По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

http://pravicon.com/info-2485

Саркофаг арльский (рис. 72 1189 ): Иордан в виде потока, быстро несущегося сверху из скалы; в нем стоит Иисус Христос в образе дитяти, на которого сходит Св. Дух в виде голубя. С левой стороны – Иоанн Креститель, мужчина в зрелом возрасте, с бородой, в плаще, переброшенном через левое плечо на чресла; левая рука его простерта в знак удивления, правая возложена на голову Иисуса Христа. 72. Рельеф саркофага в Арле. С правой стороны – мужчина в тунике и иматии, со свитком в руках: он смотрит на Иисуса Христа. Костюм и свиток 1190 дают основание видеть в этом лице учителя; по всей вероятности, это прор. Исаия, пророчество которого, относящееся к проповеди Иоанна о крещении покаяния, приводит ев. Лука ( Лк. 3:3 ). Пророчество это, и даже не одно оно, повторяется и в песнопениях праздника Крещения в православной церкви: «глас вопиющего в пустыни, яко возгремел еси над водами многими (4-й ирмос 1-го кан.) … Исаия, измыйтеся, очиститеся глаголет…» (2-й тропарь 9-й песни 1-го канона). Та же композиция на саркофаге Анконского собора 1191 : Иоанн Предтеча в таком же одеянии; Иисус Христос также в виде дитяти; на главу Его опускается сверху струя воды; Св. Духа нет; направо – пророк со свитком. 73. Саркофаг Мабильона. На саркофаге, изданном Мабильоном и Гарруччи (рис. 73 1192 ): Иисус Христос – дитя; Иоанн в тунике и паллиуме, без бороды; Иордан бежит сверху, оттуда же сходит Св. Дух. Позади Иоанна неизвестный человек, которого Гарруччи признает за ученика Иоанна, а Стриговский – опять за Исаию. Так как, во-первых, этому лицу недостает свитка – атрибута пророка; во-вторых, его поза и выражение удивления в лице более свойственны обыкновенному зрителю, чем пророку; в-третьих, в памятниках позднейших нередко на том же приблизительно месте изображается народ или ученики Иоанна, – то мы присоединяемся к первому мнению. На мадридском саркофаге (Academia reale d’istoria) 1193 Иисус Христос – дитя, Иоанн Предтеча в тунике (exomis); вверху струя воды и Св. Дух. Как здесь, так и на саркофаге анконском, вода вытекает из урны; форма эта вполне ясно выражена на стеклянном фрагменте, найденном в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Глава 40-ая, 1–14 ст. О гласе вопиющего в пустыне. Этой главой начинается утешительная часть книги. В начале настоящей главы (ст. 1–14) пророк предлагает пророчество о пришествии в мир прежде Мессии Его Предтечи Иоанна. 1–2 ст. От имени Божия пророк обращается к соотечественникам с утешением и говорит, что пленение, только что им возвещенное, будет непродолжительно, что и теперь уже, когда оно еще и не начиналось, можно о нем сказать, что оно как бы уже окончилось. 3–4 ст. Здесь пророк изображает картину возвращения народа Еврейского из плена, которое как будто уже совершается. Пророк говорит: раздается «голос взывающего в пустыне (вестника): приготовьте путь для Господа, сделайте прямыми (правы) дороги Бога нашего. A для этого всякая низменность (дебрь) пусть засыпается и всякая гора и холм пусть понизится (смирится) и все неровности (стропотная) пусть будут ровным местом, а утесы гладкими дорогами». Метафора эта имеет двоякий смысл: в приложении 1) к возвращению народа Божия из плена вавилонского и 2) к более отдаленному – появлению Предтечи Господня в пустыне Иорданской с проповедью о покаянии. По свидетельству Св. ев. Иоанна, в последнем смысле изъяснял слова пр. Исайи сам Иоанн Креститель ( Ин.1:19 ). Действительно, Иоанн Предтеча был послан в мир прежде явления Мессии для того, чтобы приготовить в сердцах людей путь к принятию Мессии. Подготовительная деятельность Иоанна Предтечи состояла в том, что он убеждал людей очистить свою совесть от грехов и загладить их покаянием ( Мф.3:2–12 ). Различные грехи и пороки, которые изобличал Иоанн Предтеча, изображаются у прор. Исаии под образом утесов, холмов, дебрей и проч. 5 ст. Слова этого стиха в приложении но времени возвращения народа из плена имеют тот смысл, что событие это будет очевидным для всех обнаружением славы Божией. В приложении ко временам Мессианским слова эти ясно указывают на явление вслед за Предтечей Спасителя, а вместе с тем, и славы Господней. 6–8 ст. Пророк старается с особенной силой внушить маловерным иудеям ту мысль, что возвещенное им Слово Божие непременно исполнится. Для большей наглядности и сильнейшего впечатления речь свою пророк облекает в диалогическую (разговорную) форму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Под акридами должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенной пищей на востоке у бедных людей. Некоторые, впрочем, думают, что акриды суть верхушки травы, а иные – дикие яблоки (Феоф.). Под диким медом разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустыни (Мих.). Мед этот весьма горький на вкус (Афан.). Следовательно, и одежда, и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он прор. Исаию, так своей суровой подвижнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка Илию. Мк.1:7 . И проповедовал говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его; Мк.1:8 . я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Идет за мною сильнейший меня (грядет креплий мене), это – Мессия Иисус Христос, Богочеловек, на 6 месяцев родившийся и выступивший на проповедь позднее Иоанна Предтечи и Крестителя ( Лк.1:26 ), Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его (у которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его). На востоке по причине жары не носили такой обуви, какую мы носим, но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п. привязывали к подошве ноги дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать их было делом низших служителей. Слова Иоанна: я недостоин и пр. означают смирение, унижение его перед Иисусом Христом. Он считает себя недостойным быть последним слугой Господа. Я крестил вас (аз крестих, вы) водою, т. е. погружал в воду для обозначения доброй перемены в мыслях и жизни, так как крещение Иоанново не давало благодати Божией, как крещение Христово. А Он будет крестить (той же крестит) Духом Святым. Крещение Христово будет Духом Святым, это означает, что оно будет иметь внутреннее действие Духа Святого на душу крещаемаго, – очищать ее от грехов по силе крестных заслуг Христовых ( Ин.3:5 ) и возрождать в жизнь святую, спасительную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Такая интерпретация служения Иоанна как «гласа вопиющего в пустыне» не может, по убеждению ряда ученых, восходить к традиции понимания слов Ис 40. 3 в кумран. «Уставе общины» (1QS 8. 14-16). В последнем случае предписание «приготовить путь Господу» связано с изучением Торы. Если учесть то, что эта часть «Устава общины» возникла еще до поселения ессеев в Кумране, то тезис о том, что пророчество Исаии, исполняемое в общинном изучении Торы, было дополнительным импульсом для основания поселения «в пустыне», лишается своего главного обоснования. Т. о., кумран. ессеи и Креститель использовали одну и ту же библейскую традицию, но интерпретировали ее совершенно по-разному. Для Иоанна ее исполнение связано с традицией прор. Илии, к-рая для К. о. не имеет никакого значения. Креститель и/или его последователи связывали ее с призывом к покаянию из Мал 3. 7 и 4. 6 и с очистительным обрядом омовения, в то время как кумран. интерпретация Ис 40. 3 не имеет отношения к очистительному обряду ( Frey. The Impact. 2006. P. 448-449). Наконец, особенностью служения Иоанна Предтечи считается то, что в отличие от ессеев, которые могли совершать очистительные омовения везде, где они жили, Иоанн крестил только в Иордане. В итоге складывается впечатление, что признаки сходства между обоими движениями объясняются скорее не прямой зависимостью, но «общей средой», в к-рой они существовали ( Taylor. 1997. P. 25; McDonald. 2000). Ближайшим же контекстом проповеди Иоанна Крестителя рассматривается провозвестие эсхатологических пророков, а не богословие кумранитов ( Lichtenberger. 1994. S. 77-78; Frey. 2006. The Impact. P. 450). Иисус и К. о. Уже на самом раннем этапе дискуссии о взаимосвязи кумран. документов с НЗ А. Дюпон-Соммер предложил рассматривать К. о. как своего рода прототип раннего христианства. Популяризатором этой идеи стал Э. Уилсон. В рамках данной модели К. о. считалась предшественницей раннего христианства, а «Учитель праведности» - прообразом, на к-рый ориентировались в Своем служении Сам Иисус и евангелисты в описании Его служения. Гипотеза была отвергнута академическими учеными, но получила особенно широкое распространение в СМИ.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАВАРА Вифавара [греч. Βηθαβαρ, Βηθααβαρ, Βηθαβαρ; евр.     - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανα πραν το Ιορδνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном . Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ τ χθ το Ιορδνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οκον κατασκευς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) ( Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии. Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» ( Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь ), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы ( Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).

http://pravenc.ru/text/158870.html

Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ) Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель. 1887 г. (КМРИ) «Голова Иоанна Предтечи». Акварель. 1905 г. (ГРМ) Предназначение художника В. видел в том, чтобы душу человека «будить от мелочей будничного величавыми образами». Проблема творчества у В. неотвратимо поворачивается в плоскость этической и даже религ. антиномии: смирение либо гордыня. В этом противопоставлении он избрал середину («ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет»), отразившуюся в картине «Демон сидящий» (1890; ГТГ). Позднее художник деформировал «прекрасно-величавого» Демона, изобразив хрупкое, изломанное, бледное существо в закатных лучах («Демон поверженный», 1902; ГТГ), т. о. создав в форме монументального гротеска символический портрет декадента кон. XIX в . , неврастеника с претенциозным комплексом сверхчеловека, наказанного за свою гордыню. Этот образ оказывается близок к существовавшему вне определенной сюжетной программы персонажу в эскизах В. для киевского Владимирского собора («Ангел с кадилом и свечой», 1887; КМРИ) - бездеятельному, пребывающему в самоуглубленном одиночестве. Изображением «Демона поверженного» В. завершил сквозной сюжет «демонического цикла» в своем творчестве, воплотив позицию гуманной иронии относительно всяких «демонических» претензий «иллюзионировать душу величавыми образами». В связи с болезнью с 1902 г. и до конца жизни В. находился в психиатрических лечебницах; в периоды ремиссии (1904-1905) создал ряд картин и рисунков с натуры (портреты, пейзажи, натюрморты). В 1905-1906 гг. В. сделал акварельные эскизы «Голова Иоанна Предтечи» (ГРМ), «Иоанн Креститель» (ГТГ) и последнее произведение - «Видение прор. Иезекииля» (ГРМ), где явлен совокупный образ творчества В. и обозначена экспрессионистическая стилистика, позднее проявившаяся в рус. живописи, напр. у П. Н. Филонова. Лит.: М. А. Врубель: Выст. произв.: Кат. М., 1957; М. Врубель: Переписка. Восп. о художнике. Л., 1976; Суздалев П. Врубель. М., 1991; Алленов М. Михаил Врубель. М., 1996.

http://pravenc.ru/text/155454.html

Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери - чудотворный Корсунский (из Херсонеса) образ XI в. из Софийского собора в Новгороде. С 1572 г. икона пребывала в московском Успенском соборе. Согласно легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», перенесена в 453 г. имп. Львом I Фракийцем из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги и помещена при имп. Ираклии в храме Богородицы во Влахернах. В этой церкви она пребывала до 898 г., когда была «принесена в Херсонь» - место крещения Киевского кн. равноап. Владимира Святославича, к-рый и перенес ее в Новгород. Впервые названа Иерусалимской в описи Успенского собора в 1701 г. после поновления и украшения драгоценным окладом. В 1812 г. икона с окладом была похищена. В 1813 г. ее заменили списком (вероятно, кисти Кирилла Уланова; см. в ст. Улановы ) из дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Сенях. В 10-х гг. XVIII в. Улановым было создано неск. списков с древней иконы, которые находились в храмах в честь Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), во имя арх. Михаила в Бронницах, во имя прор. Илии в Черкизове, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вешняках и др. Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) В М. е. хранятся мощи либо частицы мощей мн. святых. Частицы мощей св. Иоанна Предтечи, вложенные в его образ, почитались в Иоанно-Предтеченском мон-ре. Часть его главы была привезена в Москву в 1634 г. греком Андроником Ранкавеем ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142. С. 97), а часть руки из обители вмц. Евфимии в Вифинии подарена в 1694 г. Гавриилом, митр. Халкидонским (ее подлинность заверена грамотой К-польского патриарха Каллиника; Там же. С. 85). Ныне частицы мощей св. Иоанна Крестителя доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. Камень от пещеры, в к-рой скрывался и молился св. Иоанн Креститель, вложен в Кийский крест.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

е. 516 года. Это свое предположение он основывает на 1Ездр.4:12 … „Из Eздp. IV, 12 , – говорит он, – мы видим, что евреи к окончанию храма стремились закончить и стены». Вопрос, как понимать Ездр.4:6–23 и кого нужно разуметь под Ахашверошем и Артахшантою« ( Ездр.4:6–7 ) – чрезвычайно спорный. Впрочем, теперь ученые все чаще и чаще стали относить этот отдел ко временам Ездры, а не построения храма. См. Труды Киев. Дух. Академии, 1895, т. I, стр. 457, примечание, Тихомиров, Пророк Малахия. 50 стр., примечание. 48       Впрочем, здесь может иметь большое значение выше приведенное замечание Г. Гуте, что около этого времени персидское царство было разделено на 20 сатрапий, и резиденцией сатрапа данной местности был Дамаск или Алеппо; в Самарии жил только унтер-штатгальтер. Следовательно, значение Иерусалимского начальника сделалось еще ниже и бесправнее. Geschichte, 1904, s. 269. 49       Относительно этого места проф. Тихомиров говорит: „Новый завет представляет много мест, не оставляющих ни малейшего сомнения в том, что под „вестником Иеговы» у пр. Малахии надо разуметь, именно, предтечу Мессии, его времени и царства… (но) мы должны попытаться изъяснить Мал.3:1 , не выходя из рамок чисто ветхозаветного экзегезиса… оставаясь только на почве ветхозаветных данных, надо понимать в смысле пророка и, в частности, пророка в духе и силе Илии. Но что прор. Илия, которому должно придти, есть именно предтеча Мессии (св. Иоанн Креститель, это в точности открылось уже только в Новом Завете ( Лк.1:17 ; Мф.17:107 : Мк.9:11 ). Пр. Малахия, стр. 419. 431. 50       Таковы выгоды гипотезы Эвальда и Селлина. Принятие ее для православного богослова особых неудобств не представляет. Во 1-х, что евреи воздвигали нередко лжемессий – это факт общественный (Февда, Иуда Г.). Правда, это было значительно позже, но могло быть и ранее. Во 2-х, упреждать Промысел Божий, так сказать, помогать ему в осуществлении известных планов, совершенно в характере евреев. Вспомним об отношении Авраама к Агари и об Иакове, хитростью добывшем себе права первородства, которые ему следовали по обетованию Божию Кроме того, гипотеза Селлина уже появилась в упомянутой ранее книге русского издания Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

  Православные праздники 4 октября — Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). 7 фактов о святителе Димитрии Ростовском Жития святых святителя Димитрия Ростовского Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) был ревностным христианином, развивал православное образование, основал Славянскую-Греко-Латинскую школу в Ростове, боролся с невежеством, пьянством, раскольничеством и католицизмом, написал множество житий святых. В 1752 г. произошло обретение мощей Димитрия, его мощи почитаются чудотворными. Православные праздники 5 октября — Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Иона, неправильный пророк Значение имени Иона Пророк Иона: 40 изображений  Ветхозаветный пророк, жизнь которого описана в «Книге пророка Ионы», один из первых проповедников Единобожия среди язычников. Услышав призыв Господа проповедовать покаяние в городе Ниневия, Иона попытался скрыться от этого призвания за морем, попал в кораблекрушение и был проглочен китом на три дня и три ночи. Раскаявшись и взмолившись, Иона оказывается выброшен на берег. Он принимает призвание и начинает проповедовать покаяние в Ниневии, жители города каются и обретают веру в Бога. Православные праздники 6 октября — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель (Предтеча) Родители Иоанна Предтечи, священник Захария и праведная Елизавета, до преклонного возраста были бесплодны, что считалось бесчестьем у евреев. Праведные супруги много молились и их молитвы были услышаны, во время службы в храме Захарии явился ангел и возвестил ему о рождении сына, «который будет велик пред Господом… и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».   — Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). 8 таких разных московских святых Святитель Иннокентий Вениаминов (1797-1879 гг.) был миссионером в Русской Америке и Дальнем Востоке, крестил тысячи аборигенов-язычников, строил храмы, школы, боролся с эпидемией оспы, создал алфавит алеутского языка, участвовал в присоединении к России Амурского края, с 1868 г. митрополит Московский. 6 октября 1977 г. причислен к лику святых.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010