Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф. 5:14 ). Молва о святой жизни преподобного Саввы распространилась по окрестностям, и соседние жители стали приходить к нему и доставлять ему свои посильные приношения, необходимые для поддержания жизни. Мало-помалу слух о святом угоднике Божием распространился по всей Новгородской области и достиг даже до самого архиепископа Иоанна, бывшего тогда на Новгородской кафедре 6227 . Вследствие сего Иоанн послал разузнать о преподобном Савве, кто и каков он, и какова его жизнь. Посланному для сего доверенному лицу архиепископ велел расспросить Савву и упрекнуть его за то, что он не почтил его архиерейской власти и поселился в Новгородской земле без его благословения. Архиерейский посланец, явившись к преподобному как бы с запрещением от архиепископа, сказал: – Как смел ты поселиться в сей местности без позволения архиепископа? Савва смиренно отвечал на это следующею притчею. – Одна девица, – сказал он, – сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших; другая же, сидя у другого окна, с благоговением хранила девственную чистоту своей души. Мимопроходящие о первой девице, обращая внимание на ее бесстыдство, говорили: «Не сохранит она чистоты своей при своей суетности и рассеянности»; о второй же говорили, что девица та, при таковой ее скромности, сохранит беспорочной свою душевную чистоту. Тем более нам подобает особенно внимать себе и охранять себя на том пути, по коему мы пошли: мы живем здесь в пустыне, не тебя, архипастыря, избегая, а удаляясь от мира; молитв же твоих и благословения мы всегда желаем, чтобы они пребывали с нами. Посланный, возвратившись, рассказал архиепископу все о блаженном Савве, о его жизни, постничестве и нищете. Услыхав о сем, архиепископ понял, что это – старец духовной жизни, и посему, побуждаемый сильным желанием самому видеть его, отправился к нему в пустыню. Блаженный Савва, покрытый своим обычным рубищем, встретил его еще на пути. Увидев архиепископа, Савва с глубоким смирением пал перед ним и поклонился ему с подобающею святительскому сану почтительностью. Архиепископ благословил преподобного, не зная, что это – Савва, но считая его за обыкновенного странника. Он повелел ему сесть вместе с собой и ехать до жилища Саввы, и едва мог уговорить его, потому что смиренный подвижник не смел позволить себе сесть вместе со святителем. Во время пути беседа с преподобным показала архиепископу, что это – не простой человек, а муж опытный в духовной жизни, и владыка тем более полюбил Савву прежде, нежели узнал его. Уже только перед самым жилищем своим Савва, смиренно поклонившись архиепископу, поведал о себе, что он грешный Савва. Тогда святитель подивился его смирению и с любовию благословил его. Потом оба они вошли в келию Саввы и там долго беседовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Они питали сирот и странных, истощали на них свою казну, но недоставало и ее для множества просящих 74 . Иоанн правил паствою 22 года и в 1130 году, отказавшись от управления епархией, он удалился на безмолвие в один из окрестных монастырей. В летописи не объяснено это обстоятельство; в рукописи о Новгородских епископах говорится, что Иоанн, «оставил престола правление своею волею за изнеможением» 75 ; но не были ли тут виновны сами Новгородцы? Еще в 1119 г. они запятнали себя непокорностью и буйством. Пользуясь юностью и неопытностью своего кн. Всеволода, они произвели в городе мятеж, напали на домы княжеских бояр – Даньслава и Ноздрьча и ограбили их. Такое своеволие имело следствием то, что Мономах вызвал в Киев всех Новгородских бояр, велел им торжественно присягнуть в верности, а виновных заточил и даже посылал посадниками Киевских бояр 76 . Подобное распоряжение наверное Новгородцам не понравилось и понуждало их к новым вольностям, которым, по всей вероятности, кроткий архипастырь не сочувствовал; а это, как кажется, и было одною из главных причин удаления его от управления епархией. Как бы то ни было, только описатель жития Всеволода в судьбе епископна прямо винит Новгородцев. Он говорит, что после похода на Чудь в 1130 г. Князь еще раз странствовал «в дальний Киев к родителю по делам своего княжения, ибо в это неспокойное время Новгород отринул своего архипастыря Иоанна 77 . Нелюбовь к нему Новгородцев сказалась и после оставления святительской кафедры. В перечне Новгородских архиереев, составленном в конце XV в. и напечатанном в духовн. вестнике 1862 г. за м. март, читаем следующую заметку. «Иван, поп Ян, седе 20 лет и отвержеся архиепископьи, сего же не поминают в молитвах». Когда скончался Иоанн, неизвестно, но его гробница без сомнения под сводами св. Софии. 8. Св. еп. Нифонт 78 (1130–1157) Св. Нифонт был великий муж церкви и отечества. Списание жизни и подвигов его составил некто Варлаам священноинок, подвизавшийся, вероятно, в одной из обителей Новгорода и который, как видно, имел великую веру и любовь к святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 157). В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035–1060; † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162; память 18 сентября/1 октября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; † †24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; † 24 августа 1199 г.); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; † 8 октября 1231 г.); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; † 3 июля 1352 г.); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; † 15 июня 1421 г.); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4/17 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; † 6 апреля 1653 г.). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме свт. Германа, свт. Геннадия и свт. Пимена, почему в некоторых источниках и не назначены их имена в числе Собора). 4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: свт. Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января/13 февраля); свт. Нифонт, епископ († 1156; память 8/21 апреля); свт. Иоанн, архиепископ († 1186; память 7/20 сентября); свт. Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря/5 января); свт. Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января/7 февраля); свт. Евфимий, архиепископ († 1458; память 11/24 марта); свт. Иона, архиепископ († 1470; память 5/18 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16/29 марта). Лонгин Коряжемский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

б)  Нужно ли верить снам? Должно верить только таким благодатным снам, во время которых бывает явление какого-нибудь угодника Божия, или ангела, или Божественного лица, но и то нужно верить с крайней осторожностью: многих бо прельстиша сония. Так, некоторые праведники, удостоившись видеть благодатные видения, почти никогда не верили им с одного раза, а когда повторялся тот же самый сон два-три раза сряду, тогда только принимали их с сердечною верой. Сны же обыденные, которые снятся нам почти каждую ночь, как порождение нашей грехолюбивой плоти, следствия нашей невоздержности, как пустые мечтания, не заслуживают никакой веры. Человека, верящего таким пустым снам, древний мудрец израильский уподобляет гоняющемуся за собственною тенью и ветром. III. Для христианина и без снов есть кому верить и на кого надеяться. Господь Бог, Отец наш небесный, непрестанно промышляет о нас, печется о нас, как о Своих детях, – и вся наша жизнь, и все случаи, все обстоятельства, даже мельчайшие, зависят от воли Божией. Для спасения человека, для руководства по трудному пути в Царствие Божие Он установил Церковь Свою на земле с пастырями и учителями, которые должны руководить своих чад во всех недоуменных случаях, так как они имеют руководством для себя непогрешимое слово Божие и учение Церкви. Вот к кому христиане должны обращаться во всех затруднительных случаях жизни, а не устроять свою жизнь по снам, которые могут быть и ошибочны. (Составлено по Четьи Минеям и «Страннику», 1873 г., июнь). Поучение 2-е. Св. Иона, архиепископ Новгородский (О пути ко спасению) I. Cb. Иона, архиепископ Новгородский, память коего совершается ныне, в мире – Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать свящ. Писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью, но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн решился вступить на путь спасения, по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу Церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородскою паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви св. Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Иоаким (Левицкий Иван Акимович ; 1855–1918), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Нижегородский и Арзамасский, а по увольнении 22 марта (4 апреля) 1918 г. на покой по особому постановлению Собора. В 1879 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1896 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1916 г. архиепископ. В 1918 г. уволен согласно прошению на покой, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Осенью 1918 г. уехал к родственникам в Крым, где был повешен местными большевиками на даче под Севастополем. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. Член Собора как епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 22 апреля 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. Председатель Отдела о духовно-учебных заведениях. В 1904 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1912 г. хиротонисан во епископа. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. В 1919 г. арестован, приговорен к расстрелу, но помилован. В 1918–1919 гг. в заключении. С июля 1921 г. архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская Православная Церковь получила автономию в составе Российской Православной Церкви: данное решение было утверждено в 1921 г. Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. В 1926–1931 гг. депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви. Был убит на своей пригородной даче. В 2001 г. внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских. Иоанн I (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Рижский и Митавский, а затем Рязанский и Зарайский. В 1867 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1902 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. С апреля 1917 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Скончался в Рязани. Иоанникий (Сперанский Иван Никанорович; 1885–1969), епископ. Член Собора по избранию как клирик (псаломщик) от Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский (+1458) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Евфимий, в миру Иоанн, был сыном новгородского священника Феодора и супруги его Анны — и был плодом долгой молитвы бездетных родителей. Еще до рождения они посвятили его Богу. Иоанн рос кротким, богобоязненным отроком, одаренным и прилежным к учению. Особенно любил он изучать Священное Писание. Пятнадцати лет он поступил в Вяжицкий монастырь (в 12 верстах от Новгорода) при основателе его игумене Пахомии и принял от него постриг с наречением имени Евфимий. Рано в нем сказался дар рассуждения; архиепископ Новгородский Симеон оценил его, приблизил к себе и сделал казначеем всего церковного имущества, но Евфимий продолжал оставаться все тем же смиренным иноком. В 1429 г. он был избран архиепископом Новгородским, но хиротония его состоялась лишь через 5 лет. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» — и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна, особенно странникам и пришельцам, причем он всегда говорил: «Это не мое, но все Божие!» Никого он не отпускал без помощи, тайные же его дела ведомы одному Богу. Никакие заботы и дела не могли помешать ему исполнять все иноческое правило. То, чего он не успевал окончить днем, то он довершал ночью и в церковь приходил всегда первым. Много скорбей пришлось ему претерпеть за 30 лет своего святительствования. Дважды пришлось ему заступаться перед вел. князем Василием II Темным за свою буйную паству. Но особенно много огорчений принес ему митрополит Московский Исидор, известный тем, что он принял Флорентийскую унию в 1437 г. Он отнял у новгородского владыки «суд и печать, и земли и все доходы». Зато преемник его, митрополит Иона (память его 5 нояб.), чтил и уважал святителя Евфимия и всегда приходил ему в тяжкие минуты на помощь. В свою очередь монахолюбивый святитель был покровителем прп. Михаила Клопского (память его 11 янв.), Арсения Коневского (память его 12 июня) и других угодников. Он созидал и украшал в Новгороде Божий храмы и заботился о переписывании богослужебных книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/437003/

С 1941 г. служил батальонным, затем полковым художником в звании сержанта. Осенью 1945 г. поступил на второй курс Православного богословского института, преобразованного затем в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1951 г. Одно­временно вел реставрационные работы в Троицком соборе Лавры, в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в Елоховском соборе в Москве и в Покровском академическом храме. Удо­стоен степени кандидата богословия за сочинение на тему «Способы воплощения богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева». В 1950 г. принял монашеский постриг. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1951 г. преподаватель церковной археологии и древнееврейского языка в Московской духовной академии. С 1954 г. доцент. С 1954 г. архимандрит. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Временно управлял Новгородской епархи­ей. С 1959 г. епископ Новгородский и Старорусский. С 1963 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. 7 октября 1967 г. назначен архиепископом Казанским и Марийским. 23 октября 1967 г. уволен по болезни на покой. Проживал в Троице-Сергиевой лавре. 15 ноября 1971 г. на­значен руководителем братских духовников Лавры. Написал свыше 500 икон, много времени и сил уделял постановке духовничества в Лавре, работал над большим трудом по иконоведению, который не успел закончить. 144 Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович; 1898–1990), епископ, впоследствии митрополит. В 1953 г. хиротонисан во епископа Костромского. В ноябре 1954 г. назначен епископом Псков­ским и Порховским. С 1962 г. архиепископ. С 1972 г. митрополит. В 1959–1960 гг. управлял Бер­линской епархией. С 1987 г. на покое. 145 Иоанн (Алексеев Георгий Михайлович; 1892–1966), епископ, впоследствии архиепископ. 25 декабря 1955 г. хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. С 1961 г. епископ Горь­ковский и Арзамазский. С 1961 г. архиепископ. С 1965 г. на покое. 146 Роман (Танг Роман Иоаннович; 1893–1963), епископ, впоследствии архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

СПб., 2005; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 415-440; Кузьмина О. В. Церковь и полит. борьба в Новгороде в XIV-XV вв.: АКД. Новгород, 2007. С. 17-18. А. А. Турилов, М. А. Шибаев Иконография Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Святитель Евфимий II Новгородский, Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Хоругвь. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Е. упоминается во мн. иконописных подлинниках посл. четв. XVII в., где его внешность сравнивается с обликом свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом» (ИРЛИ (ПД). Собр. Богословского. 4. Л. 23); «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого» (БАН. Арханг. 205. Л. 85 об.); «Сед, в клобуке белом, ризы святительския» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 32). В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление ап. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 291; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102). Описание иконографии Е. приводится под 11 марта, 9 нояб., 15 или 16 окт. Прямоличный образ Е. с комментарием («сед, ри[за] камка голуба, верх кресты») был включен в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохр.). В пособии для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» ( Фартусов. Руководство для писания икон. С. 212). Наиболее ранние известные изображения Е. относятся к 1-й пол.- сер. XVI в. на хоругви из Вяжищского монастыря с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие» (нач. XVI в., НГОМЗ; см.: Игнашина. 2003. С. 42. Кат. 17) на оборотной стороне представлены Е. («ОАГИОС архиепископ еуθимï новгоротцкий»), свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов. Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е., подчеркивает местное почитание святителя в мон-ре, где он был погребен: во имя этих чудотворцев были освящены престолы церквей, возведенных при Е. Кроме того, Е. был крещен с именем Иоанн и ап. Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Н. А. Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. знатными семьями в Москву после 1478 г. ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/187753.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010