С ними согласен и Тертуллиан (Scorpiae. 20, 5, 4). Евсевий (in praepar. 6, 12.) слова Варуха 3. гл. от 29 до конца называет словами Божественными. Равно и св. Афанасий приводит слова: «сей Бог наш, и не вменится к Нему ин», как слова Иеремии 15 . Св. Ипполит (том. 2. против Ноэта) Василий Великий (о Дух. Св. гл. 6, 156.) Григорий Богослов (сл. 56). Иоанн Златоуст (о св. Троице); Амвросий (слов. на Псал. 8 ). Оба Кириллы Иерусалимский и Александрийский тоже подтверждают Божественность книги Варуха, приводя из нее свидетельства своих мыслей. Кирилл Александрийский в книге против Юлиана (8. 10) именует Варуха одним из св. пророков. С ним согласны опять Епифаний, Феодор Ираклийский, Августин и Руфин 16 . Наконец сам блаженный Иероним 17 , хотя не перевел Варуха, потому что у Евреев книга сия, по словам его, nec legitur nec habitur, но приводил его слова по переводу Семидесяти, называя его, прямо, пророком. О жизни и трудах Константина Экономоса Г. Дестунис Экономид (Экономос, Икономос) Константин [Οκονμος Κωνσταντνος; 27.08/07.09 (или 28.08/08.09).1780, Царицана, Османская империя – 08(20)/.03.1857, Афины, Греция]. Богослов, лингвист-дилетант. Сын священника и церковного эконома из Фессалии; азы древних языков освоил под руководством отца. Ещё ребенком будущий «великий проповедник» Экономил проявил себя искусным декламатором. С 12 лет уже служил чтецом (анагностом) Царицанской церкви, сочинял проповеди и подражания гомеровским гекзамет­рам. Рукоположенный в дьяконы (позже пресвитер), после смерти отца занял его должность. В 1806 году по распоряжению Али-паши был заключен в тюрьму за проповедь в Фессалии и Македонии. Выкупленный по распоряжению патриарха, служил наместником митрополи­та Фессалоникийского до 1808 года, затем организовал училище в Смирне. С 1819 года жил в Констан­тинополе (Стамбуле), откуда после поражения греческого восстания 1821 году перебрался в Одессу. Привлёк со­чувственное внимание яркими речами, в т. ч. над гробом замученного турками Константинопольского патриарха Григория V (напечатана в немецком переводе А. Гримма: «Grabrede auf den ewigdenkwürdigen Patriarchen Konstantinopels Gregorius». СПб., 1824) и был приглашён в Петербург. Участвовал в трудах СПбДА, Российской академии наук (почётный член 1828; Ф. Булгарин жаловался, что «не знающего ни слова по-русски» Экономида рекомендовали сначала даже в действительные академики; см.: Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М., 1898. С. 277) и СПб. университета. В 1831 переехал к семье в Германию, а в 1834 с почётом вернулся в Грецию. До последних дней продолжал научные и литературные занятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

Иконоборческая партия выдвинула при Михаиле II и Феофиле образованного и энергичного монаха в лице Иоанна Грамматика. Он появляется в первый раз в истории в 814 г., когда царь Лев V поручил ему заняться подготовкой литературного и архивного материала по вопросу о предположенной им отмене постановлений ΥΓΓ Вселенского собора. Тогда он выступает в скромной должности анагноста еще молодым человеком, но с тех пор, пользуясь расположением царей армянской и аморийской династий, ровным и твердым шагом делает служебную карьеру и достигает самых верхов церковной администрации. Византийские летописцы дают весьма несочувственный отзыв об Иоанне, иначе, впрочем, и не могли к нему относиться люди, видевшие в нем причину всех бедствий, какие Церковь испытала в IX в. Он был главным виновником того, что Восточная Церковь в 814 г. вновь потеряла свои устои, с таким трудом приобретенные в постановлениях VII Вселенского собора; он снова внес в империю смуту и брожение умов, и поэтому православные по церковным воззрениям писатели не могли хладнокровно говорить об этом лице. Незаметно, чтобы он слишком быстро поднимался по служебной лестнице. При царе Михаиле II он состоял настоятелем дворцовой церкви Сергия и Вакха, но вместе с тем пользовался уже значительным влиянием вследствие личного расположения императора, доверившего Иоанну воспитание сына своего Феофила, наследника престола и будущего царя. К нему посылали на исправление и собеседование более влиятельных исповедников православия. Литературное и ученое имя, каковое признают за ним и недоброжелатели, было приобретено им в этот ранний период деятельности. Значительным шагом вперед было для него получение звания патриаршего синкелла при патриархе Антонии, бывшем епископе силейском, с которым вместе они работали по подготовке материала к иконоборческому собору. В звании синкелла Иоанн получил возможность принимать участие в высшей церковной политике и влиять на светские дела. Кроме того, настоящая его должность ставила его в постоянные сношения с гражданским правительством и открывала ему дорогу к высшим церковным степеням.

http://sedmitza.ru/lib/text/442877/

24. Ср.: Афанасий Великий, св. (PG 26,1061): " Мария есть сестра наша, так же как все мы от Адама " . 25. Об очищении Святой Девы см. также и в его творении " Против ереси несторианской " , 43 (PG 95,221-224), и в его " Каноне на Благовещение " , песни 7 и 8, а также и во многих других стихирах. См. также и у Григория Богослова (PG 36,633; 37,462), Андрея Иерусалимского, или критского (PG 97,817) и других. 26. Не считаясь совсем с подлинным учением св. Иоанна Дамаскина и с догматическими предпосылками и последствиями этого учения, некоторые римокатолические богословы стараются найти непременно и у св. Иоанна Дамаскина учение о conceptio immaculata [о непорочном зачатии]. Так, Jugie M. S. Jean Damascene et l " Immaculee Conception//Bessarione. 1923. P.1-7; Chevalier C. La Mariologie de S. Jean Damascene//Orientalia Christiana Analecta. 1936. P.140 [Жюжи М. Св. Иоанн Дамаскин и непорочное зачатие//Бессарион, 1923. С.1-7; Шевалье С. Мариология св. Иоанна Дамаскина//Восточно-христианский сборник. 1936. С.140 сл.]; Voulet P. в вышеупомянутом переиздании " Гомилий " св. Дамаскина//Sources chretiennes. Introduction. P.20. - Наоборот, см. православных богословов: Анагностопулос В. Учение Иоанна Дамаскина о Богородице//" Ορθοδοξα. Константинополь, 1956-1967. (на греч. яз.); Лебедев А. Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. Варшава, 1881; Булгаков С., свящ. Купина неопалимая. Париж, 1927 (первые три главы); Князев А., свящ. Immaculata//Le Messager Orthodoxe. 1959. 7,III. P.22-30 [Непорочная//Православный вестник. 1959. С.22-30] и др. 27. Булла " Ineffabilis Deus " [ " Неизреченный Бог " ] папы Пия IX, 8 декабря 1854 года. 28. См.: Иустин Попович, архим. Догматика Православной Церкви. Белград, 1935. Т.2. С.257-260 (на сербск. яз.); Лосский В. Le Dogme de l " Immaculee Conception//Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1955. [Догмат о непорочном зачатии//Вестник Западно-Европейского экзархата Русской Церкви. 1955. о. А. Князев в вышеупомянутой статье, а также в статье его: La Mere de Dieu//La Vierge Marie (книга 8 серии " Eglises en dialogue " , изд. Mame. Paris, 1968) [Матерь Божия//Дева Мария. Серия " Церкви в диалоге " ]. Единство человеческой природы есть одна из фундаментальных истин православной антропологии и сотериологии, и она забыта в римокатолическом богословии. Правильно о. С. Булгаков замечает, что в римокатолической теологии это связано с " общим отсутствием ясной антропологии " (Купина неопалимая. С.23), но надо заметить, что это получилось по причине отделения антропологии Запада от подлинных христологических корней ее, а не будто бы по причине отсутствия " софиологии " , как думает о. Булгаков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Филарет 3 , на что указывает может быть упоминание Григория в похвальном слове севастийским мученикам 4 , о том, что при первом чествовании этих мучеников, в Севастии, когда мать Григория выражала желание, чтобы он присутствовал при этом, он, будучи еще в молодых летах, «находился далеко» может быть в Неокесарии, обучаясь в тамошних школах. В письме к Ливанию 5 , Григорий говорит, что его наставниками были Павел и Иоанн и прочие апостолы и пророки; лишь что касается красноречия, то ему он обучался у брата своего Василия, впрочем непродолжительное время; а так как Василий учился у Ливания, то он, Григорий, может считать некоторым образом и его, Ливания, своим учителем. Затем из свидетельства Феодорита 6 , вполне согласного с автобиографическими указаниями самого Григория, видно, что научное образование его имело характер более мирской, литературный – философский, чем церковный, чем, вместе с необычайными дарованиями его ума, следует, может быть, объяснять то обстоятельство, что в своих сочинениях он является богословом-мыслителем больше, чем сам Василий. По окончании образования Григорий избрал для себя профессию отца, т.е. звания учителя риторики, но указ Юлиана (360 г.), воспрещавший эту профессию христианам, заставил его обратиться к служению церкви, и он принял на себя должность анагноста (чтеца), которую оставил как скоро со смертью Юлиана (363 г.) открылась возможность обратиться к прежней профессии, чем вызвал упрек Григория Богослова 7 . Этот упрек подействовал на Григория, и он, удалившись в уединение, занялся довершением своего христианского образования, изучением творений Оригена («духом которого веет в его сочинениях», как выражается Бёрингер), Ефрема и брата своего Василия. Спорят о том, какой был образ жизни Григория до епископства. Одни думают, что находившаяся при Григории в бытность его епископом в качестве диаконисы Феосва или Феосевия была сначала его женою и что он даже имел сына Василия, и уже после того как Григорий был избран в епископы, Феосва оставалась при нем в качестве лишь диаконисы 8 ; другие 9 говорят, что Феосевия была одною из родных сестер Григория и Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Voyage d " Outremer, c. 181–182; Laon, c. 351–352. 79 Ducas, XXVIII, c. 229–237; Laon., с. 231–235; Phrantz., c. 116–117; Jorga 2, I, с. 378 и сл. Иоанн Кананос оставил современное событиям описание осады с присовокуплением различных чудес. Его сочинение издано в CSHB вместе с записями Франдзнса (Phrantz., с. 457–479). 80 Ducas, XXIX-XXXI, с. 245–270; Laon., с. 236–248; Jorga 2, I, с. 236 и сл., Jirecek, с. 174 и сл. Современное событиям описание захвата Фессалоники было сделано Иоанном Анагностом. Вместе с сопровождающим его плачем-песнопением оно было опубликовано в CSHB, там же, где и труд Франдзиса (Phrantz., с. 483–534). 82 Bab. 3, с. 19–33. Эта серьезная книга страдает отсутствием каких бы то ни было ссылок на источники. Наиболее полное современное описание битвы при Варне см.: Hal. 3, но эта работа изобилует противоречивыми утверждениями. См.: Pall, с. 144 и сл.; Вав. 5, с. 229 и сл. 85 По поводу создания войска янычар см.: Mord. 1; Ни art; Birge, с. 45–48. Бартоломео де Джано утверждает, что Мурад воссоздал янычарский корпус в 1438 г. (Bartholomaeus de Jano. – MPG., CLVIII, стб. 1065–1066). 89 Zak. 2, с. 165–225, 299–302, II, c. 322–334. Франдзис, из сочинения которого мы черпаем б " ольшую часть сведений о Феодоре, относится к нему с неоправданной неприязнью как к сопернику любимого им Константина. 91 О роли Димитрия на Флорентийском соборе см.: Gill, с. 108–109, 252, 262 и сл.; о его женитьбе: Phrantz., с. 193–194. До этого Димитрий был женат на Зое Параспондили, которая умерла во время его пребывания в Италии (там же, с. 161, 191–192). 94 Франдзис полагает, что неудачное сватовство Константина к дочери дожа повредило его отношениям с Венецией. Ни один из венецианских источников не подтверждает этого сватовства (Phrantz., с. 203, 324–325); см. также: Lambros 1, с. 433–436. 97 Дукас (XXXIV, с. 293) утверждает, что Константин, хотя и назывался императором, не был коронован. См.: Voyamzidis, c. 449–456. 99 Все современные событиям авторы, как латинские, так и славянские и греческие, отзываются о Константине с уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIII–XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание вмч. Димитрия. В это время было написано наибольшее количество похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о вмч. Димитрие. Свт. Григорий Палама создал образ молодого вмч. Димитрия, приближенный к идеалу монахов- исихастов . Георгий Палеолог построил монастырь во имя вмч. Димитрия в Константинополе , а Михаил VIII Палеолог (1259–1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322–1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд Bodl. Gr. Th. F. 1), в котором есть иллюстрации к «Мученичеству» вмч. Димитрия, небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники , имеется еще 6 сцен: святой перед императором, вмч. Димитрий умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора , убийство вмч. Димитрия в темнице и погребение его. (Walter. 1973. Pl. 13) С VII в., визант. писателями было создано большое количество похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь вмч. Димитрия. (BHG, N 534–547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI — нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807–809, 811–815), Никита (кон. XI — нач. XII в.), Евстафий (1175–1195/96), свт. Григорий Палама (1347–1357), Исидор Глава (1380–1396), Гавриил (1397–1425), Симеон (1416/17–1429), уроженцы или жители города: напр., Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1353–1354, 1364–1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила (почил после 1391) и Димитрий Хрисолор (почил после 1416). С X в. посвященные вмч. Димитрию похвальные слова были созданы в Константинополе и др. местах известными писателями, философами, гос. и церковными деятелями: имп. Львом VI Мудрым (886–912), архидиаконом и референдарием Григорием (Х в.), Феофаном Керамевсом (XII в.), прп. Неофитом Затворником (почил после 1214), диаконом Григорием (XIII в.), Константином Акрополитом (почил ранее 1324), Феодором Метохитом (почил в 1332), Мануилом Филом (почил в 1345), Никифором Григорой (почил между 1358 и 1361), Иоанном Анагностом (упом. 1430), Марком Евгеником (почил в 1457 ), Геннадием II Схоларием , патриархом Константинопольским (1454–1456, 1463, 1464–1465) и др.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Святейший же Никон Патриарх слышав сия рече: яко аз готов есмь, и абие востав, хотяше исходити, повеле же пред собою нести крест Господень некоему монаху анагносту именем Марку; видевше посланнии звателие, что на Собор хощет итти со святым крестом, удержаша его и рекоша ему, яко тако недостоит ти на Собор сей итти со крестом, понеже сей Собор не инославный, но есть православный. Святейший же Патриарх о Святем и Животворящем Кресте, и о силе, и о победе его многая изрече от Божественных писаний; они же о сем ни мало ослабевающе и глаголюще ему, да идет без креста. Святейший же Патриарх такожде крепляшеся и без честнаго креста итти не хотяше; посем посланнии послаша вестников на Собор к благочестивому Царю и прочим о сем возвестити, яко Патриарх Никон идет на Собор со крестом, а без креста итти не хощет; и оттуда паки к посланным присланы быша инии вестницы, повелевающе им о сем ему неослабно глаголати, дабы шел без креста; и тако в том словопрении мало из внутренней келии выступивше в переднюю и тамо посланнии такожде стужаху ему неизменно, яко да оставит крест и шествует просто: и тако сотворше в сенях и на крыльце верхнем, конечное же на нижнем крыльце остановивше его и стужаху ему со многою зельностию. Святейший же Никон о сем немало ослабевая бяше, но вся ответствоваше от Божественнаго писания, елико Дух Святый подаваше ему глаголати. Скороходцы же с Собору к ним, и от них на Собор непрестанно прескачуще и о всем возвещающе, и тако промедлиша многое время; видевше же, яко не можаху его сим одолети, приидоша паки вестницы от Собора, оставивше ему итти и со крестом. Святейший же Никон Патриарх седе в сани своя, на них же из обители прииде, и иде на Собор предъидущу же пред ним честному кресту Господню. От онаго же двора, идеже бе Святейший Никон, даже и до церкви святаго Благовещения, иже вверху и во всем Кремле граде, тако много народу собравшуся, яко с трудом многим точию путь един даяху ему народ. Егда же прииде Святейший Патриарх противо соборныя церкви, бяше же во оное время пение святыя Литургии и южныя церковныя двери отверсты, и восхоте во святую церковь итти, и тогда оныя затвориша от него. Он же видев сие сотвори поклонение ко святой церкви и паки сяде во оныя сани, и тако приидоша близ церкви святаго Благовещения, и тамо стояху сани Вселенских Патриархов украшены всяким украшением и по два коня впряжены величайшия и обвешены собольми; Святейшаго же Патриарха бяху худейшия сани и малейшия клюсата, и поставиша их близ тех же коней и саней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Святой Иоанн Златоуст пишет о Трисвятой песне: «И хотя ты, христианин мой, облечен плотью и множеством немощей, ты удостоен вместе с Бестелесными Силами воспеть и восславить общего Владыку и Господа. И, несмотря на личное твое бессилие, когда ты сильно желаешь, тогда «крепко» и духовно, и телесно через Святой Дух тебя поддерживают Херувимы в Трисвятой Песне, и ты вместе с ними – спокойно – славишь Пресвятого Триединого Бога. Составляется общее торжество небесных и земных существ, одна благодарность, один восторг, одно радостное ликостояние» 172 . Каждый раз, когда поется Трисвятая песнь, священник в святом алтаре читает тайно одну из самых удивительных молитв Божественной литургии: «Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже Трисвятым гласом от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, и от всякия небесныя силы поклоняемый: иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию и всяким Твоим дарованием украсиый: даяй просящему премудрость и разум и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити, Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша души и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эта молитва делится на две части: первая часть заканчивается словом «приносити», а вторая начинается словами: «Сам, приими и от уст нас, грешных». Священник в начале молитвы признает, что Бог Свят. Он имеет святость от Самого Себя и в бесконечной степени. Он является источником святости, источником освящения. «Боже Святый, иже во святых почиваяй». Как святой, он радуется, почивает и обитает в чистых сердцах, которые Его любят и посвящают себя Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какая Благодать была бы, если бы каждый из нас, священников и епископов, стал подобной виноградной лозой! Какая Благодать! Какая слава Пресвятому Богу! И какая смертельная рана для демонов и какое спасение для душ благочестивых православных верных христиан! «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» 176 . Видение святого Ефрема, которое мы описали так кратко, напрямую связано с этим словом Господа. Потому что, тогда только отдает всего себя своему делу священник или как Духовный отец, или как священник, или как проповедник, или как простой учитель, или еще и как глава семьи, когда он перевоплощается в Божественную спасительную милость Богочеловека и Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, разумеется, плоды его трудов через Святой Дух будут всегда многочисленны, благи и спасительны. Однако, к сожалению, то, что происходит вокруг нас, очень не утешительно: духовная засуха проникла во многие дела Церкви. Виновны в этом обе стороны: и пастырь, которому не хватает молитвы, поста, стойкости, духовной силы и труда для спасения душ, и народ, который часто безразличен, равнодушен и полностью растворился, во-первых, в своих страстях а, во-вторых, в материальных благах и телесных заботах… Однако зло ДОЛЖНО быть искоренено, и искоренение должно начинаться с нас, пастырей словесных овец и священнослужителей. 6. Чтение апостола Христос – «благословен Грядущий» 177 – пришел, но тридцать лет хранил молчание. Господь приходит, сопровождаемый ангельскими воинствами, но молчит. Чей же голос слышен? Кто говорит? Иоанн Предтеча, который кричит нам: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 178  и голос Отца, который взывает с неба: «Его слушайте» 179 . Когда говорит Сам Господь на богослужении? Во время чтения Священного Писания: Апостола и Евангелия. Однако прежде чтения и сразу после Трисвятой песни поется «прокимен Апостола». Что такое ПРОКИМЕН АПОСТОЛА? Это короткие стихи псалма, которые нам открывают чудность Бога, как напр.: «Дивен Бог во святых его…», «Говори, Господи; ибо слушает раб твой…» и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следует непрестанно поминать про себя имена почивших сразу после Освящения Святых Даров, когда священник говорит: «Особенно же о Пресвятой, Пречистой…», а певчие поют «Достойно есть». В этот момент мы, священники, в святом алтаре поминаем имена почивших православных христиан. Итак, вместе с песнопением «Достойно есть яко во истину…» вы скажите: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, ПОМИЛУЙ УСОПШИХ…» и помянете их имена. Так собственные ваши поминания соединятся с поминаниями священников в одну мольбу. «Не сомневайся, – говорит святой Иоанн Златоуст ,  – в том, что мертвые получают духовную помощь. Не напрасно умоляет священник или на Проскомидии, или у святого престола за усопших во Христе с верой в Богочеловека Господа» 256 . Святой Григорий Палама говорит, что «более всего молитва на четках помогает усопшим» 257 . Многие христиане читают эту молитву коленопреклоненно. Особенно она помогает, когда человек находится при смерти. В этот час мы, стоя на коленях, много молимся и читаем Священное Писание. Поэтому, бодрствуя у постели усопшего, мы не будем «набрасываться» на кофе и коньяк и вести пустую болтовню, но посвятим себя чтению Псалтыри, Священного Писания и молитвам! И мертвому нужна помощь! Сколько мы дадим, столько и получим, когда придет наш черед! Все эти поминания и пожертвования приносят облегчение и пользу (то есть помощь) душам, которые ожидают всеобщего Суда Триединого Бога. Святой Нектарий говорит, что до Второго Пришествия Господа, Церковь  и хочет, и может возносить мольбы Человеколюбивому Богу о помощи, духовном освежении и отдохновении за души ее чад 258 . В исповедании Патриарха Иерусалимского Досифея говорится следующее на ту же тему: «Те из христиан, которые хотя и впали в смертные грехи, но не умерли в отчаянии, а ПОКАЯЛИСЬ, но не успели исповедаться; души этих людей отправились в Ад и претерпевают наказания за грехи, которые они совершили, но имея надежду. Они, конечно, осознают, что будут освобождены оттуда, освобождены благодаря предельной доброте Бога через Божественную литургию и пожертвования родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010