Святой Хлеб, Агнец Божий, разделяется на много маленьких частиц. Однако он не разделяется на много маленьких хлебов, не делится Тело Господне, чтобы мы думали, что один ест одну часть Тела, другой – другую, третий – третью. Нет! Мы делим его на маленькие кусочки, чтобы причастились все христиане от одной частицы. Все принимают, сколь мала бы она ни была, одну частицу, Один и тот же святой Хлеб, Агнца Божия, Тело Господне. Все, а не только часть его. Поэтому мы и говорим «раздробляется» и «разделяется» – режется на маленькие части. 183. Одна христианка находилась в неведении относительного того, чего причащается каждый, мала или велика Жемчужина, целен Христос или нет. Однажды в воскресенье, когда она собиралась причаститься, то увидела своими духовными очами, как Божественная Жемчужина на святой лжице вдруг стала целым Христом между священником и причащающимся. И сам Христос соединился с человеком 699 . Итак «раздробляется и разделяется Агнец Господень», и после мы говорим: «раздробляемый и неразделяемый». Агнец Божий раздробляется на маленькие кусочки, но не разделяется. В частице, которой причащается каждый верующий, как бы мала она ни была, передается весь святой Хлеб, все тело Господне, Единый и неразделяемый Агнец Божий, который был принесен в жертву на святом Кресте за спасение всего мира. 184. Святой Варвар был разбойником, прежде чем узнал Христа. После одного неудачного нападения на акарнян, он чудом спасся и жил как дикий зверь в горах, нагоняя страх на всю округу. Однажды Варвар издалека увидел, как священник деревни Трифос, отец Иоанн Никополит, входит в храм Святого Георгия, чтобы совершить Божественную литургию. Задумав ограбить и убить благочестивого священника, он поспешил к храму, но Божественная литургия уже началась. Войдя в храм с недобрыми помыслами, Варвар стал свидетелем великого чуда. Он увидел, как священник, омытый Божественным Светом, находится перед святым престолом, но ноги его не касаются пола! Двое сияющих юношей поддерживают священника с двух сторон, паря над землей!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он считает святыми не только тех, кто достигли совершенства добродетели, но и тех, кто тяготеет к совершенству, но еще не достигли его. И те, кто борются, святы. Потому что им ничто не мешает стать святыми через участие в Святых Таинствах» 685 . (Это очень утешительно для всех нас). Так «святыми» называет святой Иоанн Златоуст всех тех христиан, кто настойчивы и пытаются подготовиться насколько возможно лучше к Божественному Причастию. В этом Возношении пречистого Тела Господня, которое находится в руках священника, заключены два важных символа: Первый: Божественная Евхаристия – это не только воспроизведение Крестной Жертвы, но и продолжение ее. Жертва продолжается до Его Второго страшного Пришествия. Что происходило тогда на Голгофе? Тело Господа растянули на земле и прибили к Кресту. Затем Крест с Его пресвятым Телом тащили на веревках и установили, вбив его в яму, чтобы он стоял неподвижно. Это Воздвижение Креста символизирует Возношение Агнца на Божественной литургии, когда священник поднимает легко и благоговейно над святым дискосом святой Хлеб, Агнца Божия, «берущего на себя грехи мира». Кроме того, об этом Возношении на Кресте Господь сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» 686 . Второй: Перед нами Господь с Телом и Кровью не на Кресте, но во Гробе… С Возношением священника «Вонмем. Святая святым» душа Христа восстает из Ада, освобождая множество Праведников – мужей и жен – которые соединяются с богочеловеческим Телом, которое не знает тлена, и так осуществляется Воскресение Господа из мертвых. Таким образом, Возношение символизирует исход души из ада и ее соединение с Телом, которое было во Гробе, и воплотившееся Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа 687 . Служащий иерей восклицает громким голосом: «Святая святым», что означает, что «Если кто не свят, не приступай». И так как единственно святой, Праведный, Безгрешный из всех людей только Господь, поэтому наша Церковь через певчих отвечает: «ЕДИН СВЯТ, ЕДИН ГОСПОДЬ, ИИСУС ХРИСТОС,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Итак, когда ты называешь Отцом, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Бога, то помни, что ты удостоился так называть Его потому, что Дух движет душу твою 604 . То же самое происходит, и когда мы называем Имя Иисуса Христа: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 605 . Именем Святого Духа ты скажешь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», потому что Он тебя просветил, Он тобой подвиг, и ты ответил и сказал: «да, помилуй мя, Боже мой!», и это «помилуй мя, Боже мой» от Святого Духа! С «Отче наш» я верю, что не одинок, но есть и другие чада, которые братья мои. Я верю, что мы все составляем одну общую семью, Отец которой Бог, Отец всех нас. То, что Господь позволяет нам называть его «Отцом», показывает великую любовь, которую он к нам питает и благодаря которой он простил нам грехи и усыновил нас. В то же время это накладывает на нас определенные обязательства перед Ним. Святой Григорий Нисский говорит: «Произносящему «Отче наш» какая потребна душа? Сколько нужно дерзновения? Какую надобно иметь совесть, чтобы, сколько возможно, познав Бога и уразумев, что естество Божие, представляемое в себе самом, есть благость, святыня, радование, сила, слава, чистота, вечность… и все, что подобного сему представляется мыслью о Божием естестве!» 606 Ведь свет должен быть рядом со СВЕТОМ, справедливое – со справедливым, прекрасное – с прекрасным, вечное – с вечным, и доброе чадо – с Всеблагим Небесным Отцом. Наоборот, имеющие страстную душу называются Священным Писанием чадами гнева, а отступивший от церковной жизни именуется сыном погибели. А тот, кто сам есть лжец, несправедлив и лукав, тот в душе своей творит отца лжи, дьявола. Следовательно, молитва лукавого человека – это призыв дьявола, а молитва праведника, живущего в доброте, становится призывом к доброму Отцу. «Посему, когда Господь учит нас в молитве называть Бога Отцом, – продолжает святой Григорий Нисский , – не что иное делает, как узаконивает возвышенный образ жизни» 607 . 167.  Одна христианка целыми днями читала очень медленно и четко «Отче наш…», совершая при этом тысячи других дел. Часто она делала это и по ночам, летом – на улице, а зимой – в доме. Как-то она простояла с поднятыми руками всю ночь и только утром с удивлением обнаружила, что не заметила, как прошло время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Приношение и Жертва Иисуса Христа, – как объясняет святой Иоанн Златоуст , – «неистощимы», то есть никогда не расходуются и не истощаются. Пречистое Тело Иисуса Христа, то, что он получил от Девы Марии, нетленно и нескончаемо. ХЛЕБ-АГНЕЦ разделяется на части и вкушается, но Иисус Христос остается целым» 705 . Отцы Церкви, чтобы представить это наглядно, используют пример с зеркалом и эхо: даже если зеркало разбилось на тысячи кусочков, ты в каждом из них видишь свое отражение, и эхо сохраняется целым и неделимым, даже если его слышат тысячи ушей. «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Никто из нас не освящается сам по себе ни от соблюдения заповедей, ни от пестования добродетелей и ни от добрых дел, но мы принимаем Освящение от Богочеловека Господа, который один только Свят. Отцы Церкви говорят нам: если мы поставим под солнцем тысячи зеркал, все они засверкают и отразят лучи, так что мы подумаем, что у нас тысячи солнц. На самом деле солнце только одно. Так и единственный святой, наш Господь Бог, как еще одно Солнце, освещающее верующих, отражается во многих душах и многих делает святыми. Однако на самом деле Он Один единственно Свят. Раздробляется Агнец Божий, но не разделяется. Каждая частица – это целый Христос. Сколько бы нас не приходило причащаться к Святой Чаше, все мы принимаем целого Христа, Который нас всех наполняет и делает нас по Благодати богами, не оставляя ни одной части нашего тела лишенной Его Божественного Присутствия. Поэтому человек лишается телесной оболочки, согревается Божественным теплом, наполняется Божественным пламенем и готов сгореть во славу святого Бога. Целый Христос находится в нас. Целый и в каждом в отдельности, кто причастился. Целый во всех христианах, кто причастился. Целый во всех православных жертвенниках земли. Целый на Небесах. Целый в каждом творении видимом и невидимом. Таинство! Это наша Православная Вера! Когда священник говорит «Святая святым», он одновременно совершает три движения: Первым он крестообразно поднимает Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не помня себя от радости, весь день я провел в работе и всю ночь не спал, молился и каялся. Утром, около 5 часов, я пришел на Божественную литургию, чтобы причаститься. Когда священник поднес святую лжицу к моим устам, я увидел вместо святого Причастия большой кусок Плоти и Кровь! И ее я жевал и пил… О, что за наслаждение! Это была такая великая непонятная радость, что я не мог ее вынести. Из глаз моих текли сладкие слезы. Сердце и тело трепетали от невыразимой радости, и голова моя сияла как лампада!!! И я быстро убежал, чтобы меня не увидели отцы и не упрекнули в том, что я недостойно претерпел от Бога!» Об этом он рассказал сам отцу Паисию, известному монаху и аскету со Святой Горы 690 . Цель, ради которой Господь определил совершать Божественную литургию, – это наше Причастие святого Тела Его и пречистой Крови Его и объединение с ним. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Поэтому и нужно знать чудо этих Таинств – в чем оно состоит, для чего дано и какая от него польза. Потому что, как говорит апостол Павел, мы становимся одним телом с Христом и членами от Плоти Его и от костей Его. Это происходит при помощи пищи, которую он нам даровал, то есть Божественным Причастием. Поэтому он стал одним телом с нами, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою…» Целью совершения евхаристической Тайной Вечери является наше соучастие в ней, то есть в Трапезе Господней. Однако многие верующие редко в ней участвуют, а иные приходит без надлежащей подготовки. Святой Златоуст судит суровыми словами привычку, которую имеют христиане и в наши дни: причащаться только по большим праздникам независимо от того, готовы ли они к Божественному Причастию. «… Я вижу, как многие, – говорит святой, – причащаются святого Тела Христова, просто как придется, скорее, по привычке и по обязанности, ради праздника, а не по мысли и совести. Они говорят, что когда придет время Великого Поста, Пасхи и Рождества, тогда мы причастимся. Время для Причастия не Пасха и не Рождество, но твоя духовная чистота. Когда ты чист от плотских желаний и страстей, злопамятности и враждебности, ТОГДА приходи. Если ты не чист, НЕ приходи…» 691

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время лобзания сослужащих иереев поется: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Затем подобает соблюдать полное молчание, до того момента, когда совершится последнее лобзание (как происходило по древнему чину). И земля в этот момент, во время богослужения и лобзания любви, соединяется с небом. Ангелы и Архангелы соединяются и радуются вместе с верующими и священниками. Воинствующая Церковь вместе с Торжествующей составляет Одну Паству с Одним Пастырем, Господом нашим Иисусом Христом! К несчастью, с течением времени и, особенно, в наши дни, лобзание любви между священниками стало простой формальностью. Очень жаль, что и в церкви мы не забываем о наших различиях. Мы не открываем наше сердце чужому, незнакомому человеку и, более того, мы не пускаем в наше сердце того, кто нам вредит, кто нас обижает, кто нас ненавидит, кто может находиться в храме вместе с нами, а, возможно, и сослужит нам. И поскольку Церковь Христова призывает нас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», мы не можем исповедовать веру во Христа Распятого, если в нас сохраняется искра раздора с нашим ближним. Мы не можем сказать: «верю в Бога!!!» Нет, не можем сказать этого! Мы лжем! Святой Иоанн Златоуст говорит нам: «Не рассчитывает Господь на почет, который мы должны Ему, если между верующими существует любовь. Потому что и примирение с нашим братом есть жертва» 432 . Действительно, нам очень трудно заговорить с нашим близким, соседом, с нашим спутником, сказав: «простите меня… прошу прощения», или простить того, кто нас оскорбляет, того, кто нас ругает, кто нас обкрадывает, кто ворует у нас землю, того, кто нас обманывает. Сердце наше сжимается. Мы мечемся день и ночь перед тем, как это преодолеем, простим или первыми попросим прощения у ближнего, которого огорчили. Поэтому Господь высоко ценит окровавленную, выстраданную любовь и смотрит на распятую любовь как на величайшую жертву! Жертву более высокую, чем все остальные! А если нет любви, он не примет никакой жертвы, и особенно жертвы на богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторым раздробляет Его на четыре части и кладет на святой дискос.  и третьим берет частицу с буквами IC (то есть Иисус) и помещает ее в Святую Чашу, таким образом подготавливая СОЕДИНЕНИЕ Пречистого Тела и Крови Христовых. 186.  Как-то в одном русском мужском монастыре, как нам рассказывает старец Сампсон, во время Божественной литургии один монах вспомнил, что ему дали поручение – хорошенько подмести вход соборного храма монастыря. «Сделаю это сейчас, – подумал он, – ведь теперь не очень важный момент Божественной литургии». Итак, монах пошел, взял веник, и начал мести. Про себя он читал молитву, но глазами следил за происходящим… Но не прошло и пяти минут, как он, устремив свой взгляд наверх, увидел, как открылись купола церкви и предстала перед ним Торжествующая Церковь со всем ее величием!.. Страшная картина! В центре находился святой престол, огромный как небо. Перед ним, преклонив колени, стояли три Первосвященника. Их окружали и другие… а их – толпа священников и диаконов. Справа и слева стояли Ангельские хоры неописуемой красоты. Невыразимая слава и свет. Тысячи медоточивых и непонятных мелодий небесных Таксиархов наполнили его Божественным Блаженством и радостью… Совершалось небесное богослужение, которое напоминало земную Божественную литургию. А совершали его три святых иерарха: Василий Великий , святой Григорий Богослов  и святой Иоанн Златоуст , или Афанасий Великий , Фотий и  Григорий Палама , или святой Николай, святой Спиридон и святой Нектарий. И там же, в небесном храме Торжествующей Церкви Вышнего Иерусалима, они причащались. Он видел, как они причащаются от славы и нетварного триединого Света, от «амвросии» Божественного Блаженства, от Чаши Таинств… Монах стоял недвижим, как мраморная колонна, до окончания Божественной литургии… Выходящие из церкви монахи увидели его, застывшего как соляной столп, мокрого от слез…, даже его ряса промокла. Они отнеслись к нему с большим вниманием и, не говоря ни слова, отвели его в келью, где он оставался много часов, совершенно потерянный, ослепленный Божественным откровением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой Иоанн Златоуст говорит нам, что никто не должен отчаиваться в своем спасении: Представим себе многолюдный город, которого все жители были бы люди злые – одни меньше, другие больше, однако все достойны осуждения; но в числе этих многих один кто-нибудь больше всех заслуживал бы осуждение и наказание, и был человек, испытавший все виды преступлений. Если бы, положим, кто-нибудь сказал, что царь хочет простить их всех, то они не так легко поверили бы этому известию, пока не увидели бы, что самый преступный из всех их получил прощение: тогда уже не оставалось бы никакого сомнения. То же самое говорит и Павел, – что Бог, желая уверить людей в том, что Он все им прощает, помиловал того, кто более всех согрешил. «Если я, – говорит он, – получил прощение, то пусть никто уже не усомнится относительно других». Поэтому пусть никто, говорит он, не сомневается в спасении, когда я спасен 710 . В жизнеописании старца Сампсона мы читаем о следующем случае, который рассказывает он сам: 187.  «Преосвященный Стефан совершал Божественную литургию в Крестовой церкви Александро-Невской Лавры. Я был иеродиаконом и держал Святую Чашу. Владыка прочитал молитву «Верую, Господи, и исповедую…» и после поднял покров со Святой Чаши, чтобы причастить верующих, и остолбенел. Он увидел внутри Плоть и Кровь Человеческую! Повернулся ко мне и сказал: – Видишь, отче? Что нам было делать? Он повернул налево, я – направо со Святой Чашей, и мы вошли в святой алтарь. Он поставил Святую Чашу на святой престол и пал на колени, молясь о Божией милости. Как мы раздадим человеческую плоть? Кто ее примет? Молился он около четверти часа с поднятыми руками. Затем снова посмотрел в Святую Чашу и увидел там Хлеб и Вино. Так он вышел и причастил верующих» 711 . Каждый из нас, кто приближается к Святой Чаше, является «первым из грешников» и должен признать это перед самим собой. Вторая молитва гласит: «Се приступаю к Божественному Причастию. Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому и на Божественной литургии Василия Великого священник после Освящения Святых Даров говорит следующее: «И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже, ведый коегождо от утробы матери его». Мы или их забыли, или не знаем совсем, ведь их тысячи и сотни тысяч, и невозможно всех их упомнить и назвать. Как возможно знать имена всех христиан, которые умерли за две тысячи лет? Но и для них приносится Божественная литургия! Потому что их знает Бог! Всех их без исключения знает по имени. Знает всех, кто родился до сего дня и тех, кто родится до скончания веков. Бескровная Жертва приносится и за всех вместе, и за каждого отдельно. Бог принимает ее, как если бы мы помянули каждого по имени, пусть мы совершенно их не знаем. Поэтому и в конце поминаний мы должны прибавить: «и всех православных Христиан и всех душ от Адама до днесь». И так мы все участвуем в Божественной литургии. Жертва свершается! И это должно наполнить нас страхом и любовью, ведь мы приносим великую милостыню, потому что в прошедших веках были христиане, которые не имеют никого, чтобы помянуть их: бедные, одинокие, покинутые всеми! 162. Я помню, как в 1968 или 1969 году, на кладбище Воскресения хоронили одного бедняка. На нем были только штаны и майка… больше ничего. Никто не провожал его! Ни друзья, ни соседи. Он был всеми покинутый и одинокий. Шел сильный дождь. Тогда один из священников, отец Иоанн, предложил семи другим священникам провести всем вместе для него отпевание! Мы отпели его и похоронили, сопроводив до могилы. Это была самая лучшая милостыня, которую мы могли принести. Пусть ее примет Бог. «Да простит его Бог»! 586 163. Когда-то мне рассказывала блаженная геронтисса Макрина из святого исихастирия «Богоматери Одигитрии» в Портарии, что одна женщина в Волосе у каждого нищего и покинутого, которого встречала на пути, спрашивала имя и записывала. Когда он умирал, она заботилась о похоронах и о поминании! О всех городских нищих она заботилась подобным образом! 587

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несомненно одно: и наши просьбы, и нашу благодарность, и наши стенания Ангел-Хранитель души нашей возносит к Божиему престолу. «ПРОЩЕНИЯ И ОСТАВЛЕНИЯ ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ НАШИХ…» В этом прошении мы просим о двух вещах: с одной стороны – о прощении, а с другой – об оставлении грехов и прегрешений наших. Между терминами «ПРОЩЕНИЕ» и «ОСТАВЛЕНИЕ» есть разница. «Прощение» дается в молитве и прошении, а «оставление» дается только после покаяния во время Таинства Священной Исповеди. «Прощение» означает сочувствие к нашим маленьким ошибкам и снисхождение Бога, до того как мы приступим к Священной Исповеди. Тогда как «оставление» – это отпущение грехов, оправдание и восстановление «усыновления». Также существует разница между «ПРЕГРЕШЕНИЕМ» и «ГРЕХОМ». «Прегрешение» означает простую ошибку, которая произошла, главным образом, по небрежности или невнимательности. Оскорбление Бога, но не по злому умыслу. Тогда как «грех» – это злодеяние, богохульство, развратные мысли, дурное желание. Это нарушение евангельских и божественных заповедей, оно происходит или по нашему злому умыслу и намерению, или из-за безразличия и нравственной черствости. Это преисподняя. «Ибо возмездие за грех – смерть» 384 . «Грех есть беззаконие» 385  и «всякая неправда есть грех» 386 , – говорит нам евангелист Иоанн Богослов в своем Первом Послании. Это сила зла, которая сидит глубоко в нас. Это восстание против голоса Бога, который слышится или в нас самих как голос совести, которая протестует против зла, или в Священном Писании. Это добровольное деяние человека, которое направлено против воли Святого Бога. Каждый человек, который грешит, повторяет деяние первых людей. Что в результате приводит к сознательному и свободному непослушанию человека, который отдаляется от Бога. Однажды я получил письмо, в котором говорилось следующее: 112.  «В начале нашего века один священник, утративший былой пыл веры, во время Божественной литургии собрал «Святыя» и смел все Частицы со святого дискоса в Святую Чашу при помощи Губы. Оказалось, что он «забрызгал» свои пальцы Кровью Господа, когда ссыпал частицы Тела Господня в Святую Чашу, но по рассеянности и безразличию он вытер свои руки о фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010