Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству — свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость   Называя Бога святым (αγιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.    Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог -    а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. 1:5); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13); Он чист (1 Иоан. 3:3); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9).    б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание — аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; бб) в частности выражается, что святое имя Его, святое слово Его (Пс. 104:42), закон свят Его (Рим. 7:12), святая мышца Его (Пс. 97:1), свят путь Его (Пс. 76:14), святой престол Его (Пс. 46:9), подножие Его: -свято оно (Пс. 98:5), и что Он благ во всех делах Своих (Пс. 144:17); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3; срав. Апок. 15:4), и — гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1:15,16; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Примирение, Удовлетворение за грехи заступительною или искупительною жертвою. Это одно из мест, где ясно сказано, что чрез посредство Иисуса Христа примирены не только люди с Богом, но, прежде всего, и Бог с людьми. Иоанн выражает это одним словом – одним новым именем Сына Божия, в соответствие именам Его до сего места (Слово, Жизнь, Свет, Ходатай: 1, 1. 2. 5. 2, 1. и далее: 4, 8, – Любовь), – словом, которое означает только искупительную жертву (Ср. 4. 10. Рим. 3, 25. 5, 8–11. 1 , Кор. 5, 19–21. Евр. 2, 17 ). Замечательно также, что Иисус Христос называется здесь не «умилостивителем нашим» а нашим «Умилостивлением» или примирительною жертвою: т. е. одним словом показывается вместе и то, через что Бог был примирен с нами. – За грехи наши: какие разумеются в 8-м, 9-м и 10-м стихах 1-й гл. и 1-м ст. 2-й гл. (см. примеч.). Связь речи: мы имеем постоянного ходатая за нас, постоянное умилостивление за грехи наши силою заслуг крестной жертвы за грехи человечества. – И не только за наши, но и за грехи всего мира: всякому всегда одинаково доступно это умилостивление и оно одинаково вполне достаточно для всех и навсегда, Христос – умилостивление всего мира: если же многие не очищаются от грехов, не пользуются этим благом, то это не должно смущать нас, – основание этого совершенно не в Умилостивлении нашем, не в недостаточности Его (Meyer). Выражение это подобно выражению Спасителя: суд же (Сына) состоит в том, что Свет пришел в мир ( Иоан. 3, 19 ), то есть Сын Божий не только никого не осудит, – ни напротив всех оправдает, осветив светом своим весь мир; тогда как многие осуждены и многие не достигали и не достигнут этого света, как Он Сам же говорит далее: всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. ( Иоан. 3, 20 .) (3). г. И семъ размемъ, к познахомъ его, аще запвди ег соблюдаемъ. (3, 6. Іоан. 11, 32. 15, 10. 12). 3. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 3 . «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Скачать epub pdf В субботу великого покоя апостолам все могло казаться погибшим: не оправдалась их вера, отнята их любовь. Убита правда в мире, и этим стерты все побуждения к добру. Но воскрес Христос. И торжествует ликуя вера апостолов и мироносиц, и любовь радуется. И нет смерти, и открыта и ясна дорога, ведущая к вечной жизни с Воскресшим Господом. По воскресении – явления Господа ученикам. О них повествуют Евангелия и послания апостолов и книга Деяний, где сказано: Господь «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными знамениями, в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). Из чтения писаний апостольских ясно, что для апостолов событие воскресения Господня стало в центре всех их мыслей, всей проповеди , всего учения, от него идут прямые линии ко всем тайнам Царствия Божия. Само слово воскресение приводит в радость и входит в самые приветствия апостолов, им начинаются обращения их в посланиях; истина воскресения в основе их призывов к иудеям и язычникам; воскресением осмысливается вся жизнь в учении апостолов. Твердость и убедительность звучит в словах: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Видели воскресение, видели славу, видели победу. Так говорит ближайший и любимый Христов ученик Иоанн ( Иоан.1:14 ; 1Иоан.4:14 ) и еще и еще повторяет, убеждает, подтверждает: «Что мы слышали, что видели своими очами, что разсматривали, и что осязали руки наши, о Слове Жизни, – ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Иоан.1:1–4 ). Со всей отчетливостью и полнотой эта центральность истины воскресения неизменно сохраняется в Православии. Увидев Господа в первый день по воскресении, ученики чувствовали себя в течение всех сорока дней до Его вознесения неразлучными с Ним, и радость этого духовного ощущения побеждала всякие другие их желания, заботы, вопросы. Это им предсказывал Господь, утешая перед Своими страданиями в прощальной беседе: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем» ( Иоан.16:22–23 ). Это было духовное пиршество, да и не только духовное: Господь, являясь среди учеников, преломлял с ними хлеб, вкушал с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

      Слово Божие ясно свидетельствует, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения – «не уничтожала грехов» (Евр. 10, 4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но «со Своею Кровию... и приобрел вечное искупление» (Евр. 9,12).       Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы:       «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (I Иоан. 4, 10).       «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (I Кор. 15,3).       «Не тленным серебром или золотом искуплены вы , – говорит св. Апостол Петр, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (I Петр. 1, 18-19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование «Агнца Божия, вземлющего грехи мира» (Иоан. 1, 29) или – «Агнца, закланнаго от создания мира» (Апок. 13, 8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мира Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мира.       «Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (I Петр. 2, 21-24).       «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти» (I Петр. 3,18).       Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит:       «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела , дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей , и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (О воплощении 20).

http://bogoslov.ru/article/2450170

1:3, 4). О, великое снисхождение Спасителя! О, многая благость! О, человеколюбие неизреченное! Пусть до страданий Твоих, Господи, Ты ел и возлежал вместе с учениками, зачем и по воскресении Своем Ты входишь с ними в такое общение? «Чтобы этим, — говорит, –утвердить Фому в истине воскресения». Если даже теперь, когда совершалось все это, есть неверующие в воскресение, то не будь этого, т. е., если бы Он не ел и не пил вместе с учениками, кто мог бы заградить необузданные уста дерзающих легкомысленно говорить что угодно о домостроительстве Спасителя? Это научает нас почитать божественную и таинственную трапезу. Часто трапеза совершает то, что недоступно слову. Часто бесчисленные советники не могут примирить обыкновенной вражды, а одна трапеза прекращает войны. Продолжим взятый сейчас пример. Мы не перестаем быть врагами Богу, оставаясь врагами Божественного Слова, как говорит Павел: « будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его » (Рим. 5:10). Мы были врагами; был дарован закон — и не примирил; пришли пророки — и не убедили; враги и неприятели Богу как были, так и остались. Много было гонителей против истины, много борцов против благочестия, много слов, много наставлений, но ничто не прекратило войны. Пришел Христос, утвердил Свою трапезу, дал Себя в снедь и сказал: « приимите, ядите » (Матф. 26:26) — и тотчас прекратил войну и водворил мир. В Египте наказывает богоборцев — и никто не повинуется; поражает мучителей — и никто не покоряется. Здесь предлагает Себя в снедь — и все устыжаются и повинуются. Ударами не убедил, а снедаемый убеждает. Я разумею Снедаемого на таинственной трапезе: « Я есмь , — говорит, — хлеб, сшедший с небес и дающий жизнь миру » (Иоан. 6:41, 33). Разделяя с учениками трапезу, (Спаситель) говорил им « о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня » (Деян. 1:4). Да, мы слышали от Тебя, Господи; Ты говорил: « восхожу ко Отцу Моему (Иоан. 20:17), и умолю Его, и пошлю вам Духа истины, Утешителя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

б) Богу Сыну. Например: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан. 1:3); или: Им создано всё, что на небесах и что на земле..., все Им и для Него создано (Кол. 1:16; срав. Евр. 1:3). в) Богу Духу Святому. О Нем говорит праведный Иов: Дух Божий создал меня (Иов. 33:4), и Псалмопевец: словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Псал. 32:6; срав. Псал. 103:30); а священный Бытописатель изображает Духа Божия носившимся , при творении мира, над водою , и как бы вливавшим жизнь в новосозданное вещество (Быт. 1:2). Святые Отцы и учители Церкви также приписывали сотворение мира и Богу вообще, и в частности Богу Отцу, Богу Сыну или Слову, и Богу Духу Святому, замечая при том, что не каждый порознь, но все вместе Они произвели вселенную. А чтобы обозначить, в чем именно состояло участие каждого из Лиц пресвятой Троицы в деле творения, святые учители выражались, что «Отец сотворил мир через Сына в Духе Святом;» или: «все от Отца через Сына в Духе Святом,» впрочем не в том смысле, будто Сын и Святой Дух исполняли какую-либо роль орудия и рабское служение при творении, но в том, что Они созидательно совершили отчую волю. И такое учение имеет основание в самом Священном Писании, где точно говорится, что все и з Отца (1 Кор. 8:6; 2 Кор. 5:18) через Сына (Иоан. 1:3; Евр. 1:3 и др.) в Духе Святом (Ефес. 2:18), что все из Него, Им и к Нему — εξ ατο , κα δι ατ , κα ν ατ τα παντα (Рим. 11:36). Конкретнее эту мысль представляет святой Григорий Богослов, когда, изображая порядок творения, говорит: «Бог (Отец) измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы, — и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом.» Еще яснее и подробнее — святой Василий Великий в следующих словах: «в творении их (ангелов) представляй первоначальную причину ( προκαταρκτικ ατα ) сотворенного — Отца, и причину созидательную ( δημιουργικ ) — Сына, и причину совершительную ( τελειωτικ ) — Духа, так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Из этого понятно, почему свидетели Иеговы не проповедуют Христа и спасение через веру в Него. Для них это не важно. Они проповедуют Царство так, как они его понимают. Но, если мы хорошо подумаем, чему учит Слово Божье, то поймём, что есть главное, а что второстепенное. Слово «оправдание» принадлежит юридической сфере деятельности, а слово «искупление» в Библии означает акт незаслуженной любви. Нет сомнения в том, что Бог , в конце концов, докажет правоту Своего владычества, несмотря на всё, что неправедно в этом мире. Однако в Новом Завете мы находим, что в Иисусе Христе Бог открыл о Себе самое великое, а именно то, что написал Ап. Иоанн: «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:16). Да, действительно, Бог есть ЛЮБОВЬ в самом великом смысле этого слова. Иоанн подчеркивает это ещё в Иоан. 3:16 , говоря: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». На основе этих слов можно предположить, что если бы Бог не был любовью, то, вероятно, не отдал бы Сына Своего на страдание и смерть. Кроме того, Иисус сказал: «Пойдите и научитесь, что значит «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Матф. 9:13 ). Апостол Иаков в своём послании подтвердил: «Милость превозносится над судом» ( Иак. 2:13 ). По этой причине мы должны понять из Слова Божия, что прежде всего «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Всё остальное вытекает из этого и следует за ним. Поэтому Сторожевая Башня и её последователи заблуждаются в том, какая главная тема Библии. Они больше думают Ветхозаветным образом, чем Новозаветным, и поэтому делают упор на дела праведности для спасения, нежели на любовь Божью и незаслуженный дар спасения через веру в искупительную жертву Христа. Руководствуясь своим понятием, свидетели Иеговы на самом деле не проповедуют Евангелие Иисуса Христа. Они проповедуют «иное благовестие» или «иное евангелие», как писал о ложных проповедниках Ап. Павел ( 2Кор. 11:4 ). Когда они проповедуют своё «евангелие», они не говорят о самом главном, а именно, что кроме имени Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как о необыкновенном случае, когда апостол Павел, отъезжая в Сирию, остриг себе в Кенхреях голову, сделав это по «обету» (18, 18). Иначе св. апостол Павел и не мог поступать, потому что знал, что Господь Иисус Христос был Назореем. «Я – Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ), – говорил Сам Христос Спаситель, призывая его к апостольству. Назореи же не стригли волос ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ). Даже в сектантских журналах, как «Сеятель Истины» на обложке рисуют Иисуса Христа в длинной одежде и с длинными волосами. Апостол же Павел пишет: «будьте подражателями мне, как и я Христу " ( 1Кор. 11:1 ). Да и Господь Иисус Христос велел брать с Него Самого пример. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Иоан. 13:15 ).Итак, нося длинные волосы, пастыри Православной нашей Церкви нисколько не нарушают предписаний Св. Писания, а наоборот – следуют св. апостолам, как те – Иисусу Христу. 11) Ваши пастыри носят длинную одежду, благословляют рукою народ, имеют различные названия: протоиереи, архимандриты, архиепископы 11) Священное Писание нисколько не запрещает носить длинную одежду. Пророки Илия и Елисей, как и все ветхозаветное священство Аароново, носили таковую одежду (4 Царств. 2:13; Исх. 28 ). Сам Господь повелевает пророку Моисею сделать для Аарона и сыновей длинную одежду: «вот одежды, которыя должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидарь и пояс» ( Исх. 28:4 ). Хитон это «долгая» нижняя одежда. Св. апостол Павел тоже носил длинную одежду. Своему возлюбленному ученику он пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» ( 2Тим. 4:13 ). Фелонь это также длинная одежда. Сам Спаситель носил хитон, длинную одежду ( Иоан. 19:23 ). Св. апостол Иоанн Богослов в своем Откровении видел Сына Человеческого, т. е. Господа Иисуса Христа, одетого в подир – длинную первосвященническую одежду ( Откр. 1:13 ). Благословение народа пастырями Православной Церкви – не произвольная выдумка самих священников, а имеет основание в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

3. Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Так и тому, который говорил: " Учитель благий " (Матф. 19:16) и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея ввиду его намерение, отвечал: " что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог " (Матф. 19:17). И когда говорили Ему: " вот Матерь Твоя и братья Твои " ищут Тебя (Матф. 12:47) (так как последние еще имели в себе нечто человеческое, и желали не услышать что-нибудь полезное, но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: " кто Матерь Моя? и кто братья Мои " (Матф. 12:48)? И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: " яви Себя миру " (Иоанн. 7:4), и желали через то приобрети себе тщетную славу, сказал: " Мое время еще не настало, а для вас всегда время " (Иоан. 7:6). То же самое делает и с противной стороны. Так о Нафанаиле говорит: " вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства " (Иоан. 1:47). И опять: " пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите " (Матф. 11:4). И здесь Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего. Подобным образом, и к народу говорит сообразно с его внутренним расположением: " что смотреть ходили вы в пустыню " (Лук. 7:24)? Так как народ, вероятно, думал об Иоанне, как о простом и обыкновенном человеке, то, исправляя такое его мнение, говорит: " что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды " (Лук. 7:24-25)? — показывая через то и другое, что он и сам в себе тверд, и не может быть расслаблен никакими удовольствиями. Так точно и здесь Христос дает ответ, сообразный с мыслью говорившего. Приметь, какую кротость показывает Он и в настоящем случае. Он не сказал: хотя Я имею, однако презираю; но сказал: не имею. Видишь ли, сколь великую Он имел осмотрительность и вместе снисходительность? Ел ли Он когда, пил ли, или казался делающим что-либо несогласно с Иоанном, — Он делал и это для спасения иудеев, или лучше, для спасения целой вселенной, и, вместе, заграждая уста еретиков, и сильно желал привлечь к Себе бывших тогда при Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010