Мы как–будто читали уже нечто подобное этой странной статье в одном из заграничных изданий, что заставляет нас догадываться, кто этот писатель, скрывший себя под двумя характерными буквами Р. С. Если–же не ошибаемся в лице писавшего, то предваряем, что имеем глубокие причины питать к нему почтительно признательные чувства. Тем не менее мы затрудняемся примирить с нашими почтительными к нему чувствами его решимость уже не из–за угла швырять кое–чем, а выступить полуоткрыто пред лицо России с писаниями столь неблагонамеренно тенденциозными и в тоже время в логическом смысле столь слабыми. Нас изумляет, что, служа известной враждебной более чем тысячелетнему строю церкви идее, он силится излить на главы еще недавних высших служителей церкви из иноческого чина, в роде только что отшедшего к Богу преосвященного архиепископа Иоанна, на главы иерархов, которых свежие могилы еще осесть не успели, из коих каждый имеет еще живыми ближайших родных, учеников, почитателей, на главы, заслужившие при жизни признательное уважение многих, а по смерти заслуживающие христианское прощение от всех христианских душ, что на эти главы он силится излить грязных помоев столько, сколько может.., тяжко сказать, но справедливо.., сколько успевает взболтать в своей памяти, которая в продолжение не короткого периода личных наблюдений собирала по–видимому только грязь... Мы слишком далеки от мысли, чтоб этот энергический человек не стремился к благородной и благотворной по его убеждению цели; далеки от мысли, что он не честен в современном литературном смысле этого слова. Но пусть простит он и наше честное убеждение и вызываемое им слово: его тенденция напоминает нам слово Спасителя: приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Иоан. 16: 2 ). Этот час как будто вторично для христианского мира настает и предвестники его заставляют выглядывать его предтечу, одного или многих. Неоднократно опозоренная память по преимуществу преосвященного архиепископа Смарагда, бывшего Полоцкого, Могилевского, Харьковского, Астраханского, Орловского и Рязанского не раз возбуждала в нас желание сказать посильное слово в его защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Но если старшему припадала охота назвать пищу дурною, тогда начальник, расположившись на диване и подозвав к себе любимца своего – кота», любя во всем и всегда давать уроки благоразумия иносказательно, начинал «спрашивать старшего: «вы говорите, что пища дурна?.. А чем же дурна?., Я сам того же мнения; вот как–то повар мой дал ваш суп моему коту, так и кот зафыркал, но не стал кричать и жаловаться... И сам я того же желаю. Ступайте, я скажу эконому». Понимая тонкую мысль своего умного начальника, современные ему студенты (о чем свидетельствует преосвященный Платон, архиепископ Донской) и не думали роптать на скудость академической столовой, тем более, что пища была, положим, проста и не прихотлива, но для удовлетворения потребности достаточна. Наши архипастыри того и даже позднейшего времени крепко стояли за идею, что питомцы духовно–учебных заведений не должны быть приучаемы ни к роскоши в столе, ни к щеголеватости в одеянии, ни к блеску в помещении. Перемена в противном смысле проникла в наши училища не вдруг и не без больших затруднений и противления. К лучшему ли, укажет время. Но в тот период, в период ректорства о. Иоанна, идея улучшения внешности даже академий еще мало созрела и выяснилась. Только уже преемник о. Доброзракова о. Смарагд Крыжановокий «улучшил студенческую пищу»; как человек более отважного и простого характера, «он не побоялся в этом случае даже действовать против академического устава, приказавши на обед готовить вместо двух три блюда. Он же первый завел, чтобы в каждый постный день студентам приготовлялось хоть одно блюдо из свежей рыбы, хотя это и запрещено церковными постановленьями» В возмездие за эти послабления, которые в новейшее время стали столь обычными и терпимыми даже уставом, но в описываемое время были очень смелыми и для нововводителей даже опасными нововведениями, о. Смарагд «специальною своею задачею считал истребление якобы появившегося между студентами вольнодумства, неологизма, рационализма, либерализма», при чем он действовал по особым указаниям преосвященного митрополита С–Петербургского Серафима, и «правду сказать, действовал усердно.» Отсюда становится совершенно понятным, почему о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Под ее покровом он победил первые трудности домашнего воспитания, прошел школу низшего и среднего образования и действовал на дальнейших путях своей многолетней жизни, везде при сем отличаясь кротостью нрава, добродушием, любовью к товарищам, уменьем располагать к себе и другим добрыми душевными качествами. В 1821 году, окончив в Тульской духовной семинарии с отличной аттестацией в звании студента, Яков Сергеевич Никольский, на основании предписания Московской Духовной Академии от 8 июня, был послан для поступления в число студентов С.-Петербургской Духовной Академии, когда ректором последней был архимандрит (с 1822 года епископ Ревельский) Григорий (Постников) , питомец 1 курса той же академии, следовательно питомец Филарета, митрополита Московского, впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский (†1860) на место которого Исидор впоследствии и назначен был митрополитом в северную столицу; а инспектором, – архимандрит Иоанн (Доброзраков) до 1824 года и-архимандрит Гавриил (Воскресенский) с 1824 года по 1825 год. Во все время своего обучения в С.-Петербургской Духовной Академии с августа 1821 года и по июль 1825 года Яков Сергеевич Никольский обнаруживал и блестящие успехи и «примерное поведение», как значилось о нем в инспекторских донесениях и ведомостях; и когда, по переходу из низшего отделения академии в высшее, он сделан был «старшим», то за все время двухгодичного пребывания в этой должности, вместе с некоторыми другими старшими, получал самые лестные отзывы о себе в донесениях инспектора, вроде следующего: «примерным поведением» таких-то, следовали имена, и в числе их Якова Никольского «старших я весьма доволен». Вместе с тем и в разрядных списках по успехам у Я.С. Никольского замечается постоянное повышение отметок по всем предметам, и особенно по тем, по которым у него не было никаких отметок в семинарском аттестате, то есть которых он не изучал в семинарии, каковы напр. новые языки: немецкий и английский. Не удивительно, поэтому, что правильный образ жизни и занятий молодого студента, его настойчивость в трудах и внимательное отношение к делу, при выдающихся природных дарованиях, были причиною того, что к концу академического курса он занял в списках одно из высших мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В основу расположения «Биографических материалов» положена издателем последовательность событий в жизни Высокопреосвященного Архиепископа Никанора. Высокопреосвященный Никанор, в мире Александр Иванович Бровкович, был родом из Могилевской губернии и родился 20 ноября 1826 года. Восьмилетним мальчиком он поступил в Могилевское духовное училище и здесь, а потом в Могилевской духовной семинарии, оставался, состоя в то же время певчим Могилевского архиерейского хора, семь лет, до 1842 года. – Памятником этой домашней и школьной Могилевской жизни Александра И. Бровковича служат «Воспоминания бывшего альта–солиста», написанные в 1883 году. В 1842 г., когда для Петербургской, так называемой, образцовой Семинарии потребовались лучшие воспитанники из провинциальных семинарий, Александр И. Бровкович переведен был из Могилевской духов­ной семинарии в Петербургскую, где и учился до 1847 г. Иллюстрацией к этому пятилетнему семинарскому курсу служит статья «Правда против хулы» 1884 г. Как лучший воспитанник Петербургской семинарии, Александр Иванович Бровкович поступил потом в Петербургскую Духовную Академию (1847–1851 г.), где окончательно сложился его нравственный облик, вполне созрела любовь к научным занятиям и приведено было в исполнение решение принять монашество. «Памятная записка», имеющая отношение к академической студенческой жизни Высокопреосвященного Никанора, носит оригинальное название «Прежде смерти умерший иеромонах Валериан» 1880 г. Поводом к составлению ее послужила несчастная судьба инспектора Киевской Духовной Академии, иеромонаха Валериана, личность которого, однако, не составляет в «записке» центральной фигуры, – точнее – заслоняется другими историческими личностями из ученого монашества 60–х годов. Автобиографическое значение «записки» видно из того, что здесь сообщаются факты не только такие, очевидцем которых Высокопреосвященный Никанор был, но и факты, имевшие место в его личной жизни. Глубокий психологический анализ жизни ученого монаха 60–х годов, – копия с натуры, при чем автор не редко имел в виду самого себя. Как литературное произведение, эта «записка» характеризует условия жизни, идеалы, стремления, положение в обществе целого класса лиц, – ученых монахов 60–х годов. Прямым дополнением к «записке» можно считать «апологию» – «Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский», написанную в 1872 году, по поводу клеветы на покойных Архиепископов в статье Р. С. (Ростиславова) «Петербургская Духовная Академия до графа Протасова», помещенной в «Вестнике Европы» за 1872 год. «Апология» эта составлена на основании личного знакомства с внутренним бытом средних и высших духовно–учебных заведений в 50–60 годах, с личностями защищаемыми и с личностями (Архиепископ Донской Платон), прекрасно знавшими Архиепископов, которых Р. С. оклеветал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

духовн. литературы Филарета, архиеп. Чернигов., изд. 3-е, стр. 496, так и у проф. С. Сальского в назван. статье. 20 Это соч. издано без имени автора, которым был, как известно, архим. Иоанн (Доброзраков), ректор Петерб. семинарии, впоследствии епископ Пензенский ( И. Чистович . История Петерб. академии. 1857 г., стр. 278, 334). 21 Основанием для такого толкования послужило, конечно, то, что евр. гл. «бара» (=сотворил) состоит из 3-х согласных букв. Едва ли нужно и прибавлять, что такой состав этого глагола не может служить основанием для приведенного толкования в виду того, что в евр. и других симитских языках глаголы в основных формах состоят обыкновенно из 3-х согласных букв. 22 Ср., наприм., стр. 14, 15, 25, 32 Библ. Герменевтики Савваитова с стр. 18, 20, 28–29, Delineatio.., где замечается сходство не только в порядке изложения мыслей, но и в самых выражениях. 26 В Delineatio… (стр. 43) это правило имеет такой смысл: «когда вое исторические обстоятельства так ясно относятся во Христу и в такой полной степени соответствуют Ему, что всякий при чтении не может не думать о Нем, или – когда встречаются такие необыкновенные и полные тайн события, что отклоняют мысль от буквального их понимания, то нужно думать, что Св. Дух чрез столь очевидные сокровенные указания сообщал свои тайны». К этому правилу, 5-му и последнему в Delineatio, 6-му в Библ. Герменевтике, и сделано замечание со ссылкою на авторитет св. Отцев. 34 Видимая разность, наприм., между сказанным в Деян.9:7 (глас убо слышаще) и 22:9 (гласа же не слышаша) обясняется у автора (стр. 141) тем, что греч. гл. κoω (=слышу) «поставляется с родит, падежом лица, а с винительным – вещи: почему очевидно, что здесь в первом месте» (где читается: κοοντες τς φωνς) «голос берется как бы за лицо, а во втором» (где τν φωνν οκ κουσαν) – «за вещь, или предмет». Особенность греческого словоупотребления гл. κoω указана автором верно; но она одна не дает надлежащего объяснения разности, так как остается без объяснения то, почему в перв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

То совершенная правда, что Смарагд улучшил студенческий стол. Но чтобы Иоанн злоупотреблял казенными суммами, не слыхал. Я современник; я при нем был студентом и бакалавром. Неправда»... После таких почтенных и решительных отрицаний, началась между нами оценка всех, относящихся к этому обстоятельству, фактов по воспоминаниям как преосвященного архиепископа Платона, так и моим собственным. Вот сущность этой оценки 15 . Ректоры и инспекторы Петербургской Академии пользовались казенной прислугой? Это правда, до времени служения в Академии преосвященного архиепископа Платона; в последствии времени этот обычай вывелся. Но было ль это злоупотреблением? Сам Р. С. говорит, что это было преданием, которое о. ректор Иоанн принял от старины. А старина эта упиралась в ректоров Григория и Филарета, которых заподозрить в злоупотреб­лении казною было бы уже крайне странно, которые были сами первоисточниками основных академических преданий и чуть не творцами самого академического устава. Это предание превратилось в обычай совершенно естественный, Так как штатом устава, довольно роскошным для того времени, полагалось известное число служителей, то часть этого числа, за ненужностью для других употреблений и назначалась на прислугу начальствующим. А что это было не злоупотребление, подтверждение тому видим в очень распространенном в столицах обычае, по которому в разных учреждениях обращаются на услугу начальствующим содержимые в счет казны денщики, ординарцы, курьеры, рассыльные, стражи и т. п. Тогда было время крепостничества, узаконенного историей и эксплуатировать чужой труд никому из имеющих власть не казалось странным, неприличным, или даже преступным. Начальствующие в Академии пользовались припасами из казенной кладовой. Какие же это припасы? «Мука, крупа разных наименований, масло, хлеб», – отвечает Р. С., – «огурцы, свекла, картофель, петрушка, лук и тому подобные снадобья», прибавим мы. Этот обычай пользоваться припасами из казенной кладовой и погреба сохранялся в С–Петербургской духовной Академии до нашего времени, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но зато Незванный, ощетинившись, разгневался на меня так, что до зела рыкал, но благословения у митрополита не испросил по своей гордости. Кроме непомерного самолюбия в Незванном была церковная ревность не по разуму, которая делала из него пугало духовенства. По этой безрассудной ревности своей он не только сыпал выговоры священникам, диаконам и дьячкам, но и жаловался на них архиереям. Однажды в Петербурге ему вздумалось идти к утрени в церковь Св. Пантелеймона; пришел он туда ранее церковников и, нетерпеливый, побежал в квартиру дьячка звать его в храм Божий; но тут грозно встретила его дьячиха и, выругав за нарушение семейного покоя, схватила сапог мужа своего и голенищем ударила его по лицу. Поруганный такой внезапной выходкой бабы, Незванный воротился домой, скрежеща зубами своими. – В другой раз в той же церкви он, стоя в алтаре, заметил, что служащий диакон не причащался. Это взбесило его, и он обжаловал диакона митрополиту. Последовало приказание поставить не причастившегося на поклоны в алтаре у святой трапезы. Эта епитимья была выполнена. Но когда диакон в следующее воскресенье увидел в алтаре грозного Муравьева в час литургии, подошел к нему перед причащением своим и, кланяясь ему низко, говорил ему: «благослови меня, владыко святый, причаститься таин Христовых. Вы запрещаете, вы и разрешаете». – Разумеется, жутко было Незванному от такой неожиданности. – В Петербурге же случилось: у митрополита был нарядный обед. По окончании его протопресвитер и царский духовник Бажанов и новочеркасский архиерей Иоанн Доброзраков зашли к преосвященному викарию Христофору. Подано им было шампанское. Все они выпили по одной, принялись и за другую; в эту минуту впопыхах входит к ним келейник викария и говорит: Муравьев идет к вам, Муравьев! Услышав это, Бажанов вскочил со стула и юркнул в соседнюю горницу, а преосвященный Иоанн, держа бокал в деснице своей и видя Незваннаго, громко и насмешливо говорил: писака идет, писака идет. – Было давно: этот писака, в бытность свою в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как то подал в кружок профессоров тамошней академии и, прислушиваясь к разговорам их, сказал им: во многоглаголании нет спасения, говорит апостол, хотя эти слова и не апостола; подхватил же эту ошибку его профессор Архидиаконский и возразил ему: какой это апостол? Уж не тот ли Муравьев-Апостол, которого повесили? Обиделся Незванный этой нечаянной выходкой, хотя и не родня был повешенному, и пожаловался на академистов митрополиту Филарету, прибавив, что они были выпивши. – Последовал выговор шутнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

При еп. Амвросии (Орнатском ; 1819-1825) продолжалось строительство Спасского кафедрального собора, в 1821 г. епископ освятил во имя Всемилостивого Спаса главный престол на 2-м этаже собора. Архиерей стремился единолично решать вопросы управления епархией, поэтому значение консистории в период его пребывания на Пензенской кафедре снизилось. Еп. Ириней (Нестерович ; 1826-1830, впосл. архиепископ) активно боролся со старообрядчеством, способствовал переходу старообрядцев в единоверие . Епископ обязал священников после литургии разъяснять прихожанам основы Православия (смысл Символа веры, заповедей), а также обучать их молитвам. 12 нояб. 1828 г. из Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия (см. ст. Саратовская и Вольская епархия ), вслед. чего архиерей получил титул «Пензенский и Саранский». Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1830-1835) особо заботился об уровне образования духовенства, в частности обязал всех священно- и церковнослужителей отдавать своих сыновей в духовные учебные заведения. Архиерей штрафовал непригодных к служению клириков, отправлял их за штат либо добивался исключения из духовного звания. По указу имп. Николая I Павловича от 10 мая 1831 г. о «разборе» духовенства (2ПСЗ. Т. 6. Отд. 1. С. 359-363. 4563) многие бывшие клирики оказались на военной службе. Еп. Иоанн предоставил средства для содержания их детей в уч-щах. При еп. Амвросии (Мореве; 1835-1854) в 1850-1851 гг. худож. К. А. Макаровым и его учениками (в т. ч. сыном - И. К. Макаровым) расписан Спасский кафедральный собор. В 1854 г. еп. Амвросий скончался и был погребен в соборе рядом с еп. свт. Иннокентием (Смирновым). При архиеп. Варлааме (Успенском; 1854-1862, до 22 апр. 1860 в сане епископа) в 1856-1857 гг. было капитально перестроено примыкавшее к архиерейскому дому здание духовной консистории, крестовая Воскресенская ц. перенесена с 3-го этажа архиерейского дома в новопостроенную 2-этажную пристройку (освящена 23 нояб. 1857). Архиеп. Варлаам лично объехал большинство приходов епархии; число последних увеличилось с 699 в 1854 г. до 774 в 1862 г.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010