Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По недостатку сведений о месте их службы, нельзя с точностью определить их числа. Известнейших назовем по состоянию их гражданских чинов: тайн. сов. В. В. Оржевский; д. ст. сов. Д. Алексеев, Е. Лебедев, А. К. Ключарев, К. Ф. Кораллов, А. А. Максимович, Н. П. Турчанинов, М. П. Дмитревский; ст. сов.: П. И. Розанов, М. Я. Флеров, А. И. Смоленский, Н. В. Оржевский, П. И. Иосселиан, И. М. Синицын, Я. Н. Алфеевский, Е. П. Орнатский, П. Никитский, А. Благовидов, М. А. Воскресенский; в чине коллежских советников: П. Ф. Туберовский, Ф. А. Злотковский, Ф. Аменицкий, И. В. Щуцкий, М. Архидьяконский, П. И. Черепнин, М. Г. Верещагин, П. Копосов, И. И. Семеновский, И. А. Самчевский, И. А. Осеченский, П. А. Пантовский, Н. И. Тырыданов и А. А. Кандидов. Конференция академии Избрание действительных и почетных членов Конференции происходило на точном основании проекта устава дух. академий. При первоначальном образовании Конференции, Комиссия предоставила себе выбор и назначение действительных и почетных членов; но в последующее время избрание производилось самой Конференцией, с общего согласия или по большинству голосов, и представляемо было на утверждение в Комиссию, а после закрытия ее – в св. Синод. Действительные члены 237 Инспектор академии, иером. Афанасий Протопопов, 1814 г. Бакалавры: иером. Григорий Постников , 1814 г. Иером. Моисей Платонов, 1814 г. Иером. Кирилл Богословский-Платонов , 1814 г. Г. П. Павский, 1814–1835 г. И. Я. Ветринский, 1814 г. В. Себржинский, 1814 г. Архим. Иннокентий Смирнов , ректор С.-Петербургской семинарии, 1817–1819 г. Бакалавр, иером. Нафанаил Павловский, 1817–1821 г. Архим. Поликарп Гойтанников, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1817–1824 г. Священник И. С. Кочетов, 1818 г. Протоиерей И. И. Бедринский, 1818–1831 г. Преосв. Филарет Дроздов , архиепископ Тверской, 1819 г. Иером. Зосима Смирягин, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1819 г. Бакалавры: иером. Иоанн Доброзраков, 1820 г. Игумен Игнатий Семенов , 1821–1823 г. Протоиерей С. Я. Платонов, 1823–1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

учения в старой и новой академии; в 1814 г. прямо по окончании курса определен ректором Могилевской семинарии; после был ректором С.-Петерб. Дух. Академии, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии и наконец Олонецким архиепископом и членом св. Синода; скончался в 1850 году. Преосв. Павел Подлипский (1-го курса), с 1830 г. епископ Костромской, с 1836 г. Черниговский; в 1839 г. пожалован архиепископом. Преосв. Нафанаил Павловский (2-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, епископ Полтавский; скончался Псковским архиепископом в 1849 году. Преосв. Иоанн Доброзраков (2-го курса), с 1830 г. епископ Пензенский, с 1832 г. Нижегородский, с 1847 г. архиепископ Донской и Новочеркасский. Преосв. Иринарх Попов (2-го курса), с 1836 г. епископ Старицкий, викарий Тверской архиепископии и в том же году переведен в Ригу, викарием Псковской епархии; в 1841 г. переведен в Острогожск викарием к Воронежскому архиепископу; с 1842 г. Вологодский, с 1844 г. Кишиневский; в 1845 г. пожалован архиепископом. Преосв. Иоанникий Образцов (2-го курса), из ректоров Тобольской семинарии, с 1832 г. епископ Вятский, с 1835 Оренбургский, с 1849 Кавказский и Черноморский. Преосв. Иннокентий Александров (3-го курса), с 1832 г. епископ Харьковский, с 1835 г. Иркутский, с 1838 г. Екатеринославский; в 1853 г. уволен на покой. Преосв. Смарагд Крыжановский (3-го курса), из ректоров С.-Петерб. Дух. Академии, в 1831 г. посвящен в епископа Ревельского, викария С.-Петербургской митрополии; в 1833 переведен в Полоцк, в 1836 г. пожалован архиепископом; в 1837 г. переведен в Могилев, в 1840 г. в Харьков, в 1841 г. в Астрахань, в 1844 г. в Орел. Преосв. Иаков Вечерков (3-го курса), проходил служение в разных местах, везде украшаясь кротости и незлобием, в поучениях теплотой христианского чувства и безъискуственностью слова; скончался Нижегородским архиепископом, быв на чреде присутствования в св. Синоде, в С.-Петербурге, в 1850 году. Преосв. Христофор Еммаусский (3-го курса), из ректоров С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архим. Тихон (Затёкин), А. В. Морохин Н. и А. е. в 1800-1917 гг. В 1813 г. еп. Моисей (Близнецов-Платонов ; 1811-1825) составил и разослал духовенству епархии инструкцию о проповедовании Слова Божия, согласно к-рой каждый образованный священник был обязан произносить не менее 12 проповедей в год. Инструкция еп. Моисея действовала до 1863 г. В 1816 г. в Преображенском кафедральном соборе (строился в 1632-1652) Нижегородского кремля из-за ветхости были прекращены богослужения. Еп. Моисей большое внимание уделял духовному образованию и просвещению, инициировал строительство нового здания Нижегородской ДС, открыл Арзамасское и Печерское духовные уч-ща. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. В 1818 г. начал работать Нижегородский комитет Российского библейского общества , вице-президентом к-рого стал еп. Моисей. По указанию архиерея нижегородский в честь Воздвижения Креста Господня женский монастырь был перенесен с берега Волги, где часто случались оползни, на новое место. Еп. Моисей освятил перенесенную обитель 17 авг. 1823 г. При еп. Мефодии (Орлове; 28 февр.- 19 окт. 1826) по указанию имп. Николая I Павловича началась подготовка к постройке нового кафедрального собора взамен обветшавшего Преображенского; для возведения собора был образован комитет. Еп. Афанасий (Протопопов 1826-1832; впосл. архиепископ) реконструировал архиерейской дом, устроил при нем Крестовую ц., завершил возведение семинарского корпуса, 26 мая 1830 г. заложил новый Преображенский собор в Нижегородском кремле. Еп. Амвросий Морев ; 1832-1835) 17 сент. 1834 г. освятил новопостроенный собор. Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1835-1847; впосл. архиепископ), архиеп. Иаков (Вечерков ; 1847-1850; до 3 апр. 1849 епископ), еп. Иеремия (Соловьёв; 1851-1857) поддерживали иером. Макария (Миролюбова ; с 1853 игумен, с 1854 архимандрит, впосл. архиепископ) в его трудах по изучению б-к, архивов духовных учреждений, монастырей и храмов епархии. По поручению еп. Иеремии иером. Макарий объединил и дополнил свои исследования церковных памятников епархии, опубликовав труд «Памятники церковных древностей: Нижегородская губерния» (СПб., 1857).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

29-го августа новопостриженный инок Исидор посвящен был в иеродиаконы, а 5-го сентября в Казанском соборе Митрополитом С.-Петербургским Серафимом рукоположен в сан иеромонаха. Таким образом, при помощи Божией, окончилось воспитание его, на которое он не получил от родителей никакого пособия и началось служение о. Исидора церкви и отечеству, сначала в скромной, но важной по значению, доле учителя и воспитателя юношества, в высшем рассаднике духовного просвещения, потом круг этого служения стал расширяться и приносил не только церкви, но и государству много добрых и полезных плодов своей неутомимой деятельностью, несокрушимой энергией и глубокой опытной мудростию 4 . С сентября месяца, того же 1825 года, началась и профессорская его деятельность в должности бакалавра богословских наук при С.-Петербургской духовной академии, на которую он был определен 28-го августа, бывшей тогда комиссией духовных училищ. Сначала о. Исидору было поручено преподавание священного писания и священной герменевтики; кроме него, по классу богословских наук, читали лекции: ректор академии Епископ Григорий, а после него Архимандрит Иоанн (Доброзраков), скончавшийся в сане Архиепископа Донского и Новочеркасского и впоследствии, знаменитый проповедник и Архиепископ Херсонский, – инспектор академии, – Иннокентий (Борисов) . Затем о. Исидору поручено было преподавание нравственного богословия. Отсутствие хороших пособий по этому предмету заставило молодого бакалавра самому составлять программу чтения своего предмета; усидчивые занятия и всестороннее изучение того предмета, который он преподавал с академической кафедры, дали ему возможность выработать твердый план и серьезную программу преподавания, благодаря чему, он полно и основательно преподавал свой предмет, останавливаясь преимущественно на важнейших догматических, нравственных и других местах Св. писания. В академическом архиве сохраняются до сих пор собственноручно написанные им программы лекций, которые, будучи близкими к учебному руководству, по сравнению их с другими, выделяются полнотой и выдержанностью плана, простотой схемы, более широким развитием общих вопросов, относящихся к истории науки, канона, священного текста и большим количеством мест Священного писания, вводимых для разъяснения 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Напряжение, с каким работала преобразованная академия в течение первого своего курса, продолжалось в последующие курсы, которые тоже выставили из своей среды много людей известных в истории нашей иерархии и духовной литературы. На степень доктора возведены были: Григории Постников (1817 года), Г. Павский (1821), Моисеи Платонов, Кирилл Платонов, Поликарп Гайтанников (1822), И. Кочетов (1823) и Иоанн Доброзраков (1825). С 1821 г. академия начала издавать свой академический журнал – Христианское Чтение. В 1814 г., по окончании первого курса петербургской академии, преступлено было к преобразованию московской академии с ее округом, к которому на время, до открытия казанской академии, присоединен был и казанский учебный округ, при этом преобразовании московская академия с прежнего своего места, из Заиконоспасского монастыря, переведена была в лавру на место Троицкой семинарии, а последняя в Перервинский монастырь. Из петербургской академии в московскую определено бакалаврами 8 студентов первого курса. Ректорами, после короткого управления прежнего ректора Симеона Крылова и Филарета Амфитеатрова , с 1819 г. были тоже воспитанники того же курса петербургской академии, Кирилл Платонов и Поликарп Гайтанников. Первый курс вновь преобразованной московской академии дал ей знаменитых потом преподавателей П. Делицина по математике и Ф. Голубинского по философии. Затем она постепенно стала наполняться другими преподавателями из своих воспитанников. Особого литературного органа, академического журнала, московская академия у себя не завела, но с 1818 г. издавала сборники разных трудов своих воспитанников, по одному сборнику через 2 года, за каждый новый академический курс. – В 1819 г. очередь преобразования дошла до киевского округа. Киевская академия при своем преобразовании получила от петербургской 7 преподавателей, затем в следующий курс еще 4. Ректором был назначен в нее Моисеи Платонов, за ним следовали другие из петербургских же воспитанников, Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, Иеремия Соловьев . – Преобразование казанского округа было отложено на неопределенное время. Сама старая казанская академия в 1818 г. была обращена в преобразованную семинарию, в каковом положении и осталась навсегда. При образовании казанского учебного округа, последовавшем в 1842 г., была основана уже новая казанская академия. Духовная литература и наука при Александре значительно оживилась, особенно после преобразования дух. школ, успевших в короткое время выпустить из своих стен несколько замечательных деятелей на поприще духовной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Позиция Филарета Московского и его сдержанность по отношению к государственной церковности оказали определенное влияние на архиереев, вторую, довольно многочисленную группу епископов XIX в. частично составляли именно те владыки, которые сделали выводы из его церковной политики. Это были епископы, умевшие держаться в рамках государственной церковности. Часть из них просто не оказывала открытого противления духу синодальной эпохи, другие же — особенно во время обер–прокурорства К. П. Победоносцева (1881–1905)  и позже, до 1917 г., — были убежденными проводниками этого духа. Они целиком посвящали себя административной деятельности, которая поглощала все их время и все их силы, так что не оставалось уже ни времени, ни возможностей для попечения о спасении собственной души. Связь между епископами этого типа и верующими их епархий была слабой и непрочной. Архиепископ Никанор Бровкович (1826–1890), сам не чуждый этому направлению, пожалуй, даже один из его представителей, повествует в своих «Биографических записках» о многих архиереях 50–70–х гг. и показывает, в какой атмосфере протекала их деятельность и как ненормальны были подчас отношения епископов не только к Синоду, но и к обществу и народу  . В этой группе архиереев мы найдем много замечательных проповедников, много превосходных администраторов, всех их и не перечислить — это увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей темы. Более или менее успешной деятельности епископов чрезвычайно мешало практиковавшееся уже с середины XIX в., а позже, при обер–прокуроре Синода К. П. Победоносцеве, ставшее вполне целенаправленным, частое перемещение архиереев из епархии в епархию. Епископы по два–три года управляли епархией, а потом их переводили в другую, часто в противоположном конце России, где местные и национальные условия были совсем иными, чем на прежнем месте; из–за этого они не успевали завязывать тесных отношений с клиром и верующими, за краткий срок пребывания на кафедре им не удавалось предпринять и завершить каких–либо полезных мероприятий. «Записки» Никанора дают много примеров того, как вследствие этой системы управления, созданной Синодом и обер–прокурором, многие хорошие и полезные мероприятия отдельных епархиальных архиереев либо оставались незавершенными, либо вовсе сводились на нет. Не только во времена Победоносцева, но и раньше епископ, проявивший некоторую независимость или говоривший правду, как, например, Томский епископ Агапит (Воскресенский; 1834–1841; † 1854) или архиепископ Донской Иоанн (Доброзраков; 1847–1867; † 1872), вынужден был уходить на покой  . Особую известность приобрела судьба архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича; 1783–1864), который при Николае I стал жертвой государственного вмешательства в жизнь Церкви, вначале он даже был объявлен сумасшедшим, а остаток своей жизни провел на покое в монастыре  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1823 г. в здании консистории открылось епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Во время вызванного неурожаем голода 1831-1833 гг. еп. Иоанн (Доброзраков) организовал сбор средств в пользу бедных учеников духовных уч-щ, предоставил нуждающимся жилье и питание в нижнеломовском Казанском мон-ре. При архиеп. Варлааме (Успенском) в 1,5 раза увеличился капитал попечительства о бедных духовного звания. С нач. 70-х гг. XIX в. начали открываться окружные попечительства о бедных духовного звания; по решению епархиального съезда 1877 г. такие попечительства были открыты во всех благочиннических округах. Вопрос о назначении пособий окружными благочинническими попечительствами о бедных духовного звания рассматривался на благочиннических съездах, затем его рассматривало епархиальное попечительство и в случае принятия положительного решения последнее утверждал архиерей. Во время Русско-тур. войны 1877-1878 гг. в наровчатской Троице-Скановой и Вьясской Владимирской пустынях действовали лазареты для раненых; ок. 40 насельниц женских мон-рей облегчали страдания раненых в губ. земской больнице. В июне 1878 г. епархиальный съезд принял проект устава Об-ва взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии, в том же году началась запись в члены об-ва и организован сбор членских взносов. В 1880 г. устав об-ва утвердил Синод, в том же году орг-ция была официально открыта. В Об-ве взаимного вспомоществования были обязаны состоять все священно- и церковнослужители епархии; также по желанию членами об-ва могли стать состоящие на епархиальной и церковно-училищной службе миряне. Об-во в случае нужды выдавало своим членам ссуды, а также выплачивало пенсии тем, кто вышел за штат, их вдовам и сиротам. Ряд орг-ций оказывал поддержку воспитанникам духовных учебных заведений. В 1886 г. учреждено Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Пензенского ДУ. В 1891 г. основано Общество вспомоществования нуждающимся учениками Краснослободского ДУ, при котором имелся склад учебно-письменных принадлежностей.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

С. кинула букет злословия на свежую, только что засыпанную могилу старейшего по летам из русских иерархов, наставника, воспитателя еще живых митрополитов и старейших архиепископов. Некрасиво, если бы эта рука метила своим букетом и в мертвых; но поистине изумительна ее отвага кинуть грязью в почтенного старца еще при его жизни; ведь в то время, когда статья писалась и даже печаталась в журнале «Вестник Европы», в то время не могло же быть известно в редакции этого журнала о кончине преосвященного архиепископа Иоанна. Или редакция, как ворон, с минуты на минуту ждала этой смерти и, узнав о ней как–либо по телеграфу, поспешила сказать о только что почившем святителе, ничем конечно пред редакцией неповинном, непохвальное слово?! Эта непростительная выходка светской журналистики может служить примером и доказательством того, до чего доходит в наше время смелость борзых перьев, готовых замарать грязью ненавистный им авторитет, если только он представляется беззащитным. А что, если бы почтенный старец–иерарх захотел поучить уму–разуму и редакцию «Вестника Европы» и якобы неизвестного поставщика ее Р. С., да притянуть их на скамью подсудимых, потребовав доказательств их неблаговидных нападок на чужую честь из–за сорокалетней давности, из–за которой представить таковые крайне трудно, да конечно и невозможно. Но смерть как раз в момент выхода в свет этой обвинительной статьи ответила за обвиняемого то, что мимо всякого сомнения этот благодушнейший из людей, этот кроткий и смиренный сердцем святитель ответил бы заживо: вемы рекшаго: мне отмщение, аз воздам глаголет Господь ( Евр. 10: 30–31 )... И даже, вероятно, еще благодушнее махнул бы рукой вслед ветрогонному пустословию, согласно философскому уроку, который при жизни преподал он одной, обуреваемой и клеветами, и искушениями, и порывистыми помыслами, особе: «посмотри на этот храм, на его крышу, главы, кресты. Ведь, сколько бурь пронеслось над ним и дождь лил, и снег падал! Ну, и обветшает что–нибудь, и промоина сделается. А затем починят, подкрасят и храм стоит целые века тем же храмом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010