27 Сказание о Тохтамышевом нашествии...Пол. Соб. m.IV. прибавлен. стр. 85. т. VI. приб. стр. 98. Тоже в Ник. лет. 29 «Ту мало не постигоша великия княгини». Ник. лет. VI. 136. Тоже говорится и в Ст. книге (1. 498), хотя без означения времени, где и когда именно была погоня. Ст. книга прибавляет, что татары гнались и за митрополитом Киприяноы на дороге в Тверь, но также без успеха. 32 Слово о житии и представлении в. к. Димитрия Иоанновича, в Полн. Соб. Лет. в приб. к т. IV стр. 352 – 363. Тоже с несколькими вариантами в Соф. Врем. 1. 387 – 390. 34 Собр. госуд. грам. т. I. 31, стр. 58 – 62. Другое завещ. Димит. Иоан., писанное прежде там же 30. 35 Год рождения Евдокии неизвестен. Неизвестно также, каких лет она была, выходя в замужество за Димитрия Иоанновича. Поэтому трудно с точностью определить лета ее в год его кончины. Сделаем впрочем в этом отношении то, что можно. Выше было замечено, что бракосочетание Евдокии с Димитрием Иоанновичем совершено было в январе 1366 года, а кончина сего государя случилась в мае 1389 года. Следовательно Евдокия была в замужестве за Димитрием около 23 – х лет с половиною. Теперь, так как известно что по древнему обыкновению девиц выдавали в замужество иногда очень рано, – 12 и 13 – ти лет, то можно полагать, что Евдокии в год смерти ее супруга было около 35 – ти, или 37-ми лет. Вероятность этого предположения подтверждается: во 1 – х собственными словами Евдокии в ее плаче, выражающими ее жалобу на молодость; во 2 – х, некоторыми последующими обстоятельствами ее жизни. 36 Слово о житии и преставлении Димитрия Иоанновича в Пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пс. 56. 8. 20 Пс. 121. 1. 21 См. Мф. 27. 11 и след.; Мк. 15. 1 и след.; Лк. 23. 1 и след.; Иоан. 18. 28 и след. 22 Пс. 49. 16–22. 23 Ср. Мф. 25. 26–27. 24 Ср. Мф. 25. 26–27. 25 Феодосий имеет здесь в виду евангельскую притчу о богатом и См. Лк. 16. 19–25. 26 Феодосий имеет здесь в виду евангельское чудо воскрешения Лазаря. См. Иоан. 11. 2—45. 27 Имеется в виду Студийский устав. 28 Феодосий имеет в виду эпизод из Книги пророка Исаии, где описывается призвание Исаии к пророческому служению. См. Ис. 6. 1–7. 29 Феодосий имеет в виду чудо, о котором рассказано в Деяниях апостольских: Анания и жена его Сапфира, желая стать членами иерусалимской общины христиан, продали свое имение, но принесли в общину только часть цены, выдав ее за всю полученную сумму; карой за ложь была им внезапная смерть. См. Деян. 5. 1—10. 30 Гиезий, слуга пророка Елисея, был наказан проказой за взятое тайно и с помощью лжи серебро. См. 4 Царств. 5. 20–27. 31 См. Исход. 31. 15–18. 32 См. Исход. 35. 3. 33 Ср. Галат. 1. 8. 9. 34 Пс. 75. 12. 35 Речь идет об обрядовой особенности, которая некоторое время держалась в русской церкви. Как можно понять из ряда летописных упоминаний, из записанных в середине канонических правил в сборнике, под названием «Вопрошение Кирика», а также из настоящего послания, по русскому обычаю пост в среду и пятницу полностью отменялся, если на эти дни приходились праздники господские, богородичные и нарочитых святых; в то время как в Византии уже в в. такая отмена совершалась лишь в праздники Рождества Христова и Богоявления (см.: Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1888. Т. III, изд. 3-е. С. 105–111). Слова «…любо святей Богородици, ли 12 апостолъ…» — в ркп. зачеркнуты и на поле внизу другим почерком написано Рожество Христово и Крещение Господне. Так переписчик данной рукописи поправил Феодосия Печерского вследствии того, что к его времени указанный порядок отмены поста среды и пятка уже перестал практиковаться на Руси. 36 Общая характеристика родителей Феодосия Печерского как людей благочестивых имеется в его Житии. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

ист. 1. 36 (228)). 2558 Название тарханного права, тарханных грамот занято нами от татар, у которых тарханом назывался человек, освобожденный от всех повинностей, какие взносились царю. 2563 Грамоты эти суть: Акт. эксп. 1. 4, 5, 7,15 (232); Акт. истор. 1. 2 (228); Акт. Запад. России. 1. 14 (230). Грамота, составляющая исключение, напеч. в Истор. росс. иерарх. 6. 229 (234). 2564 Акт. эксп. 1. 37, 38, 41 (232); Акт. истор. 1. 15, 29 (228); Акт. Запад. Росс. 1. 43 (230); Акт. до юрид. быта. 1. С. 97 (229). 2565 Истор. росс. иерарх. 6. 229–231 (234); Акт. эксп. 1. 19 и 28 (232). Последняя грамота вновь напечатана в Акт. до юрид. быта. 1. С. 93–94 (229). 2568 Для старожильцев на два года – Акт. ист. 1. 25, 36 (228); на три – Акт. эксп. 1. 18, 21 (232); на пять лет – Акт. эксп. 1. 39 (232). Для пришлых на три года – Акт. ист. 1. 13 и 36 (228); на двадцать лет – Акт. эксп. 1. 36 (232); на десять – Акт. эксп. 1. 17, 21, 31, 39 (232); Акт. ист. 1. 25, 28 (228); Акт. до юрид. быта. 1. С. 95 (229). 2573 Акт. эксп. 1. 19, 28, 31, 36 (здесь: «опроче одного душегубства»), 37, 41 (232); Акт. ист. 1. 15 и 29 (228). 2578 Акт. Запад. Росс. 1. 28 (230); Акт. ист. 1. 2. С. 3 (228). Сохранилось известие, что десятиною пользовался (1446) еще один из наших монастырей, именно Рождественский во Владимире Кляземском, и пользовался по старине – с некоторых сел князей суздальских (Собр. госуд. грам. 1. 62. С. 136 (391)). 2581 В таких случаях князья обыкновенно выражались: «А на которую свою грамату дам грамату, а на сию мою грамату иныя моея граматы нет», или: «А хотя коли повелим имати на тех, у кого будут граматы нами жалованный, на монастырских людех ни тогды никто не емли ничего по сей нашей грамате».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Епархиальное содержание: полное, половиное и иное Таблица 2 О числе жителей православного вероисповедания (Ведомость [размерность – чел] Мужского пола Женского пола Итого православного населения Годовая разница численности мужского и женского православного населения Годовой прирост численности православного населения Источник Примечание 31.12.1865 25 546 456 27 043 353 52 589 809 –1 496 897 31.12.1866 31.12.1870 26 217 941 27 564 726 53 782 667 –1 346 785 238 572 31.12.1871 25 360 076 26 636 006 51 996 082 –1 275 930 –1 786 585 31.12.1872 26 302 576 27 759 492 54 062 068 –1 456 916 2 065 986 31.12.1873 27 837 645 28 939 867 56 777 512 –1 102 222 2 715 444 31.12.1874 27 422 883 29 029 522 56 452 405 –1 606 639 –325 107 31.12.1875 28 215 097 29 486 563 57 701 660 –1 271 466 1 249 255 31.12.1876 28 816 226 30 083 885 58 900 111 –1 267 659 1 198 451 31.12.1877 28 467 130 29 644 005 58 111 135 –1 176 875 –788 976 31.12.1878 28 735 870 29 849 042 58 584 912 –1 113 172 473 777 31.12.1879 30 250 523 31 545 569 61 796 092 –1 295 046 3 211 180 31.12.1880 31 087 242 32 045 498 63 132 740 –958 256 1 336 648 31.12.1881 30 538 606 31 402 616 61 941 222 –864 010 –1 191 518 31.12.1882 29 458 771 30 277 731 59 736 502 –818 960 –2 204 720 31.12.1883 29 196 049 30 024 769 59 220 818 –828 720 –515 684 31.12.1884 28 000 007 29 137 311 57 137 318 –1 137 304 –2 083 500 31.12.1885 29 644 618 30 421 915 60 066 533 –777 297 2 929 215 31.12.1886 33 696 103 34 521 304 68 217 407 –825 201 8 150 874 31.12.1887 31.12.1888 34 944 147 34 864 260 69 808 407 795 500 О1888–89 31.12.1889 34 995 599 36 084 479 71 080 078 –1 088 880

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

На Урале крестный ход в память царственных страстотерпцев собрал около 36 тыс. паломников. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Новости На Урале крестный ход в память царственных страстотерпцев собрал около 36 тыс. паломников 18.07.2022 14:48 Версия для печати Скриншот видеозаписии ТАСС Екатеринбург, Крестный ход в память о членах царской семьи Романовых от возведенного на месте их расстрела в Екатеринбурге храма на крови до урочища Ганина Яма, где в 1918 году были уничтожены останки казненных, завершился. Порядка 36 тыс. паломников и священнослужителей прошли более 20 км пути, по которому расстрельная бригада вывозила останки Романовых, сообщил в воскресенье на месте журналистам митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг). ход] очень получился радостный и быстрый. Мы сейчас шли и обращали внимание, что в прошлом году мы шли и уже солнце взошло, а сейчас еще не взошло в полной мере, то есть как-то очень скоренько, быстренько, удобно. И люди, которые шли, они друг другу передавали внутреннюю радость - было очень хорошо и благодатно, не тяжело, и людей было много после пандемии. Это все приносило всем большой позитив, ощущение, что мы участвуем в очень большом, добром совместном деле и оно слава Богу получилось», - сказал он. В пресс-службе Екатеринбургской епархии уточнили ТАСС , что число паломников составило порядка 36 тыс. человек.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ученые составили рейтинг посещаемости храмов в 36 католических странах. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 8 февраля – 10 марта Выставка «Надвратные образы башен Московского Кремля». Москва 22 февраля - 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля — 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 5-6 марта Международная научная конференция «Человек и Церковь в христианской мысли Николая Бердяева». Москва 6–7 марта V Всероссийская научно-практическая конференция «Исследуйте Писания». Москва 6 марта Встреча «Человек – носитель вечной жизни», посвященная митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию (Радовичу) 6 марта Презентация китайского перевода «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» 7 марта Пресс-конференция, посвященная священному месяцу Рамадан. Москва 10 марта Премьера фильма об архиепископе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском. Москва 11 марта Онлайн-лекция «Хрущёвские заморозки»: антирелигиозная кампания в советском кинематографе Новости Ученые составили рейтинг посещаемости храмов в 36 католических странах 02.02.2023 16:32 Версия для печати Фото: nineteensixty-four.blogspot.com Джорджтаун, 2 февраля. Ученые Джорджтаунского университета (США) составили рейтинг посещаемости храмов в 36 католических странах – его возглавили Нигерия, Кения и Ливан, а среди европейских стран лидирует Польша на шестом месте в списке, пишет «Седмица» со ссылкой CNA. Подборку статистических данных подготовил Центр прикладных исследований в апостольстве (Center for Applied Research in the Apostolate, CARA) при Джорджтаунском университете, обобщив их в итоговом рейтинге ведущих католических стран мира по посещаемости храмов. Аналитики CARA воспользовались базой данных проекта Всемирного исследования ценностей (World Values Survey, WVS). Это крупный международный проект, исследующий религиозные убеждения на протяжении последних десятилетий. Исследователи ранжировали эти 36 католических стран по процентам католиков, посещающих церковные службы не реже раза в неделю, без учета посещений венчаний, отпеваний и крещений.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Значительная часть русского духовенства в 1922–23 годах была расстреляна или заключена в тюрьмы. Многих мучеников мы не знаем даже по именам. Но все-таки есть некоторые цифры: 99 мучеников Архангельских. 84 мученика Астраханских. 41 мученик Барнаульские. 29 мучеников Бобруйских. 72 мученика Владикавказских. 27 мучеников Вологодских. 97 мучеников Донских. 29 мучеников Екатеринбургских. 69 мучеников Екатеринодарских. 92 мученика Екатеринославских. 54 мученика Иваново-Вознесенских. 24 мученика Казанских. 72 мученика Костромских. 44 мученика Крымских. 68 мучеников Курских. 49 мучеников Минских. 61 мученик Могилевские. 36 мучеников Московских. 68 мучеников Нижегородских. 68 мучеников Новгородских. 191 мучеников Одесские. 19 мучеников Омских. 78 мучеников Орловских. 42 мученика Пермских. 36 мучеников Петроградских. 124 мученика Полтавские. 31 мученик Псковские. 61 мученик Самарские. 52 мученика Саратовских. 12 мучеников Семипалатинских. 47 мучеников Симбирских. 62 мученика Смоленские 139 мучеников Ставропольских. 36 мучеников Таганрогских. 41 мученик Тамбовские. 94 мученика Тверские. 61 мученик Тульские. 49 мучеников Уральских. 28 мучеников Уфимских. 98 мучеников Харьковских. 20 мучеников Челябинских. 78 мучеников Черниговских. 37 мучеников Черноморских. Только в 1922 году было расстреляно более 8 тысяч духовных лиц – священников, монахов и монахинь. А как скоро духовные лица среди осужденных составляли одну треть (остальные – народ), то получаем, что за сопротивление изъятию в этом году было уничтожено не менее 25 тысяч человек. С начала декретированного изъятия церковных ценностей, и в течение всего 23-го года тюремную чашу пьет митрополит Петр (Полянский) , будущий местоблюститель Патриаршего престола. В первых числах октября арестован ближайший помощник Патриарха Тихона архиепископ Илларион (Троицкий). Сидел в ярославской тюрьме, известной под названием Ему уже не суждено было увидеть свободы. Обновленческий раскол В бурные весенние месяцы 1922 года в Петрограде оформляется так называемая группа прогрессивного

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду сего категорического заявления и нам предлежит прежде всего рассмотреть – в какой мере проектом выполнено то и другое условие. 1. Отношение комитетского проекта к основным положениям преобразования общих судов Высоч. утв. 29 сент. 1862, к судебным уставам 20 ноября 1864 г. и к уставам военного и военно-морского суда 15 мая 1867 года. Уже самое первое впечатление, оставляемое чтением комитетского проекта, напечатанного в таково, что он есть в большей части своих положений буквальное повторение основных положений 29 сентября 1862 и статей судебных уставов 20 ноября 1864 г. Ближайшее сравнение комитетских положений с положениями 1862 и 1864 гг. не оставляет ни малейшего сомнения в том, что комитет большую часть своих положений буквально выписал из указанных выше источников. Для убеждения в сем мы приведем подлинники всех выписанных статей. Некоторые статьи выписаны буквально, другие применены с заменою светских названий соответствующими духовными, иные изменены в существе. Только I и IV части проекта (ст. 1–5, 145, 146, 149–155) составлены независимо от указанных источников. Для ясности и раздельности мы укажем особо: а) статьи, переписанные буквально или только с немногими и неважными изменениями, – б) статьи, проектированные в противность указанным источникам, и в) статьи, собственно комитету принадлежащие. а) Статьи проекта, согласные с основными положениями 29 сент. 1862 и с судебными уставами 20 ноября 1864 г. Статей, буквально заимствованных из основных положений 29 сент. 1862, или из суд. уставов 1864 г., или вполне согласных с ними по мысли и существу – 114 (считая примечания за особые статьи), т. е. более 2 /з всего состава. Именно: Комитетского проекта. Ст. 6. 7 8 9 11, 12 13 14, 15 Ст. 17 18, 19 20 25 26 27 28 Ст. 29 30 31 32 34 35 36 37 Ст. 38 39 40 41 42 Ст. 43 44 45 46 47 48, 51 Ст. 50 52 53 54 55 56 Ст. 57 58 Прим. 1 59 60 61 62 Ст. 63 64 65 66 67 68 69 Ст. 70 71 72 73 74 Ст. 75 76 77 79 80 81 Ст. 82 83 84 85 86 87 88 Ст. 89 90 91 92 93 95 96 Ст. 97 98 99 100 Прим. 101 и Прим. 103 104 Ст. 106 107 109 110 111 113 Ст. 114 115 116 117 118 Ст. 119 122 123 124 125 126 127 Ст. 128 129 130 131 147 148

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

См. наш сайт: Церковное право: каноны (правила) Содержание Предисловие автора О правилах Православной Церкви О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах Поместных соборов О правилах святых отцев О дополнительных правилах Правила святых Апостолов Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Правила Вселенских Соборов Правила 1-го Вселенского Собора, Никейского Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Правила 2-го Вселенского Собора, Константинопольского Правило 1 2 3 4 5 6 7 Правила 3-го Вселенского Собора, Ефесского Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 Послание того же Собора к священному собору Памфилийскому о Евстафии Правила 4-го Вселенского Собора, Халкидонского Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Правила 6-го Вселенского Собора, Трулльского (иначе Пято-Шестого Собора) Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Правила 7-го Вселенского Собора, Никейского Правило 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Предисловие автора «Разъяснение Твоих слов просветляет и поучает неискусных, – говорит Богу пророк и божественный Давид; а Божиими словами вполне основательно названы постановления божественных Апостолов и отец, ибо они написали те постановления, будучи просвещены божественным духом»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

20 января 2012 года «белоленточницы» из панк-группы «Pussy riot» (перевод на русский язык данного словосочетания крайне неприличный, унижающий женское достоинство) на Лобном месте Красной Площади в Москве провели очередную акцию - исполнили песню «Бунт в России - Путин зассал» (методы N 7 - «лозунги, карикатуры и символы»; N 36 - «пьесы и музыкальные произведения»; N 37 - «песни»; N 29 - «символическое освоение земель»; N 173 - «ненасильственно занимает ту или иную территорию» из методички Д. Шарпа). 29 января 2012 года «внесистемная оппозиция» в лице так называемой «Лиги избирателей» в целях реализации проекта «Белые улицы» провела в Москве автопробег по Садовому кольцу в поддержку запланированных на 4 февраля 2012 г. мероприятий. Машины были украшены белыми ленточками, шарами и другой атрибутикой белого цвета. Это была попытка организации своеобразного аналога «автомайдана» (использовались методы N 42 - «автоколонны»; N 19 - «ношение символов»; N 18 - «вывешивание флагов, использование символических цветов»; N 176 - «блокирование дорог» из методички Д. Шарпа). 4 февраля 2012 года «белоленточники» под лозунгом «За честные выборы!» организовали и провели ряд митингов, митингов-шествий и иных мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, других городах РФ. Акция в поддержку их действий в этот день прошли и за пределами РФ. Наиболее крупный митинг сторонников белоленточного движения состоялся в Москве на Болотной площади. На протяжении февраля 2012 года «белоленточники» под лозунгом «За честные выборы!» провели несколько акций, в том числе «театрализованного» кощунственного характера, митингов, шествий, флэшмобов в различных городах РФ. 21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя четыре «белоленточницы» из панк-группы «Pussy riot» (перевод на русский язык этого словосочетания, повторимся, крайне неприличный, унижающий женское достоинство) провели кощунственную провокационную акцию, которую они сами охарактеризовали как «панк-молебен» под названием «Богородица, Путина прогони!», направленную явно на дестабилизацию обстановки в РФ (методы N 7 - «лозунги, карикатуры и символы»; N 36 - «пьесы и музыкальные произведения»; N 37 - «песни»; N 20 - «молитвы и богослужение»; N 29 - «символическое освоение земель»; N 173 - «ненасильственно занимает ту или иную территорию» из методички Д. Шарпа).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010