Именно к этому разряду принадлежит решение Хайдеггера, которое он представил в своем докладе " Феноменология и теология " (1927), посвященном Рудольфу Бультману, своему близкому собеседнику тех лет. Как некогда у Иоанна Солсберийского, философия и теология здесь не имеют общей почвы и общего пространства, на котором они могли бы встретиться и войти в конфликт. Хайдеггер размещает теологию в сфере онтического, той же, где пребывает научное познание, - ибо теологию он определяет как " науку веры " (вкладывая в эту формулу целый ряд смыслов: это наука и о том, во что веруют, и о том, как действуют, веруя; это также " понятийная интерпретация христианского существования " , и т.п.). Сфера же философии - онтологическое, и в этой сфере - радикально иная конституция и иная речь. Раскрывая иное измерение предмета, речь философии может действовать как " онтологический корректив онтического содержания основных теологических понятий " - однако такая функция для нее не является необходимой и не создает какой-либо внутренней связи между философией и теологией; напротив, " не существует ничего такого, как " христианская философия " , это было бы попросту деревянное железо " [ 3 ]. В русской литературе эту позицию Хайдеггера анализирует и поддерживает В.В. Бибихин; со стороны же теологии (протестантской) к ней присоединяется П. Тиллих. По Тиллиху, " философия занимается строением бытия в его отношении к себе; теология занимается значением бытия для нас " [ 4 ], - и в этом тезисе нетрудно опознать вариацию на заданную Хайдеггером тему " Философия и теология как онтологическое и онтическое " . Итоговым же выводом Тиллиха служит четкая формулировка парадигмы независимости: " Итак, между философией и теологией не существует ни столкновения, ни синтеза, ибо ... отсутствует общая основа " [ 5 ]. Можно, впрочем, уловить в позиции Хайдеггера (и за ним Тиллиха) также и элемент, оттенок античного включения теологии в философию - ибо есть несомненное ценностное и сущностное первенство онтологического перед онтическим, " бытия в себе " перед " бытием для нас " ; второе может рассматриваться как своеобразный вторичный, " прикладной " аспект первого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1478...

Культура шаровидных амфор находилась, в основном, на стадии неолита – металлические, медные изделия встречаются редко. Частыми находками являются украшения из янтаря. О синкретическом характере этой культуры говорит большое разнообразие могильников и погребальных обрядов: практиковались и кремация, и трупоположение, покойников хоронили и в простых ямах, и в каменных ящиках, над могилами насыпали курганы или оставляли их без каких бы то ни было наземных сооружений, найдены, как одиночные, так и групповые захоронения. На западе и в центре Европы на рубеже 3 и 2 тысячелетий существовала еще одна, родственная культурам шнуровой керамики и шаровидных амфор, культура колоколовидных кубков. У нее было три основных ареала: один охватывал юг Польши, Саксонию, Венгрию, Моравию, Чехию, Австрию и Баварию, другой – устье Рейна, Голландию, Англию, Бретань, запад и юг Франции, Португалию, третий – Сардинию и Сицилию. Название культуры связано с частыми находками в местах ее распространения, отличающихся особым изяществом керамических кубков, напоминающих по форме колокола и украшенных шнуровым орнаментом. В раскопках обнаружено большое число изделий из меди: кинжалов, ножей, украшений. Носители этой культуры были, по преимуществу, скотоводами и имели конские табуны – костные остатки этих животных решительно преобладают в фаунистическом материале, обнаруженном при раскопках, проведенных на территории Венгрии по берегам Дуная. Помимо лошадей, разводили коров, доля свиней и овец в их стадах незначительна. Их оружием был лук. Носители этой культуры были рассеяны среди преобладающей массы оседлых земледельцев, но, вероятно, господствовали над ними. В Португалии, Бретани и Англии преобладают групповые захоронения мегалитического типа, в центральноевропейском регионе этой культуры, могильники лишены курганов – покойников погребали в скорченном виде, применялась, также, кремация. Вторжение носителей культуры колоколовидных кубков в Англию, в конце третьего тысячелетия потеснило, но не уничтожило сложившуюся на юго-западе острова, на Солсберийской равнине, древнюю мегалитическую культуру, центром которой было городище Уиндмилл-Хилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С «К. п.» не следует путать Кларендонскую ассизу (1166), изданную кор. Генрихом II в том же замке Кларендон,- инструкцию королевским разъездным судьям. Она ограничивала использование в судебном производстве ордалий и переводила все тяжкие уголовные преступления в компетенцию королевского суда, в котором применялся инквизиционный процесс, т. е. расследование с привлечением свидетелей (присяжных). Кларендонская ассиза способствовала распространению системы «общего права» в Англии. Ист.: Materials for the History of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury/Ed. J. C. Robertson, J. B. Sheppard. L., 1875-1885. 7 vol.; Памятники истории Англии XI-XIII вв./Пер. и введ.: Д. М. Петрушевский. М., 1936. C. 71-76; Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock, M. Brett, C. N. L. Brooke. P. 852-893; The Correspondence of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury (1162-1170)/Ed. A. J. Duggan. Oxf.; N. Y., 2000. 2 vol. Лит.: Петрушевский Д. М. Очерки из истории англ. гос-ва и общества в ср. века. М., 19374; Saltman A. Two Early Collections of the Becket Correspondence and of other Contemporary Documents//Bulletin of the Institute of Historical Research. L., 1949. Vol. 22. N 66. P. 152-157; Knowles D., Duggan A. J., Brooke C. N. L. Henry II " s Supplement to the Constitutions of Clarendon//EHR. 1972. Vol. 87. P. 757-771; Duggan A. J. Thomas Becket: A Textual History of His Letters. Oxf., 1980; eadem. «Ne in dubium»: The Official Record of Henry II " s Reconciliation at Avaranches, 21 May 1172//EHR. 2000. Vol. 115. P. 643-658; eadem. Henry II, the English Church and the Papacy, 1154-1176//Henry II: New Interpretations/Ed. C. Harper-Bill, N. Vincent. Woodbridge, 2007. P. 154-183; eadem. Roman, Canon and Common Law in 12th-Cent. England: The Council of Northampton (1164) re-examined//Historical Research. L.; Oxf., 2010. Vol. 83. P. 379-409; Duggan A. J., Duggan C. Ralph de Diceto, Henry II and Becket (with an Appendix on Decretal Letters)//Authority and Power: Studies on Medieval Law and Government Presented to W. Ullman on his 70th Birthday/Ed. B. Tierney, P. A. Linehan. Camb., 1980. P. 59-81; Barlow F. Thomas Becket. L., 1986; White G. J. Restoration and Reform, 1153-1165: Recovery from Civil War in England. Camb., 2000; Staunton M. Thomas Becket and his Biographers. Woodbridge, 2006; Hudson J. Constitutions of Clarendon, Clause 3, and Henry II " s Reforms of Law and Administration//Laws, Lawyers and Texts: Studies in Medieval Legal History in Honour of P. Brand/Ed. S. Jenks et al. Leiden, 2012. P. 1-20; Гладков А. К. Дипломатические миссии Иоанна Солсберийского и кризис в англ. церкви (1162-1170 гг.)//УЗ Казанского ун-та. Сер. Гуманит. науки. Каз., 2013. Вып. 3. С. 245-255.

http://pravenc.ru/text/1841263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭРНЕТ [Бернет, Бёрнет; англ. Burnet] Гилберт (18.09.1643, Эдинбург - 17.03.1715, Лондон), еп. Солсберийский, шотл. и англ. церковный деятель, историк. В 1665 г. Б. был рукоположен во пресвитера Шотландской Епископальной Церкви и назначен на приход в Солтоне. В это время им была написана и разослана епископам «Записка против злоупотреблений епископов» (Memorial against Abuses of Bishops. L., 1667), в к-рой содержалась критика церковных властей за несоответствие апостольскому идеалу. Архиеп. Шарп угрожал Б. отлучением от церкви, но большинство епископов с ним не согласились. Свои либеральные принципы церковного управления Б. выразил в соч. «Честный и свободный разговор между конформистом и нонконформистом» (Modest and Free conference between a Conformist and a Non-conformist. L., 1669). В 1669 г. он возглавил кафедру теологии в ун-те Глазго. На основе архивных материалов составил мемуары герц. Гамильтона (Memoirs of the Duke of Hamilton. L., 1676), написал труд «Защита власти, законов и устройства Шотландской Церкви и государства» (Vindication of the Authority, Laws and Constitution of the Church and State of Scotland. L., 1673), в к-ром доказывал правильность епископального устройства Церкви. В 1672-1673 гг. был капелланом кор. Карла II , со стороны к-рого пользовался доверием, но вскоре был лишен этой должности за поддержку плана ограничения привилегий двора, в свою очередь отверг предложенную ему монархом Чичестерскую кафедру. В 1682 г. Б. опубликовал трактат «История прав государей располагать церковными бенефициями» (History of the Rights of Princes in the Disposing of Ecclesiastical Benefices. L., 1682); в 1683 г. написал неск. трактатов против папской власти и сделал англ. перевод «Утопии» Т. Мора и послания генеральной ассамблеи франц. духовенства, адресованного протестантам. В том же году Б. посетил Францию и был принят Людовиком XIV. Антикатолические памфлеты Б. снискали ему немилость у кор. Якова I , и ему было запрещено проповедовать (1684).

http://pravenc.ru/text/153765.html

Так, северогерманский хронист Адам Бременский (ум. после 1081), каноник кафедрального собора в Бремене (с 1068 г.) и преподаватель училища при соборе (magister scholarum) 141 , закончил около 1075 г. «Деяния епископов Гамбургской церкви» в 4–х кн. (Gesta hammaburgensis ecclesiaepontificum) 142 – ценный источник по истории, быту, культуре, географии скандинавов и западных славян, по истории славяно–германских отношений и северной христианской миссии в 788–1072 гг. 143 Датский историк, священник Саксон Грамматик (ок. 1150 – между 1201 и 1222), о жизни которого почти ничего не известно, по поручению архиепископа Лундского Абсалона (у коего, возможно, служил секретарем) составил одну из первых датских хроник на латинском языке – «Деяния датчан» (Gesta Danorum) в 16–ти кн. Вначале предполагалось, что книга должна быть посвящена времени жизни Абсалона, однако впоследствии она разрослась в широкое повествование об истории датчан начиная с мифических времен 144 . В литературе считается, что в латинской историографии «разделение, во–первых, между теологией и историей и, во–вторых, между историей как таковой и историей Церкви наметилось только в ходе григорианской реформы... Тогда же возникает и сохранявшаяся впоследствии тенденция слишком тесно привязывать историю Церкви к истории папства» 145 . В русле этой тенденции находятся Historia Pontificalis («История Св. Престола») Джона из Сэлисбери (ок. 1115–1180) и Historia ecclesiastica nova («Новая церковная история») Варфоломея Луккского (ок. 1227 – ок. 1327). Известный английский историк и философ своего времени Джон из Сэлисбери, или Солсберийский (по прозвищу Парвус) 146 , составил Historia Pontificalis, где описывает то, чему был свидетелем при папском дворе начиная с 1143 г. 147 В своей истории он идет по стопам кентерберийского монаха и автора жития св. Ансельма Эдмера, который не углублялся в древности и писал историю событий, ему современных. Джон предоставляет читателю самому разбираться в истории человечества от Всемирного потопа до 12 в. и останавливается именно на последнем 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пресв. Девы Марии в И. вместе с десятиной, а также доход от пожертвований мон-рю. После проведенных изменений монашеская община была преобразована в кафедральный приорат каноников во главе с приором, к-рого назначал епископ. Поскольку епископ являлся настоятелем мон-ря, теоретически приор и братия имели право его избирать, однако на практике большинство епископов назначались королем, а выборы, проведенные в мон-ре, игнорировались. После смерти Гервея (1131) епископская кафедра в И. оставалась вакантной до 1133 г., когда ее занял казначей кор. Генриха I, Ниджел. Он много времени проводил при дворе, а для управления еп-ством назначил клирика Ранульфа Солсберийского, деятельность к-рого вызвала недовольство монахов. В начале правления кор. Стефана (1135-1154) Ранульф был обвинен в организации заговора и бежал из страны. Несмотря на то что еп. Ниджел вернул монахам владения, отнятые Ранульфом, конфликт между епископом и общиной не был исчерпан. Он нашел отражение в «Илийской книге», своеобразной «хронике-картулярии», написанной в И. в неск. приемов между 1131 и 1174 гг. Составитель данного текста подверг суровой критике еп. Ниджела, обвинив его в присвоении прав и владений монахов. В 1164 г. у Ниджела случился удар (воспринятый монахами как кара Божия), от к-рого он так и не оправился вплоть до смерти в 1169 г. В 1189 г. епископом И. стал Вильгельм Лонгшан, канцлер и юстициарий кор. Ричарда I (1189-1199). Однако, потерпев поражение в борьбе за власть, развернувшейся после того, как король отправился в 3-й крестовый поход, Вильгельм Лонгшан был вынужден в 1191 г. покинуть Англию. Впрочем, и вернувшись на родину вместе с кор. Ричардом в 1194 г., он занимался прежде всего адм. и дипломатическими вопросами, не уделяя еп-ству И. серьезного внимания. В 1198 г., когда в мон-ре не было ни епископа, ни приора, монахам позволили самим выбрать настоятеля (привилегия монахов И. избирать приора была подтверждена в 1229 буллой папы Григория IX ). В XIII в., в периоды, когда епископская кафедра оказывалась вакантной, все имущество мон-ря отходило королю.

http://pravenc.ru/text/389245.html

Лондонский еп. Дж. Стоксли настоял на том, чтобы Л. прибыл в город и предстал перед Верхней палатой конвокации. На следствии Л. высказался против догмата о существовании чистилища и необходимости поклонения святым, за что был заключен в тюрьму. Позиции Л. существенно укрепились после того, как Кранмер стал главой англ. духовенства - архиепископом Кентерберийским (1533). Росту популярности Л. способствовало его участие в теологическом диспуте с известным католич. проповедником У. Хаббердином (Бристоль, 1533). Определяющим событием в развитии Реформации в Англии стало принятие парламентом Акта о супрематии (Act of Supremacy, 1534), согласно к-рому король становился главой Церкви и собственником ее земельных владений. Л. получил от Кранмера специальное разрешение проповедовать в Кентербери и при дворе, а с 1535 г. возглавил Вустерскую епархию. В марте 1536 г. вместе с Кранмером и Н. Шакстоном допрашивал еретиков по поручению короля и во время беседы с Генрихом VIII обратил его внимание на нужды бедных (Sermons and Remains. 1844. Vol. 1. P. 93); бедственное положение крестьян способствовало росту волнений в Линкольншире и Йоркшире. В 1536 г. была созвана конвокация с целью обсуждения и принятия 1-го англикан. вероучительного документа. На открытии конвокации Л. выступил с проповедью, осуждавшей догмат о чистилище и почитание икон, как не соответствующие Слову Божию. Проповедь была произнесена на латинском языке, впосл. переведена на английский и многократно переиздавалась. Л. принимал активное участие в дебатах, представляя вместе с Т. Гудричем, еп. Илийским, Н. Шакстоном, еп. Солсберийским, Э. Фоксом, еп. Херефордским, Дж. Хилзи, еп. Рочестерским, У. Барлоу, еп. Сент-Дейвидским, группу последовательных сторонников церковных реформ, возглавляемую Кранмером. В ходе ожесточенных споров были выработаны основные положения «Десяти статей», но Л. был недоволен результатом. В одной из проповедей он говорил: «Это какая-то смесь и всякая всячина; я не могу даже сказать, что это такое: отчасти папизм, отчасти истинная религия, смешанные между собою...», назвав то, что они сделали, «месивом из Евангелия» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463169.html

Он ухитрялся писать об этике, не читая трудов И. Канта и произведений Джона Стюарта Милля. Истоки концепции Спенсера следует искать в идеях английских естествоиспытателей того времени, представителей английской политической экономии, а также в социологическом учении О. Конта. Теория модернизации – современный вариант эволюционизма. Теория эволюционизма Герберта Спенсера и ее современный вариант (теория модернизации) основаны на том предположении, что поступательное развитие, несмотря на все препятствия, встречающиеся на его пути, постепенно и неизбежно приводит общество к более совершенному состоянию . Современные западные общества в свете этой концепции видят себя в роли миссионеров, которые помогают отсталым странам (во времена Герберта Спенсера в роли отстающих были английские заморские колонии), чтобы те продвинулись на более высокую ступень развития, которую они не в силах освоить без посторонней помощи. Авторы сборника неоднократно напоминают о том, что Россия сегодня получает нравоучительные рецепты модернизации не просто так, но в обмен на согласие российских властей закрыть глаза на расхищение российского национального достояния представителями стран Запада. И этот обмен продолжается уже более двух десятилетий. Бартерные сделки такого типа для Запада, несомненно, являются исключительно выгодными. Спенсера также считают основоположником органической школы в социологии, однако если рассматривать это направление применительно к государству, то органическая школа не была его открытием. Она идет от Плутарха через Иоанна Солсберийского к Гоббсу с его представлением о Левиафане как гигантском животном организме. Дань сопоставлению государства с организмом отдал и Платон. Спенсер внес в эту традицию кое-что новое: он отказался от сравнения государства с человеческим телом, характерного для Платона и превалировавшего у Гоббса, несмотря на образ Левиафана, и уподобил человеческое общество организму животных. Следует, однако, отметить, что органическая теория Спенсера основывается не столько на научных доказательствах, сколько на простой аналогии, которая оказывается неубедительной и должна была быть отброшена при дальнейшем развитии науки.

http://pravoslavie.ru/70510.html

Страшную надпись в соборе св. Патрика — Честертон имеет в виду эпитафию Свифта (1667—1745), который заготовил ее сам для себя: «Ubi saeva indignatio ulterius cor lacerare nequit» («Когда лютое негодование уже не смогло терзать сердце»). 93 …Лили, Лолли и Джек — Сьюзен–Мэри (р. 1866), Элизабет (р. 1867) и Джон (1871–1957). 94 Джон Батлер Иейтс (1839—1922) — их отец, художник. 95 Лорд Солсбери (Роберт Артур Толбот, маркиз Солсберийский) (1830—1903) — лидер консерваторов после смерти Б. Дизраэли (см. ниже); в 1886—1892 и 1895—1902 гг. был премьер–министром. 96 Томас Генри Гексли (1825—1895) — один из первых дарвинистов. 97 Арчи Макгрегор — приятель Честертона. Лет его жизни узнать не удалось, зато известно, что в определенной мере он был прототипом Люциана Грегори из «Человека, который был Четвергом». 98 Защищал Навуфея — см 3 Книгу Царств, гл. XXI. 99 Хенли, Колвин — см. выше. 100 Спорили о теле Стивенсоновом — парафраза библейского стиха «споря о теле Моисеевом» (Иуд 1:9). 101 Сент Джон Хенкин (1869—1909) — драматург, писавший о жизни лондонских обывателей. 102 Анни Безант (1847—1933) — одна из первых адепток Блаватской, после ее смерти — президент Теософского общества. В отличие от своей наставницы, активно боролась за самоуправление Индии. 103 Елена Петровна Блаватская (1831—1891) — основательница теософии, особого мистического учения, претендующего на владение оккультными тайнами Востока, в основном, — Индии. Сама Блаватская родом из России. 104 Исида — египетская богиня, чей культ необычайно распространился в эллинистической и римской империи. Теософы пытались его возродить, полагая, что способны «проникнуть за покров Исиды», к оккультным знаниям. 105 Майя — одно из основных понятий индуизма, обозначающего, примерно, иллюзорность бытия. 106 Ens — понятие св. Фомы Аквинского (1225/26—1274), утверждающее бытийственность тварного мира, т. е. прямо противоположное понятию майи. 107 Джордж Бернард Шоу (1856—1950) — писатель, критик и драматург, ирландец по происхождению, хотя, как и Уайльд — из протестантской, а не из католической семьи. Г. К. Честертон написал о нем книгу (1908) и несколько статей. Бывали между ними и публичные диспуты. 108

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Мартин расширяет круг своих знакомств и увеличивает запас познаний; ему представляется прекрасный случай сравнить свой опыт с опытом молодчины Нэда со Скорого Солсберийского, известным ему со слов его друга, мистера Вильяма Симмонса.   Для Мартина характерно, что весь этот день он или совершенно забывал о Марке Тэпли, как будто того и на свете не было, или, если фигура этого джентльмена возникала на минуту перед его умственным взором, отмахивался от нее, как от чего-то такого, что вовсе не к спеху, чем можно будет заняться со временем и что может подождать, пока у него выберется досуг. Но теперь, когда он снова очутился на улице, ему пришло в голову как нечто вполне возможное, что мистеру Тэпли, пожалуй, в конце концов надоест ждать на пороге редакции «Нью-йоркского скандалиста»; поэтому он сказал своему новому знакомому, что если ему безразлично, в каком направлении идти, он был бы очень рад развязаться с этим делом. — Кстати, говоря о делах, — добавил Мартин, — позвольте мне тоже задать вопрос, чтобы не отстать от американцев: у вас в городе постоянные дела или вы приезжий, так же как и я? — Приезжий, — отвечал его знакомый. — Я родился в штате Массачусетс и постоянно живу там. Моя родина — тихий провинциальный городок. Я не часто бываю в деловых центрах, и близкое знакомство не расположило меня в их пользу, уверяю вас. — Вы бывали за границей? — спросил Мартин. — О да. — И, как большинство путешественников, еще больше полюбили родные места и родную страну? — сказал Мартин, глядя на него с любопытством. — Родные места — да, — ответил его знакомый, — родную страну, как отечество, — тоже да. — Вы подразумеваете какую-то оговорку, — сказал Мартин. — Ну что ж, — ответил его новый знакомый, — если вы спрашиваете, вернулся ли я с большим пристрастием к недостаткам моей родины; с большей любовью к тем людям, которые (за столько-то долларов в день) хотят прослыть ее друзьями; с большей терпимостью к распространению среди нас тех принципов в общественных и частных делах, защита которых, вне гнусной обстановки уголовного процесса, опозорила бы даже ваших английских крючкотворов из Олд-Бейли, — в таком случае я отвечу прямо: нет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010