Иоанн был Пророк, предвозвещавший скорое явление Искупителя. Иоан был, по свидетельству, по пророчеству Исаиному Предтеча, предшествовавший пред лицем Господа Своего; Иоанн был Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его; Иоанн был Ангел, посланный пред лицем Господним, уготовати путь пред Ним 506 . И он, услышав глагол Божий, повелевавший Ему идти к людям и приуготовлять их ко принятию истинного Света, услышав повеление Божие, тотчас изыде из пустыни, и прииде во всю страну Иорданскую, проповедая крещение покаяния во оставление грехов 507 . Первая проповедь Его была покаяние, и первое действие его было водою крещение. Покайтеся, говорил Он! ибо покаяние есть начало нашего спасения; покаяние только может приуготовить людей ко принятию небесного Света; покаяние только может учинить людей способными участвовать в спасительном действии искупления Христова; покаяние только может сделать людей достойными принять к себе Христа, и пользоваться искуплением Его 508 . Блудные дети – те, кои удалились от Бога; те кои расточили от Бога данные дары, во зло употребили и разум, и волю, и все склонности души; которые живут в блуде и пиянстве яко скоты, в увеселениях и роскошах яко чада мира сего, в самолюбии и гордости яко чада диаволи; сии блудные дети не могут соединиться со Христом, не могут участвовать во искуплении Его дотоле, доколе истинно не покаются, не признают и не оставят мерзостей своих, доколе не обратятся и не исправятся; не могут участвовать, хотя бы по наружности и стремились к спасительным средствам 509 . Ибо Предтеча, проповедуя покаяние, первый уставил по повелению Божию водою крещение, уставил крещение, но крещение отличное от Крещения Христова; уставил крещение водою, а не Духом Святым, – крещение покаяния, крещение во оставление грехов, крещение начинательное, а не совершающее, – крещение, которое приуготовляло ко спасению, а не спасало, – крещение, которое оставляло грехи, яко вода омывало тело, но не сообщало сил творить добро, благоугождать пред Ним, стремиться к соединению с Ним: понеже было крещение водою, а не Духом; было крещение Пророка, а не Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Намного больше споров вызывали в народе вопросы об изобразимости невидимых небесных сил, которые затрагивались в постановлениях соборов и официальных толкованиях XVI–XVII вв. После Большого Московского собора в церковной литературе замечается более строгое отношение к «исторической правде» и к отступлениям от вероучения. Так, инок Евфимий резко отзывался, что иконописцы изображают «Пресвятую Богородицу в одежде царстей и крила имущую», а Иоанна Предтечу пишут с крыльями по ангельскому чину. Хотя слово «ангел», по его мнению, и означало «вестник» и относилось к Предтече, но изображение пророка с крыльями противоречило исторической истине: при жизни он «не бяще крила имущ» (цит. по: Успенский Л., 1989, с. 299). В противоположность этому изобразимость ангелов беспоповцы поясняли видениями и явлениями: «Ангелы убо естеством бесплотни, невидимы, и духи суть, обаче местом описуются. Аще и уподобление имеют Творцу своему»; их пишут «существом ИЛИ по явлению» (ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 117. 11, л. 164, 165 об.). Поэтому они почитали икону Иоанна Предтечи Ангела Пустыни: Иоанн «по смерти бысть ангел и сняде крылат и радость всем возвести» (ОР РГБ, ф. 342, ед. хр. 132, л. 74 об.). (илл. 187, 188:189) Аналогичного рода сомнения вызывала изобразимость Бога Отца. Хотя в 43-й главе Большого Московского собора говорилось, что «отныне Господа Саваофа образ впредь не писати», Бога Отца «никтоже виде когда во плоти», в новообрядческой церкви этот запрет вскоре стал нарушаться. (цв. табл. 18, 21, 22, 23, 26, 28, 33, 36:37) Распространенность иконы Бога Отца с новой символикой приводила к постоянным среди староверов спорам, подтверждением чему могут служить отпечатанные на гектографе материалы местного старообрядческого собора 1904 г. в селе Городце, которые нам удалось обнаружить в архивах. Некие Григорий Токарев и отец Афанасий «смутили» жителей села, поставив под сомнение святость поморских меднолитых створ, на которых изображалась Новозаветная Троица. Напомним, что первые медные старообрядческие иконы были отлиты еще в первой четверти XVIII в. в беспоповщинской Выговской пустыни и в течение второй половины XVIII в. и всего XIX в. они служили матрицами для отливки разных типов как беспоповщинских, так и поповщинских образов в селе Гуслицы, в Москве и других местах (ОР ИРЛИ, ф. Ф.А. Каликин, 93, л. 6). Поэтому их иконография практически не менялась, хотя, судя по документам, периодически оспаривалась.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Под циклом чудес расположены сцены из ВЗ (слева 2 сцены истории прор. Моисея - «Моисей слушает призыв ангела», «Моисей снимает сандалии») и сцены жития прп. Герасима Иорданского (справа, в 2 яруса, без разделения на композиции). В юж. части кругового обхода изначально находился Богородичный цикл, однако эту часть церкви в позднее время перестраивали, живопись XIV в. здесь не сохранилась. Росписи вост. стены нартекса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Росписи вост. стены нартекса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В сев. галерее на 4 стенах первоначально размещался живописный цикл, иллюстрирующий текст Акафиста Богоматери; композиции шли в один ярус, без разделения. Большая часть сцен утрачена, сохранившиеся сцены находятся в плохом состоянии. В верхнем ярусе юж. стены слева направо размещены следующие композиции: «Встреча Марии и Елисаветы», «Бегство в Египет», «Поклонение пастухов», «Рождество Христово» (иконография сцены отличается от той, что включена в цикл двунадесятых праздников), «Волхвы прибыли поклониться Младенцу», «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов в Вавилон». Иллюстрации к следующим 3 стихам находились в нижнем ярусе: «Христос среди монахов, епископов и певчих», «Юный Христос с апостолами», выше - «Христос, восседающий на херувимах во славе, несомой двумя ангелами», «Богоматерь с Младенцем на троне, в окружении ангелов». Между 2 склонами арки в верхней точке написана сцена, не имеющая прямого отношения к Акафисту,- «Сон Иосифа». Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В нартексе, на вост. стене над входом в наос, помещены композиции, иллюстрирующие житие свт. Николая Чудотворца, к-рые размещены в 2 линии, без разгранки на отдельные сцены. Повествование начинается наверху: «Рождество Николая» (по иконографии аналогично сцене «Рождество Богородицы»), «Поставление в диакона», «Поставление в пресвитера», «Поставление в епископа».

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Итак Марк начинает евангелие пророчеством и житием пророческим. Слушай же, что говорит! ГЛАВА ПЕРВАЯ. Зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: якоже есть писано во пророцех: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом евангелия Сына Божия: потому что конец ветхого есть начало нового завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков, - из Малахии (3, 1): се Аз посылаю ангела Моего и призрит на путь пред лицем Моим, - и из Исаии (40, 3): глас вопиющаго в пустыни и прочее. Это - слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь, и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя, посредством крещения, души иудеев к принятию Христа. Пред лицем Твоим - значит: близок к Тебе ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи ко Христу, так как и пред царями шествуют преимущественно родственные особы. Глас вопиющаго в пустыни, то есть, в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. Путь означает новый завет, а стези - ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть, к новому завету они должны были приготовиться, а стези ветхого исправить: ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов. И исхождаше к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне: и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя. Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: во отпущение грехов? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? к отпущению грехов, то есть, ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя: то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

Богородицы). Тайная сила Марии не дает мне возможности не только погубить его, но и малейшего зла причинить ему». – «Исчезни же, – повелительно сказал подвижник, – и никогда не смей приближаться к тем, кто только молитвенно призывает имя всепетыя Владычицы нашея Богородицы!» – Как дым, исчез демон. Разбойники пали в ноги прозорливцу вместе с своим атаманом – и с той поры, бросивши разбой, исправили жизнь свою и в искреннем покаянии пред Богом оплакивали свои злодеяния. Такова сила молитвы к Божией Матери! Прибегай и ты, христианин, под защиту Царицы небесной, чаще молись Ей: Богородице Дево, радуйся!.. «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и Она – всемилостивая Госпожа и Царица – защитит и сохранит тебя от всякого зла. (См. «Воскр. лист. 275, изд. ред. журн. «Воскр. день»). Июнь месяц. 23-й день. Празднование Владимирской иконы Богоматери См. выше под 21 мая и под 1 октября. Июнь месяц. 24-й день. Рождение св. пророка, предтечи и крестителя Господня, Иоанна 214 Еванг. от Лук. зач. 2-е, гл. I, 5–25; 57–68, 76 и 80 ст. 1. Чему научает нас жизнь и проповедь св. Иоанна Крестителя? Когда Сыну Божию надлежало явиться и проповедать евангелие царствия Божия, то наперед пред Ним послан был от Бога св. Иоанн, как денница пред восходящим солнцем, по слову Божию чрез пророка: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ), каковое слово Сам Сын Божий приводит о Предтече Своем и приписывает ему. Этот великий Предтеча родился от престарелых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию ( Лк.1:13 ). Потом Сама Истина, Сын Божий, свидетельствовал о нем, что он лишше пророка и что не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:9–11 ). И у самих иудеев он был в великом почтении за свою святость, так что они ожидали и помышляли в сердцах своих: еда той есть Христос ( Лк.3:15 )? Он жил в пустыне, как ангел Божий, удаленный от общества и молвы человеческой, питался самою простою пищею и одевался в простую одежду, как проповедник покаяния, которое он проповедовал и словом, и житием своим. Этот великий муж пред самым явлением Христовым, по повелению Божию, вышел из пустыни, пришел в страну Иорданскую и проповедовал приходящим к нему людям, говоря: покайтеся, приближибося царствие небесное ( Мф.3:2 ). Грядет креплий мене, Ему же несмь достоин отрешити ремень сапогу Его; Той вы крестит Духом Святым и огнем и т. д. ( Лк.3:16 ). Это он говорил людям о Христе Спасителе нашем. Прочая его святая проповедь записана в евангелии. Обрати внимание, христианин, здесь, как велик Тот, о Котором говорил Предтеча людям: грядет в след мене; сам был, как ангел бесплотный и от всех высокопочитаемый, но считал себя пред Ним весьма малым, так что признал себя недостойным оказать Ему даже последнее рабское служение, т. е., развязать ремень сапог, ибо он сознавал себя тварью, а Его Творцом, хотя Тот и носил человеческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В XI в. на основе схемы 3-го обретения главы И. П. начала складываться иконография 1-го и 2-го обретения. Первыми памятниками были миниатюры, иллюстрирующие Житие И. П. по Симеону Метафрасту, текст к-рого завершался описанием 1-го и 2-го обретения главы И. П. Изображение 2 людей, выкапывающих главу из земли, совмещалось с «Рождеством св. Иоанна Предтечи» или с «Усекновением главы св. Иоанна Предтечи» в Минологиях (ГИМ. Син. греч. 9, 1063 г.; Alexandr. Patr. 35 (303). Fol. 155v, XI в.; Paris. gr. 1528. Fol. 216, XII в.; Ath. Dionys. 50. Fol. 283v, XII-XIV вв.). Иконография 1-го и 2-го обретения первоначально представляла собой собирательный образ событий, вероятно, в связи с тем, что церковное празднование 1-му и 2-му обретению совершалось в один день. Так, на фреске в крипте в Севастии Палестинской (ок. 1185) показаны двое юношей, выкапывающих святыню, а слева представлены 2 персонажа в монашеских одеждах. Сцена лишена надписей, поясняющих, какое из первых 2 обретений имелось в виду. В клейме синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.) глава И. П. лежит на земле, вокруг 3 человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу; вертикальный столп света нисходит на святыню из небесного сегмента. Под 24 февр. в настенном календаре храма в мон-ре Козия в Румынии (XIV в.) представлено изображение 2 монахов, выкапывающих святыню из пещеры с помощью лопаты и кирки ( Walter. 1980. С. 72). В эпоху позднего средневековья собирательные образы обретений обычно использовались в кратких циклах Жития И. П., в к-рые включалось единственное клеймо с изображением обретения. Использовалась схема, известная по фрескам храма в мон-ре Козия: 2 монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой): икона-минея за февр. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.); клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (кон. XVI - нач. XVII в.); икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с избранными святыми и 4 сценами жития» (1-я пол. XVII в., ГТГ); клеймо иконы из собрания П. Д. Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое, второе и третье обретение честной главы святого Иоанна Крестителя   Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1560-е гг. Честная глава святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в " безчестном месте " . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк.8,3) было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос - это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).   Первое обретение главы св. Иоанна Предтечи Первое обретение главы Иоанна Предтечи. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

по: Каменнов. 1887. Июль. С. 302). Первоисточником изображений крылатого И. П. является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1), к-рое в НЗ соотносится с личностью И. П. (Мф 11. 10; Мк 1. 2; Лк 7. 27). Согласно святоотеческому толкованию, И. П. стал обладателем естества, равного ангельскому, вслед. своего аскетического подвига: «…он жил почти подобно ангелам... тело его... хотя и дерзновенно сказать, уподобилось тому первоначально слепленному Творцом из земли... не знавшему естественных потребностей телу, в котором отпечатлен был ангельский образ, нисколько не отличавшийся от тончайшей тени вследствие чрезмерного воздержания. Кожа богоблагодатная, богоданная и издававшая великое благоухание от духа, цвела на нем и прикрывала его, как бы не отцвечивая плоть тучную и вещественную, но будучи как бы смешана и созерцаема на некоей невещественной сущности, не составленной из стихий. Волосы... прикрывали это ангеловидное и озаряемое благодатями Духа лицо» (Слово прп. Феодора Дафнопата на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и Крестителя Иоанна/Изд. и пер.: В. В. Латышев//ППС. 1910. Т. 20. Вып. 2(59). [Ч. 1]. С. 57-76. [Пункт] 20). Изображения И. П. Ангела пустыни создавались в XIV-XV вв., напр. икона из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище близ г. Коломны (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Однако наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерус. искусстве XVI-XVII вв. Можно выделить неск. изводов указанной иконографии, на всех И. П. с крыльями представлен фронтально или в небольшом развороте. 1. И. П. благословляет правой рукой, в левой держит развернутый свиток, напр., на иконах «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни»: из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище; с житием в 16 клеймах (XVI в., ЯМЗ); с житием в 14 клеймах (2-я пол. XVI в., АМИИ); XVI в. (СПГИАХМЗ); кон. XVI в. из Ярославля (ГТГ); с житием в 18 клеймах из Борисоглебской ц. в г. Балахне Нижегородской обл.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Именно в это время книжников начинают беспокоить серьезные ошибки и расхождения в текстах, допущенных при переписке книг. Этим возмущается Максим Грек - человек энциклопедически образованный и одаренный мудростью, и другие богословы и мыслители этого времени. Язык богослужения в XVI в. уже значительно расходится с разговорным, а потому и смысл литургии перестает быть понятным простому народу. Учительная функция Церкви сводится к минимуму. Проповеди часто не звучат. Пышность богослужения и внешнее благолепие храмов приходит в противоречие с нравственным императивом Евангелия. О чем пишет видный публицист и писатель грозненской эпохи Иван Пересветов, рассуждая так: если есть в храме и пение, и красота, и иконы, а правды нет, то значит, что ничего нет. Дипломат и богослов Иван Висковатый, возмущаясь новописанными иконами, замечает, что они не только не научают вере, но и вводят в смущение народ далекими от евангельского откровения сюжетами. Некогда единые слово и образ в храме теряют взаимосвязь. Эпоха погружается не только в темноту, но и в немоту. Единственным вызовом духу времени, как " глас вопиющего в пустыне " , был голос митрополита Филиппа Колычева, святителя московского. Он единственный, кто осмелился бросить в лицо тирана обвинение, что Иван Грозный повинен в крови христиан. За это митрополит Филипп и пострадал, как некогда страдали первохристианские мученики, как Пророк и Предтеча Господень Иоанн, павший жертвой тирании Ирода. Не случайно самым выразительным образом грозненской эпохи являются иконы с редким до толе сюжетом " Иоанн Предтеча - ангел пустыни " . Здесь Креститель изображается крылатым - крылья знак его посланничества в мир (ангел значит посланник). Он послан проповедовать покаяние и приготовить путь Господу. Этот образ, с точки зрения строгого богословия, неканоничен, против него возражали некоторые богословы. Но для своего времени он оказывается настолько актуален, что сила его воздействия намного превышает все остальные образы, созданные в тот период.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Сегодня Православная Церковь, согласно своему обычаю, воспоминает того, кто ближайшим образом послужил делу Крещения Христова, возложив руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана. Кровный родственник Иисуса, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Христа. Его называют «ангел пустыни», потому что всю жизнь он провел в отшельничестве, молитве и бдении, не пил ни вина, ни сикера, питался диким медом и акридами, приготовляя себя к великому служению. И я тоже нахожусь сейчас в пустыне, еда кажется мне невкусной, ничто не удовлетворяет и не радует меня. Я отказался от бутылки и добровольно ушел во внутреннюю пустыню. Раньше пустыня была вокруг меня — пьянствуя, я не допускал к себе никого ближе, чем позволяла бутылка, у меня не было глубоких эмоциональных и ответственных отношений, я был жгуче одинок, погружен по шею в зыбучие пески. Теперь я учусь честно смотреть на себя, я познаю пустоту и пустынность моей жизни, и происходит чудо: сквозь песок пробиваются ростки новой жизни, семена трезвости начинают прорастать. Святой Иоанн не сразу вышел на служение, ему понадобились годы подвига и внутреннего роста, чтобы обратиться к народу с бескомпромиссной проповедью покаяния. И народ поверил ему, в Евангелии говорится, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:5 ). Очистившись в воде Иордана, люди спрашивали Иоанна, что им теперь делать, как жить дальше. Для каждого у него находилось слово, причем сборщику налогов он говорил одно, воину — другое, книжнику — третье. Каждому он предлагал начать новую жизнь с простых и конкретных действий. Интересно, что бы он сказал алкоголику? Мы никогда этого не узнаем, но я почему-то уверен, что Иоанн Предтеча сказал бы что-то близкое к тому, что я нахожу в литературе АА. Алкоголики ведь были всегда, и некоторые из них, скорее всего, находили тот или иной путь исцеления и прежде. Но в ХХ веке алкоголизм и наркомания стали настоящей моровой язвой, разрушающей семьи, поражающей роды, уничтожающей целые нации, захватившей весь мир, и тогда Бог, по великому милосердию Своему, подсказал двум отчаявшимся пьяницам простые принципы трезвости и духовного выздоровления. «Мы считаем, что перестать пить — это всего лишь начало. Гораздо важнее то, что нам предстоит засвидетельствовать свои принципы в собственном доме, на работе, да и вообще во всех наших делах» («Анонимные Алкоголики», с. 18). Господи, помоги мне со смирением передавать другим алкоголикам весть об исцелении и спасении. 21 января

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010