Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

127 . В приложении к ст. 2 отд. III размер ежегодного временного поземельного сбора на устройство причтовых помещений, в помянутых девяти губерниях назначен следующий: для Витебской 42000 руб., Могилевской 28000 р., Минской 75000 руб., Виленской 21000 р., Гродненской 41000 р., Ковенской 25000 р., Киевской 81000 р., Подольской 96000 р., и Волынской 82000 руб. В приложении к ст. 8 отд. III средняя стоимость причтовых помещений определена в губерниях: Витебской 3000 руб., Могилевской 1250 руб., Минской 3000 р., Виленской 2700 р., Гродненской 2700 руб., Ковенской 2500 р., Киевской 1350 руб., Подольской 1400 р. и Волынской 1390 руб. Вообще же в течение означенных в положении 14 июня 1888 г. лет, сумма поземельного сбора распределяется по губерниям: Виленской 420000 руб., Ковенской 50000 руб., Гродненской 820000 руб., Витебской 840000 р., Минской 1,500000 р., Могилевской 560000 руб., Киевской 1,620000 руб., Подольской 1,920000 р. и Волынской 1,640000 р. А всего, за некоторым округлением, для 5461 приходов, в которых предстоит устроить причтовые помещения, и нормальному расходу на постройку оных для каждого прихода 9,370000 рублей. (Примеч. 2 к ст. 53 уст. о зем. повин. т. IV свод. зак. по прод. 1889 г., примеч. 2 к ст. 411 т. IX по прод. 1889 г.: о пред. Св. Син. 7–23 сент. 1888 г. 1850: Церк. Вед. 1888 г. 42. См. так же прибавл. к Церк. Вед. 1888 г. 47). Примечание. Правила о пользовании причтами девяти западных епархий помещениями см. приложение. 3. 4. Устройство церковных домов в Камчатской епархии 128 . Необходимые для помещения причтов дома в Камчатской епархии приобретаются в собственность церквей, равно как и продаются по усмотрению местного преосвященного с совершением в подлежащих присутственных местах крепостных актов, без испрошения на то каждый раз Высочайшего соизволения (II. С. З. 9 февр. 1863 г. 39272). 5. Права церковных домов по отбытию разных повинностей 129 . Принадлежащие церквам здания или купленные из церковных сборных денег, по отправлению воинской повинности, пользуются льготами, на основании правил в уставе о земской повинности изложенных (уст. о зем. нов. ст. 470 т. IV Свод. зак. по прод. 1863 г.). В местностях, в коих не введено в действие городовое положение 1870 г. строения. В том числе и лавки, принадлежащие церквам, относительно городских повинностей и сборов, подлежат правилам, установленным для подворьев и строений монастырям и архиерейским домам принадлежащих. (Там же ст. 406 и примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, когда нужно было, старец умел показывать и строгость. Был такой случай. Вследствие временного отсутствия скитоначальника ему поручен был надзор за скитом. Заметив одного в чем-то провинившегося брата, отец Иоанн сделал ему строгий выговор. Но так как на сердце у него ничего злобного не было, то, отойдя несколько шагов от келлии его, старец благодушно проговорил про себя: " Эдакая право-да! Показал свою власть! " . Не прочь бывал иногда старец и подшутить и сострить. Одновременно с этим старцем жил в скиту молодой рясофорный монах отец Иоанн (Половцев; впоследствии Виленский архиепископ Ювеналий). Проходя однажды мимо его келлии, старец остановился против его окна и воззвал: " Отче Иоанне! Отче Иоанне! " . Отец Иоанн подошел к окну. Старец только проговорил: " Бысть разрушение велие " ,— и тотчас ушел. " Что такое значит? " — недоумевал отец Иоанн и долго никак не мог объяснить себе слов старца. Наконец вышел он на прилегавший к его келлии дворик, где сложены были в поленницу дрова, и видит, что поленница его вся развалилась. " А,— подумал отец Иоанн,— вот оно, разрушение-то велие! " . Побои, которые претерпел старец от раскольников, о чем упомянуто выше, давали о себе знать болями в голове, груди и ребрах. Вообще же он был крепкого телосложения, и других болезней, как, например, простуды и других, он не знал, так что при заболевании многих скитских братий, как это всегда случалось и ныне случается, обыкновенно говорил: " Эдакая право-да, это не скит, а больница " . Неоднократно в разговорах он выражал свое желание, чтобы Господь, по милосердию Своему, попустил ему за несколько времени пред смертью поболеть, будучи уверен, что болезнями душа больше возбуждается готовиться к исходу от сей жизни и что через них облегчается участь ее в вечности. Желание его не осталось без исполнения. С 1848 года, когда старцу исполнилось уже 86 лет, его часто стали посещать болезни, особенно стеснения дыхания в груди. Перед последней его тяжелой болезнью братия заметили, что он нередко стал выходить из келлии на скитское кладбище, останавливаться там и сидеть у могил. На вопрос некоторых любопытных: " Что вы, батюшка, так часто стали ходить к могилкам? " — смиренный старец тихо отвечал: " Да вот, эдакая право-да, прошу отцов, чтобы приняли меня в сообщество свое " . Вскоре после того он заболел тяжкой болезнью и уже не мог выходить из келлии до своей кончины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

117 . Православное духовенство западных епархий может обращаться с просьбами о безденежном отпуске лесных материалов на постройку только тех домов для причтов, которые принадлежат церкви, а не в личную собственность священно-церковно-служителей (ст. 259 прим. 2 уст. лесн. изд. 1893 г.). 118 . Лесной департамент 24 июля 1864 года за 15478 предписал Виленской палате государственных имуществ для отопления домов причтов церквей Виленской, Гродненской и Ковенской епархий отпускать ежегодно дров священнику ежегодно шесть сажень, диакону – четыре, причетнику и просфорне по три сажня каждому. 119 . Предположения о назначении подобного пособия православному духовенству восточной и западной Сибири производится с утверждения Генерал-Губернаторов означенных местностей (25 мая 1864 г. Выс. утв. журн. присут. по дел. прав. дух. II. С. З. 40044). 120 . Безденежный отпуск леса из казенных дач производится священно и церковно-служителям Кольского собора (вместе с жителями г. Каш) на следующем основании: 1) им отпускается на домашние их надобности строевой и дровяной лес незапрещенных родов и размеров, без платежа в лесной доход денег; 2) количество сего леса определяется, применяясь к действительной потребности, до четырех-сот кубических сажень дров и до тысячи пятисот строевых дерев ежегодно; 3) заготовка сего леса производится, согласно действующим правилам, с получением от местного лесного начальства дозволительных на то билетов – и за тем распределение между жителями леса производится городским начальством; 4) губернское начальство обязано наблюдать, чтобы вырубленный лес употребляем был жителями единственно на предназначенные надобности, а не на продажу (Лесн. уст. ст. 260). Глава VII. IV. Права духовенства пользоваться въезжими лесами 121 . Въезжие леса суть те, в которых имеют право рубить леса для своего продовольствия не только владельцы оных лесов, но и посторонние лица, коим предоставлено сие право по писцовым книгам и дачам (там же ст. 767). В леса, принадлежащие к селениям, имеют право въезда для рубки леса на продовольствие, а не на продажу священно-церковно-служители того прихода, в котором оные селения заключаются. Впрочем они пользуются въездом только в те дачи, из коих производится рубка самими владельцами, а не в заказные (ст. 764 там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

126 . Согласно мнению Государственного Совета, Высочайше утвержденному 14 июня 1888 г., для обеспечения сельских причтов епархий: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Киевской, Подольской и Волынской установлен с 1 января 1889 г. временный поземельный сбор на ниже следующих основаниях: 146 1) сбор предназначается для окончательного удовлетворения на счет оного невыполненных в девяти губерниях западного края потребностей по устройству причтовых помещений в православных сельских приходах: 2) ежегодный размер сбора по каждой губернии определяется приложенным к сей статье расписанием; 3) в губерниях: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Киевской, Подольской и Волынской сбор взимается в течение двадцати лет, а в губернии Ковенской в течение двух лет; 4) суммы сбора по каждой губернии подлежат раскладке и взимаются на основаниях, установленных для сбора с земель на губернские земские потребности; 5) суммам сбора ведется особый счет по каждой губернии, причем он употребляются на предмет своего назначения (ст. 1) исключительно в пределах той же губернии; 6) в зачет сбора принимаются издержки, произведенные на устройство в приходе причтовых помещений, а также взысканные на тот же предмет суммы; 7) зачет производится: а) в приходах, где помещения окончательно устроены по действительной их стоимости, но во всяком случае не свыше нормы, определяющей прежнюю стоимость причтовых помещений в губернии, и б) в приходах, где устройство подлежащих помещений не вполне окончено, в размере, причитающемся на том же основании за действительно выполненные постройки; 8) нормы средней стоимости причтовых помещений в приходе определяются по каждой губернии приложенною к сей статье табелью; 9) порядок определения стоимости существующих построек и зачеты произведенных на них издержек, а также взысканных на тот-же предмет сумм определяются в подробностях Министром Внутренних Дел, по соглашению с Обер-Прокурором Св. Синода; 10) поступающая по каждой губернии, за произведенными зачетами суммы сбора передаются полностью в распоряжение ведомства Св. Синода и причисляются к специальным средствам названного ведомства; 11) попечение об устройстве причтовых помещений и распоряжение по производству расходов из поступающего на этот предмет сбора возлагается на ведомство православного исповедания. Суммы, взысканные на устройство причтовых помещений до издания настоящего закона и неизрасходованные на предмет их назначения передать в распоряжение ведомства православного исповедания для употребления на одинаковых основаниях с суммами установленного в отделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мастеров партесного пения. В XVII в. в Москве работали белорус. «воспеваки» (распевщики) И. Дьяковский, Иоанн Кокля, Иван (Ян) Конюховский, А. Бережанский, Д. Рогачевский, Иоанн (Ян) Коленда (ученик Дилецкого). Дьяковский и Коленда были известными композиторами, работавшими в партесном стиле. Белорус. певчие пели в хорах Иверского Валдайского мон-ря и Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря, ставшего одним из центров партесного пения. Певчие Новоиерусалимского мон-ря сыграли огромную роль в развитии традиций многоголосного пения в России; здесь жили и трудились авторы партесных композиций белорусы П. Гиржда и Миневский. Во 2-й пол. XVI-XVII в. в белорус. муз. искусстве получили распространение т. н. канты и псальмы . Большинство религ. кантов посвящено борьбе с унией и написано на белорус. языке. В XVII-XVIII вв. приобрели популярность рождественские псальмы-колядки. Массовому распространению кантовой культуры способствовали школяры и семинаристы, ходившие в праздники с вертепом и батлейкой (народный рождественский кукольный театр). Псальмы и канты пели не только в дни церковных праздников, но и в будни и даже в церковном обиходе, где распространилась практика использования мелодий кантов в литургических песнопениях. Нек-рые канты на богослужебные тексты стали называться «концертами». Распространение гомофонно-гармонического стиля пения (кон. XVIII - нач. XX в.) После раздела Речи Посполитой большинство земель Белой Руси вошли в состав Российской империи, где с XVIII в. в богослужебном пении культивировались стиль и манера пения Придворной певческой капеллы . Церковнопевч. образование можно было получить в Варшавской ДС и ДА, Виленской, Минской, Могилёвской ДС. Из семинаристов-хористов выходили регенты и композиторы. Выпускники семинарий направлялись на псаломщицкие (регентские) места в приходы. В сельские приходы порой назначались лица, не имевшие духовного образования, но обладавшие большим опытом пения в церковных хорах и сдавшие экзамен по литургике и церковному уставу.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Теперь, как и при владычестве Польши, она была в руках нескольких сотен базилиан т. о. униатов только по имени, в действительности же латинян; в то время она имела 84 мужских и 10 женских монастырей, правда почти пустых, так как в 64 мужских монастырях не было и по семи монахов, но с обширными землями и капиталами, и что важнее всего, ст. решительною властью над всею униатской церковью и с своим митрополитом во главе её. Без искусственной поддержки изнемогавшей унии, бывшей в ходу при польском правительстве, продолжали существовать и при русском; над нею властвовали её притеснители, те именно, которые менее всех могли желать продолжения сл. существования, а народное духовенство было забыто и забито точно так же, как и униатский народ 20 . Такое бедственное положение униатской церкви не безъизвестно было новому ассесору коллегии. Много стал болеть душой этот русский человек, когда увидел, что латинство в тогдашней петербургской римско-католической коллегии торжествует, что оно с злорадством готовится приложить клеймо преступника к челу последнего, по-видимому, хранителя лучших русских заветов Белоруссии – полоцкого униатского архиепископа Красовского, преданного суду 21 . Иосиф Семашко горячо принял к сердцу участь этого, не из среды базилиан, а из белого духовенства вышедшего архиерея и в его деле впервые проявил свои твердые убеждения, став в оппозицию не только с латинской коллегией, но и с своим непосредственным начальником -– м. Булгаком. Не менее твёрдости высказал Иосиф Семашко в деле о совращении более двадцати тысяч униатов в Виленской епархии. Умный, правильный и ясный взгляд его на положение в униатской церкви и несправедливости к ней римлян с одной стороны, сделали его решительным врагом латинства, а с другой, – заставили размышлять о личном присоединении к православной церкви. Плодом этих размышлении было не оконченное им сочинение, в котором автор намеревался проследить все уклонения западной церкви от церкви вселенской и тем выяснить причину своего присоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Феодор великодушно освободил наших пленников, усмирил мятежи в своем Царстве, два раза победил Хана; желает в духе любви соединить Державы, коих взаимная ненависть произвела столько бедствий, и будучи Властителем Самодержавным, господствовать именем закона над людьми свободными: где же его скудоумие? Не видим ли в нем Монарха человеколюбивого и мудрого? мог ли бы он без ума править Россиянами, непостоянными и лукавыми? К тому же скудоумие Властителя менее гибельно для Государства, чем внутренние раздоры. Мы замышляем не новое: сколь многие из вас, до избрания и после бегства Генрикова, хотели Царя Московского, в удостоверении, что Иоанн оставил бы тиранство в России, а к нам прибыл бы только с могуществом спасительным? Переменилось ли что-нибудь с того времени? разве к лучшему: ибо Феодор и в России не тиранствует, но любит подданных и любим ими». Сии убеждения заставили Сейм возобновить переговоры: Депутаты его вторично съехались с Московскими Послами в Каменце и хотели, чтобы Царь немедленно дал Вельможной Думе 100 тысяч золотых на военные издержки, основал крепости не на Дону, где они могут быть полезны только для России, а на Литовской юго-западной границе, – платил жалованье Козакам Днепровским из казны своей, отвел земли Польской Шляхте не в дальних, диких степях, каких много и в Литве за Киевом, но в областях Смоленской и Северской. Послы изъявили некоторую уступчивость: соглашались дать Панам 100 тысяч золотых; не отвергали и других требований; предложили, чтобы Феодору писаться в титуле Царем всея России, Королем Польским, Великим Князем Владимирским, Московским и Литовским. Самое главное препятствие в рассуждении Веры уменьшилось, когда Воевода Виленский, Христофор Радзивил, и Троцкий, Ян Глебович, тайно сказали нашим Послам, что Феодор может, вопреки их Духовенству, остаться в Греческой Вере, если испросит только благословение у Папы и даст ему надежду на соединение Церквей. «Для своего и нашего блага (говорили они) Феодор должен быть снисходителен: ибо мы, в случае его упрямства, изберем врага России, Шведа, а не Максимилиана, о коем в Литве никто слышать не хочет, для того, что он корыстолюбив и беден: заведет нас в войну с Султаном и не поможет Королевству ни людьми, ни казною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

г) «О богослужении» еп. Арсения Швецова, в отделе о книжном исправлении: «В рассмотрении же тех разнообразий, которые встречаются в период до никоновского в Москве патриаршества и ранее оного, которые видятся по разным древлерусским памятникам, старообрядчество оставляет за собою право отвсюду избирать более разумное. Но жаль, что такое его право только замечается на некоторой его практике, но еще нет на это письменного изложения от его представителей. Эта скромность старообрядцами наблюдается потому более, чтобы при письменном заявлении сего не возбудить против себя такого же ропоту, какой был возбужден против п. Никона и его соклевретов... Когда не было своих школ у старообрядцев, то и в самом деле не было большой надобности входить в подробные объяснения, что встречаются некие разнообразия и в древних книгах... По рассмотрении древних служебников, последние часто литургии оглашенных и верных более устойчивы и единообразны. Но в первой части ее проскомидии не много твердой устойчивости; но в порядке и числе молитв входного, а также и в распределении просфор к некоторым поминовениям замечается и разнообразия не мало, и это разнообразие встречается не только в славянских служебниках, но и в греческих. Отсюда произошла и теперь состоит некоторая разность в проскомидии между нашим старообрядчеством и новообрядчеством современной греко-российской церкви» (Мисс. Сборник за 1909 г. стр. 207). д) Арсений Швецов издал в 1908 году «Чиноприятие приходящих от ересей и чин св. крещения» и в «объяснении об издании сего чина» писал следующее: что в древних книгах было кое-что «неприлично» (л. 46), «замешательство» (46 об.), было «не вполне уместное» (л. 48), «неприличное и не имеющее никакого правильного смысла» (л. 49), «крайне неискусное» (л. 52), что он для правильного смысла «выпускал» (л. 49). видел «сбивчивость московских чинопоследований» (л. 47 об.), иногда исправлял «по юго-западным изданиям» (л. 46), «по требнику 1618 г. изд. Вильна» (л. 47 об.), «по венецианскому молитвеннику Иеронима Загуровича 1570 г.» (л. 50 об.), «по киевскому 1646 г. потребнику Петра Могилы » (л. 52 Об.), при чем выражается: «весьма благоприлично... как это указано у Петра Могилы » (л. 53 и об.). Исправляя чинопоследование миропомазания, Швецов имеет под руками ..венецианский молитвенник Загуровича 1510 года» (л. 66 об.), – «потребник Гедеона Балабана 1606 года» (л. 67), «Виленский потребник 1618 г.» (л. 67 об.) и др. Имел он и древние славянские и древние греческие. Но отдает ли предпочтение древним пред новыми? Нисколько. Он пишет: «кажется, хорошо бы и надежно... помазывать пять мест, в показание пяти чувств человека» (л. 68 об.)... Α про пять мест ни одна харатейная наша книга и древне-греческие книги (потребники) не говорят (у Швецова л. 67 об. 68 и об.), а говорят только правила соборов, что в кормчей да «потребник Гедеона Балабана 1606 года» (л. 67), и он отдает предпочтение западному потребнику. (Александров «Исправление книг» стр. 106 и 107).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко звезды многосветлыя,/страстотерпцы прехвальнии,/Божественными светлостьми озаряете вселенныя концы,/демонскаго омрачения и страстей тлетворных и бед изымающе./Темже днесь светлое, и светоносное,/и святое ваше торжество,/сошедшеся, восхвалим, славнии. Стих: Воззваша праведнии,/и Господь услыша их. Чуднии, Божественнии, премудрии страстотерпцы/песньми священными да почтутся:/Троицу бо Несозданную пред враги священно проповедающе,/многобожную угасиша лесть кровными излиянии/и славу прияша неувядаемую. Стих: Многи скорби праведным,/и от всех их избавит я Господь. Царя беззаконнаго,/беззаконно повелевающаго поклонитися/и чести принести безсловесным богом бездушным,/блаженнии, мудре посрамисте,/мученицы великоименитии,/и, пострадавше терпеливно и законно,/венцы исплетосте победы,/о мире молящеся. Слава, глас 6: Полк Боговенчанен ныне явльшихся мученик,/заколение непорочное, за Христа пожреное усердно,/святоизбранное воинство,/мучениколюбцы, приидите, всесвященную память духовно совершающе,/возопием к ним:/сокрушите свирепство агарян безбожных/и избавите люди благочестномудренныя молитвами вашими/всякаго обстояния. И ныне, Богородичен: Бога, из Тебе воплотившагося, разумехом, Богородице Дево,/Того моли о спасении душ наших. Тропарь, глас 4: Иже земных чести и славы отвергшеся,/доблии и честнии страдальцы,/веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/на смерть себе вдавше за Живот всех – Владыку./Темже и Христос преславно столпом облачным/с Небесе вас озари/и почестьми и венцы от Престола славы венча./Со Ангелы Тому предстояще,/молите спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже: От корене неплодна, преблаженнии,/возрастивше Православныя веры ветви,/первомучеником тезоименитии явистеся:/злаго бо и нечестиваго князя ярости не убоястеся,/повелевающа Христа отрещися./Сего ради мученическия венцы приемше/и со Ангелы Престолу Владычню предстояще,/о нас молитеся, преблаженнии,/православно чтущих святую память вашу. НА УТРЕНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010