К сожалению, есть и такие из нас христиане, которые не радят о Святом Причащении. Мы знаем некоторых крещеных евреев, которые под разными предлогами не приобщались Святых Тайн даже года по два и более; одни говорили, что они будто бы признают себя недостойными этого таинства, оправдывая себя словами священного Писания: кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню, недостойно, виновен будет против тела и крови Господней (1 Коринф. 12, 27); другие просто оставались равнодушными к святому делу Причастия, не имея как будто бы никакой надобности в нем. Ах! как много вредят душе своей подобные христиане! Тех, которые не приобщаются под предлогом своего недостоинства, спросим: когда же они сделаются достойными соединиться со Христом? И какой христианин, взвесив беспристрастно все деяния своей жизни, углубившись в себя и во все окружающее и смущающее его, осмелится сказать, что вот он теперь сознает себя вполне достойным приступить к Святому Причастию? Однако же, истинный христианин исполняя повеленное Церковью , каждый год говеет и, очистив себя исповедью, приступает, хотя со страхом, к Святому Причастию. И как может верный сын православной Церкви отказать себе в этом, имея в виду заповедь Господа: ежели не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни ( Иоан. 6, 53 )? Разве Господь не знал и не знает наших грехов и немощей? Однако Он, по благоволению своему и милосердию к нам, грешным, не только не воспрещает нам причаститься Святых Таин, но даже требует сего от нас. Чем мы слабее и немощнее в духовном отношении, тем более должны искать подкрепления немощам своим в всемощной силе Божией, в святом причастии, которое освящает, укрепляет и оживляет нас. Чем более сознаем, что наши грехи так велики, что удаляют нас от Бога, тем более должны мы стараться приближаться к Нему, но никак не удаляться от Него, имея в виду, что Спаситель пришел на землю не праведников спасать, а погибающих грешников ( Луки 15, 7 ). Но во всяком случае, если бы кто из вас, братия мои, действительно страшился приступать к Святому Причастию, чтобы не сделаться повинным телу и крови Господней, то пусть усилит покаяние и плачет о грехах, – и слезы покаяния очистят всякое беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

«Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божьим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так:          «и вошел в него сатана» ( Иоан. 13:27 ). Что касается места из второго послания к Коринфянам (гл. 6:16–48), то дальнейшее чтение его само достаточно опровергает заблуждение сектантов. Говоря: «вы храм Бога живого», св. Апостол поясняет: «как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). Слова «вселюсь в них» относятся к Израильскому народу, к ветхозаветным людям, которых, Апостол, очевидно, тоже называет «храмами», однако и у них был свой вещественный рукотворенный храм в Иерусалиме. Следовательно, как ветхозаветные, так и новозаветные люди, называются в Писании «храмами» в смысле духовном, чем вовсе не отрицается возможность и необходимость существования у них храмов рукотворенных. Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божьими», то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» ( Ефес. 2:22 ) и «домом» ( Евр. 3:6 ), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью» и «светом»: «Вы соль земли» ... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель (Мф. 5:13–14); но кто же из сектантов, на основании этих слов откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами», отвергать рукотворенные храмы. 2) Излишне, говорят сектанты, строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова, находившемся на самом высоком месте Иерусалима, — на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей Матери, указывая на возлюбленного ученика: «Жено! се, сын твой», и ученику: «се матерь твоя» (Иоан.19:26–27), Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери. — По сошествии Святого Духа, святые Апостолы не тотчас разошлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний Апостольских. Здесь повествуется, что, по убиении святого первомученика Стефана (7:59–60), настало «великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян.8:1); ученики Христовы, защищаемые силою Божиею, пробыли в Иерусалиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» (Деян.12:1). Правда, за описываемый промежуток времени святые Апостолы уходили на время в другие страны, как Петр и Иоанн вместе в Самарию (Деян.8:14–15), или один Петр — в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея (Деян.9:32–34), и — Иоппию, где воскресил умершую Тавифу (Деян.9:36–43), Кесарию, где крестил Корнилия сотника (гл. 10), и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвращались в Иерусалим. В начале своей проповеди святые Апостолы желали служить, главным образом, спасению израильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: «Радуйся, Сионе святый, мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов»; вместе с тем они желали, как можно чаще, видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы наместницу Христову, святые Апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они проникались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, исполненную святой мудрости, беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись по всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно из послания святого Игнатия Богоносца святому Иоанну богослову из Антиохии:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Мы без сомнения должны видеть в столь глубоких корнях общественности прямую Волю Того, Кто создал мир, и всякую душу живую, и духовно одарённого человека. Достойно замечания, что в церковном строе человек принуждается к кооперации также самой природой своей, ибо не только наблюдение, но положительное разъяснение св. Писания говорит нам, что духовные дары в нас различны, а между тем целью святости поставлена полнота совершенства. Она оказывается таким образом недостижима иначе как совместной духовной жизнью. Человек в Церкви нуждается в других её членах совершенно также, как гражданин общества не может обойтись без других своих сограждан. Сверх того, и сами цели домостроительства церковного охватывают весь мир, так что член Церкви должен, в силу самого этого членства, помогать мировой миссии Церкви. Наставления в этом смысле наполняют писания Апостолов и Отцов, с объяснениями даже – почему и для чего мы должны быть в тесном взаимодействии, спасаться вместе, а не порознь. Апостол Павел хорошо объясняет это в послании к Коринфянам (I-e, 12–14). „Дары, говорит он, различны, но дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех“. Апостол объясняет, что без дара не остаётся никто. „Но каждому, говорит он, даётся проявление Духа на пользу, одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом, иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, —214— иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос“. При этом „не может сказать глаз руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны“... Все друг в друге, стало быть нуждаются. Интересы членов тела Христова солидарны. „Страдает ли один член – страдают с ним все члены, славится ли один член – с ним радуются все члены (27). Поэтому: не нужно чтоб являлось разделение, а нужно, чтобы все члены одинаково заботились друг о друге.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несомненно, правосудие Соломона было блестящим. «Когда слышал весь Израиль о суде Соломона, как он судил; то стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» ( 3Цар.3:28 ). А следствием такого правосудия был и мир в царстве Соломона (ст. 3). Но свет правды Соломона, к концу его дней, затмился его пороками, а со смертью его и совершенно померк ( 3Цар.11:6, 9–11 ). И только с явлением Христа воссияло во всем мире и на все времена истинное солнце правды. Только Он мог сказать о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» . ( Иоан.8:12 ; ср.1:4 и 9). А вместе с тем водворился и вечный мир в церкви Христовой (ср. ст. 3). 8. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Если правда и мир в царстве Соломона водворятся и утвердятся, то и владычество его должно распространиться до отдаленных пределов вселенной. Об этом и молит Давид. – И да обладает он от моря до моря, и от рек до конец вселенные, – его владычество должно быть не над одним только народом Еврейским, но и над другими народами: оно должно простираться от моря восточного или Персидского залива, до пределов моря западного – Средиземного моря. И от рек до конца вселенной, разумеется – от Тигра и Евфрата, на северо-востоке, до западного берега Испании или до Атлантического океана: а на юге – до крайних пределов Эфиопии 9 . Соломон «владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта... Он владычествовал над всею землею, по ту сторону реки (Евфрата), от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами» ( 3Цар.4:21 и 24). Но власть Соломона, очевидно, не простиралась до крайних пределов вселенной. Только Христос Спаситель есть единый, истинный и вечный Царь мира и только Он мог с правом сказать о Себе: «все предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 ). 9. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. В царство правды и мира с благоговением обратятся и отдаленные народы, прежде враждебные Израилю. – Пред царем правды и мира падут жители отдаленной Ефиопии (– в Африке, на верховьях р. Нила), т. е. поклонятся ему до земли, – к подножию его трона. И врат его будут лизать прах, – прежде бывшие враги его, теперь, признавая его лице священным, будут не только поклоняться ему до земли, но и целовать самый прах на том месте, где стояли стопы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Никто из них не будет воскрешен только для того, чтобы снова ожидать смерть. В справедливом окружении под Царством Бога им будет оказана помощь приводить свою жизнь в согласие с путями Бога. Видение показывало, что была раскрыта «книга жизни», и у них будет возможность, чтобы туда записывались их имена. Они будут «судимы каждый по делам своим», которые будут совершаться после их воскресения (Откр. 20:12–14; Деян. 24:15). Следовательно, смотря с точки зрения окончательного исхода, их воскресение может оказаться «воскресением жизни» и не будет неизбежным «воскресением осуждения» (Иоан. 5:28, 29)» . Надо сказать, что эта концепция радикально противоречит главной мысли Писания: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2), завтра может быть поздно. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9, 27). — А не дважды, как утверждают иеговисты. Как справедливо пишет П.И. Рогозин, «этот бред выдаваемый за глубокое толкование Писания, очень на руку неверующим людям, которые могут жить во грехах и беззакониях без всякого риска быть привлеченным Богом к ответственности или погибнуть, и обещают им полную безнаказанность» . Таким образом свидетели Иеговы выходят из затруднения, возникающего пред адвентистами — «Зачем Богу воскрешать тех, кто будет Им тотчас уничтожить?». Но из этого затруднения они выходят ценой вступления в противоречие с прямым учением Господа. Христос говорит: «наступает время, в которое все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждение» (Ин. 5, 28–29) . Так же учит нас и ап. Павел, говоря: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). И перед правителями и царями апостол, будучи устами Святого Духа (Мф. 10, 20), учил тому, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24, 15). И действительно, если из-за грехопадения Адама все подверглись смерти, то неужели Христос не может дать всем воскресение? Нет! «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9,24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис. 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27,25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простат нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю тяжесть преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: говори ты грехи свои, чтобы оправдаться (Ис. 43,26); а что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1054...

Почему? Потому что он (мир) отец всех благ, он основание радости. Поэтому и Христос повелел апостолам, входя в дома, тотчас говорить это, как бы указывая на какой символ благ: " входя же в дом " , сказал Он, " глаголите: " мир вам " (Мф. 10: 12). Если его нет все излишне. И Христос сказал ученикам: " мир оставляю вам: мир мой даю вам " (Иоан. 16: 27). Он (мир) приготовляет дорогу к любви. И не просто говорит настоятель церкви: " мир вам " но: " мир всем " . Что в самом деле, если мы с одним поддерживаем мир, а с другим ведем войну и борьбу? Какая выгода? Ведь и в теле, если одни из составных частей спокойны, а другие возмущены, никогда невозможно поддержать здоровья это возможно только при всеобщем порядке, согласии и мире; если не все спокойно, не все остается в своих границах, то все рушится. И в нашей душе, если не все мысли спокойны, то не будет мира. Мир такое благо, что творцы его и устроители называются сынами Божиими. Это правильно: и Сын Божий для того пришел на землю, чтобы устроить мир между тем, что на земле, и тем, что на небесах. Если же миротворцы сыны Божий, то возмутители сыны диавола. Что ты говоришь? Вводишь раздоры и столкновения? Кто, скажешь, до такой степени жалок? Да, есть многие, радующиеся злу и терзающие тело Христово более, нежели воины, пронзившие копьем, нежели иудеи, пригвоздившие к древу. То зло меньше этого; те члены, будучи рассечены, опять соединились; а эти, будучи расторгнуты, если здесь не соединяются, то и никогда не соединятся, но останутся вне общества верующих. Когда ты хочешь воевать с братом, то подумай, что воюешь с членами Христа, и останови безумие. Что в том, если он отвержен, если ничтожен, если презренен? " Так, нет, сказал Господь, воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих " , и еще: " Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного " (Мф. 18: 14, 10). Бог за него и за тебя стал рабом и был умерщвлен, а ты считаешь его за ничто? Разве же и в этом ты не воюешь против Бога, когда выносишь противные Ему приговоры? Когда входит настоятель церкви, сейчас же говорит: " мир вам " ; когда беседует " мир всем " ; когда совершается жертва " мир всем " ; и между тем, опять " благодать вам и мир " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1587...

Почему так? Потому что мир есть источник всех благ: он приносить с собою радость. Поэтому-то и Христос заповедал апостолам, входя в дома, тотчас говорит о нем, как о символ всех благ: «Входя в дом..., говорите: Мир дому сему» ( Мф. 10:12 ), так как без него ничто не имеет цены. И опять Он говорит ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Иоан. 14:27 ), потому что им обусловливается и самая любовь. И предстоятель церкви не просто говорит: мир вам, но – «мир всем». Да и какая польза нам с одним иметь мир, а с другим ссориться и враждовать? Какая прибыль? И тело не может быть тогда здоровым, когда некоторые части его находятся в согласии, а другие действуют несогласно, но лишь тогда, когда во всем порядок, согласие, мир; не будь мира во всем, тогда все выйдет из своих границ, все извратится. Подобным образом и в уме нашем, если мысли не находятся все в спокойном состоянии, мира не будет. Мир – это столь великое благо, что те, которые водворяют и поддерживают его, называются сынами Божьими. И справедливо: сам Сын Божий пришел на землю умиротворить земная и небесная. Если же миротворцы – сыны Божьи, то возмутители – сыны дьявола. Что ты говоришь? Ты и в самом деле производишь раздоры и междоусобия? Неужели, скажешь, есть где-нибудь такой несчастный? Есть и много таких, которые радуются злу и с большей жестокостью терзют тело Христово, чем воины, пронзившие его копьем, чем иудеи, пронзившие его гвоздями. То зло меньше, чем это; те члены, будучи растерзаны, снова соединились, а эти, будучи отторгнуты, если здесь не соединятся между собой, то никогда не будут соединены, а останутся вне целого (церкви). Когда ты хочешь завести ссору с братом, вспомни, что ты восстаешь против членов Христовых и укроти свой гнев. Что тебе до того, если это человек нетерпимый и низкий; что тебе, если это – презренный? «Нет, – говорит, – воли Отца... Моего чтобы погиб один из малых сих» ( Мф. 18:14 ); и опять: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Для него Бог сделался даже рабом и подвергся закланию; а ты считаешь его за ничто? Через это ты восстаешь против Бога, возвышая голос наперекор Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сколько таких примеров еще в Ветхом Завете, где представляется ходатайство Святых Божиих! Не становится ли Моисей посредником между Богом и народом Израильским, взывая: «Милостив буди, Господи, на злобы людей твоих, помянув Авраама, Исаака, Иакова рабы твоя» ( Исх. 32:12–13 ). Не щадит ли Господь царства Соломонова, Давида ради раба своего, чтобы сохранился ему светильник в Иерусалиме? (2-я Царств). Не говорит ли сам Господь друзьям праведного Иова, неправедно его укорявшим: «Идите к рабу моему Иову, и сотворит жертвы за вы; Иов же раб мой помолится за вас: точию бо лице его приемлю, аще не его ради, погубил бых убо вас» ( Иов. 42:8 ). Неужели же у Господа есть лицеприятие? Нет. Но крайнее его человеколюбие приемлет заслуги праведных людей за грешных, как некое слабое подобие той беспримерной заслуги Господа нашего Иисуса Христа, который принес себя однажды в жертву за весь мир. Посему, в смысле искупления, «один он только есть ходатай Богу и человекам, по словам Апостола, давший себя избавлением за всех» ( 1Тимоф. 2:5–6 ); Святые же суть только ходатаи или посредники молитвы во Христе, заимствуя от него силу свою, быть полезными человекам, как и об Ангелах сказано что «они все суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение» ( Евр. 1:14 ). И если позволено употребить здесь подобие земное, то можно бы сказать: что Святые проявляют в себе то же свойство, как и металлы, которые, прикоснувшись к огню, заимствуют от него огненную силу. Таким образом, ясен для меня становится догмат Православной Церкви, призывания Святых: гораздо более в нем здравого смысла и последовательности рассуждения, нежели в холодном отрицании столь близкого нашему сердцу заступления о нас людей праведных, которые некогда были нам присны и отошли от нас с тем же духом любви к Господу. Нам ли теперь чуждаться их ходатайства, когда на страшном судилище Христовом мы не избежим суда их? «Или не знаете», говорил Апостол Павел (1 Корф. 6:2), «что Святые будут судить мир»? Да и сам Господь на вопрос Апостолов: «вот мы оставили все и последовали за тобою: что же нам будет?», ответствовал: «Истинно говорю вам, вы последовавшие за мною в паки-бытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых» ( Матф. 19:27–28 ). И еще до того времени, прощаясь с ними на вечери тайной, Господь так молился к Отцу своему: «и славу, которую ты мне дал, я дал им, да будут едино, как и мы едино» ( Иоан. 17:22 ). Дерзнем ли мы лишать их сей славы, чуждаясь их общения или молитвенного ходатайства, как бы не сущих и мертвых Богу, когда единое слово их на земле творило столько чудес? И они, не лишившись сего видимого знамения обитавшего в них Христа, перешли только от земли на небо, из славы в славу? О чествовании Св. мощей

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010