Проведши эту параллель между учением Нестория и Павла Самосатского, Константинопольский ревнитель православия приводит и другие аргументы против учения Нестория, еще более уважительные для православного. «Указываю здесь тебе, ревнитель св. веры, приводим собственные слова воззвания, как исповедовала эту часть христианского учения церковь Антиохийская, от которой в первые времена распространилось на нас и имя христиан. Она знала не двух сынов Бога, из которых тот и другой есть особое существо, но единого Сына, прежде всех веков рожденного, Бога от Бога Отца, единосущна Отцу, при Августе кесаре родившагося от Марии Девы». Здесь неизвестный ревнитель православия приводит слова из Антиохийского символа веры вполне почти тожественно с членами символа Никейского. «Одинаково с сим, продолжает он далее, учит и блаженный Евстафий, епископ той же Антиохии, один из числа 318 епископов, бывших на святом и великом соборе. Слова его таковы: «он Христос не человек только, но и Бог, как говорит пророк Варух: сей Бог наш не вменится ин к нему; изобрете всяк путь хитрости и даде ю Иакову отроку своему; посем на земли явися и с человеки поживе ( Вар. 3, 36 ). А не тогда ли Он жил с человеками, когда родился от Девы, как рождаются люди, также, как и они, был младенцем, возрастал, пил, ел, усвоив себе и все прочие качества человеческой природы? Поэтому кто осмелится говорить, что иной есть Сын Единородный, прежде всех веков рожденный от Отца, и иной есть родившийся от Марии Девы, и не один и тот же есть Господь Иисус Христос, тот анафема да будет». Дело, возбудившее к себе такой горячий интерес, не могло не получить, конечно, широкой огласки и вне Константинополя. Святой Кирилл Александрийский в одном месте пишет, что «из какого бы города, из какой бы веси ни приходил кто, каждый спрашивает: что это за говор всеобщий, что за новое учение распространяется по церквам»? К самому святому Кириллу пришли из некоторых скитов египетских монахи и с изумлением спрашивали: правду ли говорят, что нашлись где-то учители, которые проповедуют, что Пресвятую Деву нельзя называть Богородицей? (См. посл. Кир. к папе Целестину ). Эти-то всюду поднимаемые вопросы и толки о предмете столь высокой важности побудили принять участие не этом важном деле и св. Кирилла Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Что Несторий успел очернить, оклеветать св. Кирилла пред императорами, это как нельзя более ясно из указа, который издали сии императоры вследствие начавшихся неустройств в делах церковных. «Мы не думали, – гласит императорский указ к Кириллу, – мы не думали, чтобы твое благочестие так приняло воздаваемые от нас тебе почести, чтобы ты все так смутил, как будто бы и мы также склонны были к раздраженно; мы будем заботиться о мире церковном, а ты знай, что ты все смутил, как не следовало бы». Чье здесь действовало внушение, это и без дальних изысканий понятно: св. Кирилл получает выговор за свои «рьяные порывы», «дерзость», «тонкости в вероучении», a Несторий как будто ни в чем не виноват, даже мало того: сторона, противная Кириллу, представляется обиженной незаконно; Кирилл лишается царского благоволении, и не иначе может возвратить себе это благоволение, как только «если оставит все оскорбительное для других и возмутительное, и тем самым докажет, что не вследствие личной неприятности, ни из неприличной неприязни к кому-нибудь он поступил так жестоко и необдуманно, защищая свое мнение». В какой степени справедливы (т. е. несправедливы) были все эти укоризны святому Кириллу, для нас понятно должно быть из всего, в подробности изложенного нами, хода дела. Император сам не знает, за что укоряет Кирилла; то он ставит Кириллу в укоризну, что Кирилл начал споры о вере без сношения с императорской властью; но эту укоризну тотчас же приходится с Кирилла снять, потому что он к императорской власти писал; то Кирилл укоряется в намерении произвести разномыслие в царственном семействе, – намерении, будто бы изобличаемом разнообразным содержанием посланий к императору, его супруге и сестре; но и эта укоризна была явная напраслина на святого защитника православия 63 . Тем же посланием, в котором рассыпаны на св. Кирилла такие горькие укоризны, он предуведомлялся, что «ревнующие о вере государи намерены для полного беспристрастного исследования спорного вопроса и для умиротворения Церкви созвать собор епископов; время этого собора назначено будет особыми грамотами ко всем епископам главных городов».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Если не всегда существовал Образ Бога ( 2Кор. 4:4 , Кол. 1:15 ), то очевидно но всегда существовал и Тот, чей это образ». Отселе же, из созерцания Божественных свойств Сына, Александр усматривает и нелепость мысли об изменяемости и усовершимости Бога Слова. «В чем усовершаться премудрости Божией? В чем получать приращение самой истине или Богу Слову? Как улучшаться истинной жизни и истинному свету?». Приведши еще несколько опровержений против Ария, Александр заключает: «Все это мы написали вам, чтобы никто на вас не принимал этих людей, преданных анАфеме, и не соглашался с тем, что ими пишется, или говорится: ибо они обманщики, все лгут, правды у них нет. Они ходят по городам с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма и этими письмами утверждать в заблуждении обманутых ими и утопающих во грехах женщин». Эти последние слова дают намек на одну из тайных сил, участвовавших в первоначальном распространении нечестивого учения. До сих пор, благодаря тому, что кружок, в котором действовали ариане, быль довольно не широк, и учение их известно было только в одной почти их среде; дело об Арианах не получало еще большой огласки и не возбуждало о себе особенных толков; но «как скоро послания Александровы разосланы были по всем городам, пишет Сократ, зло еще более увеличилось. Потому что, узнав написанное, многие вступали в состязание и одни соглашались с посланием, подписывали его, другие делали противное». Св. Афанасий Великий приводит отрывки из писем Афанасия еп. Аназарбского и Георгие Лаодикийского к Александру еп. Александрийскому, в которых оба эти епископа укоряют Александра за то, что он исключил из церковного общения Ария. «Почему порицаешь Ариан, писал Афанасий Аназарбский, если говорят, что Сын Божий произведен из несущих как тварь и есть единая из всех тварей? поскольку в притче под именем ста овец разумеются все создания, то и Сын есть один из них. Георгий Лаодикийский писал: не порицай Ариан, если говорят: было, когда Сына Божие не было; ибо и Исаия быль сын Амосов, однакоже Амос был прежде нежели получил бытие Исаия» (Аф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Требование Константина привело Александра в необычайное смущение. В субботу пред предстоящим днем воскресным Александр повергся перед алтарем своей церкви в со слезами умолял Господа, чтобы Он или его самого отозвал из сей жизни, чтобы ему не видеть и не участвовать в предстоящем нечестивом торжестве, или бы ниспослал смерть на Ария. И молитва старца не была отвергнута. Уже подходило время начинать обряд введения нечестивца в церковь ; толпы народа уже с любопытством стекались видеть небывалое торжество; уже Арий в сопровождении Евсевия с торжеством шел по улицам Константинополя, как вдруг от расстройства в желудке почувствовал нужду уклониться с дороги и уже более не возвращался. Утроба человека, дерзнувшего отвергать божество Спасителя, неожиданно расселась 28 . Страшная и жалкая смерть. Некоторые из историков, не желая допустить в этом событии непосредственного действия перста Божия, слагают вину в смерти Ария на православных, которые будто бы отравили еретика. Предположение совершенно безосновательное. Во-первых, нелегко предположить, чтобы кто-нибудь из православных терпим был в близости к Евсевию и Арию, чтобы мог поднести ему яду; если бы на Ария подействовал яд, то он почувствовал бы это раньше и церемонию не стали бы и начинать; в-третьих, если бы Арий почувствовал действие яда, то так бы и заявил на пути и на пути бы потребовал помощи, между тем ничего этого сделано тогда не было. Не упоминаем уже о свидетельствах историков современных и последующих, кои единогласно признают в смерти Ария непосредственное, нарочитое наказание Божие. Смерть Ария произвела потрясающее впечатление на ариан. Более робкие поспешили обратиться к сторону православных; более дерзкие стали укорять православных в чародействе. Как посмотрел на это происшествие Евсевий? Признать в смерти Ария непосредственное наказание от Бога значит призвать неправоту и свою; значит нужно отказаться и от выгод положения своего настоящего и особенно от выгод предстоявших ему впереди; он давно уже метил на архиепископство константинопольское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Ни один областной епископ не должен простирать своей власти далее пределов своей области, и да не смешивают церквей. Границы же власти каждого епископа, по правилам (разумеются правила, составившиеся прежним обычаям и отчасти подтвержденные Никейским собором) определяются так: Александрийский епископ имеете полномочие над церквами только египетскими; епископы восточные управляют только на востоке. Как между епархиями египетскими некоторое преимущество приписывается епископу Александрийскому, так между епархиями округа восточного преимущество, признанное еще собором Никейским, остается за епископом Антиохии; епископы области Асийской начальствуют только в Асии, епископы Понтийские в области Понтийской, Фракийские во Фракийской 46 . Не получив приглашения, ни один епископ не должен переходить за пределы своей области ни для рукоположения, ни для какого другого церковного распоряжения. Каждый епископ распоряжается делами только своей епархии: что касается до дел относящихся к целой области, то таковые дела рассматриваются и благоучреждаются собором епископов той области. Так как в каждой области, и опять по гражданскому значению городов, некоторые епископы имели титло митрополита, то эти митрополиты пользовались некоторым предпочтением в общих совещаниях с епископами своего города; впрочем всеопределяющего и всерешающего значения их голос не имел; этот высший, решающий голос предоставляется всему собору епископов известной области. Но не во всех христианских местах можно было ввести и поддерживать такое стройное управление церковное: в такие соотношения и подразделения по областям не могли входить церкви у народов новообращаемых в христианство , и особенно у народов, живших в областях, не подчиненных Римской империи. По отношению к таким церквам у иноплеменных народов Вселенский собор постановляет, чтобы церкви эти управляемы были по соблюдавшемуся дотоле обыкновению отцов. Какое разумеется здесь обыкновение отцов, ответить на это с решительностью трудно; можно только предположительно сказать, что новообращаемые христиане были в подчинении у той церкви, откуда споспешествуемо было их обращение; так как новооснованные церкви не могли с первых же пор иметь у себя полную организацию иерархическую, то всего естественнее было им относиться с покорностью к той церкви, от какой они принимали крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Но общим свидетельством исследователей истории, послание это писано к 380 году; естественно предположить, что и Вселенский собор, бывший в 381 году, в своем правиле упоминает об этом же послании, а так как послание это писано было к Павлину, еп. Антиохийскому, одному из лиц соприкосновенных к истории Антиохийского о разделения, то собор очень удобно мог при рассуждении о сем послании коснуться как бы мимоходом и тех лиц, кои составляли сторону Павлина. С принятием этого предположения мы заручаемся тою, по-видимому, выгодою, что в упоминаемом свитке западных видим действительно существующее послание, писанное в 380 году, а не предполагаем только послание теперь не существующее, и при всем том освобождаемся от того неосновательного предположения, будто по недосмотру собирателей церковных правил в правила Вселенского собора внесено правило, на самом деле не принадлежащее ему. Но с другой стороны ничем не можем устранить той слабости этого предположения, что и в послании к Дамасу нет речи о сущих в Антиохии, на что так ясно указывается в правиле собора. Не принимая на себя стеснительного положения делать научные натяжки, лучшим находим оставить это дело нерешенным, чем решительно склоняться в пользу того или другого предположения. 50 Секта от имени Савватия, новатианского лжеепископа. Савватий из иудейства обратился в христианство , и Маркианом, новатианским епископом в Константинополе, рукоположен в пресвитера. Приняв сан пресвитера, Савватий произвел раскол в самом Новатианском обществе тем, что утверждал необходимость праздновать Пасху с Иудеями и по обычаю Иудеев, удалился от сообщества Новатиан и делал свои особые собрания. Оскорбленный таким самоотделенисм Савватия, Маркиан собрал собор Новатианских епископов и общим совещанием определили правило о праздновании Пасхи. Савватий подчинился этому определению, но, несмотря на сие, не отстал и от своего прежнего обычая. Сократ свидетельствует, что Савватий сей впоследствии времени принял сан епископа (5, 21). 51 Четыренадесятидневники или тетрадиты назывались так потому, что держались обычая праздновать Пасху 14 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

С радостью возвращался св. Афанасий к своей любимой пастве; с восторгом встречали его не только его пасомые, но и все приверженцы православного учения. Но за этими немногими днями радости великому поборнику православия снова уже предстояли великие, тяжкие испытания и опять-таки от Евсевия Никомидийского. Вскоре же по смерти Константина арианам удалось привлечь на свою сторону сына Константинова Констанция, правителя империи Восточной. Подчинив Констанция своему влиянию, Евсевий в этому императору начинает делать доносы за доносами на Афанасия; к прежним обвинениям теперь присоединились новые и в большем количестве. Когда Афанасий возвращался из заточения, народ, как и естественно ожидать, выходил к нему навстречу и провожал его от одного места до другого толпами. Это объяснили теме, что Афанасий поднимает между народом волнения; опять пошли на Афанасия обвинения в убийствах, неправедных заключениях духовных в темницу и даже в отнятии пищи, назначенной для бедных. Чтобы представить сколько возможно отпор этим наветам, Афанасий собрал в Александрии собор, на котором явилось до 100 епископов египетских; все они единогласно опровергли клеветы возводимые на Афанасия врагами его, дали похвальное свидетельство об его архиепископской деятельности и, наконец, призывали весь мир христианский на защиту Афанасия. С этой целью разосланы письма по всем церквам империи, и даже к престолу Римскому, куда Афанасий послал посольство прямо от себя. Сторона Евсевия со своей стороны тоже обратилась в Рим; борьба снова приняла очень широкие размеры. До сих пор западные, кроме немногих епископов да послов папских, бывших на Никейском соборе, не принимали никакого участия в том, что делалось на Востоке, по случаю волнений арианских; теперь обращаются к ним два знаменитых представителя церкви восточной – Константинопольской и Александрийской. Папа Юлий, конечно. очень рад был видеть подобные изъявления уважения к нему со стороны сих представителей церкви Восточной; но не изъявлять свою покорность папе желали они, не затем обращались они к папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Судьба православия и арианства между первым и вторым вселенскими соборами Возвращение Ария и его сторонников из гонения. – Неудачная попытка ввести Ария в церковное общение в Александрии. – Заговор ариан и мелетиан против св. Афанасия. – Клеветы на Афанасия на соборе в Тире в осуждение его. – Заточение его в Трир. – Позорная смерть Ария. – Возведение Евсевия Никомидийского на Константинопольскую кафедру на место низложенного православного епископа Павла (исповедника). – Возвращение св. Афанасия в Александрию по смерти императора Константина. – Клеветы на Афанасия пред императором Констанцием. – Собор Антиохийский 341 года. – Удаление Афанасия в Рим. – Македоний – Константинопольский, по смерти Евсевия, епископ. – Собор Сардикийский. – Возвращение Афанасия в Александрию при содействии западного императора Констанса. – Соборы арелатский в медиоланский и гонения на православных Констанция. – Афанасий укрывается от гонителей в пустыне. – Раздор ввиду арианами. – Соборы в Римини и Селевкии. – Преобладание повсюду арианства. Приговором Никейского собора и указом императора Арий и единомышленники его, Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский, отлучены от общения церковного и сосланы в ссылку; на место Евсевия и Феогниса поставлены православные епископы: в Никомидию – Амфион, в Никею – Христ. Но Арий нашел возможность освободиться от своей злополучной доли; по свидетельству Сократа (III, 26) и Созомена (III, 19), в этом помогала ему сестра Константина Великого – Констанция, вдова Ликиниева. Этой Констанции, пишет Сократ, знакомь был один пресвитер, державшийся Ариева учения и живший в ее доме. Этот пресвитер, быв наущаем Евсевием Никомидийским, часто напоминал Констанции об Арие и при всяком случае старался возбудить в царской сестре сострадание к судьбе ересеначальника, говоря, что Никейский собор обидел Ария, что Арий мыслит не так, как об нем думают. Констанция сама внимала словам арианского пресвитера, но ходатайствовать за Ария долгое время не осмеливалась, опасаясь раздражить правоверного императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Из этого же послания папы Целестина к Несторию мы усматриваем одно замечательное свидетельство об отношениях Нестория к не соглашавшимся с его учением: Несторий всех, несогласных с собою, подвергал преследованиям, отлучению от церкви. «Слышим, пишет между прочим Целестин, что клирики, мыслящие согласно со вселенской верою, с которыми и мы единомысленны, терпят большие притеснения, так что они не впускаются, говорят, и в город; радуемся, что они получили награду за подвиг исповедания, но скорбим, что гонитель их епископ. Блаженный Павел из гонителя переменился в проповедника, а ныне переменяется проповедник в гонителя: какое нечестие». Приглашая за сим Нестория к исправлению его нечестия, Целестин объявляет ему, что полным свидетельством его исправления в вере должно служить возвращение к церкви всех тех, которые отлучены были от нее Несторием за Христа, главу церкви. «Если с ними не будет того, что мы говорим, пишет далее Целестин, то отлучен должен быть тот, кто их отлучил, потому что все такие пребывают в совершенном общении с нами; к клиру же Константинопольской церкви, угрожает здесь же Целестин, и ко всем носящим имя христиан мы пошлем грамоты, каких требует дело, чтобы все знали, что ты, ежели останешься в своем превратном учении и не последуешь тому, что проповедует заодно с нами брат Кирилл, то будешь удален от епископского престола и лишен всякого общения с верными». И в этом послании к Несторию, как в прежнем послании Целестина к Кириллу, для изъявления раскаяния Несторию назначается 10-дневный срок. Бог да сохранит тебя, возлюбленнейший брат, заключил послание свое папа Целестин. Вскоре же после послания к Несторию, папа Целестин отправил обширное послание к клиру и народу Константинопольскому, и менее обширные к Ювеналию, еп. Иерусалимскому, Руфу Фессалонийскому, Флавиану Филиппийскому и Иоанну еп. Антиохийскому; во всех этих посланиях папа отчасти убеждает верных сынов церкви беречься от соучастия с еретиком Несторием, если он не откажется от своего лжемудрования; отчасти сообщает к сведению о тех распоряжениях относительно Нестория, какие сделал папа по соглашению с Кириллом Александрийским .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Мы думаем, что в том-то между прочим и заключалась тайна необычайных успехов арианства, что учение это было оригинально ново, чем и увлекало умы жаждавшие нового, но не стяжавшие искусства в различении истинного от ложного. Первое обнаружение лжеучения арианского представляется, по древним историческим памятникам, при таких обстоятельствах. Александр, епископ Александрийский, строго следуя учению Св. Писания и преданию благочестивых предшественников своих (Дионисия, Феогноста, Пиерия, Петра, Ахилла), нередко богословствовал в присутствии подвластных ему пресвитеров и других клириков о Святой Троице, рассуждая, как замечаете ц. историк Сократе, философски, что Святая Троица есть в Троице единица. Очевидно было, что признавал единосущие всех лиц Пресвятой Троицы, и следовательно единосущие Сына Божие с Богом Отцом. Арий, пресвитер подчиненный Александру, из любопрения, как утверждает Сократ, уклонился ко мнению противному мыслям Александра, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то рожденный имеет начало бытия; отсюда следует, что было время, когда Сына не было, и что Сын имеет свое существо из небытия (Ц. Ист. Сократа кн. 1, гл. 5). Несколько в инаковом виде это начало спора представляется у Созомена ; этот историк пишет, что Арий, безотносительно к учению Александра, несколько раз высказывал нелепые выражения, так что дерзнул изречь в церкви такую, никем прежде не высказанную мысль: Сын Божий произошел из несущего; было время, когда Его не было; по самопроизволению Он способен к злу и добродетели; Он есть создание и тварь. Некоторые, слыша подобные выражения из уст Ария, начали порицать Александра, зачем он, вопреки долгу, терпит нововведения в догматы. Александр, не желая, чтобы в святом деле веры имело место принуждение, и, желая примирить спорящих путем свободного убеждения, дозволил спорящим состязание. Арий защищал высказанные им положения; прочие доказывали, что Сын единосущен и совечен Отцу. Было и другое заседание: рассуждали о тех же вопросах; но спорившие опять не сошлись между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010