Посему мы должны знать Бога не в половину только, и человеколюбия Его не должны употреблять в повод к беспечности. Для того и громы, для того и молнии, дабы мы не вознерадели в надежде на благость. Тот, Кто возводит солнце, наказывает и слепотою. Тот, Кто дает дождь, дождит и огнем. То – дело благости, а это строгости, дабы мы за первое любили, а из-за другого боялись, и дабы не было сказано и нам: »или о богатстве благости и кротости Его нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева» ( Рим.2:4,5 ). Итак, поелику невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и презирать что-либо из повеленного не безопасно, ибо чрезвычайная была бы гордость – сесть судиями законодателя: то почтим соблюдение евангельских догматов истинною верою, употребим общее старание и попечение о том, дабы ничто из заповеданного не ускользнуло от нас. Если Божий человек должен быть совершен ( 2Тим.3:17 ), то ему всячески необходимо сообразоваться со всеми заповедями, чтобы достигнуть «в меру возраста исполнения Христова» ( Ефес.4:13 ). Ибо, как «мне нужда належит, и горе мне есть, аще не благовествую» ( 1Кор.9:16 ): так и вам равная угрожает опасность, если только вознерадите об исполнении повелений, если будете небрежны и беспечны в соблюдении преданного и в совершении добрых дел. Посему Господь сказал: «слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» ( Иоан.12:40 ). Еще: «раб не ведевый, сотворив же достойная ранам, биен будет мало, ведевый же волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук.12:47,48 ). Посему, дабы это законоположение и строительство слова для меня не послужило в осуждение, а для вас было плодотворным, притом зная, что слова богодухновенного Писания, во время пришествия Христова, будут поставлены пред лице наше, ибо сказано: «обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс.49:21 ), будем бдительнее внимать сказанному и тщательнее стараться приводить божественные догматы в действие, поелику мы не знаем, «в кий« день и »час Господь наш приидет» ( Мф.24:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда (Иоан. 5:22, 27-29; Матф. 16:27, 7:21-13, 11:22 и 24, 35 и 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46; Деян. 17:31; Иуд. 14-15; 2 Кор. 5:10; Рим. 2:5-7, 14:10; 1 Кор. 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24-25; 2 Сол. 1:6-10; 2 Тим.4:1; Откр. 20:11-15) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31-46 ( Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: – всеобщий, т. е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов (2 Пет. 2:4; Иуды 6); – торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; – строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5); – последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Матф. 25:41-46). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Map. 9:43-46, также 45-49) Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное (Откр. 19:20). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 1:8). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

127. Волгская – Владимирская , женская община, при гор. Волгске, Саратовской губ. Учреждена в 1866 г. с богадельною при ней на уступленной городским обществом земле и на капиталы, пожертвованные мещанкою Леонтьевою 24.032 руб. и тит. совет. Матвеемым 13.165 руб., а также особо приобретенным земельн. участком. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 128. Волосов или Власов – Николаевский , мужской, ныне приходские церкви села Волосова, Владимирской губ. и уезда, Богословской волости, в 16 вер. к зап. от Владимира, при рч. Колочке. О нем упоминается в XIV ст., и, по преданию, основан на месте древнего языческого капища Волоса; несомненно же существовал в XV ст. В 1764 г. в него были переведены иноки Царево-Константиновского мон. в г. Владимире, причем он положен во 2-м классе. В 1843 г. монастырь причислен к Боголюбову мон. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 608; VI, 648; Ратшин, 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.”, 1817 г., 126; “Полн. собр. закон.”, 1843 г., XVIII, ст. 17421; “Владим. сборн.”, 1857 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32; 1856 г., 14 (описание); 1861 г., 26, (синодник); 1868 г., 42 (церкви в упразд. Волосове мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (об упразднении); “Акты Арх. Эксп.”, 1, 139 (Ж. гр. 1504, 1506, 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсуд. намест. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 670, 4 (Цареконстантинов), 700, 21 (Волосов-Николаевский); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16, 363 (послание митроп. Даниила игум. Пафнутию с брат.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 487, 156 (Меновая 1514 г.; игум. Дементий); III, 128, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1516 г.; игум. Дементий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 460 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 262 (с 1724 по 1727 г. к нему был приписан Козмин м-рь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., 41 (село Чурилово состояло в 1679 г. в вотчине патриаршего домового Никол. Власова м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1865 г., т. I, вып. I, 104 (евангелие 1544 г., с надписью Ионы, хиротонисанного в 1522 г. во епис. Рязанские).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

13, 8), потому что Бог, говорит Иоанн, любы есть и пребываяй в любви, в Бозе пребывает (1 Иоан. 4, 16). Такой меры сподобились Апостолы, и все, которые подобно им подвизались в добродетели и представили себя Господу совершенными, с совершенною приверженностию во всю жизнь свою последовав Христу. 18. Итак, если будешь ты всегда без забвения содержать в уме таковое смирение, какое по неизреченному человеколюбию из любви к нам показал Господь, то–есть, вселение Бога–Слова в ложесна, восприятие человека, рождение от жены, постепенность телеснаго возрастания, безчестие, досады, поношения, поругания, укорения, биения, оплевания, насмешки, наругания, червленную хламиду, терновый венец, приговор на Него правителей, вопли против Него беззаконных Иудеев, единоплеменных Ему: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 15), крест, гвозди, копие, напоение оцтом и желчию, торжествование язычников, насмешки проходивших мимо и говоривших: аще Сын еси Божий, сниди со креста и веруем в Тя (Матф. 27, 42) и прочия страдания, которыя Он претерпел ради нас, — распятие, смерть, тридневное погребение, сошествие во ад — потом и плоды страданий, — каковы: воскресение из мертвых, опустошение ада и смерти чрез изведение собравшихся ко Господу душ, вознесение на небеса, седение одесную Отца, превыше всякаго начала и власти и всякаго именуемаго имени (Ефес. 1, 21), честь, слава и поклонение от всех Ангелов Первенцу из мертвых, по причине Его страданий, по Апостольскому слову, которое гласит: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе; Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякаго имене; да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и прочее (Фил. 2, 5—10)… Вот на какую славу и высоту, по правде Божией, вознесли человека Господня вышесказанныя страдания! 19. Итак, если будешь с теплым расположением без забвения хранить в сердце своем такия помышления, то не возобладает тобою страсть огорчения, гнева и раздражительности. Ибо когда взято будет из под них основание, т. — е. когда истребится страсть гордости углублением в смирение Христово, тогда все здание беззаконнаго гнева, ярости и печали легко разорится само собою. Какое жестокое и каменное сердце не сокрушится, не умилится и не смирится, если будет всегда иметь в уме такое ради нас смирение Божества Единороднаго, и помнить исчисленныя пред сим страдания Его? Не сделается ли оно напротив охотно землею, и пеплом и попранием для всех человеков, по Писанию? Когда же душа, смотря на смирение Христово, так смирится и сокрушится, тогда какая раздражительность может овладеть ею? Какой гнев и какое огорчение приразятся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

13 Сущность учения Ария изложена в его двух письмах к Евсевию Никомидийскому (ар. S. Epiphan, Haeres. LXIX, с. 6; В. Theodorct., Histor. eccles., 1, 4) и к Александру, епископу александрийскому (ар. S. Athanas, De synod., с. 16 et S. Epiphan., op. cit., c. 7), а также в его сочинении » Θλεια«, отрывки которого сохранились у св. Афанасия в его Orat. contr. Arian. и в «Histor. ecclesiast.» Сократа. 14 Достоверность этого мнения, между прочим, подтверждается тем, что Арий в своем письме к Евсевию Никомидийскому, сохранившимся у бл. Феодорита и св. Епифания, называет этого своего единомышленника «солукианистом» ( συλλουκιανιστς). 21 В доказательство того, что выражения: «слово» и «сила» в св. Писании употребляются не всегда в одном и том же смысле, и что под ними нет необходимости разуметь только ум и силу, неотделимые от божеского существа, но что они употребляются иногда и в метонимическом значении, Арий приводил некоторые примеры библейских выражений, напр., из книги пророка Иоиля (2, 25), где различные мелкие насекомые, истребляющие траву, называются «силой Божией». S. Athanas. Contr. Arian. or. 1, c. 5. 22 S. Athanas. Contr. Arian. orat. 1, c. 35. И эту ложную мысль Арий старался утвердить на многочисленных свидетельствах св. Писания Нового Завета. Так, он ссылался на выражение евангелиста Луки (2, 52): Иисус преспеваше премудростью и возрастом, указывал на незнание Спасителя о месте погребения умершего Лазаря ( Иоан. 11:34 ), на внутреннюю борьбу и слабость Его воли в виду предстоявших Ему страданий ( Марк. 14:35–36 ; Лук. 22:42 ), также на то превознесение, какое Он, получил от Отца, как награду за жизнь полную послушания Ему ( Филип. 2:9 ), и т. п. места, где, вообще, выставляется некоторая ограниченность природы Иисуса Христа и зависимость Его от Отца (S. Athanas. Contr. Arian. orat. 3, c. 26 et 1, c. 43). Ошибка Ария в этом случае, очевидно, заключалась в том, что он, при своем буквальном понимании всего Писания, опустил из виду различие в Иисусе Христе двух естеств и, приписывая свойства Его человеческой природы природе божественной, видел в том доказательство своей теории изменяемости воли и, вообще, тварности и ограниченности Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

160 Праведные, по словам Св. Киприана, тем особенно и отличаются от нечестивых, что нечестивый вследствие нетерпения жалуется и богохульствует в несчастиях, а праведный терпением снискивает похвалу (Твор ч. 2, стр. 291. К. 1861 г). 162 Златоуст говорит, что пришествие Господне наступит внезапно, – когда мы нисколько не будем ожидать того, но будем предаваться безпечности и совершенному нерадению (Бес. 31 на Еванг. Иоан.). 163 Правосл. Испов. ч 3, вопр. 58. Стоит при этом заметить слово о клятве Бл. Августина. В собр. п. на д. в. и пр т. 2. стр. 211–216. К. 1853 г. 165 «Таково и было упражнение всех святых, историю которых мы находим в Священном Писании. Так делал Иаков, когда опасался брада своего Исава. Так делал Моисей, когда народ хотел побить его камнями в пустыне. Так делал Иисус Навин, когда израильтяне потерпели поражение под Гаем. Так делал Давид, когда находился в опасности в Кешле. Так делал Езекия, когда получил письмо от Сеннахирима. Так поступали христиане, когда Петр заключен был во узы. Так делал Павел, когда брошен был в темницу в городе Филиппах. (Дух христианина стр. 596. 186 ½ г.) 171 Лютеране грешат, вопреки истине Евангелия, не признавая Елеосвящения за таинство, за учреждение Самаго Господа. 173 Златоуст говорит, Отец весь суд дал Сыну, а Сын, весь суд дал священнекам (о свящ. сл. 3, Христ. чт. за 1831 г. ч. 42). 174 Елеосвящение преподается обращающимся от греха для исцеления и освящения, а посему сообщает разрешение от грехов и возстановляет от болезней (Пахриар. Иерем. отв. лютер. стр. 229. М. I866 г.). 183 Серед, о Богослуж. зап. церк. ст. 4, стр. 141–142. Спб. 1856 г. Игнат. о таинств. стр. 275–276. Спб. 1863 г. Облич. Богосл. Иннокентия т. 2, стр. 368. Каз. 1859 г. 185 Собор. Тридент. засед. 14 пр. 2. Подобно Εχολγιον Венедикта XIV. 1754 an. Romae. Typis de propaganda fide; где в предисловии говорится, что таинство Елеосвящения нужно совершать только над трудно больными, находящимися в последней крайности τος χαλεπος σθνθσι χα θ τος ρρωστοις (Тр. К. Д. Акад. за 1867 г. Февраль стр. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

395 Учение о сокровищнице сверхдолжных заслуг явилось в римской церкви в XIII в. Ал. Галес первый стал учить, что можно уплачивать свои долги пред Богом преизбытком заслуг Христа Спасителя и св. угодников Божиих. Вскоре мысль эта получила общее признание; ее разделяли Альберт великий, Бонавентура, Фома аквинат, Дунс Скотт и др. С XIV в. она утверждена была авторитетом пап. Климент VI, объявляя на 1350 год юбилейную индульгенцию, в своей булле «Unigenitus Dei Filius» учит, что Сын Божий приобрел воинствующей церкви сокровищницу, которая никогда не может быть исчерпана, что в ней с заслугами Иисуса Христа заключаются также заслуги Девы Марии и всех святых. С этого времени учение о сокровищнице получило в римской церкви значение догмата. Сн. Беляееа Н. Я. Р.-католич. уч. об удовлетворении и пр. 201–203 стр. 396 Кардинал Беллярмин прямо утверждает, что «вера есть достояние разума» (intellectus) и говорит: «истинная вера христианская может существовать отдельно от любви и прочих добродетелей» (De justif. lib. I, с. 4). Это положение он доказывает ссылками на св. Писание, именно на Иоан. 12:42–43 и Мф. 7:22–23 , где будто бы разумеется вера истинная. И это не частное лишь богословское мнение, а общее учение римской церкви. И тридентский собор учит: «если кто скажет, что при утрате, вследствие греха, благодати вместе с тем всегда утрачивается и вера, или что вера, которая остается, не есть истинная вера, хотя бы она не была живою (non fit или что тот, кто имеет веру без любви, не есть христианин, да будет анафема» (Sess VI, de justific. 28 can.). 397 Хорошо сказано по поводу р.-католического отделения веры от дел у Хомякова А. С. «Вера, пишет он, есть начало по существу нравственное; нравственное же начало, которое бы не заключало в себе стремления к обнаружению, обличило бы тем самым свое бессилие, точнее – свое ничтожество, свое небытие. Обнаружение веры и есть дело. Истинная вера жива, иначе действенна, и если бы она не проявилась делом, то была бы не верою, а простым вереньем, логическим познанием, или, как говорит ап Иаков, трупом... Но римлянин, этот неисправимый законник, крепко стоит на том, что дело само по себе имеет силу и власть более или менее независимую от веры; он видит в нем как бы самостоятельную цифру, прикидывает ее к вере – это для него другая цифра, – и этим сложением очищает свои счеты между Богом и тварью“. См полн. собр. соч. Хомякова II т. 110, 112 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3–4 ст. В словах сих стихов изображаются события возвращения евреев из плена Вавилонского, когда евреи действительно из разных областей востока были собраны вместе, чтобы возвратиться на родину под руководством мудрых правителей: князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса сына Иоседекова, а потом управлялись Ездрою и Неемиею. Но как видно из последующей речи пророка, ближайшие времена избавления от плена Вавилонского соединяются у него с временами пришествия на землю Господа Иисуса Христа (5–8 ст.). Сообразно с этим под собранием всех евреев в одно целое следует разуметь собрание в Церковь Христову всех верующих, а под новыми разумными, добрыми пастырями должно разуметь св. апостолов и преемников, их новозаветных пастырей Церкви ( Иоан. Х, 12 ). 5–6 ст. Вот наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Восток праведный и воцарится тогда такой Царь, который будет поступать мудро (премудр будет) и будет производить суд и правду на земли (5 ст.). Во дни Его спасутся иудеи и израильтяне будут жить безопасно, и вот имя Его, которым будут называть его: «Господь праведен наш» (6 ст.). Здесь пророк останавливается на одном великом Пастыре, указывает особенности Его, называет Его такими именами, которые не могут принадлежать никому из людей. Воцарение этого верховного Пастыря на престоле Давида, соединение в одном лице царского и пастырского достоинства 118 , характер Его деятельности, чудные великие имена Его все это ясно указывает, что под этим будущим Пастырем из дома Давидова разумеется Спаситель Господь Иисус Христос. Ото подтверждается и свидетельствами Нового Завета (Мф. XXII, 23: XXII, 42: Лук. XVIII, 38). Господь Иисус Христос называется Востоком праведным в том же смысле, как в других местах Слова Божия Он именуется Солнцем правды ( Maл. IV, 2 ). Восточная часть света освещается прежде других частей света, погруженных во тьму ночную. Лучи восходящего здесь солнца постепенно распространяются отсюда в земное пространство, производя на все существующее в нем оживляющее действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

3) Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор. 14:23;40 ), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх. 28:2 ; Лук. 2:42 ; Деян. 28:17 ; 1Кор. 11:6 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою»: 1Кор. 11:34 ) или установлен самими апостолами. 4) Но не по собственной инициативе устанавливали св. апостолы богослужебный чин, а по Божию повелению через внушение от Духа Святого. Как видно из истории религий, главные виды всякого внешнего религиозного богопочтения суть молитва и жертва. Господь И. Христос и преподал, в качестве образца для всех наших молитв – и частных и общественных и на все времена, молитву Господню: «Отче наш». А перед страданиями и крестною смертью Своею установил таинство Евхаристии, как бескровную Жертву за наши грехи ( Лук. 22:15–20 ), служащую для христиан незаменимым средством для теснейшего общения и единения их с Самим Богом ( Иоан. 6:56 ). 5) Все храмовое богослужение, все внешние обряды, говорят сектанты, отменены Христом. Что это великое заблуждение и ложь сектантов, ясно видно из апостольского чтения: Евр. 9:1–7 . Здесь Апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апост. говорит: «И первый,» а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый» следовательно «и вторый», т. е. новый завет Христов имеет подобное постановление. 6) А что говорят о церковном богослужении и молитве последующие за апостолами св. угодники Божии? Напр. Преп. Иосиф Волоколамский: «Если кто говорит, что и в дому могу помолиться, то прельщает себя тот человек. Помолиться и в дому можно, но помолиться так, как в церкви, – невозможно. Там множество народа; там возносится к Богу пение единодушное; там единомыслие, согласие и союз любви. Поэтому не так бывает услышан, молясь отдельно Господу. Потому что здесь воссылаются священнические молитвы и вместе с народом восходят на небо. Так ап. Петра – молитва избавила от темницы, потому что молитва бывших в церкви была прилежна о нем ( Деян. 12:5 ). Если Петру помогла церковная молитва, то как ты умаляешь ее силу и какое можешь найти себе оправдание?». (Просветит. гл. 7, стр. 277).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010