Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский; сир.    ,    /    ] (ок. 690, сел. Ардамут, ныне Каваши, Сев. Ирак - ок. 780, мон-рь Мар-Йозадак), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения (свт. Исаак Сирин , Иосиф Хаззая , Дадишо Катрая и др.). Жизнь Сведения об И. С. восходят к «Книге целомудрия» Ишоднаха , еп. Басрского (IX в.), и к небольшой анонимной биографической заметке (BHO, N 510). Начальное религ. образование И. С. получил в родном селе (изучал Свящ. Писание с комментариями прп. Ефрема Сирина и Феодора Мопсуестийского). В юные годы посещал мон-рь Мар-Афнимаран, в 20 км от села. Обитель считали «мессалианской» (этот термин еще не получил в науке однозначной оценки, дискуссию см. в: Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: Ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Gött., 1998; как полагают нек-рые исследователи, в данном случае он означал ориентацию на мистическое созерцание и христологию, близкую к халкидонской ( Beulay. 1990. P. 16)). Ок. 700 г. И. С. вступил в мон-рь Мар-Йозадак в Бет-Карду, также известный как «мессалианский». Стефан, наставник молодого И. С., был воспитанником Афнимарана и бывш. иноком мон-ря Бет-Аве (Бет-Абе). Через 7 лет после пострига И. С. по благословению настоятеля оставил обитель и удалился на север, в горный массив, получивший название Дальята (сир.- побеги, лозы) по селу виноделов, расположенному у его подножия. Там И. С. провел большую часть жизни. В старости он вернулся в Бет-Карду, будучи не в состоянии переносить суровые условия Дальяты. В рукописи Harvard. syr. 30 и у некоторых авторов Нового времени (таких, как яковитский патриарх Игнатий Ефрем II Рахмани, А. Мингана, А. Шер) И. С. отождествляется с Иоанном бар Пенкайе , но это мнение не выдерживает научной критики ( Idem. 1978. P. 259). Осуждение

http://pravenc.ru/text/471487.html

Учение о духовной жизни Афраата имеет аскетический характер и адресовано не ко всей христианской общине, а только к её части – «сынам и дочерям Завета», каждый член которой посвятил себя Богу, стремясь к совершенству. Учение не является отражением дуалистического взгляда на мир, приводящего к отрицанию любых связей с миром, брака, собственности. Центральным понятием для Афраата является понятие «уединённости» (îîyû), через которое может быть понято всё духовное учение. В îîyû проявляется уподобление Христу и из неё вытекают требования, предъявляемые к аскету. Поэтому îîyû называется также «игом Христовым». Уподобление начинается с имени: аскет учится у своего Учителя Христа – îîy быть îîy. Основная задача состоит в том, чтобы стать целомудренным: собрать самого себя, привести в единство. Эта установка может иметь различные импликации. Во-первых, безбрачие и девство, как полное подражание Христу. Во-вторых, недопущение раздвоенности, привносимой грехом. В-третьих, объединение с Христом. Пределом уподобления ставится смирение, явленное Христом. Но достичь цели можно только в том случае, если сохранять иго в чистоте, т.е. оберегать îîyû (такое состояние называется также молчанием) от греха и порока. Подводя итоги анализа учения Афраата, нельзя не согласиться со словами о.Иринея Осэра: «Имея необходимость его [т.е. учение – Г.К.] кратко охарактеризовать, можно сказать, что это учение о смирении (la doctrine de la paix) в сочетании с верой и любовью к Богу» 120 . Также важно отметить связь учения Афраата с учениями более поздних сирийских авторов: как живших в близкое с ним время (прп. Ефрем Сирин , Иоанн Апамейский, автор Liber Graduum и др.), так и века спустя (Мартирий-Сахдона, прп. Исаак Сирин , Иоанн Дальятский и др.), – с авторами, начинавшими сирийскую аскетическую традицию, и теми, кто раскрыл её во всей полноте и создал неповторимые образцы аскетических сочинений во времена позднесирийского исихазма. Представляется необходимым, чтобы имеющее место в отечественной, а иногда и зарубежной науке мнение о раннесирийском аскетизме как монашестве, практически не отличающемся от египетского 121 , было более дифференцированным, учитывающим всё своеобразие сирийского протомонашества. Целью данной работы было на примере творчества Афраата показать специфику раннесирийского аскетизма, выявив его характер, основы, формы и цели, и способствовать пробуждению интереса к дальнейшим исследованиям сирийской духовной традиции. Цитированная литература

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Наиболее активная борьба с мессалианством в Византийской империи имела место между К-польским Собором (426) и III Вселенским Собором (431). 30 мая 428 г. имп. Феодосий II издал закон, в соответствии с к-рым М. и др. еретики подлежали изгнанию из Византии (CTh. 15. 5. 65). По всей видимости, с М. были связаны лампетиане (сторонники Лампетия, основателя смешанных мон-рей в пров. Исаврия на территории Киликии , осужденного во 2-й пол. V в.) и маркиане, получившие свое название от имени Маркиана, к-рый действовал в К-поле при императорах св. Юстиниане I (527-565) и Юстине II (565-578). По всей видимости, к VI в. собственно мессалианство прекращает свое существование на территории Византийской империи, в результате чего значительное число М. переселилось в Персию. О мессалианской опасности говорится в постановлениях Соборов Церкви Востока, созванных при католикосах Акакии I (486; см. Акакий Селевкийский ), Иезекииле I (576), а также при Ишояве I (585). М. представляло угрозу и позднее, как показывает деятельность Баввая Великого. В 786/7 г. (либо в 790) католикос Тимофей I (780-823) созвал Собор, на к-ром по обвинению в мессалианстве были посмертно осуждены Иоанн Апамейский (кон. IV - нач. V в.), Иоанн Дальятский († ок. 780; см. Иоанн Саба ) и Иосиф Хаззая (VIII в.). Возникает, однако, вопрос, в какой степени обвинения в мессалианстве, выдвигавшиеся против нек-рых представителей Церкви Востока вплоть до кон. VIII в., позволяют говорить о наличии в ней М. в точном значении этого термина (проблема до сих пор не имеет окончательного решения). Упоминания о М., отождествлявшихся с богомилами, вновь появляются в визант. источниках лишь с кон. XI в. Следует отметить судебные процессы против ряда лиц, считавшихся М., в т. ч. посмертное осуждение на К-польском Соборе 1140 г. мон. Константина Хрисомала (кон. XI - 1-я пол. XII в.), обвиненного в мессалианстве или богомильстве (подробнее см.: Parrinello. 2008). Вопрос о возможном влиянии М. на богомилов решается исследователями по-разному: от полного отрицания исторической связи между двумя ересями и характеристики обвинений в мессалианстве лишь как общих мест, характерных для визант. лит-ры ( Rigo. 1989), до признания того, что мессалианство могло опосредованно - через павликианство - влиять на богомильство ( Дунаев. 2015. С. 142-146). Открытым остается и вопрос о возможном влиянии нек-рых мессалианских идей и практик на исихазм (Там же. С. 147-179). Учение

http://pravenc.ru/text/Мессалиане.html

Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Творения, вошедшие в так называемый Макариевский корпус, оказали глубочайшее воздействие на историю христианской духовности средневековья и нового времени, по праву почитаются одной из вершин православной мистики и подлинным выражением Предания. Среди направлений распространения CM в период его «рукописной жизни» можно особо выделить древнюю сирийскую литературу: в VII в. Дадишо Катрайа и св. Исаак Сирин цитируют произведения прп. Макария Египетского ; в VIII – Иосиф Газзайа и особенно Иоанн Дальятский испытывают его влияние. Эти авторы цитируют произведения из CM в основном по сирийскому переводу, но иногда используют и греческие слова 18 . Вполне вероятно, что Макария читал и прп. Симеон Новый Богослов , хотя этот вопрос не решен окончательно. До XI в. византийские авторы, тем не менее, хранят удивительное молчание о творениях прп. Макария Египетского . Помимо обширной переработки Великого послания, выполненной свт. Григорием Нисским , редкие отрывки или намеки на творения CM можно найти у прп. Марка Подвижника , Диадоха Фотики йского , Каллиника, в апофтегмах, у Варсануфия Великого, в греческой версии творений аввы Исайи , у Павла Эвергетидского, Михаила Глики и в псевдо-хризостомике 19 . Свое триумфальное шествие Духовные беседы начали только после победы исихастов, в кругу которых 20 творения Макария пользовались величайшим авторитетом (например, св. Григорий Палама прямо цитирует Макария). Соответственно, древнерусские переводы CM получили широчайшее распространение 21 . В книгу прп. Паисия Величковского Восторгнутые класы включены главы из Пс.- Марка Подвижника , входящие в CM 22 . На латинском западе в средние века (влияние Корпуса на прп. Иоанна Кассиана остается под вопросом) были переведены Сто пятьдесят глав, представлявшие собой подборку из творений прп. Макария, выполненную византийским автором Симеоном Логофетом 23 в популярном жанре «глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

80 Напечатано в антологии: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 279—281. 81 Оно соответствует Беседе 16–й из сборника: Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М., 1998. С. 125—126. 82 Преподобный Исаак Сирин. О совершенстве духовном. — «Церковь и время» 4 (7), 1998. С. 179—191. 83 Подробнее об этих четырех Беседах, приписанных Исааку, см. в: R. Beulay. Introduction. — La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Edition critique par R. Beulay. Patrologia Orientalis 39/3. Turnhout, 1978. P. 269—270 84 См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 45. 85 Текст опубликован в: La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Patrologia Orientalis 39/3. P. 359 —367 86 Текст содержится, в частности, в рукописи Harvard 30 (XV век). 87 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 37. 88 Там же. С. 351. 89 Там же. С. 79. 90 Ссылка на: J. — B. Assemani. Patrologia Orientalis. T. 1. P. 456—457. 91 Искажение от «Дальятской». 92 Цитируем по репринтному переизданию 1977 г.: Toy patro3w WIsaa3k toy Sybroy ta3 aWskhtikab. Sel. 15–16. 93 Иоанн Дальятский жил в VIII, а не VI веке; в греческом тексте Исаака имеется четыре, а не два Слова, принадлежащие ему. 94 В. Лурье в свей рецензии на первое издание нашей книги об Исааке Сирине, касаясь этого Послания, пишет: «В маленький упрек о. Илариону можно поставить неупоминание о существующей в науке гипотезе, атрибутирующей это Послание третьему (после свв. Исаака Сирина и Иоанна Дальяты) великому восточно–сирийскому подвижнику — Иосифу Хаззайе» (Ветоград–информ 7/40, 1998. С. 33). Упрек В. Лурье напрасен. Иосифу Хаззайе атрибутируется не это Послание, а «Письмо о трех степенях жизни монашеской», изданное в серии Patrologia Orientalis: см. Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois etapes de la vie monastique. Ed. P. Harb, F. Graffin. Patrologia Orientalis 45. Fasc. 2. No. 202. Tournhout, 1992. В. Лурье в данном случае перепутал это Письмо с «Посланием к Патрикию» Филоксена Маббугского, изданным в той же серии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance онлайн-курс журнала «Фома» Книги для развития души: читаем и разбираем творения великих богословов 7 лекций, доступных бессрочно Обращаемся к сильным текстам, которые меняют взгляд на жизнь, христианство и на самих себя. О курсе Исаак Сирин, Иосиф Хазаийа, Раббан Афнимаран, Симеон Благодатный, Иоанн Дальятский — люди, которые пережили тяжести войны, гонений, голода. Кого-то ещё в детстве захватили в плен, кто-то был вынужден скитаться. Однако эти люди — великие христианские подвижники. Они испытали настоящие ужасы своего времени и оставили нам тексты. Эти тексты полны любви и надежды. В них авторы делятся с нами своим опытом: как через тьму увидеть Бога? Об этих книгах — наш курс. Стоимость от 1499 рублей Доступ бессрочно Продолжительность 7 видеолекций по 20-25 минут Зачем нам, мирянам XXI века, читать именно восточносирийских мистиков? Чем они близки? Что такое чтение может дать? Какой мировоззренченский подход нам предлагают эти авторы? Кому полезен Тем, кто интересуется историей, восточным христианством и опытом подвижников Тем, кто убеждён, что обычным современным людям древние тексты не могут ничем помочь Тем, кто отчаялся и испытывает трудности в принятии действительности Тем, кто ничего не слышал о сирийских мистиках, но любит философию ТРЕЙЛЕР К КУРСУ Программа курса Лекция 1. Как через тьму увидеть Бога? Кто такие сирийские мистики и в какое время они жили? Лекция 2. Жизненный путь Исаака Сирина: главные вызовы и его ответы на них Тексты: «Слова подвижнические», «Книга о божественных тайнах». Лекция 3.Исаак Сирин — проповедник безусловной любви Откуда этот опыт? Как нам его приобрести? Лекция 4. Рекомендации Исаака Сирина: как молиться? О созерцании, преодолении, смирении и радости Лекция 5. Симеон Благодатный Концепция мира как школы познания добра и зла Лекция 6. Раббан Афнимаран — наставник монахов и мастер уловок для ума: о тёмном времени, конфликте тела и души и простоте Лекция 7. Иосиф Хазаийа: как сын мага, пленник и раб стал великим аскетом?

http://academy.foma.ru/knigi-dlya-razvit...

4 В оригинале обе глагольные формы управляют одним и тем же именем именем: da-dl šalw naqqp w-sr l-ulmeddem d-hd br. 5 Судя по употреблению пролептической kohcmpykцuu(naqqp lh l-barnš), подчеркивающей контекстуальную определенность имени, речь идет о том же самом человеке, которому «эта сила» открывает Божественное промышление. Таким образом, Исаак Сирин , говоря о состоянии, когда человеку становятся явлены Божественные действия в мире, выделяет 2 аспекта: 1) познание Божественных действий в отношении внешнего мира; 2) познание Божественных действий в отношении самого себя. Второй аспект становится главным предметом обсуждения в 75-м слове. 7 «Тишина» (šeq) – terminus technicus в мистико-аскетической системе Исаака Сирина для обозначения состояния, превосходящего молитву и характеризующегося прекращением всех умственных движений. Šeq рассматривается как высшее состояние, доступное подвижнику. Подробнее см.: Hagman P. Th e Asceticism of Isaac of Nineveh. Oxford, 2010. P. 174–189; Иларион (Алфеев) , митр. Духовный мир прп. Исаака Сирина . М., . С. 311–376; Биттон-Ашкелони Б. «Приведенные к тишине»: Исаак Сирин и Иоанн Дальятский о самопреображении//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры г. М., 2014. С. 242–258. 8 Исаак Сирин различает переживание человеком воздействий «этой силы» (она показывает душе Божественный промысл в творении) и познание самой «этой силы (она показывает душе саму себя). Именно второе сопровождается изумлением, прекращением молитвы и вступлением в состояние šeq. Описание «этой силы» (ayl hnn), которую Исаак Сирин в 71-м слове никак не называет, может быть соотнесено с описанием Шхины (šnt) в 8-й беседе 3-го тома Исаака Сирина . В настоящее время ведется работа над подготовкой комментированного перевода этой беседы (см. также: Калинин М. Г., Барский Е. В. Понятие Шхины в богословии Исаака Сирина//Иудаика и арамеистика: Сб. научных статей на основе материалов Третьей ежегодной конференции по иудаике и востоковедению/Ред. К. А. Битнер, Л. А. Лукинцова. СПб., 2014. С. 262–277).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/tr...

1155 Cat. 5, 122–135. Не имеет ли Симеон в виду себя и свое первое видение света, которое произошло, когда он еще слу­жил при дворе, занимал ответственную должность в большом дворцовом хозяйстве и был погружен в мирские дела? 1159 Переписчик Coisl. 268, рукописи XIV в. (на которую мы уже ссылались), указывает некоторые параллели. См., напри­мер, лист 45, где копиист приписал на полях Слова Исаака «О безмолвствующих» (см. Исаак Сирин. Слова подвижниче­ские, 15 ­­ О совершенстве духовном, 14), посвященного теме покаяния и слез, рядом со словами «Когда достигнешь облас­ти слез, знай, что ум твой оставил темницу этого мира...» следующее примечание:  «Симеон  [также говорил], что без слез все делание инока бесполезно» 1164 Ср. также параллель между кающимся и больным, испыты­вающим великое томление в сердце: Cat. 23, 8 и далее. 1172 Послание 1, 220 164 AB]. Образ меда, которым пользуется и Лествичник, подчеркивает сладость, как у Симеона – образ вина 1183 Слова подвижнические, 81 306 ­­ О совершенстве духов­ном, 74 (507]. В этом тексте Исаака Сирина главная мысль – сострадание и милосердие, у Симеона же (Cat. 23, 35 и да­лее) на первом месте стоит тема самоуничижения; тем не менее ясно, что оба автора говорят о сходном духовном со­стоянии, вызванном непрестанным плачем 1203 Исаак Сирин. Слова подвижнические, 43 177 . О том, что это Слово не принадлежит перу Исаака, свидетельствует си­рийский текст его произведений, в котором оно отсутствует. Принадлежность  его Иоанну  Дальятскому  подтверждается рукописной традицией. Всего в греческом тексте Исаака Си­рина содержится четыре Слова, в действительности принад­лежащие  Иоанну Дальятскому.  Подробнее  об  этом  см.  в: Heutay. Introduction, 269–270 17–18 . 1207 Оппоненты Симеона отрицают такое толкование Ин. 1:18 , согласно которому Сын явил ( ξηγσατο) людям невидимого Отца. Они, наоборот, понимают этот стих в том значении, что «Единородный Сын пояснил ( ξηγσατο), что никто нико­гда не видел Бога». Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелиеот Иоанна, 15 100 : «Чему научились мы от Сына?.. Что невозможно видеть Бога и что никто не знает Его, кроме Сы­на».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В конце VI века Энана, возглавивший «школу персов» в 572 году, предпринял попытку заменить библейские толкования Феодора на свои собственные. Эта попытка не увенчалась успехом: Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому-либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергаю­щих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора-Толкователя, и пытаю­щихся ввести новые и странные толкования, испол­ненные безумия и Рубеж VI и VII веков ознаменован богословской деятельностью Бабая Великого, который много писал на христологические темы. Его христология является продолжением и своего рода синтезом христологий Феодора Мопсуестийского и Диодора Будучи лидером партии, ратовавшей за строгое следование учению Феодора, Бабай возглавил оппозицию Халкидонскому Собору. Развивая христологические воззрения Феодора, Бабай пользовался «Книгой Гераклида», написанной Несторием в качестве апологии после его осуждения III Вселенским Собором и переведенной на сирийский язык в середине VI К середине VII века в диптихах Церкви Востока поминались уже «три учителя» — Диодор, Феодор и Политические обстоятельства VII века не способствовали сближению Персии с Византией. Напротив, первые десятилетия этого века ознаменовались серией вооруженных конфликтов между двумя великими империями. В конце 627 года византийский император Ираклий одержал победу над персидскими войсками у Ниневии. Впрочем, византийское присутствие в Персии было недолгим. Уже в 30-х годах VII века началось массовое вторжение в Персию арабских мусульманских полчищ. В 637 году пала столица империи Сасанидов Ктесифон, и последний шах Ездегерд III бежал в Загрос. К середине VII века Персия была в руках арабов. Окончательная утрата политических связей с византийской экуменой и начавшаяся с приходом арабов постепенная исламизация Персии и Сирии не привели в VII и VIII веках к кризису христианства в этих регионах, упадку в богословии и церковной жизни. Совсем напротив, именно эти два столетия являются периодом наивысшего расцвета сироязычного богословия: в это время жили и творили выдающиеся писатели, такие как Мартирий-Сахдона (ставший на сторону Халкидонского Собора), Дадишо Катрайе, Симеон д-Тайбуте (Милостивый), Иосиф Хаззайа (Прозорли­вый) и Иоанн Дальятский. Все они были писателями по преимуществу мистического направления. Малоизвестные за пределами восточно-сирийской традиции, они, тем не менее, ознаменовали собой «золотой век сирийской христианской литературы». Единственным представителем этого золотого века, которому суждено было приобрести мировую известность, стал преподобный Исаак Сирин.

http://patriarchia.ru/db/text/3299510.ht...

Покинув обитель, они распространили традицию Авраама Кашкарского по всей империи Сасанидов. Устава Великого мон-ря придерживался Раббан Яэкоб (Иаков), основатель мон-ря Бет-Аве (букв.- «Дом отцов», «Лесной монастырь»), располагавшегося в 40 км к востоку от горы Изла и ставшего центром восточносир. М. после кончины Авраама Кашкарского. Здесь начинали свой монашеский путь известные писатели и деятели Церкви Востока католикос Ишояв III , Сахдона (Мартирий) и др., о которых повествует «Книга настоятелей» Фомы Маргского (IX в.). В Бет-Аве был рукоположен во епископа прп. Исаак Сирин, во времена которого (VII-VIII вв.) в этом мон-ре жило ок. 300 монахов, в т. ч. знаменитый сир. писатель и переводчик Ананишо, составитель знаменитого аскетического сб. «Рай отцов». На юге Месопотамии, у побережья Персидского зал., в пров. Бет-Хузайе, традицию Авраама развивал Раббан Шапур (Шабур), к-рый основал мон-рь, носивший его имя. В VIII в. с этим мон-рем была связана жизнь великих восточносир. мистиков прп. Исаака Сирина, Симеона д " Тайбуте, Дадишо Катраи, в сочинениях к-рых заметно сильное влияние Евагрия Понтийского. В Центр. и Юж. Месопотамии первые мон-ри появились уже во 2-й пол. IV в. Нек-рые из них последующая традиция связывает с памятью персид. мучеников, пострадавших во времена гонений шаха Шапура II (309-379). Мон-рь Мартирион (св. Мучеников) близ Киркука, в пров. Бет-Гармай, был основан, вероятно, вскоре после окончания гонений. Примерно в это же время в центральной пров. Бет-Арамайе подвижник Мар Абда основал мон-рь, известный как Дейр-Куни ( Fiey. 1965-1968. Vol. 3. P. 189), а его ученик Авдишо - мон-рь возле г. Хира. В кон. IV в. (376/8) мч. Бадма основал мон-рь в провинции Элам. В нач. V в. возникла обитель Иоанна Кашкарского недалеко от Кашкара (Ibid. P. 157). В Сев. Ираке центральной фигурой восточносир. М. был Хормизд (VI-VII вв.), к-рый начал монашескую жизнь в лавре Бар Эдты недалеко от Мосула, где подвизался ок. 40 лет (в т. ч. 32 года в качестве отшельника). Избегая славы чудотворца, он удалился вместе с группой учеников в мон-рь Реша на горе Маклуб в Сев. Ираке. Вскоре в этом регионе появились новые мон-ри, основанные учениками Хормизда, в частности Мар Йозадаком, основателем обители в Бет-Карду, в к-рой впосл. приняли монашество Иоанн Дальятский и Несторий, еп. Бет-Нухадры. Сам Хормизд перебрался в Алкош, где благодаря финансовой помощи правителя Мосула основал новый мон-рь. Монашеская традиция этого подвижника несколько отличалась от традиции Авраама Кашкарского: в ней особый акцент делался на сверхъестественном мистическом опыте подвижника, его контактах с иным миром и даре чудотворения, так что жизнь самого Хормизда представлена в источниках как жизнь мага.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010