Все пришли в ужас. Иоанн подал рукою знак к молчанию; все замолчали. Тогда Иоанн взошел на возвышающееся подле Миронова дома место и начал говорить им: «Не заблуждайтесь, братия, и не богохульствуйте; я не Бог». Потом, объясняя Писания, начиная с Моисея, и продолжая пророками, толковал им о Сыне Божием и о том, как Бог Отец послал на землю единородного Сына своего, родившегося от женщины, ставшего под законом, чтобы спасти тех, кои были без закона. «Этого-то Сына Бога живого, сказал он, я – недостойный раб. Он послал меня на этот остров, чтобы я удалил от вас заблуждение, и Его именем и Его силою совершаю я все эти знамения и чудеса, которые вы видите». Рассказав им многое из Писаний, Иоанн сошел со своего места и опять вошел в дом Мирона. Сюда сошлись тогда некоторые из народа, прося Иоанна, чтобы крестил их. Иоанн, продолжив наставление, крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. XXXI. Божественный Иоанн разговаривает с иудеем о законе и исцеляет больного. На следующий день я, Мирон и тридцать человек, принявших крещение, вышли с Иоанном на ипподром, т. е. на место, где бывает обыкновенно скачка лошадей. Там находился иудей, знающий закон по букве. Увидев его, Иоанн начал спрашивать его от книг Моисея и пророков. Тот отвечал ему по букве, а Иоанн толковал ему по духу. Когда они не сошлись, Филон сказал: «Нет нужды спорить о Писании многословием; для него нужны сердце чистое и непорочное, и Богу угодна правая и добрая вера». Когда он сказал это, Иоанн перестал говорить с ним. И вот неподалеку лежал один человек, страдавший сильнейшею лихорадкой. Подле него сидел юноша. Сей, увидев мимоидущего Иоанна и сопровождающую его толпу, воскликнул громким голосом, говоря: «Апостол Христов! Сжалься над этим больным, жестоко страдающим от лихорадки». Иоанн тотчас подошёл к больному, сделал крестное знамение и сказал больному: «О имени Господа нашего Иисуса Христа, которого я раб, хотя недостойный, и апостол, встань и иди в дом свой здоровым». Больной немедленно встал здоровым и, преклонив колена к ногам апостола, благодарил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно. У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится: «три человека», ибо мы — раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится: «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него. Ищут схватить Господа, не перенося Его высокого свидетельства о Самом Себе, ибо они не терпели превосходного Его богословия. Но Он удаляется, уступая гневу их и устрояя так, чтобы чрез Его удаление страсть гнева их утихла. Удаляется вопреки воле их, с целью показать (о чем мы многократно говорили), что Он не был бы взят и на крест, если бы не предал Сам Себя добровольно. Куда же удаляется? За Иордан, в то место, где крестил Иоанн. Не без цели Он удалился сюда, но с тем, чтобы многим напомнить о том, что там произошло и что Иоанн говорил о Нем. Что пребывание Его здесь многим принесло пользу, это видно из того, что Евангелист прибавляет: «и многие пришли к Нему» и, вспомнив об этом месте, говорили: Иоанн никакого чуда не сотворил. Слова их имеют такое значение: если мы верили тому (Иоанну), хотя он не сотворил никакого чуда, то гораздо более должно веровать Этому (Иисусу), так как Он совершил столько чудес.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Ин.1:29 . Во утрий же виде Иоанн Иусуса грядуща к себе и глагола: се агнец Божий, вземляй грехи мира. Ин.1:30 . Сей есть, о нем же аз рех: по мне грядет муж, иже предо мною бысть, яко первее мене бе. Крещение, Господом воспринятое от Иоанна Крестителя, начертано у первых трех Евангелистов; Иоанн Богослов и не повторяет сказания о сем событии, но с одной стороны сказует о первом появлении на служение Господа, а с другой записывает свидетельство Иоанна Крестителя о личности Господа при Его появлении и о схождении на Него Духа Святого, когда Иоанн крестил Его. Здесь в стихе 29-м рисуется первое появление Господа народу. Господь восприял крещение от Иоанна, Дух Святой, сходящий на Крещаемого и Глас с небеси «Сей есть Сын Мой возлюбленный о немже благоволих» ( Мф. 3:16–17 ) в торжественном Богоявлении возвестили Иоанну, что это есть Тот, о котором он должен свидетельствовать и возвещать. После сего Господь во плоти отведен был Духом в пустыню и искушен быв, поразил диавола словом Своим. Тогда наступила минута появления Господа на проповедь. Эту минуту изображает Евангелие. В начале бе Слово, говорит Евангелист: Слово стало плотию: предвестником Его был Иоанн Креститель, он засвидетельствовал о Нем народу, что Он среди их и грядет; и се Он в смиренном образе человека появляется: все взоры обращены на Него, и Иоанн восклицает: «се агнец Божий вземляй грехи мира». Народ и книжники, стоявшие в безмолвном ожидании и посланные от Синедриона не могли не понять, что Грядущий, на Коего указывал Иоанн, был предсказан пророками. Они не могли не помнить, что пророк Исайя говорил о Мессии «Он был презираем и мы ни во что ставили Его»... «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»... «Он истязуем был, но страдал добровольно»... как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» 115 . В этом именно смысле с прямым указанием на пророчества и называет Иоанн грядущего Господа «агнцем иже вземляй грехи мира». И агнец пасхальный был прообразованием великой жертвы, приносимой за греха наши. Но указывая на человеческую личность, являющуюся народу, Иоанн опять повторяет те таинственные слова, которые мы читали в ст. 27 (и ст. 15) «предо мною бысть», «первее мене бе», то есть удаляет существование Сего (по образу) человека в таинственную глубь прошедшего, и ныне указывая на Него, свидетельствует, что он о Нем вещал, когда вещал о Великом, Коему он недостоин развязать ремень обуви Его. Далее Иоанн еще величественнее раскрывает откровение, от Бога им полученное, и священное видение, указавшее ему Агнца Божия, Крестящего Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Новый Завет дает нам много примеров, когда Господь Иисус Христос и святые Апостолы исцеляли единым словом. Вышеупомянутая инокиня Иоанновского монастыря Мария, рассказала про себя следующее: Часто, когда она готовилась к причащению о. Иоанн говорил ей: «Ты сегодня причащаться не будешь». В другой же раз, когда она совершенно не готовилась к причащению, о. Иоанн неожиданно говорит ей: «Мария, ты должна сегодня причаститься». И к великому удивлению у нее появлялось вдруг такое сокрушение о грехах, какого ей не удавалось вызвать долгой подготовкой. Отсюда видно, что о. Иоанн имел от Бога благодать и власть внушать людям святые чувства. На родине своей в селе Суре о. Иоанн соорудил каменный монастырь, собор с двумя приделами и школу. Монастырь этот получил название Сурского девичьего монастыря. В г. Архангельске на набережной реки Северной Двины о. Иоанн соорудил каменное здание с церковью – подворье Сурского монастыря. Очень любил о. Иоанн Леушинский женский монастырь, Череповецкого уезда Новгородской губернии, где помощью его было 12 престолов и девичье училище, чуть ли не с гимназическим курсом. В Леушинском монастыре не было хорошей воды. Игумения, престарелая Таисия, просила о. Иоанна благословить место для рытья нового колодца. О. Иоанн сказал: «хорошо, завтра после обедни я тебе укажу место». После обедни о. Иоанн указал игумении место для колодца недалеко от алтаря церкви. Колодезь был вырыт и дал отличную воду в большом количестве. Это случай часто повторяющийся с о. Иоанном. Когда он о чем-либо просил Бога, то получал от Святого Духа ответ, что молитва его услышана или указание, как поступить. Подобные случаи бывали часто со святыми Апостолами. Так, напр., Деяния Апостолов, гл. 8, ст. 29. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». Деяния Апостолов, гл. 10, ст. 19 «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя». Ст. 20 «Встань, сойди и иди с ними нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Деяния Апостолов, гл. 20, ст. 22 «И вот, ныне я, по велению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною»; ст. 23 «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Он откроет твое лукавство». Сказав это, св. Иоанн послал к сыну жреца, велев сказать от его лица: «Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне». Тотчас встал хромой и пришел к св. апостолу совсем здоровым. А отец исцеленного в наказание за искушение апостола сам охромел на обе ноги. Он упал на землю, громко крича от чрезмерной боли, и молил апостола смиловаться над ним и исцелить именем Христовым. Он с верой говорил, что нет другого Бога, кроме Того, Которого исповедует и проповедует св. Иоанн. Иоанн исцелил жреца, научил его вере Христовой и крестил. На следующий день св. Иоанн исцелил страдавшего 17 лет водяною болезнью, наставил исцеленного в вере и крестил. В этот же день правитель острова, вступивший на место зятя Миронова, пригласил св. апостола к себе в дом, потому что жена его ужасно мучилась в родах. Едва Иоанн ступил на порог дома, как жена правителя благополучно разрешилась от бремени. Обрадованный муж уверовал во Христа и крестился со всем своим домом. Прожив в этом городе в продолжение трех лет, св. Иоанн перешел в другой, который отстоял от того на расстоянии десяти верст. Там готовились к совершению празднества какому-то богу, и несколько юношей было связано. Иоанн спросил, для чего они связаны, и узнал, что в этом городе почитают великого бога волка, что в честь его готовится празднество, а юноши будут принесены в жертву. Св. апостол начал просить, чтобы ему показали их бога. «Погоди немного, – сказал ему один из присутствовавших, – скоро жрецы со всем народом пойдут на то место, где является бог; иди с ними и ты, и увидишь нашего бога – волка». – «Вижу, что ты человек добрый, – обратился к нему Иоанн, – я здесь пришелец и не знаю того места, но мне очень бы хотелось увидеть вашего бога. Прошу тебя, проведи меня туда. Если покажешь мне его, подарю тебе драгоценную жемчужину». Тот согласился и привел св. апостола к болоту, из которого обыкновенно является их бог. Спустя немного времени, действительно, вышел из воды огромный волк. Это был злой дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он тотчас сделался хром на обе ноги, так что не мог ходить. Иоанн сказал одному человеку, чтобы позвал меня. Я тотчас подошёл к нему, а он сказал мне: «Сын Прохор! Иди к сыну жреца Аполлонова и скажи ему: «Учитель мой Иоанн сказал: о имени Сына Божия, распятого при игемоне Понтии Пилате, иди ко мне». Я пошел к сыну жреца и сказал ему слова, которые велел мне сказать ему Иоанн. Тот немедленно встал здоровым и невредимым и пошел за мною. Когда пришёл я к Иоанну, выздоровевший, повергшись к ногам его, благодарил его. Отец, видя, что сын его выздоровел, воскликнул громким голосом: «Сжалься надо мною, апостол благословенного Бога»! Иоанн тотчас сжалился над ним и знаменовал его крестным знаменем, повелевая, чтобы встал. Тот немедленно встал и, повергшись к ногам апостола, просил, чтобы крестил его. Иоанн крестил его, а он ввел нас в дом свой, где и пробыли мы день тот. XXXIV. Страждущий водяною болезнью исцеляется по письму Иоанна и принимает крещение. На другой день мы пришли в галерею, называвшуюся Домициановою. И туда собрались многие толпы к Иоанну. Там был один человек, страждущий водяною болезнью; он семнадцать лет сидел со своею болезнью, не могши ни двигаться, ни говорить. Попросив знаком чернил и бумаги, он написал Иоанну: «Апостол Христов Иоанн! Я, несчастнейший, прошу тебя сжалиться надо мною в столь крайней моей немощи». Иоанн, получив и прочитав это письмо, обрадовался вере мужа и написал ему: «Человеку, страждущему водяною болезнью, Иоанн, раб и апостол Христов, желает здоровья. Ты просишь меня помочь тебе в твоей немощи. Итак, именем Отца и Сына и Святого Духа ты освобождаешься от немощи своей и будь здоров». Когда страдавший получил и прочитал письмо Иоанново, то встал здоровым, не ощущая в себе никакого вреда от болезни. Толпы, видя это знамение, сделанное Иоанном над страдавшим водяною болезнью, пришли в удивление и тем более воспламенились желанием слушать его проповедь , а выздоровевший пал к ногам Иоанна и просил его дать ему печать Христову. Иоанн крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первоначально Иоанн Богослов был учеником св.Иоанна Крестителя, который однажды сказал о проходившем мимо Христе: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36). Так произошла первая встреча Иоанна со Христом. В тот день Иоанн и Андрей пошли за Иисусом, и Он беседовал с ними от полудня до самой ночи. Когда пророка Иоанна Крестителя арестовали, его ученики разошлись по домам. Согласно Евангелию от Матфея, Иоанн был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. После призвания Симона и его брата Андрея Иисус призвал Иоанна Богослова с его братом Иаковом (Мф. 4,21-22). Братья были рыбаками и в тот день чинили рыболовные сети. Оставив своего отца Зеведея в лодке, Иоанн вместе с Иаковом последовал за Христом. После своего призвания Иоанн Зеведеев в течение трех лет не расставался с Господом, неотлучно повсюду следуя за своим Божественным Учителем. Апостолу Иоанну, самому молодому ученику Иисуса, впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства. Однажды Иаков и Иоанн просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который попалил бы самаритянскую деревню, не принявшую Его. За эту просьбу братья Зеведеевы получили от Иисуса имя «Сыновья грома» («Воанергис»); также такое имя братья получили за силу духа и за порывистый, стремительный характер. Некоторые толкователи Священного Писания считают, что этим названием Спаситель указал также и на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой в будущем станет апостол Иоанн Богослов. Учитель запретил им низвести огонь с неба, сказав: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55 – 56). Следующее событие, связанное с апостолом Иоанном и описанное в Евангелии, происходит на пути в Иерусалим, когда братья Зеведеевы просят Иисуса позволить им сесть справа и слева от Него во славе Его, что вызвало гнев остальных учеников. Иисус же, подозвав учеников, сказал им: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 9, 43,44). В Капернауме Иоанн говорит Иисусу Христу, что ученики видели человека, изгонявшего бесов Его именем, и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за нами (Мк.9,38). В ответ на слова Иоанна Господь поучает апостолов: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 39-40).

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну: — Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными. Мытарей ненавидели все иудеи, но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение. Более четырехсот лет не было на иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя. Пророк склоняет голову В ту пору Иисусу, сыну Марии, исполнилось тридцать лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек — безгрешный Сын Божий. И один только Иоанн понял, Кто посетил его. Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился Ему и сказал: — Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: — Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус — Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ. Так Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан человеком, которого Он сам после назовет величайшим из пророков. Далее у каждого из них будет свой путь. Иоанн обличит нечестивого царя Ирода. За это царь бросит его в тюрьму, а потом обезглавит. Иисус же будет ходить по городам Израиля с проповедью, исцелять больных, творить чудеса. И на пасху в Иерусалиме отдаст Себя в искупительную жертву за грехи всего человеческого рода — по ложному обвинению Его распнут на кресте. Но после смерти Иоанна и Иисуса их души отправятся в одно и то же страшное место — в ад. Иоанн сойдет туда, чтобы и в аду проповедовать скорое пришествие Сына Божьего, как он делал это на земле. А Иисус придет вслед за ним, чтобы разрушить врата ада и вывести из него всех узников, которые захотят войти в вечное царство Сына Божьего.

http://foma.ru/kreshhenie-gospodne-chudo...

Это именно и означают слова: " что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его " . Но Он имел и учеников, и словам Его многие внимали: как же Иоанн говорит: " никто не принимает? Никто " – сказано здесь вместо: немногие , потому что, если бы Иоанн в строгом смысле сказал: никто , то как мог бы потом присовокупить: " принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (ст. 33). Здесь Иоанн касается и своих учеников, так как они не совсем были расположены веровать во Христа. А что они и после этих слов не веровали в Него, это очевидно из последующих сказаний. Будучи в темнице, Иоанн для того и посылал их ко Христу, чтобы более соединить их с Ним. Но они и тогда едва веровали в Него, на что и намекал Христос, сказав: " и блажен, кто не соблазнится о Мне " (Мф. 11:6). Итак, не с иною целью сказал Иоанн: " и никто не принимает свидетельства Его " , как для того, чтобы предостеречь своих учеников, как бы так сказал: если не многие будут в Него веровать, то не думайте поэтому, что учение Его ложно; Он, " видел, и свидетельствует " . Вместе с этим Иоанн говорит это в укоризну бесчувственности иудеев, как и в начале евангелия евангелист Иоанн обличает их, говоря: " пришел к своим, и свои Его не приняли " (Иоан. 1:11); это не Христу самому упрек, а осуждение непринявшим Его. " Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (3:33). Этим он устрашает их, показывает, что неверующий во Христа  не только в Него не верует, но и в самого Отца; потому и присовокупляет: " Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии " (ст. 34). Так как Он говорит Божии , то верующий или неверующий в Него в Бога верует или не верует. Слово: запечатлел значит: доказал. Говоря таким образом и усиливая страх их, Иоанн прибавляет: " Бог истинен " , показывая этим, что не веровать во Христа значит не иное, как осуждать во лжи пославшего Его Бога. Итак, если Он ничего не говорит чуждого Отцу, а все – Отчее, то не слушающий Христа не слушает Пославшего Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

(10) Дальше он пишет письмо: " Иоанн семи Церквам в Асии: благодать и мир с вами " . Евангелист же не поставил своего имени во главе Соборного Послания, но начал, избегая всего лишнего, прямо с Божественного откровения тайны: " О том, что было от начала, что мы слышали и видели очами своими " . За такое откровение и Господь объявил блаженным Петра: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный " . (11) Ни во Втором, ни в Третьем посланиях, которые считают Иоанновыми, хотя они и кратки, Иоанн не называет себя по имени, а пишет как о безымянном: " старец " . Этот же счел недостаточным, однажды назвавшись, приняться за рассказ, а начал вновь: " Я, Иоанн, брат ваш, соучастник в скорби, и в царствии и в терпении Иисуса, был на острове Патмос за слово Божис и за свидетельство Иисуса " и под конец добавляет: " Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги и я, Иоанн, видевший и слышавший это " . (14) Я думаю, что у апостола Иоанна много тезок. Любовь к нему, восхищение им, желание быть таким же возлюбленным от Господа — все это делало его имя дорогим: так в семьях верующих часто называют мальчиков именем Петра или Павла. (15) В Деяниях есть и другой Иоанн, прозванный Марком, которого Павел и Варнава взяли с собой и о котором сказано: " Был у них прислужником и Иоанн " . Он ли написал это Откровение?— Вряд ли. И того ведь не написано, что он отправился вместе с ними и Асию, а только сказано: " Отплыв из Пафоса, Павел и его спутники прибыли в Пергию Памфилийскую; Иоанн же отделился от них и вернулся в Иерусалим " . (16) Я думаю, что автором был кто-то другой, тем более, что в Эфесе, говорят, есть дне гробницы и каждая называется Иоанновой. (17) Судя по мыслям, подбору слов и построению предложений, догадываешься, что автор Откровения и евангелист Иоанн—разные лица. (18) Евангелие и Послание согласуются между собой и даже начинаются одинаково; в одном: " В начале было Слово " , в другом: " Он, Который был в начале " ; в одном: " И Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " , в другом — то же самое с незначительными изменениями: " Что мы слышали, что видели глазами своими, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,— ибо жизнь явилась " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010