Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Св. праведный отец Иоанн Кронштадтский и римско-католический папизм. В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется, вызывающее восторг многих «экуменическое движение», и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник, молитвенник и чудотворец св.  Иоанн Кронштадтский . Вот как, напр., пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» ( Рим. 1, 18 ), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к, очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь . Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской». А вот потрясающия мысли св. Иоанна, направленныя как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению свв. Апостолов, вселенских и поместных соборов и свв. отец. Нельзя считат их все за истинныя и спасительныя: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг ко другу . «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу ( Лук. 22, 31 ). «Это он, сатана, и сделал и делает, то-есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» ( Ефес. 4, 5 )» (стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Зловещий кровавый юбилей и св. праведный Иоанн Кронштадтский «Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого» ( Гал.1:4 ). Такими словами начал Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России, свое воистину историческое послание 19 января 1918 года, в котором он предал богоборческую власть коммунистов и всех, кто с нею вступает в общение, анафеме. Эти знаменательные слова стали с тех пор как бы законоположительными для верной непогрешительной оценки нами всего происходящего ныне в мире. Две даты, глубоко затрагивающие сердце настоящего православного русского человека-патриота, хотя и по совершенно различным, до противоположности, поводам, приходятся на октябрь месяц по нашему православному календарю. Это – день церковного прославления св. праведного отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца – 19 октября ст. ст., и день, начиная с которого жуткий кровавый кошмар, по грехам нашим, охватил всю русскую землю – 25 октября ст. ст. Первая дата сделалась для нас особенно радостной всего три года тому назад, когда в нашей Русской Зарубежной Церкви состоялось, наконец, долгожданное приобщение к лику Всех Святых, в Земле Российстей просиявших, нашего великого всероссийского праведника, молитвенника и чудотворца (19 октября 1964 года). Второй датой отмечается в нынешнем году зловещий кровавый юбилей пятидесятилетия захвата власти на нашей Родине лютыми богоборцами, осквернившими наши святыни и поработившими нашу несчастную Родину, залив ее потоками крови и слез (25 октября 1917 года). Не случайно это совпадение – такая близость по времени этих двух дат! Каждому настоящему русскому человеку необходимо знать и помнить, что св. праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, еще при жизни своей прославившийся не только на всю Россию, но и на весь мир, явился для нас, православных русских людей, подлинным пророком Божиим, посланным России на вразумление. Не послушалась его Россия так, как бы следовало, не вняла его пламенным вдохновенным речам и предостережениям, – и не замедлила обрушиться на нее страшная кара Божия, которой он грозил и о которой так горячо, отечески предупреждал и предостерегал.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть III. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Что я принесу, или что воздам Тебе, Господи? Ничего у меня нет своего доброго, всё – Твоё. Научи меня горячо любить Тебя, Господи Боже мой!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ» СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО – ПУТЬ ОПЫТНОГО БОГОПОЗНАНИЯ «Испытай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, к премирным, блаженным и светоносным Силам небесным и Святым, водворённым на небесах или – к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям? О, если бы очи наши были устремлены выну к Богу!» (Св. праведный Иоанн Кронштадтский . М1: 100 14 ) «Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нём Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою... Не жалей для брата ничего, как для Господа, тем более, что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя» (Он же. Μ 1: 107) Вместо предисловия «Моя жизнь во Христе» – это своеобразный дневник великого русского Пастыря, святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Сам Батюшка так определяет его содержание: «В нём есть не что иное, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы». Предлагаемый труд заслуженного профессора Московской Духовной Православной Академии, доктора Церковной истории Скурата Константина Ефимовича представляет собой систематическое изложение бесценного духовного сокровища, оставленного нам для наставлений в православной вере и святой жизни. Надеемся, что сердечный голос дерзновенного Молитвенника и любвеобильного Печальника Российской земли пожелают услышать многие. I. НАСЛЕДИЕ ПРАВЕДНИКА «Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны; даждь им движение спасительное и полезное. Сотвори сие во всех. Да умножатся таланты Твои, Господи, собственной деятельностью каждого

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава 4. Отец Иоанн как педагог 1 Отец Иоанн Кронштадтский в течение 32-х лет своей жизни занимался педагогической деятельностью. С 1857 года он преподавал в Кронштадтском уездном училище, а с 1862 по 1889 год – в Кронштадтской гимназии. К большому сожалению, ни собственные произведения отца Иоанна, ни воспоминания о нем не дают достаточно точных представлений о том, каковы были его уроки и конкретные методы преподавания. В воспоминаниях его учеников более всего можно найти лишь общие места и похвальные слова, а в написанном или сказанном им самим – лишь очень немногие педагогические указания в тесном смысле этого понятия. Тем не менее, имеющихся сведений достаточно, чтобы представить себе в общих чертах отца Иоанна как педагога, понять идейную и духовную основу его педагогической деятельности и угадать даже некоторые ее частные, конкретные принципы. Наличные данные позволяют прежде всего заключить, что педагогическая работа отца Иоанна не была отдельной, побочной его деятельностью, но нераздельной частью его пастырского служения, в свою очередь совершенно неотделимого от него самого. Отец Иоанн не мог не быть педагогом, как не мог не быть пастырем. Педагогической работе он отдавался так же всецело, как всему тому, что делал, в чем и была одна из причин успеха стольких его начинаний. Но такая всецелая самоотдача своему делу соответствовала вполне и основным началам миросозерцания отца Иоанна Кронштадтского , в особенности учению об образе Божием в человеке. Ниже об этом учении будет сказано подробнее. Здесь же достаточно пояснить, что, постоянно уча о простоте Бога, отец Иоанн учил одновременно, что и человек, сотворенные по образу Божию, должен быть целостным и простым. По словам отца Иоанна, «Бог, как простое Существо, не состоит из ряда…мыслей, или из множества слов… но Он весь в одной … мысли… весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает в каждое слово».И «душа человеческая по природе проста», – говорил отец Иоанн, – все хитросплетенное отталкивает от себя». Отсюда вытекают существенные принципы, лежавшие в основании педагогической деятельности отца Иоанна Кронштадтского : во-первых, тот, что и преподавание должно быть простым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Закрыть Участники Иоанновского авто-паломничества посетили в Архангельске студенческий храм 03:00 26.12.2008 239 Участники мемориального Иоанновского авто-паломничества посетили 25 декабря домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском университете (ПГУ, Архангельск). Паломников встретил руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, настоятель студенческого храма протоиерей Евгений Соколов, сообщает корреспондент ИА «Православие на Северной земле». В беседе с участниками автопохода отец Евгений отметил, что «учеба св. Иоанна Кронштадтского большой пример всем нам». В своей автобиографии о. Иоанн писал: «Грамота давалась мне туго... но, будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума». Гости совершили маленькую экскурсию по главному корпусу Поморского университета, где до революции размещалась Архангельская духовная семинария, в которой учился и возрастал Всероссийский Батюшка. В дар студенческому храму паломники подарили книги о жизни и земном подвиге св. прав. Иоанна Кронштадтского и большой фотографический портрет святого. Фотография будет украшать университетскую библиотеку, которая при жизни свят. Иоанна была домовым храмом семинарии. Беседуя с паломниками, отец Евгений отметил, что современные чиновники от Минобразования отрывают целые поколения русских от самого главного - четких духовных ориентиров. «Что слышат сегодня от учителей наши школьники, с профессорских кафедр студенты? Человек произошел от обезьяны... Об этом говорится, как о научно обоснованной и непререкаемой истине! С точки зрения Церкви это ни что иное, как ересь, сознательная попытка ввести людей в заблуждение. Более того, это прямое оскорбление, восстание против Бога. Ответственные за это крещеные люди достойны отлучения от церковных Таинств. Сегодня так много говорят о толерантности, но почему-то категорически не разрешают в рамках школьной программы рассказывать об альтернативных версиях происхождения человечества», - подчеркнул о. Евгений.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/26/uc...

Глава 8. Отец Иоанн о священстве 1 Отец Иоанн Кронштадтский был не только необыкновенным священником, но и с исключительной ясностью сознавал необыкновенное значение священства. В его время слова о высоком его значении были, конечно, новы. Русское общество, как это видно из одной из предыдущих глав, к этому было мало подготовлено. Идеи служения государству, а позже – то нации, то народу, явно преобладали над идеей служения Церкви. Если же к концу 19 века все более пробуждалось внимание к значению священника, то это относилось более к пастырству. От пастыря же ожидали преимущественно выполнения некоторых социальных функций: повышения общего морального уровня и бытовых условий жизни, а нередко укрепления все тех же национальных, государственных или народных устоев. Но отец Иоанн, сознавая всю значительность пастырской деятельности, учил прежде всего о значении священника как такового, то есть как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обжения человеков. Что же касается пастырства, то он знал, что вся сила его почерпается в молитвенном предстоянии священника у престола Божия и, более всего, через совершение Таинства Церкви – Евхаристии 44 . В этом своем учении о священстве, также как в своих словах о нераздельном единстве священника и церковного собрания, отец Иоанн только возвращался к святому Иоанну Златоусту , которого он всегда чтил и читал. Но для его времени все это было и ново и, кроме того, предвосхитило многое из того, что слышится ныне в тех православных, католических, англиканских и отчасти протестантских кругах, в которых происходит несомненное возрождение церковного сознания. 2 Слова отца Иоанна Кронштадтского о священстве всегда торжественны; подобно словам его о Литургии 45 , это скорее гимны, чем простые размышления. К тому же редко говорит он о священстве, не упоминая Литургии, а говоря о Литургии, обычно обращается мыслью к ее совершителю. Но прежде всего в своих словах о священстве он восходит мыслью к Источнику всякого освящения и главному Совершителю всех Таинств – к Самому Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) «Отец Иоанн Кронштадтский – самое значительное явление в русской Церкви конца XIX и начала XX века» – так начиналась одна из статей по поводу столетия со дня рождения великого святого. Святой праведный Иоанн был глубоким мыслителем, великим духовным пастырем и учителем Церкви. Его творения составляют около четырех с половиной тысяч печатных страниц. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел праведный Иоанн, такой славы, какой пользовался любвеобильный пастырь и благотворитель, ни у кого из общественных деятелей и писателей не было. Сам же угодник Божий себе и о своей славе говорил так: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тебе, Кто сказал: Я прославляю прославляющих меня» ( 1Цар. 2, 30 ). Не только в России знали силу молитв святого Иоанна; тысячи трогательных писем и телеграмм присылали из Германии, Франции, Испании, Италии, Америки, Индии, Англии, Австралии, Швеции, Португалии, Греции. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями, в пору его славы в кронштадтском Андреевском соборе собиралось до пяти-шести тысяч молящихся; ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников, а позднее их число достигло восьмидесяти тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до десяти тысяч человек. Почти ежедневно совершал святой праведный Иоанн Божественную литургию в Андреевском соборе. Желающих исповедаться у святого пастыря было так много, что исполнить это желание было физически невозможно. Андреевский собор в Кронштадте во время службы отца Иоанна бывал переполнен, а между тем собор вмещал от пяти до семи тысяч человек. Само же причащение длилось иногда более двух часов. Отслужив в Андреевском соборе раннюю обедню, отец Иоанн ехал в Петербург навещать больных, к которым был приглашен. Если жители Петербурга замечали его едущим в карете по улицам столицы, то за каретой его бежали, у дома, куда он входил, тотчас собиралась толпа. Люди бросались к нему, чтобы, если возможно, получить от него благословение, попросить помолиться и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

208. Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих В своей книге об имебожной ереси С. В. Троицкий отводит особое место учению о. Иоанна Кронштадтского об именах Божиих, потому что имебожники с особенным усилием ссылаются на о. Иоанна, который будто бы совершенно разделяет их лжеучение. “В сущности говоря, пишет Троицкий, как бы ни учил о. Иоанн об именах Божиих, отношение Церкви к имебожникам не изменится нисколько. Хранительницей и выразительницей истинного учения веры является вся Церковь , а не какое-либо отдельное лицо, хотя бы и признанное святым. Учением Церкви нужно считать то, что исповедуется в ней всегда, везде и всеми, а не то, чему учило то или другое лицо, как бы оно авторитетно ни было. Даже в том случае, если бы учение Церкви с учением имебожников было не согласно, а учение о. Иоанна было бы согласно, то отсюда следовало бы только, что в данном вопросе о. Иоанн высказывает свое личное неправильное мнение. Такие мнения имели даже некоторые отцы Церкви. “Не мните же, яко аще и святии быша, пишет св. Варсонофий Великий, о таких святых: вся глубины Божия возмогоша понята». Но ничего подобного на самом деле нет, и учение о. Иоанна об именах Божиих вполне согласно не с учением имебожников, а с тем учением, которое выяснила Церковь , защищая догмат иконопочитания». Прежде всего, г. Троицкий замечает, что имебожники противоречат сами себе и пишут неправду, будто они свое учение утвердили на точном писании о. Иоанна. Ведь если бы они были действительно убеждены, что о. Иоанн учил так же, как они, то не стали бы и говорить об открытии ими нового догмата. Между тем, уже сам Иларион пишет, что его учение нигде не встречается. Следовательно, и он сознавал, что у о. Иоанна такого учения нет, и его последователи говорят, что “догматическая истина о том, что имя Божие есть Бог , не была доселе замечена богословами», а следовательно, по их же признанию, ее не было и у о. Иоанна. И действительно, за двадцать лет, когда те сочинения о. Иоанна, на которые ссылаются имебожники, разошлись в нескольких изданиях и нашли массу читателей, никто, решительно никто не усмотрел в них чего-либо подобного учению имебожников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 14. Отец Иоанн о молитве 1 «Доколе стоим на усердной молитве, дотоле и спокойно, и тепло, и легко, и светло на душе, – пишет отец Иоанн, – оттого, что тогда мы с Богом и в Боге; а как с молитвы долой, так и пошли искушения, разные смущения. О, преблаженное время молитвы!». Из этого отрывка и многих других подобных, можно заключить, что отец Иоанн Кронштадтский ценил сладость молитвы и видел в ней одни из признаков близости Божией. Тем не менее, из этого не следует, что он считал сладость молитвы основной целью ее и не видел в ней ничего ценного вне этой сладости. По учению отцов Церкви, сладость молитвы не во власти человека, а дар Божий, и добиваться во время молитвы надо не ее, а, главным образом, устранения всего того, что мешает нам быть с Богом. Самое освобождение от недобрых и нечистых представлений и чувств есть немалое достижение. Это и является, о чем уже было сказано в предшествующей главе, первой целью молитвы. Средством достигнуть ее, помимо обычных молитв, с древних времен была так называемая Иисусова молитва . Она читается так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Можно говорить и сокращенно: «Иисусе Христе, помилуй мя». Самая сокращенная форма: «Господи, помилуй». 2 При постоянном, упорном и правильном употреблении Иисусовой молитвы подвижник не только освобождается от страстей, но может обресть, в конце концов, такое благодатное состояние, что молитва эта, ставши всецело сердечной, творится сама собой, непрерывно, и вызывает полное преображение человеческой личности и жизни. Сердце наполняется тогда неудержимой любовью к Богу и людям и ко всякому творению, испытывает теплоту и сладость и замечает в себе мельчайшие движения ко злу и тотчас же их отгоняет. На еще более высокой ступени духовной жизни – движение непроизвольных и праздных помыслов(представлений) вовсе прекращается. Достигший такого состояния человек есть весь внимание и живет всецело во Христе, а в нем Христос. Можно также сказать, что такой человек стяжал(приобрел) Духа Святого, стал храмом Святого Духа. Достигнуть такого состояния, конечно, нелегко, но молитва Иисусова является одним из могучих средств к этому наряду и вместе со многими другими. Это средство столь действенно, что в Православной Церкви существует обширная литература об Иисусовой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010