РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн Смирнов Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И.П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь. Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://fond.ru/kalendar/738/ioann/

Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин 1 , в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные статьи, устроял для лавры на реках плотины и разные хозяйственные в ее вотчинах заведения, строил по подрядам в Киеве и др. городах церкви и пр. За такую деятельность полезную как для Лавры, так и для всей Малороссии, тогдашний малороссийский гетман Иоанн Мазепа, еще во дни своей верности Петру I, принял Максима Печерского и его сыновей под особенное свое покровительство, о чем неоднократно и публиковал в универсалах по всей Малороссии. Шесть младших сыновей Максима, равно как внуки его и почти все потомки, служили в казачьем малороссийском войске в звании хорунжих, писарей, сотников, даже полковников. Но старший его сын Иоанн пошел иным путем 2 : ещё в детстве он поступил в Киевскую академию, где в особенности успевал в латинском языке, в науках словесных и богословии 3 ; а по окончании курса учения и сам был учителем латинских классов – сначала в академии, а после, несколько времени, в Чернигове. Будучи на учительских должностях, Максимович, изъявил желание вступить в монашество; почему и был, с именем Иоанна, пострижен в Киево-Печерской лавре архимандритом Иннокентием Гизелем, и там определен проповедником слова Божия. В 1678, или следующем году, когда турки опустошили заднепровскую Малороссию, взяли и раззорили её столицу Чигиринъ, Иоанн Максимович в числе других депутатов был отправлен в Москву к царю Феодору Алексеевичу, молить его о защите от врагов креста Христова. Добродушный и просвещенный царь, усмотрев в молодом монахе ум, дар слова и добродетели, повелел определить его наместником Брянского-Свенского монастыря, тогда зависевшего от Киево-Печерской лавры. Затем Иоанн Максимович в разных монастырях был настоятелем, а в 1695 г. произведен в архимандрита Елецкого Черниговского монастыря 4 . Наконец в январе 1697 г., по представлению малороссийского гетмана Ивана Мазепы, хиротонисан в Москве патриархом Адрианом в епископа, а вскоре пожалован и в архиепископа черниговской паствы, которой и управлял более 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Сентябрь День третий Память блаженного Иоанна Власатого, Ростовского В Ростовском храме святого Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и псалтирь на латинском языке. На сей последней написано: «В лето 7089 (1580) сентября 3, в царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича в Богоспасаемом граде Ростове преставися угодник Божий Иоанн Власатый и погребен в церкви святого священномученика Власия, что в Заровье. От гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим. В лето 1702 в царствование великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в неделю 2 поста, марта 1 дня прииде в Ростов преосвященный архиепископ Димитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блаженного Иоанна Власатого и милостивого даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже угодник Божий, молився Богу, чтяше; и видев ю ветху и раздирающуся, преосвященный митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести; обновив паки на гроб блаженного Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последние лета». Так почтен был блаженный Иоанн святым Димитрием. Кто был сей блаженный Иоанн? Если он мог читать латинскую псалтирь, то это, по тогдашнему времени, означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. Иностранные языки знали тогда в России чиновники, служившие при посольском приказе. По рукописному житию, блаженный Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был? – оставляет оно в неизвестности. По обстоятельствам времени Грозного царя весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея жилья своего и приходя только по временам для отдыха то к одной престарелой вдове, то к духовнику своему, Всесвятскому священнику Петру, он проводил время в умной молитве и внимании к душе своей. По житию Иринарха Ростовского видно, что блаженный Иоанн, сам возрастая в духовной жизни, подавал и другим советы на счет духовной жизни; так утешал он изгнанного из обители Иринарха. После долгих подвигов мирно почил он 3 сентября 1580 года и согласно с завещанием своим погребен был за алтарем Власиевой церкви вдовою и духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918) Протоиерей Иоанн Восторгов Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна - Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. " ...смиряюсь пред Божиим промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, - слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, - те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. " Иоанн Восторгов по окончании в 1887 г. Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента), был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища. 30 сентября того же 1887 года он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в Послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира. К 1887 г. относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова: " Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов, " Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает как рано определились церковно-аполологетические устремления будущего блестящего защитника церкви от различных противоцерковных течений.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верим, что владыка Иоанн молится за нас у престола Божия» Воспоминания протоиерея Андрея Алексеева к 90-летию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 07.10.2017 1020 Время на чтение 3 минуты 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект « Владыка Иоанн: каким он был... ». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Сегодня своими воспоминаниями делится в интервью «Русской народной линии» клирик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Андрей Алексеев , часто сослуживший Владыке: Нужно отметить, что митрополит Иоанн (Снычев) был настоящим русским человеком, даже не столько по национальности, а сколько по своему менталитету и своим взглядам на жизнь. Безусловно - самой твердой веры в Господа Иисуса Христа, что прослеживалась в течение всей его жизни, после того, как Господь открыл будущему Владыке в видении все безобразие и мерзость грешного мира. Был он выходцем из многодетной крестьянской семьи. Претерпев на себе тяжесть того времени, голод, бедность, многие лишения, он до конца своих дней остался очень добрым, внимательным, отзывчивым человеком, проявляя эти качества ко всем одинаково и к простому человеку, и к человеку, занимающему высокое положение в обществе. Но был строг и нетерпелив ко лжи, несправедливости и лукавству. Никогда не превозносился над человеком, хотя мог бы, занимая такое высокое положение. И люди отвечали взаимностью, его любили. И он всех принимал в своей епархиальной канцелярии и даже у себя в резиденции, даже простых паломников. Был добрым пастырем во всех отношениях и ко всем без исключения. Владыка был патриотом, любил свою Родину, свой народ и всегда за всех нас молился. На службе он доставал свой синодик и поминал имена тех, кто просил молитв. Это многого стоило. Время, когда Владыка стал на нашей кафедре в Ленинг раде, а затем в Санкт-Петербурге, было очень сложное и переменчивое. С одной стороны, церковь только что получила какую-то свободу после советского периода, а с другой, с этой свободой к нам в Отечество хлынула волна сектантов, лжеучителей, либералов, лукавых проповедников и различных авантюристов. И с этим конечно было необходимо бороться всеми силами.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/07/ve...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Примечания 1. Протоиерей Иоанн Захариевич Белоликов (1873–1937) одно время, еще при жизни отца Захарии, был священником в родном селе Васильевском, затем в селе Чуровском Череповецкого уезда. Впоследствии отец Иоанн служил священником Богородице-Успенской Рдейской женской пустыни у Рдейского озера, в 88 верстах от Старой Руссы. Последние сведения об этом служении – 1920 год. Там умерла его жена Наталья, оставив троих сыновей и пятерых дочерей. После закрытия монастыря служение отца Иоанна протекало в городе Старая Русса, где он был настоятелем Георгиевской церкви. Он жил со старшей дочерью Марией Ивановной, но когда гонения на христиан усилились, отец Иоанн отправил дочь в Петроград к братьям и сестрам. Верующие отзывались об отце Иоанне с глубоким почтением, но дети отказались от него – шаг, который понятен уму, но который не вмещает сердце. Родные вспоминают, как старый священник приезжал в Ленинград и тайком подходил к ограде детского сада, чтобы посмотреть на внучку, и маленькая девочка ловила на себе пристальный взгляд незнакомого человека в странной одежде. 26 октября 1937 года отец Иоанн был арестован. Решением «тройки» по Ленинградской области он был приговорен к расстрелу со следующим обвинением: «Проводил контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, распространял измышления о колхозах, ссылаясь на религиозные учения, во время революции скрывал в монастыре белобандитов и эсеров». Расстрелян 12 ноября 1937 года в Ленинграде, на станции Левашове, где предположительно и погребен. 2. ПротоиерейАлексий Захариевич Белоликов (1883–1937) окончил Новгородскую Духовную Семинарию и служил священником сначала в Ирме Череповецкого уезда, а с 1907 по 1937 год в родном селе Васильевском. Размеренная жизнь в окружении большой семьи, рядом с прекрасным человеком – женой Верой Алексеевной – после революции стала мученической. Семья жила в тягостной нищете и в атмосфере травли по «спецзаказу» со стороны сельской шпаны. Летом 1937 года была снесена малая церковь прихода, подле которой находились могилы родителей. Неоднократные попытки выслать отца Алексия останавливались вмешательством его брата, Василия Белоликова: как член обновленческого Синода, он мог добиться отмены приговора, ибо некоторое время власти считались с обновленцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

18 октября 2019 года братия Нового Валаама обрела небесного покровителя новому дому своей обители — в этот день были обретены мощи преподобного Иоанна Валаамского, память которого совершается 5 июня 21 октября. ПРАВМИР. Для Финляндской православной архиепископии 2019 год стал особенным — впервые эта церковь обрела своих, рождённых ею святых. 1 июня этого года был прославлен в лике преподобных старец схиигумен Иоанн (Алексеев), при жизни — настоятель Трифоно-Печенгской обители, а затем духовник братии Валаамского монастыря, а 13 июля — мученик и исповедник Иоанн Сонкаянрантский (Йоханнес, или Иван Васильевич Кархапяя). Икона прп. Иоанна Валаамского. (с) Valamon luostarin Параллельно с подготовкой к канонизации священноначалие Финляндской Православной церкви сделало запрос о проведении эксгумации захоронения преподобного Иоанна, чтобы обрести его честные мощи. Разрешение было получено и эксгумацию назначили на 18 октября. В этот день настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий совершил вместе с братией обители и в присутствии преосвященного митрополита Куопиоского и Карельского Арсения молебен пред началом всякого доброго дела, после чего на монастырском кладбище в присутствии представителя санитарно-эпидемиологического надзора было вскрыто захоронение преподобного. Самая большая трудность состояла в определении принадлежности останков — ввиду относительно небольшой площади кладбища наши предшественники были захоронены очень близко друг ко другу, а на могильных крестах написано по два-три имени. Митрополит Куопиоский и Карельский Арсений с братией Ново-Валаамского монастыря после омовения честных мощей прп. Иоанна Валаамского. (с) Kaj Appelberg Ранее, при установке на могиле гранитного креста, место захоронения схиигумена Иоанна было определено приблизительно. Тем не менее, опознание произошло быстро — уже через 40 минут после вскрытия были обнаружены человеческие останки, среди которых был найден иерейский крест. Сомнений не было — среди всех погребённых в этой стороне кладбища насельников обители лишь отец Иоанн был иеромонахом. Благодаря этому обретение мощей святого произошло очень быстро — от начала вскрытия могилы до окончания всех работ прошло не более двух с половиной часов.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Иоанн (Попов): На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа ожидаются тысячи паломников 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 16 сентября, 2011 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств в Белгороде будет освящена храм-часовня, возведенная на месте пещерки святителя Иоасафа. А в канун праздника сюда прибудут пять крестных ходов – из Ровеньки, Алексеевки, Старого Оскола, Ивни и Грайворона. О том, как пройдут предстоящие торжества и как проходило прославление святителя 100 лет, порталу «Православие.ру» рассказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). – Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Белгородскую епархию посетит Святейший Патриарх Кирилл. – 16–17 сентября в пределы Белгородской епархии мы ожидаем с визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и этот визит связан с торжествами, посвященными 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Мы надеемся на то, что, как и век назад, география России будет представлена в Белгороде паломниками из самых разных мест. – А как проходило прославление святителя Иоасафа 100 лет назад? – В сентябре 1911 года здесь были великие торжества, которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. За несколько дней до прославления святителя и открытия его мощей в Белгород прибыли крестные ходы с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений. Кроме того, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края, Бессарабии, с Волги и Причерноморья, из далекой Сибири, Камчатки и даже из Старого Афона.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-ioann-popo...

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился 23-го августа 1902 года в Москве. Учился в России, в Императорском Александровском лицее, и заграницей - в Лувенском университете. Из России выехал в 1920 году. Иночество принял на Афоне в 1926 году и был направлен в Богословский институт преподобного Сергия в Париже. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине, где служит до 1945 года, совершая (до начала войны) миссионерские путешествия по всем странам Европы и развивая издательскую деятельность. Во время войны издательское дело его ликвидируется, все изданные им книги, включая даже Библию, конфискуются. По окончании войны архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в 1946 году - в Соединенные Штаты Америки, где в 1947 году становится епископом Американской Православной Церкви. Архиепископ Иоанн (Шаховской) известен как автор множества богословских трудов, бесед и проповедей, издававшихся на многих языках народов мира. Сила воскресения Христова Всякое ложное учение об истине - есть змея, всякое восстание на Спасителя Богочеловека - смертоносное питье: всё это жалит душу смертельно, отравляет ее и усыпляет на вечность сном отравы. Истина покоит и живит сердце, ложь - мучение сердцу и смерть подлинной жизни сердца. Все в мире сем падшем, несущемся к своей последней гибели - ополчается на чистоту Христову. Чего только ни выдумывает мир, чего только ни делают люди, чтобы скрыть от своих сердец свет, сходящий с неба. Не надо быть особо духовным человеком, а только честным и справедливым, чтоб увидеть нашу старую землю, кишащую змеями и сверкающую смертоносными источниками вод. Наш глаз пригляделся ко злу, мы привыкли не замечать опасности, да и Господь, жалея нас, скрывает от нас худшую часть действительности, чтобы мы не изнемогли, сохраняет нас и покрывает. Но Господь не отнимает от нас свободу определения к добру или злу, ибо в этом смысл нашей временной жизни. Искушения зла ведутся в области нашей свободы. Все мы можем устоять, но не все стремимся устоять в истине и чистоте. А враг бесплотный борет нас даже не ежедневно, но ежеминутно. Устоять от зла можно только, если привязать себя, как тоненький прутик, к непоколебимому стволу вечной истины и высшей полноте жизни, - ко Христу. Довериться всецело Тому, в Чьих устах от века не было лжи, уверовать во Спасителя и полюбить Его больше своей жизни, поставить Его выше рассуждений своего ума, - вот что будет значить возлюбить Бога " более своей жизни " ...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010