41 Acta Sauct. Fabr. T. 3. п. 278. Вероятность того, что нападение Руссов на Грецию, описываемое в биографии, относится к Игорю, основывается на том, что опустошение пропонтиды Руссами по биографии Георгия и по описанию похода Игорева – совершенно одинаковы, да и св. Георгий скончался в начале 9 столетия. 42 Нестор по Лавр. сп. Иоанн Скилица: «Супруга русского князя, который вооруженным флотом ходил против Римлян, именем Ольга, по смерти мужа своего прибыла в Царьград, где, обнаружив искреннее желание принять истинную веру, была крещена, и возвратилась домой, быв удостоена приличных ей почестей». Annal. Curop p. 63.То же – Зонара Annal. p. 152 и Кедрин. О других см. пр. 29. 30. 43 В сербском Прологе 13 в. «Сподобися св. крещения от Патриарха и приимши от него крест, прииде в свою землю, иже ныне стоит в Киеве в св. Софии, в алтаре на десной стороне, имея письмена: обновися в русстей земли крест от Ольги благоверные княгине, матери Святославле» (Востокова Опис. Муз. 453). В печатном Прологе чтение изменено. Карамзин (1. пр. 382) говорит: «Сего креста нет и никто не слыхал о нем в Киеве». Что его нет, это правда: но не правда, что никто не слыхал о нем прежде, когда знали и в Сербии. Еще М. Иларион в похвале Владимиру говорит: «Ты же и бабка твоя Ольга, принесшая крест из нового Иерусалима, из Константинограда, и поставившая его в земле своей, вы утвердили веру». 44 Архиеп. Антоний видел это блюдо в констант. Софийском храме: «И блюдо велико служебное Ольги русской, когда взяла дань, ходивши к Царюграду. В блюде же Ольгине камень драгий; на том же камне написан Христос, и от того Христа емлют печати людие на все добро. У того же блюда все по верхови жемчугом учинено». Ркп. пут. Антония. 45 Нестор относит к 955 году. Но 9 сентября в среду и 18 октября воскресенье, когда, по свидетельству Импер. Константина, Ольга угощаема была во дворе, могли быть не иначе как в 957 году. Описание Константина в русск. перев. у Арцыбышева I, 31. 32. Летопись ошибается и в имени Императора, называя его Цимисхием. Сл. Собр. Летоп. Т. 4, стр. 173,174.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прежде чем стать митрополитом, Д., по его словам, занимался юридической работой: в течение 17 лет занимал должность квестора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 366), т. е. судьи высшего суда Византийской империи. Вероятно, именно из-за высокой юридической квалификации Д. пользовался впосл. расположением имп. Романа III Аргира , к-рый в 1029 г. возвел его и 2 др. митрополитов в ранг синкелла (с X в. этот титул приобрел государственно-правовое значение: так стал именоваться член сената, назначаемый императором из числа клириков), о чем сообщают Иоанн Скилица и Георгий Кедрин ( Scyl. Hist. Roman. 3. 1; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 478). В мае 1030 г. Д. был участником Собора против яковитов в Мелитине и подписал томос, направленный против данной ереси (RegPatr, N 839). В апр. 1032 г. к-польский патриарший синод утвердил этот томос, издав специальное постановление, содержащее только подписи архиереев (RegPatr, N 840; по мнению В. Грюмеля, такой акт, подписанный в числе проч. Антиохийским патриархом Илией II , был необходим из-за попыток его предшественника вести переговоры с яковитами). В 1037 г. Д. совместно с митрополитами Никомидии, Сиды и Анкиры выступил против патриарха Алексия Студита. Оппозиционеры добивались признания неканоничными выборов этого патриарха, желая низложить его и возвести на патриаршую кафедру Иоанна Орфанотрофа - брата имп. Михаила IV Пафлагонца ( Scyl. Hist. Michail. 4. 12; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 517). Эта попытка потерпела неудачу: патриарх заявил, что в случае его низложения должны быть лишены сана все рукоположенные им митрополиты и анафематствованы 3 императора, к-рых он венчал на царство (RegPatr, N 842). Тем не менее Д. сохранил свой высокий статус. В сент. 1039 г. он принял участие в заседании патриаршего синода, где вновь обсуждались вопросы, связанные с яковитами, на этот раз - с их браками, наследованием имущества и свидетельскими показаниями (RegPatr, N 846). Д. пережил патриарха Алексия Студита († в 1043) и оставался митр. Кизическим при патриархе Михаиле I Кируларии . В этот период Д., как видно из посвященной ему поэмы Христофора Митилинского , заболел подагрой ( Kurtz. 1903). Престарелый и больной, Д. теперь поддерживал патриарха в его стремлении к сильной единоличной церковной власти (см., напр.: Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062). Д. скончался до 1054 г., поскольку в этом году в работе патриаршего синода уже участвовал новый митрополит Кизический - Феофан (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Как человек, выдающийся своей ученостью, он был при Романе Аргире из синкелла сделан митрополитом города Кизика в провинции Геллеспонте, на малоазийском берегу Геллеспонта 1776 . Он пользовался большим уважением современников. Один из лучших византийских поэтов, Христофор Митилекский, проконсул, патриций и судья, адресовал ему сочувственное стихотворение, из которого мы узнаем, что Димитрий страдал подагрой 1777 . Может быть этот же Димитрий есть также и тот Димитрий Кизический (Δημτριος τς Κυζκου), о котором упоминает Скилица (и Кедрин) в предисловии к своей хронике, как об историческом авторе 1778 . Мы знаем, что ему принадлежит историческая заметка «о Яковитах и Хацицарах» (χτζι, по-армянски крест), помещаемая в канонических сборниках и представляющая, вероятно, отрывок из более пространного труда 1779 . Кроме того Димитрию принадлежат три трактата по брачному праву: во-первых, рассуждение или мнение о запрещенных браках (μελτη или πμνημα περ κεκωλυμνων γμων), во-вторых, ответ говорящему, что брак между лицами, принадлежащими к трем родам, запрещен и неуместен (πντησις πρς τν λγοντα κεκωλυμνον εναι τν κ τριγενεας γμον κα συγχρητον) 1780 , и в-третьих, отрывок о браках «по близочеству», иногда с заглавием: περ γμων γνμη συνοδικ, напечатанный впервые профес. Павловым и принадлежащий по его предположению именно Димитрию Синкеллу 1781 . Первый из этих трактатов в одной схолии, написанной на поле, рекомендуется, как весьма необходимый и полезный (ς λαν ναγχαον τοτο κα χρσιμον) 1782 . Другая схолия свидетельствует, что некоторые приписывают этот трактат самому Евстафию патрицию, а большинство митрополиту Кизическому 1783 . Во втором трактате находится вышеприведенное выражение о том, что Димитрий был членом квесторского суда. Отрывок из третьего трактата помещен в Кормчей («того же собора») 1784 . 4. Иоанн Фракисийский. – Иоанну Фракисийскому 1785 принадлежит докладная записка, поданная императору Алексею Комнену в 1092 г., по поводу затруднений, возникших в судебной практике при введении в действие изданной незадолго перед тем (в 1084) новеллы об обручении 1786 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

334 Несколько далее в том же Катехизисе дается такой вопрос: «Без таковаго сложения триех перстов не возможно ли знаменатися всеми персты или единым?» В ответе опять идет речь сперва о трех перстах, а потом уже о двух, причем положению руки на челе, животе и пр. дается такое толкование, которое никак не приложимо к двуперстию, а прямо указывает на троеперстие (л. 7). 335 Эта Псалтирь печаталась с 9 сентября по 15 ноября 1641 г., когда патриарха не было: Иоасаф I умер, а Иосиф не был еще посвящен, и издана «повелением» царя. 341 В своем толковании на церковные службы Софроний говорит, что «благословение епископом народа после чтения евангелия указывает на будущее пришествие (Господа) в 6505 г., так как по числительному счетному употреблению персты (как они сложены для благословения) означают шесть раз пять тысяч» (см. у Голубин. К наш. полем. со стар., 175 стр., примеч. 3). 342 Св. Герман в своем сочинении «Тайноводственное созерцание церковных служб и обрядов» пишет: «Благословение архиереем народа указывает на будущее пришествие Христово чрез числительное употребление перстов, означающее число шесть тысяч пятисотое». Для получения же в ручном счете числа 6500, по свидетельству лат. писателя Беды († 736 г.) нужно сложить персты наподобие именословного перстосложения (Прав. Собес. 1858, II, 462–466). 343 Иоанн Скилица говорит, что когда константинопол. патр. Михаил Керулария скончался (в 1058 г.), то персты правой его руки, сложенные крестовидно, как обычно благословлять при возглашении народу мира, в этом положении и остались, не изменившись с омертвением тела (Голубин. К наш. полем. со старооб., стр. 175–176). 346 Свидетельство это заслуживает полного доверия, потому что Николай Малакс, хотя и не святой, но в Анфологионе, изданном Захарием Копыстенским в 1618 г., стоит в ряду других песнописцев и называется блаженным, а в Минее за ноябрь, напеч. при п. Филарете в 1623 г., литийная стихира, в службе ап. Андрею Первозванному, приписывается Малаксу. Против неё на поле напечатано: «творение Малакса» (л. 563, тоже в Минее 1610 г., л. 15 втор. сч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Г. А. Острогорский IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники Уже упоминавшаяся выше (с. 204) хроника Симеона Логофета , доходившая, по всей видимости, до смерти Романа Лакапина (948 г.), обнаруживает дружественную направленность по отношению к этому императору; в некоторых изводах этой чрезвычайно часто переписывавшейся хроники к основной части произведения в позднейшее время делались дополнения, которые доходят вплоть до второй половины XI в., а иногда и дальше, но по существу уже не имеют большого значения. Четвертая и последняя книга Иосифа Генесия описывает время Михаила III и Василия I. Будучи памятником официальной историографии Македонской династии, этот весьма важный с исторической точки зрения труд несет в себе ярко выраженную тенденцию прославления родоначальника Македонской династии и принижения убитого им Михаила III. То же относится и к хронике Продолжателя Феофана , четвертая книга которой, посвященная времени Михаила III, очень близка к Генесию и, по-видимому, восходит к общему источнику. В качестве пятой книги в этом компилятивном сочинении появляется собственноручно составленная императором Константином VII обширная биография его деда Василия I, которая имеет ярко выраженный панегирический характер. Шестая книга состоит из двух разнородных частей: первая (история Льва VI, Александра, время несовершеннолетия Константина VII, правление Романа I Лакапина и единодержавие Константина VII до 948 г.) списана с хроники Симеона Логофета и, таким образом, не имеет самостоятельного значения; с другой стороны, немалой ценностью обладает заключительная часть (основная часть о единодержавии Константина VII и неполная история Романа II) – сочинение хорошо осведомленного современника, возможно Феодора Дафнопата, чей исторический труд упоминает в своем прооймионе Скилица 467 . Взятие Фессалоники арабами в 904 г. описал очевидец событий священник Иоанн Каминиата 468 . Изложение военных предприятий Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия представлено в труде Льва Диакона , описавшего в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

276 Не была ли это графиня, упоминаемая в цеккамской хронике под 1162 годом и воевавшая тогда с Вильгельмом? По ненависти к Вильгельму она, вероятно, и позднее старалась вредить сицилийскому тирану, только в пользу не Фридерика, а Мануила. По крайней мере, по цеккамской хронике, архиепископ Христиан приехал в Италию уже в 1165 году и командовал алеманскими войсками до 1183 года. 277 Имя калифа, верховного правителя сарацинов, по Вильг. Тирскому (L. 19, с. 19) и Иакову Витриакскому (I. 1, с. 7), означает наследника, или преемника. Первым назвавшим себя калифом был преемник Магомета Абубекер. Впоследствии военная и гражданская власть султанов в Персии так усилились, что слово «калиф» оставалось почти пустым титулом – одним призраком суеверного благоговения перед наместником пророка. Carol. du Fresne ad h. I. 278 Никита слово σιλντιος λγος объясняет выражением κατηχητριος λγος. Такое же понятие соединяют с ним Феофан (р. 342, 358), Лев Грамматик (р. 448), Скилица (р. 399), Зонара (р. 146) и проч. В папской церкви силенциями назывались также секретариаты, или такие отделения во дворце папы, в которых составлялись собрания кардиналов для рассуждения о делах Церкви. Carol. du Fresn. ad h. I. Явно, что в этом смысле оно противополагалось тем рассуждениям, которые имели форму общего собеседования. Так объясняет это Iulianus Antecessor const. 56 § 199: hace constitutio jubet provocationes in consultationibus non tantum in amplissimis magistratibus, sed etiam omnibus senatoribus indici, ut totus senatus causas appellationum audiat: quamvis silentium tantum sine conventu senatoribus denuntiatum fuerit: silentio enim conventum esse videri. 279 Асикрит – a secretis или secretarius. Так в актах Собора (2, 4 и 12): Παλος EQ o(ο;) μεγαλοπρεπστατος EQ o(α;’)σηκρτος σεκρετριος βασιλικς. Латинские писатели иногда вместо à secretis говорили просто asecreta. Carolus Magn. I. 4. de cultu imag. c. 9: mox ut Leontius Asecreta conspexit etc. Первый из придворных секретарей назывался πρωτασηκρτις. Nicet. Paphlagon. in vita S. Ignatii patriarchae. Ср. также πρτιστος τEQ o(ω;˜)ν βασιλικEQ o(ω;˜)ν γραμματων. Nicephor. Breviar. p. 172; πρEQ o(ω;˜)τος τEQ o(ω;˜)ν βασιλικEQ o(ω;˜)ν EQ o(υ;)πογραφων Ignat. Diacon. in vita S. Nicepcori patriarchae Cp. n. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

57 Согласно Скилице (Скил., 379), послы от алеппского эмира прибыли не в Антиохию, а в Филомилий. Роман отказался прислушаться к голосу командиров своего войска и ответил отказом на мирные предложения арабов. 58 Иначе обстоятельства поражения войска Романа описывает Скилица (Скил., 380). Роман остановился лагерем в двух дневных переходах от Алеппо и выслал разведывательный отряд во главе с Львом Хиросфактом Этот отряд попал в засаду (возможно, Пселл переносит этот эпизод на все войско). Арабы блокировали лагерь Романа, лишив его воды и припасов Византийцы вынуждены были 10 августа 1030 г. бежать и искать спасения в Антиохии. 60 Пселл говорит о мировом Уме, учение о котором было развито философами-неоплатониками. Постижение мирового Ума невозможно с помощью логических и научных доводов (т. е. «низшей философии») и может осуществиться лишь путем «восхождения души» и мистического созерцания. 66 Сориты и утиды – виды силлогизмов. Пселл был большим знатоком логики. Ему принадлежит специальное сочинение по этому предмету, которое было переведено на латынь и сыграло немалую роль в развитии европейской средневековой логики. 67 Перивлепт – греч. Peribleptos. Перивлептский богородичный монастырь был расположен в юго-западной части города. 68 «Множество» – греч. to poikilon. Перевод небезусловен. Пселл не упускает случая похвастаться знанием математики. 70 Речь идет об Иоанне Орфанотрофе, родом из Пафлагонии. Иоанн при Романе III был препозитом, а после основания сиротского приюта в 1033/34 г. назначен его смотрителем, отсюда и его прозвище Орфанотроф – досл. «кормилец сирот». Подробно об Иоанне Орфанотрофе Пселл повествует ниже. 71 По сообщению Скилицы (Скил., 389), Роман заболел, отравленный Иоанном Орфанотрофом. Уже больного, его потчевали медленно действующим ядом Зоя и Михаил, 74 Преклонение – обычай поклонения императору, состоявший иногда в коленопреклонении, иногда простом поклоне и т.д. В XI в. преклонение было привилегией, отнюдь не для всех доступной. 75 Связанные с определенным ритуалом славословия были важным элементом процедуры провозглашения нового императора и даже обладали определенной юридической силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

После Георгия Монаха византийские хроники утратили свою основную типологическую черту – хронологическую шкалу, что резко отличает их от западноевропейских, восточных и русских сочинений. Таковы хроники анонимного Продолжателя Феофана (813–867) 326 , писавшего по заказу Константина Порфирогенета (доведена до 960–х гг.); Симеона Логофета (до 948/959 г., с огромным количеством вариантов, в т.ч. гибридных, выступающих как продолжение хроники Амартола) и Псевдо–Симеона (до 962 г.; компиляция); стихотворные хроники Константина Манасси (до 1081 г.) и Михаила Глики (до 1118 г.); сводная хроника Иоиля (до 1204 г.). В то же время с 10 в. в Византии широко распространяется система летосчисления от совторения мира, с эпохой 1 сентября 5509 г. до н.э. (мировая эра спорадически применялась для датировок с 7 в., причем у хронистов большим авторитетом пользовалась александрийская эра, начинающаяся на 16 лет позже византийской). С 10–11 в. в византийской литературе исчезает четкая грань между хроникой и историей (в жанре Фукидида), и исторические труды все чаще сочетают нарративно–сюжетный метод, присущий истории, с краткостью и сжатостью, типичной для хроники. Особенно популярным становится жанр компилятивного сокращения (эпитомы). Таковы произведения историков середины 10 в., писавших по заказу Константина VII Багрянородного, – уже упоминавшегося Продолжателя Феофана и Генесия (до 886 г.); сюда примыкают Иоанн Скилица, автор рубежа 11–12 вв., имевший под рукой множество разнообразных источников, в том числе не дошедших до нас (он описал события 811–1057 гг., с продолжением до 1079 г.), и его современник Георгий Кедрин (его труд Σνοψις στοριν – «Обозрение истории» – представляет собой всемирную хронику до 1057 г., заключительная часть которой буквально переписана у Скилицы) 327 . Классический жанр исторического повествования, с пространными отступлениями и морализаторством, возрождали Лев Диакон (чья «История» описывает события 959–976 гг.) 328 , Михаил Атталиат (1030/35–1085/1100; его «История» охватывает период 1034–1080 гг.) и Михаил Пселл (Ψελλς; автор «Хронографии» о событиях 976–1077 гг. и «Краткой истории» конспективного характера) 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(сер. X в.), свт. (пам. 7 авг.), еп. Туркии, визант. миссионер, занимавшийся христианизацией венгров в то же время, когда были крещены аланы и Русь. Хронист Иоанн Скилица сообщает, что венг. «князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинов град. Он был крещен, причем (император) Константин VII (Багрянородный) становится его восприемником. Будучи почтен титулом патрикия и сделавшись обладателем больших богатств, он затем вернулся восвояси. Через некоторое время и Гилас (Дьюла), который также являлся князем турков (т. е. венгров.- С. И.), прибывает в столицу и получает крещение; он тоже удостоился тех же благодеяний и почестей. Назад он взял с собой и одного монаха по имени Иерофей, славившегося своим благочестием, который был рукоположен патриархом Феофилактом в епископа Туркии. Оказавшись там, он многих привел к христианству от варварского заблуждения. Гилас же оставался в вере, и ни сам никогда не совершал набегов против ромеев, ни пленных христиан не оставил без попечения… Что же касается Вулосуда, то он пренебрег заветом с Богом и частенько вместе со всем племенем выступал против ромеев» ( Scyl. Hist. P. 239. 64-74). Судя по расположению этой информации в «Хронике», миссия Иерофея началась между 948 и 954 гг. Булчу, чьи владения находились близ оз. Балатон, был разгромлен герм. имп. Оттоном I и казнен в 955 г. Сложнее определить, кем был Дьюла (скорее всего это не личное имя, а титул) и где находилось его княжество; эта проблема является предметом политически окрашенной полемики. Наиболее вероятно, что Дьюла правил, а И. В. проповедовал по обеим сторонам Тисы между устьями рек Марош и Кёрёш, т. е. в Юго-Вост. Венгрии. Именно здесь археологами найдено много монет имп. Константина VII, а также визант. крестов-энколпионов. Тот факт, что нек-рые кресты сделаны из дерева, может рассматриваться как свидетельство распространения христианства среди простого народа. Там же были найдены остатки неск. церквей. Возможна локализация епископии И. В. в Трансильвании, в р-не древнего г. Алба-Юлия (совр. Румыния). Однако там епископия, видимо, возникла лишь на рубеже X и XI вв.

http://pravenc.ru/text/293774.html

Ряд известий, относящихся к группе Б, вызывает следующее замечание. В общем этот рассказ ближе к истине, чем помещенный в летописи Генесия. Он изложен с такой простотой и подробностями, что дает достаточные данные для критики взгляда самого автора. Словом, мы думаем, что в повести о деле патриарха Иоанна мы имеем следы официального акта, которым автор пользовался и который воспроизвел довольно полно. Таким образом, предполагая, что друнгарий царской стражи Константин отправился к Иоанну с письменным предложением от царицы, находим возможным видеть в словах «собравшиеся отовсюду благочестивые и монахи внесли просьбу о восстановлении святых икон» реальный мотив, которым начиналось предложение Феодоры. Но если это так, то вся группа известий об Иоанне поставлена у нашего автора не на месте. Православные могли обратиться к царице с просьбой тогда, когда она открыто высказалась за реформу и дала им позволение собираться во дворце Феоктиста для обсуждения относящихся к восстановлению православия вопросов, как об этом читается у Генесия. Но совершенно невероятно, чтобы первый шаг Феодоры был направлен прямо против Иоанна. Ближайшее место по времени к рассмотренным летописцам занимают Симеон Метафраст и Лев Грамматик. Время жизни первого из них и масса весьма интересных и для русской истории вопросов, связанных с хроникой Симеона магистра и Метафраста, достаточно выяснены в прекрасном исследовании В.Г. Васильевского . 20 Хроника Симеона составлена в последней четверти Х в. Автор мог, следовательно, пользоваться трудами названных выше летописцев, неизвестных им материалов у него не было в распоряжении, а потому для нашего вопроса он не представляет никаких новых данных. Еще меньше значения имеет Лев Грамматик, написавший свою хронику в 1013 г., о чем и заявлено в конце его труда. Он даже не воспользовался летописной традицией и ограничился по отношению к событиям 842 г. самыми общими и скудными данными. По-видимому, с большим вниманием к летописной традиции отнесся Иоанн Скилица, которого сочинение до сих пор известно лишь в летописи, носящей имя Кедрина, представляющей на самом деле дословное воспроизведение Скилицы. Чтобы не возвращаться более к этому, скажем прямо, что Кедрин только тем и известен в исторической литературе, что вновь издал под своим именем Скилицу. Это был высокопоставленный государственный человек, носивший титул куропалата и звание великого друнгария царской стражи 21 . Он жил в XI b., довел хронику до 1057 г., занимаясь ею в конце XI b. Некоторые из его сочинений относятся ко времени царя Алексея Комнина (1081–1118).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010