И Ангелу Русской Церкви напиши... К празднованию памяти апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского Павел Смирнов Апостол Иоанн Богослов и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси      Когда апостол Петр уже утвердил Церковь Божию в Риме своим свидетельством, а Павел основал Церкви по всему Средиземноморью, когда утихли споры об обрезании и свободе, когда почти все «очевидцы и свидетели Слова» (Лк. 1:2) были убиты – тогда изрек слова апостол Иоанн : «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа… [И увидел Сына Человеческого], и Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…» (Откр. 1: 9; 17–19). Апостол Иоанн вообще загадочная личность. Его Евангелие самое сложное для понимания, самое «богословское», словно взгляд на всем известные события, но только – с высоты птичьего полета. Как сумел он взять эту высоту? Церковь объясняет нам: он черпал «токи Богословия» на груди Иисуса. Человек тонкой и чуткой души, он полюбил Учителя и стал пристально всматриваться в Его внутренний мир, вслушиваться в Его слова и внутреннее свидетельство Духа в своем сердце. Плодом этого внимания к Логосу стало четвертое Евангелие. А затем, в конце его долгой жизни, закончившейся почти вместе со столетием, Иоанну были показаны судьбы Церкви в истории… «И Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:1–4). Не нужно думать, что написанное конкретной общине I века нашей эры относится только к ней. Это послание всякой общине и любой Церкви, больше того – каждому христианину. И в разные моменты истории-жизни к нам может относиться то или иное слово, обращенное к «семи церквам» Апокалипсиса.

http://pravoslavie.ru/86617.html

И когда Господь посылал Апостолов на проповедь, то не сказал им: «идите и напишите книги», а сказал: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам «( Мф. 28:19–20 ). Апостолы так и поступили; в первый же день Пятидесятницы, когда на них сошел Св. Дух, начали учить народ ( Деян. 2:4, 14 ). Апостол Павел в Ефесе, «три года, день и ночь непрестанно учил» ( Деян. 20:31 ). Записано ли все то, чему учил там ап. Павел? Нет, не записано! Некоторые апостолы учили и проповедовали, а между тем своего учения нигде не записали, как, например, апостолы Андрей Первозванный, Фома, Варфоломей. И неужели их учение, переданное на словах, не должно иметь никакого значения? Св. Апостол Иоанн предпочитает устную проповедь письменной: «не хочу писать, говорит он, на бумаге чернилами» (2 Иоанн. 12). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью» (3 Иоанн. 13), «а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Иоанн. 12). Очевидно, что кроме Св. Писания должен быть и другой источник христианского вероучения. Таким источником является Св. Предание. И мы видим, что св. апостолы придавали огромное значение Св. Преданию. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостол хвалит коринфян за то, что они держатся его предания так, как он, Апостол, передал и заповедал им. Всякого же, поступающего не по преданию апостолов, порицает и повелевает удаляться от него: «завещаем же сам, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Сол. 3:6 ). Повелевает стойко и крепко придерживаться предания, которое является источником христианского вероучения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Апостол не различает словесной проповеди , устной от письменной; он говорит, что учить словом или посланием это безразлично, все равно. Слово Божие, писанное ли оно, или переданное устно, имеет одинаковое значение. Самая вера возникает чрез устную проповедь: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Следовательно, Церковь первых веков жила и научилась вере Христовой только путем устной передачи слов Господних. Поэтому Св. Предание и должно сохраняться и ни в коем случае отвергаться, как будто излишнее и не нужное. «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). «Небо и земля прейдут: но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). «Научите все народы... соблюдать все, что Я .повелел вам»( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но одно переживание и осознание вины бесплодно и бессмысленно; оно превращается в непрерывное – как белка в колесе – верчение в неистовом круге психологии и психоанализа. Когда нет реального освобождения от греха, такое покаяние становится равнодушным психологическим обычаем или переживанием разъедающего уныния. Покаяние и Царство Небесное Для того чтобы освободить человека от вины и греха и дать живые силы для подлинно чистой жизни, воплощается в мире сем Христос. Еще прежде Него среди израильского народа появляется великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, который крестил, то есть омывал от душевной нечистоты в реке Иордане приходящих к нему людей. Будучи первым в новой эре проповедником покаяния, Иоанн взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда Сам Христос выходит на проповедь , Он, прежде всего, произносит те же слова, которые произнес прежде Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, и само его крещение стало очень значимым в нравственной истории мира. Но и оно оказывается недостаточным, помимо превосходящей реальности Царства Небесного. Это понимает и сам Креститель, указывая на разницу между собой и Христом: «Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом, Святым и огнем. (Мат.3,4). О необходимости восполнения Иоаннова (человеческого) крещения свидетельствует эпизод из книги деяний апостольских, в котором рассказывается, как апостол Павел в Ефесе нашел некоторых учеников Христа и сказал им: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «во что вы крестились?» Они отвечали: «В Иоанново крещение». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса Христа ( Деян. 19,2–4 ). «Приблизилось Царство Небесное» – означает, что явился на земле и начал свое дело Спаситель мира и Царь этого Небесного Царства, иного мира, мира незаходящего света, абсолютного блага, любви и чистоты; мира чистоты совершенной, куда ничто нечистое не может войти и соединиться с ним. Поэтому необходимо очищение всякой земной человеческой реальности, имеющей стремление к небесному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

«Тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера». «Да омоет тело свое водою чистою, – говорится в Писании, – зайдет солнце и он очистится» ( Лев.15:5, 22:7 ). Это не были в самом деле грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог , делая их через это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важнейшего. 3 . Итак, иудейское очищение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего; оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущим через себя от первого к последнему, так как понуждало их [иудеев] не к соблюдению телесных очищений, но вместо таковых увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении [добрых] дел, а не в разных омовениях и очищениях водой. [Иоанн] не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? «Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф.3:8 ). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать [грехи]. Поэтому [Иоанн] и говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Очевидно, что он не крестил Духом. Что же значит: «Духом Святым и огнем»? Вспомни тот день, в который апостолам «явились... разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» ( Деян.2:3 ). А что крещение Иоанново было несовершенно, не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, «найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния» – покаяния, не отпущения грехов; для чего же он крестил? «Говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Уже после Распятия и Воскресения Христова апостол Павел встретил нескольких учеников Предтечи, омывшихся только водным крещением. Апостол спросил их: Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему, мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). И святой Павел должен был крестить их Крещением Христовым, дабы они приняли спасительную благодать Духа, ибо Иоанн крестил (только) крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса ( Деян.19:4 ). На земле лишь Христос как Бог мог даровать смертным Крещение Духом Святым. Это Таинство не просто очищение первородной скверны и содеянных нами грехов, но и одухотворение нашего внутреннего мира. Это истинное и всецелое обновление, перерождение и путь к воскресению. Святой Иоанн, немощный, как все люди, не мог дать человечеству ничего подобного – он лишь готовил народ к принятию Божественного Христа. В чем-то, наверное, его деятельность можно сравнить с христианским оглашением перед Крещением. Святой Иоанн Креститель был только Предтеча, провозвестник, свидетельствовавший о свете ( Ин.1:7 ). После явления Божественного Света Христова он должен был неминуемо уйти в тень. Так и случилось. Многие ученики, причем лучшие и любимейшие ученики Предтечи, покидали его, устремляясь вслед за Иисусом Назарянином. Остававшиеся возле святого Иоанна, в некотором роде ревнуя о славе своего учителя, указывали: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему ( Ин.3:26 ). Это были недалекие речи. Но не завистью, а священной радостью отвечал Предтеча на вести о деяниях провозвещенного им Христа: Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться ( Ин.3:29–30 ). Да, исполнилась радость Предтечи – радость о Господе, радость о Божественном Женихе спасаемого человечества! Так ликовал святой Иоанн, великий друг Христов.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

3. Итак, иудейское очищение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего; оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущим чрез себя от первого к последнему, так как понуждало их [иудеев] не к соблюдению телесных очищений, но вместо таковых увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении [добрых] дел, а не в разных омовениях и очищениях водою. [Иоанн] не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? « Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф. 3:8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать [грехи]. Поэтому [Иоанн] и говорил: « я крещу вас в воде в покаяние, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). Очевидно, что Он не крестил Духом. Что же значит: « Духом Святым и огнем »? Вспомни тот день, в который апостолам « явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них » (Деян. 2:3). А что крещение Иоанново было несовершенно, не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, « найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния » — покаяния, не отпущения грехов; для чего же Он крестил? « Говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый » (Деян. 19:1–6). Видишь ли, как несовершенно было крещение Иоанново? Если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского крещения, и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Благочестие или, как говорят, религия имеет место в сознательных и свободных действиях, желаниях человека, в которых человек может быть и скверным в очах Господа, и угодным Ему, и приближаться к Нему, и удалять Его от себя. Ст. 29. «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». На эти слова постоянно ссылаются штундисты, осуждая православных за почитание св. изображений, или икон. Но нельзя говорить об иконах, что они «получают образ от вымысла человеческого». Разве это вымышлено, что Сын Божий воплотился, был видим в образе человека и образом обретеся, якоже человек ( Филип. 2:7 )? Разве это вымышлено, что Св. Дух явился телесным образом ( Лук. 3:22 )? Разве это вымышлено, что тайнозритель Иоанн видел Самого Бога Отца сидящим на престоле и подобным по виду камени иаспису и сардинови (Аппок. 4:3)? Итак, мы, устрояя и почитая иконы, не вымышляем, а созерцаем то, что по истине было. Как же, спросят нас, ап. Павел говорит, что Божество не подобно камени, а между тем ап. Иоанн созерцал Его подобным камени? Очевидно, что Павел разумеет бесконечное и непостижимое существо Божие, которое превыше всякого подобия, а Иоанн созерцал образ, в котором Господь благоволил ему явиться, чтобы быть видиму плотскими очами. Наши иконы суть воспроизведение тех образов, в которых Господь по благости Своей являлся подобным нам людям. Отвержение храмов, как мест особого благодатного присутствия Божия, икон, как воспроизведения тех образов, в которых Господь благоволил являться среди людей, есть в некотором смысле отвержение благости Божией: не надо де нам той благости Божией, по которой бесконечное Божество ограничивает себя пространством, чтобы наиболее приблизиться к нам (вездесущее столь же близко к нам, как и далеко от нас), или той благости, по которой Господь принимал видимые образы для того, чтобы быть зримым от людей. Гл. 19, ст. 2. Св. Павел спрашивал у некоторых учеников: приняли ли они Духа Святого? «Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

В новозаветное время постились Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мф.4:2 ). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей. «Познай и научись, – говорит святой Иоанн Златоуст , – что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, – не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения». 569 Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед ( Мф.3:4 ). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились ( Деян.13:2 ). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом ( Деян.14:23 ). Апостол Павел пишет о себе: «усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор.9:27 ). «Здесь он показывает, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше ( 1Кор.6:13 ) с сожалением говорил: «пища – для чрева, и чрево – для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам». 570 «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах » ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (11:26–27). В апостольское время христиане постились : «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Свидетельства святых отцов «Аще кто, епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец, не постится в святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, – да будет извержен. Аще же мирянин, – да будет отлучен» (Апост. 69 правило). 571

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И кого бы нам спросить, братия, кто бы нам поведал: что такое рай? Спросим о том двоих богомудрых мужей, которые видели его воочию, это святые апостолы Иоанн Богослов и Павел. Иоанн говорит: и вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр. 21, 10). Но этот город был только образом рая Божия, на который если бы мы когда-нибудь удостоились взглянуть, то очи наши уверились бы в красоте его, а ум наш все же не постигнул бы, что такое рай. Апостол Павел был восхищен до третьего неба, в самый рай Божий; он видел то, чего никогда не видели очи людские, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9); там слышал он слова, которых на человеческом языке нельзя и пересказать (2 Кор. 12, 4). Вот два человека, видевшие рай: один из них Иоанн – орел Богословия, другой – Павел, сосуд избранный. Но оба они говорят о нем не ясно и прикровенно. Стало быть и никакой человек не объяснил бы нам, что такое рай. Недаром же один праведник говорил: «О рай Божий! Мы можем тебя приобресть, но не можем тебя умом нашим постигнуть!» Христос Спаситель наш называет рай жизнью бессмертной и вечной, и радостью бесконечной. Возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас, – говорит Он (Ин. 16, 22). Подумай, христианин, что такое здешнее счастье! Положим, был бы ты царем, владел бы целым светом; положим, у тебя не было бы врагов, не знал бы ты ни скорбей, ни болезней, был бы и собою красив, и богат, и славен: не правда ли, ведь в этом-то и состоит, по нашему мнению, величайшее счастье на земле? И однако же такое счастье есть то же несчастье! Ведь сколько бы ты ни прожил, а все же тебе надобно умереть, и притом каждый час бояться смерти, а этот-то страх и делает тебя несчастным… Подумай же теперь: иметь все то счастье, какого бы ни пожелало сердце твое, не бояться смерти, которая отнимает теперь от нас счастье, быть всегда и богатым, и здоровым, не знать и не бояться ни нищеты, ни болезней, ни зависти человеческой, – что же это была бы за блаженная жизнь! А такова и есть жизнь райская, жизнь, полная радости нескончаемой, вечной, такой радости, которая никогда не может убавляться, но всегда, во веки веков, будет одна и та же, полная, всесовершенная, радость неизреченная… Да, в блаженной вечности ты будешь радоваться радостью Божией, будешь царствовать в Царствии Божии, будешь прославлен славой Божественной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Смиренно называя себя «служителем Иисуса Христа у язычников», Апостол Павел этим званием своим и нам, продолжателям апостольского дела, пастырям, внушает, что если мы милостию Божиею облеклись в это великое звание, то и должны всецело отдаться в распоряжение Господа, подобно усердному слуге, который исполняет всякое дело, на какое и куда бы ни послал его хозяин. Но вместе с тем мы, по смыслу речения апостольского, должны почитать себя слугами и тех, среди которых Господь послал нас трудиться, быть рабами тех, о вечном спасении которых мы должны всеми мерами заботиться, и рабству своему для спасения пасомых должны радоваться, как радовался такому рабству Апостол Павел: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть... Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его» ( 1Кор.9:19; 22–23 ). «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). По Апостолу, только тогда благовестник может считаться соучастником Евангелия, когда отдает себя в рабство Господу и своим пасомым. Трогательно об этом говорит мудрый изъяснитель слов Святого Апостола и его подражатель Святой Иоанн Златоуст : «Если, – говорит он своим детям духовным по возвращении из ссылки, – вы посылаете куда-нибудь раба, и он долго не возвращается, то вы требуете объяснения, где и почему он замедлил, где потерял столько времени. И я -раб вашей любви, вы купили меня не деньгами, а своею любовию. Радуюсь, что я продан в такое служение и никогда не желаю освободиться от этого рабства. Это служение для меня прекраснее свободы: это служение дало мне место на этой священной кафедре. Это служение – не по необходимости, а по воле» 64 . Так должен мыслить о себе и каждый из нас: «Сын Человеческий, – говорит Господь, – не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). И мы должны постоянно носить в сердце своем сознание того, как велика милость к нам Господа Бога, поставившего нас Своими служителями и слугами своих пасомых и давшего нам заповедь подражать Ему в этом служении, как подражал Святой Апостол Павел, Святой Иоанн Златоуст , Святой Григорий Богослов и другие светильники Христовой Церкви. «Достоинство учителей, – говорит Святой Иоанн Златоуст , – состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы у своих учеников, но в том, чтобы вести их ко спасению и все свои действия направлять к этой цели... И Бог поставил тебя над ними не для того, чтобы ты наслаждался большим почетом, но для того, чтобы забывал себя, помышляя только о том, что относится к ним. Таков долг учителя» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010