и Л., которые названы «жителями Соловецкого острова» (НБ МГУ. 1350. Л. 293 об.- 294, 2-я пол. XVII в.; опубл.: Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 470-472). В Соловецком летописце И. и Л. отождествлены с «бельцами», к-рые в 1561 г. (что не согласуется с сообщением «Сказания...» о явлении мощей И. в 1544), выполняя монастырское послушание, перевозили вместе с преподобными Вассианом и Ионой Пертоминскими известь на карбасе из устья р. Двины; попавшее в сильный шторм судно утонуло ( Досифей (Немчинов). 1847. С. 29-30). По-видимому, предание о связи И. и Л. с Соловецким монастырем возникло в Соловецкой обители и не соответствовало действительности. В 1638 г. священник яренгской Никольской ц. Дионисий Телов, в челобитной патриарху жаловавшийся «на насилия» Соловецкого мон-ря из-за владения Яреньгой, писал, что соловецкие монахи назвали И. и Л. своими трудниками «облыжно» (ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 12). Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Успение прав. Иоанна Яренгского. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) Прав. Лонгин Яренгский. Фрагмент средника иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (северодвинской гор. КМ) В 1-й редакции «Сказания...» явление мощей И. отнесено к весне 1544 г. (в нек-рых списках ошибочно указан 1574). Рассказывается о том, что «старожилцы» с. Яреньга Семен Подлешей, Козма Тонкой и Иван Суровец на берегу р. Сярты нашли останки некоего человека, утонувшего в море, и похоронили его в срубе. После этого святой стал являться местным жителям, называл себя Иоанном и излечивал от тяжелых болезней. Жительница Яреньги, хотевшая по незнанию сесть на могилу святого, была отброшена от нее.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Спасающие на водах Искусствоведы выделяют группу святых, которых чтили непосредственно в Поморье. Особо выделяются в экспозиции иконы насыщенного синего цвета, привезенные из села Луды. На них -лики святых Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских. Написаны же они были в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. «Угодники Божии помогали жителям Поморья. Неудивительно, что около святых Иоанна и Лонгина Яренгских изображены бушующее море и судно: надо было спасать поморов во время шторма и бед, которые оно создавало, - рассказывает Татьяна Кольцова. - Поморы необычайно любили своих святых, спасающих на водах, помогающих на суше. Конечно, более всего любили святителя Николая. Про него говорили: от Архангельска до Колы тридцать три Николы. Это тридцать три Никольских храма по побережью Белого моря. Все правильно - святитель Николай спасал. Однако очень почитали и местных святых. Например, Вассиана и Иону Пертоминских. Поселок Пертоминск у северян на слуху. Когда-то там был знаменитый Пертоминский монастырь. На старинной иконе его основатели изображены на фоне храма Преображения. Святые Вассиан и Иона считались покровителями поморов, и мощи их почивали в этой обители. Интересный факт: в их житии говорится о том, что покоились святые рядом, а между двумя гробницами росла рябинка. К сожалению, мощи Ионы и Вассиана были вскрыты в 1920-е годы, так же, как и мощи Иоанна и Лонгина Яренгских. Опять знакомое географическое название - деревня Яреньга, тоже на побережье Белого моря. Иноки Соловецкого монастыря Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути их погубила буря, разыгравшаяся в Белом море, а нетленные тела, спустя время, были обретены на берегу. На том месте установили часовню, в которой покоились мощи преподобных. Позже появилась и небольшая обитель. А на иконе угодников Божиих - посмотрите: бушующее море, и то ли тонущий, то ли спасающийся корабль. К этим святым обращались, прося покровительства во время плавания».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Вторая редакция была написана после 1638 г. предположительно Сергием (Шелониным) , к-рый, использовав новый источник - «расспросные речи» о святых, составленные в 1625 г., переработал композиционно и стилистически 1-ю редакцию «Сказания...», добавил новые эпизоды. Вторая редакция имеет заголовок «Сергия, смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце, Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных Яренгских чюдотворцев». Известны 2 авторизованных списка данной редакции: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292, сер. XVII в. (Псковский сб.); РНБ. Солов. 969/1079. Л. 127-157 об., XVII в. Др. списки 2-й редакции: РНБ. Солов. 183/183. Л. 71-103 об., XVII в.; Q.I.994. Л. 1-38, 2-я пол. XVII в.; ИРЛИ. Собр. Амосова-Богдановой. 21, XVII в.; РНБ. Погод. 728. Л. 1-67, кон. XVII - нач. XVIII в.; ГМИР. K.III. Оп. 1. 48. Л. 177-193 об., XVIII в. Третья редакция «Сказания...» была составлена путем сокращения и упрощения текста, предположительно созданного Сергием (Шелониным), она имеет заголовок «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых, и чюдеса неисчетна и недоумеваема» (РНБ. Солов. 189/189. Л. 69-118 об., XVIII в.). Четвертая, самая поздняя редакция - «Сказание вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 142-154 об., 2-я пол. XVIII в.) представляет самый короткий вариант текста. В «Сказании...» не сообщается о земной жизни Яренгских чудотворцев, погибших в разное время на море около с. Яреньга. В агиографической лит-ре, вероятно вслед за преданием, возникшим в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , утвердилось мнение, что И. и Л. были связаны с этой обителью. В 4-й редакции «Сказания...» И. и Л. названы трудниками и пустынножителями Соловецкой обители (РНБ. Соф. 452. Л. 313 об., кон. XVII в.). В одном из поздних чудес в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких рассказывается о паломничестве немого муромского отрока Иакова в Соловецкий мон-рь и о явлении ему в Яреньге, неподалеку от Никольского мон-ря, И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.) — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель знаменитых 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Прп. Иоанн Жнец, калабрийский преподобный XI в., одинаково почитается как православными, так и католиками. То же самое можно сказать и о прп. Иоанне Чешском, жившем в IX в. В 24-м томе размещены статьи о ряде русских преподобных, таких, как Иоанн и Захария Киево-Печерские (кон. XI — нач. XII вв.), Иоанн и Макарий Соловецкие (XV в., ученики прп. Зосимы, основателя Соловецкого монастыря), Иоанн и Лонгин Яренгские (середина XVI в.). Отдельная статья посвящена свв. Иоанну и Павлу, римским мученикам IV в., пострадавшим за Христа при императоре Юлиане Отступнике, а также знаменитому римскому храму, возведенному в их честь. Том содержит и статью о блаженном Иоанне Мосхе, известном духовном писателе VI-VII вв., авторе знаменитого труда «Луг духовный», в котором он ярко описал свое путешествие по древним монастырям Египта и Палестины и аскетические подвиги их насельников. Среди святых по имени Иоанн следует также отметить великомученика Иоанна Нового, Сочавского, особо почитаемого Румынской и Русской Православными Церквями святого XIV в. Многочисленны в новом томе статьи, посвященные известным церковным деятелям Византии, которые, не будучи причтенными к лику святых, оставили тем не менее значительный след в истории православной культуры. В частности, заслуживают упоминания статьи о таких личностях, как Иоанн Евгеник, византийский духовный писатель и церковный деятель 1-й половины XV в., младший брат знаменитого св. Марка Эфесского, главного борца с Флорентийской унией; Иоанн Зонара, знаменитый византийский канонист, историк и церковный писатель XII в.; Иоанн Итал, крупный византийский философ XI в., ученик Михаила Пселла; Иоанн Кесарийский, богослов и полемист VI в.; Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, духовный писатель XI в.; Иоанн Малала, хронист VI в.; и Иоанн Скифопольский, богослов VII в., апологет Халкидонского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме († 1478) первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля, 16 октября), Вассиан и Иона Пертоминские (память 5 и 12 июня). Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

http://patriarchia.ru/db/text/909578.htm...

В приходе было три часовни: одна на берегу Белого моря, у реки Сярты, в 7 верстах на запад от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Иоанна, другая - на берегу Белого моря, у р.Сосновки, в 8 верстах на восток от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Лонгина и третья - близ приходских церквей, над могилами св.Иоанна и Лонгина, чьи мощи почивали под ее стенами 50 лет до перенесения в церковь. По материалам:  http://nashkraysev.ru ;  http://onpomor.ru/derevnya-yarenga.php В переписи Яренгского монастыря, в 1678 г. сделанной, о прпп. Лонгине и Иоанне сказано так: " Яренгских чудотворцев Иоанна и Лонгина у моря монастырь в Архангелогородской епархии, от Архангельска 120 верст; мощи прп. Иоанна обретены в 1544 году, в весеннее время, Яренгскими жителями и положены на берегу моря, при устье речки Сярты, во гроб; потом в 1569 году перенесены монахом Варлаамом к церкви св. Николая в Яренгу, и построена над ними часовня; положена на гробе доска с образом сего преподобного; мощи же прп. Лонгина обретены рыболовами при устье речки Сосновки, в месяце Августе, вскоре по перенесении мощей прп. Иоанна в Яренгу; но в котором именно году неизвестно, и вскоре перенесены также в Яренгу в церковь св. Николая, где положены подле гроба прп. Иоанна под спудом. 1630 года июня в 30 день, мощи обоих перенесены в новосозданную церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Соловецкого монастыря игуменом Варфоломеем и положены прп. Иоанн на правой, а прп. Лонгин на левой стороне " . http://sanatatur.ru/forum/ Комментарии и обсуждение В Приморском районе восстановят старинную часовню. Проект реставрации часовни Иоанна и Лонгина Яреньгских разработала главный архитектор ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Вера Колтовая. Вскоре к месту работ будут завезены строительные материалы, тогда и начнется восстановление этого памятника культовой архитектуры Онежского Поморья. http://29.ru/text/newsline/292077418373120.html Часовня была построена в 2018 году по обмерам и на месте предыдущей обветшалой часовни, при этом крест от старой часовни был переставлен на новую.

http://sobory.ru/article/?object=38384

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1929 году Главнаука поставила Никольскую церковь на учёт как памятник архитектуры первой категории и даже делала попытки для реставрации здания. С 1940 по 1945 годы церковь использовалась под склады сельсоветом и более двух лет под склад соли. Только в июле 1945 года было разрешено совершать службу в Никольской церкви. Колокольня Завершающим звеном в формировании ансамбля стала колокольня. Она была построена в 1834 году, когда во многих местах на Севере развернулось каменное строительство. Снова, не желая отставать от времени, предприимчивые ненокшане, хотя и возводят деревянную колокольню, но в подражание каменной. В 1989 году начались реставрационные работы под руководством А. В. Попова. Колокола Количество колоколов менялось по мере ремонта и появлении новых на звоннице. Звучание колоколов было настолько внушительным, что его сравнивал с соловецкими звонами. Рассказывают легенду, по которой во время Крымской войны 1853-1856 годов к побережью в районе Нёноксы подошла английская военная эскадра. Когда колокола забили тревогу, англичане отступили. Самый массивный колокол «Обача» сохранился. На колоколе есть надпись: «Тизанием того посада Климента Коковина Ивана Скребцова 1764 года месяца сентября дня лит сей колокол у города Архангельского в Нёнокский посад к церкви Живоначальной Троицы», а ниже клеймо: «Лил сей колокол Соли Вычегодской человек Михайло Васильев сын Заикин». Кроме «Обачи», сейчас на звоннице три колокола, отлитые на СМП. Иконы Наиболее ценные иконы Нёноксы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа: Новгородская икона 15 века «Св. Никола Чудотворец в Житии», икона 17 века: «Иоанн Богослов в молчании» и «Св. Кирилл Белозерский в Житии» — все они поступили из Троицкой церкви. В постоянной экспозиции Государственного музейного объединения» Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) представлены десять икон из Троицкой и Никольской церквей, а также находившиеся в несохранившейся церкви Св. Климента. Это написанные в 16 веке иконы «Воскресение – Сошествие во ад», две иконы «Богоматерь Одигитрия», «Великомученики Флор и Лавр, священномученик Василий, епископ Севастийский», «Иоанн Предтеча, с житием», «Священномученик Климент Папа Римский, с житием». Относящиеся к 17 веку «Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», «Преподобный Антоний Сийский, с житием», «Преподобный Антоний Сийский», и к началу 18 века – «Мученики Флор и Лавр с житием». В Северодвинском городском краеведческом музее хранится икона «Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием», написанная в 1695 году.

http://sobory.ru/article/?object=16203

Преставление Благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Они были родными братьями и княжили один после другого в Ярославле в XIII столетии. Благочестивые родители воспитали и их в благочестии. Еще в юности они лишились отца, Всеволода, павшего в битве с татарами. Василий, как старший, наследовал престол отца. Множество забот, труда и скорбей представляло ему княжеское правление. Много бедствий пало на долю его подданных от нашествия татар: города и селения были разорены, многие семейства остались без крова и пищи; обо всем и обо всех ему нужно было позаботиться. Кроме того, нужно было приобрести милость татарского хана, и князь не раз путешествовал для этого в орду. Затем сильно потрясло его семейное несчастье – потеря единственного сына. Св. князь правил княжеством, как истинный христианин: не вступал в междоусобие князей, заботился о несчастных из своих подданных, строил храмы. Но скоро жизнь, исполненная множества скорбей, надорвала силы князя, и он, заболев, скончался в 1249 г. Тело его погребено было в ярославском Успенском соборе. – Св. кн. Константин наследовал престол после смерти брата. Он старался быть подражателем брату; но, к великому огорчению, всюду видел грабежи и убийства, производимые татарами. В 1257 г. татары напали на самый Ярославль. Князь вышел, чтобы отразить врагов, но тут в этой битве и сложил свою голову за родину. Св. Константин был погребен рядом со своим св. братом. В 1501 г. когда после пожара стали возобновлять кремль и собор, то обрели гробы святых князей с нетленными телами. Гробы снова были опущены в землю; но две недели продолжалась гроза и буря. Тогда горожане приписали это тому, что сокрыли мощи святых князей. Мощи были вынуты из земли и перенесены в церковь , и гроза и буря прекратились. Преподобный Анатолий Печерский подвизался в затворе в Киево-Печерской обители в XIII веке. Преподобные Иоанн и Лонгин называются Яренгскими чудотворцами, потому что мощи их обретены были на Карельском берегу, за 120 верст от Соловецкой обители, и положены в часовне св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010