Из батюшкиной кельи вышли многие его первые насельники. На Соловки отец Иоанн благословил свое духовное чадо Сергия, чтобы он потрудился и остался в нем до Архангеловой трубы. В монастыре тот стал иеродиаконом Иринархом.    Сразу после войны, когда отцу Иоанну благословили сопровождать возвращающиеся на родину из Москвы мощи Виленских мучеников, он познакомился с игуменьей женского монастыря. Изгнанные из своей разоренной обители, они приютились в Свято-Духовом мужском монастыре, да так в нем и остались помогать братии. Они пели на ранних литургиях, пекли просфоры, делали и другие работы по храму. Впечатление от подвижнической жизни стариц-монахинь глубоко вошло в сердце отца Иоанна, и он, еще не будучи сам монахом, носил в своей молитвенной памяти бедствующих. Женский монастырь властями был обречен на медленное вымирание, пополнять его молодыми силами решительно возбраняли, хотя желающих вступить на монашеский путь было немало. Знакомство это обоюдно поддерживалось во все время странствий отца Иоанна по приходам, а когда он поселился в монастыре, дружеские отношения переросли в духовнические. Отец Иоанн взял на себя заботу об этом монастыре. То и дело между Печорами и Вильнюсом путешествовал гонец то с пошитым для монахинь облачением, то с продуктами. Жертвующих средства отец Иоанн направлял прямо к игуменье. Да частенько матушка игуменья и сама приезжала, а то присылала благочинную монахиню Анатолию, посылала на исповедь сестер. Совместно они вымаливали у Господа милости не дать угаснуть монастырской лампаде так же, как угасали жизни старых насельниц. Господь внял молитвам: незаметно по одной стали появляться молоденькие послушницы. И не только о виленских монахинях были думы отца Иоанна, он сострадал женским монастырям, жившим в крайней нищете.    Мужских монастырей было мало, но в них подвизались старцы-духовники, и это привлекало паломников. Женские же монастыри страшно бедствовали — Вильнюс, Александровка, Жабка, Корец.    Периодически в келье отца Иоанна появлялась послушница, получала благословение на предлежащий маршрут и конверты доброхотов с деньгами и записками для поминовения. Приубожившись и не взяв с собой ничего, кроме старой хозяйственной сумки, она отправлялась в дорогу. Время было такое, что приходилось опасаться и своих, и чужих. Под покровом молитвы отца Иоанна все проходило благополучно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТАРОПУХАЛЬСКИЕ МУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Старопухальские мученики (+ 1946 ), 30 православных белорусов, умученных за православную веру в лесу возле села Старые Пухалы на северо-востоке Польши отрядом 3-й Виленской бригады Национального военного союза Память в последнюю субботу июля (Польск.) и в Соборе Холмских и Подляшских мучеников 30 православных белорусов, умученных 31 января 1946 года за православную веру в лесу возле села Старые Пухалы (Puchay Stare) на северо-востоке Польши . Боевики 3-й Виленской бригады Национального военного союза под командованием капитана Ромуальда Райса по кличке Бурый вели борьбу, как декларировалось, с оперативными группами НКВД, действовавшими на территории освобождённой от немецкой оккупации Польши , частями Войска Польского, милиционерами. В период с 29 января по 2 февраля отряд совершил массовые убийства православных жителей нескольких сёл Подляшья . 28 января 1946 года отряд Бурого вошёл в деревню Лазицы, где в течение нескольких дней задерживал крестьян православного вероисповедания и грабил их (реквизируя принадлежащие им повозки для своих нужд). Часть задержанных, доказавших, что они поляки (т. е. умевших креститься по-католически и читать молитвы по-польски), были отпущены. Остальных задержанных банда увезла с собой. 30 января 1946 года в лесу у деревни Старые Пухалы (Puchay Stare) 30 (по другим данным, 31) белорусских крестьян, захваченных в Лазицах, были расстреляны (другие источники говорят об убийстве обухами топоров с особой жестокостью). Имена убитых: Васил (Василий) Билевский, Александр Бондарук, Михал (Михаил) Бондарук, Лукаш (Лука) Хващевский, Александр Дмитрук, Гжегож (Григорий) Дмитрук, Алексий Голонко, Васил (Василий) Григорук, Гжегож (Григория) Григорук, Ян (Иоанн) Якимюк, Теодор (Феодор) Якимюк, Михал (Михаил) Якуч, Ян (Иоанн) Ющук, Александр Ющук; Петр Кендыш, Влодзимеж (Владимир) Кот, Михал (Михаил) Лашкевич, Гжегож (Григорий) Лавринович, Ян (Иоанн) Лавринович, Теодор (Феодор) Лукашук, Александр Максимюк, Никифор Назарук, Михал (Михаил) Ничипорук, Гжегож (Григорий) Петручук, Васил (Василий) Савчук, Теодор (Феодор) Семенюк, Миколай (Николай) Шадейко, Влодзимеж (Владимир) Шевчук, Никифор Тадеушук, Ян (Иоанн) Тарасюк.

http://drevo-info.ru/articles/13679316.h...

Через три года святитель Василий избрал для жительства новую Рязань как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда же перенёс и икону Муромскую. Празднество сей иконе 12 апреля, в день памяти св. Василия, установлено в 1810 году указом Св. Синода, по желанию жителей Мурома. Молитва пред иконой, именуемой «Муромская (Рязанская)» Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Услыши нас, молящихся Тебе, испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником – разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим – страх Божий, скорбящим – благодушие, радующимся воздержание. Нам же всем ниспосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, недугующия уврачуй, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления. Милостива нам буди зде и на Страшном Суде Сына Твоего. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верой. Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 14 апреля Виленская икона По сказанию местных преданий, икона эта написана евангелистом Лукой и привезена в Вильну, как знамение родительского благословения, Еленой, дочерью собирателя России, Uoahha III Васильевича, когда она вступила в супружество с Александром, князем Литовским, в 1495 году. По смерти Елены икона была поставлена в Пречистенском храме, где погребена княгиня. Впоследствии она была перенесена в Виленский Троицкий собор, где и теперь находится. В предместии Вильны, в мужском монастыре, находится другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. 16 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

К нач. XIX в. на западе и северо-западе Белоруссии, а также на Украине и в Литве проживало ок. 1,5 млн униатов - в основном крепостных крестьян, принадлежавших польск. помещикам. Непоследовательность политики рус. правительства, отсутствие правосл. миссии среди униатов, активная деятельность католич. духовенства, польск. помещиков и монахов василианского ордена, действовавшего при молчаливой поддержке большей части епископата, вышедшего из этого ордена, вели унию к полной латинизации и растворению в польском католицизме. Слиянию унии с римским обрядом и утрате остатков самобытности в литургической области противостояли униатские архиереи Киевский митр. Ираклий Лисовский , Полоцкий архиеп. Иоанн Ястржембец-Красовский и члены Брестского капитула. Семашко также пытался противодействовать польско-лат. прозелитизму. Так, во время суда над униат. архиеп. Иоанном Красовским по сфабрикованному василианами обвинению Семашко выступил в защиту этого иерарха, известного противника латинизации униат. богослужения и сторонника лояльности к рус. правительству. В 1826 г. в Римско-католической коллегии Семашко инициировал дело о возвращении более 20 тыс. униатов, незаконно переведенных ксендзами в лат. обряд в Вилейском и Дисненском уездах (к этому делу присоединили также случаи перехода в латинство униатов в др. уездах Минской и Виленской губерний, имевшие место при содействии Виленской и Минской римско-католической консисторий). Во время службы в коллегии Семашко неоднократно препятствовал принятию решений, ущемляющих интересы греко-католиков. Однако постепенно он разочаровался не только в рим. католицизме, но и в унии, неспособной противостоять денационализации белорусов и украинцев. Этому содействовали духовный опыт, приобретенный во время посещений правосл. богослужений, новые знания, почерпнутые из рус. духовной и художественной лит-ры, и яркие впечатления от посещения столицы империи, в частности Андреевского собора. В 1827 г. Семашко, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в греко-католической Церкви, решил присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в Александро-Невскую лавру . Обосновывая свое стремление, он начал писать «Сочинение о Православии Восточной Церкви», в к-ром заявлял о ложности римо-католицизма.

http://pravenc.ru/text/578547.html

С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой слышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя». И да спасает нас с вами для жизни будущего века святая вера, какую Дух Святый вложил в наше сердце и какая научила нас идти за Сладчайшим Господом Спасителем, Его любить и с Ним умирать. ЖМП 11 за 1950 г. Мученики (свв. Виленские мученики) Слово, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе г. Москвы 25 июня 1946 г. Мы собрались около мощей святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Мы окружаем их святые нетленные останки, мы благоговейно целуем эту святыню. Верующее православное сердце питает особую любовь к мученикам. Разве это не так? Святой мученик Иоанн Воин, великомученики Пантелеймон, Димитрий Солунский, Виленские мученики, с тех нор, как мы их близко узнали, великомученицы Варвара, Анастасия, Екатерина — ведь это наши любимые святые. Чем притягивают к себе сердца святые мученики? Прежде всего своим жертвенным подвигом, своими страданиями, своей мученической смертью. Всякий подвиг, тем более соединенный с жертвой, покоряет наше сердце. Разве умрут когда-нибудь в памяти народной подвиги наших героев, отдавших в последней войне свои молодые жизни за наше благополучие, за нашу мирную жизнь, за нашу Родину? Разве когда-нибудь мы их забудем? Их подвиг овеян бессмертной славой. А за кого умирали наши святые мученики, наша слава, наша гордость? Они умирали за Христа, они умирали ради священной цели нашей жизни земной — спасения бессмертной души. И подвиг их был совершенно добровольным. Им предлагался выбор: или поклониться языческому идолу и получить свободу и материальное благополучие, или принять пытки. И они избирали последнее. Православное верующее сердце окружает память святых мучеников особенной своей любовью и за то, что они в своем мученическом подвиге проявили всю красоту души, осуществили высшие священные добродетели христианской жизни, составляющие самую душу христианства, — веру, любовь, надежду. Они шли на свой подвиг полные пламенной, убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: «…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35 ). Эта вера настолько воодушевляла их, что они безмолвно, без стонов переносили самые тяжкие пытки и предсмертные страдания, умирая с улыбкой не покидавшей их духовной радости.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Униат. митрополиты жили в Новогрудке, изредка приезжали в Вильно. Сразу после Брестского Собора 1596 г. митр. Михаил (Рагоза) под угрозой митрополичьего суда подчинил себе виленский клирос, во главе к-рого стоял протопоп Иоанн Парфёнович, и клирос Новогрудка. По-видимому, митрополичий клирос был реорганизован по образцу реформы, проведенной Ипатием Потеем во Владимире в 1598 г., когда местный клирос претерпел латинизацию. В 1608 г. митр. Ипатий заменил должность митрополичьего наместника должностью официала, права которого были больше, чем у клироса (в частности, официал возглавлял духовный суд). Это вызвало протест виленских клирошан требовавших возвращения старой практики. В правление Рутского при официалах появились помощники-суррогаты. Митрополиту в работе с епархиальным духовенством также помогали теолог, экзаменатор, аудитор, делегат - эти должности предоставлялись исключительно василианам. После пожара 1611 г. и восстановления Пречистенского собора в Вильно местный клирос стал называться по лат. образцу капитулой. Виленский протопоп по-прежнему возглавлял городское духовенство, но его функции сводились теперь к опеке над соборным храмом. В 1631 г. Рутский подтвердил права и владения новогрудского капитула (имения Лисневичи, Литовка, Печураны, Лавришевичи). Известны члены новогрудского капитула в 1672 г.: протопоп Павел Красневич, священники сулятичский Александр, воскресенский Иван, сенненский Александр Волоскович, негневичский Христофор Клочковский. К кон. XVII в. наблюдается упадок влияния униат. кафедрального духовенства и соборных капитул, одновременно в церковном управлении усилилась роль василиан. Материальное положение униат. митрополичьей кафедры оставалось на том же уровне, что и в правосл. период. Оно сначала улучшилось за счет отобранных у Киево-Печерского мон-ря полесских владений, но в 1613 г. имения были возвращены обители (несмотря на это, униат. митрополиты присвоили себе титул «архимандрит киево-печерский»). Униатские митрополиты стремились к увеличению владений кафедры. Рутский, поселив в 1633 г. при Борисоглебском соборе в Новогрудке василиан, передал им принадлежавшие клирошанам «юридики» (районы в городе в собственности частных владельцев), сделав митрополичьими имения местного клироса. Материальное обеспечение униат. Церкви в Литве и Белоруссии ухудшалось в связи с действиями римо-католиков, католич. шляхта часто использовала борьбу униатов с православными для увеличения своих имений за счет православных.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Мученик Ардалион был актером, или лицедеем. Однажды он начал играть роль мученика для народной забавы, но кончил тем, что объявил себя христианином и сам сделался мучеником. Его сожгли на костре. Это было при царе Максимиане, в конце III века. Мученик Азат был слугой персидского царя Сапора 2-го. Он пострадал вместе со многими другими, около 341 г. 1000 мучеников пострадали в 841 г. вместе с св. Азатом после св. Симеона (память его 17 апреля). Все они убиты были во дни страданий и воскресения Христова. Виленская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана св. евангелистом Лукой. Привезена в Вильну, как родительское благословение, Еленой, дочерью Uoahha III , при вступлении ею в супружество с Александром, князем литовским, в 1495 г. По смерти Елены икона поставлена была в Пречистенском храме, где погребена княгиня. Впоследствии перенесли ее в виленский Троицкий собор, где и находится она. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится другая Виленская икона, которая явилась в 134 г. На ней Богоматерь изображена во весь рост, стоящей на месяце; над главой Ее ангелы держат венец. 15-е число Апостолы: Аристарх, Пуд и Трофим – из 70-ти апостолов. Аристарх был сотрудником апостола Павла и затем епископом в сирийском городе Анамее. Пуд был сенатором в Риме, отличался благочестивой жизнью, принимал у себя апостолов Петра и Павла и дом свой обратил в церковь . Трофим, из города Ефеса, был учеником апостола Павла и сопутствовал ему в путешествиях с евангельской проповедью. Все трое были замучены в Риме, при императоре Нероне, одновременно со св. Павлом. Мученик Савва был готф по происхождению. Во время гонения готфских христиан от Афарида, после разных жестоких мучений, был утоплен в реке Муссове, в Валахии, в 372 г. Когда шел на смерть, св. мученик благодарил Бога. Исполнители казни были тронуты этим и сказали между собой: «Отпустим Савву, Афарид не узнает об этом». Тогда св. мученик сказал: «Делайте что приказано. Я вижу свв. ангелов, готовых взять душу мою на небеса». Св. мощи Саввы перенесены были в Каппадокию при Василии Великом .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

98 Литовский великий князь просил разрешения папы на этот брак и папа Александр VI дозволил, предоставляя обращение русской княжны в латинство времени и обстоятельствам. 99 В 1495 г. Елена прибыла в Вильну, встреченная благословениями западно-русского народа. Но надежды русских скоро разрушились. Латинское духовенство тотчас же окружило ее своими сетями. Вождем интриги, по тайному приказанию Папы, был фанатический виленский бискуп Войтех Табор; но к нему пристал один из русских епископов, изменивший православию: то был смоленский епископ Иосиф Болгаринович, домогавшийся получить место митрополита, чего и достиг с помощью латинян. Супруге Александра не позволили устроить во дворце русской церкви; устранили от нее русского священника – духовника; под разными предлогами удалили русскую прислугу и окружили латинской. Иоанн послал к Александру послов, требуя исполнения обоюдного условия. Александр объяснял относительно церкви, что «в великом княжестве литовском по всем городам и местам церкви греческого закону везде близко подле государевых дворов; а что приставили к ее милости панов и паней и иных служебных людей римского закону, ино кого ся нам видело к нашей великой княгине приставити, которые ся к тому годили, тых есмо к ее милости приставили» (А. 3. Р. I, 134). Иосиф с бернардинами ездил по всей Литве, восстановляя флорентийскую унию, ослабевшую при преемниках Григория Болгарина; а бискуп виленский выпросил даже у папы Александра VI буллу (июля 1500), разрешающую ему, преемникам его и всему духовному чину, казнить смертью еретиков и язычников (А. 3. Р. I, пр. 115). Таким образом в отношении к православным обнаружилась нетерпимость, какой давно не было. В 1500 г. царь говорил послам Александра, что он (Александр) «к дочери нашей посылал владыку смоленского, отметника греческого закона, да бискупа виленского и чернцов бернардинов, чтобы она приступила к римскому закону; также и ко князем русским и к панам и к виленским местечкам и во всей Руси греческого закона посылал к ним того ж владыку смоленского, да бискупа виленского, и говорил им от него, чтобы приступили к римскому закону».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

889 Н. Тихомиров. Галицкая митрополия, стр. 142. Последним её епископом г. Тихомиров считает Иоанна, умершего после 1404 г. (там же стр. 139–140). У Д. Зубрицкого «Галицкая Русь в XVI стол.» (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1862 г. III кн., стр. 35) Иоанн был жив в 1414 г. 890 М. Макарий. Ист. Рус. Ц., IV, 204. С правом назначать галицких наместников латинскому архиепископу не дано права назначать самих русских священников. Православный митрополит Иосиф Салтан стал даже называться «и галицким» (Акт. Зап. Рос. II, 55 сентябрь 1509 г. Ср. 10, 51, 65, 141 и др). Преосв. Макарий не допускает, чтобы киевские митрополиты раньше 1509 года именовались «и галицкими» (Ист. Рус. Цер., IX, стр. 205–206). 891 Полоцкие владыки назывались епископами и архиепископами. У Евфимия возникли крупные недоразумения из-за титула и старшинства. Он жаловался королю на м. Иосифа, что тот не называет его, Евфимия, архиепископом, как называли прежде, и даже запрещает ему самому титуловать себя архиепископом. Евфимий жаловался и на владимирского владыку Вассиана, но за то, что он «хочет сидеть выше его, а прежние владыки владимирские никогда не сиживали выше полоцких». В 1511 г. король признал Евфимия правым, хотя полоцкие владыки не всегда именовались «архиепископами» (Акт. З. Р., II 67, 68. Ср. I, 62. Акт. Ист. I, 268, 270). Кажется, спор о титуле и месте возник после Виленского собора, в деянии которого Евфимий назван епископом и записан не первым. Первым записан владимирский епископ Вассиан. 892 Опис. Киево-Соф. Собора, прил. 10, стр. 40–48. Тут напечатано деяние Виленского собора и все 15 правил его. На соборе были архимандриты: киево-печерский Иона, Благовещенской патриаршей обители (Супрасльского монастыря) игумен Пафнутий (в деянии поставлен наряду с архимандритами), троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний; игумены: троицкий (не известно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Ольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий; протопопы: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

116 Иеродиакон Иринарх (Михеев Сергей Николаевич) родился в 1960 г. в Красногорске Архангельской обл. Жил и учился в детских домах и школе-интернате. В 1986 г. принял Святое Крещение. Некоторое время был иподиаконом епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона (Долганова). В 1990 г. в числе первых послушников поступил в возрожденный Соловецкий монастырь. В июле 1992 г. был пострижен в рясофор с именем Иринарх в честь прп. Иринарха, игумена Соловецкого, а 22 августа рукоположен во иеродиакона. В 1994 г. пострижен в мантию с оставлением прежнего имени. Скончался 7 сентября 1994 г., похоронен у стен обители на старом монастырском кладбище. 117 Мощи Виленских мучеников Антония, Евстафия и Иоанна с 1826 г. находились в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюсе. Во время Первой мировой войны мощи были перевезены в Москву, в Донской монастырь, а в 1920 г. кощунственно вскрыты, изъяты и помещены в музей Наркомздрава. После Великой Отечественной войны, 26 июля 1946 г., мощи Виленских мучеников были возвращены в Вильнюс. Сначала их поместили в Никольском храме, в котором они когда-то были погребены, а затем перенесли в Свято-Духов монастырь, где они почивают и доныне. В то время сестрами Вильнюсского монастыря управляла игуменья Нина, известная своими духовными дарованиями 118 Вильнюсский Свято-Духов мужской монастырь был основан в 1597 году. В 1960 г. обитель приняла под свой кров насельниц Вильнюсского женского монастыря равноап. Марии Магдалины, закрытого советской властью. В настоящее время женский монастырь возрожден, и его насельницы вернулись в родные стены. 119 Монах Иаков (Купатадзе Игорь Магуриевич) родился 3 ноября 1966 г. в г. Дзала-лабад в Грузии. В 1983 г. окончил среднюю школу. С 1985 по 1987 г. служил в рядах Советской армии. В 1986 г. поступил в Васильковское авиатехническое военное училище. В 1991 г. вступил в число братии Псково-Печерского монастыря. В 1996 г. пострижен в рясофор, а в 2001 г. – в мантию с именем Иаков. 120 Иеродиакон Никон (Горохов Сергей Вячеславович) родился 14 июля 1963 г. в г. Новгороде в семье военного. В 1980 г. окончил среднюю школу в г. Краснодаре и поступил в Краснодарский медицинский институт. В 1984 г. приехал на каникулы в Пско-во-Печерский монастырь и остался послушником. В декабре 1993 г. пострижен в монашество, а 8 января 1994 г. рукоположен во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010