Князь Василий Всеволодович Ярославский, брат святого князя Константина. † 1249 3 июля; Князь Василько (Василий) Константинович Ростовский. † 1238 (замучен татарами) 4 марта; Великий Князь Владимир (во крещении Василий) Святославович, Креститель Руси. † 1015 15 июля; Князь Владимир Новгородский, сын Ярослава Мудрого, строитель и первый ктитор храма Святой Софии в Новгороде. † 1052 4 октября; Князь Всеволод (во крещении Гавриил) Новгородский, сын святого Великого Князя Мстислава. † 1138 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля; Великий Князь Георгий II Всеволодович Владимирский. † 1238 (убит татарами) 4 февраля; Князь Глеб Андреевич, сын Великого Князя Андрея Боголюбского. † 1175 20 июня; Князь Глеб (во крещении Давид) Владимирович Муромский. † 1015 (убит) 24 июля, 5 сентября и 2 мая; Князь Давид Феодорович Ярославский, сын святого князя Феодора и брат святого князя Константина. † 1321 19 сентября и 5 марта; Князь Даниил Александрович Московский. † 1303 4 марта; Князь Димитрий Иоаннович Угличский. † 1591 (убит) 15 мая, 19 октября; Князь Димитрий Юрьева-Польского, сын Великого Князя Святослава III. † 1269 3 июня; Князь Довмонт (во крещении Тимофей) Псковский. † 1299 20 мая; Великая Княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского, строительница Московского Вознесенского монастыря. † 1407 7 июля и 17 мая; Княгиня Евпраксия (в иночестве схимонахиня Евфросиния) Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича. † 1243 (убита) 16 октября; Княгиня Евпраксия Рязанская. † 1237 (погибла из-за татар); Великий Князь Киевский и Черниговский Игорь II (в схиме Гавриил) Олегович. † 1147 (убит) 5 июня; Великая Княгиня Ирина (в иночестве Анна), дочь Шведского короля Олафа, супруга Ярослава Мудрого. † 1050 10 февраля и 4 октября; Князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Андреевич Угличский. † 1522 19 мая; Князь Иоанн Феодорович Рязанский, младенец, погибший с матерью, святой княгиней Евпраксией. † 1237; Княгиня Иулиания Вяземская. † 1406 21 декабря; Княжна Иулиания Григорьевна Ольшанская, жившая в XV-XVI вв.. 6 июля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva Episcopul de Rybinsk Veniamin a oficiat Liturghia de asupra mnstirii „Sfântul Atanasie” de Mologa inundate de apele rezervorului Rybinski 11 iulie 2016 12:15 9 июля 2016 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершил Божественную литургию над одним из затопленных водами Рыбинского водохранилища монастырей — мологской Афанасиевской обителью. Богослужение совершалось на корабле, проходящем над местом, где находился монастырь. Его Преосвященству сослужили секретарь Рыбинской епархии , настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Рыбинск протоиерей Василий Денисов, руководитель молодежного отдела Рыбинской епархии, клирик Спасо-Преображенского собора иерей Иоанн Перевезенцев, духовенство Рыбинской епархии. В Афанасиевской обители находился почитаемый Тихвинский образ Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, икону принес из Ярославля как отцовское благословение мологский князь Михаил Давидович. После революции 1917 года икону забрали из монастыря и поместили в мологский музей. Затем началась кампания по изъятию из музеев предметов из металла, и икона пропала. Первая Божественная литургия над затопленными святынями Мологской земли была совершена в 2012 году. Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей выселили, а к 1947 году территория города была полностью затоплена. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища было разрушено и затоплено около 800 сел и деревень. Под водами Рыбинского водохранилища оказались более 50 храмов и 6 монастырей, среди которых: Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке; Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны; Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги близ г. Углича. Рыбинская епархия /Патриархия.ru                         Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4558735...

В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались. Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье. 6 Что за братья-князья покоятся в монастыре? В церкви во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом находятся мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого и благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского. Иоанну было 13 лет от роду (по другим данным, 16), а Димитрию — 12, когда их дядя, великий князь московский Иван III, опасаясь междоусобиц и желая утвердить в государстве единодержавие, заковал племянников в цепи и сослал в заточение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Случилось это в конце XV века. Арест сыновей князя Андрея Васильевича. Лицевой летописный свод Княжичи, виновные лишь в том, что родились в семье, впавшей в немилость у знатного родственника, лишились родителей и провели в тюрьме всю оставшуюся жизнь. Иоанн, дожив в заключении до 45 лет и проведя в темнице 32 года, перед кончиной принял схиму с именем Игнатий. Это было 19 мая 1522 года. У гроба благоверного князя Игнатия стали происходить исцеления. Князь Димитрий пробыл в заключении почти пятьдесят лет и, забытый всеми, умер в тюрьме. Оковы с него сняли только в последний год жизни. Погребен Димитрий Андреевич был в Спасо-Прилуцком монастыре при ногах брата. 7 Как живет обитель в наше время? Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Боголюбивая Душа любит богослужение и хочет благолепия церковного для своего утешения и для других христиан, и потому она так усердствует в деле построения святых храмов Божиих. Нам представляется, что строитель и радетель Божиих храмов древне-русский князь и собирающий лепты на построение и благоустроение тех же храмов народный представитель дядя Влас, который так художественно изображен у нашего поэта Некрасова, есть один и тот же православно – русский тип, но только в разных исторических и общественных широтах. Истинная молитва и благочестие у наших прославленных угодников Божиих не отменно сопровождается: чистотой духа и целомудрием, кротостью и справедливостью, почитанием старших, усердием об упокоении странников, нищих и всяких бедных. Св. княгиня Иулиания Вяземская и прав. Василий Мангазейский для сохранения своего целомудрия и чистоты не пожалели жизни своей. Свв. князья Давид Муромский и Андрей Боголюбский отличались строгой справедливостью и вместе с тем сострадательностью. О св. князе Давиде в житийной по повести сделано такое замечание: «имяше обычай всегда приходити к старшему брату на поклонение». Подобное сообщается и о других святых князьях. Кротко переносил огорчения от всех братьев и от тещи св. князь Феодор Ярославский. Св. князь Роман Угличский устроил у себя богадельни и странноприимные дома и содержал их, почему народ сходился к нему и из других княжеств. Праведная Иулиания Лазаревская кротко переносила нападения в доме своей тетки, своих слуг называла по имени и отчеству и в высшей степени была милосердна к бедным, так что сама из-за этого часто терпела нужду. Св. князь Иоанн Угличский пробыл в тюремном заключены 32 года: его каждую минуту могло освободить от тюрьмы принятие монашества, и он тяготел к иночеству всею своею душей, однако он не принимал монашества единственно ради того, чтобы не оставить в тюрьме и без поддержки своего родного брата, который к монашеству не был расположен и не мог последовать его примеру. К имуществу своему наши святые относились с совершенным беспристрастием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Освящение церкви во имя Святителя Николая Чудотворца было совершено 19 декабря 1899 года благочинным Рыбинского уезда церкви села Панфилово иереем Константином Поповым в сослужении священников рыбинской домовой церкви иерея Димитрия Попова, церкви села Фефилово Романово-Борисоглебского уезда иерея Димитрия Ржевского и церкви села Воздвиженского на Волге того же уезда иерея Сергия Воскресенского. В январе 1900 года по благословению Преосвященнейшего Иоаникия, епископа Угличского викария Ярославской епархии к церкви был перемещен священник церкви погоста Кадановского Угличского уезда Иоанн Соколов, в обязанности которого, также, вменялось исполнение и учительской должности. С этого времени в церкви началось совершение богослужений, а открытие школы было отложено на начало учебного года. Обязанности псаломщика при церкви исполнял знающий церковное пение и чтение служащий фабрики Кураганов. В августе этого же 1900 года, по прошению администрации фабрики, совместно со священником новой церкви резолюцией епископа Иоаникия при церкви была учреждена вакансия псаломщика, на которую был определен бывший послушник ярославского Афанасьевского монастыря Павел Спасский. К началу нового учебного года, благодаря усердию управляющего фабрики Ивана Ивановича Штыркина, было приготовлено помещение школы и все необходимое для классных занятий. Классная комната имела длину - 9,95 метра, ширину - 8,53 метра и высоту 3,59 метра. С церковью класс соединялся аркою, которая на время занятий перекрывалась створчатыми дверями, освещался он большими окнами - по три с каждой стороны. При входе в класс была устроена тесовая перегородка, за которой с правой стороны находилась комната учителя, а с левой - раздевалка для учащихся. На средства служащих и рабочих школы была снабжена в достаточном количестве книгами и учебными пособиями, а для внеклассного чтения выписана " Приходская библиотека " издателя В.И. Шемякина. К открытию школы, в неё записалось 28 мальчиков и 23 девочки, кроме того для вечерних занятий были записаны ещё 22 мальчика и 8 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=39928

Угличские церкви закрывались одна за другой, уже в 1920-х гг. начались разрушения. В больших усилиях Предтеченский храм продержался дольше других и, может, остался бы, но в Углич в 1935 г. пришел Волгострой, и началось строительство ГЭС. В связи с этим он и два других были закрыты. Так оборвалась более чем двухсотлетняя история каменного храма. Но жизнь продолжалась. К счастью, Предтеченскую церковь как особо ценный памятник архитектуры не разрушили - в отличие от других 15 храмов. Но могли - в темные 30-е гг. мало считались с ценностью святынь, и в том же Угличе под ударами вандалов падали не менее ценные храмы и другие памятники русской культуры. Так или иначе, церковь уцелела и по-прежнему радовала глаз. В 1961-1970 гг. была отреставрирована по проекту архитектора С.Е. Новикова. При этом были устранены повреждения, возвращен пострадавший от времени и перестроек первоначальный облик. Снаружи было еще ничего, но внутри - то, что следует называть мерзостью запустения. Ведь церковь после закрытия превратили в склад, не пощадили убранство, утварь, резьбу иконостасов. Только, к счастью, судьба имущества Предтеченского храма была иной, чем подавляющего большинства - многие ценные иконы и утварь не были уничтожены и вывезены за пределы Углича, а целостным комплексом поступили в его музей и до сих пор радуют глаз, свидетельствуя о прежнем богатстве Углича, искусстве мастеров и рвении горожан на благо города, а также о тяжести утрат, понесенных в XX веке. Ведь не менее ценными собраниями, несомненно, обладали и другие угличские храмы. В иконостасах Предтеченской церкви стояли такие замечательные иконы как " Никола " конца XV - начала XVI века, " Симеон Столпник с житием " первой трети XVII века, " Иоанн Предтеча Ангел Пустыни " рубежа XVII - XVIII веков и другие, ныне составляющие гордость экспозиции Угличского музея. В настоящее время храм передан в ведение Воскресенского мужского монастыря. Начата его реставрация. Трудно поверить, что еще семь десятилетий назад в храме шли службы, и он блистал красотой. Ныне уцелели лишь фасады, а интерьеры целиком принадлежат цивилизованному XX веку. Мощи младенца Иоанна Чеполосова, за время жизни храма открывавшиеся несколько раз, в последний раз были обретены при реставрации. Позднее их перенесли в Корсунский храм, где они почивают и сейчас. Поклониться им приходят многие люди. Может быть и Предтеченский храм, одна из красивейших и древнейших церквей города, когда-нибудь возродится, и будет вновь радовать угличан и гостей города.

http://sobory.ru/article/?object=00227

И еще повелел царь устроить празднество светлое и сложить торжественное песнопение во славу и хвалу дающему благодать Богу и на память сему новому праведному венценосцу, благоверному царевичу князю Димитрию. Принесены же были мощи его из града Углича в царствующий град Москву в лето 7114-е (1606) июня в 3-й день, на память святого мученика Лукиана, а по убиении его в 15-е лето. А это по-проложному. В тот же день. Убиение благоверного царевича князя Димитрия, Угличского и Московского и всея России нового чудотворца Сей благоверный царевич, князь Димитрий Иоаннович, родился от благочестивого корня, царя и великого князя всея Руси Иоанна Васильевича. И когда царь Иоанн Васильевич, подержав долгие годы скипетр Российского государства, от сего жития в жизнь вечную преставился, этот сын его, царевич князь Димитрий, остался младенцем, от рождения своего полутора лет; и по действу диавольскому, повелением некоего из их царского синклита, по имени Борис Годунов, был он из-за властолюбия и зависти убит в удельном своем городе Угличе в лето 7099-е , мая в 15-й день, на память преподобного отца нашего Пахомия Великого , а от рождения своего в 9-е лето, – был заколот ножом и погребен в том же удельном своем городе Угличе, во храме боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа. И так такою жестокой неподобающей смертью скончался и взошел ко Христу, радуясь, приняв с мучениками радование и с ангелами ликование. И в 15-е лето по убиении его повелением и советом благочестивого царя и великого князя Василия и кир патриарха Гермогена были принесены мощи его от града Углича в царствующий град Москву, целы и нетленны, в лето 7114-е (1606), июня в 3-й день, на память святого мученика Лукиана, и были положены в соборной церкви Архистратига Михаила, которую и ныне можно видеть близ царского двора. И когда мощи были принесены, тогда в те дни многие от различных недугов исцелились о Христе Иисусе, Господе нашем, которому слава со Отцом и со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться. Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть. В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки - 12 дней, масленица - неделя, пасхальные торжества - неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами. Отличие наших праздников от упомянутого западного дня - радостная добрая улыбка, щедрая душа и - главное - чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл. Это день памяти убиенного царевича Димитрия Угличского. Так уместен ли в этот день зловещий карнавал? Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/01/po...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010