Внешние потрясения задевают, конечно, несколько и нас, но поверхностно. Еще раз, дорогой Владыка, прошу Вас простить, если я что не так написал, и помолиться о нас. Любящий – архиепископ Иоанн. 21 декабря 1961 года. Дорогой, горячо любимый Владыка! Завтра 22 декабря я вновь отправляюсь из Москвы за границу, на этот раз в свою епархию. Целых 12 дней прожил я в Москве, и притом не было дня, когда бы я не стремился посмотреть, как Вы живете на своем новом месте. Но, к сожалению, все дни были заняты, а мое желание с течением времени только возрастает. Владыка, дорогой, напишите нам хоть немного, это для нас с сестрой будет лучшим рождественским подарком. Напоминаю адрес, как писать: ГДР, Берлин, Berlin – Karlshorst. Нам так нужны утешения с Родины в нашем мрачном сером городе. Видел недавно некоторых наших старых знакомых: отца Филиппа Кальченко. Он как будто совсем не изменился. А вчера меня навестило все семейство Семененко. В Москве – хорошая зима, и так отрадно дышать морозным воздухом. Дай Бог Вам доброго здоровья, дорогой Владыка. Очень прошу Ваших святых молитв. Любящий архиепископ Иоанн». Нью-Йорк – Переславль-Залесский В1962 году Владыку Иоанна назначили Патриаршим Экзархом Северной и Южной Америки, архиепископом, а с 1963 года – митрополитом Нью-Йоркским и Алеутским. «Вероятно, что путешествие за океан состоится во второй половине августа или в сентябре. Меня утешает то, что на новой должности надо будет не все время жить вдали, а также и в Москве (месяца по четыре). Теперь мне нужно устраивать где-нибудь свою сестрицу. Думаю, под Москвою. Есть в Ярославской области такой город – Переславль-Залесский. Он связан удобным автобусным сообщением с Загорском. Город очень красив, имеет много древностей, действующую церковь …» В этом древнем русском городе на берегу Плещеева озера, в самом сердце России, Владыка Иоанн купил часть деревянного дома. Дом был очень старым и не имел никаких удобств. К нему прилегал небольшой кусочек земли в несколько квадратных метров. Патриарх Алексий I, заехав в Переславль, не мог поверить своим глазам, что бревенчатый дом в пять окон, где высокопоставленному хозяину принадлежало только три, это и есть жилище митрополита Нью-Йоркского и Алеутского, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

О, даруй ему и нам Бог неоднократно еще праздновать этот незабвенный день!... Да призрит Господь на единодушное желание паствы еще поучаться его подвигами благочестия и благотворительности, на страже молитвы и поста, его святительской, служебной, проповеднической, ученой, письменной деятельностью! Сколько в творениях старейшего Первосвятителя в России, при глубине мысли, при движении чувства, сколько высокой, достойной бессмертного псалмопевца, поэзии! Какал в них стройность, ясность, сила, сжатость, благозвучность, величавость! Да, «язык Филаретов отвердел в своих гранитных очертаниях и останется навсегда языком Православной Церкви, родным и понятным Русскому люду и всей Славянской братии в целом мире». Николай Сушков 5-го Августа, 1867. Троице-Сергиевская Лавра. Список членов и депутатов духовного звания, прибывших к 5-МУ АВГУСТА 1867 года в Троицкую Сергиеву Лавру 8 I. По Высочайшему повелению Преосвященные 1 . Архиепископ Рязанский Иринарх. 2 . Архиепископ Тверской Филофей (из Викариев Московского Владыки). Присутствующий в Св. Синоде. 3 . Архиепископ Владимирский Антоний. 4 . Архиепископ Нижегородский Нектарий. Присутствующий в Св. Синоде. 5 . Епископ Калужский Григорий. 6 . Епископ Тульский Никандр. II. По своему желанию 7 . Архиепископ Ярославский Нил. 8 . Епископ Полоцкий Савва (из Викариев Московского Владыки). 9 . Епископ Дмитровский Леонид. 10 . Епископ Можайский Игнатий. 11 . Епископ Новомиргородский Софония, Викарий Херсонский 9 . III. Депутаты 1 . От Святейшего Правительствующего Синода 1 . Протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский. Присутствующий в Святейшем Синоде. 2 . Из С.-Петербурга 2 . Ректор Петербургской Духовной Академии, Протоиерей Иоанн Янышев. 3 . Ректор Петербургской Семинарии Архимандрит Павел. 4 . Наместник Александроневской Лавры Поликарп. 5 . Кафедральный Протоиерей Колоколов. 3 . Из Новгорода 6 . Эконом Архиерейского Дома Архимандрит Феоктист. 4 . Из Казани 7 . Ректор Казанской Духовной Академии Архимандрит Иннокентий. 8 . Кафедральный Протоиерей Вишневский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В начале 1930-х гг. семья Мальцевых была вынуждена уехать из Саратова в Загорск, где Мальцевы жили в одном доме со схиигуменией Марией. И. К. Мальцев участвовал в Великой Отечественной войне. Наиболее духовно близкими ему людьми были схиигумения Мария и жившие с нею монахини. У матушки Марии Мальцев познакомился с архимандритом Гурием (Егоровым), который стал духовником Мальцева. После открытия Троице-Сергиевой лавры (16 апреля 1946 г.) Мальцев служил пономарем в лаврском Успенском соборе. 25 августа 1946 г. архимандрит Гурий был хиротонисан в епископа Ташкентского и Среднеазиатского и вместе со своими духовными чадами (иеромонахом Иоанном (Вендландом; впоследствии митрополит Ярославский и Ростовский) и иподиаконами И. Мальцевым и А. Хархаровым (впоследствии Ярославский и Ростовский архиепископ Михей)) уехал в Ташкент. В 1949 г. Мальцев поступил в 3 класс Московской Духовной семинарии. После окончания ее 19 августа 1951 г. был рукоположен во диакона, а в день Рождества Христова 1952 г.- во иерея. В 1953 г. о. Игорь переехал в Саратов, куда был переведен архиепископ Гурий. В Саратове прослужил 14 лет в сане протоиерея. Невзирая на запреты и угрозы властей, совершал тайные венчания в нижнем храме Свято-Троицкого собора, крестил, причащал, соборовал, отпевал на дому саратовских христиан. В 1967 г. переехал с семьей в Ярославскую епархию. До мая 1968 г. служил в селе Введенском, затем являлся настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле (Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор Черный; Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 176-177). 7. Фамилия епископа Николая была известна не всем в Саратова. Ее знали в семье Руфимских, сохраняющей предания о епископе Николае и его духовных чадах. Одним из первых духовных почитателей блаженного архиерея был двоюродный прадед автора настоящей статьи Н. П. Руфимский, который в начале XX в. являлся главным управляющим на маслобойной фабрике А. И. Шумилина, участвовал в реконструкции скита, в котором жил блаженный старец, и знал его фамилию из строительной сметы.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

– Об этом я вспоминаю всегда, когда за всенощной слышу: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме». То есть: «Живущим в уединении, как находящимся вне суетного мира, непрестанно божественное стремление присуще». Владыка Иоанн напрямую связал свой путь к Богу со смертью отца Владыка Иоанн напрямую связал свой путь к Богу и Церкви со смертью отца. Она имела огромное значение в его духовном становлении. Тем более смерть такого отца, как Николай Антонович Вендланд. Дети не чаяли в нем души, а он одарил их всем, чем владел сам. Это событие определило дальнейший жизненный путь всех троих детей Николая Антоновича: старшей Эли, средней Жени и младшего Кости – монахини Евфросинии, инокини Евгении и митрополита Иоанна. Получается, чтобы приобрести, надо сильно пострадать и что-то важное потерять. Чтобы узнать Бога, надо отдать что-то дорогое. Благодать Святого Духа низошла в их чистые души, просветила их и сделала носителями духовного света. Похоронили папу на старом Ливадийском кладбище под дубом. «На дубе вьется плющ. Сквозь ветви сверкают блики солнца, поют птицы», – писал владыка. Н.А. Вендланд Человека формируют место, где он живет, природа, которая его окружает, культура, которой он питается, люди, с которыми он идет по жизни. «В детстве в нашем доме в Царском Селе висела карта Российской империи, – рассказывал владыка Иоанн. – Почти каждый день я подробно рассматривал ее. Теперь я могу сказать: мое Отечество – вся моя страна. Но есть одна земля, которая хотя и не является моим Отечеством, но есть для всех нас святая земля – это Крым. Там находится могила нашего папы, в Ялте. Там же, в Симферополе, покоится наш духовный отец – митрополит Гурий (Егоров). Там и любезный нашему сердцу архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)». Встреча с Богом произошла в Крыму. В Крым владыка ездил до конца своей жизни. Каждый год. Вернувшись из-за границы, митрополит Иоанн возглавил Ярославскую епархию и во время отпуска всегда посещал этот прекрасный полуостров.

http://pravoslavie.ru/157758.html

А. В. Михайлов " Часовни Рыбинского края " . - Рыбинск, 2010 В XIX веке мещане Пётр Степанович и Афонасия Петровна Озеровы в своём имении, которое располагалось на углу Ивановской улицы и Черёмховской набережной (сейчас - угол ул. Радищева и ул. Советской), построили часовню по проекту архитектора Яровицкого. После смерти мужа Афонасия Петровна передала всё своё имение вместе с часовней в дар ярославскому Толгскому монастырю. (Сам Толгский монастырь расположен на Волге под Ярославлем). Толга дар приняла и устроила здесь пристанище (подворье), где останавливались монахи во время пребывания в Рыбинске чудотворной Толгской иконы Божией Матери. Деревянные постройки постепенно обветшали, и в 1893 году началось строительство каменного здания. Закладной камень будущего храма освятил праведный Иоанн Кронштадтский. На втором этаже, в восточном крыле, помещалась пятиглавая церковь, а над западной частью возвышалась колокольня с десятью колоколами. Внизу, под церковью, находились подсобные помещения: кухня, трапезная и братские кельи. Под алтарем на этом же этаже была часовня. У западного фасада появилась двухэтажная пристройка. Подворье древней обители было самым богатым монастырским подворьем из всех находящихся в городе. В 1921 году храм был закрыт. В советский период здание использовали для нужд армии, оно служило в качестве склада, клуба учителей и медицинских работников. Лишившись глав и крестов, оно было разбито на несколько этажей и потеряло свое архитектурное величие. Здесь располагался Дом учителя, в помещениях бывшего подворья обосновались городские профсоюзы. Судьбу подворья коренным образом изменили рыбинские старообрядцы, чью церковь в своё время отдали под музыкальную школу. Прихожане вынуждены были ездить в ярославский храм в Коровниках или совершать службу в рыбинском доме-музее академика Алексея Ухтомского, чья семья имела старообрядческие корни. В 2005 году архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и Всея Руси Корнилий договорились о передаче старообрядцам Толгского подворья, а 21 августа 2007 года здесь прошло первое богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=14362

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп.архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Голая степь – место ссылки – встретила поселенцев дождем. Для жилья они вырыли себе землянки. В своей келлии-землянке старец каждый день служил литургию. Позже в местечке Федоровка соорудили церковь , тоже в землянке, установив сверху крест. Время ссылки, по воспоминаниям отца Тавриона, было для него самым тяжелым. В 1956 году обвинение с отца Тавриона было снято и его восстановили в правах. 25 мая того же года архиепископ Иоанн (Лавриненко, 1899–1985) принял отца архимандрита в штат Пермского кафедрального собора. В это время старшая братия Глинской пустыни обратилась к патриарху с просьбой перевести отца Тавриона в обитель, в помощь больному настоятелю архимандриту Серафиму (Амелину), который тогда был уже в преклонных годах. Патриарх благословил переход отца Тавриона в обитель, но с его появлением возникли разногласия среди насельников: одни поддерживали стремление отца Тавриона вернуться к прежнему строгому уставу Глинской пустыни, другие тяготились не трудами, а невозможностью отдохнуть ночью, если полунощницу перенести на 12 часов. Молодых монахов было мало, и на пожилых лежал основной труд. Из-за этих разногласий в обители не стало мира. Это побудило совет старцев просить патриарха перевести отца Тавриона. Настоятелю удалось снова всех умиротворить. Некоторое время отец Таврион жил в Почаевской лавре, а затем стал секретарем Уфимского епархиального управления. В это трудное время он старался упрочить положение церквей, противодействовал их закрытию, подбадривал верующих. Такая деятельность была неугодна местной власти, и отца Тавриона сняли с должности. С 1961 года отец Таврион служил в храме села Некрасове Ярославской епархии. В 1962 году Патриарх Алексий хотел рукоположить архимандрита Тавриона во епископа Курского. Совет по делам религий, учитывая «высокую активность отца Тавриона на религиозном фронте», высказался против хиротонии, и рукоположение стало невозможным. С 1964 года архимандрит Таврион служил в селе Некоуз Ярославской епархии. В 1969 году архимандрит Таврион стал духовником клириков Рижской епархии и братии рижского Троице-Сергиевого монастыря, а также священником монастырской Спасо-Преображенской пустыни. Отец Таврион приехал к рижскому владыке Леониду (Полякову, 1913–1990) (по его приглашению) с общиной своих духовных чад: монахинь и пожилых женщин. Он прожил в пустыни до конца своих дней. Ко времени его поселения в пустыни ее постройки были уже ветхими. Стараниями старца и сестер пустынь начала восстанавливаться. В то время Церкви трудно было что-либо строить, но отец Таврион старался использовать любую возможность. Однажды, пригласив в пустынь официальных лиц, отец Таврион добился разрешения на постройку бани. Позднее к ней добавили второй этаж, где разместили гостиницу для паломников. Под предлогом, что нужен сарай, выстроили трапезную и кухню. Словом, большинство помещений в пустыни появилось при отце Таврионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кассиан (Ярославский Сергей Николаевич, 23.08.1899–20.03.1990), архиепископ Костромской и Галичский. Родился в селе Золоторучье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Угличское духовное училище, учился в духовной семинарии. В 1919 году был призван в Красную Армию, но по состоянию здоровья демобилизован. Работал статистиком в статистическом бюро города Углича. В ответ на прошение получил должность псаломщика в церкви села Золоторучье, был посвящен в стихарь, с поручением произносить проповеди в храмах Углича. Сопровождал архиепископа Серафима (Самойловича) в качестве проповедника. В 1923 году рукоположен во иерея. Несколько раз арестовывался и отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях. Много лет был настоятелем МихаилоАрхангельской церкви на Бору Угличского района. В 1948 году пострижен в мантию с именем Кассиан. С 1964 по 1988 год архиепископ Костромской и Галичский. Скончался в Угличе, погребен у алтаря храма Царевича Димитрия на Поле. Возглавляя соседние кафедры, митрополит Иоанн и архиепископ Кассиан общались и относились друг к другу с братской любовь. Квочкина Эля Васильевна, журналист, редактор. Много лет работала в издательстве АПН. Автор первой публикации в советской прессе о митрополите Иоанне (Вендланде) , напечатанной в журнале Soviet Life (1987, Киприан (Зернов Михаил Викентьевич, 07.02.1911–05.04.1987), архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. После ухода на покой служил в своем любимом храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого был назначен. Скончался в своей комнате под колокольней Скорбященского храма. Клемышев Олег Федорович (род. 29.06.1950), благочинный храмов Сретенского округа Москвы, настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Закончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Рукоположен во священника митрополитом Иоанном (Вендландом) . Служил в Ярославской и Ростовской епархии в селе Троицкое Угличского района.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

26 декабря того же года было совершено наречение архимандрита Иоанна во епископа Подольского с сохранением прежнего послушания. В его слове, сказанном при наречении во епископа, поражает живое ощущение соборности Церкви: «Я большую часть жизни, – говорил архимандрит Иоанн, – провел на работе гражданской. Но меня всегда влекло к Церкви. В храме среди молящегося народа, вдохновляемый молитвой священников и укрепляемый благодатию совершающихся священнодействий, я приобретал жизнь, и свет, и утешение для своей души. Неоднократно путем личного опыта, как горького, так и отрадного, убеждался в том, что без Церкви я мертв, а с Церковью жив, без Церкви я слаб, а с Церковью согрет и собран. И я понял, что верующими людьми, вместе со всеми пастырями и архипастырями спасаюсь. И вот настал день, когда я должен был начать не только все получать от Святой Церкви, но и давать, то есть всем своим временем и силами служить Церкви». 28 декабря 1958 года, в Неделю святых праотец, в Богоявленском патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископы Можайский Макарий и Днепропетровский и Запорожский Гурий, епископы Лужский Алексий, Дмитровский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) совершил хиротонию архимандрита Иоанна во епископа Подольского. Многолетней службе за границе способствовали высокая культура, глубокие знания и свободное владение немецким, английским и французским языками. Как уже было сказано, в Дамаске Владыка Иоанн был представителем Московской Патриархии, и у него было двенадцать приходов – шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он – митрополит Нью-Йорский и Алеутский, Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. А в Ярославль он приехал сразу после США. Владыка Иоанн возглавил Ярославскую епархию – одну из древнейших и славных епархий нашей Церкви. На Ярославской земле родился великий игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский. Ярославский край дал Церкви множество святых угодников Божиих. Здесь служили Всероссийские Святейшие Патриархи Иов и Тихон, причисленный к лику святых. В первые несколько лет своего служения в Ярославле Владыка Иоанн посетил все приходы Ярославской и Ростовской епархии. Особенно заботился он о том, чтобы в дальнейшие приходы не оставались без священников, что в то время было совсем не легко. За время своего архипастырского служения он рукоположил 82 священника.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Одним благочестивым купцом, видевшим над собою и над домом своим милость Божию и многие исцеления, над гробом блаженного поставлена была церковь. В настоящее время мощи блаженного Иоанна почивают под спудом за левым клиросом в каменной церкви Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Предтечи и священномученика Власия, построенной в 18 столетии. При гробнице издавна находится большой кипарисный крест блаженного и пергаменная псалтирь, писанная красивым готическим письмом. В одной из записей в рукописи значится, что святитель Димитрий Ростовский, обозревая по вступлении на Ростовскую митрополию в 1702 году Ростовские храмы, остановил свое внимание на сей псалтири, заметил ее ветхость, повелел вновь переплести и хранить по прежнему на гробе блаженного. Другая запись на латинском языке гласит: «с величайшим почтением держал я эту книгу в своей руке и целовал. Нил, архиепископ Ярославский. Мая 14 дня, 1856 года» [ 3 ]. Память 13 ноября Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского Святой Иоанн Златоустый, светильник миру, учитель вселенной, столп и утверждение церкви, проповедник покаяния, происходил из Антиохии Сирийской и родился около 347 г. Родители его, Секунд и Анфуса принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Секунд был воинским начальником и занимал почетную должность; но он не мог иметь влияния на воспитание сына, так как умер в то время, когда Иоанн был еще малолетним ребенком. Поэтому все заботы о воспитании Иоанна легли на матерь его, благочестивую Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не пожелала выйти замуж вторично, но всецело посвятила себя воспитанию сына. От нее-то малолетний Иоанн и получил первые уроки в христианских истинах и благочестии. Утвердив сына в христианской вере, Анфуса отдала его софисту Ливанию и философу Андрагафию для изучения красноречия и философии [ 1 ]. Потом, когда Иоанну исполнилось восемнадцать лет, он, еще не просвещенный святым крещением, которое, по обычаям того времени, принималось в зрелом возрасте, был отправлен в Афины [ 2 ], для усовершенствования в красноречии и философии. Обучаясь здесь, Иоанн вскоре превзошел премудростью своих сверстников и многих философов, так как он изучил все греческие книги и науки, и сделался мудрым философом и красноречивым оратором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010