«Это именно Костромская иконопись и ее становление в XVI веке. Взлет  -  первая половина XVII века и затем очень долгое, ровное горение в XVIII веке, когда параллельно уже развивается светское искусство. Развивается в столице, в то время, как  вся Россия жила вот этим – иконой!.. – говорит Наталья Комашко, и добавляет. - Сейчас на них совершенно иначе смотрят, потому что часто они выше того, что делалось в светском искусстве. В светском искусстве было подражательство, в иконописи – нам не было равных. Мы хотели эту жизнеспособность иконописной традиции показать». Формирование костромского стиля, для которого характерна яркая декоративность, свободная манера письма и почти акварельная прозрачность, приходиться на 60-70-е годы XVII века, и, как мы уже говорили, связано с именами Любима Агеева и Гурия Никитина. Особый дар Никитина демонстрирует целый ряд икон. «Троица Ветхозаветная с деяниями» 1690 года, «Мученики Кирик и Улита» 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Удивительные по колориту образы, в которых иконописец смело и щедро использует киноварно-розовые, золотистые, охристые, пурпурно-коричневые тона. К этому же времени относится икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием» (1687 года). Иоанн Предтеча стоит с распростертыми крылами. В левой руке он держит чашу с младенцем и свиток: «Се агнец Божий….». Тематически образы, естественно, повторяются: есть канон, в рамках которого проявляется во всем неповторимом своеобразии дар каждого мастера, есть сюжеты, которыми традиционно вдохновляются иконописцы. Так, другой мастер - Василий Никитин Вощин – делает новый список Федоровской Богоматери и иконы «Иоанн предтеча Ангел Пустыни с житием» 1714 года. Вощин, сохраняя традицию, дает строгий образ. Клейма на иконе более поздние. Сделаны, как говорят специалисты, в Палехе в конце XVIII века. XVIII век, самый яркий для костромской иконописи, представлен на выставке широко. Связан он в основном с дворянской культурой, с культурой усадебных храмов, очевидно здесь и влияние барочного стиля. (В иконах Ивана Федорова Липина). При этом, параллельно начинает развиваться «низовое» направление. Самодостаточная, стилистически консервативная «сельская икона» появляется в округе Галича. Это и «Чудо Георгия о змии с житием», «Сказание об исходе души праведной и грешной», удивительные парные иконы, на которых образы размещены вертикально один под другим - «Пророк Исайя. Покров» и «Пророк Соломон. Преображение Господне». Наконец необычный образ «Жертвоприношение Авраама». Исаак, совсем маленький мальчик, покорно сидит с завязанными платком глазами. Ангел касается кончика меча, уже опускающегося на ребенка.  Авраам показан здесь не одержимым, как у  Рембрандта, где он откликается на обращение ангела. Не в забытьи, как у Караваджо, когда ангел крепко держит руку праведника, готового немедля убить сына. В иконе простыми средствами передано переживание, в котором соединились страдание, отчаяние, покорность и торжество любви.

http://pravoslavie.ru/275.html

Итак Марк начинает евангелие пророчеством и житием пророческим. Слушай же, что говорит! ГЛАВА ПЕРВАЯ. Зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: якоже есть писано во пророцех: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом евангелия Сына Божия: потому что конец ветхого есть начало нового завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков, - из Малахии (3, 1): се Аз посылаю ангела Моего и призрит на путь пред лицем Моим, - и из Исаии (40, 3): глас вопиющаго в пустыни и прочее. Это - слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь, и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя, посредством крещения, души иудеев к принятию Христа. Пред лицем Твоим - значит: близок к Тебе ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи ко Христу, так как и пред царями шествуют преимущественно родственные особы. Глас вопиющаго в пустыни, то есть, в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. Путь означает новый завет, а стези - ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть, к новому завету они должны были приготовиться, а стези ветхого исправить: ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов. И исхождаше к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне: и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя. Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: во отпущение грехов? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? к отпущению грехов, то есть, ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя: то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

Из пустыни, из ее одиночества, из молитвенного молчания и тишины говорит нам Иоанн, и ничего не слышно, кроме голоса Бога, кроме тех слов, с которыми вышел Христос на проповедь после Крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн любил Бога, потому так дорог ему был народ, и он говорил то, что глубинами сердец люди знали и узнавали, что они жаждали услышать. И когда он призывал к покаянию, в глубинах сердец человеческих обреталась решимость ответить на этот призыв. И другой Иоанн, апостол любви, возвещает: «Я не говорю вам то, что вы не знаете, но то, что вы знаете, о том говорю вам». Никакое слово не обладает такою силой, как то, которое обращено к совести человека, и это слово становится неодолимым, когда оно произносится человеком, который заслужил право его произносить. Люди долго ждали подлинного слова Божия, и они услышали его от Иоанна. Он был узнаваем, он пришел от Бога, и слушать его было — узнавать Бога, без Которого нет человека. И он был услышан, потому что говорил о даре спасения, превосходящем человеческие силы. В чем величие Предтечи, почему он больше всех? Потому что он Ангел, как пишет пророк, — вестник воли Божией. И он имеет власть возвестить эту волю Господню, потому что обрел свободу от тех ценностей, прежде всего материальных, которым рабски служит род человеческий, ища благополучия и удобства. Его жизнь протекает в предельной скудости. Все земное для него — ничто, если нет в нем Бога. Он видит все происходящее в истинном свете: прах, который сегодня превозносится своим мнимым величием, завтра рассыплется. У него самая нищенская одежда и пища. Но Господь питает его лучше, чем питается кто-либо на самых роскошных пирах, — Своей благодатью. Как говорит слово Божие: «Лучше немного зелени, но с любовью». Господь укрепляет его тело и душу, и он проповедует о покаянии, о том, что приблизилось Царствие Божие. Тридцать лет он провел в пустыне, и тридцать лет боролся с грехом, размышляя о смерти, о грехе и о Боге. Его проповедь не вычитана из книг, это то, что ему открыто Богом.

http://pravoslavie.ru/3911.html

Одним из таких центров была Тверь. Тверское княжество выделяется в самостоятельный удел в середине XIII века. В 1271 году в Твери уже существует епископская кафедра, в 1285 году начинается строительство Спасо-Преображенского собора – первого каменного храма на Руси после начала татаро-монгольского ига. Спасский собор становится главным религиозным центром Твери, а сам город начинают называть «домом Святого Спаса». Уже в конце XIII века Тверь становится крупным центром иконописания. Самая ранняя из сохранившихся тверских икон – образ святых Бориса и Глеба – относится к этому периоду. Икона выполнена яркими красками, лики святых обильно покрыты пробелами, одежда украшена серебряными узорами; нимбы белые, фон серебряный. Стилистически близкой является икона Спаса Вседержителя, датируемая концом XIII – первой третью XIV века и хранящаяся в Третьяковской галерее. Лик Христа на иконе экспрессивен, огромные миндалевидные глаза излучают свет, переданный сетью пробелов, радиусами исходящих от глаз. К той же школе относится образ первой четверти XV века «Богоматерь «Одигитрия» (Музей Андрея Рублева). Относительно происхождения иконы святителя Петра, митрополита Московского (Третьяковская галерея), датируемой тем же периодом, взгляды искусствоведов расходятся: одни видят в ней произведение тверской школы, другие – московской. Святитель изображен в белом митрополичьем куколе с Херувимом наверху, белом омофоре с черными крестами и саккосе из ткани с богатым орнаментом; лицо святителя отрешенное, углубленное и несколько скорбное; взгляд обращен внутрь. Московская школа иконописи развивается параллельно с укреплением Москвы в XIV веке в качестве крупного, а затем и главного духовно-политического центра Руси. Самые старые иконы московской школы относят к первой половине – середине XIV века: это иконы «Спас оплечный» и «Спас Ярое Око» из Успенского собора Московского Кремля. Первая из них написана мягкими полутонами; отсутствуют пробела; свет ровно распространяется по всему лику Спасителя, как бы озаряя его изнутри; выражение лица – спокойное и мягкое. На второй иконе – лик Судии, взирающего на зрителя широко раскрытыми глазами с черными зрачками (отсюда необычное название иконы «Ярое Око»). Брови Спасителя грозно приподняты, глубокие морщины прорезают Его лоб, полукружия под глазами высвечены пробелами. Ярко-красные губы, тщательно выписанные киноварью, лишь усиливают ощущение суровости облика. К московской школе относят икону «Богоматерь Донская» (кон. XIV в.), приписанную некоторыми искусствоведами Феофану Греку или его школе. Икона принадлежит к тому же типу, что и знаменитая Владимирская: знакомство ее автора с Владимирской иконой очевидно. На иконе «Иоанн ПредтечаАнгел пустыни» (кон. XIV в.) Иоанн представлен во власянице, со свитком в левой руке и с крыльями за спиной. В соответствии с традицией волосы и борода Предтечи взлохмачены. Яркой киноварью прописаны не только губы, но и нос, что создает ощущение отблеска пламени на лике Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В середине 1930-х годов церковь была закрыта, а в 1935 году все иконы находящиеся в храме были уничтожены комсомольскими активистами. Из икон XIV в. сохранилась лишь одна - " Иоанн Предтеча Ангел пустыни " , она хранится в экспозиции зала древнерусского искусства Третьяковской Галереи. Её размер - 170 х 102 см. Образ был написан в 1390-е годы мастером круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. и сайта: html:/www.predtecha.cerkov.ru На стене храма в честь Иоанна Предтечи, что в Городище - древнейшем в Подмосковье, есть камень с изображением фантастического зверя. В народе этот рельеф называют " Батыевой печатью " . Сказывали предки, что после битвы за Коломну в 1238 году на поле брани нашли тело князя Романа Коломенского. В знак уважения к мужеству своего врага хан Батый приказал похоронить его по русскому обычаю с особыми почестями - в храме Божием. А чтобы никто не осмелился нарушить покой воина, велел хан высечь на каменной плите церкви особый знак. Могло ли такое произойти в действительности? Вряд ли, поскольку храм построен во второй половине XIV веке, через полтора столетия после той битвы. А может быть единорог был геральдическим символом города? В XV веке в Коломне чеканили монету и на " денге Коломской " был изображён похожий зверь. В 1930-е годы загадочный рельеф передали в Краеведческий музей. А в Городище на храме и по сей день красуется его копия. Из книги-путеводителя " Коломна " . Издательский дом " Лига " . - Коломна, 2010 Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577-1578 г.г., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»

http://sobory.ru/article/?object=02037

К началу ХХ века на звоннице находилось 9 колоколов, из них самым большим оставался колокол в 261 пуд. В 1913 году борисоглебские крестьяне обратились к настоятелю монастыря архимандриту Власию с просьбой разрешить им сбор средств для отливки нового колокола, " который бы своими размерами и звуком соответствовал духу и величию обители " . Собирали деньги всем миром, немалую сумму внесли санкт-петербургские купцы Александр Иванович Улыбин и Василий Иванович Черепенников, а также архимандрит Власий. Колокол весом 606 пудов отливался в Ярославле на заводе купцов Оловянишниковых. Его торжественное поднятие состоялось 13 октября 1913 года. Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Беллавин). После революции начались реквизиции церковных ценностей. Снимали и колокола. В Борисоглебский монастырь представители треста " Рудметаллторг " прибыли для этого в октябре 1929 года. Старожилы вспоминали, что за несколько дней до снятия колоколов монастырские ворота закрыли, приставив к ним вооружённую охрану. Сброшенные на землю колокола разбивали " для приведения лома в транспортабельное состояние " . К концу 1930-х годов в России погибло 99% колоколов. Перестали работать колоколитейные заводы, были утрачены знания и навыки звонарей. Первый звон колоколов после почти шестидесятилетнего перерыва борисоглебцы услышали в августе 1988 года. Тогда на звонницу подняли 18 старинных колоколов, собранных работниками Борисоглебского филиала Ростовского музея по сёлам и деревням района. Звон этих колоколов сопровождал первую службу во вновь открывшемся в 1989 году Борисоглебском соборе и провожал первый Иринарховский крестный ход в 1997 году. После снятия этих колоколов со звонницы в январе 2009 года их переместили в запасники Ростовского музея. К Пасхе 2009 года на звонницу обители подняли десять новых колоколов, отлитых в г. Тутаеве (быв. Романово-Борисоглебск) на заводе мастера Николая Шувалова. Самый большой колокол весит 5200 кг. Этот набор является даром монастырю московских предпринимателей и меценатов братьев Ананьевых в память 645-летия Борисоглебской обители. Теперь в утренней тиши разносятся по Борисоглебу тихие звуки благовеста. " Здесь колокол и тишина - два путника, несущих крест. Не страх земной из недр огня, а дар, полученный с небес! " В июне 2009 года на звоннице был восстановлен и часозвон. А в 2010-м в нише между арочными пролётами верхнего яруса иконописец Елена Лавриненко заново написала фреску " Иоанн Креситель - Ангел пустыни " .

http://sobory.ru/article/?object=05676

[ 2011-11-13 19:44:18 ] tol : Относительно того, Спас это или Иоанн: загрузил только что несколько новых изображений Иоанна Предтечи на сайт (http://pravicon.com/sv-966). В принципе, не мало икон, где, глядя на лик, сходу не скажешь, Спас это или Иоанн, например http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966069.jpg в некоторой степени напоминает обсуждаемое изображение... а это фрагмент иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием». Так что отсутствие или присутствие креста на нимбе может быть решающим фактором в некоторых случаях для определения. Хотя, конечно, и Христа без креста на нимбе рисовали, так что это не 100% признак. Но это все просто размышления... я-то, конечно, не знаю, кого рисовал иконописец, просто предлагаю варианты. [ 2011-11-13 23:09:33 ] Tasha : Есть одна немаловажная деталь - власяница. Иоанн Креститель носил власяницу, рубашку из верблюжьего волоса. На этой иконе ее нет. [ 2011-11-14 06:27:50 ] tol : Власяница Иоанна не на всех его иконах присутствует. Есть немало старинных изображений, где Иоанн в красно-синем одеянии, как на опознаваемом изображении: http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966005.jpg Прор. Иоанн Предтеча. Икона. Византия. XIV в. Икона деисусного чина. Сербский монастырь Хиландар. Афон. http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966007.jpg Прор. Иоанн Предтеча. Икона. Новгород. XV в. 160 х 59. Икона деисусного чина. ГТГ. Москва. На этом изображении есть еще одна интересная деталь: борода " двойная " , но раздельная, не типична ни Спасовым, ни Иоанновым изображениям. Хотя " разветвленная " борода чаще встречается у Иоанна, чем у Спаса, но разделенная на несколько (более двух) " ветвей " . Что касается колышков сзади они могли использоваться для крепления иконы к стене. Но мне почему-то кажется, что эта икона изначально создавалась для церкви, а каким образом попала к " бабушке " , это уже другой вопрос. Во время советского погрома многие " неценные " иконы просто сжигали или выкидывали за землю и ходили по ним как по доскам, чтобы не проваливаться в грязь... Благочестивая бабуля могла подобрать икону и спрятать у себя до лучших времен - такое случалось повсеместно. Даже из огня умудрялись доставать иконы и прятать их...

http://pravicon.com/unknown-7

На иврите вместо слова «Ангелы» используется слово «малахим». Если вы почитаете на иврите Ветхий Завет, там очень часто будет употребляться это слово. Причем слово «малахим», как «послание», может употребляться в двояком значении. С одной стороны, это послание Бога как таковое, безличное, адресованное человеку, с другой стороны, словом «малах» может обозначаться живое существо, дух, который это послание передает. В Священном Писании, помимо всего прочего, словом «Ангел» могут называться не только бестелесные духи, но и пророки. Перед вами икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Иоанн Предтеча неслучайно изображен с крыльями, так как здесь идет прямая отсылка на текст Евангелия от Матфея (11:10), который цитирует еще более древний текст (Малахия 3:1): «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Вот, пожалуйста, Иоанн Предтеча у нас называется «Ангелом, посланником». Другое слово, которое употребляется для обозначения небесных духов, это  «Элохим». Если вы откроете первую Книгу Священного Писания, Книгу Бытие, на иврите, в первой главе, первой строфе: «Вначале сотворил Бог небо и землю» будет употреблено слово «Элохим». Слово «Элохим» будет употребляться в Библии и для обозначения Бога, наравне с «Яхве», и для обозначения Ангелов. В Ветхом Завете помимо перечисленных нами слов будут упоминаться также «серафимы» и «херувимы». Кстати, обращаю ваше внимание, один – «малах», много – «малахим», один — «элох», много – «элохим», один «херув», много – «херувим», один «сераф», много – «серафим». У нас неправильно перевели, неправильно поняли наши переписчики, и получается один «серафим», много – «серафимы», что неправильно с точки зрения филологии. Не могу не показать эту красивую фреску, это Милешево, Сербия, замечательный «Белый ангел» из композиции «Воскресение Христова». Важную роль в становлении учения об ангелах сыграл древний иудейский апокриф, который называется «Книга Еноха». Это сочинение III-II века до н.э. На данную книгу в частности ссылается апостол Иуда в своем послании (стих 14), цитируя ее: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…». Этот же текст упоминается у древних писателей, у Оригена, у Тертуллиана, вплоть до позднего Средневековья Книга Еноха была очень популярна. Но что интересно, текст ее был нам неизвестен до XVIII века. Он сохранился в полном объеме только в каноне Эфиопской Библии, только на священном языке гыыз. Кстати, эфиопы считают, что изначально языком оригинала этой книги как раз и был язык гыыз. Напоминаю, это литургический язык эфиопской церкви.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Каждый из нас приглашен войти в это Царство. И каким бы ты ни считал себя меньшим среди меньших, Иоанн Креститель будет самым последним. Он — образ славы смирения. Когда мы говорим об Иоанне и Евангелии в целом, нужно на какое-то время отодвинуть в сторону наши представления о величии, потому что мы оказываемся в совершенно другом измерении. Смирение — когда человек себя не выпячивает. С одной стороны, ты человек сильный, влиятельный, важный, с другой — ты можешь повести себя так, будто тебя нет. Ты прозрачен, чтобы то, чему ты служишь, чему посвятил свою жизнь, явило себя во всем великолепии. Смирение — это способность уйти в тень, справиться со своим эго. Но в этом состоит и подлинное величие. Смирение в этом случае становится царской добродетелью. Иоанн — величайший из людей, но в то же время он недостоин развязать ремни на сандалиях Мессии. Ему должно умаляться по мере того, как Мессия будет возвеличиваться. Эти парадоксы Евангелия помогают христианину по-настоящему обрести радость в своей жизни, научиться ценить ее. Мы привыкли, что наши амбиции правят бал. И в той мере, в которой они удовлетворены, мы чувствуем себя счастливее или несчастнее. Но самореализоваться, найти свое место, чтобы кто-то мог тобой гордиться, чтобы ты вызывал восхищение, — это частичное счастье, внешнее. Иначе не было бы так много фрустрации в мире. Потому что сегодня людей есть все возможности — ходи на тренинги, реализуй себя, становись миллионером, делай, что хочешь. Но количество фрустрированных людей все больше. Просто потому, что счастье вообще не от этого зависит. Пример Иоанна Предтечи говорит, что блаженство совершенно в другом: понимать, что счастье — это не когда за тобой идут (чаще всего это заканчивается разочарованием и катастрофой), а когда благодаря тебе идут навстречу Христу. Друг жениха и Ангел пустыни Представьте себе радость друга жениха, который устраивает свадебный пир. Это человек, который делает все для других, при этом играет самую последнюю роль на свадьбе. Он всё исполнил. Большей радости и представить невозможно. Когда смотришь на иконы Иоанна Крестителя, чувствуешь необъяснимое восхищение и трепет. Чувствуешь, что он источает невероятную силу. Он неистовый и очень суровый аскет, он Ангел пустыни, новый Илия, в нем сила и мощь этого пророка, о котором говорили: «Это ты, Илия, чума, несчастье, стихийное бедствие».

http://blog.predanie.ru/article/prorok-m...

Да, действительно, младенец должен был явиться на водах Иорданских, чтобы проповедовать в пустыне «в духе и силе Илии» (Лк. 1: 17). Древние христианские толкователи, размышляя над этим выражением, говорят о том, что, никем не убеждаемый, Иоанн, в стремлении своей совести, принес Богу обет девства, редчайший в Ветхом Завете. Вместе с тем его уста были помазаны особой силой обличения и не знали лицеприятия и человекоугодия, ибо он никогда не жил в селениях земных. Святой Иоанн, когда войдет в возраст, будет, не мудрствуя лукаво, обличать саддукеев и фарисеев, заматеревших в гордыне и властолюбии, будет приводить одним своим словом в трепет суровых и жестоких воинов, обуздывая их корысть и стяжательство. Совершая крещение в водах Иордана, заводя в струи Иордана сотни людей, он будет каждого из них исповедовать, напоминая прежде содеянные грехи. И вчерашние блудницы и мытари, презираемые всем обществом, примкнут к Иоанновым ученикам – чтобы увидеть Иисуса, в 30-летнем возрасте пришедшего на берега Иордана по воле Небесного Отца. Рождество Иоанна Предтечи Рождение Иоанна Крестителя – это событие всемирно-исторической значимости. Сегодня, воздавая честь этому величайшему из всех пророков Ветхого и Нового Завета, давайте припомним для себя отдельные изречения, изшедшие, как волны, как солнечные лучи, из его уст, чтобы, собрав эти слова, оказавшиеся дороже золота и драгоценных камней, мы, во-первых, воздали славу этому Христову пророку. Во-вторых, примкнули к числу тех, кто был послушен Иоанну – проповеднику покаяния, и были бы, таким образом, достойны его благоволения и молитв. А ведь неслучайно на некоторых иконах святой Иоанн изображается с крыльями за спиной. Ангел пустыни, он покровительствует и монашествующим, живущим в уединении вдали от шумных городов, и благочестивым христианам, которые спасаются в лоне семьи. Поэтому его наставления помогут нам сегодня напитать свои сердца, словно ключевой водой и вкусным пшеничным хлебом. Ибо человеческая душа живится не простой пищей, но словом, исходящим из уст Божиих.

http://pravoslavie.ru/95035.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010