Вот они: • «Блажен, кто помышляет о множестве почивающих в гробах. • Смерть страшна, но страшна только для тех, кто о ней не думает и не готовится к ней доброю жизнью. • Если трудно терпеть от одной искры, падшей на руку, что же будет в озере огня, который будет жечь в продолжение целой вечности (по смерти)? Помни смертный час, Помни трубный глас. Помни Страшный Суд. Часто вспоминай и прекрасный рай. Пока жив, спасайся, время не теряй. Будь готов и знай, что оставив свет, Богу дашь ответ. Это памятка христианина!» (531). Глава IV. Спасение в служении ближнему Правило отношения к ближнему дал святой апостол Иоанн Богослов – Апостол Любви. Следуя наставлениям Единого Божественного Учителя, святой Иоанн пишет в своём первом соборном послании: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (4,20). Этому правилу строго следуют и Псково-Печерские старцы. «Спастись, – утверждает иеросхим. Симеон (Желнин), – невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение душ наших ближних. Живи для других – и сам спасёшься» (98). Ближнего надо любить как самого себя ( Мф. 22, 39 ). И старец Михаил (Питкевич), говоря об отношении к ближнему, указывал на житие преподобного Пафнутия Великого и продолжал: «Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает всё» (217). Чтобы должным образом явить наше служение ближнему, по слову отца Алипия (Воронова), «нужно только одно: исполнить последнюю заповедь Господню – «любите друг друга» – и всё» (409). Одной же из сторон проявления любви к ближнему служит милостыня, которая и ближнего утешает, и самого творящего её спасает. Подаваемая от всего доброго сердца, «милостыня, – читаем в «Печерской тетради», – сама собою, более всех людей, молится и ходатайствует к Богу, и милости у Него – дающему просит... Счастлив, кто благотворит многим: в день Суда у него будет много защитников. Вино надвое растворено: умным (кто пьёт в меру) на веселье, а безумным – на погибель и грех; так и богатство, и хорошая зарплата – милостивым на спасение даётся, а скупым – на грехи и погибель души. Высшая наука – быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вспомните далее, кто из апостолов был по преимуществу проповедником любви и сам был преисполнен любви? Это – св. Иоанн, память которого мы вчера прославляли. Это он учит, что не любящий брата пребывает в смерти, что ненавидящий ближнего есть человекоубийца. Но послушайте, что апостол любви говорит нам о нечестивых соблазнителях: «Многие обольстители вошли в мир. Наблюдайте за собой, чтобы вам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Кто приходит к вам и не приносит правого Христова учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин. 1:7, 8, 10–11 ). Слышите, как строг суд к этим нечестивцам? Апостол любви воспрещает даже молиться о таковых, согрешающих грехом к смерти ( 1Ин. 5:16 ). И понятно: ведь грех противления и упорной злобы против Божественной Истины, и по слову Воплощённой Любви, Христа Спасителя, не простятся людям ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31 ). И даже слово вразумления, в ответ на такую злобу, является бесплодным, почему и заповедано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7:6 ). И другой апостол учит: «Вкрались некоторые люди, нечестивые, ругатели, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высшие власти, ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они отделяют себя от единства веры. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, сохраняйте себя в любви Божией. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте»... ( Иуд. 1:4–23 ). Мы уже сказали, что страхом спасать есть право и обязанность законной власти, посылаемой для наказания преступников и для поощрения делающих добро ( 1Пет. 2:14 ). А наша обязанность – делая добро, заграждать уста невежеству безумных людей (ст. 15). Пусть же горит и пламенеет в нас вера и ревность, пусть всегда, как сегодня, это множество верующих стекается к святыням, пусть каждому оскорбителю святыни ясно будет, что его вопли неверия и призыв к смуте – это клокотание зловонной грязи, которое хочет перемочь силу звука и раската грома небесного...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И далее Архиепископ переходит к доказательствам, цитируя Святых Отцов. И начинает он со святого Афанасия Великого : «Когда (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ): и дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ), – тогда показывает две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Господь же, укоряя его, говорит: отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ); так разумеется и здесь. В подобии человеческом быв, Он отрекается от страдания как человек; но как Бог , непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть» («О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», Т. 3, п. 21, с. 273. Сергиев Посад, 1903). За этими словами архиепископ Феофан приводит место иное из святого Афанасия Александрийского , Великого. Затем следуют: святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст (две цитаты), святой Кирилл Александрийский (три цитаты), святой Ефрем Сирин («Об Искуплении», с. 10–16). И наконец, Архиепископ приводит выписку из «Точного изложения православной веры» святого Иоанна Дамаскина «как классическое, в котором со всею наглядностью и ясностью решается вопрос о существовании и взаимоотношении двух воль во Христе» (там же, с. 16). Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием Он (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); но, очевидно, Он должен пить чашу как человек, а не как Бог . Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); не Моя, поколику Я имею иную от Твоей сущность, но Твоя, то есть Моя и Твоя, поколику Я Тебе единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

И опять блаженный Павел говорит: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» ( Флп.3:2 ). «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф.5:15–16 ). И Иоанн: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» ( 2Ин.1:8,7 ). И много подобных наставлений в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета, призывающих нас пробудиться и бодрствовать. А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исаия пророк: «ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» ( Ис.6:10 ). О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания! За то и безответными останемся мы в день испытания, когда придет Просвещающий тайны тьмы и Раскрывающий все движения сердец, когда раскроются книги, когда воссядет суд ( Дан.7:10 ), – книги, о которых мы ныне слушаем с улыбкой, не желая придавать им значения. Все мы сбились с прямого пути и каждый блуждает по своей дороге; с нами опять то же, что было прежде, когда Ты не владел нами, Господи ( Ис.63:19 ). И поистине, исполнилось на нас пророчество Давидово: «но смешались с язычниками и научились делам их» ( Пс.105:35 ). Потому-то мы и уничижены по всей земле за грехи наши и «все это происходило... в наставление нам, достигшим последних веков», как написано ( 1Кор.10:11 ): и пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод – при дверях, не голод хлеба и жажда воды, но голод слышания Слова Божия ( Ам.8:11 ). Однако, никто из надеющихся на Господа да не отчаивается. Не унывайте, но постоянно помните о Том, Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). 2 . Будьте спокойны: души праведных Господь не погубит голодом ( Притч.10:3 ). Об этом голоде говорит Господь через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:11–12 ). Видишь, о хлебе ли здесь говорится? Бог о хлебе не говорил. О, голод ужасный, душевредный и гибельный! О, голод, навлекающий вечное наказание! Этот голод – виновник всякого дурного дела; этот голод – корень всякого зла. Этого-то голода наступление провидя, пророк Давид умолял Бога, говоря: «Господи, ...твердыня моя! Не будь безмолвен для меня» ( Пс.27:1 ). И о благоверных он пророчествовал, говоря: «что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» ( Пс.32:19 ). А в другом месте он говорит: «во дни голода будут сыты» ( Пс.36:19 ), или: «милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его» ( Пс.110:4–5 ). Эти слова Давида относятся к тем, которые усердны в изучении Писаний: они голода не будут испытывать. Будем же исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иоанн Карпафский . Сотница вторая, 38). «И наше терпение, благодаря которому мы выносим злых, и наша благожелательность, благодаря которой мы желаем добра гонителям, должны получить вечную награду. А наши гонители, если не сумеют покаяться, должны получить достойную кару. Если же покаются, мы за их спасение, о котором мы молили, получим от Господа венец подлинного сорадования» (св. Беда). 10). Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (ср. Пс.33:13–14 ); «Много значит власть над языком, так что неспособность распоряжаться им, – без сомнения, тяжелая болезнь» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). 11). Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему (ср. Пс.33:15 ), «Не в нашей воле совершенно не допускать на ум что-либо такое; дурные мысли часто приходят, но если кто мудр, – устраняется от них, а склоняется к лучшим и содержащим много полезного, это и значит: уклоняйся от зла» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты, 64). 12–13). Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли) (ср. Пс.33:16–17 ). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? «Апостол прибавляет к словам пророка: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, жизнь и смерть ( Прем.16:13 ). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое ( Рим.2:9 ). Посему скорби за благочестие не суть зло» (блж. Феофилакт). «И кто может сделать вам зло, если вы будете любить добро? В том же, что ты любишь, ты не понесешь урон. Что бы ни отнял у тебя гневающийся на тебя, не погубит тебя Тот, Кто тебя сотворил, если ты любишь Его» (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как голодные думают только о хлебе и всюду ищут его, чтобы насытиться, и как истомившийся от жажды готов заплатить любую цену за глоток свежей воды, – так есть люди, которые всюду ищут правды жизни. Одни надеются найти правду в науке, другие в искусстве, третьи в технике, иные в собственной жизни и служении людям, в любви к Богу. Если это люди бескорыстные и настойчивые, каким бы путем они не шли, в личности Господа Иисуса Христа и Его учении о Царстве Божием, рано или поздно они найдут живую правду. «Просите, и дано будет вам, – сказал Христос, – ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Полное удовлетворение в духовной жизни и познание правды Божией осуществляется в вечных обителях Царства Небесного, но и здесь, в земной жизни, люди, алчущие и жаждущие правды, насыщаются истинным счастьем и радостью в познании тайн Божьего мира. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Милость, милосердие – это свойство Божественной любви и одно из самых благородных и святых чувств человека. Если кто-либо из людей согрешит и впадет в тяжкое преступление, то, несмотря на безусловную свою виновность, грешник все же может быть помилован милостивым судией во имя любви и милосердия. Но тогда этот милостивый судия и сам будет помилован за свои личные грехи и беззакония высшим Судией, Богом… Так и люди должны проявлять друг к другу милосердие и жалость. Тогда они будут помилованы Богом. Если мы пожалеем друг друга, то и Господь нас пожалеет. «…Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят» «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ), – пишет апостол Иоанн. Бог невидим и непостижим, но люди, чистые сердцем, могут чувствовать Его присутствие всюду. Не телесными, а духовными очами они видят Бога в природе и в людях; они ощущают Его присутствие в собственном сердце. «Бог есть любовь, – говорит апостол Иоанн, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Надо очистить свое сердце от злобы, зависти, недружелюбия и всяких других греховных чувств и недобрых мыслей, и тогда в душе человека засияет любовь к Богу. Как в чистых и прозрачных водах спокойного озера отражаются солнце и небо, так в чистом и добром сердце человека отражается Бог. Только чистые сердцем люди способны узреть Бога в Его творении, услышать и понять Слово Его, постигнуть тайну Его бытия. Но черствые сердцем люди, как бы они ни были умны, никогда не увидят Бога и даже не поверят в Его бытие. Про них сказано у пророка Исаии: «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ; Ис.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Когда Иисус Христос родился в городе Вифлееме, то явились Ангелы на небе и воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). С самого детства Иисуса Христа виден был в Нем разум Божественный и благодать Божественная, отличавшая Его от людей. Старцы и учители дивились Его мудрости, когда Он был двенадцатилетним отроком, слушал, вопрошал и отвечал им. Когда Иисус Христос достиг тридцатилетнего возраста, то пришел к Иоанну Предтече, чтобы креститься от него; Иоанн узнал пришедшего к нему Сына Божия и не хотел крестить Его, говоря: «Мне нужно от Тебя креститься», но Иисус Христос сказал, чтобы он не противился, а крестил бы Его. Тогда Иоанн, повинуясь Сыну Божию, как раб Владыке, крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Божий сходил на Него в виде голубя. Иисус Христос крестился для того, чтобы освятить воды и дать людям образ Крещения. После крещения Иисус Христос пошел в пустыню; там Он сорок дней ничего не ел и трижды был искушаем сатаною. За невоздержание нашего праотца Адама Спаситель заплатил Своим воздержанием и отразил сатану-искусителя, который соблазном ввел в грех первого человека. Возвратившись из пустыни, Иисус Христос начал благовествовать о Царствии Божием. Три года с половиной Он ходил по городам и селам, благовествуя людям. «Покайтесь, – говорил Он народу, – и веруйте в Евангелие, то есть благую весть о Царствии Божием, – время пришло: Царствие Божие приблизилось. Входите в Царствие Божие тесными вратами, а широкие врата ведут в погибель! Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. Не праведников Я пришел призвать, но грешников на покаяние. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Блаженны вы, смиренные, нищие духом, гонимые за правду: ваше есть Царствие Божие. Блаженны плачущие, ибо они будут утешены. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Милостивые будут помилованы. Чистые сердцем узрят Бога. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. Но трудно богатым войти в Царствие Божие. Горе смеющимся ныне: они восплачут и возрыдают. Кто гневается напрасно, подлежит суду; кто поносит брата своего, подлежит геенне огненной. Кто смотрит на женщину с нечистой мыслью, тот прелюбодействует в сердце своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Молитва о ниспослании Духа Святого. Величайший дар, который человек может получить от Троичного Бога, – это Дух Святой. Приявший Духа получил всё. Бог же подает Духа Своего тем, кто просит об этом у Него. Какой из вас отец, – сказал Иисус, – когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?.. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:11.13 ). Подготовка к молитве. Сказал Господь: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Это соответствует общему и существенному евангельскому правилу: «Делайте – и вам будут делать. Давайте – и дастся вам. Прощайте – и простится вам (и прощены будете) ( Лк.6:28,37 ). Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Святитель Иоанн Милостивый не захотел причаститься на Литургии, пока перво-наперво не испросил прощения у одного брата, имевшего нечто против него. Апостолы и святые отцы хорошо понимали Иисусову науку молитвы. Посему и сами не переставали молиться, и людям верующим заповедали: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (в серб.:... поможет болящему. – Пер.) ( Иак.5:14–15 ). Молитва о здравии. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная (в серб.: непрестанная. – Пер.) молитва праведного ( Иак.5:16 ). Пророк Илия молитвой затворил небо, так что не было дождя три года и шесть месяцев ( Иак.5:17 ). И апостол Иоанн пишет Гаию: Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем (в серб.: Молюсь Богу, чтобы во всем тебе было хорошо и чтобы был ты здоров. – Пер.) ( 3Ин.2 ). Молитва друг за друга (см.: Кол.1:3,9; 4:3 ; 1Фес.5:25 ; Рим.15:13 ; 2Кор.1:11 ; Флп.1:4 ; Флм.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Один архиерей даже сомневался в его святости из-за этой «бескрестности» пути о.Иоанна. И только будто бы в последние четыре-пять лет жизни он испытал открытые гонения в газетной печати, в слухах, в лице неразумных почитателей – «иоаннитов» и т. п. То – правда, что он открыто был гоним лишь в последние годы жизни. Но совершенно несправедливо, будто он не терпел креста в течение всей долгой жизни своей. Да это просто невозможно было уже потому, что крест был уделом Христа Спасителя; что крестное трудное житие есть и удел всякого христианина. Значит, если бы о.Иоанн был без крестов, он не был бы христианином; а если был христианином, то не мог обойтись без крестоношения. Одно с другим – связано неразрывно! Замечательный пример мы видим в Самом Христе и апостоле Петре. Только что последний назвал Христа «Сыном Бога Живого» и был за это похвален, ибо на этой вере в Божество Христово будет основана Церковь Его; как тотчас же получил резкий упрек от того же Христа. За что же? За то, что он дерзнул «отозвать Его» и начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» «Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф.16:15–22 ). А Христос, обратившись ко всем ученикам, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не от том, что Божие, но что человеческое» (23). Сатаною назвал исповедника Петра за то, что тот отговаривал Его от креста. А далее сказал ученикам, что и им придется нести крест свой: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (23). Так Христос утвердил крестоношение; а отречение креста, крестоборчество назвал «человеческим» делом; даже больше того – сатанинским; ибо за Петром стоял сатана. А если так, что совершенно несомненно, – как и сказал Господь, – крестоношение было необходимо и для Него – за всех нас, и каждому – за себя. Так было и с о.Иоанном. Но начнем с Христа Спасителя. В праздник Воздвижения Креста Христова вот что говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Один св. Отец VI века, память которого мы будем прославлять через воскресенье, преподобный Иоанн Лествичник , написавший книгу “Лествица духовная” (по-русски — лестница), изображает это наше спасение вечное, этот труд по приобретению духовной красоты нашей после покаяния в виде лестницы, имеющей много ступеней и подымающей нас от земли к небу. И Господь наш Иисус Христос в Своей нагорной проповеди указывал нам на основные ступени в этой духовной лестнице, по которой мы грешники, ищущие вечного спасения, должны подниматься после своего покаяния, чтобы покаяние было истинным, чтобы оно приносило “плоды достойные покаяния”, о чем про” поведывал еще св. Иоанн Предтеча. Что сказал Господь Иисус Христос, вы знаете; Св. Церковь часто эти слова повторяет: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими”. Говоря о том, как должен христианин трудиться над своей склонной ко греху душой, Господь Иисус Христос не устрашает нас трудностью добродетелей христианских, не поражает нас и какой-либо их высотой. Он услаждает наше сердце; Он называет блаженными, вечно счастливыми тех, кто исполняет Его заповеди и кто по ступеням Его заповедей будет своей душой подниматься к небу после горьких жгучих слез раскаяния в своих греховных сквернах. Говорит Господь Спаситель: “Блаженны нищие духом”. Какой же неразумный или равнодушный человек отвергает то блаженство, которое предлагает ему Господь — войти в двери Царства Небесного? Нищие духом войдут в Царство Небесное. А что такое нищета духовная? Нищий в земном смысле — это тот, кто ничего не имеет; кто все ждет от своих благодетелей. Ждет, когда кто-нибудь даст ему на кусок хлеба. Он не имеет жилища и ждет, когда кто-нибудь его приютит; он не имеет достаточной одежды, пока сострадательный человек не подаст ему на эту одежду. И нищий духовно, о котором говорит Господь Иисус Христос, это тот, кто сознает себя духовным бедняком, сознает, что у него ничего нет доброго в сердце, что ему нужно много сделать, пока он живет, чтобы удостоиться радости быть со своим Господом;

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010