Осмысление искажения человеческого естества святитель Феофан Затворник строит на словах апостола Павла из послания к Евреям: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго ( Евр. 3:12–13 ). Святитель из этого делает заключение, согласное, как можно видеть, с мнениями и других святых отцов: такое изменение «начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума» 361 . Человек действительно отходит от Бога, поскольку неверие «наводит некоторую тень на истину, на Бога, закон Его и Божественный порядок – следовательно, и их отдаляет из сознания по мере увеличения сей тени. Так поступил диавол вначале, омрачив лик Божий в уме прародителей» 362 . В другом послании апостола тех, кто в горделивом надеянии на себя противится Господу, апостол Павел называет «людьми, развращенными умом» ( 2Тим. 3:8 ).Святитель Феофан Затворник поясняет, что особый вид развращения ума – «обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный» 363 . Как писал С. М. Зарин, превратный ум – «худое делание разума» 364 . В послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на то, что человеческое естество при его отпадении от Бога изменяется: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, самохвалы, горды…( Рим. 1:28–30 ). Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что святой апостол показывает: поскольку люди не старались о богоугождении, не заботились сохранить память о Боге (не заботились иметь Бога в разуме), Он приводит их к неестественному – превратному. «Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в беспорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным» 365 , – отмечает святитель Иоанн Златоуст . При этом возникающие помыслы, «задерживаясь в нас по причине страстей, низводят ум «в бедствие и пагубу» (см. 1Тим. 6:9 )» 366 . В таком уме, по слову преподобного Исихия Иерусалимского , «наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются» 367 . Собственные помыслы ума вступают в беседу с помыслами чуждыми, предлагаемыми уму злыми силами 368 , дают, по словам преподобного, на их неподобные вопросы такие же и ответы. «Удушаемый» мыслями гордости ум, по словам святых отцов, оказывается неспособным «предстать перед Богом и увенчаться «венцом правды» ( 2Тим. 4:8 )» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

9:1-2).     В Галилее, особенно в северной ее части, было много язычников: здесь можно было встретить и диких арабов пустыни, и образованных греков, и промышленных финикиян, сириян и высокомерных римлян... Вот почему эта страна и называлась Галилеей языческой. Все эти язычники были погружены во тьму идолопоклонства: они не знали истинного Бога, и как ходящие во тьме не видят, куда идут, так и они, не зная пути — заповедей Божиих, находились в глубокой тьме и смерти. Поэтому-то пророк и называет их сидящими во тьме и тени смертной. Не искали они света истинного, Сам Свет истинный, просвещающий всякого человека, Сам Христос воссиял им, явился, пришел к ним и просветил их светоносной проповедью о покаянии. «В самом деле, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — род человеческий, перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии: люди, объятые тьмой идолопоклонства, не зная, куда идти, уже не ходили, по выражению пророка, а «сидели во тьме»: это значит, что они даже и не надеялись освободиться от тьмы». «Сидели «в тени смертной», — говорит святитель Филарет Московский, — т. е. в грехе, который называется тенью смерти, потому что смерть разрушает тело, а грех лишает душу жизни, т. е. благодати Божией, но не разрушает ее, ибо она безсмертна. И им «возсия Свет», т. е. неожиданно для них явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали Евреи». С ТОГО ВРЕМЕНИ, как умолк призывавший к покаянию глас Вопиющего в пустыне и Иоанн был заключен в темницу, ИИСУС НАЧАЛ ПРОПОВЕДЫВАТЬ. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени: теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей: и в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, на горе, на берегу озера, с лодки — нигде не переставал Он учить И ГОВОРИТЬ: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Прежде было на земле царство греха, царство диавола: теперь настает Царство Божие, Царство Небесное. Кто хочет войти в это Царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он еще не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя: пока народ не мог понять, Кто Он, хорошо было бы и то, если бы они приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключен в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь: Он начинает радостным благовестием о небесах и Царстве Небесном, которое уготовано для слушающих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Одни святые отцы, особенно древние, такие, как святой Иустин Философ , Ириней Лионский , Климент Александрийский и другие, говорили, что действительно духи входили в сексуальные отношения с женщинами, и рождались особые люди (исполины). Более близкие к нам святые отцы – Августин Блаженный , Василий Великий , Иоанн Златоуст – говорили, что сыны Божии – это сифиты, потомки праведного Сифа, а дочери человеческие – это каинитки, потомки Каина нечестивого. А Бог не хочет, чтобы верующие юноши брали себе неверующих невест. Потому что ничего хорошего из этого не получится, и причина потопа была именно в этом. Иоанн Дамаскин писал, что дьявол никак и никогда не может воплотиться, воспроизвести себя… «Причиной зависти (диавола, – О. С.) стала красота человека, поселенного в раю. Поскольку сам дьявол , получив благодать, не сумел ее удержать, он преисполнился зависти к человеку за то, что тот, будучи сотворен из праха, поселился в раю и был избран. Ибо видел дьявол, что сам он, обладающий высшей природой, пал в профанное и лишенное святости состояние, тогда как человек, существо низшей природы, уповает на вечное» 70 . Итак, диавол, который завидовал людям, не мог спокойно смотреть на первую семью, и сказано: « Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? » ( Быт. 3:1 ). Слово: «хитрый», по-еврейски арум, созвучно слову: арур, то есть «проклятый». Хотя змей будет проклят позже (см.: Быт. 3:14 ), здесь мы видим намек на диавола, который уже был проклят, и теперь чрез змея он хочет навести проклятие и на людей. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ева была создана для Адама и могла разговаривать только с ним». Но что имел в виду святитель Иоанн, называя разумным животным змея? Мне трудно судить. Может быть, змей был несколько иной в то время? Впрочем, есть интересное истолкование Дамаскина: «До преступления заповеди все было подвластно человеку, ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и в водах. Даже змей был привязан к человеку и чаще других животных приближался к нему и своими приятными движениями как бы беседовал с ним. Поэтому-то родоначальник зла – дьявол и внушил через него нашим прародителям злейший совет» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею - обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его. Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится - тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим - назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст. истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: -никто не благ, то этим и хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал - почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но никто не благ.

http://radonezh.ru/text/evangelie-ot-mat...

4. св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию с. 609. 5. PL XXII, col. 431–432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64–65. 6. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5–8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453–460. 7. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. 8. Творения святителя Феофана Затворника . Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. 9. Там же. С. 353–354. 10. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. 11. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись. от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2Кор.11:2–5 ). 12. См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. 13. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. 14. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М., Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. 15. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума откровению. «Учился послания буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риторских астроном не читах». С. 33)

http://azbyka.ru/v-zashhitu-ne-prostoty-...

PL XXII, col. 431-432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64-65. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5-8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453-460. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. Творения святителя Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. Там же. С. 353-354. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2 Кор. 11, 2-5). См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М.,Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова моанстыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума отковению//3)м же. х родился ни  умудрых филсооф учился " , с. п ослания.буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риорских атсроном ни чиТам же. С. 33) цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54//Сочинения в 9 томах, т. 3. М., 1988, с. 278.

http://bogoslov.ru/article/220385

    «О, грозная нечаянность! — размышляет святитель Филарет, — они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: ««Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). Такая вера — мертвая, которую имеют и духи отверженные: «и бесы», — сказано, — «веруют и трепещут». «Что пользы, братия мои», — увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, — «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:19,14). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела — Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, — как говорит блаженный Августин, — всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б) Для большего упрочения надежды на получение царства небесного требуется при всеобщности благотворения и сокровенность благотворения. Надобно подавать милостыню сколько возможно тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. «Милостыня, зараженная сею болезнию, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего», учит св. Иоанн Златоуст . «Смотрите, не творите милостыни вашей предь людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небеснаго. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – говорит небесный Учитель Христос ( Матф. 6, 1–4 ). Ублажаемый ныне церковию святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностию. Особенно видна его скрытность в благотворении одному патарскому гражданину, который, из славы и богатства пришедши в бесславие и убожество, до того растерялся духом, что решился открыть в доме своем убежище нечестию. Святитель в глухую полночь тихо и незаметно подошел к его окну и, тихонько в него спустив узел золота, поспешно удалился в свой дом, дав ему возможность прилично устроить своих дочерей. в) Кроме всеобщности и сокровенности, милостыня должна быть также уделяема нами из достояния, собираемого честным и праведным трудом, а не насилием и хищением. «Полезно подавать милостыню, но пагубно других обижать. Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Если угодно сеять в нищих, то сей из собственнаго. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай – это самые горькие плевелы», увещевают святые Тихон Задонский и Исаак Сирин . «Если ты даешь, говорит св. Григорий назианзин , то давай из своего, а не корми и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди, которые, ограбив ближняго, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовския, или скорее сатанинские милостыни! Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить в четверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его. Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство», говорит св. Иоанн Златоуст ..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом смысле пусть левая рука не знает, что творит правая. Ибо когда ум с твердым желанием угодить Богу изо всех сил стремится не уклониться от должного и подвизается законно, тогда он не имеет мысли ни о чем другом, кроме полезного для угождения Богу... И так как в вере нет никакой причины к неверию, если свет по природе своей не бывает причиной тьмы, если диавол не смеет появляться рядом со Христом, то явно, что противоположное разуму несовместно с разумом... и добродетель остается добродетелью. И потому не знает она ни избытка в правой руке, ни недостатка в левой, ибо то и другое было бы противно разуму. Святитель Афанасий Александрийский ( 115, 633–634 ). Не творите милостыни вашей пред людьми, чтобы они видели вас Если мы делаем что-либо доброе, но делаем не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа.., то мы напрасно трудимся, лишая себя плода от этого доброго дела ( 38, 38 ). Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 38 ). Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу ( 47, 219 ). Чем больше восходишь на высоту добродетелей, тем большее нужно тебе ограждение. Тот, кто стоял на земле и упал, сразу встает, а упавший с высоты может разбиться. Преподобный Нил Синайский ( 47, 222 ). Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 33 ). Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу. Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» ( Мф. 6, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною ( Иов. 16:20–17:1 ). Святитель Григорий Великий понимает под слезящим к Богу оком Иова (ср.: Иов. 16:20 ) его горячую сердечную устремленность к Творцу 736 – к Тому, Кто, по убеждению Иова, поступает с ним столь сурово, но Кого он по-прежнему не перестает искать и любить. Святитель Иоанн Златоуст , изъясняя эти же слова Иова в версии Септуагинты (пред Ним да плачет око мое! ( Иов. 16:20 ; Септуагинта)), говорит как бы от его лица: «Да услышит это Бог, да видит это Бог; вняв мольбам моим и помиловав плачущего, да остановится в наказании меня, тяжко пострадавшего!» При этом образ плача праведника Златоуст соотносит с евангельской заповедью Блаженств, со словами Спасителя: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Святитель Иоанн говорит здесь в связи с этим евангельским образом не только об Иове, но и обо всех переносящих земные страдания святых: «...проливание слез пред Господом бывает с теми, которые блаженно плачут» 737 . Описывая предсмертное состояние Иова и комментируя его слова Дыхание мое ослабело; дни мои угасают ( Иов. 17:1 ), преподобный Ефрем Сирин подчеркивает, что это происходит с ним от переносимых им страшных «горечи и боли», от терзающих страдальца язв 738 . Далее ( Иов. 17:2–7 ) Иов говорит о собственном уничижении в очах друзей. Он свидетельствует о том, что если бы его не преследовали насмешки Елифаза, Вилдада и Софара, то он спокойно уснул бы смертным сном. Иов молит Бога о помощи и заступничестве. Ведь именно Бог закрыл сердца друзей от подлинного понимания причин несчастий Иова и позволяет насмешникам торжествовать над праведником. Сам Бог делает его, Иова, объектом насмешек для окружающих, отчего страдалец пребывает в крайней степени горести. Иов говорит: Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно. Заступись, поручись [Сам] за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать [им]. Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010