Спаситель видел это усердие народное: И, ВЫЙДЯ, ИИСУС, спустившись с горы, как любящий отец к детям, УВИДЕЛ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ И СЖАЛИЛСЯ НАД НИМИ, потому что они были, как овцы без пастыря, и много и долго беседовал с ними о Царствии Божием, И ИСЦЕЛИЛ БОЛЬНЫХ ИХ. Благодеяния Господа превышали усердие народа к Нему: Он исцелял на этот раз всех недужных, не спрашивая даже о вере, «так как о вере их уже свидетельствовало то, что они оставили города, тщательно искали Его и не хотели расстаться с Ним, когда даже принуждал их к тому голод», — говорит святитель Златоуст. Евангелист Иоанн благовествует, что Господь, окинув взором множество народа, сказал апостолу Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтоб их накормить?» Он знал, что хотел сделать, но этим вопросом испытывал веру Своего ученика, который некогда при первой же встрече с Ним признал в Нем Мессию, предсказанного Моисеем и пророками. Филипп мог бы сказать: «Ты все можешь, Ты можешь напитать и этих людей, ради Твоего учения забывших о насущном хлебе». Но он думал по-земному: «И на двести динариев», — сказал он, — «будет недовольно хлеба, чтобы досталось каждому из них хотя понемногу». Для апостолов было ясно, что помочь нужде не было средств, кроме чуда; но о чуде они не думали. А Сам Господь не приступал к чуду, а ожидал, пока обратятся к Нему с просьбой: такое было у Него правило. Между тем, народ подавлял в себе чувство голода благоговейным желанием быть около дивного Чудотворца. КОГДА ЖЕ НАСТАЛ ВЕЧЕР, ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ УЧЕНИКИ ЕГО, заботливо помышлявшие о том, что народу надобно подкрепить себя пищей, И СКАЗАЛИ: МЕСТО ЗДЕСЬ ПУСТЫННОЕ И ВРЕМЯ УЖЕ ПОЗДНЕЕ; ОТПУСТИ НАРОД, ЧТОБЫ ОНИ ПОШЛИ В ближайшие СЕЛЕНИЯ И КУПИЛИ СЕБЕ ПИЩИ. «Если, — говорит святитель Златоуст, — и по совершении чуда ученики забыли о нем, то тем паче, не видев еще на опыте такого чуда, не могли и ожидать чего-либо подобного». НО ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: НЕ НУЖНО (не имеют нужды) ИМ ИДТИ, ВЫ ДАЙТЕ ИМ ЕСТЬ. Добрый Пастырь, насытив Своих овец духовно, не хочет отпустить их голодными и телесно. «Заметь мудрость Учителя, — говорит святитель Златоуст, — как прямо ведет их к вере. Не сказал вдруг: «Я напитаю их», — этому они не скоро бы поверили; не сказал: «Я дам», но — «вы дайте». А они ответили Ему, как простому человеку: «Может быть, пойти купить нам хлеба динариев на двести? Но на что купить? У нас в ковчежце и такой суммы не найдется, да и где теперь купить можно? Селения не близко»... Но Господь, как бы не замечая этого, сказал: «Сколько у вас есть хлеба? Пойдите, посмотрите».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вы говорите, вероятно, об этой цитате из Откровения: « И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали, и моря уже нет » (Откр. 21:1). Главное, о чем тут идет речь — обновление всего мироздания. Опять же, можно толковать «небо и землю» здесь и как синоним слова вселенная, и как действительно новые небо и землю, но что это такое, все равно от нас сокрыто. Как видите, тут апостол Иоанн Богослов не описывает, какие именно эти земля и небо, а говорит просто «новые». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим, то есть другими, а какими — мы не знаем. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», — говорит святитель Григорий Нисский. «В мировом пожаре, — пишет блаженный Августин, — уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» [«О граде Божием» 10:16]. Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божией благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом. « Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21) — это выражение, которое обозначает как раз не некоторое пространство, а состояние человека. «Царствие небесное — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это выражение обозначает Самого Христа. и это созвучно тому, что есть семитское выражение в котором «небеса» заменяют имя Божие. И далее процитирую толкование, которое дает святитель Лука Крымский, в нем есть и о пространстве, и о состоянии человека:

http://foma.ru/chto-takoe-tsarstvo-nebes...

Древний Отец Церкви, святитель Ириней Лионский говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни». 79 Не был ли ты, сын мой, раскольником, не одобрял ли раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью? Помни, что расколы противны желаниям и намерениям Господа нашего: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21, 22). «Хочешь спастись?—вопрошает святитель Иоанн Златоуст.— Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее Ее. Она — твоя надежда, в ней — твое счастье». Знай, что «кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец», как учит святитель Киприан, епископ Карфагенский. Не подвергался ли ты когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных? Не подражай Иуде Искариотскому, который, бросив в храме сребренники, полученные им от первосвященников за предательство своего Божественного Учителя, пошел и удавился (Мф. 27, 5). «Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых,— говорит свт. Иоанн Златоуст.— Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения. Если ,— говорит Он,— будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю (Ис. 1, 18)». 80 «Не отчаивайся же, потому что Господь милостив, но не будь и беспечен, потому что Он праведен»,— поучает тот же Св. Отец. Ты сказал, что по временам очень ослабеваешь — до малодушия, а иногда и до отчаяния. Знай, что враг действует двумя главными способами: искушает христианина или высокоумием и сомнением, или малодушием и отчаянием. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни врагов их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил сам себе и врагам: «Как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие?»— и через это отражал злой умысел вражий. Если же враги переходили на другую сторону и начинали хвалить и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец отвечал: «Как же вы не так давно приводили меня в отчаяние? Ведь одно другому противоречит». И таким образом этот подвижник с помощью Божией отражал козни вражии их же оружием, своевременно употребляя одно против другого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

иеромонах Иов (Гумеров) Когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан креститься, св. Иоанн Предтеча Ему сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ( Мф. 3:14 . Исследователи видят в этих словах не только выражение великого смирения, но и желание принять новозаветное крещение. Спаситель ответил: оставь теперь ( Мф. 3:15 . Здесь ясно видится предсказание: придет время, и Предтеча Господень сподобится крещения. Свят. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним и др. святые отцы считают, что это исполнилось через святое мученичество, которого сподобился великий Пророк ( Мф.14:3–12 ; Мк.6:24–30 ). Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Что означает высказывание «Царство, разделившееся само в себе, опустеет»? иеромонах Иов (Гумеров) В ответ на клевету фарисеев Спаситель наш приводит пример из реальной жизни. «Поистине, не столько гибельны внешние войны, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. …Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает… Аще бо, – говорит Спаситель, – сатана сатану изгонит (Он не сказал – бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), на ся разделился есть. Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие!» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLI.1). Что означают слова в одном из псалмов: «…и убоятся страха там, где нет страха…»? иеромонах Иов (Гумеров) Это часть стиха псалма 52: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» ( Пс. 52:6 . Псалом 52 сходен с псалмом 13. В нем тоже имеется часть этого стиха. Святитель Афанасий Великий так изъясняет стих: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»: «Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому, что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным» ( Афанасий Великий , святитель. Толкование на псалмы). Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чем обнаруживается совершенство Отца нашего Небесного? Его любовью, ибо «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ), и милосердием, как о том упомянуто во многих местах Священного Писания. «Благ Он, и милосерд, и праведен» ( Пс. 111:4 ). «Он благ и милосерд» ( Иоил. 2:13 ). И Сам Христос заповедал нам: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призовет творивших дела милосердия: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25, 34 ). А тем, которые, будучи стяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласно повелит: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажется многим недоступным: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Мф». 22:39; Мк. 12:31 ). Если заповедано, значит возможно. Великий святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии: «В милосердии находится правда, и правда – в милосердии». Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближних наших, голодных и раздетых? Только тогда будет правда в сердцах наших, когда обделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание. Правда в том, чтобы мы любили своих ближних. В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком». Как можно перестать быть человеком? А разве не видите, когда читаете газеты и каждый день с ужасом узнаете о тех нестерпимых зверствах, которые творят в Корее 7 люди, чуждые милосердия? Называя их дела зверствами, мы сопоставляем их со зверями, значит, кто не имеет любви, становится извергом – зверем. И еще святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу. А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия? Будем же помнить всегда эту великую Христову притчу о милосердном самарянине.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И Он соделал днем это мрачное место, о котором сказано: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). Господь разрушил все запоры ада, сокрушил все врата и замки, как настаивает Иоанн Златоуст . То есть Он привел в движение это место тьмы. И смотрите, что пишет святитель Киприан Карфагенский : «Христу надлежало принести жертву в конце дня для того, чтобы самым временем жертвы изобразить запад и вечер мира, как написано в Книге Исхода: Тогда пусть заколет его все собрание сынов Израилевых вечером, – и в Псалмах: Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс.140:2 ). А мы торжествуем Воскресение Господне утром» 113 . Христос действительно умирает, когда солнце скрывает свой свет. А когда Он воскрес, Он так воссиял ярким светом – воскресение происходит под утро – что от этого великого света воины побросали свое оружие и разбежались. И мы переходим к следующему стиху: Исх.12:7 . «И пусть возьмут от крови [его] (то есть этого агнца, – О. С.) и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» . Здесь совершенно четко сказано, что «на обоих косяках». А как можно на обоих косяках помазать кровью? Там, где два косяка пересекаются и обнаруживают форму креста. То есть те дома, в которых были два косяка, как в шатрах, помазывались кровью крестообразно. И Ангел смерти, проходя в пасхальной ночи, не коснется тех домов, которые будут запечатлены кровавым знаком креста от жертвенного пасхального агнца, символизирующего Христа Иисуса и Его Голгофские страдания на кресте. Святитель Иоанн Златоуст в своей гомилии на Евангелие от Иоанна восклицает: «Если же ее образ имел такую силу и в Храме еврейском, и в Египте (то есть образ Пасхи, – О. С.), когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более – сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в святилище. Эта кровь поставляла во священника. Она образно омывала грехи. (Златоуст рассуждает о крови агнцев, то есть животных, – О. С.). Если же образ ее имел такую силу (потому что все эти жертвы животных – это были образы, которые указывали на главную Жертву, – О. С.); если смерть так страшилась тени (потому что нарисованный крест на косяках – это как тень, которая указывала на Голгофский крест! – О. С.), то может ли, скажи мне, не убояться самой истины?» 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как это ни парадоксально, но это должно научить нас и тому, что иногда и старшие, как более опытные и умудренные, должны идти на некие компромиссы по отношению к молодым. И прежде всего в вопросе предоставления им большей самостоятельности. Аврам и говорит далее: «…не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13: 9). Как понимать это «если ты налево, то я направо»? Ведь обычно так не говорят о разных дорогах. Понятнее было бы сказать так: «Если ты на север, то я на юг; ты на Восток, а я на Запад». Возможно, Аврам говорит Лоту: «Даже если ты уклонишься от правого пути («ты налево»), то я приду и помогу тебе вернуться на правый путь («я направо»). И наоборот («а если ты направо, то я налево») – тогда ты поможешь мне». Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2); и еще: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15: 1). С другой стороны, Аврам как бы говорит здесь: «Я свой выбор уже сделал, избрав Господа! Теперь ты делай свой выбор». Авраам и Лот Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Желая показать величие своей добродетели и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, (Аврам – прот. О.С. ) предоставляет Лоту полную свободу и говорит: “И вся земля перед тобою – отлучись ты от меня! И какую землю хочешь, ту и возьми”» . И Златоуст здесь особо подчеркивает бескорыстие патриарха Аврама, который не ищет для себя никаких преимуществ! Молодые же люди имеют свои представления о ценностях этой жизни, которые не всегда совпадают с теми представлениями, какие бывают у людей в возрасте. И посмотрите, Лот, этот молодой человек (святитель Иоанн Златоуст называет его юношей ), начинает выбирать для себя лучшую жизнь на земле, лучший участок земли! Увы, и сейчас очень часто бывает, когда молодые люди хотят как можно быстрее отделиться от родителей. Но мы читаем далее: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13: 10).

http://pravoslavie.ru/100507.html

Эстетическая окрашенность истины в христианском мироощущении проявилась сразу во всей полноте. Первоверховные апостолы Петр и Павел в своих посланиях дали законченное учение о духовной красоте: “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет 3:3; 1 Тим 2:9). Впоследствии понятие красоты настолько срослось с понятием духовного, нравственного, что уже в русском языке славянская доброта, соответствующая греческому kalTj (красивый), из эстетической категории трансформировалась в нравственную категорию блага. Естественно поэтому, что с самого начала христианство противопоставило развитому в античной риторике вкусу к прекрасному свой литературный принцип, выраженный апостолом Павлом: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении духа и силы” (1 Кор 2:4). Однако в процессе принятия и адаптации Церковью античной культуры, который проходил на протяжении III–IV вв. далеко не безболезненно, проблема прекрасного вновь оказалась значимой для христианского мироощущения. Как отголосок этой, оставшейся в тени тринитарных и христологических споров, нереализованной полемики, в речах Златоуста нередко звучат хотя и спонтанные, но четко сформулированные эстетические суждения. Эталон христианской словесности — Священное Писание — привлекает людей не риторическими находками, музыкальностью стиха или красивой символикой, что ценится в светской литературе, но — содержанием. “Свя­щенное Писание, — подчеркивает Златоуст, — не стремится к красоте слов или их сочетаний, оно имеет в себе Божественную благодать, которая сообщает яркость и красоту словам его” 8 . Божественная истина воспринимается не одним только рассудком, она вызывает ни с чем не сравнимое эстетическое удовлетворение как высшая красота. Красоту слова святитель Иоанн Златоуст в соответствии с христианским мироощущением понимает не как изящное плетение риторических фигур и даже не как глубокие поэтические переживания, передаваемые оратором, но как красоту Истины, выраженной словами человеческого языка. Поэтому неудивительно, что христианскому ритору Златоусту был чужд подчеркнутый артистизм язычника Ливания, чуждо публичное самолюбование учителя, от которого он перенимал секреты ораторского искусства.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

Это именно и означают слова: " что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его " . Но Он имел и учеников, и словам Его многие внимали: как же Иоанн говорит: " никто не принимает? Никто " – сказано здесь вместо: немногие , потому что, если бы Иоанн в строгом смысле сказал: никто , то как мог бы потом присовокупить: " принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (ст. 33). Здесь Иоанн касается и своих учеников, так как они не совсем были расположены веровать во Христа. А что они и после этих слов не веровали в Него, это очевидно из последующих сказаний. Будучи в темнице, Иоанн для того и посылал их ко Христу, чтобы более соединить их с Ним. Но они и тогда едва веровали в Него, на что и намекал Христос, сказав: " и блажен, кто не соблазнится о Мне " (Мф. 11:6). Итак, не с иною целью сказал Иоанн: " и никто не принимает свидетельства Его " , как для того, чтобы предостеречь своих учеников, как бы так сказал: если не многие будут в Него веровать, то не думайте поэтому, что учение Его ложно; Он, " видел, и свидетельствует " . Вместе с этим Иоанн говорит это в укоризну бесчувственности иудеев, как и в начале евангелия евангелист Иоанн обличает их, говоря: " пришел к своим, и свои Его не приняли " (Иоан. 1:11); это не Христу самому упрек, а осуждение непринявшим Его. " Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (3:33). Этим он устрашает их, показывает, что неверующий во Христа  не только в Него не верует, но и в самого Отца; потому и присовокупляет: " Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии " (ст. 34). Так как Он говорит Божии , то верующий или неверующий в Него в Бога верует или не верует. Слово: запечатлел значит: доказал. Говоря таким образом и усиливая страх их, Иоанн прибавляет: " Бог истинен " , показывая этим, что не веровать во Христа значит не иное, как осуждать во лжи пославшего Его Бога. Итак, если Он ничего не говорит чуждого Отцу, а все – Отчее, то не слушающий Христа не слушает Пославшего Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 49 ). Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский ( 47, 197 ). Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 13 ). Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...– не добродетель. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 460 ). Не унывайте при испытаниях в непорочности своей – вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский ( 105, 69–72 ). Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: «Будем меняться местами». Клирик не соглашался: «Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом». Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный ( 75, 43 ). ДОБРЫЕ ДЕЛА «Вера без дел мертва» «Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 17–18 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ). Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере ( 113, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010