По временам и местам, деятельностью частных лиц, силы эти и действительно прилагались к церковному пению. К числу отдельных лиц, любителей и устроителей здесь православного церковного пения, имевших влияние на окружающую их среду, должно причислить, наприм., бывшего о. ректора здешней духовной семинарии, впоследствии, Архиепископа Херсонского и Одесского Никанора († 1890 г.). По его настоянию и под личным его наблюдением, без штатного учителя пения и вне классного времени, происходили в семинарии регулярные и обязательные для всех воспитанников спевки с целью изучения богослужебных песнопений и напевов; причем воспитанники обязаны были списывать богослужебные песнопения, например, стихиры, в особые тетради, по которым и пели они на спевках и в церкви. Песнопения эти были размечены для пения самим о. ректором, который снабжал их разделительными знаками и ударениями. Всем воспитывавшимся тогда в семинарии доныне памятно это время. Оно было не легко по новости предмета занятий и по строгости дисциплины, но зато многоплодно. Мера эта возвысила тогда церковное пение в духовной семинарии и впоследствии, доставила епархии несколько любителей и знатоков церковного пения, которые и являются в настоящее время лучшими деятелями в крае по устроению благолепного богослужения в храмах и надлежащего церковного пения. Другим любителем и знатоком церковного пения был ректор той же семинарии из латышей, протоиерей Михаил Михайлович Дрекслер († 1885 г.), бывший некогда певцом в студенческом хоре Моск. Дух. Академии. Около него сгруппировался кружок певцов из преподавателей семинарии, которые могли прекрасно исполнять церковные напевы, как показал опыт пения ими литургии, совершенной преосвященным Вениамином в Алексеевской церкви. В той же Алексеевской церкви, восемь лет тому назад, составился кружок любителей церковного пения из прихожан этой церкви, преимущественно лиц торговых, которые доныне лично участвуют в клиросном пении, принимая на себя и все издержки по содержанию церковного хора. По временам и в хоре рижской дух. семинарии появлялись знающие свое дело регенты, под руководством которых хор этот достигал заметных успехов в пении, так что обращал на себя общее внимание рижских граждан. Особенно это должно сказать о том времени, когда хор этот состоял из воспитанников дух. семинарии и дух. училища, и за неимением семинарией домовой церкви, пел в церкви Благовещенской (иначе Николаевской). И в настоящее время, число деятелей по церковному пению в крае не уменьшается, а еще более увеличивается. Они, главным образом, принадлежат к штату местных священнослужителей и по большей части, к числу бывших воспитанников Высокопреосвященнейшего Никанора. Они руководят псаломщиками, устрояют в своих приходских церквах хоры певцов, вводят общенародное пение при богослужении, приобретают певческие книги, делают опыты применения церковных напевов к местным текстам и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Пока выбор за нами. Из священных текстов Ветхого Завета мы знаем, что Бог запрещает употребление насекомых и нечистого мяса в пищу. Однако, глобалисты с остервенением навязывают богоборческие ценности во всех аспектах нашей жизни, включая питание. Их дальнейшая задача — не оставить нам даже выбора. Не минула чаша сия и простых религиозных евреев: для них придумали искусственную рыбу. Но пока еще выбор за каждым из нас. Просто нужно знать правду. Евгений Алексеевич Фролов , тележурналист и продюсер Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Конечно, нет ничего привлекательного в поедании сушеных жучков и чего-то " искусственного " , что растёт как плесень на субстрате. Но - какое отношение к нам, христианам, имеют столь подробно изложенные механизмы запретов, адресованных иудеям? 3. Ответ на 1, E.O. : Иоанн Креститель питался саранчой и медом. Закон разрешает есть саранчу (Лев. 11:22). 2. E.O. Здесь хитрят,как могут.Рыба питается всеми видами червей,насекомыми,падалью.Но их можно вкушать.Птицы тоже питаются всеми видами червей и насекомыми,но птицу можно вкушать.Одно неотделимо от другого.Господь разрешил эту детскую проблему давно. " Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека. " 1. Иоанн Креститель питался саранчой и медом. И, во всяком случае, на картине Иванова Явление Христа народу он представлен очень крепким, здоровым мужчиной. Понятно, что это не очень надежно. Но если бы эта диета разрушительно действовала на его здоровье, то об этом было бы известно, и Иванов его таким бы не изобразил. Саранча - типичное насекомое. И раз можно есть ее, значит можно и других, за исключением явно ядовитых экземпляров. Все остальное предрассудки. Другое дело зачем питаться насекомыми, если есть, допустим, курица? Но это уже другой вопрос. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/za...

...с целью воспрепятствовать общими усилиями проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922г. и инструкции к нему об изъятии церковных ценностей в специальный фонд ЦК Помгола... ...вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном. В осуществление поставленных этой организацией контрреволюционных целей в течение марта и апреля 1922г. в г.Москве и Московской губернии сознательно и умышленно: а) усиленно распространяли... воззвание (Патриарха Тихона), заведомо ложно... ... указывающее, что церковные ценности являются неприкосновенными и неподлежащими изъятию, ... что всякое посягательство на них есть святотатство; б) тайно и явно призывали верующих к массовому и открытому противодействию постановлению ВЦИК, ...последствием чего при фактическом изъятии произошли во многих местах республики... ...эксцессы, приведшие к кровавым событиям и пролитию крови...; в) ...с амвона... и в беседах с прихожанами распространяли заведомо ложные о деятельности должностных лиц, администрации Советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола сведения, возбуждающие в населении враждебное к ней отношение, что предусмотрено 69, 62, 73 и 119-ой ст.ст. УК РСФСР " . Протоиерей Артоболевский на суде виновным себя не признал, но признался, что " воззвание Патриарха Тихона огласил " . В своем последнем слове он сказал: " Прошу Трибунал обратить внимание на мое семейное положение из четырех человек, а также имею семью своего умершего брата из 5 человек и прошу Трибунал дать мне возможность вернуться к моей семье, т.к. они без меня будут обречены на вечные мучения " . Протоиерей Иоанн Артоболевский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год 24 января 1933 года власти снова арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Арестован за противодействие властям: при очередном изъятии ценностей решили забрать серебряный оклад старинного Евангелия и тут же начали вырывать из него страницы. О.Иоанн запротестовал и тут же был арестован.

http://drevo-info.ru/articles/3309.html

129 «Каждый день новые», как говорит Овидий: Наука любить/Перевод В. Алексеева. СПб., 1903. С. 92. 130 Выбривание лобка (лат.). В настоящее время этот обычай еще сохранился на востоке и у наших татарок. 131 См.: Guiraud P. Lectures historiques. La vie privйe et la vie publique des Grecs. Русский перевод: Гиро П. Исторические описания. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1897. С. 94. 132 Подробности см.: Косман Р. Внебрачные половые отношения/Мужчина и женщина. Т. 2. СПб.: Просвещение, 1911. С. 334. Гл. 9. 133 Vischer F. Aesthetik, oder Wissenschaft des Schцnen. S. 285–287, 292–294. § 373, 376. См.: Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1886. С. 157. 144 Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1886. С. 149–150. 146 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 171. Вопрос-ответ 228. 151 Под последними здесь разумеется то, о чем говорится у профессора П. Ковалевского в следующих словах: «Подобно тому как у мужчин, у женщин тоже могут быть поллюции под влиянием психических представлений, во сне под влиянием сновидений и т. п. – причем в половых частях оказывается влажность». Подробности см.: Ковалевский П. Душевные болезни. Т. 1. СПб., 1905. С. 236. Эти истечения, в порядке покаянной дисциплины и церковных канонов, нужно отличать от истечений менструальных. Последние есть только телесная скверна, и потому, кроме гигиенических мер (омовения, бинты, перемена белья), ничего не влечет после себя; в первом же случае мало того, чтобы омыть свое тело и одежды водою, но надо еще и душу омыть слезами и освятить после всего этого (и душу, и тело) молитвами. Ибо поллюции есть следствие, главным образом, невоздержной жизни и блудных помыслов. Поэтому чистые девушки их не ведают (особенно в сопровождении сладострастных спазмов в половых органах), но могут испытывать их и без услаждения, и тогда они тоже грех, ибо за ними все равно скрывается диавол. Почему он иногда так борет человека, а иногда иначе см.: Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство... С. 68. Вопрос-ответ 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В станице Константиновской благотворительной деятельностью прославился протоиерей Александр Попов . Он перед смертью (умер 15 декабря 1906 г.) завещал в пользу станичной Николаевской церкви свой двухэтажный дом с дворовым местом, двумя флигелями и надворными постройками для помещения церковно-приходской школы и причта 594 . Делал он и денежные пожертвования в пользу церковного капитала своего храма. В общей сложности они составили более 600 руб. 595 . Как благотворительная может быть признана деятельность священника Покровской церкви станицы Константиновской Алексея Алексеевича Бобырева. О ней свидетельствовали сами прихожане в 1898 г. в приветственном адресе по случаю его выхода за штат по болезни: «Не забыто то время, когда 28 лет тому назад вы прибыли в нашу станицу и вступили в дело служения Богу, церкви и людям... Станица Константиновская в то время была бедна, не устроена и только начинала проявлять свою жизнь. В ней не было ни порядочных магазинов, ни архитектурных построек, ни правильных улиц. Вся она сформировалась и устроилась на ваших глазах, уважаемый пастырь, и не один дом в этих правильных улицах построен по вашему совету и при вашей материальной помощи. А сколько бедных семейств одето, согрето и накормлено вами! Вы осушили слезы не одной горькой вдовице, потерявшей мужа! Вы спасли не одну семью сирот, потерявших родителей, от голода, нужды и вечного нищенства. Да и кому из нас, прихожан ваших, вы не помогали советом, и защитою, и средствами? 596 . Большое значение для прихожан имела деятельность духовенства голодные годы, связанные с неурожаями. Несмотря на то, что духовенство не жертвовало личных средств (не имея их), их организаторская деятельность может быть рассмотрена как благотворительность. В голодные годы, когда и казаки, и крестьяне просили у правительства хлебной и денежной ссуды, священник церкви станицы Луковской Иоанн Андреевич Ледковский, обладавший редким организаторским и административным талантом, «убедил окружного атамана, генерала А.Г. Мандрыкина, помещиков, купцов, мировых судей, директора и преподавателей реального училища, урюпинских дам кормить людей на местах их жительства по округу, а пришлых – при Урюпинских церквах. И все сочувственно отнеслись к этому доброму делу, во главе которого стоял о. Иоанн. Он устроил столовые по слободам, округам и станичным поселениям и многие тысячи людей не видали голода» 2 597 . Важна оценка деятельности священника И. Ледковского его современниками: «Те, для кого и за кого он делал [много полезного и доброго], при жизни его обходили молчанием (игнорировали) его делание. Жизнь его была полна скорбей и невзгод единственно, кажется, потому, что люди не умели и даже не хотели праведно (объективно) ценить его, не воздавали ему при жизни должного и нередко его оскорбляли. Даже добрые дела его разбирали с отрицательной стороны и давали им толкования и объяснения, не имеющие ничего общего с причинами их возникновения, способами осуществления и характером делания» 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равно и представление Иеговы joscheb krubim, сидящим на херувимах 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; Пс.79:2; 98:1 не дает никакого основания для буквального представления херувима троном, носителем трона и подпорою престола Божия. Во-первых: выражение jaschab hakrubim так же нет необходимости переводить чрез: сидеть, иметь престол на (над) херувимах, как jaschab vchel Быт.4:20 , нет необходимости переводить–сидеть, обитать на (над) шатре, или schebeth bajith Ис.44:13 переводить–обитать на (над) доме; напротив поэтическая конструкция joscheb употребляется с винительным падеж, как вместо: joscheb ве–так и вместо joscheb be и может означать: сидеть, иметь престол над, на, в и при (чем, чем). Во-вторых: такое представление Божества прежде всего вышло из образа херувимов над каппорет и именно для того, чтобы объяснить место Исх.22:25 , по которому Бог входит в общение с Моисеем и говорит с ним «me’al hakkaporeth mïbben schnej hakrubim, т. e. с очистилища из места между обоими херувимами; это подтверждается Чис.7:89 . Следовательно Бог имеет престол собственно на (’al) очистилище между двумя херувимами, которые не держат, не носят его, но окружают с двух сторон престол Бога. Даже в видениях Иезекииля (гл. 1 и 10) и в Апокалипсисе гл. 4. херувимы не образуют трон или царскую колесницу Бога, но только стоят в теснейшей связи с божественным престолом. Так Иезекииль созерцает над головою и распростертыми крыльями херувима mbepдь–zagijah, на которой стоит престол Бога ( Иез.1:22,23,24,25,26; 10:1 ), и Иоанн созерцает «кристалловидную плоскость пред троном и четырех животных посреде престола и вокруг престола» τσσαρα. ζα v μσω το ϑρνου κα κκλω τοδ ϑρνου ( Откр.4:6 ), т. е. не «под троном вокруг него, так чтобы престол, не покрывая их совершенно, делал видными из-под себя их головы», как думает Генгстенберг, и не «в срединном возвышении престола т. е. чтобы они стояли побокам, на самой верхней площади престола», как объясняет Гофманн (Schriftbew. 1, S. 323 f); напротив «Иоанн видит престол, который образует большую окружность (κκλος), простирающуюся над твердью небесною (εκειτο), и посреди этой окружности престола (ν μσω ϑρνου), на внутреннем крае ее (κκλω το ϑρνου) престол оберегался четырьмя ζα животными, возле и выше которых находился Тот, Кто сидит на престоле» (Гана, die Théologie des N.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

За гнев и скупость и жестокосердие я наказан был от Бога великою теснотою, срамотою, скорбию, смертию, оставлением Божиим. Я каялся сильно и молился Богу о прощении грехов моих, ходя по Соборной улице, и наконец рушились во мне затворы смертные, прошла скорбь, теснота, смерть; я ожил, умирился, расширилось сердце мое – я примирился с Богом. Слава Господу! После того спокойно я беседовал у Ольги Афанасьевой, благочестивой женщины вдовы, в доме Третьяковой (по Соборной улице). Крепость милосердия Божия сокрушила крепость грехов моих. Десять часов вечера. Удивляюсь лукавству и самолюбию крайнему ветхого моего человека: для себя мне не жаль никаких средств, чтобы приятно и на здоровье поесть, попить, тепло, чисто, удобно и красиво одеться, со вкусом обставить свою квартиру, чтобы иметь под рукою множество книг всякого рода, по всем отраслям знаний, а для бедного человека, для бедных многих, в сотенном количестве ежедневно подходящих бедных, мне жаль подавать и помалу милостыню на хлеб насущный, на одежду дешевую, на квартиру, на паспорты, и когда они настойчиво просят, выхожу из себя, раздражаюсь, иногда дерусь (сегодня за бороду сильно вырвал одного из них за попрошайство), хотя и есть из чего подавать и хотя у меня всякой пищи и одежды довольно и лучшего качества. О, окаянное самолюбие и любостяжательность моя! О, сатанинское жестокосердие! О, нелепость сердца алчного, самолюбивого, скупого, корыстного! Доселе я не научился с любовию подавать милостыню! Доселе я был ничто при всем многом раздаянии милостыни! Доселе я никогда не угождал Господу чистым, любящим сердцем! Не было у меня кротости, смирения, простоты, незлобия, чистоты, целомудрия, постоянства в любви! Окаянный я человек! 11 февраля Память моей мамы Феодоры. Ранняя обедня по Ирине Румянцевой; служил без диакона по случаю смерти диакона Петра Алексеевича Софронова. Благодарю Господа за величайшую победу благодатию Божиею духовного мудрования над плотским, смертельно налегавшим на меня во время проскомидии по поводу маленьких просфор; благодатию Божию я презрел всё плотское, поняв, что диавол воюет на нас крайне чрез хлебы (как в пустыне с Господом) и чревоугодие и плотоугодие вообще, что живот есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дивны дела твои, Господи, как человек терпел от злых фарисеев разные поругания. Говорили: «Исцеляет больных, воскрешает умерших и прочие чудеса бесовскою силою» [см.: Мф.12:24–28 ; Мк.3:22–26 ; Лк.11:15–20 ]. И Господь ради нашего спасения все это терпел, как человек. Чудное смирение Сына Человеческого. Ехал на осляти, как человек, и при Его торжественном шествии в Иерусалим народ постилал свои ризы и громко, радостно кричал: «Благословен грядый Царь во имя Господне! Мир на небеси и слава в вышних!» ( Лк.19:38 ). После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил Таинство Святого Причащения, и Иуда был причащен Тела и Крови Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Господь, как человек, скорбел и тужил: «Прискорбна есть душа Моя до смерти, – и молился, глаголя: – Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» [ Мф.26:38–39 ]. «Бысть же пот Его, яко капли крови, каплющая на землю» [ Лк.22:44 ]. И терпел, как человек, поругание, осмеяние, биение по щекам и палкой по голове; и терновый венец надели на голову Его, и кровь лилась по одежде Его, и насмехались, говорили: «Радуйся, Царю Иудейский» [ Мф.27:29 ]. И злые фарисеи повели Господа – Творца всей вселенной и всей твари – на распятие. Пригвоздили Его пречистое тело ко кресту. Господи! Прости меня, окаянного, что я дерзаю описывать честные страдания Твои. Пишу не ученым языком, ибо я науки не проходил, а как чувствовал, так и писал. Делаю выписку из книги «Священная история»: «Распятие на кресте было самой ужасной казнью. Оно заключало в себе все, что есть мучительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадку, столбняк, антонов огонь в ранах, – все это вместе и в самой высшей степени, притом без лишения чувств. Пригвождение к кресту в висячем положении делало мучительным малейшее движение, воспаленные и постоянно увеличивающиеся раны от гвоздей разъедала гангрена. Кровеносные жилы, в особенности в голове и животе, напрягались от прилива крови и лопались. Ко всем этим мучениям присоединялся невыносимый жар и неутолимая жажда. Все эти мучения производили такую нестерпимую тоску, что распятые с мольбой просили, как величайшей милости, покончить их жизнь». Господи, помилуй! И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел, как человек, ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече? Неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Вот что еще я заметил: в Духовных академиях и семинариях изучают только переплет Библии, а духа не изучают, но и говорят они без духа, одним рассудком. Мне говорил академик – миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер! Очень слабым представляешь всемогущего Творца, приписываешь ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: бысть вечер, бысть утро, день первый [см.: Быт.1:5 ], – надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал: «И бысть так» [ Быт.1:6 ]. Словом отделил воду от земли. Вода с шумом и встала в указанные места: стали моря, потекли реки, ручьи, и в земле есть теплые воды и холодные родники. Господь сказал: «Да будет лес», – и стал лес по всей земле в совершенном виде, на севере такой, а на юге иной, а потом уже постепенно растет. Так и птицы сотворены Божиим словом; сразу полетели по всей земле, и разных пород; прочие все творения, как сказано в Библии. Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю всемогущество Творца. Науки я не проходил, даже и не читал их, написал эту статейку от чувств, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел восемьдесят второй год. Духом Святым сказано: человеку жизни на земле семьдесят лет. Конечно, умирают и не доживши определенных лет. Но Духом Святым сказано общее число лет, если человек в силах, – восемьдесят лет, а дальше труд и болезнь [см.: Пс.89:10 ]. Ах! Как справедливо сказано! Вот я теперь и испытываю труд и болезнь в разных видах, жизнь уже не в радость, а в тягость. Совершенно сознаю, что скоро перейду в другой, вечный мир. На днях ходил на кладбище, посмотрел холодную могилку, в которую скоро опустят мое бренное многосогрешившее тело, засыплют землей: тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет. Смерть – неумолимый закон, весь род человеческий – от Адама до Второго пришествия – перейдет в другой мир, а тела по Божиему повелению воскреснут. И те тела, которые сжигают, тоже воскреснут, в этом я не сомневаюсь, у Бога все возможно. И этот прекрасный мир со временем уничтожится, как сказано во Святом Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Использование нескольких антиграфов при переписке Евангелия представляет собою форму сознательного контроля над «правильностью» и, тем самым, стабильностью текста: обнаружив ошибку в одном антиграфе, переписчик мог исправить ее по другому антиграфу. Однако при отсутствии четких филологических критериев «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого» чтений возникали условия для произвольной замены того, что не нравится, тем, что нравится. Это в свою очередь вновь приводило к расширению диапазона текстового варьирования и беспорядочному смешению в списках тех разночтений, которые по той или иной причине возникли в эпоху первоначального становления текста или проникли в него в последующее время. Поэтому текст с контролируемой традицией практически оказывается недоступен для генеалогического текстологического исследования, на что в свое время указал Поль Маас (Maas 1927, S. 4). Для исследователя такого текста остается в утешение надежда на то, что при таком положении дел чтения архетипа не вытесняются из текстовой традиции: они спонтанно и непредсказуемо могут появиться в том или другом списке (Zuntz 1940, р. 24). Осуществляемый таким образом контроль над текстом был в допечатную эпоху основным средством борьбы с его порчей и увековечением в нем стихийных и случайных ошибок. Контролируемый текст – явление хорошо известное латинской и греческой письменности, средневековые рукописи которой часто восходят к древним изданиям, положившим начало контролируемой истории того или иного произведения (Pasquali 1934, р. XV, XVIII; Zuntz 1953, р. 263, 281–282). Есть и прямые исторические свидетельства в виде записей писцов о практике использования нескольких оригиналов при копировании текстов. Так, поп Иоанн сообщает в записи на Псалтыри 1481 г., что пользовался двумя рукописями святогорского извода (Сперанский 1927, с. 9); в хронографическом сборнике XV-XVI в. (РНБ, НСРК 1918, F.27) после текста библейских книг писец сообщает, что списал их с «Ферапонтовскые Бытьи», а правил с «митрополице Бытьи» (приписка опубликована: Творогов 1975, с. 97); в записи на служебной минее конца XVI в. говорится «сия минея правлена с правленые минеи, а не с тое, с которые писана» (Соболевский 1908, с. 98); в Слове Феодора Студита конца XVI в. указано, что списано оно «не с единаго списка, но с различных добрых переводов» (там же); в толковом Апостоле 1603 г. отмечено, что списан он «с добрых переводов честных монастырей Каменскаго и Павловскаго и Корнилиевскаго» (там же); в записи на рукописи канонника 1616 г. писец сообщает о себе, что «писах же с разных списков, тщася обрести правая» (там же) и т. п. Наконец, в рукописи творений Дионисия Ареопагита , написанной в Ярославле в 1617 г., писец сообщает: «Писал есмь с древняго и ветхаго переводу, справити было не с чего, книги такие в Ярославле не добыл» (там же, с. 99). § 3. Оценка разночтений

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010