Священник — молитву трисвятого (стр. 156).     Народ — трисвятое.     Прокимен 6 гл.: «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоения».     Стих: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7).     Читается Апостол: «Братья, не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а Последний Адам есть Дух Животворящий» (1Кор. 15:39-45).     Аллилуйя. Стихи:    1. Блажен, кого Ты избрали приблизил, Господи.    2. Душа его пребудет во благе.     Затем Евангелие (Иоан. 6:35-39), (см. стр. 115).     После чего прощаются с умершим при пении стихир 8 гл.:    1. О, кто не восплачет, дитя мое, об этом твоем достойном слез переселении из этой жизни, ибо ты несозревшим младенцем теперь, как птенец, улетел из материнских объятий и возвратился к Создателю всего. О, дитя, кто не прольет слез, видя увядающим твое светлое лицо, недавно цветущее, как лилия?    2. О, кто не восстенает, дитя мое, и с воплем не оплачет твоей цветущей жизни и тебя, исполненного красоты, ибо как корабль не оставляющий следа, так и ты быстро скрылся от взора. Приидите же, мои друзья, родные и близкие, поцелуем его вместе со мною и проводим на могилу.    3. «Я видел умирающего младенца…» (стр. 124).    4. Смерть для младенцев есть освобождение, ибо они, явившись непричастными житейскому злу, достигли покоя и радуются небесной радостью вместе с Авраамом и веселятся ныне с Божественным сонмом святых младенцев и воистину торжествуют, так как отошли неоскверненными грехолюбивым растлением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

е. А иже аще соблюдаетъ слово ег поистинн, въ семъ любы совершенна есть. семъ размемъ, к въ немъ есмы. ( 4, 12. 17 и. д. 5, 3. 13, 35, 14, 21, 23). 5. А кто соблюдает слова Его; в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 5 . А кто соблюдает слова Его: с подлинника – «слово Его»–(ατο τον λγον) вместо выражения заповеди 3-го и 4-го стихов, в том же самом значении и в том же самом смысле (10). – В том истинно любовь Божия: одни из толковников думают, что здесь разумеется любовь Бога к нам, как в 9 ст. 4 гл. (11); другие, – что наша любовь к Богу, как в 2, 15. 3, 17. 4, 12. 5, 3. (12). Последнее, судя по связи речи, вероятное; но еще будет верное, если обе эти мысли соединить вместе, как явно соединяет их сам апостол, говоря так неопределенно: в том любовь Божия (13). Кто любит все завещанное Господом, сохраняя слово Его живое и действенное ( Евр. 4, 12 ) в чистоте сердца, тот любит и Самого Господа, а тем привлекает и Господа любовь к себе, которая естественно возвышает более и более в душе такой чувство любви, так что она любит Бога, как бы уже не своею одной любовию и любовь её можно выразить только словами: любовь Божия. Такую именно мысль Апостола подтверждают последние слова стиха: из сего узнаем, что мы в Нем (ср. Деян. 17, 28 . Иоан. 15, 1 и д.). «Сила любви такова, что она обыкновенно совокупляет и соединяет» (Злат.) (14). «Любовь есть единение духа; а любовь к Богу – вместе и путь к обожению» (Гр. Бог . стихотв. 5.). – Совершилась (15). Эта любовь Божия в нас вполне совершенна, а собственно наша на столько, на сколько это возможно для нас в этой жизни (Otto v. Gerlach). Глаголй къ немъ пребывати, долженъ есть, коже онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ. (3, 3. 13, 15, 15. 4. и д.). 6. Кто говорить, что пребывает в Нем; тот должен поступать так, как Он поступал. 6 . Если же кто думает, что он питает в себе любовь к Богу, как действительно Высшему Существу, как Единому достойному всеобщей любви, с благоговением преклоняется пред словом Его, и, следовательно, соединен с Ним и в Нем пребывает; тот должен знать, что «совершенная любовь доказывается только делами; присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу» (Феоф.) Кто во Христе, тот всегда и во всем поступает так, как поступал Христос, как человек, (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

И сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Господь сказал: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой (Иоан. 6, 44). Этот блаженный муж показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собой пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, мир и любовь; милость потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; мир потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец, примирив с Собой нас, оскорбивших Его, чрез Сына Своего Иисуса Христа; любовь потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. Итак, апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке, подобно как и Давид взывает ко Господу: продли милость Свою к знающим Тебя (Псал. 35, 11). Побуждаемые этими спасительными примерами, и мы, при нелицемерном расположении к ближнему своему, должны жить достойно Призвавшего нас. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание. Здесь апостол указывает побуждение к написанию послания. Именно: он пишет настоящее послание, заботясь о спасении верующих, чтобы они по простоте не увлеклись гнуснейшими еретиками, пишет с тем, чтобы чрез описание развратной жизни еретиков обнаружить их и сделать явными для незнающих. О них говорил уже и апостол Петр, но апостол Иуда пишет пространнее. Говорит, что они предназначены (ст. 4); потому что апостолы Петр и Павел писали уже, что в последнее время придут обольстители такого рода (2 Петр. 1, 1-2; 3, 3; 2 Тим. 3, 1-8). Еще прежде них Сам Христос говорил: многие придут под именем Моим и многих прельстят; не ходите в след их (Лук. 21, 8); потому что, называя себя христианами, они этим именем обманут многих. Апостол говорит о последователях гнуснейших Николая, Валентина и Симона. Ибо они, будучи чревоугодниками и невоздержанными, придавали своему учению благовидный покров, чтобы найти доступ в дома и пленить женщин, погрязших в грехах. Выдумав некоторые ночные обряды, они предались разврату. От этого происходит и то, что они отвергают Господа нашего Иисуса Христа. Ибо как не отвергнуться Его тем, кои нечистой жизнью отгоняют от себя Учителя всякого целомудрия? Ибо что общего у света с тьмой (2 Кор. 6, 14)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1057...

Итак, в этой заповеди говорится о том, что жаждущие и алчущие люди стремятся к праведности. Что же такое праведность? А праведность по религиозно-философским представлениям это особый, свободный дар, безвозмездно предлагаемый Богом всем людям мира. Праведность также необходима для человека как пища и питье, без которых люди не могут жить. В Библии пишется: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» ( Ис.55:1 ). Но не каждый человек желает быть праведником. Поэтому Господь предлагает дар праведности тем людям, которые его хотят получить и стремятся к нему. Иносказательно в Библии об этом говорится так: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). То есть человек, стремящийся к правде Божьей (к праведной жизни), если услышит голос Бога и отворит Богу дверь своей души, то такой человек будет вкушать пищу вместе с Богом («вечерять с ним»). И Бог будет заботиться о таком человеке, так как Он говорит: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Иоан.6:35 ). То есть не будет нуждаться ни в духовной, ни в телесной пище. Точно так же, как человек нуждается в пище и питье, так и душа человека для своего развития и совершенствования нуждается в Иисусе Христе, как в хлебе Небесном. Как уставший путник в пустыне стремится удовлетворить жажду из чистого источника, так и христианин желает удовлетворить духовную жажду из животворного источника учения Христова. Об этом в Библии говорится: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» ( Пс.61:6 ). Человек, осознавший свои недостатки, жаждет праведной жизни. А для того, чтобы жить праведно, человек должен свои мысли и поступки подчинить учению Христа. И тогда жизнь такого человека изменится, потому что он уподобится Христу. Дух Божий пробудит в его сердце любовь и радость, и поможет с радостью и усердием исполнять Волю Божию и творить добро. Для такого человека давно знакомые истины будут восприниматься по-новому, и Библейские тексты предстанут в новом значении, а жизнь он увидит в новом свете. Такой человек, став блаженным, поймет истинную суть спасения и путь к нему. Почувствует, что Христос руководит его действиями, и везде сопровождает его, помогает ему и охраняет его, утолив его жажду правды Божией. О таком человеке Христос сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Когда народ, после чудесного насыщения, стал ходить за Иисусом Христом с тем, чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: “ истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ” (Иоан. 6:26, 27 32, 33, 35) Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: “ ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими ” (Евр. 13:9) Пища для чрева и чрево для пищи; Бог же то и другое уничтожает (1Кор. 6:13 ). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, — о причащении тела и крови Христовой, о слушании и чтении слова Божьего и о молитве общественной и домашней. Хлебом жизни вечной да будет мне тело Твое святое, Господи, и честная кровь, недуг многообразных исцеление (Кан. ко Святому Причащению, песнь I тр. 1) Аминь. Чудесное насыщние народа Славный период галилейского служения Христа, ознаменовавшийся множеством великих чудес, приближался к концу. Как учения, так и чудеса, равных которым еще никто в Израиле ни преподавал, ни совершал, все более распространяли славу о Христе по всем областям обетованной земли, так что народ массами стекался отовсюду — послушать учения Того, Кто учил не как книжники и фарисеи, а с непостижимой властью над духом человеческим, и воспользоваться чудесами Того, власть Которого простиралась не только на землю и море, но и на таинственную область мира духов. Это стечение народа показывало, насколько он чувствовал духовный голод, удовлетворить который совсем уже не в состоянии была ученость книжников, превративших самый закон в мертвую систему казуистики и важно вычислявших, сколько нужно приносить в жертву Богу мяты и тмину, совершенно забыв великое изречение своего царя-псалмопевца, что жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и что милость и правда выше внешней обрядовой жертвы.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Скупец подвергается многоразличным колкостям, насмешкам и издевательствам. Радуются, если могут лишить его чего-нибудь. Честь принадлежит тому, кто вовремя умеет давать и тратить. в) Радостное настроение и свободное, высшее расположение духа . Видели ли вы хотя бы однажды скупца веселым? Он не может быть таким; минуты веселости он употреблял бы охотнее на приобретение денег. Его мучает, если даже другие тратят что-либо для веселья. Кто хочет только получать и не может также весело тратить, — тот раб золота; его сердце привязано к земле; высший полет духа невозможен для него. Кто считает деньги, тот пачкает руки; а кто любит деньги из-за денег, тот оскверняет свою душу. Кто любит серебро, тот не насытится серебром . (Екклез. 5:9). г) Добродетель и вечное блаженство . К добродетели вообще принадлежит также и благотворительность; ей по преимуществу обещано небо. “ Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ” (Мф. 25:35) “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ” (Мф. 6:19). Но кто слишком бережет, тот не может быть благотворительным. Для оживления христианской жизни необходимо посещать Богослужение; но скряга редко это делает. При жадности к приобретению исчезает христианский взгляд на жизнь. В состоянии христианского домовладыки должен быть всегда запас для бедных. Мы должны по преимуществу, “богатеть в Бога.” Истинно добрых христиан совсем немного “ А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ” (ст.21). Между пятью тысячью насыщенных было, естественно, только немного добрых людей (как это видно из Иоан. 6:26 ). Между сотнями тысяч, которые слушали учение Иисуса Христа и видели Его чудеса, только некоторые изменили свою жизнь. Из многих приверженцев Иисуса Христа только немногие следовали за Ним на Голгофу. Так и теперь еще — истинно добрых христиан совсем немного. 1. Это действительно так. Один древний мудрец (Диоген) долго ходил по многолюдному городу с фонарем в руках, чтобы найти человека, — и не нашел его, т. е. человека благородного. То же самое испытал бы он и между нами.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Это и Павел замечает, говоря: " когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве " (1Фесс.5:3). Что это значит: " как мука родами [постигает] имеющую во чреве " ? Часто беременные женщины, во время забав, или обеда, или в бане, или на площади, ничего не ожидая впереди, внезапно бывают застигнуты болезнями рождения. А как и наше состояние таково, то будем всегда готовы. Не всегда же мы будем слышать об этом, не всегда будем иметь к тому возможность: " во гробе " , говорит Писание, " кто будет славить Тебя " (Пс.6:6)? Покаемся же здесь, чтобы таким образом умилостивить Бога в грядущий день и получить от Него прощение, которого и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 35   " И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею " (Иоан.4:40-43)   1. Самаряне, будучи более восприимчивы к благодати, чем иудеи, увидев и услышав Иисуса Христа, признают, что Он есть Спаситель мира. - 2. Исцеление сына царедворца Иродова. - 3. Не должно требовать от Бога чудес, или доказательств Его всемогущества. - Должно славить и любить Бога при всяких обстоятельствах: в радости и скорбях, в здоровье и болезни и терпеть все из любви к Нему.   1. Нет ничего хуже зависти и ненависти: нет ничего бедственнее тщеславия. Они обыкновенно губят безчисленные блага. Иудеи, имевшие и большее, чем самаряне, знание и воспитанные пророками, здесь оказались ниже самарян. Самаряне по одному свидетельству жены уверовали и, не видя никакого чуда, пришли просить Христа, чтобы Он остался у них. А иудеи, видевшие и чудеса, не только не удерживали Его у себя, но даже отгоняли и все делали так, чтобы совершенно удалить Его из страны своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

15, 54-56).  Посему, когда смерть будет поглощена победою, не будет тления ни души, ни плоти, потому что когда всякое беззаконие будет удалено от нас, не останется немощи. Исаия определенно говорит о таковых: они получат радость и веселье, и боль и стон убегут от них (Ис. 35:10). О них говорит и Иоанн в Апокалипсисе: Не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр. 7:16); и чтобы показать, что они обретут благодать через дар Христа, он добавил: потому что Агнец, Который среди престола, будет господствовать над ними и водить их к источникам вод жизни. и Господь отрет всякую слезу с их глаз. Когда же блаженная безопасность и радость ангелов такова сегодня, и они совершенно чужды страстям, так что они не колеблются ни поводом греха, ни приступом немощи; пусть, наконец, оглянутся назад, куда скатывается шквал богохульств, те, кто, подчиняя Божественность Христа страстям человеческим, пытаются показать Господа ангелов в сущности, которую Он имеет от Отца, чтобы стать ниже ангелов. Поэтому неверно то, что он говорит: не больше ли раб господина своего (Иоан. 13:16)?  20.Возражение встречает то, что говорит Давид: Ты сделал его немного меньше ангелов . Неужели они думают, что следует возражать тому, что Давид говорит о Сыне Человеческом: Господи, что такое человек, как не то, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещашь его? Ты сделал его немного меньше ангелов (Пс. 8, 5, 6). Но пусть заметят, что апостол Павел относит это место к пониманию человеческой смерти, так что он приписывает это умаление не только человеческому естеству, но и исключает Божество Христа из связи страстей и смерти. Ибо так он говорит евреям: А того, кто был меньше ангелов, мы видим Иисуса, ради страсти смерти, увенчанного славой и честью, чтобы вкусить смерть за всех (Евр. 2: 9); но здесь апостол не разделил Христа, но показал в одном Христе, какая субстанция преходяща и смертна и какая  оставалась бесстрастной и бессмертной. Следовательно, без Бога тот человек вкусил смерть, что касается состояния плоти, но не без Бога, что касается принятия Божественности; потому что это бесстрастное и бессмертное Божество, когда в истине рабского образа и добровольно соблаговолившее пострадать и умереть за нас, как оно было бессмертно в смерти одной только плоти, так оно оставалось совершенно бесстрастным в страстях всего человека.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

2. Заметь, с какой точностью выражает Спаситель даже и прикровенное Свое пророчество. Не говорит Он: в земле, но: " в сердце земли " , чтобы ясно означить Свое пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была только одно призрачное явление. Для того же предназначает Он и три дня, чтобы никто не сомневался на счет Его смерти, так что не только крест и очевидность для всех, но и самое количество дней должно служить доказательством ее. О воскресении должно было свидетельствовать все последующее время; между тем кресту многие не стали бы и верить, если бы не было тогда многих знамений, свидетельствовавших о Нем; а если бы не поверили кресту, не поверили бы и воскресению. Потому-то и называет Спаситель крестную смерть знамением. Если бы Он не был распят на кресте, не было бы дано и знамение. Вот почему представляет Он и прообразование, для большего удостоверения в истине. Скажи мне, в самом деле, разве пребывание Ионы в чреве кита было одна мечта? Нет, ты не можешь этого сказать. А, следовательно, и пребывание Христа в сердце земли не могло быть мечтой. Не может быть, чтобы прообразование совершилось истинно, а сама истина осталась мечтой. Потому мы во всем и возвещаем смерть Христову: и в святых тайнах, и в крещении, и во всех других священных действиях. Потому и апостол Павел громко взывает: " я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа " (Гал. 6:14). Отсюда видно, что зараженные лжеучением Маркионовым суть чада дьявола, потому что они изглаживают ту истину, для утверждения которой все сделал Христос и для уничтожения которой все усилия употреблял дьявол, — я разумею крест и страдание. Для того и в другом месте предвозвещал Господь: " разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Иоан. 2:19), и еще: " придут дни, когда отнимется у них жених " (Лук. 5:35); а здесь сказал: " знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " , показывая этим, что Он пострадает и за них, но они не приобретут от того никакой пользы, что Он и выразил явственно в последующих словах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

6:5), обнаруживающие, что будущий век в лице Христа проник в век нынешний. Многие люди были привлечены к христианству, просто пораженные чудесностью этих дел, но другие поняли, что они значат, и могли сказать вместе с Иоанном: " Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца " (Иоан. 1:14). Таким образом, чудеса исцеления были знаками мессианской эры, ибо как написано у Исайи (35:5 и далее): " Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будеть петь " . Кроме того, сила, победившая эти болезни, была той же силой, которая могла одолеть зло во всех его формах; власть, которой Христос сказал паралитику: " Встань, возьми свою постель и иди " , была той же властью, которой Он сказал: " Сын, грехи твои прощены " . Очевидное проявление Его целительной силы свидетельствовало Его власть прощать грехи (Map. 2:10 и далее). Таким образом, чудеса исцеления являются в некотором смысле иносказаниями об освобождении души из-под власти греха, и, следовательно, выдающееся место, занимаемое ими в Евангелиях, вполне оправдано. Точно также природные чудеса являлись знаками мессианской эры, которая должна была быть временем исключительного изобилия. На это указывало превращение воды в вино и умножение хлебов. Мессианская эра провиделась также в образе брачного пира, и чудо, совершенное Христом на свадьбе в Кане, было таким образом указанием на великую радость той эпохи, символом того, что, как утверждал Он и Его ученики, царство небесное приблизилось к человеку. Это значило также, что, вопреки пословице: " Что старее, то лучше " , новый порядок, который Он пришел установить, настолько же превосходил старый порядок иудаизма, насколько вино превосходит воду. Другое великое природное чудо относится к насыщению множества народа малым числом хлебов и рыб. В двух первых Евангелиях содержатся два таких рассказа, в одном из которых пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами и двумя рыбами (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010