Русский духовный писатель XIX-XX вв. епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев), комментируя слова пророка Исаии «Глас вопиющаго в пустыни», пишет: «…Эта фраза – выражение его миссии, его посланничества; предупредить, что Спаситель приближается к людям, и научить их уравнивать пути к их сердцам. Мешало очищению сердца все: и непроходимые дебри забот и попечений житейских, и болота чувственности до полной потери способности воспринимать духовные радости, и горы гордости и превозношения. Все это “выравнивается” покаянием, к которому призывал Предтеча» . Писатель XIX века протоиерей Симеон Вишняков (+1892) в своей книге о Крестителе Христовом комментирует отрывок из Книги пророка Малахии: «Это самое прямое пророчество Малахии о Предтече, и ни к кому более относиться не может. Таким образом, за много веков до своего явления на земле святой Иоанн изображен в писаниях пророческих как предтеча, провозвестник Сына Божия, как приуготовитель путей Мессии, как Ангел, вводящий Христа на чреду евангельского служения…» . Современный библеист протодиакон Иоанн Шевцов в книге «Писания малых пророков» пишет: «Ангел, посланный пред Богом – Предтеча, тогда как “Ангелом завета” именует Малахия Самого Мессию» . То есть отец Иоанн утверждает, что Ангелом пророк называет и Господа Иисуса Христа, и святого Иоанна Предтечу. В английской книге «Новый библейский комментарий» указано, что «Ангел» в первом стихе третьей главы Книги пророка Малахии не тот же «Ангел», который описывается во втором и третьем стихах. Утверждается, что именно в первом стихе говорится о святом Иоанне Крестителе: «Новый Завет рассматривается Иоанна Крестителя обетованным Ангелом, он приготовит путь Господу» . В «Толковой Библии» А.П. Лопухина интересно раскрывается это место Книги пророка Малахии. Толкователь пишет, что в еврейском тексте слово «Малеахи» означается и Бесплотного Духа, и обычного человека Божьего, призванного на пророческое служение. Далее в книге утверждается, что, в соответствии со Священным Писанием Нового Завета, мы понимаем, что речь в пророчестве святого Малахии шла именно о святом Иоанне Крестителе .

http://bogoslov.ru/article/6167241

P. 10). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. И. П. также упоминается и в др. дни, хотя назначается служба иному святому - напр., 3 июня память И. П. отмечается с памятью прор. Исаии и ряда мучеников, в последовании этого дня прославляется в основном прор. Исаия (Ibid. P. 13-14); 20 окт. память И. П. соединяется с памятями св. Фалалея и ап. Марка, чтения на литургии назначаются в честь апостола (Ibid. P. 46). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., регулировавшему кафедральное богослужение в К-поле, круг праздников в честь И. П. имеет некоторые отличия от иерусалимской практики. Главными праздниками также являются дни Рождества (24 июня) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.). 24 июня на Пс 50 назначается тропарь 4-го гласа Ιερες καρποται δι γγλου τ θαμα (Священник получает через ангела чудо...); на литургии - прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11b - 14. 4, аллилуиарий со стихами из Лк 1 (песнь прор. Захарии), Евангелие Лк 1. 1-25, 77-78, 80, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). 29 авг. указан тропарь И. П. на Пс 50 плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ), на литургии назначаются прокимен из Пс 63, Апостол Деян 13. 25-39, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие Мк 6. 14-30, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 386). В др. дни памяти И. П. совершается менее торжественное богослужение или же, как 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), торжественность богослужения обусловлена близостью к празднику Богоявления. 23 сент., на память Зачатия Иоанна Предтечи, повторяется служба 24 июня (Ibid. P. 42). 29 окт. отмечается память И. П. и апостолов, в этот день вспоминается освящение храма во имя св. апостолов (Ibid. P. 82). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи, поется праздничное последование, включающее тропарь на Пс 50 2-го гласа Πρδρομε, προφτα κα ρμου πολτα (Предтече, пророче и пустыни житель...) или иной - Μνμη δικαου μετ γκωμων (        ); на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол Деян 19. 1-8, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Ин 1. 29-34, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 188-190). 23 июля также отмечается память И. П., служба подробно не описана (Ibid. P. 348). В монашеских уставах

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

«Это именно Костромская иконопись и ее становление в XVI веке. Взлет  -  первая половина XVII века и затем очень долгое, ровное горение в XVIII веке, когда параллельно уже развивается светское искусство. Развивается в столице, в то время, как  вся Россия жила вот этим – иконой!.. – говорит Наталья Комашко, и добавляет. - Сейчас на них совершенно иначе смотрят, потому что часто они выше того, что делалось в светском искусстве. В светском искусстве было подражательство, в иконописи – нам не было равных. Мы хотели эту жизнеспособность иконописной традиции показать». Формирование костромского стиля, для которого характерна яркая декоративность, свободная манера письма и почти акварельная прозрачность, приходиться на 60-70-е годы XVII века, и, как мы уже говорили, связано с именами Любима Агеева и Гурия Никитина. Особый дар Никитина демонстрирует целый ряд икон. «Троица Ветхозаветная с деяниями» 1690 года, «Мученики Кирик и Улита» 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле. Удивительные по колориту образы, в которых иконописец смело и щедро использует киноварно-розовые, золотистые, охристые, пурпурно-коричневые тона. К этому же времени относится икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием» (1687 года). Иоанн Предтеча стоит с распростертыми крылами. В левой руке он держит чашу с младенцем и свиток: «Се агнец Божий….». Тематически образы, естественно, повторяются: есть канон, в рамках которого проявляется во всем неповторимом своеобразии дар каждого мастера, есть сюжеты, которыми традиционно вдохновляются иконописцы. Так, другой мастер - Василий Никитин Вощин – делает новый список Федоровской Богоматери и иконы «Иоанн предтеча Ангел Пустыни с житием» 1714 года. Вощин, сохраняя традицию, дает строгий образ. Клейма на иконе более поздние. Сделаны, как говорят специалисты, в Палехе в конце XVIII века. XVIII век, самый яркий для костромской иконописи, представлен на выставке широко. Связан он в основном с дворянской культурой, с культурой усадебных храмов, очевидно здесь и влияние барочного стиля. (В иконах Ивана Федорова Липина). При этом, параллельно начинает развиваться «низовое» направление. Самодостаточная, стилистически консервативная «сельская икона» появляется в округе Галича. Это и «Чудо Георгия о змии с житием», «Сказание об исходе души праведной и грешной», удивительные парные иконы, на которых образы размещены вертикально один под другим - «Пророк Исайя. Покров» и «Пророк Соломон. Преображение Господне». Наконец необычный образ «Жертвоприношение Авраама». Исаак, совсем маленький мальчик, покорно сидит с завязанными платком глазами. Ангел касается кончика меча, уже опускающегося на ребенка.  Авраам показан здесь не одержимым, как у  Рембрандта, где он откликается на обращение ангела. Не в забытьи, как у Караваджо, когда ангел крепко держит руку праведника, готового немедля убить сына. В иконе простыми средствами передано переживание, в котором соединились страдание, отчаяние, покорность и торжество любви.

http://pravoslavie.ru/275.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Иоанн ПредтечаАнгел Пустыни». Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? 1 мин., 10.09.2015 Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Обычно пророка и Крестителя Господня Иоанна изображают аскетом с худым лицом, впалыми щеками, с длинными спутавшимися волосами и бородой, в грубых одеждах из верблюжьей шерсти. Именно такой образ сурового отшельника рисует Евангелие, и именно такое изображение пророка помещено на древней синайской иконе VI века. Я бы назвал его историческим образом Крестителя. Однако есть и другое, более редкое, изображение Крестителя в виде ангела с крыльями. Такое изображение носит символический характер. Оно имеет специальное название: «Иоанн Предтеча — Ангел Пустыни». В основе такого изображения лежат священные тексты, в которых Иоанна Крестителя сравнивают с ангелом. В ветхозаветной книге пророка Малахии содержится такое пророчество: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною... (Мал 3:1). В Новом Завете оно соотносится с фигурой Иоанна Предтечи (Мф 3:1–12; Мк 1:1–8; Лк 3:1–17). В святоотеческих толкованиях аскетическая жизнь пророка воспринимается как прообраз монашеского подвига и как подобие непорочной жизни. «Иоанн ПредтечаАнгел Пустыни». Впервые этот иконографический извод появился в Византии. Самый ранний пример относится к концу XIII века. Он находится в Сербии, в росписи церкви Св. Ахиллия города Ариле. В древнерусском искусстве изображение Иоанна Крестителя в образе ангела получило распространение значительно позже: его полюбили и стали широко использовать b XVI–XVII веках. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-ioanna-krestitely...

Февр. С. 694). Однако в клеймах житийных икон И. П. встречаются и иные варианты иконографии его казни. Так, на ярославской иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 16 клеймах» (сер. XVI в., ЯХМ) данная сцена построена по древней византийской схеме: И. П. склонился под занесенным мечом палача, изображения усекновенной главы нет. В клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ) эта композиция дополняется пустой чашей. На иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в.) Саломия держит блюдо, на к-рое воин кладет отсеченную главу, тело святого простерто на земле между ними; эта сцена совершенной казни совмещена с эпизодом «Передача главы св. Иоанна Предтечи Иродиаде». Схожая композиция представлена в клейме малороссийской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с изображением евангелистов и житием в 4 клеймах» (кон. XVI в., Народный музей в Пшемысле, Польша). В сюжете передано историческое событие - момент отсечения главы И. П.; сцена трактуется в повествовательном, «житийном» контексте, в то время как в композициях «Усекновение с обретением» событие имеет вневременной характер. Извод с изображением совершившейся казни становится популярным в кон. XVII-XVIII в., напр. икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» из местного ряда Софийского собора в Вологде (XVIII в.). Этому изображению соответствует описание «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» в Сводном иконописном подлиннике XVIII в.: «На Предтече риза от влас велбужьих, руки связаны, тело его лежит в темнице, спекулатор стоит над ним гордым образом, в руце держит за власы главу Предтечеву, в другой руке меч обнаженный… Из главы и из тела Предтечева течет кровь и вода, темница об одних дверях, а около ея ограды все темное, понеже нощию было Усекновение… А в руке пишут свиток, а в нем написано: аз видех и свидетельствовах, се Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся, приближи бо ся Царство небесное, уже и секира при корени дерев лежит, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432-433).

http://pravenc.ru/text/471450.html

«Иоанн ПредтечаАнгел пустыни»Интересна икона «Иоанн ПредтечаАнгел пустыни» со сценами жития (к. XVII в., Ярославль). С одной стороны – это стилистика Нового времени, сцены жития здесь располагаются не в клеймах, а в свободной композиции в виде архитектурного стаффажа. Вместе с тем в этом и традиция древней иконописи, когда в пространстве одной иконы изображаются разновременные события, которые словно разворачиваются перед нами происходящими здесь и сейчас, и одновременно – в пространстве вечности (яркий пример – иконография «Рождества Христова»). Традиция, изложенная новым художественным языком. «Воскресение Христово (Сошествие во ад)»Традиционная иконография и новый художественный язык – и в иконе «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» (1718 г., Торопец, автор – диакон Георгий Григорьевич Туфанов). Хотя здесь и присутствуют черты, пришедшие с запада (например, флаг в руках Спасителя), главная черта, которая роднит эту икону с другими, древними, – ее светоносность. – Причем икона написана так, что мы явственно ощущаем, Кто на ней Источник Света. Это буквально прямая иллюстрация евангельского «Я есмь Свет миру» (Ин. 8:12), –говорит Елена Гувакова. – Здесь есть важная деталь – гроб запечатанный, которая занимает важное место в пространстве иконы. Сибирская святыня, написанная в «живоподобном» стиле, – Абалацкая икона Божией Матери «Знамение», копия «мерой и подобием» почитаемой чудотворной иконы (к. XVII в., Великий Устюг или Сольвычегодск). В 1636 году образ получает общерусское почитание. – Сибирские земли мыслятся к тому времени уже неотделимой частью русского мира. Таким образом, перед нами пример целой «вселенной» русского искусства, культуры, – замечает Наталия Горькова. С любовью к каждой детали Еще один памятник – «Мартовская минея» конца XVII века. – Все традиционные регистры, характерные для данной иконографии, соблюдены, но этот памятник отличает невероятная экспрессия, с которой изображены фигуры. И это тоже свойство искусства нового времени, – рассказывает Наталия Горькова. – Хотя, казалось бы, минеи – это всегда нечто строгое, статичное, повествовательное. Здесь – невероятная динамика, свободное общение святых между собой. Удивительны детали: например, в сцене Благовещения, где ангел – в вертикальном движении, его одеяния завиваются причудливыми складками. В сцене с сорока мучениками Севастийскими не выдержавший мучений воин не просто убегает в отрытую баню, а вползает в нее.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/03/kakoi_...

В течение XVI-XVII вв. частицы мощей И. П. привозились на Русь 7 раз, в т. ч. часть руки, часть главы, часть правой лопатки ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 77-78). Часть главы И. П. была привезена в Москву в 1634 г. греком Андроником Ранкавеем (Там же. С. 97), часть руки из обители вмц. Евфимии в Вифинии была подарена в 1694 г. Гавриилом, митр. Халкидонским (ее подлинность заверена грамотой К-польского патриарха Каллиника) (Там же. С. 85). Кормление ангелом прав. Елисаветы с младенцем Иоанном. Возвращение прав. Елисаветы с мла-денцем Иоанном в Иерусалим. Клеймо иконы «Св. Иоанн ПредтечаАнгел пустыни». 1-я четв. XVII в. (ГМЗК) Кормление ангелом прав. Елисаветы с младенцем Иоанном. Возвращение прав. Елисаветы с мла-денцем Иоанном в Иерусалим. Клеймо иконы «Св. Иоанн ПредтечаАнгел пустыни». 1-я четв. XVII в. (ГМЗК) В рус. книжности XVI-XVIII вв. получили распространение чудеса И. П., связанные с историей построения посвященного ему храма на Торгу (или на Опоках) в Новгороде (Повесть «о варяжской божнице», или «о посаднике Добрыне», сохранившаяся в неск. редакциях; см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 225-227). Согласно этому сказанию, во времена посадника Добрыни немцы, торговавшие в Новгороде, просили у местных жителей разрешения построить церковь («божницу», «ропату») во имя апостолов Петра и Павла «по своей вере», но не получили на это согласия горожан и архиепископа. По совету подкупленного ими посадника послы стали угрожать уничтожением правосл. церквей в тех зап. городах, где новгородцы вели торговлю. Устрашенные этим «старосты купецкие и гости новгородские» упросили владыку и др. горожан дать согласие на эту постройку. Немцы выбрали для нее место в центре города, на Торговой пл. (Торгу), где стояла деревянная ц. во имя Иоанна Предтечи, посадник приказал перенести ее на др. место. Ночью пономарю ц. Иоанна Предтечи было предсказано некое чудо, к-рое должно было совершиться на следующий день на мосту. Пономарь известил об этом горожан; собралось множество людей, желающих увидеть чудо. Когда посадник со своими людьми сел в судно, налетел вихрь, поднял «насад» на высоту более 2 саженей и ударил о воду. Добрыня пошел ко дну, а бывших с ним удалось спасти. Тело посадника извлекли из реки с большим трудом, и за свое лукавство он не удостоился правосл. погребения.

http://pravenc.ru/text/471450.html

1665. P. 49). По мнению болландистов, эти версии не противоречат друг другу: возможно, глава оказалась в К-поле в кон. IV в., а затем, во время волнений, происходивших в столице после ссылки свт. Иоанна Златоуста (404), вывезена в Эмесу, где и была вновь обретена в 453 г. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 720). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) В Эмесе глава И. П. находилась в церкви мон-ря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания мон-ря) до 761 г., когда она была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., ок. 810) ( Theoph. Chron. P. 431). Через нек-рое время святыня была перенесена в г. Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII в. Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 г. во время правления имп. Михаила III (842-867) и его матери св. Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Свт. Игнатию , патриарху К-польскому, в видении было ясно описано место, в к-ром сокрыта глава И. П. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в К-поль, встречена императором и патриархом и положена в церкви имп. дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту (ActaSS. Iun. T. 4. P. 734-735). Данное обретение главы И. П. называется 3-м и празднуется 25 мая (день, когда святыня была привезена в К-поль). Затем глава была поделена на неск. частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7 частей, вероятно, во время правления имп. Константина IX Мономаха; см.: Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278; Kalavrezou. 1997. P. 68), к-рые хранились в храмах К-поля. Лицевая часть находилась в ц. Пресв. Богородицы во Влахернах, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 г., верхняя часть черепа - в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати), где хранились также «власы Иоанна Крестителя... и перси и перст его и зуб» (Книга Паломник. С. 22).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Цитата в палехской иконе «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» смыслообразующим началом предполагает периферийные формы пейзажа, на фоне которого фигуру пророка почти не видно: она в нем «тонет», как и в случае новообрядческих икон этого времени. Все как бы подчинено отношениям человека и природы эпохи Просвещения. Ангел Пустыни с двуеперстным благословением помещен в находящийся на грани земного и небесного рай. Приближенность к этому земному миру Творца символизирована сценой Богоявления, которая, заметим, также скрыта среди «дикой» природы, как и в случае рассмотренного нами выше фрагмента на новообрядческой иконе конца XVIII в. «Иоанн Богослов на Патмосе». Из набора же житийных сцен ярославской иконы взяты только рассказ о воспитании младенца Иоанна ангелом и Крещение, которые дополнены, помимо Богоявления, западной иконографической сценой «Св. Иоанн показует Христа грядуща». Все сцены намеренно спрятаны среди огромного количества зверей и проросших деревьев. Внимание на них молящегося обращается лишь надписями на полях иконы. 187. Иоанн Предтеча с житием. Конец XVII века. Икона из Успенского собора в Ярославле. Третьяковская галерея, Москва. 188. Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII – начало XIX века. Третьяковская галерея, Москва. Весь этот механизм «народного маньеризма» дополнен скрытым вторжением в полусредневековый, полубарочный по формам художественный «текст» одного из главных символов барокко – эмблемы. Если на верхнем поле рассматриваемой иконы полууставом значится традиционное имя моленного образа, то на нижнем поле мы видим текст тропаря. Пространный текст, резко выделяющийся на светлом фоне, выступает важнейшим компонентом синтетического барочного формообразования и восприятия образа. Это впечатление усиливает орнаментированная на манер гравюр лузга иконы, которая превращает все изображение в подобие книжной иллюстрации. Заметим, что заимствованный из гравюр орнамент по черной, красной и золотой лузге – одна из характерных и типичных черт палехских (реже мстерских) старообрядческих икон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

На иврите вместо слова «Ангелы» используется слово «малахим». Если вы почитаете на иврите Ветхий Завет, там очень часто будет употребляться это слово. Причем слово «малахим», как «послание», может употребляться в двояком значении. С одной стороны, это послание Бога как таковое, безличное, адресованное человеку, с другой стороны, словом «малах» может обозначаться живое существо, дух, который это послание передает. В Священном Писании, помимо всего прочего, словом «Ангел» могут называться не только бестелесные духи, но и пророки. Перед вами икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Иоанн Предтеча неслучайно изображен с крыльями, так как здесь идет прямая отсылка на текст Евангелия от Матфея (11:10), который цитирует еще более древний текст (Малахия 3:1): «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Вот, пожалуйста, Иоанн Предтеча у нас называется «Ангелом, посланником». Другое слово, которое употребляется для обозначения небесных духов, это  «Элохим». Если вы откроете первую Книгу Священного Писания, Книгу Бытие, на иврите, в первой главе, первой строфе: «Вначале сотворил Бог небо и землю» будет употреблено слово «Элохим». Слово «Элохим» будет употребляться в Библии и для обозначения Бога, наравне с «Яхве», и для обозначения Ангелов. В Ветхом Завете помимо перечисленных нами слов будут упоминаться также «серафимы» и «херувимы». Кстати, обращаю ваше внимание, один – «малах», много – «малахим», один — «элох», много – «элохим», один «херув», много – «херувим», один «сераф», много – «серафим». У нас неправильно перевели, неправильно поняли наши переписчики, и получается один «серафим», много – «серафимы», что неправильно с точки зрения филологии. Не могу не показать эту красивую фреску, это Милешево, Сербия, замечательный «Белый ангел» из композиции «Воскресение Христова». Важную роль в становлении учения об ангелах сыграл древний иудейский апокриф, который называется «Книга Еноха». Это сочинение III-II века до н.э. На данную книгу в частности ссылается апостол Иуда в своем послании (стих 14), цитируя ее: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…». Этот же текст упоминается у древних писателей, у Оригена, у Тертуллиана, вплоть до позднего Средневековья Книга Еноха была очень популярна. Но что интересно, текст ее был нам неизвестен до XVIII века. Он сохранился в полном объеме только в каноне Эфиопской Библии, только на священном языке гыыз. Кстати, эфиопы считают, что изначально языком оригинала этой книги как раз и был язык гыыз. Напоминаю, это литургический язык эфиопской церкви.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010