Николаев.-Пищугова или Пещеговская, Влад. г., II, 961. Николаев.-Плескова или Плесская, Псков. г., II, 962. Николаев.-Подлеск., Смол. г., II, 1100. Николаев. в Подлесье, Костром. г., II, 963. Николаев. – Подольный, Вологод. г., II, 1058. Николаев. – Покровский – Макошинский, Черниг. г., II, 1073. Николаев.-Полистский, Новг. г., II, 998. Николаев.-Понедельский, Новгор. г., II, 999. Николаев.-Прилуц., Волог. г., II, 1001. Николаев.-Промзинская, Симбир. г., II, 949. Николаев.-Прусинский, Олон. г., II, 974. Николаев.-Пустын.-Киевский, I, 399. Николаев.-Пустын.-Новоторж., I, 401. Николаев.-Пустын.-Подлесская, Смол. г., II, 1110. Николаев. – Розважский – Новгородский, I, 328. Николаев.-Рыльский, II, 978. Николаев. – Рыхловский, Черниг. г., II, 1136. Николаев.-Самарский, Екатериносл. г., I, 400. Николаев. – Сендегская, Костром. г., II, 963. Николаев.-Сокольницкий-Новгородский, I, 436. Николаев.-Солбинск., Влад. г., II, 964. Николаев. в Становищах, Новгор. г., II, 1004. Николаев.-Староладожский, I, 332. Николаев. – Староторжский – Галичский, II, 1005. Николаев.-Столбов., Орл. г., II, 1209. Николаев.-Столпен., Твер. г., II, 1210. Николаев. – Стороженский, С. – Петер. г., II, 1009. Николаев.-Теребин. Твер. г., II, 1216. Николаев.-Тобольский, I, 585. Николаев.-Туринский, I, 314. Николаев.-Угрешск., Моск.г., II, 1007. Николаев.-Улейминский, Ярослав. г., II, 1008. Николаев.-Хвоинский или Хвощинский, Пск. г., II, 1010. Николаев.-Холков, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Царев, Кур. г., II, 1341. Николаев.-Цивецкая, Волог. г., II, 965. Николаев.-Чебоксарский, II, 969. Николаев.-Черноезерский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев. – Черноостров. – Малоярославецкий, I, 568. Николаев.-Чернораменская, Нижег. г., II, 966. Николаев.-Чернеев, Тамб. г., I, 569. Николаев.-Чуркинская, Астрахан. г., II, 967. Николаев,-Шаргородский, Подоль. г., I, 330. Николаев.-Шартоминский, Шартовский или на Шатме, Влад. г., II, 1011. Николаев. – Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Николаев.-Юрьевский, I, 107. Николаев.-Яренгский, Арх. г., II, 1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рукопись из Софийского собрания была названа П. М. Строевым «самым полным и любопытным Патериком Соловецким», так как помимо житий основателей Соловецкой обители и служб им в сборник вошли службы и жития соловецких святых Германа, Филиппа митрополита, Иринарха Соловецкого, Елеазара Анзерского, повести о Яренгских и Пертоминских чудотворцах и соловецких пустынножителях, «Сказание вкратце от Летописца о соловецких игуменах...» (Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 383385). Традиция патерикового повествования, характерная для соловецкой литературы XVIIIXIX вв. в связи с необходимостью пропаганды соловецких святых после разгрома Соловецкого восстания 16681676 гг., способствовала появлению других рукописных сборников, содержащих жития соловецких святых и пустынножителей, отличных по составу от выделенных П. М. Строевым (Голоскова Н. А. 1) «Соловецкий Патерик» XVII века и традиция патерикового рассказа в соловецкой литературе XIX в.//Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. (Тез. докл.). Ч. 2. Лингвистическое изучение европейского Севера. Сыктывкар, 1990. С. 26; 2) Повести о соловецких пустынножителях//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 126134; Севастьянова С. К. Патерик Соловецкий//СККДР. Вып.3 (XVIII в.). СПб., 1998. С. 1720). «Сказание» о Елеазаре составлено не ранее 1704 г., что устанавливается по упоминанию в нем об иконе Спасителя, написанной Елеазаром и хранящейся у гроба святого. По описям имущества Анзерского скита лишь после 1704 г. образ Христа фиксируется в часовне Елеазара. По характеру сообщаемых сведений «Сказание» близко «Истории» о Елеазаре в той части, где речь идёт о жизни подвижника от рождения до строительства каменной церкви в ските. Если дальше «История» заканчивается сообщением о смерти анзерского строителя, то «Сказание» продолжается рассказами о написании Елеазаром образа Спасителя, приезде к святому беса в образе посланника от игумена Иринарха, перечисляется ряд добродетелей Елеазара и лишь затем сообщается о кончине подвижника и месте его погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По причине слабого распространения в поморье приверженности к церковной обрядности, по исключительному господству во многих местах мирской часовенной религиозности, наконец – по новгородско-псковской привычке к мирскому общинному само- распоряжению церковными делами, в новгородско-поморском населении развивался и дух церковной особности, который отчасти поддерживался и шведскими перебежчиками протестантами. Напротив, в московско- волжских областях, где сосредоточивался дух греко-восточной церкви, где монастыри, исходя из Москвы, из Сергиевой лавры, распространились по всем московско-волжским областям и вместе со своими вотчинными колониями везде распространили свое церковно-грековосточное влияние, с московоко-волжских областях население отличалось, если можно так выразится, своеобразным московско-грековосточным типом, церковным обрядолюбием, духом приверженности к иерархизму. При таком историческом направлении и различии духовно-нравственного характера населения московско-волжских и новгородско-поморских областей понятно, почему в первых во второй половине XVII века возник раскол поповщинский, клерикално-иерархический и просто старообрядческий, а в новгородско-поморских областях – безпоповщинский, раскол церковно- и гражданско-демократический. Далее, жители Новгородско-поморских областей, при всем обилии своеобразных мифологических суеверий, склонны были собственным умом, мыслью уразумевать многие истины, склонны были к простому натурально-религиозному миросозерцанию. «Вот поселяне (читаем в одной соловецкой рукописи XVI века о яренгских чудотворцах): вот поселяне, то-есть живущие тут в веси Яренге, смыслом научаются мудрости: видят солнце, познают присносущный свет; видят небеса, разумевают творчую славу; землю рассматривают, внимают владычнему величеству; море видят, познают силу владеющего; примечая доброчинное изменение времен, чудятся лепоте строящего мир; смотря звездное течение и лико-учинение, возносятся к доброте сочетавающего то; смотря на луну, удивляются сиянию положившего ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

856 От двух до четырёх сборников у Авраамия Городецкого, Адриана Пошехонского, Александра Невского, митрополита Алексея, Антония Римлянина, Гурия и Варсонофия Казанских, Евфросина Псковского, Елиазара Анзерского, Ефрема Новоторжского, Иоанна и Логгина Яренгских, Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Макария Желтоводского, Макария Колязинского, княгини Ольги, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, митрополита Филиппа. 857 Подробнее об этом см.: Макарий (Веретенников), архим. Святая двоичность//Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72 [переизд.: Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 269–274]. 858 См. также Жития Петра и Февронии Муромских, Иоанна и Логгина Яренгских, Гурия и Варсонофия Казанских, Адриана и Ферапонта Монзенских и др. 859 См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376. 860 Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646. 861 Служба и Житие Саввы Сторожевского. М., 1646. Два издания – крупным и мелким шрифтом (Зернова. 194:195). 862 Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря 1664 г. РНБ, собр. Η. М. Михайловского, Q. 299 (далее – Опись книг 1664 г.), л. 87 об. Житие Кирилла Новоезерского не упоминается в предшествующих описях 1601, 1621 и 1635 гг. Подробнее об описаниях состава библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря см.: Балаченкова А.П. Книжные инвентаря Кирилло-Белозерского монастыря XV–XVII веков//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 42–59. 863 Житие Кирилла Белозерского трижды читалось в простейших монографических сборниках (т. е. сборниках, состоящих из Жития и Службы); кроме того, в библиотеке имелся один самостоятельный список Жития и один в сборнике вместе с Житием Паисия Великого: «Три книгы Службы и Жития чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяные в полдесть в черных кожах (...) книга Служба и Житие Кирила Белозерскаго с Паисеем Великим в полдесть, книга Житие чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяная в четь, в красной коже, застешки медныя» (Опись книг 1664 г., л. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пертоминск. Пертоминский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь, общежительный, в Архангельском уезде, на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы, в 20 верстах к северу от Архангельска. Основан в 1599 году на месте погребения Соловецких иноков святых Вассиана и Ионы (см. 12 июня). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году монастырь был упразднен; в 1778 году восстановлен. Монастырь посетил император Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Деревянный собор в честь Преображения Господня построен в 1679-1680 гг., освящен в 1684 г., с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трехъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящен в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев построен и освящен в 1899 г. Каменный во имя преподобных Зосимы и Савватия построен в 1807-1814 гг. и освящен 1814 г. Деревянный в честь Воздвижения Креста Господня построен и освящен в 1894 г. Гостиница для богомольцев - с 1869 г. Спасательная станция на западном Яренгском роге - с 1897 г.  Пертоминский монастырь отстоит от г. Архангельска в 117 верстах к северу и расположен на берегу ровном и песчаном. С северо-восточной стороны он окружён мхами и болотами, опоясанными смешанным дровяным лесом, а с западной – Унской губой, на восточном береге которой и находится обитель, в двух верстах от известных «Унских Рогов». Унская губа для мореплавателей на малых судах представляет прекрасную пристань от морских непогод, но зато в летнее время значительно затрудняет доступ к обители для пешеходов-богомольцев, в следствии чего обитель мало посещается богомольцами.

http://sobory.ru/article/?object=15384

1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " . Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция. В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I. На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки: Деревянный  собор в честь Преображения Господня  (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трёхъярусный  храм в честь Успения Божией Матери  (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.). Каменный храм во имя  преподобных Зосимы и Савватия  (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.). Деревянный в честь  Воздвижения Креста Господня  (построен и освящён в 1894 г.). Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.) Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос.

http://sobory.ru/article/?object=15384

Чудотворство выступает как творчество мужественного человека, обращенное на благо людей. Это, конечно, ведущая тенденция, прокладывающая путь сквозь устоявшиеся веками представления о чудесах, выбивающаяся из этих представлений, но с ними еще считающаяся. Это не отвлеченная «мудрость», ее сила в том и состоит, что выковалась она в горниле самой жизни, ее коллизий и она плод не одного ума, а всего духовного мира человека, итог жизненной практики, ее обобщение. Из всех северорусских житий, исследованных Дмитриевым и выделяющихся «принципиальной новизной», наиболее впечатляющим по драматичности, душевному кризису, остро пережитому человеком, является житие Варлаама Керетского. Убийца своей жены (имеются указания на ревность), не расставаясь с ее трупом, «дондеже оно мертвое тело тлению предастся», днями и ночами плавал в карбасе по Белому морю. Он выручал рыбаков во время штормов, судна купцов, затертых льдами. Мотив искупления звучит с потрясающей искренностью. Уникальна житийная повесть об Иоанне и Логгине Яренгских в редакции Сергия Шелонина, вдохновенно воспевшая Белое море. Талант проникновенного видения реалий и их обобщения в живые картины морской стихии, то мирной и ласковой, то разъяренной и грозной, — все это позволяет считать произведение Шелонина художественным по эстетическим критериям Нового времени. Ключевский и Яхонтов, а в последние годы Дмитриев и Кукушкина единодушны в высокой оценке произведения Шелонина. Житие Варлаама Керетского и шелонинская редакция жития Иоанна и Логгина Яренгских (произведения, повернутые на одной идейной оси к разным сторонам жизни) явились кульминацией житийного жанра. Его судьба как действенная форма культурного процесса становилась аналогичной судьбам жанра эпического. Что новые явления в агиографическом жанре нашли выражение именно в «народных» его редакциях и что они родились именно на Русском Севере, ведет к пониманию их обусловленности социально–идейным и культурным развитием второй половины XVI — первой трети XVII в. Как ни опутывалось государственными зависимостями свободное крестьянство Русского Севера, оно все же имело большие возможности для развертывания хозяйственной инициативы, чем крестьянство в других регионах страны .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

В XVII в. соловецкая братия произвела новый ряд сказаний о святых. Повесть о сотруднике Зосимы и Савватия Германе составлена, как видно, вскоре по обретении мощей его в 1627 году: описывая кончину Германа, биограф, соловецкий инок, писавший, по его словам, в старости, замечает, что слышал об этом давно, еще в юные годы, от старца, который помнил, «како преставися и где погребеся авва Герман» 493 . Биограф сам указывает источник своих сведений о жизни Германа: «Что обретаем в житии преподобных о сем постнице, то и пишем». Его повесть – выборка известий о Германе из старой биографии Савватия и Зосимы, из которой дословно выписан и рассказ Досифея о ее составлении. Сохранились записки о соловецком игумене Иринархе (1614–1626), составленные соловецким монахом, потом колязинским игуменом Иларионом 494 . На время составления их указывает одно из прибавленных позднее видений монастырского кузнеца, которому во сне Иринарх велел сказать Илариону, чтобы он не кичился своим умом: это было в 1644 г. В записках изложен ряд отдельных рассказов о посмертных явлениях Иринарха разным инокам и беломорским промышленникам, со слов которых они записаны без притязаний на литературное искусство: только в начале передан один эпизод из последних дней игуменства Иринарха. – Соловецкий монах Сергий, потом Ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренгских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов 495 . Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеждами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI в. соловецкий монах Варлаам, живший в Яренге в качестве монастырского прикащика и приходского священника, написал тетради о явлении и чудесах Иоанна и Логгина. В одной соловецкой рукописи сохранились отрывки из этих тетрадей вместе с другими записками и документами по делу о яренгских чудотворцах, служившими материалом для Сергиева сказания 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Яреньга. Часовня Иоанна и Лонгина Яренгских. Карта и ближайшие объекты Деревня Яреньга. Это селение было известно уже в XVI в. под именем Яренгского погоста, в котором была деревянная церковь во имя свт. Николая, построенная, вероятно, на средства Соловецкого монастыря, имевшего многочисленные угодья по всему побережью Белого моря. При церкви было несколько человек братии, как это видно из записок, найденных в давние времена у яренгских крестьян. В этих записках говорилось: " У моря на берегу погост Яренга, а на погосте церковь Николая Чудотворца, деревянная, с трапезою, да часовня; а в церкви образа святые, иконостас и колокола и святое церковное строение старца Варлаама да братии его " ( " Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии " . Вып. 1. Архангельск, 1894. С. 220). Поэтому Яренгский погост назывался даже Яренгским монастырем. В 1635 г., по воле царя и великого князя Михаила Феодоровича, погост со всеми угодьями был закреплен за Соловецким монастырем, как говорится об этом в Соловецком Летописце, изданном в 1813 г. " 1635 г., о причиненному убытку от морского наводнения, Соловецкому монастырю при игумене Рафаиле пожалован Великим Государем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем Яренгский погост, в котором церковь, со всем строением и с живущими в оном-же оброчными, бобыльскими и казачьими людьми, со дворами и со всеми угодьями " . Погост стал особенно известен после явления мощей св. Иоанна и Лонгина, бывших послушниками Соловецкого монастыря при игумене св. Филиппе и утонувших в 1561-1563 г.г. вместе с другими тружениками соловецкими, плывшими на 15 судах с известью. Тела этих двух угодников Божиих, найденные вскоре после потопления, были преданы земле - Иоанна на берегу р. Сярты в 7 верстах на запад от Яренги Семеном Подлетовым, Иваном Суровцевым и Козьмой Тонким и Лонгина - на берегу р. Сосновки в 8 верстах на восток от Яренги Унским пресвитером Петром, пришедшим сюда по указанию самого угодника, - причем один больной от прикосновения к мощам мгновенно исцелился. Спустя 25 лет честные мощи угодников Божиих по особым чудесным указаниям были перенесены к храму свт. Николая и положены: св. Иоанна - под южной и св. Лонгина - под северной стеной часовни, специально перед тем построенной в честь этих угодников. Здесь, под стенами часовни, св. мощи пребывали до 1 июля 1638 г., когда они были положены (игуменом Варлаамом) в Зосимо-Савватиевской церкви, устроенной в том же 1638 году Соловецким монастырем: св. Иоанна - у южной стены храма открыто и св. Лонгина - у северной стены под спудом. Святые мощи этих двух угодников Божиих привлекали к себе немалое число богомольцев, особенно в то время, когда в Соловецкий монастырь до появления пароходов ходили только парусные судна, по желанию богомольцев заезжавшие в Яренгу.

http://sobory.ru/article/?object=38384

на терском берегу, где не бывал архиерей около 40 лет, Преосвященный был встречаем с необычайным энтузиазмом; преимущественно же отличились Кузоменцы. Они почти все встретили Преосвященного за 2–3 версты и также проводили его с церковным пением и даже коленопреклоненным молением. В Керети преосвященный заложил в школу, собрав на неё около 300 р.; в Княжей Губе заложена церковь ; в Кеми отслужен был молебен на открытие школы, а в Кузомени с 1-го часу до 4-х часов утра отслужены, как на Пасху, утреня и Литургия, на которой преосвященный сказал воодушевлённое слово о духовной радости от молитвенного общения и очевидного проявления христианской любви. – Из Кузомени при весьма сильном ветре пришлось Преосвященному снова ехать в Кемь, а потом в Архангельск. И таким образом Преосвященный заглянул в самые далёкие уголки заливов Белого моря и вместе с тем проехал по всему морю от востока до запада и от севера до юга, претерпев не одну морскую качку. Тем не менее преосвященный возвратился 17 Июля домой бодрым и в тоже утро служил литургию в кафедральном соборе». 268 В этой приморской окраинной епархии естественно приходится иногда переносить и большие неудобства путешествия. Так в описании путешествия преосвященного в Пертоминский монастырь читаем следующее: «Ночью, на 11-е Июня, владыка прибыл в монастырь… Так как освящение новосозданного храма – главная цель приезда – было назначено на 12-е Июня, то в распоряжении преосвященного был ещё целый день, который владыка решил употребить на посещение соседней церкви Яренгского прихода, в которой почивают мощи преп. Иоанна и Лонгина. Путешествие преосвященного, вообще благопоспешное, при исполнении настоящего его желания было не без опасности и не без трудностей. Яренгская церковь находится в расстоянии 25 в. от монастыря по другую сторону Унской губы. Опасность пути в Яренгу заключалась в переправе в лодке через губу на расстоянии 5 в., —279— во время каковой переправы пришлось испытать ужасы довольно сильного волнения. С пением тропаря: Спаси Господи люди твоя… всех путников лодка благополучно причалила к противоположному берегу губы. Далее путь лежал по песчаному морскому берегу на лошадях. Лошадей было мало, а путников много. Скоро лошади устали и многим спутникам преосвященного да и ему самому пришлось идти несколько вёрст пешком. Вследствие сего путь до Яренги был окончен около полуночи. В Яренгской церкви было отслужено молебствие местным преподобным, причём преосвященным было сказано поучение. На другой день, в 3 ч. утра, преосвященный служил утреню, на которой совершал сам литургию». 269

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010