Курской епархии.    Лествица. Слово 28, гл. 17.    Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротолюбие, ч. 1.    Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий. Ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный.    О третьем образе молитвы. Добротолюбие, ч. 1.    Житие преподобного Григория Синаита. Добротолюбие, ч. 1.    Предисловие к Преданию или Уставу Скитскому.    Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни.    Святой Исаак Сирский. Слово 36.    Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом.    Слово 6 о любви, гл. 16.    Святой Исаак Сирский. Слово 55.    Преподобный Григорий Синаит. Сл. 108, 128. Добротолюбие, ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие, ч. 4.    Слово IV, в конце; также Слово 3.    Фантазии.    Подражание Фомы Кемпийского, книга 2, гл. 8.    Подражание Фомы Кемпийского книга 3, гл. 1.    Подражание, книга 3. гл. 3.    Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский.    Святой Исаак Сирский. Слово 55.    Стран. XXXVII.    “Подражание” при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своей Латинской Церковью, и преследовалось Инквизицией. Преследование прекращено впоследствии, и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть, понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее — даже вера во Христа без оставления веры в идолов.    Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: “Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pensait qu’a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l’Evangile et l’Imitation qui est un second Evangile”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

62). Отсутствие некоторых «технических» черт, характерных для более поздних святоотеческих наставлений о постоянной молитве, впервые прослеживающихся у Диадоха Фотикийского и в основном формулируемых уже у прп. Иоанна Лествичника , также указывает на V в. Дальнейшее изучение сотниц и вполне вероятное открытие цитат или аллюзий из христ. лит-ры, оставшихся пока неатрибуированными (ср., напр.: I 49) или незамеченными, возможно, позволит с большей определенностью ответить на поставленный вопрос. Так, Д. Краусмюллер ( Krausm ü ller. 1999), сравнив обе сотницы с «Пандектами» (CPG, N 7843) (нач. VII в.), определил верхний предел жизни И. К. не позднее VI в. Вывод ученого о нижней границе, базирующийся на полемике против учения о вечности мира (которая будто бы не могла возникнуть ранее 500), вызывает сомнения. Итак, наиболее вероятный промежуток времени, в к-рый мог жить И. К.,- это V-VII вв. В пользу VII в. говорят отождествление автора, называемого епископом в нек-рых рукописных надписаниях, с участником VI Вселенского Собора и, быть может, наличие араб. перевода 1-й сотницы, а в пользу V в.- все др. соображения. На основании внутренних данных обеих сотниц можно сделать еще 2 предположения об авторе. Во-первых, по-видимому, И. К. был знаком с внешними науками, прежде всего с философией. Об этом свидетельствуют приведенные доводы, а также рассказы в I 25-26, 48, к-рые могли быть почерпнуты из таких сочинений, как «Рассказы о животных» Элиана или «Шестоднев» свт. Василия Великого (источники И. К. требуют дальнейших уточнений). Количество т. н. hapax legomena (слов, встречающихся только у этого автора, не считая неологизмов) для 2-й сотницы довольно велико: на 769 строк по изданию Бальфура приходится 7 hapax " ов (для сравнения: в гомилии «О Пасхе» св. Мелитона , еп. Сардского, приблизительно такого же объема - максимум 2 лексических и 1 синтаксический hapax и 3 неологизма, а во всем 1-м типе «Макариевского корпуса», который превосходит 2-ю сотницу приблизительно в 20 раз,- 14 hapax " ов). Наконец, сам автор косвенно признается в полученном образовании в I 13: «...внушает нам влечение к эллинским словесам (наукам), от которых мы отошли» (...ες πιθυμαν μς μβλλει τν λληνικν λγων, φ ν κα πστημεν). Во-вторых, главы I 31-32 (не говоря уже о духовном опыте, запечатленном в сотницах) дают возможность предположить, что автор был не просто монахом, но скорее всего настоятелем мон-ря. На монашеское общежитие указывают и нередкие слова о братских собраниях (см., напр., I 59).

http://pravenc.ru/text/471286.html

128. Совет монахине, желавшей от уныния заниматься переводами исторических статей    Пишешь, что ты от нездоровья, а может быть еще и от других каких причин, стала скучать в своей монастырской жизни. На все такой тяжелый и мрачный взгляд, и как будто к тебе все обстоятельства переменились. Поэтому пришло тебе желание чем-нибудь себя развлечь, и просишь моего совета, не заняться ли тебе переводами каких-нибудь исторических статей, какия может тебе доставить из -вы архимандрит — ий, по доброму своему участию, потому что он человек дельный, добросовестный и твердый в Православии. Если бы эти переводы действительно могли поправить твое дело хоть бы в половину, то я мог бы согласиться на это для тебя занятие. Но как далеко не достигнется предполагаемая цель, а труда и хлопот, будет не мало: то не лучше ли будет испытать это дело попроще? Займись, если хочешь, переводом Феодора Студита с славянскаго языка на русский. Книга эта весьма полезная для общежительных монастырей. Если перевод не годится в печать, то по крайней мере будет читаться в рукописи в вашей обители; а, может, по времени, с поправкою и употребится для печати; и между тем испробуются наши силы и свойства занятия, на сколько оно будет пригодно к поправлению нашего разстроеннаго положения. — Повторяю, что я не мог согласиться на перевод исторических статей не просто, а основываясь на учении св. отцов. Преподобный Иоанн Карпафийский пишет: «Ведая враг молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну, и отторгнути нас от сея тщася, в нас желание влагает еллинских словес, от нихже отступихом, и о сем упражнятися подущает. Ему же да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблуждше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: премудрость бо мира сего буйство у Бога вменися» (Доброт., ч. IV, гл. 13). Историческия статьи не далеко отстоят от еллинских словес, и потому, особенно в болезненном положении, нужно избирать средства к своему успокоению в собственном смысле действительныя, а не кажущияся только действительными, которыя более могут повредить, нежели воспользовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

В 1418 г. пришедший в запустение Касос был заселен, как и о-в Астипалея, албанцами. В этот период остров стал независимым от Карпатоса в церковном отношении, получив статус патриаршей экзархии. Касос снова был оставлен жителями в 1577-1599 гг. и в 1622 г. опять заселен и объединен с Карпафской архиепископией. В 1622 г. архиеп. Иерофей описал К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису бедственное материальное положение епархии. В XVIII в. благодаря морской торговле начался экономический расцвет Касоса, к-рый получил от турок нек-рые привилегии и внутреннее самоуправление. Моряки Касоса участвовали в национально-освободительной борьбе, за что остров был разорен в мае 1824 г. В 1869 г. Карпафская архиепископия преобразована в К. и К. м. В 1912 г. Карпатос и Касос вместе с др. Додеканесскими о-вами отошли к Италии (в 1922-1924 генерал Амелио сослал митр. Германа на Кастелоризон), в 1943 г. были оккупированы немцами, в 1944 г. заняты британскими войсками, 31 марта 1947 г. освобождены греками, с 7 марта 1948 г. официально считаются частью гос-ва Греция. Управляющий епархией с 1983 г. митр. Амвросий (Лавриот, Панайотидис) ведет активную общественную и просветительскую деятельность, в т. ч. открыл 9 лекционных аудиторий в приходах, музей церковного искусства, собрал богатую церковную б-ку. В настоящее время строится духовно-просветительский центр «Святой Иоанн Карпафийский» в г. Карпатос. В епархии действуют приходские молодежные центры, касса помощи неимущим, школа изготовления ковров, 5 маслобоен. В наст. время в епархии насчитывается 20 приходских храмов, 318 парекклисионов, 25 экзоклиссионов, 17 кладбищенских храмов, 4 монастырских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 990). Действуют 5 муж. мон-рей: на Карпатосе - вмч. Георгия Победоносца в местности Васес (ставропигиальный и патриарший, основан в 1-й пол. XVII в., собор построен в 1857, обитель возрождена в 1985), Кира-Панагия (основан в XVII в.), исихастирий Пресв. Богородицы близ с. Миртонас (основан в 1978); на Касосе - вмч. Георгия Победоносца (основан в 1690, отремонтирован в 1902) и мч. Маманта (основан в нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Церковь Св. Софии на развалинах раннехрист. базилики в Аркасе Церковь Св. Софии на развалинах раннехрист. базилики в Аркасе С VI в. в источниках фигурирует Карпафская архиепископия, непосредственно подчиненная К-польскому патриарху. Согласно одной из гипотез, церковный писатель прп. Иоанн Карпафийский (живший между V и VII вв.) отождествляется с участником Вселенского VI Собора (680-681) Иоанном, архиеп. Карпафским. Об истории Карпатоса и Касоса в средневизантийский период известно крайне мало. Вероятно, эти острова были захвачены арабами после завоевания Крита (824). Приморские города были разрушены арабами (так, напр., жители Брикунта переселились на место нынешнего с. Олимбос). В 961 г., во время военной кампании по освобождению Крита, на Карпатосе останавливался полководец Никифор Фока (впосл. визант. имп. Никифор II Фока). На острове сохранились визант. церкви мч. Маманта X-XI вв. с фрагментами фресок 1300 г. близ с. Менетес, прп. Онуфрия Великого, прав. Анны (Кафолики) и 40 мучеников близ с. Олимбос XIII в., ап. Луки с фресками 2-й пол. XIII в. близ Апелы, прп. Антония Великого XIII-XIV вв. в с. Менетес, Панагии Мармарини и вмч. Георгия в окрестностях Аркасы; на Касосе - прп. Онуфрия Великого XII в. в с. Поли. Фрески апсиды ц. св. Апостолов (XIV в.) в Месохори на о-ве Карпатос перемещены в Археологический музей Карпатоса. После захвата К-поля крестоносцами (1204) Карпатос и Касос вошли во владения правителя Киклад и Родоса Льва Гавалы и затем его брата Иоанна, а в 1249 г.- в состав Никейской империи (с 1261 восстановленной Византийской империи). В 1304 г. Родос, Карпатос и Касос были пожалованы имп. Андроником II находившимся у него на службе генуэзцам братьям Андреа и Лодовико Мореско, но в 1306 г. 2 последних острова были захвачены венецианцем Андреа Корнаро. Семья Корнаро правила ими до завоевания турками в 1537 г. (кроме 1312-1316, когда этими островами овладели рыцари-иоанниты). В XIII-XV вв. Карпафская кафедра или не замещалась, или была упразднена. Сохранились лишь отрывочные сведения, что в XIV в. Карпатосом управлял Феофилакт, митр. Атталийский, а в 1460 г.- Матфей, митр. Мирликийский. Карпафская архиепископия снова упоминается в источниках с 1562 г.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

В жертву любви к молитве принеси наслаждение чувствами и наслаждения умственные, любознательность, любопытство; храни душу твою от всех внешних впечатлений, чтоб на ней напечатлелся, при посредстве молитвы, Бог. Его всесвятый, невидимый, духовный Образ не терпит пребывать в душе, засоренной образами суетного, вещественного, преходящего мира. Не любуйся видимой природою, не занимайся созерцанием красот ее; не трать драгоценного времени и сил души на приобретение познаний, доставляемых науками человеческими (Святого Иоанна Карпафийского, гл. 13. Добротолюбие, ч. 4). И силы, и время употреби на стяжание молитвы, священнодействующей во внутренней клети. Там, в тебе самом, откроет молитва зрелище, которое привлечет к себе все твое внимание: она доставит тебе познания, которых мир вместить не может, о существовании которых он не имеет даже понятия. Там, в глубине сердца, ты увидишь падение человечества, ты увидишь душу твою, убитую грехом, увидишь гроб, увидишь ад, увидишь демонов, увидишь цепи и оковы, увидишь пламенное оружие херувима, стерегущего путь к древу жизни, возбраняющего человеку вход в обитель рая, — увидишь многие другие таинства, сокровенные от мира и от сынов мира (Преподобного Макария Великого. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1). Когда откроется это зрелище, — прикуются к нему твои взоры; ты охладеешь ко всему временному и тленному, которому сочувствовал доселе. «Ныне или завтра умрем», — сказал святой Андрей иноку (Четьи-Минеи, 2 октября), отвлекая его от привязанности к веществу и объясняя безрассудство такой привязанности. Очень верные слова! Очень верное изображение неопределенного срока нашей земной жизни! Не сегодня, так завтра умрем. Ничего нет легче, как умереть. Самая продолжительная жизнь, когда придем к концу ее, оказывается кратчайшим мгновением. К чему же заниматься тем, что по необходимости должны будем оставить навсегда, оставить весьма скоро. Лучше молитвою изучить себя, изучить ожидающие нас жизнь и мир, в которых мы останемся навечно. Уединение кельи и пустыня — обитель молитвы. «Вкусивший молитвы, — сказал святой Иоанн Лествичник, — будет убегать многолюдства: кто, как не молитва, соделывает любителя своего, подобно онагру пустыннолюбивому, свободным от потребности в обществе» (Лествица. Слово 27, гл. 56)? Если хочешь посвятить душу твою в дело молитвы: удали себя от видения мира, откажись от общества человеческого, от бесед и от обычного принятия друзей в твою келью, даже под предлогом любви. Устрани от себя все, чем прерывается и возмущается твоя таинственная беседа с Богом (заимствовано из 56-го Слова святого Исаака Сирского). Пребывай на земле и в обществе человеческом, как странник. Ты — странник. Земля — гостиница. Неизвестен час, в который будешь призван. Призыв неизбежен и неотвратим; отказаться или воспротивиться невозможно. Приготовь себя святою молитвою к радостному исшествию из гостиницы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Можно найти в действиях, от крови, некоторую сладость и возмнить, что это молитвенное услаждение. Таковая мысль — заблужденная; это — самообольщение, именуемое Отцами — «мнением». О «мнении» говорит св Иоанн Карпафийский в конце 49-й главы, что оно есть упитательство души (упоение души, довольной собою, своими мнимо сладостными состояниями) и дмение «суетное ума», происходящее от такового довольства, или упитательства. В этом состоянии самообольщения, называемого «мнением», находились те, к которым писал святый Апостол Павел: Се сыти есте, се обогатистеся, се насладистеся [ 150 ]. Если б они точно обогатились, к чему б — обличение? Если же Апостол их обличает, то значит, что они имели только мнение богатства. «Мнение не попускает быть мнимому», — говорит Симеон Новый Богослов. Итак, может быть мнение молитвы, препятствующее познать и вкусить истинное молитвенное действие. О таковых самомнительных сказала Пресвятая Владычица наша, Богородица, Приснодева Мария: Алчущая исполни благ, богатящияся же отпусти тщи [ 151 ] . Суть богатяще себе, — говорит Писание, — ничего же имуще: и суть смиряющеся во мнозе богатстве [ 152 ] — Как можно богатиться скудным? — Явно — мнением. Но участь их достойна сожаления: в то время как алчущие исполняются благ, они отходят с пустыми руками. А в будущем веке и еже мнится имети взято будет от него (мнителя). Богатство мнимое может ли быть существенным? При обличении, отвержении на суде Божием самого мнения, с чем останутся имевшие лишь одно мнение? — С пустыми руками. Что сказать об ощущаемых вами действиях при молитве? — Они решительно кровяные; нельзя Вам не признать, что действует и мнение. Совесть Ваша, подозревающая справедливость и правильность этих действий, сомневающаяся в них, уже может служить достаточным обличением. Вдобавок Вы темны; Божественное действие просветило бы и удовлетворило Вас, удовлетворило бы не ощущением сладости, а познанием Истины, отчего является в совести чудное спокойствие, извещение. Действует теплота по наружности Вашего тела; но Вам совершенно неизвестно (это может быть постигнуто только опытом), каким образом душа движется в соединение с умом; влечет за собою тело; каким образом в хладе тонком и мире глубоком человек, соединенный сам с собою, превысший всякой борьбы, чуждый всякого греха, одеянный в покаяние, предстоит перед лицем Господа чистою молитвою, объемлющею все его существо — и самое его зрение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

457 Зигабен на Пс.81:1. 458 В молитвах утренних тропари Троичны, И ныне . 459 Зигабен на Пс.81:3. 460 Зигабен на Пс.7:10. 461 Житие Марии Египетской. С. 91—93. 462 Термин «наказание», употребляемый в русских и славянских переводах, нужно соотносить с понятием «научения», как процесса получения определенной информации; таким образом, этот термин может носить не только пенитенциарный, но и — почти забытый в современном русском языке! — педагогический смысл (ср.: наказ ­ поручение; дать наказ ­ дать указание, поручить; и т.д.). 463 Исаак Сирин. Слово 49. С. 219. 464 См.: Макарий Египетский, 2, 3, 26; 19, 3, 1; 55, 2, 1; 55, 2, 3; Исаак Сирин. Слово 78. С. 389. 465 «Бог не хощет нам быти страстьми присно смиренными, и от них гонимыми» (Никита Стифат. Вторая сотница, 81/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 426), и «брань может быть прекращена благодатию и силою Божиею, потому что своими силами человек бессилен освободить себя от противления ...в его силах только противоречить им, сопротивляться и не соуслаждаться с ними» (Макарий Египетский, 59, 2, 4). 466 «Человек не бывает в безопасности, если не сохраняем Духом Господним» (Макарий Египетский, 41, 4). Поэтому он должен знать и чувствовать, что охранение Духом — основа его преуспеяния в несении искушений: «и еже претерпети, не наше есть» (Ксанфопулы, 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384). 467 Житие Марин Египетской. С. 94. 468 Житие Марии Египетской. С. 92. 469 Иоанн Карпафийский. Главы, 65/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 280; Макарий Египетский, 14, 33. 470 Ксанфопулы, 43; 85/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 419, 472. 471 Это — из Пушкина, которого великопостный дух некогда возбудил переложить стихами молитву преподобного Ефрема Сирина: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв. Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иоанн Карпафийский, преподобный (? 7 в.)  – О Иоанне Карпафийском на ничего неизвестно. Однако он один из авторов Добротолюбия. Иоанн Карпафийский описывал путь монаха  от состояния раба Божьего, движимого страхом, —  к состоянию  сына, обладающего совершенной любовью. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ioa...

Иаков, еретик 70 12 Игнатий Ксанфопул 44 7 , 308 (9) , 311 18 , 424, 439 25 , 506 Иезавель (библ.) 173 13 Иеремия, пророк (библ.) 31, 38, 415 Иероним Стридонский , прп. 225 249 , 501, 510 Иисус Навин (библ.) 412 Илия, пророк (библ.) 122, 409 Илия Экдик 53, 159 118, 119 , 502, 508 Иоанн (? испорч. место) 121 Иоанн, адресат митр. Симеона 117 5 , 118 Иоанн, мон. 133 Иоанн Апокавк, великий дука 205 169 Иоанн Богослов, ап. 30, 142 14 , 268, 419, 450, 452, 471 Иоанн Гавра, адресат свт. Григория Паламы 164 Иоанн Дамаскин , прп. (также Пс.) 24 71 , 50, 69, 70 12 , 92 15 , 133, 182 сн. , 183 (70) , 187 87 , 190 (99, 102, 103, 105) , 197 132 , 246, 252 379 , 253 (384) , 254 сн. , 255 (389) , 262 (421) , 273 475−477, 479 , 275 494 , 276 (503) , 277 504, 506 , 283 545 , 287 (564) , 289 569 , 294, 295 598−600 , 300 11 , 303 26 , 323 33 , 467 (41) , 469 51 , 474 81, 82 , 501−502 Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. (также Пс.) 36 133 , 50 28 , 51 (сн.) , 87, 138 41 , 140 (4, 6) , 144 (29) , 149, 198 (140) , 208 (178) , 231 272, 273 , 245 (339) , 276 (500, 502) , 277 (507, 508, 510) , 278 (514, 517) , 466 (38, 39) , 503, 504, 506 Иоанн XIV Калека, патр. Константинопольский, еретик 165, 173 11 , 205 169 Иоанн Каминиат 18 35 , 504 Иоанн VI Кантакузин (в мон. Иоасаф), великий доместик, позже – имп. 205 169 Иоанн Карпафийский ( ωννης Καρπθιος, Johannes Carpathius, Jean de Carpathos), прп. 5, 6, 11, 13 6 , 34 125 , 36 133 , 37, 43 (2, 3) , 44 (7, 8) , 45 (11, 12) , 46 (13, 17) , 48, 49, 50 (сн.) , 51 (сн., 36) , 52, 53, 55, 57−62 Иоанн Кассиан , прп. 157 107 , 504 Иоанн Кипариссиот, антипаламит 446 Иоанн Мосх , прп. 72, 504 Иоанн Оксит 53 Иоанн Палеолог, деспот, сын Андроника II 173 14 Иоанн V Палеолог, имп. 173 11 Иоанн Предтеча (библ.) 147 53 , 277, 409 Иоанн Пророк, прп. 311, 422 128 , 491 Иоанн Синаит (Лествичник), прп. 44 7 , 48, 49, 52, 72 2 , 88, 99 112, 114 , 101 (129) , 103 148 , 109, 111 (5) , 112, 438, 504 Иоанн Скифопольский (John of Scythopolis) 176 31 , 505

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010