Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Македонии издана книга о влиянии русской эмиграции на духовную жизнь македонцев в ХХ в. 12.05.2010 В Охриде в рамках международной конференции по межрелигиозному и межцивилизационному диалогу состоялась презентация книги игумена Николая (Трайковского) «Святая Россия - записи из Македонии » (Никола Tpajkobcku, игумен. Света Pycuja - записи од Makeдohuja. Ckonje, 2009). Книга посвящена влиянию русской эмиграции на духовную жизнь македонцев в ХХ в., сообщает сайт «Премин-портал». Издание представляли архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и профессор Виолета Ачкоска. В книге впервые констатируется исключительная роль русского эмигрантского духовенства на обновление церковной жизни в Македонии в период между 20-ми и 80-ми годами ХХ в. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл как представитель Русской Православной Церкви выразил благодарность македонскому народу за теплый прием, оказанный изгнанным после революции 1917 г. сотням русских священнослужителей. Он подчеркнул, что представленное исследование станет достойным свидетельством о славной странице в истории братского сотрудничества наших православных народов. В своем выступлении В.Ачкоска отметила, что «на страницах труда игумена Николы мы еще раз вновь переживаем жизненные искушения и дела русского духовенства, которое оставило неизгладимый след на македонской почве и во всей истории Македонской Православной Церкви. Особое место занимают ученые богословы, которые преподавали в Битольской семинарии св. Иоанна Богослова: архимандрит Киприан (Керн), протоиереи Иоанн Сокаль и Алексей Моргуль, иеромонахи Иоанн (Максимович), Николай (Карпов), Иннокентий (Анисимов), а также русские миряне Сергей Наумов, Владимир Тимофеев, Николай Шуба, Виктор Квачадзе... В этой семинарии получило образование подавляющее большинство македонских епископов и священников, носителей церковной жизни в Македонии после Второй мировой войны. С тихой молитвой, сплоченными в христианской любви и бдении запомнились русские монахи и монахини, которые в некоторые периоды являлись единственными хранителями наших монастырей, заботливо оберегающими македонское культурное наследие. Сохраняя традиции, они оставили яркий след в богатой истории многочисленных македонских монастырей. Вместе с македонскими верующими и священнослужителями они пережили тяжкие времена коммунистического атеизма, чисток, репрессий и временного упадка монастырской жизни». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.05.2010 19:32:52

http://drevo-info.ru/news/8374.html

В 1501 году Ярославский кремль был опустошен пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными мощами. По надписям на каменных плитах узнали, что это святые мощи князей Василия и Константина. После совершения соборной панихиды оба гроба со святыми мощами были опущены в землю. Внезапно поднявшаяся буря с громом и ливнем, продолжавшаяся две недели, устрашила ярославцев. Он приняли это за знамение небесного гнева, потому что не воздали должной почести благоверным князьям своим, которые как бы возвратились к ним своим нетлением через два с половиной столетия. По просьбе народной архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон с духовенством торжественно перенесли святые мощи из кремля в храм во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Великий князь московский Иоанн III (1440–1585) тогда же повелел строить каменный собор. Когда храм был сооружен, Иоанн III, посещая Ярославль, не раз приходил поклониться святым мощам благоверных князей Василия и Константина, от которых происходили многие чудесные исцеления. Придел в этом соборе с давних пор освящен во имя святых благоверных князей Василия и Константина. Память их совершается 3/16 июля. Василий, епископ Рязанский – преставление Святитель Василий жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершил в Муроме. Там он принял монашество, и когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве муромской и рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив». Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благовернаго князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благовернаго князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерейархиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. О сем ныне и возвещает Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе чадам Православной Российской Церкви, да вместе с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых Своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию святителю Софронию, да молитвами и заступлением его утвердит и укрепит в земле Русской любовь к родному Православию, да сохранит среди великих испытаний непоколебимою Церковь Православную, да умирит мир и родную землю и да спасёт всех нас. Подписали: Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский и Ростовский. Антоний [Храповицкий], митрополит Харьковский и Ахтырский. Арсений [Стадницкий], митрополит Новгородский и Старорусский. Сергий [Страгородский], митрополит Владимирский и Шуйский. Платон [Рождественский], митрополит Херсонский и Одесский. Кирилл [Смирнов], митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. Иоанн [Смирнов Ф. И.], архиепископ Рязанский и Зарайский. Серафим [Чичагов], архиепископ Тверской и Кашинский. Евдоким [Мещёрский], архиепископ Алеутский и Североамериканский. Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский. Вениамин [Муратовский], архиепископ Симбирский и Сызранский. Анастасий [Грибановский], архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Константин [Булычев], архиепископ Могилевский и Мстиславский. Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский. Нафанаил [Троицкий], епископ Архангельский. Иоасаф [Каллистов], архиепископ Коломенский. Андроник [Никольский], епископ Пермский и Кунгурский. Никандр [Феноменов], епископ Вятский и Слободский. Феодосий [Феодосиев], епископ Смоленский. Пахомий [Кедров], епископ Черниговский. Агапит [Вишневский], епископ Екатеринославский. Митрофан [Краснопольский], епископ Астраханский. Иувеналий [Масловский], епископ Тульский и Белевский. Александр [Трапицын], епископ Вологодский и Тотемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В начале 1958 г. архимандрит Иоанн (Вендланд) был назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). С этого времени начинается период его служения на церковно-дипломатическом поприще. 28 декабря 1958 г. архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии с сохранением в прежней должности. 30 июня 1960 г. владыка был назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе, а 22 августа того же года возведен в сан архиепископа. С 1962 по 1967 гг. владыка Иоанн жил в Америке, будучи архиепископом Алеутским и Североамериканским (с местопребыванием в Нью-Йорке). С 22 февраля 1963 г. он стал экзархом Северной и Южной Америки. 3 августа 1963 г. владыка был возведен в сан митрополита. В 1967 г. владыка Иоанн был назначен митрополитом Ярославским и Ростовским. На этой кафедре он служил до 1984 г., после чего ушел на покой по собственному желанию. После этого владыка продолжал жить в Ярославле, где и скончался 25 марта 1989 г. Похоронен митрополит Иоанн в ограде Феодоровского собора в Ярославле. Все годы своего иерархического служения митрополит Иоанн занимался научными исследованиями в области богословия и церковной истории. Его перу принадлежат исследования «Библия и эволюция» , «Время и его проблема в Библии : (Размышления православного архиерея)» , а также исторические очерки о крымских святых , о благоверном князе Федоре Черном и о митрополите Гурии (Егорове) . Митрополит Иоанн также занимался переводами богословской и исторической литературы с европейских языков. Так, он перевел с английского языка книгу П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а с немецкого языка – книги известного церковного историка И. К. Смолича «Жизнь и учение старцев» и «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В течение жизни он также регулярно публиковал свои статьи и проповеди в «Журнале Московской Патриархии» и журнале «Голос Православия» (орган Берлинской епархии Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Архиереи о Соборе О том, как проходила работа Собора, рассказывают архиепископ Нижегородский Георгий, архиепископ Белгородский Иоанн, архиепископ Ярославский Кирилл, епископ Смоленский Феофилакт и епископ Бурятский Савватий. 7 февраля, 2011 О том, как проходила работа Собора, рассказывают архиепископ Нижегородский Георгий, архиепископ Белгородский Иоанн, архиепископ Ярославский Кирилл, епископ Смоленский Феофилакт и епископ Бурятский Савватий. В Москве завершил работу архиерейский Собор Русской православной Церкви. На Соборе были приняты документы, обсуждавшиеся в течении года в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви . О том, как проходила работа Собора и какие из документов наиболее важны для жизни Церкви, главному редактору портала «Правмир» Анне Даниловой рассказали архиереи, принявшие участие в работе Собора. Во всей работе Архиерейского Собора, в каждом слове, каждом документе звучит понятие соборности. Обсуждаются и решаются настолько непростые, многосложные, многогранные вопросы, что одному человеку невозможно это осмыслить. Постоянно идет дошлифовка вопросов, обсуждение, появляются новые темы – это говорит о том, что Церковь проходит через глубинные процессы созидания внутрицерковной жизни, и они требуют особого соборного осмысления. Все документы прошли предыдущее обсуждение и формулирование в рамках комиссий межсоборного присутствия. Комиссии состояли из священнослужителей, мирян и епископата, было обсуждение на Пленуме, и сейчас уже окончательная редакция утверждается на Архиерейском соборе. Святейший Патриарх Кирилл заложил глубинные механизмы формирования церковной жизни. Документы емкие, зрелые, и я надеюсь, что это принесет добрую пользу. Мне очень близок документ о социальном служении Церкви – всеобъемлющий, многогранный, он требует огромной работы. Но если мы с ним справимся, то выполним главное – заповедь служить Богу и ближнему своему. Ведь об этом все Евангелие. Это вопрос непростой, задача трудная, но «дорогу осилит идущий», будем стараться.

http://pravmir.ru/arxierei-o-sobore/

Досрочно освободившись из лагеря в июле 1933 г. как «подлинный ударник Беломорстроя», архимандрит Гурий на короткий срок вернулся в Ленинград, но проживать там и служить не имел права. Он переехал в город Бийск на Алтае, где к нему присоединился молодой геолог — Константин Николаевич Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн), ставший его духовным сыном. У архимандрита Гурия было тайное решение: по возможности перебраться в Казанско-Богородицкий мужской монастырь в китайском городе Харбине, а оттуда в Японию к митрополиту Сергию (Тихомирову). Но в итоге они оказались в Ташкенте. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 г., архимандрит Гурий руководил небольшой общиной из своих духовных чад. Он получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. В сентябре 1934 г. архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество К. Н. Вендланда с наречением имени Иоанн, а в сентябре 1936 г. епископ Иннокентий (Тихонов), служивший викарием в Старой Руссе, рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха. В 1937 г. архимандрит Гурий заболел крупозным воспалением лёгких, и это способствовало его знакомству с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), осуществлявшим врачебную практику в Ташкенте. В 1938 г. архимандрит Гурий с частью общины, опасаясь ареста, переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был куплен частный дом. В земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. В 1939 г. из Ленинграда в Фергану переехал Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), который также стал духовным сыном архимандрита Гурия. Тайная община архимандрита Гурия в пос. Беш-Бала под Ферганой. 1940 г. После крушения обновленческой организации Патриарх Сергий в феврале 1944 г. направил архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в Ташкент для принятия покаяния от обновленцев и устройства церковной жизни в Среднеазиатской епархии. Благодаря его приезду архимандрит Гурий после длительного «подполья» получил возможность выйти на открытое служение: в июне 1944 г. он был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда, но в октябре того же года указом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Кирилла (Поспелова) переведён в Фергану. Причиной перевода послужили внутриобщинные конфликты в самаркандском соборе и обострившаяся болезнь. В апреле 1945 г. архимандрит Гурий получил назначение в Ташкент на должность секретаря Епархиального совета с введением в причт Александро-Невского храма. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

В Белгородской области пройдут Образовательные чтения Центрального федерального округа 5 сентября 2007 г. 16:50 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко в Белгородской области с 17 по 19 сентября состоятся Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». В чтениях примут участие более 350 делегатов и 40 почетных гостей из 18 субъектов Центрального федерального округа. 16 сентября в 15 часов в Николо-Иоасафовском соборе будет совершена малая вечерня с акафистом святителю Иоасафу, после которой мощи святителя будут крестным ходом перенесены в Преображенский кафедральный собор, где будет совершено всенощное бдение. 17 сентября, в очередную годовщину прославления (1911 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) святителя Иоасафа, епископа Белгородского, в Преображенском кафедральном соборе Белгорода будут совершены три Божественные литургии (в 3 часа утра, в 6 часов и в 9 часов). В 9 часов утра Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Курский и Рыльский Герман , архиепископ Сумской и Ахтырский Марк , архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл , архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп , архиепископ Изюмский Онуфрий , архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн , епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий и епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении духовенства совершат Божественную литургию и молебен у мощей святителя Иоасафа. В 14 часов в актовом зале Центра молодежного творчества Белгородского государственного университета состоится торжественное открытие и пленарное заседание чтений. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласит управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. С приветствиями к участникам чтений также обратятся Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, ректор Белгородского государственного университета Л.Я. Дятченко и другие официальные лица. Будут прочитаны тематические доклады. После перерыва, в 16 часов начнется второе пленарное заседание и в 16.30 состоится торжественная церемония вручения премий Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя».

http://patriarchia.ru/db/text/290936.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010