Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г. (Алексеев Михаил Федорович; 23.01.1851, С.-Петербург - 16.02.1931, г. Козельск Западной (ныне Калужской) обл.), архиеп. бывш. Уфимский и Мензелинский. Из семьи высокопоставленного гражданского чиновника. В 1869 г. окончил Морское уч-ще (Морской кадетский корпус в С.-Петербурге) и поступил на военную службу по морскому ведомству. Еще в самом начале службы познакомился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , стал одним из его духовных детей. М. Ф. Алексеев старался, когда не был в плаваниях, ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта; если прот. Иоанн совершал литургию один, он прислуживал ему в алтаре. Однажды прот. Иоанн излечил его от тяжелой травмы, полученной Михаилом при погрузке корабля в порту. Близкие отношения между ними сохранялись до конца жизни святого. М. Ф. Алексеев занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, участвовал в 3 дальних океанских походах с Балтики на Дальн. Восток (в т. ч. был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» в плавании в 1888-1889, во время к-рого он встречался в Японии с еп. свт. Николаем (Касаткиным ; впосл. архиепископ Токийский)). Награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив сильнейшее потрясение после внезапной смерти жены. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. В марте 1890 г. по благословению прав. Иоанна стал послушником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Начал путь служения под духовным рук. прп. Амвросия (Гренкова) . Был пострижен в рясофор. После кончины прп. Амвросия избрал путь ученого иночества и в 1892 г. поступил вольнослушателем в МДА. 10 окт. того же года ректором академии архим.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) схиигумен Иоанн (Алексеев) Схиигумен Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы. О своем детстве о. Иоанн вспоминал:  «Когда я научился читать, то приобрел несколько книжек житий святых, тогда печатали маленькие книжечки. Был у меня единомысленный друг, вот мы с ним и толковали, как нам спастись. Ходили пешком в Нилову Пустынь, 150 верст от нас. Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи и – марш в дорогу. Ходили мы туда три раза. Слыхали мы, что там в лесах живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее, да и глуповаты были – ведь только по 13 лет. Старший мой брат жил в Петрограде. Он был деловой и неглупый, имел трактир и меня к себе взял. Немного я пожил с ним, а книжечки все приобретал. Брат поехал в деревню, а я в Коневский монастырь: нашелся попутный человек, владеющий финским языком. На Коневце нам не понравилось, отправились на Валаам». Первый раз Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь шестнадцатилетним мальчиком, в 1889 году. Сразу по поступлении в монастырь его отправили в один из многочисленных скитов Валаама – скит преподобного Германа Валаамского. В Германовском скиту занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось помогать в хлеву и на полях, к чему он сам с детства был привычен. Так прошли четыре года в Германовском скиту. Потом Ивана призвали на военную службу, которая в то время продолжалась четыре года. Служил Иван в стрелковом батальоне, после армии вернулся на несколько лет в свою родную деревню к родителям. Окончательно он прибыл на Валаам 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре». По возвращении на Валаам Ивана ожидали иные послушания. Сначала он работал в экономической конторе на главном острове. Но вскоре на него были возложены новые обязанности, которые хотя и не были особенно приятными, но должны были исполняться так же добросовестно, как и все другие. Ивана отправили на послушание в Петербург, в часовню Валаамского монастыря у Калашниковой пристани (на Синопской набережной). Там он пробыл два года.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/shi...

Февраля 4 (17) Священномученик Иоанн (Артоболевский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году как лучший ученик семинарии он был послан продолжить образование в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году. Иван Алексеевич уже в студенческие годы был талантливым проповедником, и одна из его проповедей обратила особенное внимание на учившегося тогда же в академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Фаддея 4 , ревностного подвижника, закончившего жизнь мученически, который записал в своем дневнике, что Артоболевский произнес проповедь о призвании апостолов, «которое явилось важнейшим событием в их жизни. Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании. Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голоса – голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание . Подобно апостолу Петру мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания и еврейского языка в Вифанской Духовной семинарии. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В 1905 году Иван Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Марии Магдалины при московском Императорском коммерческом училище; в храм он был сразу же назначен настоятелем, а в училище – законоучителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Иоанн Тарасов Статья посвящена описанию жизненного пути выдающегося литургиста начала XX в., профессора Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургистики, магистра богословия Ивана Алексеевича Карабинова . Рассматриваются его детские годы, время обучения в духовных учебных заведениях и археологических институтах, научная и преподавательская деятельность, а также судьба после революции. Изложены биографические сведения о студентах, которые обучались в духовной академии и написали свои кандидатские сочинения под руководством И. А. Карабинова . Расцвет Санкт-Петербургской духовной академии приходится на период конца XIX и начало XX вв. В это время на пользу церковной науки здесь подвизались такие профессора, как Н. Н. Глубоковский , Н. В. Коровский, Т. В. Барсов , В. В. Болотов и многие другие, имена которых хорошо известны научному миру. Но имена молодых профессоров, которые трудились в академии в последние годы перед революцией и оставили после себя существенный след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя экстраординарного профессора, последнего, возглавлявшего кафедру литургики в СПбДА до ее закрытия в 1918 г., Ивана Алексеевича Карабинова . И. А. Карабинов родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское, Никульской волости, Юрьевского уезда, Владимирской губернии 1 , куда после окончания Владимирской духовной семинарии в 1854 г. был отправлен штатным священником его отец -протоирей Алексий Карабинов 2 . Сейчас это одноименный поселок, расположенный во Владимирской области к югу от города Юрьева-Польского. Из воспоминаний Олимпиады Ивановны Карабиновой, супруги Ивана Алексеевича, мы узнаем о том, в какой семье возрастал будущий профессор: «Отец, мать, крестная (сестра матери), брат и приемный сирота» 3 . Любовь к храму и богослужению были привиты ему с самого раннего возраста и оставили отпечаток на всю последующую жизнь. Он «помогал отцу в алтаре, был на разных требах с отцом; он был очень любознательным» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн Артоболевский Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году, как лучший ученик семинарии, он был послан для продолжения образования в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году . Иван Алексеевич еще в юности обнаружил талант проповедника, и одна из его проповедей привлекла особенное внимание студента академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея, который счел нужным записать ее содержание в своем дневнике: «Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании? Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голоса – голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание. Подобно апостолу Петру, мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания в Вифанской Духовной семинарии и географии во втором классе Филаретовского училища при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевом Посаде. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В том же году постановлением педагогического собрания семинарского Правления он был избран на должность преподавателя еврейского языка в Московской Духовной академии .

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Алексеевич Маклаков: «С этой верой мы будем бороться и с этой верой мы умрем» Начало «красного террора» в 1918 году 04.09.2015 1197 Время на чтение 29 минут От редакции . Сегодня, 5 сентября, мы вспоминаем трагическую дату начала «красного террора» в 1918 году. В этот день в Москве были расстреляны видные деятели, как тогда говорили «старого режима»: один из лидеров монархического движения священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, бывшие министры внутренних дел Н.А.Маклаков и А.Н.Хвостов, бывший руководитель полиции С.П.Белецкий и другие. Предлагаем вниманию читателя статью о выдающемся государственном деятеле, до конца боровшемся против наступавшей революции, Николае Алексеевиче Маклакове. Иногда высказывают мнение, что последней надеждой Государя по предотвращению смуты был глава правительства и министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин, которому даже установили памятник у здания современного правительства России. Это - не вполне основательное мнение. Как раз Н.А.Маклакова Царь-Мученик считал своим полным единомышленником. Это о нем Государь сказал: «Наконец-то я нашел человека, который меня понимает». Статья подготовлена главным редактором РНЛ А.Д.Степановым для сборника «Правая Россия», который вышел в свет в начале лета. Автор попытался показать как Государь и Н.А.Маклаков безуспешно пытались предотвратить революцию. Подробнее о книге и условиях ее приобретения можно прочитать тут . Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры: старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов; младший Алексей (1872-1918) пошел по стопам отца, став офтальмологом, профессором Московского университета и директором университетской глазной клиники; одна из сестер Ольга (1876-1905) умерла молодой, а самая младшая Мария (1877-1957) скончалась в эмиграции во Франции, разделив горечь изгнания со старшим братом. Отец Маклакова был женат вторым браком на писательнице Лидии Филипповне Нелидовой (урожд. Королёва), но в этом браке детей не было.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Этот почти столетний период небогат событиями. Самое упразднение по современному акту случилось следующим образом. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя Росссии самодержцев, и по наказной памяти за приписью дьяка Григория Посникова, велено приказу большого дворца подъячему, Луке Волкову, ехать в Малоярославецкой уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И того монастыря в вотчины, для того, что в нынешний 7192 (1684) год в 23 день декабря, великие государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцы, и сестра их, великая государыня благородная царевна и великая княжна, Софья Алексеевна, указали: тот монастырь Тихонову пустынь с крестьянами и с бобылями, и с пашнею, и с сенными покосами, и с рыбными ловлями и со всеми угодьями, что в том монастыре написано в писцовых и в переписных книгах, пресвятой Богородицы к Донскому монастырю приписать. И посему великих государей указу я, Лука, приехал в Малоярославецкий уезд в монастырь, Тихонову пустынь. И в том монастыре описал: церкви Божии и в церквах Божие милосердие, образа и книги и всякую церковную утварь, и на колокольне колокола, и в казне денежную и всякую казну, и вотчинные крепости, и всякие письма и монастырских служек, и служебников, и на монастыре властительские и братские кельи, и всякое монастырское строение. И в житницах хлеб, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякую скотину, и всякой монастырской завод, и того монастыря в вотчинах переписал села и деревни, и в них дворы крестьянские и бобыльские, и во дворах, людей поименно, и места дворовые, и пашни, и сенные покосы, и лес и починки, пустоши и селища, и займища и всякие угодья, по писцовым и переписным книгам. А что в том монастыре в Тихоновой пустыни церквей и в церквах Божьего милосердия, образов и книг, и всякой церковной утвари, и на колокольне колоколов, и в казне денежной и всякой казны, и вотчинных крепостей, и всяких писем, и монастырских служек и служебников, и монастырского всякого строения, и в житницах хлеба, и на конюшенном и на воловьем дворах лошадей и коров, и всякой скотины, и монастырской всякой заводи, и того монастыря в вотчине сел и деревень, и в тех селах и деревнях крестьянских и бобыльских дворов, и в дворах людей и пашни, и сенных покосов, и лесу, и починков и пустошей, и селищ и займищ, и всяких угодий, по писцовым и по переписным книгам, и то все писано в сих книгах ниже сего по статьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в 1371 г. иноком Адрианом по благословению митрополита Московского Алексия. Поначалу монастырь был Успенским, а в 1439 г. был назван в честь святителя Алексия. В смутное время за высокой деревянной стеной монастыря оборонялись 60 монашествующих и около 500 жителей. Все они погибли, и все было сожжено. Памятником погибшим стала трехшатровая Успенская церковь(1628 г.). В то время по Руси было немало трехшатровых храмов, но патриарх Никон вел борьбу с неправильным пониманием простым людом Святой Троицы (неграмотные крестьяне думали, что Троица - это св. Иоанн Предтеча, пресвятая Богородица и Христос). Говорят, что народ попросил сначала построить другой храм, потом уже разрушать этот. Строительство нового храма намеренно затянули и тем спасли церковь, которая стала настолько редкой по своему облику, что народ прозвал ее Дивной. Внутри храмов ничего не сохранилось, за исключением росписей 1854 г. в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи(1681 г.). В настоящее время монастырь является женским. Он не велик, но оживлен. Путеводитель по русским городам, север-восток. Составитель Д. Семеник Алексеевский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1371 году, по желанию митрополита Московского Алексия, иноком Адрианом. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Вратарницею», на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечей в правой; эта святая икона, находившаяся в монастырской кладовой, в 1894 году, 23 июня, по просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему сонному видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм и прославилась исцелением этого больного; празднование в честь этой святой иконы, источавшей и многие другие чудотворения, совершается 23 июня. Кроме святой иконы, в монастыре находится также местно чтимая Казанская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=00229

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010