Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ХАЗЗАЯ [сир.    ] (VIII в.), восточносир. писатель. Прозвище Хаззая нек-рые ученые (Й. Хофман, У. Райт) считали производным от топонима Хазза (близ Арбелы, ныне Эрбиль, Ирак); совр. исследователи интерпретируют его как сир. отглагольное имя со значением «зрящий» и связывают его с учением И. Х. о мистическом зрении. Основным источником сведений об И. Х. является «Книга целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), который, вероятно, опирался на упоминаемое им Житие И. Х., написанное современником последнего Несторием из Бет-Нухадры. И. Х. род. в семье перса-зороастрийца в «городе Нимрода» (по-видимому, речь идет о Тарсе Киликийском). В 7 лет он попал в плен к арабам, посланным в город халифом Умаром II (717-720). Сначала он был куплен арабом-мусульманином из Синджара (на северо-востоке совр. Ирака), через 3 года - христианином из Карду. Под впечатлением от жизни монахов соседнего мон-ря Иоанна Камульского И. Х. крестился; он был освобожден из рабства и принял постриг в обители Мар-Слива в обл. Бет-Нухадра (ныне Сев. Ирак). После того как И. Х. провел нек-рое время в общежительном мон-ре, он мн. годы подвизался отшельником в мест. Араба в Карду, затем был избран настоятелем обители Мар-Бассима, жил в уединении на горе Зинай в Адиабене (на северо-востоке Ирака) и, наконец, стал настоятелем местного монастыря Раббан-Бохтишо. Дожил до глубокой старости, похоронен в монастыре Мар-Аткен. В 786/7 г. (по мнению еп. Аддая Шера, в 790) на Соборе под председательством католикоса-патриарха Тимофея I И. Х. вместе с Иоанном Дальятским (см. Иоанн Саба ) и Иоанном Апамейским подвергся осуждению гл. обр. за приверженность к учению Оригена о предсуществовании душ и к мистико-аскетическому учению о созерцании Света Божества человечеством Христа, хотя Собор представил и традиц. антимессалианские обвинения ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 100). При следующем католикосе, Ишо бар Ноне (823-828), осужденные были реабилитированы.

http://pravenc.ru/text/673711.html

ППС: 674, 964, 1178, 1541, 1541a 1674 . —640— Mémoires de l’Académie (de Saint-Pétersbourg, Ville série): 266, 268, 298, 981b, 1024, 1412, 1416, 1416b, 1669, 1543, 1312y, 1026, 548, 1792e, 91, 758, 1787z. Др. публ.: 845, 850, 493m, 1755, 1755b, 639, 106, 605b. Лебедев Д. A.: 1431n. Лопарев X. Μ.: Памятники древней письменности (СПб.; Л., 1878–1925): 1299 , 1299а, 1299k, 1299q. ВВ: 1058, 468,1065. Др. публ.: 607 , 1445υ, 1743, 1646, 606. Мелиоранский Б. Μ.: 791. Меньшиков А. И.: 355. Муретов Μ. Д.: 1233m, 1234. Никитский А. В.: 891. Пападопуло-Керамевс А. И. : Μαυρογορδτειος βιβλιοθκη. νκδοτα λληνικ ( Constantinopoli, 1884): 697, 212, 1000, 1676. νλεκτα εροσολ. σταχυολογας (T. I–IV. Petropoli, 1891–1898): 766, 67, 540–542, 220, 1421, 84, 693, 1793, 1196, 533, 1471, 197, 394, 395, 1361, 645, 1577–1577a, 1649, 1651, 1664, 1652, 752, 1641, 1939, ИЗ, 1606, 1032, 193, 1476, 361. ППС: 1394а, 1131, 1786, 1787, 1217 , 1318n. Monumenta graeca et latina ad historiam Photii patriarchae pertinentia I (СПб., 1899): 139, 652, 944, 947b. Собрание палест. и сир. агиологии (ППС 57. 1907): 1200, 579, 1684, 205, 1177, 1179е, 694, 695, 1218, 465, 115, 142, 700,702аЬ. Varia graeca sacra (Petropoli, 1909): 173 , 173a, 173b, 173c, 174, 996, 798, 35, 192, 1076. Др. публ.: 1001, 1002, 2380–2381, 2382, 1562, 1347, 1101, 194, 962,1745, 265, 729. Помяловский И. В.: 1608, 1744, 722, 187, 1402–1403, 1256–1269 . —641— Рыстенко А. в.: 687, 687а, 687k, 1371z, 1372 1675 . Серафимов С. А.: 266. Смирнов Е. : 796, 1069. Сперанский Μ. Н.: 2035 Сырку П. А.: 1908. Троицкий Е., свящ.: 985. Тыницкий Η. Л.: 355 1676 . Успенский Ф. И.: 1392. Церетели Г. Ф.: 168 . Кессель Г.М. Иоанн Отшельник, сирийский писатель IV в.: Аннотированная библиография//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 642–649 —642— Причиной появления данной аннотированной библиографии является практически полное отсутствие каких-либо сведений об Иоанне Апамейском и его учении в русскоязычной литературе 1677 . В недавно вышедшей в свет «Библиографии исихазма» 1678 есть параграф, посвящённый Иоанну, однако, с одной стороны, в нём перечислена только малая часть имеющихся изданий и исследований; а с другой – среди указанных работ три 186–188) относятся не к Иоанну Отшельнику, а к Иоанну Дальятскому, жившему тремя столетиями позже, чьи сочинения никогда не смешивались с произведениями Иоанна Отшельника (также важно сделать ещё одну поправку: под 187 упомянута неопубликованная докторская диссертация, важнейшей частью которой является сирийский текст и английский перевод 22 гомилий Иоанна Дальятского).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изгнанные из Византии Феодосием, мессалиане достигли и пределов Персии. В V-VI вв. собираются несторианские Соборы против мессалиан в Селевкии Ктесиофонской (486, 576, 585 годы, может быть 596) 996 . Мессалианствующие монахи, вместо того, чтобы оставаться в монастырях, шатаются по улицам и городам, проповедуют презрение к таинствам и церковной иерархии, уводят с собой в бродячую жизнь женщин или живут вместе с ними в монастырях и смущают верных 997 . Главный противник мессалиан в VII в. – Бабай Великий, глава (местоблюститель) Персидской Церкви во время вакансии патриаршего престола с 607 до 628 год. Его произведение против мессалиан потеряно, но отголоски сочинения дошли в других его произведениях 998 (в частности, в комментариях к шести Сотницам Евагрия и в житии мученика Георгия – борца против мессалиан, согласно изложению Бабая). Обвинения Бабая те же, с дополнительными указаниями на леность и аморализм еретиков. В течение VII и VIII вв. обвинение в мессалианстве выдвигалось в несторианской Церкви против многих лиц. Но самое серьезное дело было при католикосе Тимофее I в 790 г. 999 Некий Несторий был вынужден перед Собором произнести исповедание веры и отречься от мессалианских мнений. Анафематствованию подверглись Иоанн Апамейский 1000 и Иоанн Дальятский 1001 , а также Иосиф Газзайа (то есть Прозорливец) 1002 (Несторий был учеником последнего и написал его житие), осужденный первый раз за мессалианские заблуждения четырьмя годами ранее другим Собором. А. Гийомон утверждает, что до тех пор, пока сохранившиеся произведения этих авторов не будут изданы полностью, невозможно ответить на вопрос, в какой степени, например, в творениях Иосифа присутствовали оригенистские или мессалианские заблуждения 1003 . По более позднему мнению этого ученого, обвинения против мессалиан – если судить на основании книги Феодора бар Кони 1004 – носят чисто книжный характер без связи с современными событиями 1005 . Итак, к этому времени ни в монофизитской, ни в несторианской, ни в византийской 1006 Церкви не оставалось мессалианства в собственном смысле этого слова, то есть как ереси, основные положения которой были формулированы выше на основании антимессалианских источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Связана плоть естеством, Ни убавить её, ни приложить. Воля же наша способна В меру любую прейти. Хвала Тебе, Сын нашего Творца! 99. В этот день печать человечества Понесло на Себе Божество, Дабы печать человечество Божества на себе понесло. 85 Хвала Тебе, Сын нашего Творца! Окончена [мадраша] Перевод с сирийского и вступительная статья протоиерея Леонида Грилихеса Иоанн Отшельник. О молитве/Пер. и вступ. ст. Г.М. Кесселя//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 42–57 —42— Сочинения ранне-сирийского аскетического писателя Иоанна Отшельника ( ) – подвизавшегося в первой половине IV в. в районе города Апамея и также называемого в рукописной традиции Иоанном Хаззайей ( ) и Иоанном Фиваидским ( ) – были неизвестны европейской науке вплоть до 1936 года, когда шведский учёный Свен Дедерин издал «Диалог о душе и страстях людей» 86 . Следуя указанию рукописи, исследователь приписал его знаменитому египетскому подвижнику Иоанну Ликопольскому 87 . Подлинное же авторство Иоанна Отшельника было несколькими годами позже определено Иренеем Осэром, назвавшим его «великим духовным писателем» 88 . Затем последовал ряд изданий сочинений Иоанна Отшельника, нашедших живой отклик среди исследователей, которые начали изучать не только его аскетическое и мистическое учение, но и христологию, экзегетический метод, а также влияние на последующую сирийскую монашескую традицию 89 . Одним из сложных и нерешённых пока вопросов остаётся проблема установления идентичности Иоанна. Согласно гипотезе И. Осэра 90 , нужно различать трёх Иоаннов. Первый, Ио- —43— анн Апамейский, был православным автором известных аскетических сочинений. Второй – создателем пантеистического учения с элементами гностицизма, чьи сочинения до нас не дошли, основным источником сведений о нём служит заметка в «Книге схолий» Феодора бар Кони (VIII в.); его, вероятно, следует также отождествить с еретиком Иоанном Египетским, учение которого было осуждено Филоксеном Маббугским (V–VI вв.). Последний же Иоанн был восточно-сирийским монахом, осуждённым вместе с Иоанном Дальятским и Иосифом Хаззайей на соборе 786–787 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ [сир.      ] (VII в.), восточносир. мон., писатель. Происходил из семьи уроженцев сел. Пенек (Фенек; отсюда его прозвище) в обл. Бет-Забдай на р. Тигр, к северу от Мосула. Был иноком мон-ря Иоанна Камулайи (Камульского), позднее анахоретом при обители Мар-Бассима в Кафар-Тута, к юго-западу от Мардина. Скончался и погребен в мон-ре Иоанна Камулайи. Средневек. авторами иногда отождествлялся с восточносирийским писателем VIII в. Иоанном Сабой (Дальятским). И. б. П.- автор всемирной хроники на сир. языке (      ; варианты перевода: «Началословие», «Начальная хроника», «История преходящего мира»), посвященной Савришо, видимо настоятелю мон-ря Иоанна Камулайи. В главах 1-4 излагается история от Сотворения мира до правления царя Ирода, в гл. 5 говорится о бесах, главы 6-8 касаются типологического толкования ВЗ, гл. 9 описывает языческие культы (подробно зороастризм), главы 10-13 посвящены жизни Христа и апостолов, в гл. 14 рассказывается о периоде до араб. завоевания, гл. 15 охватывает последние десятилетия (до 686). Частичное издание хроники (главы 10-15) осуществил А. Мингана (обзор рукописной традиции см.: Jansma. 1963; одна из рукописей, не учтенная Минганой, хранится в ИВ РАН - Пигулевская. 1960). Особенностью повествования И. б. П. является стремление показать действие Провидения в мире. По мнению И. б. П., арабы одержали победу над Сасанидами и византийцами согласно Божественному плану: первых одолели за их гордость, а вторых - за измену вере (с позиций богословия Церкви Востока ). Арабы «послужили орудием гнева Божия», но и они в свою очередь должны быть наказаны. Хроника И. б. П. является важным источником для уточнения данных др. писателей, как хронистов, так и апокалиптистов (Псевдо-Мефодий Патарский). И. б. П. составил ряд трактатов и поэм о монашестве и об аскетизме (одна из них изд.: Elia Joanne Millos, archiep. Directorium Spirituale. R., 1868. P. 162-171).

http://pravenc.ru/text/469828.html

Шестое пленарное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин и монашеская традиция». На нем прозвучали доклады схиархимандрита Гавриила (Бунге, Крестовоздвиженский монастырь, Ровередо, Швейцария) «От греческого Евагрия к Евагрию сирийскому и обратно», доктора Анны Хунт (Лидский университет, Великобритания) «Монах как плачущий: преподобный Исаак Сирин и монашеская идентичность в седьмом столетии и в последующее время»; священника Жана Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан) «Ритуал слёз у преподобного Исаака Ниневийского». На седьмом пленарном заседании, посвященном теме «Исаак Сирин и сирийская духовная литература», прозвучали следующие доклады: профессор Брурия Бриттон-Ашкелони (Еврейский университет Иерусалима, Израиль) «Уменьшенный до состояния безмолвия: Исаак Ниневийский и Иоанн Дальятский о самопреображении»; Ю.В. Фурман (РГГУ) «Концепция " временного мира " у Йоханнана бар Пенкайе и Исаака Сирина»; Н.Г. Головнина (ПСТГУ) «Жанровая система аскетической письменности и ее особенности в сирийской литературе»; А.К. Лявданский (РГГУ) «Новоарамеизмы в классическом сирийском: постановка проблемы и некоторые наблюдения». Восьмое, заключительное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин в русской традиции». На нем архимандрит Василий (Иверитис), бывший игумен Иверского монастыря на Святой Горе Афон, прочитал доклад на тему «Духовная связь Аввы Исаака Сирина и Федора Михайловича Достоевского», а М.С. Егорова (РХГА) выступила с докладом «Аскетический текст в древнерусской традиции: сочинения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация». Заседание завершилось дискуссией. Конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», организованная Общецерковной аспирантурой при участии философского факультета Московского университета и при финансовой поддержке фонда просвещения «Мета», стала первой в истории международной научно-богословской конференцией, посвященной великому отцу Церкви VII века. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru

http://drevo-info.ru/news/16035.html

Пристального внимания заслуживает сирийская патристика, почти не изученная отечественными исследователями. Богословие преподобного Ефрема Сирина нам малодоступно, несмотря на то, что на русском языке имеется восемь томов его творений, поскольку многие произведения, вошедшие в эти тома, являются подложными тогда как значительное число подлинных произведений Ефрема на русский язык не переведено. Большинство творений преподобного Исаака Сирина (за исключением 400 " Глав о знании " ) доступно в русском переводе, однако богословие этого великого писателя-мистика еще недостаточно изучено. Русскому читателю практически неизвестны такие выдающиеся сирийские писатели как Иаков Афраат, Иоанн Апамейский, Иаков Саругский, Нарсай Великий, не говоря уже о более близких к преп. Исааку Сирину по времени Мартирии-Сахдоне, Дадишо Катрайе, Симеоне д-Тайбуте (Милостивом), Иосифе Хаззайе (Прозорливом, или Созерцателе) и Иоанне Дальятском. Все эти церковные писатели заслуживают перевода на русский язык: знакомство с ними обогатит не только нашу патрологическую науку, но и наше восприятие христианства как религии любви Божией - эта тема нашла особое отражение в творчестве сирийских писателей-мистиков. Почти не исследованы нашими патрологами коптская, эфиопская, арабская, грузинская, армянская и другие ориентальные традиции церковной письменности. До революции 1917 г., а также в советское время отдельные памятники ориентальной письменности переводились и исследовались востоковедами, однако богословское осмысление этих памятников было или затруднено (поскольку до революции востоковедение мало соприкасалось с богословием) или невозможно (поскольку советские востоковеды вообще не могли высказываться на богословские темы). Этот огромный пробел необходимо постепенно восполнять. Русская патристика допетровского периода до последнего времени оставалась достоянием светских славистов: произведения таких древнерусских авторов, как святители Иларион Киевский, Серапион Владимирский и Кирилл Туровский, рассматривались главным образом с точки зрения их литературных достоинств, а сочинения преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского - почти исключительно в контексте борьбы между " стяжателями " и " нестяжателями " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/216/...

Шестое пленарное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин и монашеская традиция». На нем прозвучали доклады схиархимандрита Гавриила (Бунге, Крестовоздвиженский монастырь, Ровередо, Швейцария) «От греческого Евагрия к Евагрию сирийскому и обратно», доктора Анны Хунт (Лидский университет, Великобритания) «Монах как плачущий: преподобный Исаак Сирин и монашеская идентичность в седьмом столетии и в последующее время»; священника Жана Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан) «Ритуал слёз у преподобного Исаака Ниневийского». На седьмом пленарном заседании, посвященном теме «Исаак Сирин и сирийская духовная литература», прозвучали следующие доклады: профессор Брурия Бриттон-Ашкелони (Еврейский университет Иерусалима, Израиль) «Уменьшенный до состояния безмолвия: Исаак Ниневийский и Иоанн Дальятский о самопреображении»; Ю.В. Фурман (РГГУ) «Концепция " временного мира " у Йоханнана бар Пенкайе и Исаака Сирина»; Н.Г. Головнина (ПСТГУ) «Жанровая система аскетической письменности и ее особенности в сирийской литературе»; А.К. Лявданский (РГГУ) «Новоарамеизмы в классическом сирийском: постановка проблемы и некоторые наблюдения». Восьмое, заключительное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин в русской традиции». На нем архимандрит Василий (Иверитис), бывший игумен Иверского монастыря на Святой Горе Афон, прочитал доклад на тему «Духовная связь Аввы Исаака Сирина и Федора Михайловича Достоевского», а М.С. Егорова (РХГА) выступила с докладом «Аскетический текст в древнерусской традиции: сочинения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация». Заседание завершилось дискуссией. Конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», организованная Общецерковной аспирантурой при участии философского факультета Московского университета и при финансовой поддержке фонда просвещения «Мета», стала первой в истории международной научно-богословской конференцией, посвященной великому отцу Церкви VII века. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/3299491.ht...

Во время пребывания в мон-ре аввы Серида Д. Г. занимался собиранием и переписыванием «Вопросоответов» преподобных Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ) и, возможно, писаний прп. аввы Зосимы . Корпус сочинений Д. Г., написанных для братии основанного им мон-ря, составляют поучения, послания, краткие изречения и Житие прп. Досифея, законченное в кон. VI в. Вероятно, сохранившиеся тексты являются только частью всего, написанного Д. Г., поскольку кодификация его творений происходила в VII - нач. VIII в., т. е. значительно позже его смерти и в условиях араб. завоевания. Поучения (Διδασκαλαι; Doctrinae diversae; CPG, N 7352). Из 24 поучений, включенных в Патрологию Ж. П. Миня, только 17 (Doct. 1-15, 22, 23/Поуч. 1-15, 20 и 21) относятся к одному жанру. Первые 14 поучений, составляющие основную группу и содержащиеся в некоторых рукописях отдельно (Paris. gr. 1090, Х в.; Ambros. 278, XII в.), являются увещаниями, преподанными Д. Г. монахам новооснованного мон-ря в устной форме. В большинстве рукописей они представляют собой единое целое. При этом порядок, в к-ром они располагаются, видимо, не соответствует последовательности их произнесения: так, напр., в 12-м поучении (Doct. 12. 131/Поуч. 12. С. 156) автор ссылается на 13-е (Doct. 13. 145/Поуч. 13. С. 168). Поучения 15, 22 и 23 (Doct. 15, 22, 23/Поуч. 15, 20, 21) - это увещания, произнесенные в связи с различными днями богослужебного года: 15-е - в начале Великого поста, а 22-е и 23-е - после Пасхи, в День св. мучеников - праздник, к-рый совершался в пятницу Пасхальной седмицы. В жанровом отношении Поучения 22 и 23 могут рассматриваться как гомилии - в них комментируются литургические тексты, содержащие нек-рые выражения из сочинений свт. Григория Богослова. Поучения 16, 17 и 18 не произносились Д. Г. публично, но были в письменном виде направлены некоторым монахам или группе монахов. В изд. Л. Реньо и Ж. де Превиля они опубликованы как Послания 1-6. В нек-рых рукописях (напр., Vatic. gr. 730) Поучения 16 и 17 надписаны словами: «Послание к...» (Επιστολ πρς...). 20-е поучение в рукописной традиции также отнесено к разряду писем (Ep. 7 по SC. 92). Поучение 21 содержится лишь в малом числе рукописей. Так же как и Поучение 17, оно составлено в вопросоответной форме, но на этот раз задает вопросы Д. Г., на к-рые отвечает его старец, прп. Иоанн. Т. о., 21-е поучение - часть переписки между Д. Г. и «великими старцами», не является в собственном смысле произведением Д. Г. 24-е поучение приписывалось Д. Г. ошибочно, оно не содержится ни в одной рукописи и принадлежит скорее всего Иоанну Дальятскому , несторианскому автору VIII в. ( Hausherr. 1940). Послания

http://pravenc.ru/text/180299.html

иеромонах Никон (Скарга) Введение Значение и влияние прп. Ефрема Сирина на восточно-христианскую мистику трудно переоценить. Однако возрастающий авторитет Феодора Мопсуестийского начиная с середины V в. постепенно вытеснял дотоле неоспоримый авторитет прп. Ефрема Сирина , завоевав Эдесскую и Нисибинскую школы и заменив все толкования прп. Ефрема на толкования Феодора. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать влияние на прп. Исаака прп. Ефрема, воспринимая последнего как главного представителя ранней, дофеодорианской сирийской традиции в христианской духовности. Прежде всего, мы рассмотрим связь писаний прп. Исаака с ефремовскими «Комментариями на Диатессарон». Мы приведем несколько аллюзий у прп. Исаака на эти комментарии в качестве прямого подтверждения того, что ему был хорошо известен этот труд. Аллюзии посвящены в основном христологии. 1. Параллели в экзегетическом методе у двух святых отцов Прежде всего, отметим, что у прп. Исаака использование некоторых христологических терминов, таких как «смешение» 1 () [la]) и «лицо» ( [parp]), относится к ранней традиции, которая восходит к прп. Ефрему Сирину 2 . Заметим, что термин «parp» у прп. Исаака не имеет той богословской трактовки, которую придали ему несторианские писатели VI–VII вв 3 . Прп. Исаак употребляет слово «parp» не только в его обыкновенном значении «лицо», но использует его также и в широком антропологическом контексте, практически не затрагивая христологической тематики 4 . Подобное употребление этого термина имело место в ранней сирийской традиции, в частности у прп. Ефрема Сирина 5 . Итальянский сиролог Сабино Кьяла, исследовавший ефремовские цитаты в корпусе прп. Исаака Сирина , отметил одну интересную деталь: «Мар Афрем мог восприниматься как идейная альтернатива мар Феодору Толкователю в контексте двух кризисов VII века: хнанитского спора и истории с Сахдоной. Именно поэтому ни Шим’он д-Тайбуте, ни Иоанн Дальятский, ни Иосиф Хаззайя не цитируют мар Афрема вообще» 6 . Интересно отметить, что не только восточно-сирийские авторы (несториане), но также и западно-сирийские (монофизиты) предпочитали обходить стороной богословское наследие прп. Ефрема 7 . На этом фоне прп. Исаак Сирин является исключительной фигурой. Наличие у прп. Исаака двух прямых цитат прп. Ефрема (слова 5-е и 62-е из 1-го тома) 8 , а также отсылки к «Комментариям на Диатессарон» могут свидетельствовать в пользу того, что экзегеза и аскетическое учение прп. Ефрема Сирина оказали существенное влияние на прп. Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010