В г. Филиппах Апп. Павел и Варнава по приказанию начальства города были посажены в темницу, предварительно избитые палками ( Деян.16:19–23 ). К своим действиям против Апостолов начальство вызвало возмутившуюся чернию; но на другой день оно одумалось, признало, нужно полагать, свои распоряжения учинением насилия Апостолам и потому прислало в темницу приказание – освободить Павла и Варнаву. Получив позволение оставить темницу, Ап. Павел приказал передать начальству города, что они из темницы не выйдут без явного от начальства оправдания себе в их невинности: «Нас, –говорит Ап. Павел, – Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть прийдут, и сами выведут нас». Узнав об этом, говорится в книге Деяний Апостольских, воеводы испугались, услышав, что это римские граждане. И придя, извинились перед ними и выведя, просили удалиться из города ( Деян.16:36–39 ). Ссылаясь таким образом на закон и суд, на свои права римских граждан, Апостолы защищались теми средствами, которые, будучи сами по себе честны, благоприемлемы и справедливы, принадлежали самой среде «внешних» и, следовательно, требовали оказательства уважения к себе во имя общечеловеческих прав личности. Еще с большей и, так сказать, совершенной полнотой пользования средствами защиты, находимыми у самих «внешних» как добрые и благоприемлемые, Ап. Павел сохранил свою личность в Иерусалиме, когда, схваченный иудеями, он освобожден был вмешательством римской власти из рук иудеев и спасен был от побития камнями. Тысяченачальник римского гарнизона, видя неистовство иудеев, требовавших «истребления такого», взял Ап. Павла под свою охрану; но думая, что Ап. Павел в чем-нибудь виноват и желая допытаться от него якобы истины, велел «бичевать его ремнями». «Но когда растянули его ремнями, – говорится в кн. Деяний Апостольских, – Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» Испугавшись такого открытия и заявления Ап. Павла, сотник поспешил донести об этом тысяченачальнику, который, пришедши в страх за свое беззаконное распоряжение, не только освободил Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Златоуста). «Правители областей, – говорит блаженный Феодорит , – и военачальники в начале своих писаний ставят наименования своих достоинств, надмеваясь этим и, по мере чина, возвышая о себе горделивую мысль; но божественный Павел именует себя рабом Иисуса Христа, Котораго все неверующие называли мертвым, сыном тектоновым (т. е. плотниковым), тогда как апостол рабство Ему возлюбил паче всякого царства». Я раб, – как бы так говорить апостол, – послушный слуга Христов: все, что ни повелевает мне Христос, я исполняю с готовностию. Зван апостол , т. е. чудесно призванный к апостольству, из гонителя христианства сделавшийся ревностным его распространителем. В книге Деяний Апостолов об обращении Павла рассказывается так. После убиения архидиакона Стефана, апост. Павел отправился в город Дамаск, чтобы преследовать там христиан. Но на пути его внезапно осиял свет с неба. Он упал на землю и услыхал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» – Павел спросил: «Кто Ты, Господи?» – Господь же отвечал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». – Тогда Павел спросил: «Господи! что же Ты повелишь мне делать?» – Господь сказал ему: «встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Павел встал с земли с открытыми глазами, но никого не видел. Спутники повели его за руку и привели в Дамаск. Здесь чрез три дня он был крещен Ананией, по повелению Господа, явившегося Анании в видении. Пред крещением св. Павел прозрел. Так страшный гонитель христиан сделался первоверховным апостолом. – Избран , т. е. назначен, определен. «Как в доме, – говорит св. Иоанн Златоуст , – каждый назначен для особого дела, так и в Церкви различны жребия служения». Апостолу Павлу было назначено благовествовать, т. е. быть апостолом. Во благовестие Божие. «Благовестием называете свою проповедь св. апостол потому, что пришел (к народам) не с печальною какою вестию, как приходили пророки – с обличениями, укоризнами, угрозами, но с добрыми вестями, с благовестием Божиим, о неисчетных сокровищах, постоянных и непреложных благах не настоящих только, но и будущих».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Ин.12:37 ). Так святой Иоанн Богослов изумляется упорству иудеев. Однако апостол Павел, несмотря на то что в этом отношении превосходил многих своих сверстников (в известном смысле, это похвально), когда Господь призвал его, без раздумий последовал за Ним. «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (ст. 15–16). То есть не стал прислушиваться к каким-то страхам, опасениям, человеческим рассуждениям, но бесстрашно, безрассудно (то есть без человеческих рассуждений) пошел по апостольскому пути, не думая о том, к чему это приведет. А ведь христиане подозревали его в том, что он лицемерит, потому что помнили о его фанатизме, злобном отношении к Церкви и гонении на нее. «Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (ст. 16–17). Не совсем понятно, какая Аравия имеется в виду: Аравийский полуостров или местность вблизи Дамаска, но для нас это не существенно. Важно то, что апостол Павел проповедовал, еще не посоветовавшись с апостолами, то есть проповедовал только то, что получил от Господа в откровении. В его проповеди не было ничего человеческого, хотя бы даже невинного и прекрасного, — только одно божественное. «Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (ст. 18). Много ли можно узнать за пятнадцать дней? Даже если апостол Петр в эти пятнадцать дней многое успел ему открыть, — проповедовал ведь апостол Павел до общения с ним. «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (ст. 19), — говорит апостол Павел. Иаков же, как известно, был первым Иерусалимским епископом. Естественно, апостол Павел, придя в Иерусалим, должен был засвидетельствовать свою верность Церкви перед епископом этого города, как и сейчас это делается. Вот как апостол Павел, так сказать, расхваливает себя ради своих духовных чад, ради тех, кого он родил в истине, во Христе, чтобы они не усомнились.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Ст. 1–12. Прибыв в Ефес, ап. Павел нашел там «некоторых учеников» ( Деян. 19, 1 ). Что это за ученики – ап. Павел не объясняет; но следующий рассказ не дозволяет видеть в них некоторых христиан, которые были в Ефесе и к которым он писал из Коринфа. Можно думать, что апостол говорит здесь не о них, а о тех, которые по вере своей были не чужды христианству; в начале пребывания Павла в Ефесе их было около 12 человек. «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» – спросил их Павел. Вопрос этот распадается на две части: уверовали ли вы и приняли ли вы Св. Духа, как печать своего обращения? Принимая во внимание краткость рассказа в этом месте, можно видеть, что апостол о многом хотел говорить с ними, и настоящий вопрос кратко определяет характер дальнейшей беседы их и указывает, в каком духе велась она. «Мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой», – отвечали они. Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если мм будем понимать его буквально; но, как сокращение многих их ответов, он ясно изображает нам душевное настроение их. Они приняли, как сами говорят далее, крещение Иоанново, которое было для них началом обращения к Евангелию, Но они остановились на полдороге. Действительно ли они не знали,что есть Дух Святой? Нет. Они признавали, что Дух Божий говорит через пророков, через Иоанна и через Иисуса Христа – (Он был известен им), – но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Св. обещан и дан всем, в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Вот этому-то и хочет научить их апостол, как немного прежде Акила и Прискилла научили тому же Аполлоса. «Иоанн, – говорит им Павел ( Деян. 19, 4 ), – крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Гря-душего по нем. Таким образом, «крещение покаяния» есть первый шаг на путь обращения, но конец его – спасение возможно только во Христе. Узнав это, они «крестились во имя Господа Иисуса». Но так как они должны непосредственно помочь ему в служении делу Господню, то Павел испрашивает им Св. Духа, силу и значение Которого они теперь поняли. «Когда Павел возложил на них руку, нисшел на них Дух Св. и они стали говорить иными языками и пророчествовать». Под пророчеством здесь нужно понимать проповедование, зависящее от вдохновения свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Тем временем, в отсутствие апостола Павла, Акила и Прискилла не оставили христианской проповеди. В то время в Эфес приехал один из александрийских иудеев – Аполлос. Аполлос был муж ученый и красноречивый и в то же время иудейский богослов, сведущий в Писаниях. Он уже был крещен крещением Иоанновым и понимал его приготовительное ко Христу значение. Будучи же по характеру пламенным проповедником своих убеждений другим, он, прибыв в Эфес, смело и с одушевлением учил о Господе в синагоге. Услышав проповедь Аполлоса, Акила и Прискилла наставили его в христианских истинах. Приняв Христа, Аполлос решил идти в Ахаию, дабы и там проповедовать. Одобрив его намерение, Акила и Прискилла послали его в общины, основанные апостолом Павлом. В Ахаие Аполлос много содействовал уверовавшим иудеям, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Особенно плодотворна была деятельность Аполлоса в Коринфе. Третье миссионерское путешествие: Эфес Вто время как в Коринфе проповедовал Аполлос, Павел, наконец, вернулся в Эфес. Здесь ему предстояло проповедовать около трех лет. Надо заметить, что в Эфесе к приходу апостола Павла уже сложилась небольшая община. Эту общину составляли двенадцать учеников Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Акила и Прискилла состояли с ним в общении, и поэтому Павел пожелал узнать, приняли ли они Духа Святого. Но они отвечали ему: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой (Деян. 19, 2). Удивившись, апостол Павел сказал им: Во что же вы крестились? (Деян. 19, 3). Они ответили, что крещены крещением Иоанновым. Тогда апостол Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). Согласившись с ним, они приняли крещение во имя Иисуса Христа. Павел возложил на них руки и они исполнились Святого Духа, стали говорить иными языками и пророчествовать. После этого апостол традиционно начал проповедовать в местной синагоге, свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Так продолжалось три месяца – некоторые уверовали, но многие, напротив, ожесточились и начали злословить. Проповедник спокойно, со смирением мог переносить подобные оскорбления, но клевета приводила в соблазн новообращенных язычников. Тогда вместе с уверовавшими апостол Павел покинул синагогу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тогда Господь в видении ночью сказал Павлу: – «не бойся, но говори и не умолкай; Я с тобою, и никто не сделает тебе зла: потому что в этом городе много людей, которые будут Моими». – И он пробыл там год и шесть месяцев, и образовал знаменитую церковь из Иудеев и язычников. Оттуда он поплыл в Сирию; и чрез Ефес, Кесарию и Иерусалим, который посетил теперь в четвертый раз, чтобы во время праздника повидаться с церковью, наконец, возвратился в Антиохию. 4. Третье апостольское путешествие святого Павла, окончившееся его узничеством и отправлением в Рим (Деян. 18:23; 19–26) Через несколько времени, святой Павел снова отправился в путь. Обозревши церкви Галатийскую и Фригийскую, он прибыл в Ефес. Здесь он нашел двенадцать учеников, крещенных от Иоанна, которые даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Павел сказал, что Иоанн крестил только крещением покаяния, внушая веровать в Грядущего за ним, то есть, во Христа Иисуса. Услыхавши это, они крестились во имя Господа Иисуса; и когда Павел возложил на них руки, Дух Святый сошел на них, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Сначала Павел три месяца проповедовал в синагоге; но, так как некоторые не верили и хулили учение Господне, он стал проповедовать в училище какого-то Тиранна. Это продолжалось два года; так что все жители Малой Азии, посещавшие Ефес, Иудеи и Еллины, могли слышать проповедь о Господе Иисусе. Много и чудес творил Бог руками Павла; так, что даже платки и опоясания, бывшие на теле его, носили к больным, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из Иудейских заклинателей, ходивших по селениям, над одержимыми от злых духов, стали употреблять имя Господа Иисуса. Так, семеро братьев, сыновья Иудейского первосвященника, раз, заклинали бесноватого такими словами: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Только злой дух отвечал им на это: «Иисуса я знаю; и Павел мне известен: да вы то кто?» И бесноватый, бросившись на них, одолел их; так, что они, обнаженные и избитые, выбежали из того дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Тогда как в других христианских общинах, оставшихся фактически без вдумчивого духовного попечительства, возникало много вопросов и споров. Вот почему по некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава с радостью принял данное предложение, ему тоже дороги были все те люди, с которыми он когда-то имел счастье общаться и воздавать хвалу Единому Богу. Но тут, братья и сестры, как мы слышали с вами сегодня из Апостольского чтения, между апостолами Павлом и Варнавой произошло разногласие: Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. И далее автор Деяний пишет: Отсюда произошло огорчение, так что ониразлучились друг с другом. Примечательное выражение употребил апостол Лука, описывая данное событие. Произошло огорчение — не ссора, не вражда, не раздор или духовное нестроение, а чисто человеческое чувство, приведшее к разлучению. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь Павел более тверд. Мне кажется даже, что и разделение произошло у них по согласию и что они сказали друг другу: так как я не желаю этого, а ты желаешь, то, чтобы нам не ссориться, разделимся по разным местам. Таким образом, они сделали это, совершенно уступая друг другу. Варнава хотел, чтобы оставалось мнение Павла, и потому отделился; также и Павел хотел, чтобы оставалось мнение (Варнавы), и потому делает то же и отделяется. О, если бы и мы разделялись друг от друга таким же образом и для того, чтобы идти на проповедь! И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами (см. 2 Кор.8:18). Все это происходило по устроению Божию». Апостол Павел желал поступить справедливо, учитывая отступление Иоанна-Марка в Памфилии и связанные с ним в прошлом переживания.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

(12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга. И ещё спросил я, Иоанн: Господи, будут ли вспоминать там о виноградниках и прочем, [оставленном] здесь? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, как сказал пророк Давид: помните, что [вы] персть; дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветёт. Подует над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс 102/103:14-16). И ещё он сказал: выйдет дух его и возвратится в землю его. В тот день исчезнут все помышления его (Пс 145/146:4). (13) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и они возьмут от земли все славное и все честное, и святое, и чтимые и святые иконы, и славные и честные кресты, и церковные святыни, и божественные и священные книги, и все чтимое и святое вознесётся на облаке в воздух. И тогда повелю принести великий и священный скипетр, и протяну его в руке Моей к ним , и поклонятся ему все Мои чины ангельские. Тогда вознесётся вся природа человеческая на облака, как пророчествовал апостол Павел: вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:17). Тогда изыдут все духи лукавые, которые на земле, которые в бездне или где ещё есть на лице всей земли от восхода солнца до заката, которые, прилепились со служителями [своими] к диаволу или к Антихристу, и [также] восхищены будут на облака. (14) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и зажгут землю на восемь тысяч пятьсот пядей, и сгорят горы великие, и все камни расплавятся и станут как пыль, и сгорят все деревья, и всякий скот, и все гады, ползающие на земле, и всякий, находящийся на лице земли, и всякая птица, парящая в воздухе, и потом не останется на лице всей земли ничего колеблющегося, и станет земля недвижима.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ведь не иначе, как только крестом совершено отъятие греха, о чем и Павел сказал: «Рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Также когда сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» ( Лк. 3:16 ), пророчествовал о том, что имело последовать по воскресении. Но говорят: Иоанн знал, что Христос воскреснет и даст Святого Духа; а что будет распят, того не знал. Но как же бы Он воскрес, не пострадавши и не будучи распят? Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки? 3. Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос ( Лк. 7:28 ), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому. Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ); а прежде этого свидетельства говорит: «Будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис. 11:10–11 ). Потом, говоря о страдании и о славе, за ним следующей, присовокупил: «И покой его будет слава». Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он ( Ис. 53:12 ). Мало того, он предсказал даже и то, что Христос не будет оправдываться, когда говорит: «Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ); и что будет осужден несправедливо, когда продолжает: во смирении Его суд Его взятся ( Ис.53:8 ). А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс. 2:1–2 ). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 ), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, -:говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.21:19 ). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: «Ты ли Тот, Который должен прийти во ад?», но говорит просто: «Ты ли Тот, Который должен прийти»? Но это было бы еще смешнее прежнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Для Царствия Небесного нужны покаяние и вера " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе В канун праздника Богоявления , 18 января, митрополит Санкт-Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер , настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением, - сказал владыка. - Мы - люди воцерковленные, читали Евангелие, многие бывали на Святой земле, в том числе на Иордане, где происходили евангельские события, которым посвящен нынешний праздник. Мы знаем, что Господь по достижении 30-летия явил Себя народу как Мессия, Спаситель рода человеческого. В те времена Иоанн Предтеча недалеко от местечка Вифавара совершал крещение покаяния. К нему приходили люди, он заводил их в Иордан, они стояли в воде по шею, исповедовали грехи, и он окунал каждого в воду с головой. И вот, незаметно подошел к этой толпе плотник из Назарета. Иоанн Предтеча узнал в Нем Того, Кого долго ждал и о Ком говорил: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Подошел Иисус, и Иоанн Предтеча спрашивает: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф. 3:14). Иисус же Своим ответом дает понять, что не нужно упражняться в смирении, а нужно исполнить волю Божию. Господь принял Крещение от Иоанна, тотчас вышел из реки, совершил молитву Отцу Небесному, испросив помощи и благословения. И тут небеса открылись, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос с небес возвестил: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). " Господь тотчас ушел оттуда в Иудейскую пустыню, на гору, которая именуется теперь Горой Искушений, и там провел сорок дней и ночей, ничего не вкушая, в молитвах и беседах со Своим Отцом, - продолжил архипастырь. - Спаситель отверг все искушения диавола, а затем, по прошествии сорока дней, вновь пришел на Иордан. И здесь уже Иоанн принародно засвидетельствовал: " Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и Господь тоже говорил: " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " (Мф. 4:17).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010