Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания: а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова ( Пс. 102:20–22; 148:1–13 ). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, гос­подства, начала, власти – но о Святом Духе – также ни слова ( Кол. 1:16 ). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покори­лись Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы ( 1Петр. 3:22 ), но о покорности Ему Святого Духа – ни малейшего намека. б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир ( Иоан. 10:36 ), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Лук. 4:18 ), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10:38 ). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной ( Рим. 8:3 ), Который родился от жены ( Гал. 4:4 ); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лук. 1:35 ). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела ( Иоан. 14:10 ); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне ( Иоан. 10:25 ), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Матф. 12:28 ). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ); тоже приписы­вается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр. 9:14 ). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу – Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое – каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа – для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф., 13, 11; Марк, 4, 11; Лк., 8, 10). Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), »знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это – те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан., 4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис., 7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый Завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» – имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность. Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека – «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17) – та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан., 15, 15) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

. Аще свидтельство человческое прїемлемъ, свидтельство Бжїе боле есть: ко сїе есть свидтельство Бжїе еже свидтельствова Сн своемъ. (Іоан. 5, 33. 36 и д. 8. 17. Евр. 2, 4 ). 9. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 9 . Если мы даем значение истины обыкновенному тройственному человеческому свидетельству, то можно ли сомневаться в непреложности свидетельства об И. Христе воды, крови и Духа, когда с водою и кровию единогласно свидетельствует Сам Бог – Дух святый – Дух истины, который исходит от Отца, чтобы свидетельствовать о Сыне ( Иоан. 15, 26 )? – Свидетельство Духа, воды и крови – свидетельство Божие, несравненно большее человеческого (30). і. Врй въ Сна Бжї, имать свидтельство въ себ не врй Бгови, лжа сотворилъ есть его, к не врова во свидтельство, еже свидтельствова Бгъ Сн своемъ. (1, 10. Іоан. 3, 33. Рим. 8, 16 ). аі. И сї есть свидтельство, к животъ вчный далъ есть намъ Бгъ, и сй животъ въ Сн ег есть. ( 2, 25. 4, 9. Іоан. 14, 6). ві. Имй Сна Бжї, имать животъ: а не имй Сна Бжї, живота не имать. (1, 4. 3, 36, 5, 21). 10. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом: не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 11. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 10–12. Между тем как не принимающий этого свидетельства представляет Самого Бога лживым и тем сам произносит суд о себе – Иоан. 3, 18 (Ср. Lange), верующий в Сына Божия имеет еще внутреннее уверение в непреложной истинности исповедания своего – успокоительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе. Верующий в Сына Божия находится в таинственном общении с Ним, (1 ст. и 2, 24. 3, 23 – 29. 4, 15), а Сын Божий есть Жизнь вечная, которая была у Отца и явилась нам (1, 1. 2.), поэтому верующий в Него ощущает в себе Божественные силы для жизни, требуемой духом его (ср. 2Петр. 1. 3–4 ), удовлетворен в существенных стремлениях своего духа, обладает миром души (ср. Гал. 5, 23–24 .), жаждет полнейшего открытия царства истины и света (1, 5. 3–3) и непоколебимо уверен в достижении того блаженства, когда общение его духа с Вечною Жизнию будет открытое (3, 2. См. примеч. к 1, 1. 3. 2, 25. 3, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

6. Мелхиседек в его личном прообразовательном значении и в его отношении к Аврааму 198 Св. апостол Павел, в своем послании к Евреям, не раз уже указав на пророчественное изречение Псалмиста (109:4) о Мессии: «ты священник во век по чину Мелхиседека» (5:6,10; 6:20), в доказательство превосходства священства Христа перед левитским священством, предлагает толкование исторической личности Мелхиседека ( Быт. 14 гл.) в отношении к Аврааму и Христу говоря: «ибо Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, тот самый, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени (ρμηνεμενος) царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь (φωμοιωμνος) Сыну Божию, пребывает священником на всегда (μνει ερες ις τ διηνεκς) ( Евр. 7:1–3 ). В этих немногих словах св. апостол уже выразил всю сущность своего толкования таинственной личности Мелхиседека в обоих сказанных отношениях». Дальнейшее служит лишь развитием основной мысли этого толкования. Для уяснения смысла всего этого толкования апостола мы наметим, так сказать, основные пункты его. Это именно – а) в отношении к самой личности Мелхиседека: 1) мысль о безначальности (идеальной, конечно, а не действительной) и бесконечности жизни его по характеру исторического явления его в бытописании ( Быт. 14:18–20 срав. Псал. 109:4 ); 2) проистекающая отсюда мысль о вечности его в священническом его служении Богу Вышнему ( Псал. 109:4 ; Евр. 7:3  и др. сн. Быт. 14:18 ), в чем он служил прообразом (φωμοιωμνος) Сына Божия во плоти; (ср. Иоан. 8:58 ); это уподобление не стоит без связи (ибо иначе апостолу не было бы нужды употреблять особое ρμηνεα имени Мелхиседека), и 3) с той чертой Мелхиседека, что он есть царь правды, как и 4) с той, – что он есть царь мира, хотя и только отдаленно можно выводить как заключающуюся в этом толковании апостола мысль, чтобы и эти две последние черты 199 уподобления в Мелхиседеке были ες τ διηνεκς – вечными. б) в отношении к Аврааму общая мысль: превосходство Мелхиседека перед последним (сн. Иоан. 8:59–54,56 ), обнаруженное 1) в благословении им Авраама, владевшего обетованиями» (сн. ст. 6) и в принятии от последнего десятины из всей добычи, доставшейся ему после поражения царей 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  Комментарии 1 Иоан. 4, 5–10. 2 Иоан. 4, 28. 3 Иоан. 4. 42. 4 Деян. 9, 15. 5 Псал. 112, 5–6. 6 Ср. Второзак. 16, 13. 7 Матф. 11, 28. 8 Ср. Матф. 28, 20. 9 Ср. Матф. 10, 22; 24,13; Марк. 13,13. 10 Марк. 16,16 11 Пропуск в греч. тексте. 12 Марк. 16, 16. 13 Ср. Ис. 43, 2. 14 Ср. Марк. 16, 18. 15 Ср. 1 Кор. 1, 27. 16 Псал. 89, 1. 17 Ср. Иоан. 20, 19. 18 Ср. Иоан. 20, 23. 18а Псал. 88, 1. 19 Ср. Псал. 65, 10–12. 20 Псал. 118, 1. Страдание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде  пострадавших. 1. Царь Аврелиан объявил по всей вселенной указ против христиан, чтобы они приносили жертвы идолам, а ослушники подвергались жестокому лишению жизни. Прибыв в Исаврию, Аврелиан явился в Птолемаиду и принуждал всех христиан приносить жертвы идолам. В это время блаженнейший Павел, узрев с сестрой своей Иулианией въезд царя в город, положил на чело свое Христово знамение, сказав сестре: “Дерзай и не страшись, ибо говорю тебе, что великое искушение пришло на христиан”. 2. Увидев, что Павел перекрестился, Аврелиан послал схватить его и, поставив его среди толпы, сказал: “Что у тебя перед глазами было, троекратно несчастный человек, что ты при моем въезде дерзнул перекреститься? или ты не знал об изданном против христиан указе?” Павел сказал: “Распоряжение твое я слышал, но никто не может заставить нас из страха перед тобой отречься от Христа, истинного Бога, ибо причиняемые тобою муки временны и не могут повредить боящимся Бога, а Богом определенные муки вечны, точно так же вечны и услада и слава, Богом даруемая роду христианскому. Итак, кто согласится оставить Бога живого и поклониться глухим идолам, коль скоро сам Спаситель наш Иисус Христос изрек: Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим небесным”  .  3. Аврелиан сказал: “Посмотри, сколько пустых слов твоих стерпел я; подойди же и пожри, дабы я не предал тебя жесточайшей казни”. Павел сказал: “Не ведаю я иного Бога, кроме Господа Иисуса Христа, Которому служу от предков чистым сердцем”. — “Свяжите его, сказал Аврелиан, и повесьте, пока Господь его придет и избавит его”. Палачи, повесив его, начали мучить. Терпя муки, подвижник взывал к Богу, говоря громким голосом: “Господи Иисусе Христе, истинный Сын истинного Отца, рождества Которого никто не может постигнуть, ни ангелы, ни архангелы, ни престолы, ни господства, ни начала, ни власти, ни силы, ни Херувимы, ни Серафимы, а только один Отец, помоги мне смиренному и избавь меня из рук Аврелиана”. И Господь облегчал его, и он не чувствовал мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лук. 1, 1–4 . Деян. 1, 1–2. Первую книгу написал я к тсбе, Феофил, о всем, что Иисус делал, и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. Объясн. Св. апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лук. 1, 2 , а очевидец Иоан. Богослов пишет, что именно не все учение Иисуса Христа в книгах записаны: Иоан. 20, 30; 21,25 . Где, наприм. писано в Евангелии, о чем потом говорили и учили апостолы: Деян. 15 24; 1Тим. 4, 14 ; Тит. 1, 5 . 1Тим. 1, 3–4 . «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыту оче Ефесе и увещевать некоторых, чтобы она не учили ином и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». Объясн. Если рассмотреть эти стихи в связи с последующими 5–6 ст. этой же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь ап. Павел напоминает апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями: ст. 4, как видно из сличении с послан. к Титу 3, 6 , разумеются глупые состязания, споры и распри о законе; следовательно, к Священному Преданию, заповеданному апостол, хранить: 1Тим. 6, 20 , это место не имеет никакого отношения. О церковном учительстве Лук. 12, 8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. А кто отвергается Меня пред человеками; тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объясн. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мрк. 8, 38 ; 1Иоан. 4, 15 ; а второе для тех, кто на это постановлен: 1Кор. 12, 28–29 ; а не для того, кто сам собой предвосхищает недарованную ему честь: Евр. 5, 4 . 1Иоан. 2, 20, 27 . «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   Но на сколько больше и несомненно строже спросится с нас, пастырей, теперь - в Новом Завете! Вспомним для того, чтобы это себе ясно представить, хотя бы две глубоко-трогательные притчи Господа Иисуса Христа: одну — о добром пастыре  (Иоан. 10 гл.), а другую — об овце заблуждшей (Лук. 15:4—6).    В наше время, когда, вследствие крайнего упадка духовной жизни, многие чрезмерно увлекаются чисто-внешним деланием в ущерб, а иногда и в отмену внутреннего делания, часто приходится слышать, что для успешного пастырствования и, следовательно, для успеха внутренней миссии, необходимо быть прежде всего хорошим администратором. Но Сам Пастыреначальник-Христос ровно ничего не говорит об этом. Он говорит, что истинным пастырем, то есть таким, который может иметь успех в деле внутренней миссии, является тот, кто «зовет своих овец по имени», и за кем сами овцы идут, «потому что знают голос его», что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы», что он знает своих овец, и овцы знают его (Иоан. 10:1—15); что он, потеряв одну из своих овец, оставляет 99 овец в пустыни и идет искать заблуждшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и пришедши с нею домой, радуется о ней больше, чем о 99-ти незаблуждших (Лук. 15:4—6). И Св. Апостол Павел главным деланием доброго пастыря поставляет не «администрацию», а чисто-духовное делание: пастырство, по его словам, это «дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова»  (Ефес. 4:11—13). Ставя себя в пример Ефесским пастырям, Св. Ап. Павел говорил: «Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас»  (Деян. 20:31). А к Солунянам он писал: «Вы помните, братие, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими, потому что вы знаете, как каждаго из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшаго вас в Свое царство и славу»  (1 Солун. 2, 9—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3 . Да будет с вами и проч.: – приветствие (22) благодать – дарование (не по заслугам – даром) «сил потребных для жизни, благочестия и спасения» (23), милость – милосердие – снисходительная любовь(24), мир – тот самый мир, о котором говорит Спаситель: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам ( Иоан. 14, 27 ); «какой вам будет вред от смятений мира, когда вы будете иметь мир со Мною? Этот мир не такой, какой бывает обыкновенно. Внешний мир часто бывает и вреден, и бесплоден, и бесполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир, по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными (Злат. на Иоан. 14, 27 ). – От Бога Отца: Отца Иисуса Христа и всех верующих (Meyer. Ср. 4 ст.). В приветствиях ап. Павла: от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (25), – Сына Отчего: «к словам от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа, прибавил еще Сына Отча; ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( Еф. 3, 15 )» (Феофилакт). – В истине и любви: особенность приветствия Апостола Любви, указывающая в чем открывается в верующих благодать, милость и мир от Господа (Düsterdieck). Вместе с этим, слова в истине и любви имеют ближайшее отношение к содержанию настоящего послания и даже прямо указывают на него (26). д. Возрадовахс к бртохъ чадъ твоихъ ходщихъ во истин, коже заповдь прїхомъ ца. (3 Іоан. 3. 1. Іоан. 1, 6 и дал.). 4. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 4 . Я весьма обрадовался: подобным образом Ап. Павел изъявлением радости о состоянии общества и благодарности Богу начинает послания свои: (27). – Обрадовался (χρην) – аорист, соответствующий прошедшему сов. нашел, (υρηκα) – означает время, когда он нашел (Lange). Отсюда можно заключать, что в то время, когда Иоанн Богослов писал госпоже, детей её не было при нем и апостол виделся с ними не непосредственно пред написанием послания, – или в Эфесе, где у них были родные (13 ст.), или в бывшее пред тем апостольское путешествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010