Но пусть знают, что уподобляющийся Богу добродетелью и хотением имеет произволение перемениться. Сказать же сего о Слове невозможно, разве только и Слово подобно отчасти, как и мы, а не подобно по сущности: это же свойственно нам, созданным и имеющим тварное естество, потому что мы, хотя не можем сделаться подобными Богу по сущности, однако же, усовершаясь упражнением в добродетели, уподобляемся Богу, так как и это даровал нам Господь, и сказал: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6:36). «Будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5:48). Но что созданное изменяемо, этого никто не будет отвергать, потому что и ангелы преступили закон, и Адам преслушал, и все имеют нужду в благодати Слова. А изменяемое не может быть подобно неизменяемому Богу, как и сотворенное — Сотворшему. Посему-то, нас имея в виду, сказал Святой: «Боже, кто уподобится Тебе» (Псал. 82:2)? И: кто «подобен Тебе в бозех Господи» (Псал. 85:8)? Богами же именует, хотя сотворенных, но соделавшихся причастниками Слова, как сказал сам Сын: «аще оных рече богов, к нимже Слово Божие бысть» (Иоан. 10:35). Но причастное не одно и тоже с тем, чего оно причастно, и не подобно тому. И о Себе сказал Сын: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), потому что не может сказать сего созданное. Ибо пусть ответят ссылающиеся на Ариминский Собор, может ли тварная сущность сказать: что вижу творящего Отца, то творю и Я (Иоан. 5:19)? Созданное есть творимое, a не творящее, иначе бы оно сотворило само себя. И действительно, если Сын, как говорят, есть тварь, и творит его Отец, то, конечно, и самого Себя сотворил Сын, который, как сам Он сказал, может творить все, что творит Отец. Но подобная мысль нелепа и крайне несостоятельна, ибо никто не может сотворить сам себя.    8) Еще пусть скажут, может ли созданное сказать: «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Иоан. 16:15)? Отец имеет силу творить, созидать, быть вседержителем, также имеет вечность, неизменяемость. А созданное не может иметь ни зиждительности, потому что есть тварь, ни вечности, потому что имеет начало бытия, ни вседержительности и неизменяемости, потому что, как говорят Писания, есть обладаемое и изменяемое по естеству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2566...

   35) Это по необходимости подвергли мы предварительному исследованию, чтобы нам, если увидим Спасителя, божески что — либо совершающего или изрекающего орудием собственного тела Своего, разуметь, что делает Он сие как Бог; и опять, если увидим Его, по — человечески говорящего или страждущего, не оставаться в неведении, что, понесши на Себе плоть, сделался Он человеком и таким образом, делает и говорит это. Зная свойственное тому и другому естеству, видя и разумея, что то и другое совершается одним, право будем веровать и никогда не впадем в заблуждение. Если же кто, взирая на совершаемое Словом божески, будет отрицать тело или, взирая на свойственное телу, будет отрицать плотское пришествие Слова, или по человеческим действиям Слова станет думать о Нем низко, то таковой, как иудейский корчемник, мешая вино с водою, почтет крест соблазном, а как язычник, признает проповедь буйством. Это и постигло богоборцев ариан. Ибо, взирая на человеческие дела Спасителя, почли Его тварью. Посему, и взирая на Божеские дела Слова, надлежало им отрицать бытие тела Его и сопричислить уже себя к манихеям.    Но пусть, хотя бы и поздно, вразумятся они, что «Слово плоть бысть», а мы, держась цели веры, признаем имеющим правильный смысл то, что понимают они худо. Сказанное: «Отец любит Сына, и вся даде в руце Его» (Иоан. 3:35), и: «вся Мне предана суть Отцем Моим» (Матф. 11:27), и: «не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду» (Иоан. 5:30), и все подобные сим изречения показывают не то, что Сын некогда не имел сего. И почему же того, что имеет Отец, не имело вечно единое по сущности Отчее Слово и Премудрость, не имел Тот, Кто говорит: «вся, елика имать Отец, Моя суть» и Мое принадлежит Отцу (Иоан. 16:15; Иоан. 17:10)? Если что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну, а Отец имеет это всегда, то явно, что все, что имеет Сын, поколику это принадлежит Отцу, всегда есть в Сыне. Итак, не потому сказал это, что некогда не имел, но потому, что Сын, что ни имеет, имея это вечно, имеет от Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Возлюбленные братья! «Берегитесь, сказал, Христос, лжепророков!» (Мф. 7:15). «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4), и думайте больше не о том, когда придет Христос, а о том, как и с чем вы Его встретите – с горящими или потухшими светильниками веры и дел ваших, и какой дадите Ему ответ за всю прожитую на земле жизнь вашу. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13)! 1) Люди не могут знать точно о времени второго пришествия Христа и кончине мира: Мф. 24:36–44; 25:13; 2Петр. 3–10 ; 1Фес. 5:1–2 ; Деян. 1:7 . 2) Признаки второго пришествия Христа и кончины мира указаны в слове Божьем: Мф. 24:21; ст. 29; ст. 14; Рим. 11:25–26 ; 2Фес. 2:3–11 . 3) Но они еще не сбылись (те же тексты); все это – только «начало болезней» Мф. 24:6–8. 4) Антихрист – не ряд личностей (напр., пап), а определенная, одна личность: 2Фес. 2:1–9 ; Иоан. 5:43 ; он еще не пришел: От. 13:16–17; его действия будут не продолжительны: От. 13:5; Мф. 24–22. 5) Тысячелетнее царство Христа это – теперешнее Его царство на земле, имеющее продолжаться неопределенное время: Вт. 5:6–10; Иер. 32:18 ; Пс. 89:5 ; 2Петр. 3:8 . Первая смерть – естественная, вторая – духовная: 1Иоан. 5:16 ; Мф. 12:31–32. Первое воскресение – воскресение верой в крещении: Кол. 2:11–12 ; Еф. 2:5–6 ; Иоан. 5:24 ; второе воскресение – воскресение с телом для суда: Иоан. 5:25–29 ; 1Кор. 15:22–25 ; 2Кор. 5:10 ; 2Фес. 4:13–17 . Сатана уже связан: 2Петр. 2:4 ; Иуд. ст. 6–ой. 6) На Страшный Суд воскреснут разом и грешные, и праведные: Мф. 13:37–43; 25:31–46; Иоан. 5:29 ; 1Кор. 5:29; 15:22 . 7) Грешники будут мучиться вечно: Иса. 66:24; Дан. 12:1–2 ; Мф. 18:8; 25:41,46; Мр. 9:43–48 ; От. 14:11; 20:10; Лк. 20:35–36 . 8) Необходимо бодрствовать всегда, не зная дня кончины мира: Мф. 25:13. 1 В настоящее время в Филадельфии, которую турки называют Аллах–Шахр, то есть «Божий град», 8 храмов и до 3,000 православных греков, уважаемых за их доброту и гостеприимство даже самими турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Духе у св. Григория Богослова. После философских рассуждений о свойствах сущности божественной, св. Григорий обращается к Писанию и отселе выводит рой, как выражается сам он, свидетельств, из которых всякому, кто не слишком тупоумен и чужд Духа, ясно будет видно, что божество Духа весьма открыто в Писании. „Обрати внимание, пишет св. Григорий Богослов, на следующее: рождается Христос – Дух предвещает (Лук. I. 35); крещается Христос – Дух свидетельствует (Иоан. I:33, 34); искушается Христос – Дух возводит Его (Мат. IV:1); совершает силы Христос – Дух сопутствует; возносится Христос – Дух преемствует: чего великого и возможного единому Богу не может совершать Дух? И из имен Божиих, какими не именуется Он, кроме нерожденности и рождения? Прихожу в трепет, когда представляю в уме и богатство наименований и то, что противящиеся Духу не стыдятся и толикого числа имен. Он именуется Дух Божий, Дух Христов (Рим. VIII:9), Ум Христов (1 Кор. 16), Дух Господень (Ис. LXI, 1), Сам Господь (2 Кор. III:17), Дух сыноположения (Рим. VIII:15), истины (Иоан. XIV:17), свободы (2 Кор. III:17), Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия (Ис. XI, 2, 3). Он есть Дух благий, правый, Владычний; Он есть перст Божий (Лук. XI:2, 20), огнь (Мат. III:11; Деян. II:3); как Бог (и думаю в означении единосущия), Он есть Дух сотворивый (Иов. XXXIII, 4), воссозидающий в крещении (Тит. III:5) и воскресении (Рим. VIII:11), Дух, Который все ведает (1 Кор. 11:11), всему учит (Иоан. XIV:26), дышет, идеже хощет и сколько хощет (Иоан. III:8), Дух наставляющий ( – XIII, 2), прогневляемый (Ис. LXIII, 10), податель откровений (1 Кор. II:10), Просвещение (Евр. VI:4), Жизнь (Рим. VIII:11), лучше сказать, самый свет и жизнь. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования; творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (Евр. IV:11)». Приведши еще множество указаний из Св. Писания на божественные свойства и действия Св. Духа, св. Григорий заключает: „указания сии весьма многочисленны и многозначущи, а если в Писании и встречаются унизительные речения, дается, посылается, делится, дарование, дар, дуновение, обетование, ходатайство, и другие сим подобные; то надобно возводить их к первой Причине, чтобы видеть, от Кого Дух, и не принять трех начал подобно многобожникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   2) Начало любви по отношению к Богу и ближним точно так же раскрыто в Новом Завете со всей обстоятельностью.    Любовь к Богу, по учению Евангелия,    а) должна быть самая искренняя, полная и совершеннейшая: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостью твоею и всем помышлением твоим (Лук. 10:27),— и потому никак не может совмещаться с любовью к миру: никтоже может двема господинома работати: не может Богу работати и мамоне (Матф. 6:24);    б) должна выражаться в повиновении воле Божьей, в исполнении заповедей: аще любите мя, заповеди моя соблюдите (Иоан. 14:15); имеяй заповеди моя, и соблюдаяй их, тот есть любяй мя (-21); сия есть любы Божия, да заповеди его соблюдаем (1 Иоан. 5:3);    в) должна стремиться к подражанию совершенствам Существа высочайшего и иметь целью Его славу: бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная: и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас (Еф. 5:1-2); тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. 5:16);    г) наконец, должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божьего, чтобы ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже, силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни та тварь кая — не могли разлучити нас от любве Божия (Рим. 8:35. 38. 39; ср. Марк. 8:35).    Любовь к ближним, неразрывно связанная с любовью к Богу (1 Иоан. 4:20), имеет в Христианстве тот отличительный характер, что она -    а) объемлет всех людей, друзей и недругов: любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящыя вы: яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведные и на неправедные (Матф. 5:44-45);    б) всегда бывает нелицемерна, усердна, от чистого сердца (1 Петр. 1:22); и

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

    Flavii contra Apion. lib. I, §§ 25—35.    См. в Demonstr. Evangel. Гуеция стр. 96 и 100.    Diodor. Sicul. Bibl. lib. I.    См. выше примеч. 322.    Мы привели отнюдь не все места из книг ветхозаветных, указывающих на содержание Пятикнижия: таких мест чрезвычайно много, как можно видеть из параллельных таблиц в Библии.    Вот ещё некоторые места из Пятикнижия Моисеева, упоминаемые в Новом Завете: 1) Из книги Бытия: Матф. 19:4-5; Рим. 9:8; 1 Кор. С, 16; Евр. 4:4. 2) Из книги Исход: Матф. 5:38 сн. Исх. 21:23 и 24; Матф. 15:4 сн. Исх. 20:12; Лук. 2:23. 3) Из книги Левит: Иоан. 2:8 сн. 19, 18; 1 Петр. 1:16 сн. 19, 2; 2 Кор. 6:16, сн. 26, 11—12. 4) Из книги Числа: Иоан. 3:14 сн. 21, 8—9; 2 Петр. 2:16 сн. 22, 28; 1 Кор. 10:9 сн. 21, 5—6. 5) Из книги Второзакония: Матф. 4:7 сн. 6, 16; Иоан. 8:17 сн. 19, 15; Деян. 3:22, сн. 18, 15 и проч.    Сначала это были язычники, переселённые Салманассаром из разных стран Вавилона в грады Самарийские, на место сынов Израилевых, отведённых им в плен в Ассирию (4 Цар. 17:24). Потом они испросили себе от Ассирийского царя одного пленного Израильского священника, чтобы он научил их вере в истинного Бога, которую они, действительно, и приняли, не отставая впрочем, от своих прежних языческих суеверий (-26—31). Вследствие этого, при создании второго храма Иерусалимского, Самаряне уже выдавали себя Иудеям за их единоверцев. Наконец, со времени построения храма Самарийского на горе Гаризине, когда, вслед за Манассией, первым первосвященником при этом храме, переселились в Самарт и многие Иудеи, Самаряне, смешавшись с ними, совсем оставили своё древнее идолопоклонство, забыли своё языческое происхождение и начали постоянно выдавать себя за истых Израильтян блюстителей закона Моисеева во всей его чистоте. Доныне обитая в древнем Сихеме, они со всей строгостью держатся предписаний этого закона, думают приносить истинную службу Богу только на горе Гаризине и ожидают Мессии.    Ныне этот алфавит называется Самарянским, между тем как Пятикнижие собственно Иудеев нынешних, хотя содержит Еврейский текст, написано литерами Халдейскими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

...дщерию Аира князя... — См. Мф. 9, 18—19, 22—25; Мр. 5, 22—24, 35—43; Лк. 8, 41—42, 49—56. ...дщерию ханаоныня... — См. Мф. 15, 22—28. ...кровоточивою... — См. Мф. 9, 20—21; Мр. 5, 25—34; Лк. 8, 43—48. ...пятью хлбъ и двма рыбама... — См. Мф. 14, 13—23; Мр. 6, 30—45; Лк. 9, 10—17; Иоан. 6, 1—15. ...усшей смокви... — См. Мф. 21, 19—21; Мр. 11, 20—21. ...старицею оною, въвергъшею дв мдници въ святилище! — См. Мр. 12, 41—44; Лк. 21, 1—4. ...о ловитв рыб... — См. Мф. 4, 18—22; Мр. 1, 16—20; Лк. 5, 1—11. ...воднотрудоватым ицлвшим... — См. Лк. 14, 2—4. Что ми самарянынею... или 5-ю мужи ея ...или кладязем Иаковлим ...и скоты их! — См. Иоан. 4, 1—42. ...Ираклйскый епископь, авва...— Имеется в виду известный толкователь Священного писания, митрополит Ираклийский Никита (XI в.), толкования которого на 16 Слов Григория Богослова были известны на Руси с древнейших времен. ...запинатель... — Запинать — мучить, бить ногами. Ицляеть Исус раслабленаго, имуща 30 и 8 лт, на Овчии купли, яже имать пять притворъ. — См. Иоан. 5, 2—5. ...«Да же часть седми, таче и осмому». — Ек. 11, 2. ...у мене мужи... иже может единъ рещи алфу... на сто, или двст, или триста, или 4-ста, а виту — також. — Это место в Послании митрополита Климента свидетельствует ο том, что в его окружении были люди, образованные по-гречески. Умение сказать нечто более чем стократно на альфу, виту и все 24 буквы греческого алфавита означает не что иное, как владение таким разделом курса византийской грамотности, который именовался схедографией и состоял из особого рода орфографических и словарно-грамматических упражнений на каждую букву алфавита. ...«вся... елика восхот, и сътвори на небеси... и въ всх безднахь...» — Пс. 134, 6. Расмотряти ны есть лпо, возлюблении... на службу умну и смыслену и словесну человеку. — Β «испорченном» списке местоположение фрагмента иное. И вижь како ти силу пламене. — Β «испорченном» списке местоположение фрагмента иное. Человекъ же, почтен Богомъ, вещью вещь очищает...Аминъ. — Β «испорченном» списке местоположение фрагмента иное.

http://predanie.ru/book/216697-poslanie-...

О Цельсе ср. особенно Оригена contra Cels. 11, 16. 27. 74 и V, 56; о Маркионе Иринея adv. haer. 1, 27, 2; 1, 3, 2; III, 12. 12. Тертуллиана с. Marc. IV. 3. 7. 9; II, 17 и др. места (из которых видно, что Маркион знал канонические Евангелия и в подлинности их не сомневался, а только отвергал их как недостоверные; о Валентине и его школе (из которой Ираклеон первый комментатор Евангелия) Иринея adv. haer. 1, 3, 6. ( ο μνον κ τν εαγγελικν, … πειρνται τς ποδεξεις ποιεσθαι κ. τ. λ.) I, 8. 5. III, 11, 7) «hi autem, qui Valentino sunt, ео quod est secundum Iohannem plenissime utentes» и III, 14, 4 («hi, qui a Valentino sunt, ех hoc. (ev. Luc.) multas occasiones subtililoquii sui acceperunt, interpretari audentes male, quae ав hoc bene sunt dicta»); Тертул . de praescrr. haer. с. 38. (Si Valentinus integro iustrumento uti videtur, non callidiore ingenio, quam Marcion, manus intulit veritati); псевдо-Оригена (Ипполита или Кайя) Philosophumena VII, 35 (указания Василида на Иоан. 10:8 ); Епифания haer. 33, 3 (указания Валентинианина Птоломея на Матф.12:25 и Иоан. 1:3 ); – о Василиде Климента Алекс. Strom. III р. 426, и Епифания haer. XXIV, 5 (оба эти места содержат указания Василида на Матф.19:11, 7:6 ; ср. Евс. h. е. IV, 7), Philosophumena VII, 22, 27 (указания на Иоан.1:9, 2:4, 8:56 ). Имея в виду это признание наших Евангелий даже еретиками, Ириней 3 adv. haer. III, 11, 7. говорит: tanta est circa evv. haec firmitas, ut et ipsi haeretici testimonium reddant eis,et ех ipsis egrediens eorum unusquisque conetur suam fitmare doctrinam.... Gum ergo hi. qui contradicunt, nobis testimonium perhibeant et utantur his, firma et vera est nostra de iis persuasio. – О всем этом более см. у Olshausen Die Echtheit der vier canon. Evangelien aus der Gesch. der 2 ersten- Iahrhh. S. 267–406 и Hug Einl. Th. I. S. 41. 3. A. (правда, всем гностическим ссылкам на наши канонические Евангелия можно не придавать особенной важности не потому впрочем, чтобы он были неверны или носили ясное доказательство гностического произвола, по которому наши священные Писания признавали или не признавали, высоко или низко судили о них, верно или в испорченном виде приводили из оных места; ибо они все же на столько верны, чтобы признать их, а произвол гностиков свидетельствует только против них, а не против нашего канона; но потому можно не придавать им особенной важности, что они переданы нам учителями Церкви, которые сами дают весьма определенные свидетельства о наших Евангелиях, и вообще о нашем каноне, – такие свидетельства, которые если сами имеют значение, то делают гностические ссылки излишними, если же они сами ничего не значат, то необходимо считать за ничто переданные ими гностические ссылки. Но как же мы примем свидетельства их о гностиках за верные, если мы презираем и отвергаем их свидетельства о глубочайших и основных святых предметах их собственного церковного общества?)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

И еще, — ни одна из тварей не есть Бог по естеству, но каждое созданное существо, каким пришло в бытие, таким и наименовано. Одно есть небо, другое земля; иное светила, иное звезды, иное море, и бездны, и четвероногие, и наконец человек; прежде же сих Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Силы, Начальства, Власти, Господства, рай. Каждая тварь такою и пребывает. Если же некоторые наименованы и богами, то не по естеству, а по причастью Сына. Ибо так сказал сам Сын: «аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть» (Иоан. 10:35). А посему, так как они не боги по естеству, то некоторые из них изменяются, и слышат: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» (Псал. 81:6—7). Таков был услышавший: «ты же человек еси, а не Бог» (Иезек. 28:2). Но Сын есть истинный Бог, как и Отец; потому что Он во Отце, и Отец в Сыне. Это, как показано, написал Иоанн; а Давид воспевает: «престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего» (Псал. 44:7); Пророк же Исаия взывает: «утрудися Египет и купли Ефиопские, и Саваимстии мужи высоцыи к Тебе прейдут..., и в след Тебе пойдут связани узами ручными..., и поклонятся Тебе..., яко в Тебе Бог... Ты бо еси Бог... Израилев..., и не ведехом» (Ис. 45:14, 15). Кто же сей Бог, в Котором Бог пребывает, — Кто кроме Сына, Который говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Иоан. 14:10)? 5) Поскольку же это действительно так и подтверждается Писанием, и Сын не имеет никакого подобия с тварями, но все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну; то не усмотрит ли из сего всякий, что Сын единосущен Отцу? Как если бы имел подобие и сродство с какими-либо из тварей, то с ними и был бы единосущен; так, поскольку по сущности чужд существам созданным, и есть собственное Отчее Слово, и не иной со Отцом, потому что и Ему собственно принадлежит все принадлежащее Отцу; то по всей справедливости Он единосущен Отцу. Так разумев, и Отцы на Никейском Соборе исповедали Сына единосущного и от Отчей сущности. Ибо хорошо сознавали, что тварная сущность никак не могла бы сказать о себе: «вся, елика имать Отец, моя суть» (Иоан. 16:15); имея начало бытия, не имеет она сего: «я есмь сый, и был вечно». А потому, поскольку Сын имеет сие, и все сказанное выше принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну; то необходимо, чтобы сущность Сына была не тварная, но единосущная Отцу. Сверх того, тварная сущность не может быть удобоприемлемою для принадлежащего собственно Богу (а собственно принадлежит Ему то, по чему познается Бог, напр.: Вседержитель, сый, неизменяемость и прочее выше исчисленное), — иначе Бог, по учению сих безразсудных, имея то, что могут иметь и твари, окажется единосущным с тварями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2562...

Кат. л 353 об.) Поэтому, спрашивается, как же возможно допустить, чтобы теперь не было таин, этих источников благодати, если без них люди не могут получить благодати Св. Духа, а без благодати не могут очиститься от грехов (см. выше). Ясно, что старообрядцы, проповедуя возможность быть и спасаться без таин, заблуждаются и утверждают нелепость. В 4-х потому, что если бы Бог отнял у людей за грехи тайны, то отнял бы все до одной, а не некоторые только потому, что, если без крещения нельзя наследовать царства небесного ( Иоан. 3:5 ), то его нельзя наследовать и без причащения ( Иоан. 6:53 ). В самом деле по разбитии крестильного корабля, чем его грешники восстановят (Б. Кат. л. 359 об.), т. е нагрешив после крещения, чем они эти грехи очистят, если у них нет епископа, без которого нет ни покаяния, ни причащения? Нет ничем. А между прочим, по писанию, как без крещения невозможно спастись, так и без причащения и без покаяния (Б. Кат. л. 356 об.; выше 73 прим.) «Друг друга, бо держатся божественные тайны: и якоже нераздельна Троица и тоя дары», говорит Симеон солун. (л. 102 об.) Значит, как Троица нераздельна, так и тайны крепко связаны друг другом, так что ни одна из них не может в церкви Христовой погибнуть. (см. выше 2 прим.). 78 «Того убо (нерадивого учителя) власть разорит (Христос), иного же достойна на учительстем столе посаждает». (Благов. Иоан. л. 38). «Радуйтесь цари Христовы, святые апостолы, говорит св. Ефрем Сир... Радуйтесь вы – соль земли, которая никогда не может обуять» (т. III, стр. 421). 79 Ничто не может столько производить разделений в церкви, говорит св. Злат, как любоначалие». (XI, Еф. б. II, стр. 102). 80 Из этой же IX главы видно, что эти слова сказаны Христом только 12 апостолам. «Учаше бо ученики Своя и глагодаша им», читаем в той же главе несколько выше ( Мк. 9:31 ). Ещё: «И прииде в Капернаум и в дому быв, вопрошаше их (т. е. учеников) ( Мк. 9:33 ). И ещё: «И сед пригласи обанадесяти и глагола им» ( Мк. 9:35 ). Далее Христос делает наставление о соблазнах, и в конце этого наставления говорит вышеприведённые слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010