200. Толковая Псалтирь. Толкование на Пс. 79, 12 [в рус. пер. 11]//PG 128, 837 A. 201. В письме от 16 февраля 2001 г. В. М. Лурье ссылается также на статью историка географии: Mayerson Ph. A confusion of Indias: Asian India and African India in byzantine sources//Journal of American Oriental Society 113 (1993), 169–174. По характеристике автора письма, «статья не учитывает всего материала, но она репрезентативна (в т. ч. даже для именования Индией аравийского берега Красного моря)». Статья осталась нам недоступной. 202. Аргументы см. ниже. – А. Д. 203. Интересно, что и составители Добротолюбия поместили творения трёх названных авторов почти в том же порядке (Нил Синайский, Диадох Фотикийский, Иоанн Карпафийский). В рукописи Harl. 5688 представлен другой «набор», отчасти пересекающийся с перечнем Фотия: Марк Подвижник, Диадох Фотикийский, Иоанн Карпафийский и Максим Исповедник (см. статью М. Обино). 204. Если учесть установленные нами переклички двух глав (114 и 107) с творениями Иоанна Златоуста и Нила Анкирского, то при условии, что Нил использовал в одном из писем цитату из сочинения Иоанна Карпафийского, время литературной деятельности последнего определяется первой половиной V в. Однако допустимость этого условия не слишком велика, см. примеч. (к переводу) 125. Тем не менее показательно, что все выявленные до сих пор параллели второй сотницы указывают на авторов именно конца IV – первой трети V в. (Евагрий, Иоанн Златоуст, Нил Анкирский). 205. См. примеч. (к переводу) 5, 6, 83, 91, 106. 206. Необходимые комментарии см.: SC 170, p. 38 и SC 171, p. 498, n. 1. 207. См. примеч. (к переводу) 3. 208. См. примеч. (к переводу) 78, 106. 209. Упоминание в I, 47 о «беседах» Пифагора с быками и орлами бесспорно восходит к Ямвлиху (О жизни Пифагора, XIII, 61–62); об отказе Пифагора от вина ср. там же (III, 13; XXI, 97; XXIV, 107). О «разговорах» Пифагора с названными животными и птицами говорит ещё Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Иоанна, II, 2 (PG 59, 32: 9), но умалчивает о воздержании философа от вина, так что Иоанн Карпафийский не мог заимствовать этот рассказ у Златоуста.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

    Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 77.    См., например: Мф. 12:11—12, 26, 31; Ин. 10:1—16, 26—28.     «Даде нам живот вечный и велию милость» (см.: Во Святую и Великую неделю Пасхи канон, глас 1, творение Иоанна Дамаскина, по 6-й песни стихира, глас 6).     Василий Великий, святитель. Духовные наставления. М., 1998. С. 155; ср.: Ис. 59:12; Иер. 14:7.    1 Ин. 4:20.    В «Фаусте» Гёте есть образ «ведьмы-ветошницы», которая без осознанной цели тащит в свой дом всё, что ни попадет ей под руку, не заботясь о том, какое применение этому всему она найдет. Какое прекрасное отображение бесцельного труда, который не может одухотворить разум, погруженный только в размышления о вещах века сего, не видящий никаких иных, более высоких целей, полагающий мир сей последним пределом человеческого бытия!     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 3; 487—487. С. 591.     Страбон. География. XVI, I, 24. С. 489.    «Отец твой Небесный, прелюбяй тя, и оскорбляяй, и удручаяй тя различными искушениями... скорбными тя обучая:... сия же вся скорбная, величайшая есть благодать Божия» (Иоанн Карпафийский. Слово/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 293).    «Радость, глаголет, велию благовествую вам, яже будет всем людям (см.: Лк. 2.1 10), нечасти людей» (Иоанн Карпафийский. Главы, 14/Добротолюбие славянское. Т. 2.1 С. 263), а «милость Христова никогдаже разорится» (Иоанн Карпафийский. Главы, 33/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 269).     Макарий Египетский, 6, 4, 3; 6, 5, 1.     Макарий Египетский, 54, 4, 2.     Макарий Египетский, 2, 2, 8; также: 2, 3, 9; 4, 19.     Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 91 (разрядка наша. — иг. Ф.). Отметим специально выделенное нами беглое замечание преподобного — оно, возможно, говорит о том, что педагогика искушения, не подвергая сомнению свободу человеческой воли, в некоторой степени с ней согласуется, так что процесс сближения человека с Богом не перестает быть взаимным.     Макарий Египетский, 7, 16, 3; 2, 3, 19; 4, 6, 1; 2, 3, 19; 2, 3, 26.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Основную часть его составили сочинения Евагрия Понтийского (CPGS, N 2447, 2448, 2450-2452), к-рые стремились спасти от уничтожения после его осуждения на Вселенском V Соборе . 8. Диадох Фотикийский. «Сто глав о духовном совершенстве» (Capita centum de perfectione spirituali - CPG, N 6106; Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 205-237. 1957. Τ. 1. Σ. 235-273; PG. 65. Col. 1167-1212 - лат. пер.; SC. 5, 5 bis. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 8-74). Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 9. Иоанн Карпафийский. «Увещательные главы к монахам из Индии» (Capita hortatoria ad monachos in India - CPG, N 7855. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 241-257 - 1957. Τ. 1. Σ. 276-296; PG. 85. Col. 1837-1856. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 76-102). «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав» (Capita theologica et gnostica. 93 - CPG, N 7855b; CPGS, N 7856. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 258-261. 1957. T. 1. Σ. 297-301; PG. 85. Col. 1857-1860). В рус. «Д.» не включено. Рус. перевод впервые выполнен Н. А. Леонтьевым (1898). В 2001 г. вышел исправленный перевод (Дополнение к «Добротолюбию». 2001. С. 50-58). 2-я сотница глав Иоанна Карпафийского была издана Д. Осьёром в диссертации, защищенной им в 1973 г. (рус. пер. см.: Там же. С. 6-49). В большинстве рукописей «Слово подвижническое...» представлено как последняя глава 1-й сотницы, в нек-рых, как у свт. Макария Нотары и прп. Никодима Святогорца,- как 93-я гл. 2-й сотницы. В неполном лат. переводе (PG. 85. 791-812) «Слово подвижническое...» относится к 1-й сотнице. Феодор Великий, еп. Эдесский. Гравюра. 1956 г. Феодор Великий, еп. Эдесский. Гравюра. 1956 г. 10. Св. Феодор Великий, подвижник и еп. Эдесский (см. Феодор , еп. Эдесский). «Сотница» (Capita centum. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 265-281. 1957. Τ. 1. Σ. 304-324. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 319-346). Сочинение составлено, возможно, в IX в. в основном из 7 произведений Евагрия Понтийского.

http://pravenc.ru/text/ Добротолюбие ...

Köln; Oplanden, 1965), пишет, что это терминологическое неразличение держалось до V в. ( Balfour. 1994. P. 11-12. N 20). Начиная с VI в. в «образованных кругах» подобная практика, по мнению Диля, исчезла и жители Аксума стали называться «эфиопами», а Индии - «индийцами». Тем не менее Диль замечает, что благодаря правосл. церковным историкам и «популярным греческим летописцам» смешение названий проникло и в позднюю визант. эпоху. Немаловажно, что имя И. К. фигурирует в одном и том же кодексе свт. Фотия вместе с прп. Диадохом Фотикийским и прп. Нилом Синайским - известными аскетическими авторами V в. Очевидно, что составитель кодекса должен был иметь какие-то основания для помещения их творений в одной рукописи, а у свт. Фотия - не только тематические и стилистические критерии для сравнения их друг с другом и с еще одним автором V в., Марком Подвижником: если все эти лица жили в одно время, то сопоставление их становится вполне естественным и закономерным. Следует учесть, что и составители «Добротолюбия» поместили творения этих авторов почти в том же порядке (Нил Синайский - Диадох Фотикийский - И. К.). В рукописи Harl. 5688 представлен др. «набор», отчасти пересекающийся с перечнем Фотия: Марк Подвижник, Диадох Фотикийский, И. К. и Максим Исповедник . Прп. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. XX в. Прп. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. XX в. Для определения времени жизни И. К. скорее V в., нежели VII, имеются и внутренние основания. Так, 2-я сотница начинается с опровержения дуализма (манихейства). Эта тема была, пожалуй, более актуальной для V, чем для VII в., хотя антиманихейская полемика встречается и у святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . Терминология и нек-рые аргументы автора свидетельствуют о влиянии на него стоицизма. Вряд ли можно согласиться с Бальфуром ( Balfour. 1994. P. 137-138), полагающим, что с античной философией И. К. был знаком лишь опосредованно, через Евагрия Понтийского . Если деление способностей души на вожделеющую, разумную и яростную, как и всей философии на 3 части (у христ.

http://pravenc.ru/text/471286.html

184 Κρατε δ ο ν ν τος πρ λ γου ερημνοις πολλ κα ωννου το Καρπαθ ου ς πιγραφν ατο τ πον ματι δ δωσι " Πρς τος π τς νδ ας προτρψαντας μοναχος παρακλητικ ς». Ρ´ δ κα ο τος κεφαλα οις περαιο ατ (P. 163b Bekker; vol. 3 1962 , p. 101 Henry; PG 103, 672D-673A). 187 Деяние 18, подписи: ωννης λ Θεο π σκοπος τς Καρπαθ ων ν σου ρ σας πγραψα (АСО II, 2, 2, р. 796: 19, cf. 894: 7 Riedinger; Mansi 11, 653 E, cf. 693 E; рус. пер. на с. 230 и 247). 188 А далеко не во всех рукописях, как утверждает автор статьи в «Православной богословской энциклопедии». Четырнадцать рукописей из 82-х, учтённых М. Дидье (Disdier 1932, 291–293), называющие Иоанна епископом, перечислены у Дидье на с. 287. По утверждению М. Дидье, одна из рукописей современна Фотию. 189 Первые сомнения относительно епископского сана Иоанна Карпафийского были высказаны уже Фабрицием (Fabricius J. A. Bibliotheca graeca… Vol. 10. 4Hamburgi, 1807. P. 739; cf.: Vol. 11. 5Hamburgi, 1808. P. 173). Однако учёный, несмотря на очевидные рукописные свидетельства, считает Иоанна автором XIII века (!). 190 Орфографические колебания в надписаниях рукописей и варианты греческого топонима могут свидетельствовать, однако, в пользу епархии на острове Крит. 192 Возможна, однако, и другая точка зрения, высказанная В. М. Лурье в дискуссии (о которой пойдёт речь ниже) о датировке Слова к монахам и географической локализации Индии: «Азиатская Индия для V в. ещё более сомнительна, чем для VII (в VII там, по крайней мере, появилось много несториан и монофизитов, сбежавших из Ирана от арабов) 193 Правда, одно обстоятельство кажется косвенно свидетельствующим в пользу возможных контактов Иоанна Карпафийского с арабами: известно о существовании древнего перевода первой сотницы только на одном языке – и именно арабском (автора обозначают согласные Qrbs). 194 Из наиболее доступной литературы на русском языке см., напр.: Иоанн Мейендорф , прот. Единство империи и разделение христиан//Он же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 86, ср. с. 91 (об арабской христианской литературе и исламских завоеваниях).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает, что падшие иноки, приносившие глубокое и постоянное покаяние, среди прочих, исполненных умиления и сопровождаемых стенаниями слов своих произносили следующее: “Убо прейде ли душа наша воду воздушных духов непостоянную?” (Пс. 123: 5). Так говорили они, еще не ощутили уверенности, но издали созерцали то, что совершается на воздушном истязании» (Слово 5. 22). Преподобный Исаия Отшельник : «Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления. “Ибо вся нага и объявлена пред очами Того, Кому нам предлежит давать слово ответное” (Евр. 4: 13)» (Главы о подвижничестве и безмолвии. Слово 1. 4). Он же пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда ангелы (идя) впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радовании. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о сем труде своем». Святой Иоанн Карпафийский Святой Иоанн Карпафийский пишет: «Ратуя и поношая, с дерзостию находит на душу, исшедшую из тела, враг, этот горький и страшный клеветник в содеянных ею грехах. Тогда боголюбивая и вернейшая душа, хотя бы и была уязвлена многими грехами, не придет в ужас от его устремления и угроз. Укрепляемая Господом, воскрыляемая радостию, ободряемая святыми силами, ее наставляющими, ограждаемая светом веры, она с великим мужеством противостоит лукавому диаволу и отвечает ему: “Что нам и тебе, чуждый Бога? Что нам и тебе, беглец с неба и раб лукавый? Ты не имеешь власти над нами: власть над нами и над всеми принадлежит Христу, Сыну Божию. Пред Ним согрешили мы, Ему и дадим отчет, имея Его честный крест залогом Его милосердия к нам и нашего спасения. Губитель! беги далеко от нас: нет ничего общего между тобою и рабами Христовыми”. Когда душа мужественно говорит так, диавол обращается в бегство и вопиет: “Не могу противостоять имени Христову!” А душа парит превыше врага… и после этого в радости приносится божественными ангелами в места, определенные ей по степени ее духовного преуспеяния» (Утешительная глава 25).

http://pravoslavie.ru/29780.html

" Брат сказал авве Сисою (Великому): авва! что делать мне? - я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат (сказал): доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей " (От. 433). " Всеми силами крепись не падать, ибо крепкому борцу не подобает падать; если же случится пасть, скорее вставай и стой опять в добром подвиге. Хотя бы тмократно случилось с тобою первое, по отступлении благодати, тмократно да будет у тебя второе, т. е. восстание. Так до конца жизни твоей " (преп. Иоанн Карпафийский, Д III - 105). " По отступлении благодати " . Все учение Отцов о подвиге основано на учении о благодати, а учение о благодати - на учении о смирении. Подвиг неосуществим без благодати, благодать дается только смиренному, поэтому вся цель подвига - научиться смирению, чтобы приобрести благодать. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. IV, 6; 1 Пет. V, 5) - вот незыблемая формула Священного Писания и св. Отцов. Трудись до конца жизни своей, изнемогай в труде своем, преодолевай изнеможение свое, но спасение свое ты все-таки получишь не за этот труд, а даром, только за смирение и любовь своей веры, как нищий милостыню. И все труды твои абсолютно необходимы для стяжания именно этой и только этой нищеты. " Воздаяние бывает не добродетели, - говорит св. Исаак Сирин, - и не труду ради, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны " (Д II - 665). Какая неожиданная, несравнимая и неизреченная радость в этом учении! Ведь этим учением возвеличивается только одно единственное и никогда уже более не повторимое в мире - спасительная кровь Иисуса Христа. " Когда одерживаем мы победу над врагами, то это кровь Христова побеждает их, как написано в Апокалипсисе: и тии победиша его кровию Агнчею (Ап. 11, 12) (преп. Никодим Святогорец, Н - 220). Иди, как поется в каноне Вербной недели: Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру Завет Новый завещается, и кроплением да обновятся людие Божия крови. " Время некое просвещаемый и упокоеваемый божественною благодатью, - говорит преп. Иоанн Карпафийский, - по умалении же ее впадающий в парения ума и влечения неподобные и ропщущий за то, или бесполезному унынию предающийся, а не ревнующий мужественно молитвою опять восстановить в себе спасительное то настроение, - подобен бедному, который, получив милостыню из палаты царской, негодует, что не введен был внутрь, чтоб возлежать за царскою трапезою " (Д III - 102).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Условные обозначения Преподобный Иоанн Карпафийский Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав [Вторая сотница] Иже во святого отца нашего Иоанна Карпафийского Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав Приложение А. Г. Дунаев. Преподобный Иоанн Карпафийский (патрологический очерк) Литература Исследования Анонимное догматическое толкование на Иисусову молитву Анонимное догматическое толкование на молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» (редакция 1) ПС.– Симеон Новый Богослов Условные обозначения Метод священной молитвы и внимания Симеона Нового Богослова О первой молитве О второй молитве О третьей молитве Приложение. А. Г. Дунаев. Проблемы композиции и авторства трактата. Метод священной молитвы и внимания. Симеон Евхаитский Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Дионисий монах Дионисия монаха пятьдесят познавательных глав о превосходстве божественных гимнов Его же толкование о превосходстве трезвеннической молитвы Святитель Григорий Палама Условные обозначения Первое опровержение Акиндина, содержащее перечисление ересей, в которые рискнули впасть он сам и его сторонники, говорящие, что в Боге совершенно не различаются сущность и энергия К тому же Акиндину – еретику [и стороннику] дурного мнения Варлаама, написавшему сочинение в защиту этого [зломыслия] после бегства оного [Варлаама] и его соборного осуждения, -опровержение второе Изложение чудовищного множества нечестий Варлаама и Акиндина Калиста Ангеликуд Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии Приложение О. А. Родионов. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда О божественном единении Святитель Филофей Коккин Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками Святитель Марк Эффеский О словах, содержащихся в божественной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов О Божественном свете. Именной указатель Учёные и издатели нового и новейшего времени Предметный указатель Указатели греческих слов Сокращения Прочие сокращения и условные обозначения  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

810 Паисий Святогорец . Т. 4. С. 217. 811 «Человек, который не проходит через испытания, находится вне реальности» (Там же. С. 214). 812 Макарий Египетский , 14, 17. 813 «Дары и призвание Божие непреложны»: 814 Макарий Египетский , 19, 2, 3. 815 Макарий Египетский , 19, 2, 4—19, 3, 1. 816 «Вольных искушений три суть соборнейшия вины: здравие, богатство и слава» ( Илия Екдик . Цветособрание, 8/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 640). 817 Макарий Египетский, 37, 1. 818 Ксанфопулы, 16, 10/Добротолюбие славянс.кое. Т. 1. С. 383. 819 Илия Екдик. Цветособрание, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 640. 820 «Егда вижду ничимже искушаемых мирян», например, говорит одинизпреподобных, то понимаю,что «потребы не имать сатана искушатн самоискушаемых, и присно на дольняя влекомых житейскими вещьми» (Иоанн Карпафийский. Слово/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 295). 821 «Не всяку скорбь находити человеком за грехи мни: суть бо нецыи благоугож-дающии, и искушаемии» (Марк Подвижник. О законе, 174/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 57). 822 Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 42. 823 Там же. С. 43. 824 Ксанфопулы, 15/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 372. 825 Ксанфопулы, 10/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 384. 826 «Якоже зле питающимся пользует горькая пелынь: сице злонравным пользу-ет злая страдати» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 55/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 268). 827 Макарий Египетский, 39, 3. 828 Иоанн Карпафийский. Главы, 19/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 264. 829 Исаак Сирин. Слово 49. С. 220. 830 Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 21; ср.: «Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы и через них, снова обратились к благочестию» (Макарий Египетский, 41, 7). 831 Макарий Египетский , 39, 1, 8; 55, 2, 9; ср.: Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 94. 832 Исаак Сирин . Слово 1. С. 2; Слово 21. С. 82. 833 Исаак Сирин . Беседа 39, 14—15. 834 «Пребывай в разуме, и не утрудишися во искушениях» ( Исихий Пресвитер . К Феодулу, 54/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 268).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

798 «Радость, глаголет, велию благовествую вам, яже будет всем людям (см.: Лк. 2.1 10), нечасти людей» ( Иоанн Карпафийский . Главы, 14/ Добротолюбие славянское . Т. 2.1 С. 263), а «милость Христова никогдаже разорится» ( Иоанн Карпафийский . Главы, 33/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 269). 799 Макарий Египетский , 6, 4, 3; 6, 5, 1. 800 Макарий Египетский , 54, 4, 2. 801 Макарий Египетский , 2, 2, 8; также: 2, 3, 9; 4, 19. 802 Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 91 (разрядка наша. — иг. Ф. ). Отметим специально выделенное нами беглое замечание преподобного — оно, возможно, говорит о том, что педагогика искушения, не подвергая сомнению свободу человеческой воли, в некоторой степени с ней согласуется, так что процесс сближения человека с Богом не перестает быть взаимным. 803 Макарий Египетский , 7, 16, 3; 2, 3, 19; 4, 6, 1; 2, 3, 19; 2, 3, 26. 804 Петр Дамаскин , II, 2/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 177. 805 Макарий Египетский , 7, 16, 4. 806 Макарий Египетский , 6, 5, 2. 807 «Бог, будучи благим и желая полностью вырвать из нас семя зла, то есть наслаждение, отнимающее ум от Божественной любви, попускает диаволу наводить на нас муки и кары, тем самым через муки души вытравляя яд наслаждения, уже ранее завладевшего ею, а также [внушая] нам совершенное отвращение и ненависть к [вещам] преходящим иласкающим только чувство, так что [в душе не остается] больше ничего [заслуживающего] наказания за стяжаемое ради корыстолюбия при их использовании. [Бог еще] желает создать и соделать карающую и человеконенавистническую силу диавола принудительной причиной обращения к добродетели для тех, кто добровольно отпал от нее» ( Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию XXVI). 808 Марк Подвижник . О мнящихся, 202, 204/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 79; Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 39. 809 На мысль о том, что искушение не имеет сущностного характера, то есть не затрагивает самого существа человека, наводит мимолетная фраза преподобного Исаака Сирина, походя отмеченная переводчиком: дав базовый перевод касательно «искушений, которые прошла» душа, Преосвященный Иларион (в прим. 74 на с. 27 своего издания) помечает: букв . «которые прошли над ней» ( Исаак Сирин . Беседа 1, 16; выделено нами. — иг. Ф .). Но в этом предлоге можно усмотреть принципиальный момент: то, что проходит над , не соприкасается с тем, что находится под : движение идет в разных плоскостях , искушения даже не охватывают, не окружают душу (как должно было бы произойти, если бы душа проходила через них, вступая в их среду , соприкасаясь с ними), они осуществляют свое педагогическое воздействие на нее строго извне , и в свободной воле человека находится — допустить или нет момент сосложения своего собственного внутреннего существа с естеством искушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010