6) Село Ивановское. Храм во имя св. Прор., Предтечи и Крестителя Иоанна, деревянный, построен в 1888 г., расстоянием от г. Пензы 137 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Жалованье по окладу VII кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 269, ж. п. 284. Приход состоит из одного села. 7) Село Чуфарово. Храм во имя Живоначальной Троицы, с приделом в память Покрова Пр. Богородицы, деревянный, построен в 1882 г., расстоянием от города Пензы 150 в. Деревянная часовня в память Царя-Освободителя Александра II. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 52 д., в том числе, 10 д. неудобной. Жалованье по окладу V кл. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 980, ж. п. 1001. Приход состоит из села и дер. Новой Куриловки (в 3 в.), Старой Куриловки (в 5 в.), Куриловки (в 5 в.). В селе училище земское. 8) Село Малые Березники. Храм в память Преображения Господня, с приделом во имя св. Петра, Митрополита Киевского и св. великомуч. Димитрия Солунского, каменный, построен в 1814 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованье по окладу V кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 893, ж. п. 909. Приход состоит из села и дер. Кочунова (в 3 в.). В селе училище земское. 9) Село Елховка. Храм в память Рождества Христова, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, деревянный, построен в 1849 г., расстоянием от г. Пензы 135 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 30 д. и сенокосной 3 д. 2337 с., в том числе 17 д. неудобны. Жалованье по окладу VI кл. Для священника дом церковный, а для диакона общественный. Прихожан м. п. 753, ж. п. 781; в том числе, уклонившихся в молоканскую секту м. п. 2, ж. п. 1. Приход состоит из села и дер. Елховки (в 2 в.), Кривозерья (в 6 в.), Аксемова (в 4 в.) и Инят (в 6 в.). В селе церковно-прих. школа. 10) Село Анненково. Храм во имя Скорбящей Божией Матери, с теплым приделом Спаса Нерукотворенного Образа, каменный, построен в 1776 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 37 д., сенокосной 5 д. Жалованье по окладу V кл. 168 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 1039, ж. п. 1073. Приход состоит из села, дер. Ковторовки (в 2 в.), Чуфаровки (в 2 в.), Суркина (в 3 в.). В селе церк.-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

    Октябрь. 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия.     Ноябрь. 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца. 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского. 30 св. ап. Андрея.     Декабрь. 4 (св. великомуч.) Варвары. 5 пр. (о. н.) Саввы. 6 св. (ап. преп. о. н.) Николая. 12 св. Спиридона. 13 св. муч. Евстратия и дружины. 14 св. муч. Фирса, Левкия и Филимона (ап. Фирса и с ним). 20 св. Игнатия(Богоносца). 22 св. муч. Анастасии. (Суббота пред Р. X. Неделя пред Р. X.). 24 препразднство Р. X. (παραμον). 25 Рождество Христово. 26 собор Пресв. Богородицы. 27 св. первомуч. Стефана. 29 св. отроков (ναχωρισαντων). (Суббота после Р. X. Неделя после Р. X. и память Давида прор. и Иосифа обручника и Иакова, брата Господня. Суббота пред просвещением. Неделя пред просвещением).     Январь. 1 Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память св. о. н. Василия. 5 препразднство просвещения(παραμον τν φωτν). 6 крещение (ап. св. Богоявлений). 26 (т. е. 7) собор св. Иоанна Крестителя (ап. 7 св. Иоанна Предтечи). Суббота по просвещении. Неделя по просвещении. 9 св. муч. Полиевкта. 11 пр. о. н. Феодосия. 14 св. отец. 17 пр. о. н. Антония. 18 свв. патриархов (ап. преп. отец наших) Афанасия и Кирилла. 20 пр. о. н. Евфимия. 29 пренесение мощей св. Игнатия. 30 свв. (и чудотворцев) Вира и Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Трубетчина. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Поповка-Трубетчина. Храм деревянный, построен прихожанами в 1890 году. Престолов в нем два: главный (холодн.) в честь Казанской иконы Божьей Матери и в придел (тепл.) в честь рождества св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные, на общественной земле. Церк.- приход. попечительство существует в селе с 1886 г. Земское училище открыто в селе в 1865 г.; в 1900 г. в дер. Новой Демидовке открыто министерское училище. Ближайшие села: Жемковка в 4 зер. и Заборовка в 8 вер. Расстояние от Симбирска 113 вер., от Сызрани 27 вер., от Заборовского волост. правл. 8 вер. Почтов. адрес – г. Сызрань. Источник: Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32333

Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Известны, впрочем, ряд списков и рукописей, которые ближе к евр. канону. Так, в Александрийском и Синайском кодексах за Пятикнижием следуют исторические книги, затем пророческие, потом учительные. Блж. Иероним в прологе к Книгам Царей перечисляет книги ВЗ сообразно 3-частному еврейскому канону (Biblia sacra: Iuxta vulgatam versionem. Stuttg., 1969. P. 365); этот перечень оказал влияние на порядок следования книг ВЗ в нек-рых средневек. лат. Библиях. То, что в христ. Библии в отличие от еврейской все пророческие книги перенесены в конец ВЗ, может быть объяснено хронологическим принципом расположения: Пятикнижие и исторические книги повествуют о прошлом, учительные дают советы для настоящего, пророческие приоткрывают будущее. В то же время, завершая ВЗ, пророческие книги представляют собой как бы переход к НЗ. Книга прор. Малахии (последнего из малых пророков) завершается словами: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 3. 1 - 4. 6). Эти слова непосредственно отсылают к началу НЗ - к рассказу о проповеди Иоанна Крестителя, о котором в Евангелии сказано: «...он есть Илия, которому должно прийти» (Мф 11. 14). Евангелие от Марка (Мк 1. 2) начинается цитатой из Мал 3. 1. Неканонические книги в греч., лат., слав. Библиях помещаются среди канонических. Исторические книги (2-я Книга Ездры, Книги Товита, Иудифи), следуя хронологии описываемых событий, находятся среди книг, повествующих о событиях персидского времени; Книги премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова - среди корпуса учительных книг (как правило, в конце); Книга прор. Варуха и Послание Иеремии - среди писаний, связанных с прор. Иеремией (Книга прор. Иеремии, Книга Плач Иеремии).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо к-рого евреи вкушали в праздник Пасхи , а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в к-рых они жили в Египте (Исх 12. 7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех егип. первенцев. Пророчество о Божественном Искупителе, спасшем человечество от смерти, наиболее полно представлено в Книге прор. Исаии , где грядущий Мессия именуется «Рабом» («Отроком» Господним) (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). К этому образу возвращается евангелист Матфей , когда размышляет о мессианском достоинстве Христа: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф 12. 18). Ап. Филипп комментирует одно из мест о Мессии из Книги прор. Исаии. Услыхав, что евнух Эфиопской царицы читает мессианский текст из этой книги: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33), он указал читавшему на то, что страдающий агнец, о к-ром повествуется в этом тексте, прообразует собой Иисуса Христа (Деян 8. 35). Наименование «А. Б.» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель : «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы , запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

http://pravenc.ru/text/63318.html

Подобным образом и еп. Феодорит Кирский считает, что пророк здесь предвозвещает 2 явления Христа, усматривая в словах «Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал 3. 2б) предвидение эсхатологических слов ап. Павла: «В огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть…» (1 Кор 3. 13); в то же время еп. Феодорит считает, что эти слова - указание на очищение всех приходящих к Господу огнем благодати Св. Духа (ср.: Мф 3. 11; Theodoret. In Mal. 3. 1-2; ср.: Суг. Alex. In Mal. 3. 2-3). Др. авторы приводят в качестве параллели к словам М. слова Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12. 49; Hieron. In Mal. 3. 2-6). По мнению свт. Кирилла Александрийского, слова «придет в храм Свой Господь» (Мал 3. 1) могут символически говорить об образе воплощения Господа и указывать как на священный город Иерусалим, так и на Церковь ( Суг. Alex. In Mal. 3. 1); слова «день пришествия Его» (Мал 3. 2) - о вхождении Единородного с плотию в мир сей (ср.: Ин 1. 14; Флп 2. 7 - Суг. Alex. In Mal. 3. 1-2). Прор. Малахия и св. Гордий. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Реклингхаузен) Прор. Малахия и св. Гордий. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Реклингхаузен) Даже Феодор Мопсуестийский, хотя и с оговорками, признавал за этими словами христологическое значение, полагал, что это пророчество «на деле стало претворяться в истину» именно с приходом св. Иоанна Крестителя, к-рый явил людям пришедшего вместе с ним Владыку Христа, и относил следующий стих (Мал 3. 2) о пришествии страшного дня Господня к тем бедствиям времен Маккавеев, в которые иудеи будут ввергнуты из-за их порочности ( Theod. Mops. In Mal. 3. 1-2). В контексте прообразовательного евангельского истолкования прп. Ефрем Сирин видит в словах «буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев» (Мал 3. 5) пророчество об обличении св. Иоанном непотребств Иродиады (см.: Мк 6. 17-28; Ephraem Syr. In Mal. 3. 5). Блж. Иероним применяет истолкование на основе этимологии в комментарии к Мал 3. 8 - «Можно ли человеку обкрадывать [  ] Бога?» Он считает, что этот глагол «на языке сирийцев имеет значение «пригвоздить»», тем самым усматривает в словах пророков скрытую отсылку к крестным страданиям Господа ( Hieron. In Mal. 3. 7, 8-12). Действительно, в сир. языке глагол   означает «устанавливать, прикреплять», в т. ч. и крест (см.:   - Кол 2. 14 по Пешитте).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Читается в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа, на литургии. Об этом событии еванг. Марк повествует почти одними и теми же словами, что и евангелист Матфей ( Мф.14:1–12 ). Мк.6:14 . Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Царь Ирод и пр. Царь Ирод, это Ирод Антипа, сын Ирода, называвшегося великим, при котором родился Иисус Христос и который умер вскоре после Рождества Христова. У еванг. Матфея он называется четверовластником, так как был правителем четвертой части Палестины или Иудейской земли. Известно, что по смерти Ирода великого, римский император Август разделил Иудейскую землю между тремя его сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом, и Ирод получил Галилею и Перею (за Иорданом). Услышал царь Ирод об Иисусе, яве бо бысть имя Его (ибо имя Его стало гласно), т. е. Ирод услышал молву, суждения по поводу проповедуемого Иисусом Христом нового учения и творимых Им великих чудес. Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Христовых не в начале, а по прошествии немалого времени. И глаголаше (говорит), у еванг. Матфея ( Мф.14:2 ) отроком, т. е. служащим при дворе (придворным вельможам), яко (это) Иоанн Креститель из мертвых воста (воскрес). При слухе о делах Иисуса Христа Ирод смутился, – ему представилось, что невинная жертва его безумия, Иоанн Креститель, которого он недавно умертвил из угождения жене своей, воскрес, чтобы наказать его за преступление. Сего ради силы деются о нем (потому чудеса делаются от него), т. е. творятся им чудеса. Мк.6:15 . Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить ему путь ( Мал.4:5–6 ). Это конечно не значило того, что сам взятый на небо, прор. Илия явится оттуда, а то, что явится пророк подобный Илие, т. е. как говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною ( Лк.1:17 ). Но Иудеи принимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Свидетельство Иисуса Христа о месте Иоанна Крестителя в истории спасения (Мф 11. 7-19) является косвенным свидетельством Его о Самом Себе. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется… все пророки и закон прорекли до Иоанна... он есть Илия, к-рому должно прийти» (Мф 11. 11-14). Иоанн - ожидаемый в конце времен прор. Илия, его явление завершает старую эпоху истории спасения и возвещает наступление новой эпохи непосредственной близости Царства Небесного (Божия). Задача служения всех ветхозаветных пророков и самого закона исполнилась в Евангелии Царствия Божия. «С сего времени Царствие Божие благовествуется...» (Лк 16. 16). В антитезах Нагорной проповеди (Мф 5. 21-48) Иисус Христос принципиально отвергает удовлетворение формальным исполнением отдельных заповедей закона: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5. 20). В поучениях Иисуса Христа заповеди закона истолковываются в их глубинном смысле. При этом Он берет на Себя неслыханную в Его окружении смелость, заменяя сказанное «древним» собственным пониманием воли Божией: «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…» Ветхий закон как система формальных предписаний не отменяется по существу, но заменяется его «исполнением»: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17). Под «исполнением» имеется в виду осуществление того, что было предсказано эсхатологическими пророчествами о времени спасения, когда воля Божия будет постигнута и соблюдена непосредственно, без буквы закона (Иер 31. 31-34). При этом Иисус Христос, отвергая обвинение в нарушении З. М., утверждает, что закон должен оставаться в силе как целое, «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (ως ν πντα ϒνηται)» (Мф 5. 18), т. е. пока все не завершится. В этом высказывании подчеркивается не столько длительность действия закона, сколько установленный срок, предел его действия. Если фарисеи и раввины учили, что закон вечен и действует даже за пределами сего века ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 244-249), то Иисус Христос устанавливает определенную границу действия закона. Он имеет силу до конца века сего, «пока не исполнится все», т. е. пока эсхатологические события, которые начали свершаться с пришествием Самого Иисуса Христа (Мк 1. 15), не отменят «закон и пророков».

http://pravenc.ru/text/182513.html

3. Речь в Антиохии Писидийской Речь ап. Павла в Антиохии Писидийской является примером того, как апостол мог приспосабливаься к возможностям аудитории («стал для иудеев, как иудей, чтобы приобрести иудеев» – ( 1Кор. 9:20 ). Эта речь основана на чтениях из Второзакония (1 – 3, 22) и прор. Исаии (1:1 – 22), которые только что прозвучали в синагоге. Такой вывод был сделан исследователями Св. Писания из того, что в речи апостола использованы малоупотребительные выражения, встречающиеся в вышеперечисленных отрывках Св. Писания. Для субботнего чтения было определено 154 отдела, из которых указанный является по порядку 44–м. За чтением Закона следовало назидательное истолкование (мидраш) (ср. Лк. 4:17 – 21 ). Втор 1:31 . «И в пустыне сей, где, как Ты видел, Господь Бог твой носила τροποφρηοεν) тебя, как человек носит сына своего» Деян. 13:17 . «Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил (ψωοεν) сей народ во время пребывания в земле египетской» В первой части своей речи ап. Павел говорит о судьбе израильского народа, акцентируя внимание на Божией милости и любви к ним. Бог выделил Израиль из среды прочих народов, умножил его во время пребывания в Египте, что является безусловно чудесным, поскольку народ не просто находился в рабстве, но со стороны властей предпринимались специальные усилия, направленные на сокращение численности евреев ( Исх. 1 ). Затем Бог , изведя Израиль из Египта, «около сорока лет питал их в пустыне», т. е. ухаживал за народом, лелеял его. Среди благодеяний Божиих апостол упоминает дарование Земли Обетованной и истребление хананеев, а также дарование Израилю судей и царей. Ап. Павел здесь не говорит о непослушании Израиля; его мысль в том, что Бог, оберегая и храня Свой народ, целью имел «привести Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян. 13:23 ) от семени Давида. Вторая часть речи посвящена явлению и жизни Христа. Здесь надо обратить внимание на то, что проповедь Иоанна Крестителя была известна даже иудеям рассеяния. Затем показателен тот факт, что ап. Павел, как и неоднократно ап. Петр в своих проповедях, говорит о предопределенности в Ветхом Завете смерти Христа ( Деян. 13:27 ср. Деян. 3:17 ). О воскресении Христовом говорится как о «Воздвижении Его Богом из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. Царствие Божие и дела Иисуса Христа. Право утверждать, что Царствие Божие приходит уже сейчас, Иисус Христос обосновывает прежде всего теми исцелениями, к-рые Он совершает. Свои чудесные исцеления Он называет знамениями спасения: «Если же Я перстом (в пар. Мф 12. 28 - «Духом».- Авт.) Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). На вопрос Иоанна Крестителя о том, Мессия ли Он, Иисус Христос отвечает: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают...» (Мф 11. 4-5; ср.: Лк 7. 22). Этот ответ в свободной форме воспроизводит пророчества Исаии, относящиеся ко времени спасения израильского народа (Ис 29. 18-19; 35. 5-6). Деяния Иисуса Христа, являясь исполнением Божественных пророчеств, убеждали Его современников в том, что обетованное всеобщее спасение приходит сейчас через Господа Иисуса Христа. Однако ни исцеления, ни экзорцизмы, ни прочие чудеса не являются средоточием Царствия Божия, более того, внешне они мало чем отличались от того, что сообщалось, напр., о Моисее или об Илии. Даже иудейские экзорцисты совершали нечто подобное, как об этом говорит Сам Иисус Христос: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф 12. 27). II. Царствие Божие и благовестие Иисуса Христа. Отвечая Иоанну Крестителю, Господь говорит: «...нищим возвещается благовестие» (Мф 11. 5) (в синодальном переводе: «нищие благовествуют» - форма глагола ευαγγελζονται допускает оба варианта перевода). В этих словах тоже слышится отзвук ветхозаветного пророчества: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» (Ис 61. 1-2). Именно благодаря этому пророчеству Исаии εαγγελζομαι (благовествовать) стал термином провозглашения эсхатологического спасительного Царствия Божия. Это Царствие начинается благовестием, Е. О содержании благой вести и о том, кто принесет ее, у прор. Исаии сказано: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (Ис 52. 7). Ожиданием обетованного эсхатологического благовестника жило иудейское общество времени земной жизни Иисуса Христа. Поэтому слова Иисуса Христа о том, что Он «благовествует нищим», могли восприниматься не иначе как притязание на исполнение обетования. Его служение в слове, в учении обозначается как Е. Но и здесь, как и в случае с исцелениями, внешне высказывания Иисуса Христа (напр., «блаженства») при всех их особенностях во многом подобны высказываниям пророков, а Его поучения находят параллели в поучениях книжников.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010