57:20 ), и даже умалением дней , по замечанию премудрого (Сир. 30:26 ); b. расторжением дружеских отношений, препятствующих развитию нашего внешнего благосостояния (Гал. 5:15; Мф. 12:25; Иак. 3:16 ). б) Для нашего вечного спасения : а. потерей христианской любви и Божьего благословения (Псал. 132:1; l Иоан. 3:15; 4:20); b. привлечением праведного Божьего гнева (Иак. 1:20; Мф. 6:15). 3. Как мы можем избежать их? Посредством постоянного поддерживания наших хороших отношений: а) К Богу. Бог сам милостив к нам и долготерпелив (Мф. 5:45 ), хотя мы часто оскорбляем Его. Он возлюбил нас прежде, чем мы родились; призвал нас к миру с Собой, когда мы были еще Его врагами. Он милостиво приемлет кающихся грешников, восстанавливает падающих, укрепляет ослабевших. Его беспредельная любовь объемлет всех и всегда и т. д. б) К ближним. Не должны ли и мы питать такой же любви к людям ? И кто эти люди, по отношению к которым мы должны подражать любви и долготерпению Отца небесного? Это — наши братья по природе (Деян. 17:26 ), и еще более по благодати (Рим. 12:5; 1Кор. 12:26 ). Они также несовершенны, как и мы, с теми же слабостями и недостатками. Судьба наша тесно связана с их судьбой; они столько же нуждаются в нашей помощи, как и мы в их.(Ефес. 4:26, 32; Иоан. 13:35). Нет греха более общего и более несправедливого, как ссора и вражда “ Умоляю вас, братия, … чтобы … не было между вами разделений ” (ст.10). 1. Это — грех общий. Им страдают все, великие и малые, богатые и бедные, ученые и простые и т. д. 2. Это — грех самый несправедливый. Вражда, как она ни оправдывается, несправедлива:

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Первый бытописатель мира так говорит о мире: в начале сотворил Бог небо и землю. Начало мира изображается здесь только с тем ограничением, что оно было в начале. Потому если и одно молчание бытописателя о материи, предшествующей созданию мира, показывает, что этой материи не было прежде начала мира: слово – в начале сказанное о начале мира показывает, что и по прямому наставлению Моисея не было материи прежде начала мира. Мир создан тогда, когда ничего не было, кроме вечного Бога. И земля была необразованна и пуста. Неустроенное состояние вещества было первоначальным состоянием мира, начавшегося в начале времён и следовательно неустроенной материи не было ни от вечности, ни прежде творения мира. 308 По другим наставлениям В. завета, творение мира отличительная принадлежность истинного Бога ( Иер. 10:12–14 ), дело одной самосущей силы, ( Ис. 45:18. 21 . Пс. 145:5; 148, 1–11; 88, 12; 101, 26 . Неем. 9:6 ). Ап. Павел говорит о Боге: καλν τ μ ντα ς οντα не существовавшее призывает к бытию ( Рим. 4:17 ). Что этими словами апостол изображает творческое всемогущество, это видно из цели слов (апостол укрепляет веру христиан страждущих), из психологической связи слов (апостол сказал выше ζωοποιων τ. νεκρος) и из употребления слова καλεν, в смысле давать бытие повелением, ( Прем. 11:26 ; Ис. 41:4; 44, 7; 22:12 ). В том же послании апостол говорит о Боге: τι ξ Αοτν και δι Αοτν κα ις Αυτν τα παντα ( Рим. 11:35 ). Словами: εξ Αοτν апостол не хочет сказать того, что Бог был вещественной причиной мира: εξ означает и действующую причину (Мат. 1:16; 21, 25; Иоан. 1:13; 6, 15 . 1Кор. 1:3 ); он показывает только то, что мир сотворен был без участия материи, не из материи; равно говоря: δι Αοτν, внушает, что Бог при творении мира не имел нужды ни в какой сторонней орудной причине. Тот же учитель язычников говорит: верой разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти. По подлиннику: κατηρτσθαι τους αινας ρματι Θεν, ς τ μ κ φαινομνων τα βλεπμενα γεγονναι ( Евр. 11:3 ). Здесь τα μη φαινμενα означают не материю необразованную, но решительное ничтожество; ибо апостол говорит, что только глагол Божий был виной устроения веков; следовательно тут по имела места материя, из которой бы образовался мир. При том если творение мира называется творением веков: то опять материя неуместна, потому что вечная материя противоречие себе и временному бытию, указываемому апостолом; равно неуместна и самобытная натура, непримиримая с созданием веков. Наконец μη φαινμενα в соотношении с словом βλεπεσθαι, по употреблению означает то, что не существует ( Иоан. 16, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слыша это, обрати внимание на себя самого, произошло ли это в тебе. И если нет, то должно тебе скорбеть, плакать и болезновать непрестанно. Как мертвый еще для царства, взывай ко Господу и проси с верою, чтобы тебе сподобиться истинной жизни. Бог, сотворив тело сие, не из своего естества, не из тела дал ему заимствовать себе жизнь, пищу, питие, одеяние, обувь; а напротив того сотворив тело само по себе нагим, устроил, что все необходимое для жизни заимствует оно совне, и невозможно телу жить без того, что вне его существует, то есть без пищи, без пития, без одежд. Если же ограничивается оно тем, что — в естестве его, не заимствуя ничего отвне, то разрушается и гибнет. Таким же образом и душа, не имеющая в себе Божия света, сотворенная же по образу Божию (ибо так домостроительствовал и благоволил Бог, чтоб имела она вечную жизнь), не из собственнаго своего естества, но от Божества Его, от собственнаго Духа Его, от собственнаго света Его восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесныя одеяния, что и составляет истинную жизнь души (1, 8. 10). 86. Как в теле, по сказанному пред сим, жизнь не от него самого, но от того, что вне его, то есть от земли, и без существующаго вне его невозможно ему жить: так, если душа еще ныне не возродится в оную землю живых, и не будет там духовно питаться, и духовно возрастать, преспевая пред Господом, и не облечет ее Божество в неизреченныя ризы небесной лепоты, то без оной пищи невозможно ей самой собою жить в услаждении и упокоении. Ибо естество Божие имеет и хлеб жизни, — Того, Кто сказал: Аз есмь хлеб животный (Иоан. 6, 35), и воду живу (Иоан. 4, 10), и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103, 15), и елей радости (Псал. 44, 8), и многообразную пищу небеснаго Духа, и светоносныя небесныя одежды, даруемыя Богом. В этом и состоит небесная жизнь души. Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей только природе, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010